Постановка звука Чметодическая разработка по логопедии (старшая группа)


Нарушение произношения

Чтобы подобрать правильную тактику обучения и понять, как поставить звук «Ч» необходимо знать какие виды нарушений у детей существуют. Фонема «Ч» складывается из 2 букв «Т» и «Ш». От освоения ребенком этих звуков зависит произношение «Ч».

Классификация

дефектов:

  1. Межзубный.
    Язык находится между зубов, когда малыш пытается проговорить фонему. Звук становиться шепелявым и нечетким.

  2. Призубный. Язык напряжен и располагается за верхними резцами. Кончик органа касается альвеол. Боковыми сторонами упирается в коренные зубы. Такое положение языка может вызывать замену «Ч» на твердое или мягкое «Т». Воздушная струя толчкообразная.
  3. Губно-зубный. Язык приспущен к низу. Бока касаются коренных резцов, расположенных в верхней челюсти. Нижняя губа приподнимается, соприкасаясь с верхними резцами, находящимися по центру. Происходит замена «Ч» на «Ф» (чайник – Файник).
  4. Боковой.
    Воздушная струя при выдыхании проходит по одной из сторон языка. Орган может находиться у верхних или у нижних резцов. При этом имея наклон в одну из сторон. Звучание невнятное.
  5. Шипящий. Язык напрягается и выгибается. Кончик органа находится внизу. Он делает упор книзу ротовой полости. Воздушная струя проходит по всей области языка. Происходит замена «Ч» на мягкий «Ш» (чуб – Шюб).
  6. Свистящий.
    Речевой орган касается нижних центральных резцов. Серединка языка изогнута и образовывает желобок. Боковые стороны прилегают к задним верхним зубам. Губы в улыбающемся положении. Воздух на выдохе проходит посредине языка. Происходит замена «Ч» на твердую или мягкую «С» (чудо – Сюдо, чашка – Сашка).
  7. Носовой.
    Язык опускается вниз и слегка оттягивается назад. При этом спинка органа напрягается серединой касаясь неба. Воздушная струя выходит через нос. Звучание становится гнусавым (чудо – Хнюдо).

Важно! При обнаружении одного из перечисленных дефектов рекомендуется пройти консультацию у специалиста.

Каждое отклонение требует индивидуального подхода для решения проблемы.

Тема: «Звук [Ч]. Буква Ч»

Цели: закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах; уточнить артикуляцию, дать характеристику; упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком; закреплять умение определять позицию звука в слове; формировать звукослоговой анализ и синтез слов; упражнять в составлении предложений по опорным словам ; познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами; развивать фонематический слух; развивать умение концентрировать внимание; воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

ХОД ОД

Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»:

Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька, маленький как крошка

Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик и опять на плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза, а солнышко играет.

Щечки теплыми лучами нежно согревает!

Сообщение темы.

— Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

— Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква.

Игра «Назови ласково» (с мячом).

Мяч-мячик, ключ-ключик, белка-белочка, чашка-чашечка, собака-собачка, ложка- ложечка, вилка-вилочка, чемодан-чемоданчик, часы-часики и т.п.

— Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч].

Артикуляция звука [Ч] (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

Характеристика звука [Ч] (согласный, всегда мягкий, глухой).

Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.

— Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Ч] хлопните в ладоши.

— А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти и т.п.

-А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «Ч» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

— Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это Дюймовочка (иллюстрация).

— Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по картинке и определяют место звука «Ч» в названиях картинок. И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою.

Этот герой – Чебурашка (иллюстрация).

Деление слов на слоги.

— И Чебурашка приготовил нам задание, которое называется: «Простучи слово» (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

— Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это — Чипполино (иллюстрация).

Составление предложений.

— Но у Чипполино тоже есть своё задание, он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения по картинкам).

— Чипполино очень понравились ваши предложения, поэтому он даёт подсказку: «Прочитай слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч .

(Дети разгадывают слово «сундучок»).

