Как научить ребенка говорить букву Л в домашних условиях?

Базовые рекомендации и упражнения

Каждый «учебный» день необходимо будет начинать с разминки
Это важно для того, чтобы разогреть артикуляционный аппарат у ребенка перед выполнением упражнений. Например, можно попросить малыша «почистить» язычком верхние зубы

Для этого нужно улыбнуться и пройтись кончиком по внутренней поверхности ряда. При этом нужно следить, чтобы челюсть у него оставалась на месте. Другим вариантом разминки может стать обычное цоканье. Дело в том, что техника выполнения характерного для лошадки звука чем-то напоминает произношение «Р». А посмеяться с малышом можно при выполнении упражнения — кто дальше высунет язык. Его фишка в том, чтобы при этом положении языка попытаться что-то говорить.

Важно выполнять все поставленные задачки вместе. Ребенок должен видеть артикуляцию и мимику взрослого, а не только слышать

В детстве все первым делом учатся подражать. Главное, набраться терпения, поскольку правильное выполнение некоторых упражнений может занять несколько месяцев. Ни в коем случае нельзя опускать руки, и переставать улыбаться. Нужно действительно относиться к занятиям, как к веселой игре. Точнее, сделать их такими. И тогда, после постановки правильного произношения звука, можно будет переходить к слогам и простым словам. При соблюдении всех вышеупомянутых условий, родители смогут добиться ощутимого успеха вместе с ребенком. В один прекрасный момент он легко и просто сможет освоить поточную речь с труднопроизносимой буквой. Не забудьте отметить это дело вкусным тортом.

Advertisement

Материалы для изучения

Стихи

* * * Льет лавина славных «Л» — Ливнем бьют по голове, Любят эти «Л» меня, Липнут, словно Люся я.

Стихи про букву «Л»

Загадки

* * * Лев — он лев, он царь зверей, Потому, что всех смелей. Примеряет лев шинель, А шинель под буквой…

Загадки про букву «Л»

Скороговорки

* * * Буква Л качает в люльке Нашу крохотную Юльку. Люльку ножками толкает, В люльке Юлька засыпает.

Скороговорки на букву «Л»

Сказки

Упражнения и советы

Если ваш логопед не выявил никаких серьезных отклонений, то можно смело начинать упражнения по постановке звука «л» в домашних условиях. Прежде всего, необходимо определить, каким образом мы получаем этот звук (интересно, что у разных людей с нормальной дикцией положение языка может немного отличаться).

Правильное положение артикулярных органов

  • Кончик языка упирается в основание верхних зубов (он также может находиться на верхних альвеолах или упираться в щель между верхними и нижними зубами).
  • Воздух проходит по боковым сторонам языка (воздушный поток нужен довольно сильный).
  • Боковые края языка не упираются в верхние или нижние боковые зубы.

Обычно звук «л» ставится без особых затруднений (иногда достаточно несколько занятий). Мы дадим советы, как помочь малышу научиться выговаривать букву «л» в домашних условиях. Сочетайте упражнения с артикуляционной гимнастикой, которая поможет улучшить подвижность губ, языка, мышц гортани. Обычно эти занятия нравятся детям, потому что можно вволю погримасничать.

Упражнения для тренировки «л»

  1. Улыбка. Нужно улыбнуться во весь рот, не размыкая губ, и в таком положении находиться до десяти секунд (7— 8 раз в день).
  2. Ветерок. Чуть-чуть открыть рот, немного прикусить язык губами и сильно дуть (до трех минут в день).
  3. Вкусное варенье. Круговые движения языка по губам, будто слизываем что-то вкусное (1 минуту).
  4. Цоканье. Попросите малыша поцокать, как лошадка, постепенно ускоряясь. При этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Затем проведите то же упражнение, только тише, как будто лошадка крадется.
  5. Длинный язык. Предложите малышу максимально далеко высовывать язык и стараться достать им то подбородок, то нос.
  6. Трубочка. По несколько раз в день сворачивайте язык в трубочку — и полезно, и забавно.
  7. Звук «ы». Попросите произнести потянуть «ы-ы-ы», но чтобы кончик языка был в глубине рта, а его спинка приподнята к нёбу.
  8. Дыхание. Чаще занимайтесь дыхательными упражнениями: выдувайте мыльные пузыри, дуйте на одуванчики и зажженные свечи, привейте ребенку интерес к пению.
  9. Мелкая моторика. Чаще занимайтесь лепкой, шитьем, рисованием, аппликацией — стимуляция нервных окончаний на кистях поможет в становлении речи и интеллектуальном развитии в целом.

