Коррекция звукопроизношения при ринолалии.статья по логопедии (старшая группа) по теме


Коррекция ринолалии в обязательном порядке включает занятия со специалистом-логопедом. Даже в том случае, если причина речевого нарушения не в функциональном поражении, а в органическом.
Родители должны понимать, что само по себе хирургическое вмешательство не поможет ребенку заговорить чисто и правильно. Операция лишь дает возможность органам речи функционировать правильно, а вот поставить звуки и сформировать красивую четкую дикцию сможет только логопед.

План логопедических занятий при ринолалии

Первый этап — дооперационный

Занятия с логопедом целесообразно начинать проводить еще до операции. На этом этапе специалист приложит усилия для постановки имеющихся в «арсенале» ребенка звуков, уделит внимание общему речевому развитию, правильному дыханию. Так как после оперативного вмешательства основной упор будет сделан на развитие новых возможностей артикуляционного аппарата, вначале нужно добиться устранения неправильных движений лицевых мышц и подготовить навыки правильного дыхания и артикуляции.

Второй этап — восстановление после операции

На этой стадии занятия направлены на улучшение подвижности мягкого неба, исправление неправильной артикуляции, отработка произношения гласных звуков.

Третий этап — работа над произношением всех звуков, правильным координированием дыхания и артикуляции

На данном этапе проводится работа по постановке правильного произношения звуков, устранению привычной назальности речи у ребенка. Проводятся упражнения по улучшению фонематического слуха, много времени уделяется грамматическому строю речи.

Четвертый этап — автоматизация поставленных звуков

Этот период также занимает немало времени, так как дети с ринолалией нелегко автоматизируют правильные звуки. Крайне важно участие в работе родителей ребенка. Контроль за выполнением заданий, своевременная обратная связь с педагогом являются значимым залогом достижения хорошего результата.

Логопедические занятия — основное «оружие» для коррекции ринолалии, вызванной функциональными нарушениями, и ничуть не менее важное, чем скальпель хирурга при ринолалии органической. Регулярные упражнения помогут восстановить речь ребенка и дать ему все возможности для успешного общение и обучения.

Принципы взаимодействия пациента с логопедом

Методики логопедической коррекции при ринолалии аналогичны вне зависимости от того, о какой форме заболевания идет речь, — это может быть открытая форма, закрытая либо в некоторых случаях врачи говорят о смешанной форме. При этом методики при лечении расстройств голосообразования и артикуляции, спровоцированных дефектами строения речевого аппарата, существенно отличаются от коррекционных методов других речевых нарушений. Одна из уникальных особенностей работы в этом случае — деление методов на два этапа — дооперационный и послеоперационный.
В целом можно выделить пять этапов логопедической работы при ринолалии. Все эти стадии важны, и пропустить ни один из них нельзя. Исключение — первый год жизни ребенка, в таком случае во взаимодействии с логопедом до операции нет необходимости.

  1. Составление характеристики маленького пациента. Для этого специалист использует медицинскую детскую карту, проводит беседу с мамой и папой, изучает анамнез.
  2. Логопедическое обследование при ринолалии с составлением речевой карты. Аналогичные обследования проводятся при всех типах речевых патологий. Изучаются особенности артикуляционного аппарата, состояние голоса, характеристики дыхания, речи, нюансы произношения звуков.
  3. Подготовка заключения. В подготовленное заключение логопед вносит все данные, которые получил при проведении логопедического обследования ребенка с ринолалией. Далее он составляет план коррекции и дает рекомендации. Подготовленный документ логопед передает другим специалистам (дефектологам, педагогам), которые вносят свою лепту в коррекцию патологии.
  4. Предоперационная работа логопеда с пациентом.
  5. Послеоперационная коррекция речевых проблем.

Здесь речь идет о достаточно широко распространенном заболевании, которое требует комплексного подхода и не терпит равнодушия. Только при совместном взаимодействии самого ребенка, его родителей и множества специалистов можно будет рассчитывать на быстрый и эффективный результат.