— Значит, буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшуюся Чучелку).

Логопед: Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.

Ты зачем букву похитила?

Чучелка: Я хотела, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею.

Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка (дети: «Уелка»).

Чучелка: Ой, как некрасиво получилось.

Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чучелка: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова) «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок» (не может открыть). Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук «Ч» (дети произносят, сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед: Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Ч.

Знакомство с буквой Ч.

— Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

— Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

Ч — вы правильно решили, пишут так же, как «4».

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

— Из каких элементов она состоит (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. Печатание буквы в тетради.

Работа в кассах, преобразование слов.

— А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка, а из слова Чайка – Чашка. Молодцы, убираем кассы.

Чтение предложений

— И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах. В этих конвертах — слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочить их.

Итог занятия.

— Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Ч].

-Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.

Чучелка: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в моём сундучке, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: «Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок».

Чучелка угощает детей и уходит.

— Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Готовность органов речи ребенка

Появление звуковой культуры речи у малыша происходит практически с рождения (нормы тут). Развитие речевых способностей представлено в таблице.

Этапы Характеристика
Подготовка. Проявляется в первый год жизни малыша (лепет, гуление). К 6 месяцам ребенок начинает подражать взрослым копируя часто произносимые звуки.
Пред дошкольный. Длительность периода 1-3 лет. Появление новых слов (баба, мама). Составление не сложных предложений.
Дошкольный. Для дошкольников до 4 лет характерна замена или смягчение звука «Ч». С 5 лет дефект должен исчезнуть. Начинается формирование шипящих. Дошкольный период длится до 6-7 лет. Словарный запас ребенка более 2500 тысяч слов.
Школьный. Длится с 7-17 лет. В начальной школе происходит полное формирование речевых способностей.

Важно! К 11 летнему возрасту необходимо устранить все фонетические ошибки ребенка при условии отсутствия физических отклонений, связанных с дефектами органов речевого аппарата.

Способность к правильному произношению звука «Ч» формируется только с 5 летнего возраста. Фонема сложна для восприятия ребенком раннего возраста из-за того, что состоит из двух звуков «Т» и «Ш».

Постановка звука Ч

Звук Ч можно поставить несколькими способами:

  • Начать с произношения мягкого звука т. Произносить его быстро. При этом язык должен дотрагиваться до кончиков верхних зубов, потом язык слегка заворачивают, как бы поглаживая основания верхних зубов. В это же время уголки губ растянуты в улыбке.
  • Попеременно называть звуки т и щ. Делать это быстро. При этом губы снова растянуты в улыбке.
  • Для нахождения дырочки между зубами с внутренней стороны можно использовать кусочек бумаги. Сначала дырочка нащупывается руками, а затем туда прикладывается бумага. Для удержания её требуется приложить силу – это отличная разминка для языка.

Учим выговаривать шипящие звуки по методикам Фомичевой и Богомоловой

Артикуляция фонемы Ч

Чтобы поставить звук быстро и без проблем необходимо донести ребенку, в каком положении и как должны двигаться органы речи. Правильная артикуляция

наглядно представлена в картинках:

Правильная артикуляция звука «ч»

  • Губы слегка выдвинуты вперед. Принимают округлую форму.
  • Зубы разъединены.
  • Язык расслаблен. Кончик органа дотрагивается до нижних зубов. Спинка прижимается к альвеолам. Ее средняя часть касается твердого неба.
  • Воздушная струя проходит посередине языка.

Упражнения


Перед началом занятий специалист может направить ребенка на обследования:

  • умственных способностей;
  • слуха;
  • правильного строения и развития артикуляционного аппарата.

Также логопедом проводится сбор анамнеза (сведения). Информация нужна для определения среды обитания ребенка. Часто причиной неправильного произношения является окружение. Например, двуязычие в семье. Тогда возникает потребность в дифференциации фонемы.

Логопедические занятия состоят из постепенного перехода этапов по освоению звука «Ч». В подготовительной группе проводят артикуляционную гимнастику для развития подвижности органов.

Задания можно выполнять в домашней обстановке, например:

  • «Пирожок» (укрепление мышц языка). Ротовую полость открываем. Речевой орган высовываем, чтобы он принял лопатообразную форму. Боковые стороны приподнимаем до образования желобка. Губы улыбаются. Упражнение выполняем 10 секунд 2-3 раза.

  • «Фокус»

    (отработка умения держать приподнятый язык и контролировать поток воздуха). Ротовую полость держим открытой. Губы улыбаются. Язык высовываем. Его боковые стороны и кончик приподнимаем. Середину опускаем вниз. Удерживая органы в таком положении стараемся выдувать воздушную струю. Она должна ощущаться на кончике носа.
  • «Рупор» (укрепление и выработка подвижности губных мышц). Зубы смыкаем. Движения выполняем только губами. Они имитируют воспроизведение гласных букв.
  • «Варенье» (отработка движений языка). Приоткройте рот. Губами улыбнитесь. Языком возите сначала по верхней, а потом по нижней губе. При этом орган принимает лопатообразную форму. После кругообразных движений язычок втяните в ротовую полость. Его боковые стороны должны касаться верхних коренных резцов. Упражнение выполняйте 3-4 раза.
  • «Лошадка» (растягивание уздечки). С помощью языка имитируйте стуканье копыт лошадки. При этом рот широко откройте, а губы растяните в улыбке. Длительность занятия 15 секунд.

Важно! Взрослые выполняют задания с ребенком перед зеркалом. Тогда малышу проще понять, как правильно их делать.

После успешного прохождения подготовительного этапа следует проведение постановки звука «Ч».

Способы

  1. Воспроизведение от мягкой буквы «Т». Ребенка просят быстро проговаривать звук. Язык должен касаться кончиков передних резцов. Во время произношения специальным шпателем или лопаткой кончик языка немного сгибают к верху. Образовывается звук «Ч».
  2. Произношение от «Т» и «Щ». Необходимо проговаривать фонемы по очереди в быстром темпе. Губы должны улыбаться.
  3. Появление звука «Ч» с помощью слогов (ать, оть, ить). Малышу предлагают повторить много раз один из представленных слогов. При этом ложкой или шпателем отодвигают кончик языка к альвеолам. Тогда получается «ач, оч или ич».
  4. Способ подражания. Взрослый произносит фонему перед зеркалом, показывая артикуляцию, а ребенок старается повторить. Это упражнение предполагает наличие усидчивости у малыша и терпения у родителя.

Важно! При носовом дефекте произношения используют
логопедические упражнения для отработкиправильности дыхания.

В логопедической базе находится целая картотека различных заданий. Поэтому родителям не стоит пренебрегать посещением специалиста.

Упражнения для языка

Упражнения для языка делятся на статические и динамические.

Статический комплекс:

  • “Лопаточка”. Язык расслабить и положить его на нижнюю губу. Задержаться в этом положении на 10 секунд (край языка должен касаться уголков губ).
  • “Острие иглы”. Язык достать из полости рта, выровнять и напрячь – язык в это время должен быть ровным и узким.
  • “Сердитая кошка”. Кончиком языка упереться в нижние зубы, а серединой коснуться верхнего неба. Задержаться в положении на полминуты.

Логопедические упражнения для развития речи у детей от 3 до 4 лет

Динамический комплекс:

  • “Наказание для языка”. Высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Губами прижимать язык и произносить пя-пя-пя.
  • “Часики”. Высунуть язык и тянуться им то к одному уху, то к другому. Весь речевой аппарат держать в напряжении.
  • “Качеля”. Высунуть язык, тянуть его попеременно к носу и подбородку.
  • “Лошадь”. Щелкать языком, имитируя удары подковы. Середина языка все время прижата к небу.
  • “Маленькие индюки”. Языком водить по верхней губе вперед-назад таким образом, чтобы получился звук бл-бл. Скорость движений постепенно увеличивается.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]