В первые несколько лет жизни ребёнка происходит формирование отдела мозга, отвечающего за развитие речи. Сбои, возникающие на этом этапе, подлежат коррекции. Родители часто не обращают внимания на то, что ребёнок меняет слоги местами. Однако в некоторых случаях это может свидетельствовать о наличии отклонения, поэтому лучше проконсультироваться со специалистом. Если он обнаружит патологию, то избавиться от неё поможет только логопед. Но не стоит сильно волноваться, если малыш путается в слогах. В некоторых случаях это возрастное явление.
При нормальном развитии трёхлетние дети начинают воспроизводить словесные структуры по законам благозвучия. В возрасте от 1,5 до 2 лет допускается перестановка слогов. Например, вместо слова «самолёт» ребёнок может сказать «малалёт». Но если подобные нарушения не исчезают к 4-5 годам, то это свидетельствует о наличии нарушения слоговой структуры слова. Самостоятельно подобные проблемы не проходят, поэтому помощь педагога-логопеда необходима.
Типы слоговых нарушений
Нарушение слоговой структуры слова – это разновидность ОНР (общего недоразвития речи). ОНР возникает у детей с минимальной мозговой дисфункцией, неврологическими и психопатическими синдромами и органическими поражениями речевых отделов мозга, а также вследствие педагогической запущенности. При нарушении слоговой структуры специалисты выделяют несколько типов отклонений:
- элизии. Ребёнок сокращает слова и пропускает слоги («велосипед» – «сипед», «телевизор» – «тизой» и пр.);
- итерации. Малыш увеличивает количество слогов, добавляя к ним гласные буквы («комната» – «команата», «тыква» – «тыкава» и пр.);
- персеверации. Кроха застревает на каком-либо слоге и повторяет его несколько раз («чемодан» – «че-ма-ма-дан», «кошечка» – «ко-шеч-шеч-ка» и др.);
- антиципации. Ребёнок меняет последующий слог на предыдущий или подбирает похожий, меняет местами звуки («собака» – «бабака», «лягушка» – «гугушка», «молоток» – «тамалок» и т. д.);
- контаминация. Малыш смешивает слова между собой, меняет местами последовательность звуков («доктор лечит» – «докчит», «на столе в больнице» – «на стольнице»).
Помните, что развитие правильной слоговой структуры – это необходимый этап формирования речи ребёнка, влияющий на последующие навыки письма и чтения.
Методики
Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.
Таблица:
Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.
Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.
Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.
По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.
Распечатайте таблицу со слогами слияния и положите на парту ребенку. Постепенно он привыкнет к ней и начнет хорошо ориентироваться, находить и читать нужную пару. Это очень полезный навык, который облегчит учебу и сейчас, и в будущем.
Нормы формирования слоговой структуры слова в разных возрастах
- Дети от 0 до 3 лет. Повторение простых слогов «ма-ма», «ба-ба» и пр.;
- Дети от 3 до 4 лет. Воспроизведение слов из одного, двух и трёх слогов («мята», «дом», «машина»);
- Дети от 4 до 5 лет. Воспроизведение слов с открытыми слогами без стечения согласных букв («долина», «рукавица»), слов из четырёх-пяти слогов и со стечением согласных букв («хвост», «мост», «строитель», «крошка», «тростинка»);
- Дети от 5 лет. Повторение предложений со сложными словами (из 3-4 слогов со стечением согласных букв) за взрослыми («строитель работал на строительстве здания», «парикмахер подстригает волосы ножницами», «в водопроводной трубе обнаружена протечка»).
Ребёнок школьного возраста должен быть способен сделать задание в устной и письменной форме, например, выписать из предложения сложные слова (из 3-4 букв со стечением согласных букв), прочесть скороговорку и так далее.
