Нарушение произношения
Чтобы подобрать правильную тактику обучения и понять, как поставить звук «Ч» необходимо знать какие виды нарушений у детей существуют. Фонема «Ч» складывается из 2 букв «Т» и «Ш». От освоения ребенком этих звуков зависит произношение «Ч».
Классификация
дефектов:
- Межзубный.
Язык находится между зубов, когда малыш пытается проговорить фонему. Звук становиться шепелявым и нечетким. - Призубный. Язык напряжен и располагается за верхними резцами. Кончик органа касается альвеол. Боковыми сторонами упирается в коренные зубы. Такое положение языка может вызывать замену «Ч» на твердое или мягкое «Т». Воздушная струя толчкообразная.
- Губно-зубный. Язык приспущен к низу. Бока касаются коренных резцов, расположенных в верхней челюсти. Нижняя губа приподнимается, соприкасаясь с верхними резцами, находящимися по центру. Происходит замена «Ч» на «Ф» (чайник – Файник).
- Боковой.
Воздушная струя при выдыхании проходит по одной из сторон языка. Орган может находиться у верхних или у нижних резцов. При этом имея наклон в одну из сторон. Звучание невнятное. - Шипящий. Язык напрягается и выгибается. Кончик органа находится внизу. Он делает упор книзу ротовой полости. Воздушная струя проходит по всей области языка. Происходит замена «Ч» на мягкий «Ш» (чуб – Шюб).
- Свистящий.
Речевой орган касается нижних центральных резцов. Серединка языка изогнута и образовывает желобок. Боковые стороны прилегают к задним верхним зубам. Губы в улыбающемся положении. Воздух на выдохе проходит посредине языка. Происходит замена «Ч» на твердую или мягкую «С» (чудо – Сюдо, чашка – Сашка). - Носовой.
Язык опускается вниз и слегка оттягивается назад. При этом спинка органа напрягается серединой касаясь неба. Воздушная струя выходит через нос. Звучание становится гнусавым (чудо – Хнюдо).
Важно! При обнаружении одного из перечисленных дефектов рекомендуется пройти консультацию у специалиста.
Каждое отклонение требует индивидуального подхода для решения проблемы.
Тема: «Звук [Ч]. Буква Ч»
Цели: закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах; уточнить артикуляцию, дать характеристику; упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком; закреплять умение определять позицию звука в слове; формировать звукослоговой анализ и синтез слов; упражнять в составлении предложений по опорным словам ; познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами; развивать фонематический слух; развивать умение концентрировать внимание; воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
ХОД ОД
— Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»:
Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку. Солнечный мой заинька, маленький как крошка Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо! Прыг на лобик и опять на плече давай скакать. Вот закрыли мы глаза, а солнышко играет. Щечки теплыми лучами нежно согревает! |
Сообщение темы.
— Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.
Письмо от Деда Буквоведа
— Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква.
Игра «Назови ласково» (с мячом).
Мяч-мячик, ключ-ключик, белка-белочка, чашка-чашечка, собака-собачка, ложка- ложечка, вилка-вилочка, чемодан-чемоданчик, часы-часики и т.п.
— Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч].
Артикуляция звука [Ч] (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)
Характеристика звука [Ч] (согласный, всегда мягкий, глухой).
Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.
— Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Ч] хлопните в ладоши.
— А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти и т.п.
-А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «Ч» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).
Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.
— Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это Дюймовочка (иллюстрация).
— Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по картинке и определяют место звука «Ч» в названиях картинок. И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою.
Этот герой – Чебурашка (иллюстрация).
Деление слов на слоги.
— И Чебурашка приготовил нам задание, которое называется: «Простучи слово» (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).
— Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это — Чипполино (иллюстрация).
Составление предложений.
— Но у Чипполино тоже есть своё задание, он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения по картинкам).
— Чипполино очень понравились ваши предложения, поэтому он даёт подсказку: «Прочитай слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч .
(Дети разгадывают слово «сундучок»).