Как правильно организовать занятия

Прежде всего надо помнить, что все упражнения должны проходить в виде игры. Заранее продумайте, как вы будете заниматься со своим малышом, ведь всего одно неверное движение или слово может оказать давление на ребенка, и он откажется от процедуры. Учтите, что малыш не всегда может понять глубокий смысл и значение логопедических упражнений для его будущего, поэтому атмосфера игры очень важна. Начните с малого, по 1–2 упражнения в день, чтобы не переутомить кроху. Проводите занятия так, чтобы ребенок хорошо видел свое и ваше лицо, то есть перед зеркалом, с нормальным освещением, и лучше в положении сидя. Главное — не забывайте хвалить свое чадо как можно чаще.

Целесообразность логопедических занятий

Некоторые родители не задумываются над тем, как научить ребенка говорить букву Л. Они не считают дефект чем-то серьезным, но во взрослой жизни он станет основой комплексов и переживаний.

Важно! Нарушения речи лучше исправлять в дошкольном возрасте, тогда на процесс уйдет немного времени.

Дидактический материал своими руками для детского сада

Если родители не знают, как правильно научить ребенка выговаривать букву Л и Р, то им стоит обратиться к специалисту. Логопед сможет исправить эту проблему и выработать нужное произношение.

Сколько надо занятий на постановку звука [л]

Нельзя однозначно сказать, сколько потребуется уроков для устранения дефекта. Иногда постановка звука занимает одно занятие, в другой ситуации потребуется больше 30-40 встреч.

Все зависит от особенностей ребенка, его мотивации и заинтересованности родителей. Научиться произносить звук [л] не так легко, так как дошкольник привыкает к определенному стереотипу. В силу возраста малышам еще сложно воспринимать учебную деятельность.

Как проходит индивидуальное занятие по постановке звука [л]

Постановку звука логопед проводит только после того, как ученик хорошо выполняет артикуляционную гимнастику. Комплекс выполняют строго перед зеркалом. После занимаются дыхательной гимнастикой и выполнением заданий на речевой слух.

Как проходит индивидуальное занятие автоматизация звука [л]

Логопед проводит индивидуальные занятия по автоматизации звука [л] только после вызова изолированного произношения. На таких уроках специалист развивает лексико-грамматический строй речи, фонетико-фонематический слух.

Для этого используют разные игры и тренажеры. Современные логопеды применяют компьютерные игры. Родители обязательно участвуют в процессе и дома выполняют задания специалиста.

Важно! Длительность урока для дошкольного возраста — примерно 25 минут. Обязательно проводятся физические минутки для переключения деятельности.

Как научить ребенка выговаривать букву «Р»?

Начинать следует с постановки артикуляции: зубы размыкают, язык складывают в виде лодочки, его бока должны прикасаться к зубам, а кончик подниматься и прикасаться к резцам.

Язык устанавливается, как для выговаривания буквы «Р», но многократно произносится звук «ЗЗЗЖЖЖ», а затем «Д».

Малыш высовывает язык и прижимает его губами, после этого он должен быстро выдохнуть через рот, заставив конец языка слегка вибрировать.

Ребенок открывает рот, распластывает язык так, чтобы его кончик коснулся передних резцов, а бока – коренных зубок. В таком положении нужно удержать язык на несколько секунд, а потом полностью расслабить его. Повторить 3-4 раза.

Ребенок должен открыть рот, слегка разомкнув губы, и 10 раз легонько прикусить кончик языка.

Пусть малыш попробует пощелкать языком, присасывая его к небу. Повторить упражнение нужно минимум 10 раз, меняя темп.

Предложите ребенку попробовать имитировать языком цокот копыт лошади.

Малыш резко и быстро бьет по верхним зубам кончиком языка и одновременно с этим выговаривает звук «Д».