Упражнения при коррекции ринолалии

Некоторые виды занятий должен проводить исключительно специалист. К примеру, в послеоперационном периоде для восстановления подвижности мягкого неба помимо дыхательных упражнений проводится также специальный массаж. Родителям не стоит выполнять его самостоятельно.

А вот многие упражнения вполне можно повторять и дома. Частые «тренировки» помогут ребенку освоиться быстрее. Однако важно соблюдать основные правила:

  1. занятия не должны переутомлять ребенка;
  2. его усердия обязательно должно поддерживаться семьей;
  3. все упражнения должны быть сначала отработаны с логопедом, чтобы исключить вероятность неправильного выполнения.

Логоритмика в коррекции ринолалии

Виктория Смертина

Логоритмика в коррекции ринолалии

На этих занятиях средствами логоритмики следует развивать: 1) мимику лица; 2)общую моторику: тонус движений, координацию, переключаемость; 3) подвижность небной занавески; 4) речевую моторику; 5) преодолевать назализацию.

Для развития мимики лица используются уже известные ситуации: «Мы едим лимон»

и т. д., подвижные игры с соответствующим текстом.

«Мы веселые ребята»

. Посреди комнаты проведены мелом две параллельные линии на расстоянии 15-20 шагов друг от друга
(здесь находится водящий)
. За чертой стоят дети, по музыкальному сигналу они весело,бодро говорят: «Мы веселые ребята, любим бегать за противоположную черту. Водящий старается их догнать и коснуться в пределах своей зоны. Те, кого он коснется, выходят из игры, садятся на стулья,отдыхают и выполняют различные дыхательные упражнения на дифференциацию носового и ротового дыхания: дуют на пушинки, листики и т. д. После 3-4 пробежек с одной линии на другую по сигналу педагога назначается новый водящий из числа отдохнувших.

Для развития общей моторики проводятся игры на переключаемость движений.

«Не сбивай и поймай»

. Дети должны преодолеть несколько препятствий. Первое – скакалка, протянутая на высоте 60 см от пола, затем в 1 м от нее – скакалка на высоте 40см от пола, через 1м – следующая скакалка на высоте 5см. под разный характер музыки дети по очереди проходят первое препятствие походкой
«мишки»
, т. е. на полусогнутых ногах, расставив руки; второе проползают
«мышкой»
, т. е. на животе ползут до третьего препятствия; встают, перепрыгивают его и приседают
«лягушкой»
, т. е. встают на четвереньки. После этого играющий должен выпрямиться, поймать мяч или обруч, брошенный
логопедом, и отойти с ним в сторону. Как все дети преодолеют препятствия, по сигналу логопеда «играйте!»
они играют в мяч или обруч.

Для активазации небной занавески следует проводить упражнения с имитацией кашля, зевания, глотания, игры с пением и использованием песен. Текст песен дожжен быть насыщен гласными звуками. Во время пения педагог следит за дыханием, дикцией, за достаточно широким раскрытием рта у занимающихся. Средствами пения можно снимать назализацию в речи. Начинать следует с пения гласных звуков в значимых ситуациях. Например, дети под музыку идут в ритме движущегося поезда, останавливаются,дают гудок: «Ууу!»

Или педагог показывают различные картинки, дети восклицанием реагируют на них; например, видят круглые,красный помидор и пропевают:
«Ооо!»
ходят по лесу и перекликаются:
«Ау – ау –ау!»
Изображают плачущую девочку:
«Уа – уа – уа!»
Звукоподражаниями изображают волка:
«У!»
;ослика:
«Иа!»
; собачку;
«Ав!»
; кошку;
«Мяу!»
и т. д. Полезно сочетать пропевание с движениями.

Логоритмические занятия с больными ринолалией строятся таким образом, чтобы все виды работы положительно влияли только на речевую функцию, но и оказывали общеукрепляющее действие. Занятия начинается с бодрой музыки марша.Дети шагают: голова поднята, развернуты плечи. Шаг сопровождаются энергичными взмахами рук. Дети показывают различные виды ходьбы. По согласованию с логопедом во время ходьбы в такт шагам можно проговаривать стихи.

