Логоритмика в коррекции ринолалии
Виктория Смертина
Логоритмика в коррекции ринолалии
На этих занятиях средствами логоритмики следует развивать: 1) мимику лица; 2)общую моторику: тонус движений, координацию, переключаемость; 3) подвижность небной занавески; 4) речевую моторику; 5) преодолевать назализацию.
Для развития мимики лица используются уже известные ситуации: «Мы едим лимон»
и т. д., подвижные игры с соответствующим текстом.
«Мы веселые ребята»
. Посреди комнаты проведены мелом две параллельные линии на расстоянии 15-20 шагов друг от друга
(здесь находится водящий)
. За чертой стоят дети, по музыкальному сигналу они весело,бодро говорят: «Мы веселые ребята, любим бегать за противоположную черту. Водящий старается их догнать и коснуться в пределах своей зоны. Те, кого он коснется, выходят из игры, садятся на стулья,отдыхают и выполняют различные дыхательные упражнения на дифференциацию носового и ротового дыхания: дуют на пушинки, листики и т. д. После 3-4 пробежек с одной линии на другую по сигналу педагога назначается новый водящий из числа отдохнувших.
Для развития общей моторики проводятся игры на переключаемость движений.
«Не сбивай и поймай»
. Дети должны преодолеть несколько препятствий. Первое – скакалка, протянутая на высоте 60 см от пола, затем в 1 м от нее – скакалка на высоте 40см от пола, через 1м – следующая скакалка на высоте 5см. под разный характер музыки дети по очереди проходят первое препятствие походкой
«мишки»
, т. е. на полусогнутых ногах, расставив руки; второе проползают
«мышкой»
, т. е. на животе ползут до третьего препятствия; встают, перепрыгивают его и приседают
«лягушкой»
, т. е. встают на четвереньки. После этого играющий должен выпрямиться, поймать мяч или обруч, брошенный
логопедом, и отойти с ним в сторону. Как все дети преодолеют препятствия, по сигналу логопеда «играйте!»
они играют в мяч или обруч.
Для активазации небной занавески следует проводить упражнения с имитацией кашля, зевания, глотания, игры с пением и использованием песен. Текст песен дожжен быть насыщен гласными звуками. Во время пения педагог следит за дыханием, дикцией, за достаточно широким раскрытием рта у занимающихся. Средствами пения можно снимать назализацию в речи. Начинать следует с пения гласных звуков в значимых ситуациях. Например, дети под музыку идут в ритме движущегося поезда, останавливаются,дают гудок: «Ууу!»
Или педагог показывают различные картинки, дети восклицанием реагируют на них; например, видят круглые,красный помидор и пропевают:
«Ооо!»
ходят по лесу и перекликаются:
«Ау – ау –ау!»
Изображают плачущую девочку:
«Уа – уа – уа!»
Звукоподражаниями изображают волка:
«У!»
;ослика:
«Иа!»
; собачку;
«Ав!»
; кошку;
«Мяу!»
и т. д. Полезно сочетать пропевание с движениями.
Логоритмические занятия с больными ринолалией строятся таким образом, чтобы все виды работы положительно влияли только на речевую функцию, но и оказывали общеукрепляющее действие. Занятия начинается с бодрой музыки марша.Дети шагают: голова поднята, развернуты плечи. Шаг сопровождаются энергичными взмахами рук. Дети показывают различные виды ходьбы. По согласованию с логопедом во время ходьбы в такт шагам можно проговаривать стихи.
Основная часть занятия включает комплекс движений, объединенных одной темой.Например:
«Пузырь»
(для дошкольников и школьников)
. Дети становятся вкруг под музыку.Педагог говорит:
«Надули пузырь»
. Дети надувают щеки, как бы пузырь,произносят при этом:
«Фу-у»
, взявшись за руки, идут от центра спиной, образуя большой круг.Педагог:
«Лопнул пузырь»
. Снова повторяют первое движение. По сигналу «пузыри полетели! Дети надувают щеки и, удерживая их в таком положении, по кругу, округлив перед собой руки. Затем останавливаются и под музыку перестраиваются в круг лопается. Дети роняют руки вдоль туловища, затем все садятся на стулья и исполняют песню
«Мыльные пузырьки»(музыка Кюна)
. Занятие оканчивается ходьбой под спокойную музыку. В занятие можно включать игру
«Поезд»
. Стучат колеса паровоза, работают рычаги – рука, согнутые в локтевых суставах; проверяются колеса. Поезд пошел, выпускают пар, дает гудок и т. д.
«Гуси»
. Гуси
(дети)
машут крыльями, клюют, шипят, гогочут, летят и т. д.
«Самолеты»
. Дети, имитируя проверку бензонасосов, произносят – ссс, мотора – ррр. Самолеты полетели, прилетели, посадка, летчики.
Артикуляторные упражнения для развития речевой моторики с больными ринолалией проводятся так же, как с детьми, имеющими функциональные дислалии. По совету логопеда музыкальный руководитель включает в свое занятие подготовительные артикуляционные упражнения и постановочные, необходимые для формирования определенного артикуляторного уклада.
На этапе дифференциации звуков полезна игра-драматизация с музыкальным сопровождением и без него. Текст игры насыщается различаемыми звуками. Представление персонажей обогащает просодию речи.
В процессе логоритмической работы у детей с дислалией нормализуются общая моторика, речевое и произвольное поведение в деятельности (игровой, учебной, в общении).
Логопед включает речевой материал с оппозиционными звуками.
Музыкально-ритмические занятия с людьми, страдающими ринолалией
Цель и задачи логоритмики — развивать мимику лица, а также общую моторику — тонус движений, координацию, переключаемость; подвижность нёбной занавески; речевую моторику; преодолевать назализацию.
Для развития мимики лица используются известные ситуации: «Мы едим лимон», «Сладкое варенье», «Горький перец», «Долгожданный подарок», «Кукла заболела», «Мама пришла», «Хочу мороженого» и’ т.д. Используются подвижные игры с соответствующим текстом.
«Мы веселые ребята».
Посреди комнаты проведены мелом две параллельные линии на расстоянии 15—20 шагов друг от друга (здесь находится водящий). За чертой стоят дети, по музыкальному сигналу они весело говорят: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!»: Со смехом дети перебегают за противоположную черту. Водящий старается их догнать и коснуться в пределах своей зоны. Те, кого он коснется, выходят из игры, садятся на стулья, отдыхают и выполняют различные дыхательные упражнения на дифференциацию носового и ротового дыхания (поддувают пушинки, листики и т. д). После 3—4 пробежек с одной линии на другую по сигналу педагога назначается новый водящий из числа отдохнувших.
Игры на развитие общей моторики
«Не сбивай, и поймай».
Дети должны преодолеть несколько препятствий (скакалки). Одна скакалка протянута на высоте 60 см от пола, другая — в 1 м от нее, на высоте 40 см от пола, через I м — следующая скакалка на высоте 5 см. Под разный характер музыки дети по очереди проходят первое препятствие походкой «мишки», т.е. на полусогнутых ногах, расставив и округлив руки; второе проползают «мышкой», т.е. на животе ползут до третьего препятствия; встают, перепрыгивают его и приседают «лягушкой», т.е. встают на четвереньки. После этого играющий должен выпрямиться, поймать мяч или обруч, брошенный логопедом, и отойти с ним в сторону. Когда все дети преодолеют препятствия, по сигналу логопеда: «Играйте!» начинают играть в мяч или обруч.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ РИНОЛАЛИИ
Логопедическая работа с детьми, страдающими ринолалией, начинается с 2—3- летнего возраста и проводится как в дооперационный, так и в послеоперационный периоды. Если иметь в виду только ринолалию (без учета возможного сопутствующего ей общего недоразвития речи), то конечная цель логопедической работы — это снятие носового оттенка голоса и воспитание правильного звукопроизношения, что в итоге и обеспечит нормализацию речевой функции ребенка. Однако ни то ни другое не может быть достигнуто без обеспечения необходимых предпосылок. К их числу относится развитие подвижности мягкого неба, воспитание достаточно сильного и продолжительного ротового выдоха, достижение переднего положения языка. К созданию этих предпосылок приступают уже в дооперационный период.
Основная цель дооперационной логопедии и комплекса лечебных мероприятий заключается в том, чтобы максимально предупредить те возможные отклонения в развитии ребенка, которые как бы заранее предопределяются, программируются самим фактом наличия расщелины, а также подготовить более благоприятные условия для проведения операции. В этот период главное внимание должно быть обращено на следующее.
1. Предупреждение появления астенического синдрома. Поскольку заранее известно, что дети с врожденными небными расщелинами ослаблены и предрасположены к простудным заболеваниям, то с самого раннего возраста необходимо позаботиться о закаливании ребенка и о стимуляции его физического развития. Закаливание проводится с самых первых месяцев жизни. С этой целью можно использовать постепенно увеличивающиеся по продолжительности воздушные ванны, водные процедуры, прогулки с ребенком на воздухе при условии постепенного увеличения их длительности и не слишком резких колебаний температуры.
Стимуляция физического развития достигается преимущественно за счет подвижных игр и специальных физических упражнений. На самых ранних этапах развития лучше всего «следовать» за ходом нормального онтогенеза, несколько активизируя те движения, которые доступны ребенку данного возраста. Например, если в период от 6 до 10 месяцев ребенок в основном ползает, то на активизации ползания и сосредоточивается внимание. Для стимуляции этого двигательного процесса ребенку предлагается ползти то к маме, то к папе, то к бабушке, то за яркой игрушкой. Расстояние можно постепенно увеличивать. Примерно то же самое в соответствующем возрасте проделывается и с ходьбой, бегом. Используется игра в прятки, в мяч и другие подвижные игры.
2. Предупреждение фиксации языка в неправильном положении. С этой целью малыша уже с самых первых дней его жизни избегают класть на спинку, чтобы самим этим положением не провоцировать западание языка назад. В дальнейшем стараются всемерно стимулировать движения кончика и передней части спинки языка (например, можно систематически предлагать ребенку слизывать варенье с верхней губы, «чистить зубы» кончиком языка, играть в «часики», переводя высунутый изо рта язык из одного угла рта в другой и т. п.).
Переднее положение языка очень важно для воспитания у ребенка уже в дооперационном периоде ротового выдоха, поскольку оттянутый в глубь ротовой полости корень языка препятствует выходу воздуха через рот. Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка позволяет полностью снять носовой оттенок на том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи. Переднее положение языка и всемерная активизация его кончика необходимы также для воспитания правильной артикуляции звуков, большинство из которых в русском языке являются переднеязычными.
3. Предупреждение нарушений дыхательной функции. Поскольку при ринолалии наблюдается утечка воздуха через нос и сам по себе выдох очень укороченный, неэкономный, то нужно постараться предупредить окончательное закрепление такого способа дыхания. Основная задача — выработать достаточно продолжительный и экономный, устойчивый ротовой выдох, на котором можно было бы произнести целую фразу. С этой целью используется специальная дыхательная гимнастика, предупреждающая уменьшение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и подготавливающая тем самым дыхательный аппарат ребенка к нормальной речевой нагрузке. Наряду с этим ребенка необходимо научить дышать носом, а не ртом.
Для развития продолжительности ротового выдоха можно уже начиная с 1,5—2 лет приучать ребенка «студить чай», «согревать ручки» теплом своего дыхания, дуть на больное место и т. п. Воспитанию вдоха через нос способствуют такие упражнения, как «нюхание цветка». В дальнейшем можно использовать катание по столу круглых карандашей, расположенных на уровне рта ребенка; игру на губной гармошке, задувание свечи с постепенным увеличением расстояния до нее, «поддувание» летающих в воздухе пушинок, сдувание одуванчиков и т. п. Однако ввиду большой утомительности дыхательных упражнений они проводятся в течение 1,5—2 минут, но в процессе одного занятия повторяются несколько раз. Дыхательные упражнения помимо решения чисто логопедических задач способствуют также более полноценному развитию грудной клетки ребенка, а следовательно, и укреплению его здоровья
4. Активизация мышц небно-глоточного кольца. Она очень важна уже в дооперационный период, поскольку в значительной мере улучшает условия для проведения операции. Здесь можно рекомендовать упражнения типа легкого покашливания, позевывания, проглатывания маленькими порциями молока или воды. При этом мягкое небо (а до операции — его фрагменты) рефлекторно поднимается вверх. Проводится и пальцевой массаж сегментов твердого и мягкого неба, чему мать ребенка обучают уже в родильном доме. Эти упражнения возобновляются и через две-три недели после операции, но активизации мягкого неба здесь уделяется еще большее внимание. Во многих случаях для этой цели используется и физиотерапия. Основная цель этой работы — обеспечение смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки, что необходимо для достижения изоляции носовой полости от ротовой. Ринолалия — это носовой оттенок голоса, сопровождающийся нарушениями звукопроизношения и обусловленный дефектами в строении и функционировании речевого аппарата (rhinos, по-гречески, — нос, lalia — речь). Ранее для обозначения этого нарушения речи употреблялся термин «гнусавость», имеющий народное происхождение и отражающий особенность внешнего проявления расстройства.
Движение мягкого неба: А — мягкое небо поднято и плотно прижато к задней стенке глотки. Тембр голоса при произношении всех звуков речи, кроме носовых, нормальный; Б — мягкое небо поднято и прижато к утолщенной задней стенке глотки. Тембр голоса нормальный; В — мягкое небо поднято недостаточно. Контакт между мягким небом и стенками глотки отсутствует. Выдыхаемый воздух свободно проникает в носовую полость. Тембр голоса назальный.
5. Развитие подвижности артикуляторных мышц как необходимой предпосылки для воспитания правильного произношения звуков. Забота об этом должна проявляться начиная с самого раннего возраста. Сначала проводятся так называемые пассивные движения. Мама своими пальцами собирает губы ребенка в трубочку, а затем растягивает их в улыбку; поднимает верхнюю губу вверх, обнажая верхние десны, после чего нижнюю губу опускает вниз с обнажением нижних десен. В более позднем возрасте постепенно переходят к активному выполнению этих же самых движений самим ребенком. Уже в дооперационный период у детей с ринолалией, по существу, можно воспитать правильную артикуляцию всех звуков речи, хотя носовой оттенок голоса при этом сохраняется. Но здесь важно то, что ребенок с самого начала привыкает пользоваться членораздельной речью, а не остается «безречевым», способным издавать лишь мычащие звуки. Воспитанное до операции правильное положение артикуляторных органов быстро восстанавливается и скорее упрочивается и в послеоперационный период, что значительно сокращает продолжительность логопедической работы после операции.
6. Развитие силы и гибкости голоса. Как уже отмечалось, наличие у ребенка небной расщелины приводит к тому, что голос его звучит тихо и глухо. Зная это, необходимо возможно раньше предпринять хотя бы самые простые предупредительно-коррекционные меры. Можно играть с ребенком в подражание голосам разных животных (например, низкий голос медведя или мычания коровы и значительно более высокий — мяукание кошки). Хорошо использовать и «укачивание куклы» с характерным для него чередованием более высокого и более низкого звучания звука А. Для непроизвольного увеличения силы голоса полезно отойти от говорящего ребенка на некоторое расстояние. Однако все эти упражнения должны проводиться очень осторожно, без всякого перенапряжения слабой голосовой функции ребенка.
7. Предупреждение задержки речевого и психического развития ребенка. Это направление дооперационной логопедии важно потому, что наличие небной расщелины очень ограничивает возможности речевого общения ребенка и вторично может обусловить задержку не только речевого, но и психического его развития. Для предупреждения этого необходимо с самого раннего возраста привлекать внимание ребенка к речи, больше разговаривать с ним, давая ему возможность видеть при этом лицо говорящего, что будет стимулировать потребность в подражании слышимым звукам. Позднее следует работать над расширением понимания речи окружающих, над обогащением словаря, уточнением слоговой структуры слов, обращая особое внимание на правильность произнесения ребенком их окончаний (профилактика аграмматизмов).
8. Предупреждение появления вторичных психических наслоений. Это очень важное направление дооперационной логопедии заключается в осуществлении психотерапевтического воздействия на ребенка и его ближайших родственников. Такое воздействие уже с первых дней жизни ребенка оказывается на его родителей и прежде всего — на мать. Проводится подробная разъяснительная беседа, касающаяся строения речевого аппарата и тех мер по нормализации внешнего вида и речи ребенка, которые необходимо будет принять в дальнейшем. Целесообразно показать фотографии детей с расщелинами губы и неба до операции и после ее проведения, а также дать прослушать магнитофонные записи их нарушенной и нормальной речи. Общий вывод из этой первичной беседы, вполне соответствующий реальному положению вещей, должен быть таким: все придет к норме, но только для этого нужно будет приложить необходимые усилия в течение более или менее продолжительного времени. Родителей с самого начала необходимо настроить не на переживания, а на большую внутреннюю самодисциплину и активность. Правильное поведение родителей по отношению к ребенку может свести к минимуму необходимость проведения психотерапии с ним самим. В противном случае психотерапия проводится не только с родителями, но и с ребенком.
В послеоперационный период сохраняются в основном те же самые направления логопедической работы и закрепляются в новых условиях достигнутые ранее результаты. Для предупреждения образования твердых, ограничивающих подвижность послеоперационных швов важно проводить активный пальцевой массаж мягкого неба по линии шва путем прерывистого давления на него с целью разминания рубцовой ткани. Делаются и легкие поглаживающие движения по небной занавеске, производятся легкие удары по ней для возбуждения иннервации.
В дальнейшем нос и рот уже не закрываются, но как вдох, так и выдох осуществляются только через один из названных резонаторов. На этой стадии работы рекомендуются самые разнообразные сочетания дифференцированных вдохов и выдохов. Например:
• вдох через рот и выдох через рот;
• вдох через нос и выдох через нос;
• вдох через рот, выдох через нос;
• вдох через нос, выдох через рот.
Для достижения лучших результатов работы и повышения заинтересованности ребенка в правильном выполнении упражнений используется зрительный контроль: под самыми носовыми ходами помещается узкая полоска тонкой бумаги (типа папиросной), которая при правильном выдохе через рот должна оставаться совершенно неподвижной. Отклонение этой бумажки будет свидетельствовать о том, что часть выдыхаемого воздуха выходит через нос, чего быть не должно.
Помимо зрительного контроля постепенно воспитывается и слуховой контроль — ребенка упражняют в различении нормально звучащего голоса и голоса с носовым оттенком. На первых порах для этого можно использовать имитацию того и другого способа голосообразования самим логопедом. Ребенок при этом каждый раз определяет, какая из фраз была произнесена правильно, а какая — нет. Воспитание такого умения очень важно в целях последующего самоконтроля над речью, поскольку ребенок с ринолалией не слышит носового звучания своего голоса.
Большое внимание в послеоперационный период уделяется также коррекции звукопроизношения, в процессе которой широко используются и окончательно закрепляются ранее воспитанные навыки правильной артикуляции звуков. При этом в процессе коррекции каждого отдельного звука помимо контроля за правильностью положения артикуляторных органов специальное внимание обращается на снятие назализации.
На заключительном этапе работы большое внимание уделяется полной автоматизации навыков правильной речи. На этом этапе исключительно важную роль играет контроль над речью ребенка вне логопедического кабинета, в чем буквально незаменимую помощь должны оказать родители. Не менее важное значение имеет и самоконтроль ребенка, в воспитании которого опять-таки должны помочь родители путем постоянного обращения внимания ребенка на периодически появляющийся у него носовой оттенок голоса.
Эффективность логопедической работы по преодолению ринолалии во многом зависит от результатов операции — насколько удалось восстановить анатомическую структуру твердого и мягкого неба и обеспечить подвижность мягкого неба. Кроме того, очень большое значение для достижения положительного результата имеет психофизическое состояние ребенка, особенности его поведения и характера, его отношение к занятиям и степень помощи логопеду со стороны родителей.