Игровые методики

Родители, задающиеся вопросом,как научить ребенка выговаривать букву «Р»,

зачастую сталкиваются с тем, что малыш не хочет выполнять задания и артикуляционные упражнения, поскольку ему скучно и неинтересно. Как быть в этом случае? Существуют специальные развивающие игры, которые тренируют произношение буквы «Р».

Взрослый предлагает ребенку имитировать языком колебания маятника часов. Для этого малыш широко открывает рот, высовывает язык и тянется им к правому и левому углу рта.

«Прятки»

Взрослый рассказывает малышу, что язычок любит гулять, но при этом очень пугливый. Поэтому надо научиться высовывать его тогда, когда этого никто не видит. После этих разъяснений взрослый закрывает глаза и язычок выходит на прогулку – высовывается изо рта, а когда взрослый открывает глаза, язычок прячется.

«Комарик»

Спросите у ребенка, какие звуки издает комарик, если кроха не знает, как ответить, подскажите: «ззззззззз». Пусть малыш повторит звук с закрытым и открытым ртом.

Главное правило таких игр – доброжелательная обстановка. Если сами родители воспринимают их как докучливую обязанность и постоянно одергивают ребенка и ворчат на него, то ничего хорошего из них не выйдет. В таком случае лучше все же обратиться за помощью к профессиональному логопеду.

Развитие речи ребенка – важная задача, стоящая перед родителями. Многие хотят как можно скорее научить ребенка правильно говорить букву Л. Точнее, звук – один из самых проблемных для многих малышей. Помогут в этом специальные упражнения, разработанные логопедами

Данный звук не относится к числу сложных, и скорректировать ошибки в его произнесении можно, как правило, в домашних условиях, однако важно помнить, что работа должна вестись регулярно. Посещение логопеда поможет родителям определиться с теми основными упражнениями, которые нужно будет выполнять малышу.

Коррекция звука [л] в домашних условиях

Нарушения речи возникают по разным причинам. В случае, когда ребенок не говорит только один-два звука, родители могут попробовать исправить дефект самостоятельно.

Занятия с логопедом позволят исправить любые проблемы с речью

Как научить ребенка говорить букву Л твердую

При дислалии у детей наблюдаются проблемы только со звукопроизношением. Нарушения возникают из-за особенностей строения артикуляционного аппарата или недостаточной подготовке мышц.

Для звука [л] важен верхний подъем кончика языка. При короткой подъязычной уздечке это сложно сделать. Поэтому предварительно ее нужно подрезать у стоматолога. Только операция решит эту проблему.

Проверить связку легко: нужно попросить ребенка дотронуться кончиком языка до верхних зубов. Соноры ([л], [р] и их мягкие пары) появляются к пяти годам и до этого времени беспокоится не о чем. В три года артикуляционный аппарат ребенка еще только формируется.

Важно! Не стоит торопиться и требовать, чтобы дети с раннего возраста выговаривали все звуки. Иначе можно спровоцировать развитие дефекта.

В домашних условиях можно попробовать самостоятельно исправить неправильное произношение звука [л]. Такое допускается только в случае дислалии. Иногда эту проблему можно спутать с дизартрией, которая требует работы с логопедом.

При дизартрии нарушается подвижность мышц артикуляционного аппарата. Подобная проблема выражается в гипертонусе или гипотонусе. Часто язык такого ребенка собран во рту или слишком расслаблен. Малышу будет сложно выполнять тонкие движения и переключаться с одной позы на другую.

На исправление неправильного произношения может уйти до одного года. С ребенком нужно заниматься каждый день — это позволит ускорить процесс. Необходимо соблюдать последовательность этапов и не торопиться.

Постановка звука

Механический способ в логопедии используют часто. Для него нужен специальный зонд в виде проволочной рамки или шпатель. Ребенок широко открывает рот, протяжно произносит «ЫЫЫЫЫЫ» и в это время взрослый поднимает его язык инструментом.

Легче учить ребенка произносить звук от межзубной позиции. Для этого дошкольника просят прикусить кончик язычка и произносить звук [ы] (ЫЫЫЫЫЫ), после чего постепенно убирать язык за верхние зубы.

