Что такое мнемотехника
Мнемотехника направлена на формирование, улучшение навыка запоминания. Используемая в ней система методов и упражнений позволяет человеку не только быстрее и эффективнее запоминать необходимый материал, но и воспроизводить его. Мнемотехника становится все популярнее, используется при работе с людьми разных возрастов.
Она влияет не только на память, но также и на развитие связной речи. В ее основе − визуальное восприятие материала, его дальнейшее воспроизведение при помощи картинок. Суть работы с мнемотаблицей проста: у ребенка формируют ассоциативную связь между определенным словом/словосочетанием и изображением. Затем слово изображают схематически.
Учащийся внимательно изучает показанные изображения, что способствует в дальнейшем быстрому запоминанию и воспроизведению текстовой информации. А это благоприятно сказывается на его речевом развитии.
Суть методики
У современных детей в силу их погружения в мир компьютерной техники и занятости родителей наблюдается немало речевых проблем:
- неумение использовать в речи сложноподчиненные, длинные предложения;
- отсутствие навыка формулировать мысли;
- бедный словарный запас, использование в речи нелитературной лексики, сокращений;
- неумение формулировать вопросы и ответы;
- плохая дикция;
- неумение строить утверждения и делать выводы.
Использование мнемотехники позволяет эффективно исправлять эти недостатки, делать речь малышей богатой и красивой. Кроме того, она помогает развитию:
- слуховой и зрительной памяти;
- воображения;
- усидчивости;
- интереса к учебе;
- зрительного восприятия;
- ассоциативного мышления;
- логического мышления;
- навыков анализа и синтеза.
В современной логопедии использование мнемотехники начинается уже с 4, иногда даже с 3 лет. При этом для устранения дефектов произношения используются также приемы артикуляционной гимнастики (о них можно прочитать здесь).
Мнемотехника, или техника запоминания, представляет собой цельную систему методов, которые направлены на максимальное запоминание и воспроизведение изучаемых материалов. Она основана на визуальном восприятии и дальнейшем воспроизведении информации при помощи определенных изображений (подробнее об этом – здесь).
При составлении мнемотаблиц для развития речи для конкретного слова используется соответствующая картинка. Изучая предложенные ему изображения, малыш может легко запомнить и воспроизвести нужный текст.
При этом информация привязывается не только к самой картинке, но и к ощущениям, которые с ней ассоциируются (цвет, размер, вкус, запах). Все эти ощущения объединяются в ассоциативный ряд, создавая сложные связи между нервными клетками, что способствует запоминанию и воспроизведению информации.
Другими словами, мнемотаблица – это определенная, конкретная схема, выступающая в роли наглядного пособия и передающая нужную информацию.
Преимущества мнемотаблиц
Применение данной таблицы значительно упрощает процесс обучения, поэтому она пользуется большой популярностью у педагогов, в том числе у логопедов. Мнемотехника существенно ускоряет развитие связной речи у дошкольников. Она содержат яркие картинки, упрощающие процесс обучения для дошкольника.
Яркие понятные схемы помогают овладеть навыком составления предложений, логических цепочек. В дальнейшем проще составлять тексты с подробным описанием, уточняющими деталями. Какие главные преимущества использования мнемотаблиц на занятиях?
- Развитие зрительной и слуховой памяти.
- Ребенку легче учить стихотворения, пересказывать заданные тексты (особенно художественной литературы), решать логические задачи.
- Развитие связной речи, что влияет и на коммуникативные навыки.
- Развитие ассоциативного мышления.
Перечисленные преимущества делают мнемотехнику все более востребованной. Мнемотаблицы являются одним из основных приемов в работе с детьми дошкольного возраста.
Мнемотаблицы по развитию речи для старших дошкольников
Правильно разработанные схемы — действенны, не громоздки, напоминают игру.
Речевые проблемы, которые можно устранить, используя графические схемы
Тема «Осень» в мнемотаблице
Мнемотехника решает проблемы речи:
- Недостатки дикции (включая сложности произнесения звуков).
- Неумение контролировать голос (интонацию, темп, громкость).
- Неспособность выстраивать диалог (формулировка вопросов, развернутых или кратких ответов).