— Значит, буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшуюся Чучелку).
Логопед: Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.
Ты зачем букву похитила?
Чучелка: Я хотела, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею.
Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка (дети: «Уелка»).
Чучелка: Ой, как некрасиво получилось.
Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.
Чучелка: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова) «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок» (не может открыть). Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук «Ч» (дети произносят, сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям)
Логопед: Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Ч.
Знакомство с буквой Ч.
— Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (ответы детей)
— Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?
Ч — вы правильно решили, пишут так же, как «4».
Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.
— Из каких элементов она состоит (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. Печатание буквы в тетради.
Работа в кассах, преобразование слов.
— А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка, а из слова Чайка – Чашка. Молодцы, убираем кассы.
Чтение предложений
— И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах. В этих конвертах — слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочить их.
Итог занятия.
— Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук?
Назовите слова со звуком [Ч].
-Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.
Чучелка: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в моём сундучке, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: «Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок».
Чучелка угощает детей и уходит.
— Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!
Готовность органов речи ребенка
Появление звуковой культуры речи у малыша происходит практически с рождения (нормы тут). Развитие речевых способностей представлено в таблице.
Этапы | Характеристика |
Подготовка. | Проявляется в первый год жизни малыша (лепет, гуление). К 6 месяцам ребенок начинает подражать взрослым копируя часто произносимые звуки. |
Пред дошкольный. | Длительность периода 1-3 лет. Появление новых слов (баба, мама). Составление не сложных предложений. |
Дошкольный. | Для дошкольников до 4 лет характерна замена или смягчение звука «Ч». С 5 лет дефект должен исчезнуть. Начинается формирование шипящих. Дошкольный период длится до 6-7 лет. Словарный запас ребенка более 2500 тысяч слов. |
Школьный. | Длится с 7-17 лет. В начальной школе происходит полное формирование речевых способностей. |
Важно! К 11 летнему возрасту необходимо устранить все фонетические ошибки ребенка при условии отсутствия физических отклонений, связанных с дефектами органов речевого аппарата.
Способность к правильному произношению звука «Ч» формируется только с 5 летнего возраста. Фонема сложна для восприятия ребенком раннего возраста из-за того, что состоит из двух звуков «Т» и «Ш».
Постановка звука Ч
Звук Ч можно поставить несколькими способами:
- Начать с произношения мягкого звука т. Произносить его быстро. При этом язык должен дотрагиваться до кончиков верхних зубов, потом язык слегка заворачивают, как бы поглаживая основания верхних зубов. В это же время уголки губ растянуты в улыбке.
- Попеременно называть звуки т и щ. Делать это быстро. При этом губы снова растянуты в улыбке.
- Для нахождения дырочки между зубами с внутренней стороны можно использовать кусочек бумаги. Сначала дырочка нащупывается руками, а затем туда прикладывается бумага. Для удержания её требуется приложить силу – это отличная разминка для языка.
Учим выговаривать шипящие звуки по методикам Фомичевой и Богомоловой
Артикуляция фонемы Ч
Чтобы поставить звук быстро и без проблем необходимо донести ребенку, в каком положении и как должны двигаться органы речи. Правильная артикуляция
наглядно представлена в картинках:
Правильная артикуляция звука «ч»
- Губы слегка выдвинуты вперед. Принимают округлую форму.
- Зубы разъединены.
- Язык расслаблен. Кончик органа дотрагивается до нижних зубов. Спинка прижимается к альвеолам. Ее средняя часть касается твердого неба.
- Воздушная струя проходит посередине языка.
Упражнения
Перед началом занятий специалист может направить ребенка на обследования:
- умственных способностей;
- слуха;
- правильного строения и развития артикуляционного аппарата.
Также логопедом проводится сбор анамнеза (сведения). Информация нужна для определения среды обитания ребенка. Часто причиной неправильного произношения является окружение. Например, двуязычие в семье. Тогда возникает потребность в дифференциации фонемы.