Основная часть занятия включает комплекс движений, объединенных одной темой.Например:

«Пузырь»
(для дошкольников и школьников)
. Дети становятся вкруг под музыку.Педагог говорит:
«Надули пузырь»
. Дети надувают щеки, как бы пузырь,произносят при этом:
«Фу-у»
, взявшись за руки, идут от центра спиной, образуя большой круг.Педагог:
«Лопнул пузырь»
. Снова повторяют первое движение. По сигналу «пузыри полетели! Дети надувают щеки и, удерживая их в таком положении, по кругу, округлив перед собой руки. Затем останавливаются и под музыку перестраиваются в круг лопается. Дети роняют руки вдоль туловища, затем все садятся на стулья и исполняют песню
«Мыльные пузырьки»(музыка Кюна)
. Занятие оканчивается ходьбой под спокойную музыку. В занятие можно включать игру
«Поезд»
. Стучат колеса паровоза, работают рычаги – рука, согнутые в локтевых суставах; проверяются колеса. Поезд пошел, выпускают пар, дает гудок и т. д.

«Гуси»

. Гуси
(дети)
машут крыльями, клюют, шипят, гогочут, летят и т. д.

«Самолеты»

. Дети, имитируя проверку бензонасосов, произносят – ссс, мотора – ррр. Самолеты полетели, прилетели, посадка, летчики.

Артикуляторные упражнения для развития речевой моторики с больными ринолалией проводятся так же, как с детьми, имеющими функциональные дислалии. По совету логопеда музыкальный руководитель включает в свое занятие подготовительные артикуляционные упражнения и постановочные, необходимые для формирования определенного артикуляторного уклада.

Дыхательные упражнения

Для ринолаликов характерно дыхание с выдохом как через рот, так и через нос. Поэтому научить ребенка контролировать вдох и выдох очень важно. Для контроля можно использовать кусочек ваты или салфетки, приложенные к носу. Цель упражнений — научить «дуть» только через рот.

Вдох — выдох

Это упражнение поможет научиться контролировать дыхание. Вдох и выдох ребенок производит строго определенным образом. Например, вдох-выдох носом, в следующий раз и вдох, и выдох только ртом. Усложняем задание — вдохнуть носом, выдохнуть ртом, следующий вдох-выдох носом, затем — только через рот. И так далее.

Буря в стакане воды

Наглядный контроль за ротовым дыханием помогут осуществить игры с водой. Дети с удовольствием дуют в воду через трубочку, создавая настоящие бури и шторма. Чтобы вода не расплескалась, удобнее взять не широкий стакан, а бутылку. Только обязательно прозрачную, чтобы бурление было хорошо видно. Когда ребенок научится дуть в трубочку, создавая бульканье, нужно постараться удлинить выдох. Чтобы буря была «настоящей», выдох должен быть равномерным и длительным.

Игры на задувание свечи, забивание «футбольных мячей», сделанных из ватных шариков, различные игрушечных духовых инструментов и надувание воздушных шаров также очень полезны. Однако здесь важны постепенность усложнения задачи и отсутствие перегрузок. Дыхательные упражнения не должны быть длительными, чтобы у ребенка не закружилась голова.

Коррекционная работа при ринолалии

Алла Богданова

Коррекционная работа при ринолалии

Коррекционная работа при ринолалии

А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами Как отличить парез (паралич)

мягкого нёба от функциональной гнусавости?

Важно отграничить парез (паралич)

мягкого неба от функциональной
(привычной)
гнусавости.Сделать это можно следующими способами:

— Ребенок широко открывает рот. Логопед (родитель)

нажимает шпателем
(черенком ложки)
на корень языка. Если мягкое небо рефлекторно поднимается к задней стенке глотки, можно говорить о функциональной гнусавости, если же нёбо остается неподвижным, не остаётся сомнения, что гнусавость органического происхождения
(парез, либо паралич мягкого неба)
.

— Ребенок лежит на спине и произносит какую-то фразу в этом положении. Если гнусавость исчезает, значит, можно предположить парез (паралич)

мягкого неба (гнусавость исчезает вследствие того, что при положении на спине мягкое небо пассивно припадает к задней стенке глотки).