Что делать, если ребенок не произносит или переставляет слоги
Уже к году ребенок в норме должен произносить двусложные слова «ма-ма», «па-па», «дя-дя», «би-би». Если такие слова появляются лишь к трем годам и возникают трудности при воспроизведении разнослоговых слов («па-пу», «ба-бе», «ка-ти»), а также ребенок пропускает или переставляет отдельные слоги в трехсложных словах («ма-на» вместо машина, «баб-ка» вместо бабушка, «ламако» вместо молоко), речь идет о несформированности слоговой структуры слова. Необходимо срочно обратиться к специалистам – неврологу и логопеду.
Причины нарушения слоговой структуры
Их может быть несколько. Во-первых, нужно проверить слуховое восприятие ребенка. Слышит ли он речевые и неречевые звуки. Научно подтверждено, что человек сначала слышит звук, а потом его воспроизводит. Для этого в височных долях головного мозга имеются специальные анализаторы, отвечающие за слуховое восприятие. Малыш может не различать не только звуки речи, но и звучание музыкальных инструментов, например, не отличает звон колокольчика от сигнала дудочки.
Слуховое узнавание требует последовательности восприятия стимулов. Поступающую акустическую информацию необходимо еще синтезировать и анализировать в коре головного мозга. На это требуется время. Поэтому малыш овладевает «отслеживанием» звуковых элементов сначала раздельно и не способен воспринимать слуховую информацию в целом. Важно, чтобы в ранний период развития ребенок научился различать цепочки слуховых стимулов как речевых звуков, так и неречевых. Например, мелодию песни, звуки музыкальных инструментов, голоса членов семьи.
Второй причиной несформированности слоговой структуры слова (ССС) являются дефекты артикуляции вследствие гипо-или гипертонуса мышц языка, губ, щек, неправильного прикуса и др. Необходимо вырабатывать четкую артикуляцию, но производить действия принято с использованием предмета. Таким предметом в артикуляционной деятельности, по мнению ученых, является акустический образ. То есть, ребенок все равно сначала должен услышать звук, а только потом подстраивает под него свой артикуляционный уклад. Даже зрительный образ звука (наблюдение за губами мамы) является лишь дополнительной опорой при установлении правильной артикуляционной позы. Часто в логопедической работе важно устранять не симптом, а очаг поражения коры головного мозга.
Виды нарушений слоговой структуры слова
Исходя из причин нарушения ССС, можно выделить несколько ее видов.
- Элизии. При преобладании нарушений артикуляционной моторики ребенок пропускает звуки в словах со стечением согласных, целые слоги («тифо» – телефон, «нета» – конфета).
- Уподобление слогов друг другу (кокосы-абрикосы).
В случаях преобладания нарушений в акустической сфере наблюдаются:
- перестановки звуков или слогов («скатан»);
- итерация – добавление лишних гласных («каравать» – кровать);
- персеверации – повторение сходных слогов («вададакачка»);
- антиципация – уподобление предшествующему или последующему слогу («щищиствует»);
- контаминация – объединение частей слов сходных по какому-либо признаку (сахарница и чайник – «сахарник»).
Коррекция нарушений ССС
Работа над преодолением дефекта должна вестись сразу в нескольких направлениях. Неверно начинать работать сразу со словом.
На первом подготовительном этапе необходимо развивать слуховое восприятие, темпо-ритмическую сторону речи, мышление, пространственно-временную организацию, артикуляционную и общую моторику, тонкие движения пальцев рук. Большая часть психических процессов ребенка развивается полимодально. То есть, требует участия сразу нескольких анализаторов головного мозга: зрительного, вкусового, обонятельного, слухового, тактильного. Одни ощущения подкрепляют другие. Поэтому так важно обеспечить малышу разнообразие стимулов.
На втором коррекционном этапе начинаем работать сначала с изолированным звуком, затем с открытым, закрытым слогом, словом, словосочетанием, предложением.
Если у ребенка нарушен темп речи
Развитие слухового восприятия
Предлагаемые упражнения родители могут проводить с ребенком дома.