Логопедические занятия состоят из постепенного перехода этапов по освоению звука «Ч». В подготовительной группе проводят артикуляционную гимнастику для развития подвижности органов.
Задания можно выполнять в домашней обстановке, например:
- «Пирожок» (укрепление мышц языка). Ротовую полость открываем. Речевой орган высовываем, чтобы он принял лопатообразную форму. Боковые стороны приподнимаем до образования желобка. Губы улыбаются. Упражнение выполняем 10 секунд 2-3 раза.
(отработка умения держать приподнятый язык и контролировать поток воздуха). Ротовую полость держим открытой. Губы улыбаются. Язык высовываем. Его боковые стороны и кончик приподнимаем. Середину опускаем вниз. Удерживая органы в таком положении стараемся выдувать воздушную струю. Она должна ощущаться на кончике носа.
«Фокус»- «Рупор» (укрепление и выработка подвижности губных мышц). Зубы смыкаем. Движения выполняем только губами. Они имитируют воспроизведение гласных букв.
- «Варенье» (отработка движений языка). Приоткройте рот. Губами улыбнитесь. Языком возите сначала по верхней, а потом по нижней губе. При этом орган принимает лопатообразную форму. После кругообразных движений язычок втяните в ротовую полость. Его боковые стороны должны касаться верхних коренных резцов. Упражнение выполняйте 3-4 раза.
- «Лошадка» (растягивание уздечки). С помощью языка имитируйте стуканье копыт лошадки. При этом рот широко откройте, а губы растяните в улыбке. Длительность занятия 15 секунд.
Важно! Взрослые выполняют задания с ребенком перед зеркалом. Тогда малышу проще понять, как правильно их делать.
После успешного прохождения подготовительного этапа следует проведение постановки звука «Ч».
Способы
- Воспроизведение от мягкой буквы «Т». Ребенка просят быстро проговаривать звук. Язык должен касаться кончиков передних резцов. Во время произношения специальным шпателем или лопаткой кончик языка немного сгибают к верху. Образовывается звук «Ч».
- Произношение от «Т» и «Щ». Необходимо проговаривать фонемы по очереди в быстром темпе. Губы должны улыбаться.
- Появление звука «Ч» с помощью слогов (ать, оть, ить). Малышу предлагают повторить много раз один из представленных слогов. При этом ложкой или шпателем отодвигают кончик языка к альвеолам. Тогда получается «ач, оч или ич».
- Способ подражания. Взрослый произносит фонему перед зеркалом, показывая артикуляцию, а ребенок старается повторить. Это упражнение предполагает наличие усидчивости у малыша и терпения у родителя.
Важно! При носовом дефекте произношения используют
логопедические упражнения для отработкиправильности дыхания.
В логопедической базе находится целая картотека различных заданий. Поэтому родителям не стоит пренебрегать посещением специалиста.
Упражнения для языка
Упражнения для языка делятся на статические и динамические.
Статический комплекс:
- “Лопаточка”. Язык расслабить и положить его на нижнюю губу. Задержаться в этом положении на 10 секунд (край языка должен касаться уголков губ).
- “Острие иглы”. Язык достать из полости рта, выровнять и напрячь – язык в это время должен быть ровным и узким.
- “Сердитая кошка”. Кончиком языка упереться в нижние зубы, а серединой коснуться верхнего неба. Задержаться в положении на полминуты.
Логопедические упражнения для развития речи у детей от 3 до 4 лет
Динамический комплекс:
- “Наказание для языка”. Высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Губами прижимать язык и произносить пя-пя-пя.
- “Часики”. Высунуть язык и тянуться им то к одному уху, то к другому. Весь речевой аппарат держать в напряжении.
- “Качеля”. Высунуть язык, тянуть его попеременно к носу и подбородку.
- “Лошадь”. Щелкать языком, имитируя удары подковы. Середина языка все время прижата к небу.
- “Маленькие индюки”. Языком водить по верхней губе вперед-назад таким образом, чтобы получился звук бл-бл. Скорость движений постепенно увеличивается.