Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой). Учитывать данную классификацию  необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключа


НАРУШЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

  1. Нарушение количества слогов:
  • ​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
  1. Нарушение последовательности слогов в слове:
  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
  1. Искажение структуры отдельного слога:
  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
  1. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;
  2. Персеверации(циклическое повторение одного слога).
  3. Антиципации(замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;
  4. Контаминации(смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

  • подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

  1. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки
  2. Ориентировка в собственном теле
  • «Вот какие мы»(«Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
  • «Наводим порядок»(перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
  • «Ладошки и следы»(Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).
  1. Ориентировка в трехмерном пространстве
  • «Поезд»(Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
  • «Собери сказку»(Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
  • «Найди клад»(ориентировка по схемам).
  • «Где гудит паровоз»(определение местоположения звука).
  1. Развитие временно-пространственной ориентировки
  • «Зайчик пошел в гости»(Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
  • «Что сначала, что потом»(Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
  • «Посмотри и повтори»(Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

  • Совершенствование движений общей моторики
  • Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие чувства темпа
  • Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

  • «Делай как я»

Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

  • «Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

  • Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

  • «Кулачки — ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка

Стук стук, стук стук.

Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:

Хлоп хлоп, хлоп хлоп.

Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:

Стук стук стук, стук стук стук,

А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:

Хлоп хлоп хлоп, хлоп хлоп хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
  • Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
  • Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
  • Воспроизведение заданного ри

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

Работа над гласными

  • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
  • в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
  • без зрительной опоры.
  • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
  • «Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
  • Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

  • с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
  • с общим гласным (ка – та – ма – ва);
  • обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
  • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
  • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
  • слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

  • «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
  • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
  • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые линейки.
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
  • «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
  • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов)
  • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )
  • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
  • «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки»(Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
  • «Снежный ком»(Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
  • Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

Использован материал автора: Мелюхина Елена Рудольфовна, учитель-логопед, Бруковская Мария Александровна учитель-логопед.

Ряды слогов, предлагаемые для воспроизведения, должны состоять из звуков, хорошо произносимых ребёнком.

Последовательность слоговых упражнений с постепенным их усложнением за счёт составляющих элементов:

а) прямые слоги с одинаковыми гласными: МА-ПА-ТА;

б) прямые слоги с одинаковыми согласными и разными гласными: ТА-ТО-ТУ;

в) обратные слоги с разными согласными: АП-АМ-АХ;

г) обратные слоги с разными гласными и согласными: ОП-УХ-АМ;

д) закрытые и открытые слоги с разными гласными и согласными: ПА-АМ-АХ, АТ-ФО-УХ-ЭИ.

Кроме того, количество слогов для запоминания постепенно увеличивается с двух до четырёх; сначала их произносят медленно, но постепенно темп речи ускоряется. При дифференциации в слоги включаются родственные звуки: РА-ЛА-РА-ЛА…, ЛО-РО-ЛО-РО; более сложное задание — ряды слогов с измененной последовательностью составляющих элементов: РА-ЛА-ЛА-РА, ЛО-РО-ЛО-ЛО, РУ-РУ-ЛУ-РУ и т. п.

Игровые приёмы в работе со слогами

1. «Не пропусти слог».

Детям предлагается показать фигурку-символ (шарик, фонарик…), когда прозвучит заданный слог в ряду других, например МА: МА-ПА-ТА-МА-ФА-МА-ВА-КА-МА… Во избежание узнавания слога по артикуляции губ обучающий прикрывает рот экраном.

2. «Живые слоги».

Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

3. «Цепочка».

Слоги произносятся по очереди: ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА… ТО-ПУ-АХ…

4. «Посчитай».

Ребята воспроизводят хлопками услышанное количество слогов.

5. «Вспомни чужой голосок».

Обучающий показывает изображения животных и птиц; дети произносят звукоподражания, например, корове, барану и курице: МУ-БЭ-КО-ВО; картинки убираются, слоги повторяются по памяти.

6. «Какой слог лишний?»

Слоговые ряды: КО-КО-КУ-ВО, АХ-АХ-АХ-АХ.

7. «Запомни и повтори».

Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.

Упражнения на анализ рядов изолированных гласных и слогов являются подготовительными, облегчающими узнавание звука в слове и деление слов на слоги.

Игры на узнавание звука в слове

1. «Покажи картинку (игрушку, предмет)».

Дети рукой показывают на символ перед ними в соответствии с заданным в слове звуком.

2. «Покажи фонарик (колокольчик, грибок)». Услышав заданный звук, ребёнок поднимает в руке фигурку.

3. «Изобрази».

Дети отвечают заранее обусловленным звукоподражанием: на К — кукушке, на 3 — комару…; имитацией движений: Ж — полёт жука, Щ — шипение змеи, рука «ползёт» по столу.

4. «Назови».

Выполняя задание, ребёнок произносит слово, начинающееся на заданный звук, например Ш — шаг.

5. «Найди одинаковый звук».

Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос— С.

6. «Остановись».

Малыши идут по кругу, имитируют полёт бабочек, движение поезда… Обучающий произносит в одинаковом темпе и ритме, с одной и той же интонацией слова с заданным звуком или без него, добавляя «раз, два». Дети останавливаются только тогда на счёт «два», когда услышат изучаемый звук, в противном случае продолжают идти. Допустившие ошибку ребята встают в конец ряда.

7. «Выбери правильно».

Среди четырёх-пяти картинок ребёнок находит те, в названиях которых есть заданный звук.

8. «Звук в конце (в середине, в начале)».

Отбираются картинки с определённой позицией звука в названии.

9. «Раздели на три».

В зависимости от позиции звука в названии картинки разделяются на три стопки.

10. «Где звук?»

В ряд поставлены три стульчика, перед каждым стоит ребёнок (начало, середина и конец ряда), Взрослый называет звук и произносит слова, содержащие этот звук. На стул садится ребёнок, чьё место совпадает с позицией звука в слове.

11. «Кто больше?»

Ребёнок может:

а) подобрать слова с заданным звуком по сюжетной картине;

б) назвать окружающие предметы с тем же звуком;

в) вспомнить названия любых предметов или картинок с этим звуком.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]