- Односложность речи (включает только простые предложения).
- Недостаточный словарь.
- Использование нелитературной лексики.
- Трудности во время выстраивания монолога (пересказа, описательного или сюжетного рассказа на указанную тему).
- Неумение обосновывать умозаключения, выводы.
Мнемотаблица детскими руками
Благодаря методике совершенствуют такие психические и мыслительные процессы, от которых зависит правильная речь:
- память;
- воображение;
- внимание;
- наблюдательность;
- умение сопоставлять, выделять ключевые элементы.
Суть мнемотехники
Мнемотехнику задействуют, чтобы формировать умение запоминать, воссоздавать информацию, укреплять память. Ученик воспринимает материал, воспроизводит его по изображениям. Суть техники: у малыша появляются ассоциации между словом (фразой) и картинкой. Далее слово связывают с рядом картинок-ассоциаций.
Важно! Вместо рисунков взрослым дошкольникам подойдут символы.
После освоения метода ребенок способен передавать слова (тексты) схематически, расшифровывать знаки. Применяют педагоги, включая логопедов. Это упрощает усвоение знаний. Особенно ценны таблицы при запоминании стихов, пересказе текстов, решении логических задач. Для развития малышей в ДАО это один из базовых приемов.
Преимущества техники
Мнемотаблицы — привлекающие внимание символы, рисунки, которые соответствуют психическим особенностям ребят (рассеянное внимание, наглядно-образное мышление). Преимущества методики:
Красочные рисунки сменяются графическими символами
- визуализация логических цепочек;
- акцент на основном (главные шаги, моменты истории, характеристики);
- наличие деталей (для подробных описаний);
- яркость, емкость, лаконичность, удерживающие внимание;
- развитие креативности, коммуникативности, ассоциативного мышления, речи.
Прием востребован не только в ДАО, но и на занятиях с учащимися любого возраста.
Важно! Постепенное усложнение таблиц, их разнообразие расширяет кругозор, улучшает воображение, помогает систематизировать накопленный интеллектуальный багаж.
Самостоятельное изготовление мнемотаблиц
Материал приобретают, создают самостоятельно. За основу стоит брать схемы Ткаченко Т.А. или Воробьевой В. К. От них отталкиваются в творчестве или дорабатывают, учитывая индивидуальность воспитанников. Этапы разработки схем:
- Под слово подбирают иллюстрации (рисуют, находят готовые). Малышам подойдут яркие детализированные картинки.
- Если ребята запомнили рисунок, его заменяют графическим символом. Например, птица — галочка, белка — коричневый кружок.
- В пересказе коротких произведений дети отталкиваются от таких схем. Это могут быть рисунки, изображения и символы, только символы.
Постановка звука Т
Дидактические материалы-иллюстрации — незаменимы во время знакомства с цветами, формами, текстурами, величинами. Отдельные картинки обозначают части зашифрованного предмета, сферы применения, разрешенные и недозволенные действия с ним. Уроки с мнемотаблицами начинаются рассматриванием рисунков, беседой (малыши спрашивают, предполагают, анализируют).
Работа с мнемотаблицами на занятии
Методика познания с помощью схем-таблиц
Важно правильно задействовать пособие, чтобы развить нужные навыки у ребят. Последовательность работы:
- Рассматривание ярких рисунков, обозначающих фразы, слова.
- Изучают более сложную структуру — мнемодорожки (до 4 последовательных, логически связанных картинок). На их базе ребятами составляются короткие тексты.
- Этап формирования связных текстов. Благодаря рисункам с действиями (ходьба, плавание) усваивается глагольная лексика. Акцент делают на этапах действий, их результатах.
Совершенствуя речь, дети стараются отмечать важные нюансы изображений, не отходя от сути повествования.
Мнемодорожки, таблицы подогревают интерес к изучению мира, удерживают внимание, помогают находить связи между объектами.
Важно! Полезны эти визуальные схемы, когда изучается литература, математика, природа и другие предметы.