Проговаривать [л] в межзубной позиции можно сразу со слогами. Постепенно происходит уход от этого положения. Автоматизацию начинают только с прямых слогов: ЛА, ЛО, ЛЫ, ЛЕ.

Важно! Нельзя торопиться с переходом к словам, иначе закрепится дефектное произношение.

Этапы обучения правильному звукопроизношению дошкольников

Автоматизация звука

После того как правильное произношение отработано в прямых и обратных слогах переходят на слова. Для облегчения восприятия используют наглядный материал в виде картинок и специальных игр. Например, ребенка просят показать предметы со звуком [л].

Слоги можно проговорить с помощью зонда

Приучить дошкольника к самоконтролю сложно. Поэтому нужно постоянно с ним заниматься. Достаточно уделять меньше получаса для работы и эффект не заставит себя ждать.

Родителям стоит понимать, что нет способа, который даст быстрый результат. Только постоянные тренировки помогут закрепить правильное произношение.

Песенки и стишки

Для облегчения процесса автоматизации используют разный лексический материал. Чистоговорки и стихотворные формы проще запомнить и ребенку нравится их воспроизводить.

С дошкольником можно разговаривать на разные темы. Так ему будет легче привыкнуть к правильному произношению.

Пример стихов для автоматизации звука [л]
Главное условие эффективных занятий — это заинтересованность ученика. Поэтому все проводят в игровой форме. Чем разнообразнее материал, тем лучше для малыша.

Скороговорки

Сложнее всего ввести звук в самостоятельную речь. Для облегчения процесса используют скороговорки на звук [Л]. В них подобраны слова, которые позволяют отрабатывать произношение звука в разной позиции.

Например, «У елки иголки колки», «Воля в поле», «Подошел к лотку Лука, лук Лука купил с лотка» и т. д. Постепенно ребенка просят произносить быстрее каждую скороговорку. Большое внимание уделяют правильному произношению.

Упражнения на артикуляцию

Учить правильно произносить звук начинают с артикуляционной гимнастики. Логопедические упражнения для быстрой постановки звука [л]:

  • Широкий язык лежит за нижними зубами, ребенок протяжно произносит протяженно «ЫЫЫЫЫЫЫЫ».
  • Облизывать кончиком языка верхнюю губу.
  • Цокать языком.
  • Широко открыть рот и языком провести по внутренней стороне зубов.
  • Кончиком языка проводить по небу.

Комплекс выполняют каждый день. Чтобы ребенок научился правильно произносить звук он должен все упражнения делать правильно. При этом важно следить за неподвижностью челюсти.

Артикуляционная гимнастика выполняется строго перед зеркалом

После того, как все движения будут легко выполняться, переходят к следующему этапу — к постановке твердого звука [л]. Для этого используют разные приемы. Нельзя заранее сказать какой из них подойдет конкретному ребенку.

Упражнения для растяжения подъязычной уздечки

Быстро поставить произношение буквы р можно при помощи специального комплекса упражнений

Одна из причин нарушения речи – короткая подъязычная уздечка. Справиться с этой проблемой можно самостоятельно в домашних условиях или при помощи тренировок с логопедом. В тяжелых случаях, при выраженной аномалии, назначается хирургическое рассечение тканей.

Помогут быстро справиться с проблемой неправильного звукопроизношения и растянуть подъязычную уздечку следующие упражнения:

  • Качели. Для выполнения дошкольник должен широко открыть рот и языком совершать движения вверх-вниз, доставая кончиком языка до зубов. На верхней и нижней точках рекомендуется задерживать язык на несколько секунд. Аналогичную тренировку следует проводить, двигая языком в стороны.
  • Футбол. Существует два варианта выполнения этой задачи. В первом случае ребенок должен дотрагиваться языком до внутренней стороны щеки справа и слева по очереди с легким нажимом. Во втором случае нужно из бинта скатать небольшой шарик и поместить за щеку ребенка, а он выталкивает шарик языком.
  • Котенок. Это упражнение будет интересным для детей любого возраста. Достаточно налить в тарелку немного йогурта или другого лакомства, которое дошкольник должен слизать языком, имитируя движения котенка.
  • Дотянись. Ребенок должен тянуться языком к кончику носа, затем к подбородку. На пике нужно зафиксировать язык на несколько секунд.