«Угадай, что звенит»
Ребенку сначала предлагают послушать звучание различных музыкальных инструментов: дудочки, барабана, ксилофона, колокольчика, маракасов и т.п. Затем просят закрыть глаза или отвернуться. Взрослый играет на каком-либо инструменте, ребенок угадывает, на чем играли. Игру можно усложнить, если посадить в ряд кукол или мягкие игрушки: мама, папа, Вова, Катя, пони (использовать двусложные слова с открытым слогом). После прослушивания «музыки» положить инструмент возле той или иной игрушки и спросить: «кто играл на дудочке?». Таким образом, развивается не только слух, но и слоговая структура слова.
«Повтори за мной мелодию»
Отстукивание на музыкальном инструменте ритма. Можно использовать ксилофон, деревянные ложки, дудочку, барабан. Ребенка просят послушать «мелодию», а потом воспроизвести ее на музыкальном инструменте. Сначала стучим один раз: бом. Затем усложняем ритмический рисунок: бом-бом; бом-бом-бом; бом-бом (пауза) – бом-бом-бом и т.п.
«Кулачки-ладошки»
Взрослый читает стихотворение и просит отхлопать малыша заданный ритм.
Есть у Вани (Темы) два кулачка, стукнул один по другому слегка: Стук-стук, стук-стук. Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют: Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. Кулачки быстрее бьют, до чего стараются: Стук-стук-стук, стук-стук-стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются: Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики
Взрослый произносит команды, ребенок повторяет. Сначала одноступенчатые: «встанем в круг», затем многоступенчатые: «встанем в круг, руки поставим на пояс, присядем, левую ногу вперед, голову наклоняем вправо» и т.п. Эти упражнения необходимы, чтобы ребенок умел правильно воспринимать информацию, перерабатывать, программировать действия. Работают сразу несколько анализаторов головного мозга.
Упражнение на переключаемость для рук:
«кулачки-ладошки» (сжимаем один кулачок, другой, разжимаем поочередно, затем повторяем двумя руками);
«пальчики здороваются» (поочередно все пальчики прикасаются к большому пальцу);
«колечко-ушки-рожки» (сомкнули сначала на одной руке, потом на другой указательный и большой палец в кольцо, подняли указательный и средний палец (ушки), затем указательный и мизинец (рожки), эти же движения повторить двумя руками).
Упражнения на переключаемость для губ и языка: «улыбка- трубочка», «блинчик-иголочка» (расслабленный язык, напряженный язык), «окошко-бублик», «часики-качели».
Развитие чувства ритма и пространственной ориентировки
Слоги в словах имеют определенный ритм, выстраиваясь в рисунок, поэтому важно развивать чувство ритма посредством чередования каких-либо элементов. Например, нанизывание бусин: сначала красная, потом зеленая и т.д. в определенном ритме. Выкладывание цветных камушков также поочередно по цветам, формам, размеру. Рисование: палочка, кружочек, палочка, кружочек… Выкладывание бусин из пластилина с чередованием цветов.
Развитию чувства ритма способствуют сюжеты сказок, например, «Репка». Ребенку предлагают подобрать и разложить по порядку героев сказки, можно использовать рамки-вкладыши, готовые картинки, кукольных героев. А затем озвучить, кто за кем стоит, задавая «каверзные» вопросы: «а кто перед внучкой, кто между Жучкой и бабкой?» Аналогично можно заниматься по сказке «Колобок» с проигрыванием ситуации и добавлением музыкальных мелодий. Подобные задания также развивают временно-пространственную ориентировку.
Для развития последней хорошо использовать серию сюжетных картинок «что сначала, что потом», а также прием «повтори за мной все движения». Взрослый сначала показывает, ребенок изучает и воспроизводит в нужной последовательности. Игры с мячом позволяют закрепить понятия «вверх, вниз, за спиной, перед собой».