Когда стоит использовать мнемотаблицы
Этот дидактический материал чаще всего используют в работе с детьми, имеющими затруднения в обучении. Особенно эффективен он на занятиях с теми, у кого есть речевые проблемы. Мнемотаблицы обязательно стоит использовать, если:
- детская речь состоит из простых предложений и фраз;
- малышу трудно составлять логические цепочки;
- словарный запас отстает от нормы;
- затруднения с формулировкой вопросов и ответов;
- нарушена дикция.
Мнемотехника позволяет устранить перечисленные затруднения. При этом малышу будет интересно на занятии, потому что он видит яркие картинки.
Технология изготовления
Можно приобрести уже готовый дидактический материал. Но мнемотаблицы легко изготовить и самостоятельно. На занятиях чаще всего используют готовые варианты, разработанные В. К. Воробьевой или Т. А. Ткаченко.
Эти мнемотаблицы берут за основу и дорабатывают в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Нужно выбрать слово или словосочетание и изображение, обозначающее его. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста лучше всего выбирать яркие изображения − так малышам будет легче запомнить нужный материал.
Потом, когда дети изучат слово и запомнят картинку, ее можно будет заменить на графический символ. Например, белочку − на кружок коричневого цвета. С помощью таких мнемотаблиц пересказывают короткие сказки: в них можно использовать как изображения, так и сочетать их с графическими символами, или полностью использовать графические символы.
Такие модельные схемы используют для изучения признаков предмета. Поэтому главные темы занятий с использованием дидактического пособия − изучение цвета, формы, величины, текстуры предмета. Также педагог может спросить у детей, из каких частей состоит конкретный предмет, где его используют, что с ним можно делать, а чего нельзя. Прежде чем задавать вопросы, ребенок вместе со взрослым внимательно изучает мнемотаблицу.
Мнемотехника в речевом развитии дошкольников
«Речь-это канал развития интеллекта…
Чем раньше будет усвоена речь,
Тем легче и полнее будут усваиваться знания»
В.А. Сухомлинский
Программы дошкольного образования одной из основных задач образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений определяют задачу овладения детьми речью как средством общения и культуры. Речевое воспитание ребенка дошкольного возраста включает обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой и мн. др.
Все эти задачи должны быть реализованы до поступления ребенка в школу, поскольку психофизиологические возможности возраста создают для этого все условия.
Однако ни для кого не секрет, что в настоящее время образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В процессе развития речи всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:
— неумение согласовывать слова в предложении односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно говорить;
— скудость словарного запаса;
— нарушение звукопроизношения, плохая дикция.
— бедная диалогическая речь — неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
— неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
— отсутствие логического обоснования своих высказываний;
— отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
— дети не владеют приёмами и методами запоминания. Они с неохотой учат стихи, пересказывают тексты. Заучивание стихотворений вызывает у них трудности – быстрое утомление и отрицательные эмоции;
Поэтому перед педагогами детского сада встала задача не только научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, но и, прежде всего, очень важно пробудить у детей интерес к речевой деятельности, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности.
С этой целью при обучении детей, вполне обосновано использование творческих инновационных методик и технологий, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Памятуя слова К. Д. Ушинского, который писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету», мы решили организовать поиск такой технологии, которая позволит интересно для детей и, в то же время, эффективно развивать их речь, а, значит, способствовать их полноценному психическому развитию.
Такой технологией, на наш взгляд, является технология мнемотехники, которая облегчает запоминание, увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций и позволяет в увлекательной для детей форме решать задачи их речевого развития. Так ее представляет в своей работе Т.Б. Полянская [1].
Л.В. Омельченко определяет мнемотехнику как систему различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Цель обучения мнемотехнике — развитие памяти, мышления, воображения, внимания, которые тесно связаны с полноценным развитием речи [2].
Для того, чтобы овладеть мнемотехникой, педагогам необходимо было познакомиться с теорией и самой технологией работы с детьми, понять роль педагога в этом новом для нас направлении образовательной деятельности. Для этого в детском саду проводили семинары, практикумы, готовили и приобретали необходимый методический и дидактический материал.
Мы узнали, что использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным, поскольку свое восхождение эта педагогическая технология начала в работе с логопедическими детьми, развитие речи которых не подчиняется традиционной методике. Кроме того, изучили теоретические основы технологии, способы ее применения и разнообразия.
