Учитель-дефектолог. Алгоритмизация и содержание деятельности рамках психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-педагогического консилиума (ППк)


РАЗВИТИЕ ПОДРАЖАНИЯ

Подражание — один из основных способов усвоения общественного опыта маленького ребенка. Таким путем он усваивает бытовые навыки и овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого. Научить особого ребенка подражать — одна из важнейших задач начального обучения, так как специального обучения подражание развивается чрезвычайно медленно, что сказывается на усвоении необходимых ребенку практических умений.

Подражание – это повторение движений взрослого или его действий с предметами, происходящих на виду у ребенка. Взрослый показывает, а ребенок повторяет.

Ребенку легче подражать движениям, чем действиям с предметами. Он не может достаточно точно воспроизвести направление движения и его размах. Тем более ему трудно воспроизвести действие с предметом, которое часто состоит из нескольких последовательных этапов. Например, чтобы накормить куклу, нужно взять ложку и держать ее за черенок, поднести к тарелке, затем к лицу куклы и т.д. Ребенок не сможет проследить за очередностью операций в этом сложном действии, если оно выполняется взрослым быстро и без выделения каждого этапа. Поэтому показ должен проводиться медленно, с фиксированием того или иного момента и обозначаться словом.

Если ребенок не подражает данному движению или действию с предметом, взрослый должен взять его руки в свои и совместно произвести нужное действие, а затем предложить это повторить самостоятельно по подражанию.

«Птички»
Цель.
Учить ребенка подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.

Ход игры.

Взрослый приглашает ребенка подойти к нему. «Делай, как я. Полетим как птички». – говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увлекая за собой ребенка. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаются на корточки.) Делай так». (Стучит рукой по полу.) Ребенок повторяет. Игра повторяется 2-3 раза. Если ребенок не повторяет действий самостоятельно, то взрослый берет его руки в свои и выполняет движения совместно с ребенком «рука в руке».

«Прокати мяч»

Цель.

Учить ребенка подражать действиям взрослого с предметом.

Ход игры.

Взрослый садится у одного края стола, ребенок у другого. Между собой и ребенком взрослый ставит воротца, берет

мяч и говорит: «Делай как я», прокатывает его через воротца к ребенку. Тот должен прокатить мяч обратно.

Документация учителя-дефектолога в группе для детей, имеющих сложную структуру дефекта

Разделы: Коррекционная педагогика

Дефектолог — специалист в области дефектологии. – дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. – дефектолог (в узком понимании этого термина) — коррекционный педагог.

Сложный дефект это не просто сочетание, или математическая сумма двух или нескольких дефектов развития. Соединение этих дефектов дает новое качество, этот конгломерат имеет особую структуру, которая явно его отличает от каждой аномалии или их простой суммы.

К категории детей со сложными дефектами относятся дети с умственной отсталостью, которая усугубляется нарушениями слуха и/или нарушениями зрения. В числе сложных дефектов и задержка психического развития, сочетающаяся с дефектами слуха или зрения, а также глухота с соматическими пороками, а это заболевания ЖКТ, почек и печени, врожденные пороки сердца. А также дети с аутистическими расстройствами, которые сопровождают другие дефекты развития — умственную отсталость, задержку психического развития и др., а иногда проявляются изолированно.

Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия. Цель ПМПК — на основании достоверной диагностики определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии. ПМПК занимаются подбором (определением) для каждого ребенка с отклонениями в развитии соответствующих образовательных условий, а также определением характера сопутствующей медико-социальной и психологической помощи.