Развитие мышления
Такие виды мышления, как наглядно-образное, наглядно-действенное, конструктивное, пространственно-временное, вербально-логическое считаются в психологии самыми важными. За каждый вид мышления отвечает определенные отделы головного мозга, которые находятся в непосредственной близости друг к другу. Развивая одну функцию, мы оказываем влияние на другую.
Самым ранним видом мышления является наглядно-образное: малыш видит предмет, осмысливает, создавая в голове ассоциативные связи. Одним из ведущих методов формирования наглядно-образного мышления является складывание разрезных картинок. По тому, как малыш выполняет задание, можно судить о его способности соотносить образ целого с его частями целенаправленно или хаотично.
Наглядно-действенное мышление – умение производить действия с предметами – также формируется в возрасте 1-4 лет. При этом ребенок может придумать свое применение предметам, например, зарыть машинку в пластилин, насыпать крупу в бутылку. Для детей 3-4 лет приемом исследования уровня данного мышления является складывание пирамидки. Не просто нанизывание колец, а выявление некоего алгоритма действий: сначала большой кружок, потом поменьше… Если трехлетка не может правильно сложить пирамидку, это свидетельствует о снижении его мышления.
Конструктивное мышление формируется в процессе выстраивания башни из кубиков, с помощью досок Сегена, «почтовых ящиков», сортера, где нужно соотнести и вложить фигурку в соответствующую прорезь. Этой способностью ребенок должен овладеть к 5 годам.
Пространственно-временное мышление формируется в 3-5 лет, проявляется в умении воссоздавать последовательность событий, устанавливать между ними причинно-следственные связи. Развивается посредством выкладывания рисунка из счетных палочек, геометрических фигур, раскладывания по порядку сюжетных картинок. Вербально-логическое мышление развивается на основе слова, предполагает способность мыслить с опорой не на предмет, а на его образ.
Особенность организации психики, полимодальность ее развития объясняет, почему ребенку так необходимы игрушки разнообразные по форме, цвету, величине, функционалу. Даже у неговорящего малыша развивается речь, когда он опирается на сенсорные ощущения, производит манипуляции с предметами.
Задайте вопрос логопеду. Бесплатно |
Работа по коррекции слогового нарушения
Если малыш меняет местами звуки и буквы, то может потребоваться обследование у невролога и логопеда. При отсутствии или устранении общего заболевания, которое может вызывать ОНР, проводится коррекционная работа. Она направлена на устранение нарушений слоговой структуры слова.
Чтобы ребёнок перестал менять и переставлять слоги педагоги используют двухэтапную методику.
- Подготовительный этап. Занятия включают вербальный и невербальный материал. Основная задача этого этапа заключается в развитии у ребёнка чувства ритма, которое позволит ему лучше усваивать слоговую структуру слова.
- Коррекционный этап. Педагог работает с речью ребёнка, используя вербальный материал. Применяются различные игры со словами и задания. Состав программы зависит от того, в каком возрасте малыш меняет и переставляет слоги.
Очень важно регулярно водить ребёнка на занятия с педагогом-логопедом. Если малыш переставляет местами слоги, то родители должны принимать непосредственное участие в коррекции. Существует множество несложных игр и заданий для домашних занятий с ребёнком.
Прогноз и профилактика
Если ребёнок меняет слоги в словах, то работа по коррекции может отнять много времени и сил. Мгновенных результатов ждать не стоит. Очень важно вовремя заметить, что ребёнок начал переставлять местами слоги. Желательно начать коррекцию как можно раньше. Прогноз при этом очень благоприятный.
Профилактические меры такие же, как и при других проявлениях ОНР. Чтобы малыш не начал переставлять местами слоги, родители должны внимательно следить за его развитием речи. Рекомендуется заниматься с раннего возраста.
Если ваш ребёнок меняет слоги в возрасте 4-5 лет, то обратитесь за помощью в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Квалифицированные педагоги проведут диагностические тесты, установят степень ОНР и подберут корректирующую программу.