Основной «секрет» психофизиологической основы мнемотехники очень прост и хорошо известен. Человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, а мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».
Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать необходимую нам информацию на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.
Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней.
Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием с помощью приёмов мнемотехники. Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Особенности данной технологии заключаются в применении не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например: для обозначения диких животных используется елочка, а для обозначения домашних животных домик.
Технология мнемотехники помогает в решении задач развития речи в процессе:
— формирования умений и навыков диалогической и монологической речи (рассматривание картин, иллюстраций, беседы, разговор, составление рассказов, пересказ художественной литературы и др.);
— активизации и обогащения словарного запаса, в т.ч, при отгадывании и загадывании загадок. ;
— при заучивании стихов;
— формирования грамматически правильной речи;
— обучения детей грамоте.
Мнемотехника способствует развитию у детей психических процессов таких, как: память, логическое мышления (умение анализировать, систематизировать) и образное мышление.
С ее помощью решаются различные общеобразовательные и дидактические задачи: ознакомление с различной информацией; развитие смекалки, тренировка внимания; обучение детей умениям устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах; развиваются навыки мелкой моторики. Дети, владеющие средствами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Эффективность использования технологии зависит от определенных условий:
— содержание материала должно быть доступно для восприятия ребенка данного возраста;
— использование различных приемов наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.
Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово. Например «веселый праздник» — шарик, салют; знак, изображающий ногу, может означать ходить, стоять. Примеры пиктограмм — дорожные знаки, на одежде (уход за одеждой)
Можно использовать пиктограммы с изображением: слов-предметов, (например, «девочка», «солнце», «бабочка» и т.д.), слов-признаков («большой», «маленький», «грустный», «веселый» и т.д.), слов-действий («идет», «светит», «летает»), символов-предлогов («под», «над», «в» и т.д.). Личное творчество педагога позволяет воспроизвести это в различных вариациях.
Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком-либо различии между предметами, их признаками.
Разыгрывание речевого содержания с помощью заместителей, по мнению О.М. Дьяченко, лучше начинать с народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Вначале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.
Особое место в работе с детьми занимает использование такого дидактического материала, как мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
В мнемотаблице можно изображать практически все — графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что педагог, использующий данную технологию посчитает нужным. Главное — изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Изучив теоретические основы, овладение технологией мнемотехники начали на основе принципа «от простого к сложному»: на тренингах, практических занятиях педагоги знакомились сначала с техникой применения простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам и позже — к мнемотаблицам.
В практической работе с детьми приступили после того, как был разработан алгоритм работы с моделью.
В работе с опорными схемами выделили несколько этапов.
На 1-м этапе вводили элементы схем и символов. Например, обозначения цвета, формы, величины, действия.
На 2-м — использовали элементы опорных схем, символов во всех видах непосредственной образовательной деятельности (в дальнейшем НОД) и в различных видах детской деятельности. Руководствовались тем, что у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.
На 3-ем этапе вводили прием от противного или прием отрицания. Например, не гладкий, не сладкий и т.п.
Четвертый этап – этап обучения сочетанию символов, «чтения» цепочки символов.
Далее, на 5-м этапе организовывали самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа был активный поиск изображений. Здесь формировали у детей умение обосновывать свой выбор.
На следующем – 6-м этапе учили детей рассматривать таблицы и разбирать содержание того, что на ней изображено.
В процессе 7-го этапа учили детей перекодированию информации, т.е. преобразованию из абстрактных символов в образы.
8-ой этап был заключительным, здесь уже пересказывали сказку или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.
Пересказу, как методу развития связной речи, принадлежит особая роль в ее формировании. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. Здесь мнемотаблица должна была помочь детям запомнить последовательность событий, очередность появления сказочных героев, их действий.
Работу с мнемотаблицами по обучению детей пересказу начинали с простого воспроизведения хорошо знакомых детям кумулятивных сказок, особенностью которых было построение сюжета по цепочке. По мнению Т.В. Большовой, тексты сказок – самый благодатный материал для развития речи и мышления детей дошкольного возраста. Это были сказки «Колобок», «Репка», «Теремок». Они знакомы детям по содержанию, многократные повторы сюжета быстро запоминались детьми. Поэтому эти сказки всегда использовались на начальном этапе работы по технологии мнемотехники даже с детьми старшего возраста [3].