МСЭ – медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

ИПР – индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида — это программа мероприятий, которая разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей физического состояния и состояния здоровья инвалида, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Документация учителя-дефектолога в группе для детей, имеющих сложную структуру дефекта

1. Общие документы

– должностная инструкция – инструкция по охране труда и технике безопасности

– график работы учителя – дефектолога на учебный год

День недели Время

– распределение рабочего времени учителя-дефектолога

День недели Время Вид деятельности

2. План работы учителя-дефектолога на учебный год

№ п/п Направление деятельностиСодержание Сроки выполнения

3. Сведения о детях

– списочный состав детей, дата рождения, заключение ПМПК (сводная таблица)

№ п/п Ф. И. О. ребенка Дата рождения Заключение ПМПК Заключение МСЭ

– сведения о детях-инвалидах

№ п/п Ф. И. О. ребенка Дата рождения Домашний адрес Ф.И.О. родителей Место работы

– заключение ПМПК, карта обследования на каждого ребенка (копии) – заключение МСЭ, ИПР на каждого ребенка (копии)

– договор между ДОУ и родителями о психолого-медико-педагогическом сопровождении и обследовании ребенка – психолого-педагогическая характеристика на воспитанника для предоставления на ПМПК

4. Диагностика

– нормативные документы – методические рекомендации – уровни развития – условные обозначения – диагностические карты – карта динамики – графики ЗУН – анализы результатов – приложение

5. Индивидуальные адаптированные программы воспитания, обучения и развития воспитанников

6. Журнал учета индивидуальной работы

– табель посещаемости

№ п/п Дата

Фамилия, имя ребенка

Сентябрь
123456789

– сетка занятий:

А) общая

Дни неделиДоминирующие образовательные областиСодержание образовательных областейВид деятельностиВремяОтветственный

Б) для детей, посещающих ДОУ в режиме кратковременного пребывания

Специалисты День недели Время Вид деятельности

– план индивидуальной работы с воспитанниками (тетради)

Дата

День недели

Содержание образовательных областей (согласно сетке занятий) Коррекционно-развивающие задачи Подборка материала

7. Тетрадь взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателем группы

Дата Задание дефектолога Отметка воспитателя о выполнении

8. Тетрадь взаимодействия специалистов МБДОУ в группе

ДатаУчитель-дефектологВоспитательПсихологМуз. руководитель

9. Взаимодействие с родителями воспитанников

– журнал консультаций

Дата, времяФ.И.О. консультируемогоПричина обращенияХарактер консультации, тематикаПримечание

– печатные материалы

10. Анализ деятельности учителя-дефектолога за год

11.06.2015

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Примерные виды оформления документации учителя-дефектолога [DOC]

Пояснительная записка. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения. Формы организации коррекционной работы. Перспективный тематический план занятий по развитию элементарных математических представлений в средней, старшей и подготовительной группе для детей с ЗПР. Перспективное планирование лексического материала в средней, старшей и подготовительной группе для детей с ЗПР….

  • 1,73 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 28.09.2011 15:13

Задания для родителей дошкольников по закреплению материала по лексическим темам: «Ягоды», «Дни недели. Части суток», «Лето», «Транспорт», «Птицы», «Посуда», «Поздняя осень», «Одежда (зимняя), обувь, головные уборы», «Новый год», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Зима», «Животные жарких стран», «Деревья», «Дикие животные», «Мамин праздник. Женские профессии» , «Грибы»,…

  • 517,68 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 23.03.2017 01:44

Карточки для логопункта (17 карточек с заданиями) для автоматизации и дифференциации звуков: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, с-ш, ш-ж, з-ж, з-ж-с-ш, р, рь, р-рь, л, ль, л-ль, ц-с, ч, ч-ц, ч-с, щ, щ-ч, щ-сь, ш-щ. Составлены с учетом рекомендаций Богомоловой А. И. «Нарушение звукопроизношения у детей». Удобны в использовании для индивидуальной работы и для домашних заданий. Звук С Звук СЬ…

  • 77,29 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 22.04.2018 00:15

Подборка различных способов постановки звуков, собранная у практикующих логопедов. Постановка звуков. Заднеязычные. Постановка звука «Х» при замене на «Т». Постановка звука «К» от «Т». Постановка звука «К» на вдохе. Постановка звука «К» от правильного «Х». Постановка звука «К» по подражанию. Постановка звука «Х» от правильного мягкого «Хь. ». Постановка звука «Х» от…

  • 34,23 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 18.10.2010 19:11

Индивидуальная программа для обучения и развития ребенка младшего дошкольного возраста с ЗПРР. Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития ребенка старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью легкой формы Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста со значительной задержкой психического и моторного развития

  • 42,61 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 06.07.2010 14:36

М.: Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и авторские…

  • 73,34 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 09.01.2019 03:26

www.twirpx.com

Страничка дефектолога. Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Скиделя»

Дата Пятница Тема Группа лиц, для которых проводится консультация Место проведения
Сентябрь 14.09

11.30-12.15

1.Организация и цели оказания коррекционно-педагогической помощи в ПКПП. Родители учащихся, зачисленных в ПКПП Кабинет дефектолога
21.09

11.30-12.15

Особые дети – особое общение Родители, учителя, работающие в интегрированных классах. Кабинет дефектолога
Октябрь 11.10

11.30-12.15

Для чего нужна артикуляционная гимнастика. Техника выполнения артикуляционных упражнений. Родители учащихся, зачисленных в ПКПП Кабинет дефектолога
18.10

11.30-12.15

Необходимость развития памяти, внимания, мышления, речи и творчества. Родители, учителя, работающие в интегрированных классах. Кабинет дефектолога
Ноябрь 15.11

11.30-12.15

Нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста. Для педагогических работников

(учителя 2-х классов)

Кабинет дефектолога
22.11

11.30-12.15

Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы учащихся с трудностями в обучении и интеллектуальной недостаточностью. Родители, учителя, работающие в интегрированных классах. Кабинет дефектолога
29.11

11.30-12.15

Автоматизация звуков с помощью игровых приемов. Законные представители ребенка. Кабинет дефектолога
Декабрь 13.12

11.30-12.15

Речевые игры по дороге домой. Законные представители ребенка. Кабинет дефектолога
20.12

11.30-12.15

Правильно дышим-красиво говорим. Комплексы дыхательных упражнений для детей с ОПФР. Родители учащихся, учителя начальных классов. Кабинет дефектолога
Январь 18.01

11.30-12.15

Стёртая форма дизартрии (трудности постановки и автоматизации звуков) Родители учащихся 1-х классов Кабинет дефектолога
25.01

11.30-12.15

Промежуточные результаты обследования устной и письменной речи учащихся, зачисленных в ПКПП. Родители учащихся, зачисленных в ПКПП (по индивидуальным запросам) Кабинет дефектолога
Февраль 08.02

11.30-12.15

Формирование связной речи. Родители 1-2-х классов Кабинет дефектолога
22.02

11.30-12.15

Развитие познавательной деятельности детей. Занимательные игры по развитию речи. Родители, учителя начальных классов. Кабинет дефектолога
Март 15.05

11.30-12.15

Дисграфия. Как помочь ребёнку с дисграфией дома. Родители 2-х классов. Кабинет дефектолога
22.03

11.30-12.15

Особенности математических представлений у детей с трудностями в обучении. Родители учащихся, учителя, работающие в интегрированных классах Кабинет дефектолога
Апрель 12.04

11.30-12.15

Фонематический слух – основа правильной речи. Родители учащихся, учителя начальных классов. Кабинет дефектолога
19.04

11.30-12.15

«Самые распространенные ошибки допускаемые взрослыми, при обучении детей чтению в домашних условиях.» Родители учащихся. Кабинет дефектолога
Май 10.05

11.30-12.15

Рекомендации учителя – дефектолога по закреплению материала в летний период. Родители учащихся, учителя начальных классов Кабинет дефектолога
24.05

11.30-12.15

Как подготовить ребенка к школе? Речь и ребенок Родители учащихся. Кабинет дефектолога
В течение года 11.30-12.15 Консультации по запросу родителей и учителей Родители и учителя школы. Кабинет дефектолога

skidel1.schools.by

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]