Устранение носового оттенка голоса с помощью массажа и упражнений

Для устранения носового оттенка голоса придётся немало потрудиться и ребёнку, и логопеду, и, конечно же, любящим родителям.

В первую очередь, надо будет активизировать мягкое нёбо, заставить его двигаться. Для этого понадобится специальный массаж. Если ребёнок слишком мал,массаж делают взрослые:

1) чистым, обработанным спиртом, указательным пальцем (подушечкой)

правой руки, в поперечном направлении, производят поглаживание и растирание слизистой оболочки на границе твёрдого и мягкого нёба (в этом случае происходит рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба);

2) те же движения проделывают при произнесении ребёнком звука «а»

;

3) произвести зигзагообразные движения по границе твёрдого и мягкого нёба слева – направо и в обратном направлении (несколько раз)

;

4) указательным пальцем произвести точечный и толчкообразный массаж мягкого нёба недалеко от границы с твёрдым нёбом.

Если ребёнок уже достаточно большой, то он может проделать все эти приёмы массажа сам: кончик языка прекрасно справится с этой задачей. Важно правильно показать, как всё это выполняется. Поэтому понадобится зеркало и заинтересованное участие взрослого. Сначала массаж с помощью языка ребёнок делает при широко открытом рте, а затем, когда проблем с самомассажем уже не будет, он сможет выполнять его уже с закрытым ртом, и совершенно незаметно для окружающих. Это очень важно, так как чем чаще будет выполняться массаж, тем скорее появится результат.

При выполнении массажа надо помнить, что у ребёнка можно вызвать рвотный рефлекс,поэтому не проводите массаж сразу после еды: между приёмом пищи и массажем должен быть хотя бы часовой перерыв. Будьте крайне осторожны, избегайте грубых прикосновений. Не делайте массаж,если у Вас длинные ногти: они могут поранить нежную слизистую оболочку нёба.

Кроме массажа, мягкому нёбу понадобится и специальная гимнастика.Вот несколько упражнений:

1) ребёнку даётся стакан с тёплой кипяченой водой и предлагается выпить её маленькими глоточками;

2) ребёнок полощет горло тёплой кипячёной водой маленькими порциями;

3)утрированное покашливание при широко открытом рте: на одном выдохе не менее 2-3-х покашливаний;

4) позёвывание и имитация позёвывания при широко открытом рте;

5)произнесение гласных звуков: «а»

,
«у»
,
«о»
,
«э»
,
«и»
,
«ы»
энергично и несколько утрированно, на так называемой
«твёрдой атаке»
.

Восстановление дыхания

В первую очередь,необходимо устранить причины: провести соответствующие операции, избавиться от аденоидов, полипов, фибром, искривления носовой перегородки, воспалительного отёка слизистой носа при насморке и аллергическом рините, а уже потом, — восстановить правильное физиологическое и речевое дыхание.

Маленькому ребёнку бывает трудно, а порой и неинтересно выполнять упражнения просто по показу. Поэтому используйте игровые приемы, придумывайте сказочные истории,например такие:

«Проветриваем пещеру»

Язычок живёт в пещере. Как и любое помещение, её необходимо часто проветривать, ведь воздух для дыхания должен быть чистым!Есть несколько способов проветривания:

-вдохнуть воздух носом и медленно выдохнуть через широко открытый рот (и так не менее 5 раз)

;

-вдох ртом и медленный выдох через открытый рот (не менее 5 раз)

;

-вдох и выдох носом (не менее 5 раз)

;

-вдох носом, выдох ртом (не менее 5 раз)

.

«Вьюга»

Взрослый привязывает на ниточки кусочки ватки, свободные кончики ниток закрепляет на своих пальцах, таким образом, получается пять ниточек с ватными шариками на концах. Рука держится на уровне лица ребёнка на расстоянии 20 – 30 сантиметров. Малыш дует на шарики, они кружатся и отклоняются. Чем сильнее будут кружиться эти импровизированные снежинки, тем лучше.

«Ветер»

Проделывается аналогично предыдущему упражнению, но вместо ниточек с ваткой используется лист бумаги, нарезанный снизу бахромой (помните, когда-то такую бумагу прикрепляли на форточки, чтобы отпугивать мух). Ребёнок дует на бахрому, она отклоняется. Чем более горизонтальное положение примут при этом полоски бумаги, тем лучше.

«Мячик»

У Язычка самая любимая игрушка- мячик. Он такой большой и круглый! С ним так весело играть! (Ребёнок как можно сильнее «надувает»

щёки. Следите, чтобы обе щеки раздувались равномерно)

«Мячик сдулся!»

После продолжительных игр,мячик у Язычка теряет свою округлость: из него выходит воздух. (Ребёнок сначала сильно раздувает щёки, а затем медленно выдыхает воздух через округлённые и вытянутые трубочкой губы.)

«Насос»

Мячик приходится надувать с помощью насоса. (Руки ребёнка выполняют соответствующие движения. Сам он при этом произносит часто и отрывисто звук «с-с-с-…»

: губы растянуты в улыбке, зубы почти сжаты, а кончик языка упирается в основание нижних передних зубов. Воздух выходит изо рта сильными толчками).

«Язычок играет в футбол»

.

Язычок любит играть в футбол. Особенно ему нравится забивать голы с пенальти. (Поставить на противоположной от ребёнка стороне стола два кубика. Это — импровизированные ворота. Перед ребёнком на стол положить кусочек ватки. Малыш «забивает голы»

, дуя с широкого языка, просунутого между губами на ватный тампон, стараясь
«довести»
его до ворот и попасть в них. Следите, чтобы щёки при этом не раздувались, а воздух струйкой стекал посередине языка.)

При выполнении этого упражнения надо следить, чтобы ребёнок нечаянно не вдохнул в себя ватку и не подавился.

«Язычок играет на свирели»

А ещё Язычок умеет играть на свирели. Мелодия при этом почти не слышна, зато ощутима сильная струя воздуха, которая вырывается из отверстия свирели. (Ребёнок сворачивает из языка трубочку и дует в неё. Наличие струйки воздуха малыш проверяет на своей ладошке).

«Суок и ключик»

Ребёнок знает сказку «Три толстяка»

? Если да, то он наверняка помнит, как девочка-гимнастка Суок играла на ключике замечательную мелодию. Ребёнок пробует это повторить.
(Взрослый показывает, как можно свистеть в полый ключик)
.

Если ключика под рукой не окажется, можно использовать чистый пустой пузырёк (аптечный или из-под духов)

с узким горлышком. При
работесо стеклянными пузырьками надо быть крайне осторожными: края пузырька не должны быть отколотыми и острыми. И ещё: внимательно смотрите, чтобы ребёнок случайно не разбил пузырёк и не поранился.
В качестве дыхательных упражнений можно использовать и игру на детских музыкальных духовых инструментах: дудочке, губной гармошке, горне, трубе. А также надувание воздушных шариков, резиновых игрушек, мячей.

Все приведённые выше дыхательные упражнения должны выполняться только в присутствии взрослых! Помните, что при выполнении упражнений у ребёнка может закружиться голова, поэтому внимательно следите за его состоянием, и при малейших признаках усталости прекращайте занятие.

Артикуляционные упражнения при ринолалии

При открытой и закрытой ринолалии бывает очень полезно выполнять артикуляционные упражнения для языка, губ и щёк. Часть этих упражнений вы можете найти на страницах нашего сайта в разделах «Классическая артикуляционная гимнастика»

,
«Сказочные истории из жизни Язычка»
.

Вот ещё несколько.Они призваны активизировать кончик языка:

1) «Лиана»

: свесить длинный узкий язык вниз, к подбородку, удерживать в таком положении не менее 5 секунд
(повторить упражнение несколько раз)
.

2) «Удав»

: медленно высунуть длинный и узкий язык изо рта
(проделать упражнение несколько раз)
.

3) «Язык удава»

: длинным и узким языком, высунутым как можно больше изо рта, проделать несколько быстрых колебательных движений из стороны в сторону
(от одного угла рта до другого)
.

4) «Часики»

: рот широко открыт, узкий язык совершает круговые движения, как стрелка часов, касаясь при этом губ
(сначала в одну, а потом в другую сторону)
.

5) «Маятник»

: рот открыт, узкий длинный язык высунут изо рта, и двигается из стороны в сторону
(от одного угла рта до другого)
под счёт
«раз – два»
.

6) «Качели»

: рот открыт, длинный узкий язык то поднимается вверх, к носу, то опускается вниз, к подбородку, под счёт
«раз – два»
.

7) «Укол»

: узкий длинный язык изнутри надавливает то на одну, то на другую щёку.

Так же можно разнообразить артикуляционную гимнастику

ГАСТРОНОМИЧЕСКИ-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше

Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы

Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!

Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя

Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка

А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами

Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком.Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком

Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков)

в языке, как в чашке. Удержи шарик-конфетку
(или из сухих завтраков)
в языке, как в чашке

Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.

Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу

Артикуляционные упражнения

Для коррекции артикуляционных нарушений, вызванных ринолалией, необходимы специальные упражнения:

  1. «Змейка или лопата» — нужно научится высовывать язык с заостренным кончиком, а потом широко расплющенным. Следующий этап — чередовать «змею» и «лопату».
  2. «Выгни спинку» — кончик языка упирается в нижние десны, а спинка языка выгибается то вверх, то вниз.
  3. «Надуй и сдуй» — щеки нужно надувать и сдувать, втягивая их между зубов. Как вариант — научиться надувать не обе щеки сразу, а попеременно. Взрослый может помогать «сдувать» надутую щеку, легко прикасаясь к ней пальцем.
  4. «Полощем зубы» — имитировать полоскание зубов без воды (воздух должен давить на губы).
  5. «Зарядка слоника» — ребенок должен научиться удерживать сомкнутые и вытянутые вперед губы «хоботком», а потом двигать им вправо-влево и даже вращать.

Постановка звуков

Первыми начинают отрабатываться гласные — сначала А, а после нее Э, О, У, И. Ребенок учится правильно произносить звуки изолированно, по одному, постепенно соединяя их между собой.

Упражнения:

  1. Произнесение звука один раз на выдохе.
  2. Через некоторое время педагог предлагает увеличить количество повторений за один выдох.
  3. Чередование сочетаний гласных — ребенок произносит слитно освоенные уже звуки.
  4. В процессе отработки дети произносят звуки «разными голосами» — низко (как волк или медведь), высоко (как птичка или зайчик), на обычном уровне.

После отработки гласных звуков и освоении правильного дыхания и артикуляции логопед переходит к постановке согласных. Первый звук на очереди — Ф. Затем приступают к работе над глухими щелевыми и взрывными, звонкими, смычно-щелевыми и сонорными. Однако, конечно, в каждом конкретном случае последовательность постановки звуков определяется логопедом в зависимости от ситуации.

Упражнения для автоматизации звуков должны обязательно строиться от простого к сложному и базироваться на уже изученных фонемах, чтобы ребенку было не трудно заниматься.

Хорошим вариантом отработки произношения является пение. Когда ребенок поет, небная занавеска смыкается самостоятельно, а значит появляется возможность больше внимания уделять контролю за произнесением фонем.

Упражнения на развитие фонематического слуха

  1. «Кто здесь?» — ребенка просят закрыть глаза и на слух узнать музыкальные инструменты, звучащие игрушки, голоса людей. Важно: все эти звуки он должен хорошо знать ранее.
  2. «Повторяшки» — педагог предлагает ребенка повторить за ним набор одинаковых слогов с ударением на первом гласном (мА-ма-ма), затем на втором (ма-мА-ма) и на третьем.
  3. «Найди ошибку» — дети очень любят «поправлять» взрослых, так что эта игра обычно пользуется популярностью. Педагог читает текст, а ребенок должен «уличить» автора в ошибке. Например: У нашего Мишки на лбу большая фишка (шишка).

Занятия не включают все упражнения одновременно. Логопед подбирает нужные в зависимости от конкретной ситуации и готовности ребенка.

Дата публикации: 31.05.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]