Пересказ с помощью мнемотаблиц помогал детям видеть всех действующих лиц, концентрировать свое внимание уже на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Когда дети начинали получать удовольствие от успеха результатов своей деятельности по этим сказкам, качественный потенциал их речевого развития поднимался. У них появлялась уверенность в своих возможностях логично и правильно воспроизводить текст. Они стали уверено пользоваться алгоритмом работы с текстом. После этого переходили к литературным художественным произведениям.
Постепенно мы стали расширять диапазон своих действий поиспользованию мнемотаблиц. Проводили предварительную работу по развитию и обогащению речи. Сначала давали готовые мнемотаблицы, они были цветными, правильно исполненными в цветовом и графическом отношении, образы были понятны детям. Мнемотаблицы не превышали требуемый объем информации, который соответствовал возрасту детей группы. Затем стали пробовать создавать мнемотаблицы сами. На начальном этапе предлагали готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включался в процесс создания своей схемы.
Практика работы в технологии мнемотехники показала, что мнемотаблицы достаточно эффективны и при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Здесь работа строилась по тому же принципу – «от простого к сложному». Сначала добавляем лишь простые символы, схемы (например, обозначения: цвета, формы, величины, действия) и увеличиваем объем информации (допустим объем уже более 9 мнемоквадратов).
Наиболее трудный вид монологической речи – этосоставление описательного рассказа и пересказа с элементами творчества. Здесь важно было научить ребенка выделять признаки предмета.
На этапе составления описательного рассказа продолжали вводить в мнемотаблицы символы, обозначающие слова. Например: при виде символа в виде знака вопроса или контурного изображения объекта – детям предлагали назвать предмет или объект. Затем дети обозначали цвет, они рассказывали о цвете предмета по цветовому пятну-палитре. Геометрические фигуры – обозначали форму объекта. Если символом была «рука» — дети понимали, что надо говорить о том, какой предмет на ощупь или называть действие с ним. «Образ человека» — символизировал, для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» — напоминали о том, что рассказывать надо, из каких частей состоит объект. По мере необходимости использовали и другие символы. Далее знакомили детей с понятием отрицания, вводили символы, обозначающие частицу «не
», например, символ «перечеркнутый рот» обозначал слово «несъедобный».
Обращали внимание на то, что мнемотаблицы даются в одном цвете и без детализации изображений, все образы также должны быть доступны и понятны детям, объем информации увеличивали по мере необходимости.
Кроме того, в процесс создания мнемотаблиц вовлекали детей, их участие способствовало развитию не только графо-моторных навыков, но и лучшему запоминанию и кодированию информации.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречали радостно и здесь немаловажную роль стали играть таблицы. Но чтобы рассказы детей были неоднообразные, логично построенные, существенную помощь окажут снова мнемотаблицы. Когда дети по данной технологии усвоили алгоритм пересказа, составление описательного рассказа и рассказа по памяти, приступили к более сложному этапу использования ее в процессе творческого рассказывания.
При обучении детей составлению рассказов с элементами творчества решали следующие задачи:
— развитие связной речи на основе самостоятельно созданной воображаемой ситуации;
— развитие творческого воображения;
— актуализация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем;
— развитие словесно-логического мышления;
— формировать умение составлять план развития воображаемой ситуации.
Применительно к мнемотехнике использовали различные методы обучения –словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседу, дискуссию; наглядные: образец, показ, иллюстрации, демонстрационные); широко использовали познавательно‑практическую деятельность.
В процессе НОД создавали максимально возможные условия для рассуждения, описания обстоятельств развития событий. Учили детей самостоятельно мыслить, анализировать, высказывать свои мысли, выражать свое отношение к создаваемым событиям – это важная задача при использовании мнемотехники в обучении детей связной речи.
В процессе работы по новой технологии и на основании анализа достаточно эффективных результатов развития навыков связной речи детей своей группы пришли к выводу, что рассказывание по схеме помогает детям развивать диалектику и логику мышления, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировать свои высказывания, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные речевые решения и обороты.