При выполнении занятий на растяжение уздечки языка родителей не должно пугать появление незначительного количества крови. Ее отделение при тонкой уздечке указывает на сильное растяжение или разрыв тканей. При значительном кровотечении следует проконсультироваться с педиатром.

Комплекс упражнения для постановки правильного произношения звука «л»

Перед любым логопедическим занятие необходимо провести разминку органов артикуляционного аппарата. Эта та же разогревающая гимнастика.

Для детей такие занятия проходят в игровой форме и очень нравятся. Попросите малыша показать вам язык, улыбнуться, покрутить губами, сложенными в трубочку, широко открыть и закрыть рот.

Проведите несколько дыхательных упражнений. Этого будет достаточно, чтобы настроить речевой аппарат ребенка для дальнейшей работы и научить детей правильно проговаривать слова.

Далее приступайте к упражнениям на постановку выговаривания звука «л». Для того, чтобы уроки были для малыша интересными, используйте картинки, а не только учите выговаривать слова.

Также, рекомендуется делать все упражнения вместе с малышом, что поможет ему наглядно видеть и пытаться повторить за вами.

  • Улыбка. Это упражнение очень веселое для детей. Попросите малыша, не размыкая губ, улыбнуться во весь рот и застыть в таком положении до десяти секунд.

    Делать это можно до 8 раз.

  • Вкусный медок. Немного открыв рот, кончиком языка попросите ребенка облизать губы, как после дегустации вкусного меда. Упражнение следует делать одну минуту минимум.
  • Ветерок. Выдувать воздух через чуть-чуть приоткрытый рот, прикусывая при этом кончик языка. Упражнение выполняется около трех минут.
  • Цоканье лошадки. Покажите картинки. Спросите у малыша, что это за животное и попросите только языком поцокать, как делает это лошадка. Для начала ускоряйте произношение звука, а после приглушайте его.
  • Покажи язык. Это упражнение также очень занимательно для детей, так как взрослые разрешают ему делать то, что раньше было запрещено. Попросите ребенка максимально выдвинуть язык вперед и попробовать достать им до подбородка. Следующий этап – достать до кончика носа.

Если перед родителями стоит задача научить ребенка выговаривать «л», то необходимо помнить, что процесс обучения должен быть интересным для детей. Для этого используйте яркие картинки, например, лошадки для одноименного упражнения.

Сами занятия должны длиться не более 5 минут, так как это именно то время, когда 4-х-летний малыш может сосредоточиться на выполнении одного задания.

Дети, которые имеют проблемы при выговаривании слова, содержащего букву «л», должны больше заниматься рисованием, аппликациями, то есть упражнениями на мелкую моторику. Это помогает не только развить речь и научить правильно проговаривать слова, но и способствует лучшему интеллектуальному развитию.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Постановка звука л

Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

Артикуляция звука л

Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

Артикуляционная гимнастика для звука л

Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает артикуляционная гимнастика для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

Комплекс артикуляционной гимнастики на звук Л в картинках и стихах

Возрастные особенности

Формирование языковых навыков происходит в несколько этапов, поэтому родители должны знать, какими речевыми навыками должен обладать ребенок в определенном возрасте, чтобы в случае проблем вовремя проконсультироваться со специалистом.

Стадии речевого развития:

Первый год жизни — в 1,5 месяца грудничок издает гласные звуки («а», «у», «ы»). В это время происходит формирование интонационной системы. В полгода кроха начинает лепетать и даже произносить определенные слоги («ма», «ба», «дя»), а к 12 месяцам уже пытается говорить элементарные слова. Функция понимания речи формируется именно в этот период, а после начинается процесс пополнения словарного запаса. Кстати, первое, что произносит кроха, не «мама», как считают многие, а «дай». Согласно статистике, это характерно для 60% детей.

  • Второй год — в этот период малыш начинает хорошо понимать речь взрослых. Он внимательно слушает, что ему говорят окружающие и пытается за ними повторять некоторые слова. Кроха уже разговаривает, но только на своем языке. Эти слова непонятны для взрослых, но родители со временем учатся распознавать своеобразную речь малыша. Научить ребенка разговаривать в 1,5 года можно многократным повторением одних и тех же слов, и ближе к 2 годам малыш уже сможет произносить отдельные фразы («мама, дай», «хочу ням-ням» и т. д. ).
  • Третий год — в этом возрасте появляется заметный прогресс в освоении вербальных навыков. Ребенок начинает формировать предложения и может вести осмысленный диалог. В этот период нужно стараться как можно больше читать малышу, петь с ним песенки и постоянно общаться.

Дифференциация звуков

Чтобы не конфликтовал с другими согласными, особенно, с сонорными, нужно автоматизировать не только трудный звук, но и его сочетания с другими. Так, для дифференциации «р» применяют слова, отличающиеся на одну букву. Пары слов, подходящие для дифференциации «р»:

  • Рожь — ложь
  • Лак — рак
  • Лаз — раз.

В течение дня на упражнения для дикции должно уходить около 20-30 минут. Эффективнее, когда это время разбито на короткие эпизоды, игры, занимательные задания по 5-7 минут. Для ребенка от 3 до 7 лет гораздо интереснее играть и общаться со взрослыми, чем выполнять бессмысленные повторы, поэтому отдавайте предпочтение именно игровым методам. Подойдут также детские стихи, шуточный стишок и логоритмическая песенка по теме занятия.

Исправлять неправильное звукопроизношение и ставить корректное нужно скоро, но не быстро. Если вы намерены самостоятельно исправить речь у ребенка, то действуйте последовательно и методично. Чтобы не потеряться в современном потоке информации, на каждом этапе сверяйтесь с рекомендациями проверенных источников: консультацией логопеда, специализированной литературой или официальными публикациями детских психологов.

Старайтесь правильно выбирать время для занятия — когда ребенок в хорошем настроении и готов к сотрудничеству в игре. Разговаривать с ним о звуках лучше в процессе изучения книг и сказок, упражнений с кубиками, кассой букв и алфавитом. Объясните, что язычок следует приучать к работе, как и любые другие мышцы, не переставать тренироваться, как и в спорте. Факт, что язык — мышца, может стать для почемучки большим открытием!

Еще один важный совет: исключите дурной пример или заострите внимание ребенка на том, что подражать такому примеру — плохо. Иногда дети прекращают картавить, когда понимают, что это вызывает насмешки и излишнее внимание

Причины нарушения произношения звука л

Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:

  • малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
  • для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
  • двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
  • подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;

В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:

  • образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
  • кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
  • середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.

Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.

Как постановить звук Л

После завершения подготовительного этапа переходят к основным упражнениям.

Постановка Л проводится:

  • по подражанию;
  • на вдохе;
  • механическими способами.

Когда ребенок начнет произносить букву правильно, необходимо закрепить этот навык и довести его до автоматизма. Вначале ребенка нужно научить мягкому звуку, затем твердому.

По подражанию

Самый распространенный метод обучения — посредством подражания взрослому. Вначале родитель или логопед показывает, как правильно расположить язык и губы.

Чтобы ребенку было понятнее, можно предварительно объяснить ему на словах:

  1. Язык нужно сделать широким.
  2. Кончик прижимается к верхним передним зубам или деснам.
  3. Середину языка прогибают книзу, а корень приподнимается.
  4. Боковые части не поднимать, чтобы между ними и щеками проходил воздух.

Для проверки правильности прикасаются к щекам, пока ребенок произносит Л. Если все сделано верно, мышцы щек слегка вибрируют.

Заниматься лучше перед зеркалом. Вначале взрослый несколько раз говорит правильно сам, потом просит повторить ребенка.


Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях.

На вдохе

Упражнения на развитие правильной артикуляции сочетают с дыхательной гимнастикой. Ставить Л желательно на вдохе.

Перед началом тренировки делают несколько дыхательных движений:

  1. Вдох быстрый — 1 секунда.
  2. Выдох плавный и медленный — до 5 секунд.

Затем можно усложнить упражнение, преподнести его в форме игры. Соотношение вдоха и выдоха при этом должно сохраняться.

Комплекс для каждого ребенка подбирается индивидуальный и может включать следующие упражнения:

  1. Подуть на вертушку и понаблюдать, как она крутится.
  2. «Остановить бегущую лошадку». Делается вдох, губы расслабляются. Воздух выдыхается так чтобы получился звук «прррр».
  3. Ребенок ложится на спину на ровную поверхность (пол или жесткая кушетка). Рука кладется на живот. Делается вдох и надувается живот. Рука должна ощущать, как на вдохе «мячик надувается», а на выдохе «сдувается».
  4. Можно попросить ребенка закрыть глаза и угадать по запаху фрукты или другие предметы. На вдохе нужно нюхать фрукт, втягивая воздух через нос. На выдохе произносится название предмета.

С механической помощью

Чтобы правильно поставить звук, можно воспользоваться механическими приспособлениями:

  • шпателем;
  • специальными зондами;
  • деревянной палочкой от мороженого;
  • черенком ложки и пр.

Если дома нет подходящих предметов, можно помочь ребенку пальцами рук. Основная задача такой работы — зафиксировать орган или мышцу в правильном положении.

С помощью подручных средств делают следующие упражнения:

  1. Деревянную палочку кладут поперек языка. Таким способом создается пространство между верхними коренными зубами и боковыми частями языка. Формируется правильное прохождение воздуха через ротовую полость.
  2. Постановка твердого звука от мягкого проводится с помощью большого пальца руки. Для этого подушечку пальца кладут в ямку под подбородок. Слегка нажимают на эту область, и звук рефлекторно становится твердым.
  3. Научиться произносить твердую фонему можно, если прижать к нижней части подбородка тыльную сторону кисти.
  4. Если ребенок излишне напряжен, можно немного расслабить мимические мышцы, помассировав их кончиками пальцев.
  5. Для коррекции двугубного ламбдацизма уголки губ растягиваются до положения улыбки и в таком состоянии удерживаются указательными пальцами.

Снять напряжение можно, пошлепав губами, выдохнув полным ртом через сомкнутые зубы -«уфф», пофыркав.


Слова для тренировки звука «Л».

Почему не шипит буква «Ш»

Речевой аппарат и непосредственно речь ребенка требуют времени для развития. Если ребенок впервые применяет звук «ш», то несовершенство произношения — нормальное явление. Единственное, что нужно сделать, это вовремя скорректировать детский навык.

  • Другие возможные причины неправильного звучания могут составить рейтинг, в котором на первом месте окажутся физиологические особенности: строение прикуса, языка, неба, заболевания полости рта.
  • Прямую взаимосвязь с первым местом имеет второе: слишком длительное сосание пустышки. Уже давно замечено, что прикус чувствителен к присутствию соски, а в речи страдают именно шипящие и свистящие звуки.
  • Родительским ошибкам можно отдать почетное третье место. Задумайтесь, не слишком ли вы «заколыхали» и «засюсюкали» ребенка, и не пытается ли он подражать вашей манере звукопроизношения. Любые нарушения речи взрослых могут быть причиной детских логопедических ошибок.

    Подражание и копирование для детей — такие же способы познания опыта взрослых, как и игры или направленное обучение. Следите за собственной артикуляцией.

  • Только в пятой части случаев речь идет о действительно значимых затруднениях по двум причинам: общее недоразвитие, тормозящее становление речи; нарушения слуха и аппарата воспроизведения звуков.

История происхождения буквы Л

В давние времена у буквы Л было другое название. Это сейчас мы называем её -эль-, а когда-то это была «люди». Странное название было у буквы, не так ли?

Появилась она тоже странным образом.

В те далёкие времена было слово, обозначающее «человек». Это слово произносилось как «людинъ». Корень от того слова и сейчас ещё жив в слове «простолюдин».

В Калужской области даже был населённый пункт Людиново. Название городку было дано за его многолюдность.

«Люд» с индо-европейского означает «расти». Если как-то связать это с человеком, то можно сказать, что человек, людин — тот, кто растёт.

На Руси букву Л связывали с такими прекрасными словами, как: любовь, ласка.

Самое красивое название у буквы Л -Эль- в кириллице. В финикийском это «ламед», а в греческом алфавите это вообще «лямбда». По некоторым сведениям, именно из греческой лямбды произошла буква Л, которая сегодня занимает место в русском алфавите.

Можем сравнить и поймём, что они, действительно, очень похожи: наша Л и греческая лямбда Λ, λ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]