Приём мнемотехники применим ко всем повествованиям и описаниям, прозаическим и поэтическим. Любое ёмкое и живописное стихотворение детям легко иллюстрировать серией рисунков, а по ним выучить текст стихотворения. Это мы поняли, благодаря знакомству с книгой Н. Чохонелидзе «Учим стихи по картинкам [4].
Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его. Постепенно память дошкольников укрепилась, стала более «цепкой». Появились качественные изменения в развитии не только памяти, но и образного мышления, и, конечно, творческого воображения. Дети стали запоминать намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
Наша работа по развитию связной речи у детей не ограничивается мнемотаблицами. Использование мнемотехники мы восприняли, как начальную, «пусковую», но при этом эффективную технологию, так как она позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемотаблицы, в свою очередь, служат лишь дидактическим материалом в работе по развитию связной речи.
Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и информативным, мнемотехника справляется просто великолепно.
Особенности применения мнемотаблиц
Несмотря на всю эффективность этого пособия, нужно его правильно использовать, чтобы сформировать все необходимые навыки у детей. Особенность мнемотехнических приемов − это визуализация текстовой информации. Педагог действует по определенной схеме, чтобы использование данной техники было результативным:
- Взрослый показывает группе детей карточки с яркими изображениями, которые будут обозначать определенные слова/фразы.
- Далее происходит изучение мнемодорожек. Мнемодорожки − это серия изображений (обычно их количество до 4). С помощью них малыш может составить небольшой рассказ.
- Самый трудный этап − использование мнемотаблиц для формирования связной речи.
Специалист использует в своей работе следующие приемы:
- карточки с изображением действий − помогают усвоить глагольную лексику;
- мнемодорожки, состоящие из нескольких картинок, по которым малыш может составить сказку или рассказ;
- быстрое и легкое заучивание стихотворений.
Когда количество картинок-символов оказывается достаточным, можно предлагать задание на «расшифровку» графических писем. Если занятие групповое, дети могут расшифровать его на скорость. Еще одно задание для работы с группой − кто запомнит больше всего слов. Соревновательный элемент делает занятие интереснее, у детей появляется стимул заниматься старательнее.
Также интересное задание − составить из слов-картинок смешной рассказ. Но связывать слова нужно последовательно, не перескакивая. Таким образом у детей формируется умение составлять логические цепочки. Также полезно включать задания на тренировку не только памяти, но и внимательности («Что изменилось в картинке», «Найти отличия», «Рассеянный художник» и другие).
Подбирать лексические темы нужно в соответствии с уровнем словарного запаса ребенка и его возрастом. Тогда использование модульных схем будет полезным для речевого развития.
Особенности использования мнемотаблиц для обучения детей
На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи, ускоренного запоминания материала, которые реализуются посредством схематических мнемотаблиц и графических изображений.
При этом, данная техника помогает сформулировать речь малыша, пополнить его словарный запас красивыми, сложными и правильно построенными словосочетаниями и предложениями. Суть всех мнемотехнических приемов заключается в перерождении текстовой, словесной информации в зрительные образы. Не смотря на то, что многие дети дошкольного возраста первые занятия воспринимают очень болезненно, полагая, что у них ничего не получится, в дальнейшем учебный процесс малышам очень нравится. Он не только чрезвычайно информативный, но еще и очень интересный, увлекательный и забавный, похожий на игру.
Чаще всего, в случае использования мнемотаблиц для развития связной речи дошкольников в детских дошкольных учреждениях применяется следующая схема:
- Педагог показывает детям карточки с яркими и красочными картинками, обозначающими определенное словосочетание, либо же предложение.
- Следующий этап – изучение так называемых мнемодорожек. Это серия картинок, состоящих примерно из четырех изображений, при помощи которых ребенок сможет рассказать несложную историю.
- Наиболее сложный этап – применение непосредственно мнемотаблицы по обучению связной речи дошкольников. Благодаря этому методу дети дошкольного возраста учатся воспроизводить уже более длинные и сложные истории и рассказы.
Разновидности мнемоприемов для развития связной речи дошкольников:
- Карточки с алгоритмом определенных действий – например, последовательность утренних мероприятий (умывание, чистка зубов, завтрак, одевание).
- Мнемодорожки с серией различных изображений, рассказывающих определенную историю или рассказ. Для детей младшего дошкольного возраста чаще всего применяются сказки.
- Приемы для более быстрого и простого усвоения информации, изучения стихов.
Пример в использовании сказки «Три поросенка».
Пример в использовании стихотворения.
Правила использования мнемотаблиц на занятиях
Прежде чем включать данную методику в работу, нужно учитывать, что детей дошкольного возраста необходимо подготовить, чтобы они смогли ее воспринимать. На начальных этапах следует использовать простые и понятные изображения. Все картинки должны быть яркими, потому что детям будет неинтересно заниматься с черно-белым изображением, его сложнее запоминать.
В мнемодорожке не должно быть слишком много картинок. При их чрезмерном количестве ребятам любого возраста будет сложно воспринимать и запоминать информацию. Их максимальное число не должно превышать 8-9 штук. Также их количество должно соответствовать возрасту учащегося. Мнемотаблицы должны охватывать все лексические темы, чтобы расширить словарный запас и сформировать связную речь.
Эффект от использования мнемотехники
Данная методика обладает высокой результативностью. В большинстве случаев дети успешно овладевают мнемотехникой. С помощью нее у ребят существенно расширяется кругозор, что влияет на состояние словарного запаса. Происходит не только его увеличение, но и уточнение. Также дети дошкольного возраста лучше и быстрее овладевают глагольной лексикой, прилагательными, числительными, наречиями.
Кроме того, развивается творческое мышление. Дошкольники с удовольствием придумывают различные истории, сказки. У детей появляется интерес к стихотворениям и чтению в целом. А заучивание и пересказы вызывают больше всего трудностей.
Благодаря мнемотехнике, у детей происходит всестороннее развитие речи. Поскольку у них сформирована связная речь, повышаются коммуникативные навыки. Ребенок не боится публичных выступлений, ему проще общаться со своими сверстниками. Использование мнемотехники повышает эффективность занятий с детьми дошкольного возраста, превращая процесс обучения в увлекательную игру.
Эффективное использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Детская речь как предмет научного исследования заслуживает детального изучения. В современном мире дети перенасыщены информацией. В связи с этим обучение должно быть интересным и развивающим. Чтобы процесс становления связной речи проходил проще стоит учитывать следующие факторы:
- использование наглядности. Детальное изучение картинок помогает детям называть предметы, их отличительные признаки и связанные с ним действия;
- создание плана рассказа.
Важно! Наглядность и составление плана высказывания является основой обучения детей связной речи.
На основании ФГОС мнемотехника включает способы, которые обеспечивают успешное прохождение детьми особенностей природы, дает информацию об окружающем мире, помогает запомнить структуру рассказа и развивает речь. Картотека данной техники выстраивается от простого к сложному.
Сенсорно-графические схемы
Специфика данных схем заключается в том, что на каждое слово или словосочетание предлагается картинка. В результате весь текст изображается в виде схем. Глядя на эти схемы, ребенок с легкостью воспроизводит текст. Данные схемы можно применять при:
- развитии лексического запаса;
- для обучения составлению рассказов;
- для пересказов художественной литературы;
- для отгадывания и загадывания загадок;
- для заучивания стихов.
Пример сенсорно-графической схемы
Предметно-схематические модели
Модель — это общий образ определенных свойств объекта. Способ моделирования основывается на том, что мышление ребенка развивается, используя специальные схемы и модели. Они в наглядной форме изображают свойства объекта. Основная цель моделирования — освоение окружающего мира, сохранение сведений и развитие словарного запаса. Для дошкольников используются различные виды моделей. Один из видов — предметно-схематическая модель. В ней наиболее значимые компоненты и связи между ними изображаются в виде графических знаков.
Стихотворение
Блоки-квадраты
При обучении в ДОУ применяются блоки-квадраты. Например, можно составить схему по блокам о временах года. Данные схемы помогают:
- в выстраивании структуры рассказа;
- в последовательности выражения мыслей;
- сделать рассказ лексически наполненным.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе