Введение
Один из наивысших талантов – это, все же, умение влиять на людей. Ораторская речь несет немало важное значение: измерение миро понимая людей, которые внимают, в какой-то конкретной области, а так же влияние на поступки слушателей. И, именно в связи с этим, данная тема является актуальной.
Одной из самых античных филологических наук является риторика. Ее склад образовался еще в Греции в IV веке до Р.Х.
Основным содержанием такой науки является теория аргументации в публичной речи. Еще тогда выдающийся философ Аристотель дал определение такой науке, как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
В древности риторику разделяли на следующие наук:
1. логика;
2. этика;
3. физика.
Начало такой талант берет еще с древних времен. Необходимо отметить и тот факт, что имеется колоссальное количество событий исторических, которые никак не могли бы осуществиться, если не было бы людей, которые направили их развитие в конкретное русло.
В древности греки любили говорить и не меньше слушать. Можно сказать, что вся жизнь данного народа протекала в нескончаемых беседах. Греки сумели публичное выступление перевоплотить во что-то большее: в искусство, которое можно сравнить как с танцем, так и с музыкой. Что – то новое, что – то свое привносил каждый народ в искусство. Так, на пример, римляне внесли строгость, а малазийцы – напыщенности.
Существовали и такие времена, когда ораторское искусство ценилось на столько, что людей, владевших им, носили на руках. Но стоит заметь, что на много чаще было наоборот: за грамотную речь людей наказывали.
К великому сожалению, нам никогда не представится такой возможности насладиться великолепной речью Демосфена, проповедью Иоанна Златоуста, и даже то, что же сказал Коперник последним, перед тем, как сделать утверждение, что планета вертится.
Истинное искусство оратора возможно проследить только тем, кто расположен по близости с ним. Такой талант, в данном случаем, можно сопоставить с театром: «все исчезает тогда, когда закрывается занавес». Однако, если в театре речь, произнесенная своевременно, имеет ограничения – овации, то в ораторском искусстве такая речь способна перевернуть все и вся.
Цель работы: изучить такую тему, как культура ораторской речи.
Задачи данного реферата:
- выявить структуру данного искусства;
- определить его виды и роды;
- определить функционально – смысловые типы речи.
Структура: данная работа состоит из десяти глав, три из которых – это структурные элементы (введение, заключение, список использованной литературы), а семь главы – это основная часть, четвертая глава включает в себя два параграфа. Общий объем составляет двадцать пять страниц.
Какие книги стоит прочитать
При ответе на вопрос как научиться красноречию — полезно изучать специальную литературу. Для этого не обязательно изучать словарь, существуют разнообразные обучающие и интересные пособия.
В самостоятельном обучении пригодятся следующие развивающие книги:
- Повысить культуру речи и добиться выразительности речевых оборотов поможет книга Ирины Голуб «Искусство риторики. Пособие по красноречию».
- Практические советы и рекомендации представлены в произведении Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора».
- «Ораторское искусство для начинающих» О. Болсунова пользуется популярностью, благодаря тщательному анализу ошибок, которые допускают ораторы.
- Книга «Черная риторика» Карстена Бредемайера включает упражнения и приемы, помогающие говорить убедительно и вести переговоры с правильной аргументацией.
Регулярное чтение художественной литературы также обогащает словарный запас. Классическая художественная литература позволяет изучить стилистическое изложение мыслей и в какой-то мере перенять красоту изложения слога.
Специализированная бизнес литература поможет научиться грамотно и профессионально общаться в сфере вашей деятельности.
Литература по психологии общения поможет правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.
Литература по психологии общения обучает правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.
Роды и виды ораторской речи
Не сразу сформировались роды и виды данного искусства, а постепенно. Данные подразделения выделяются исходя из сфер коммуникаций, которые, в свою очередь, соответствуют одной из главенствующих функций речи, а именно:
- воздействие;
- сообщение;
- общение.
В настоящей практике публичного общения существуют роды ораторской речи. Итак, это:
- социально-политическое красноречие;
- судебное красноречие;
- социально-бытовое красноречие;
- духовное (церковно-богословское) красноречие.
К такому красноречию, как общественно – политическое относят выступления, тематикой которых являются либо общественно – политическая, либо общественно – экономическая, либо общественно – культурная, либо же этико – нравственная.
Существует академическое красноречие. Данное является определенным родом речи, который помогает формировать научное миропонимание, который, в свою очередь, имеет отличительные черты – это научное изложение, логическая культура, а так же глубокое аргументирование. К академическому красноречию можно отнести и научный доклад, и научное сообщение, и как вузовскую, так и научно – популярную лекцию. Данный род речи имеет большое количество сходств с научным стилем речи. Однако в академическом красноречии очень часто используются выразительные средства.
Общественно – бытовое красноречие. К данному роду можно отнести следующее:
- приветственная речь;
- речь, которую произносят на дипломатических приемах;
- речь застольного характера;
- юбилейная речь (данное может быть произнесено как в адрес конкретной личности, так и знаменательной дате).
Судебное красноречие. Данный род речи существует для того, что бы воздействовать целенаправленно, а так же эффективно на суд. Судебное красноречие способствует становлению увещаний судей, а так же тех, кто присутствует в тот момент в зале. Судебное красноречие так же подразделяется на:
- защитная речь;
- прокурорская речь;
- адвокатская речь;
- обвинительная речь.
Духовное (церковно-богословское) красноречие. Данный род считается наиболее древним, он имеет свои традиции, а так же богатый опыт. Выделяют:
- официальная речь – это речь, которая произносится людям, служащим церкви или же иным лицам, взаимодействующим с официальным действием;
- проповедь – это речь, которая произносится для людей, приходящих в церковь, а так же она должна сопровождаться церковными действиями.
Межстилевые, а так же общеязыковые средства – это и есть та база, которая лежит в основе любого рода. Но необходимо подметить, что у любого рода ораторской речи существуют собственные специфические языковые черты, образующие с одной и той же стилистической окраской микросхему.
Устный жанр
Устная – это та речь, которую слышит человек. При этом он отбирает лишь те «звукообразы», которые ему близки, понятны. Всё остальное пропускается, как говорится, «мимо ушей». Это необходимость, потому что во всем потоке речи слова, текущие друг за другом, рождают образы по принципу метонимии, смежности, логики. В общении используют следующие устные речевые жанры:
- беседу — обмен мнениями или другой информацией;
- комплименты — похвала собеседника, цель которой — доставить ему удовольствие;
- рассказ – монолог одного из собеседников, цель которого — повествование о случае, событии и т.п.;
- разговор — речь, направленная собеседнику, имеющая цель донести информацию, разъяснения или выяснить отношения;
- спор – диалог, направленный на выяснение истины.
Речь в устной форме имеет, как и письменная, свои нормы и регламенты. Иногда некоторые изъяны устной речи, такие как незаконченные высказывания, слабая структура, перебивание, репризы и подобные элементы, – это необходимое условие успешного и эффективного результата.
Роль функциональных стилей литературного языка
Только подготовленной может быть ораторская речь. Подготовка проходит по книжно – письменным источникам, которые, в свою очередь, существенно влияют как непосредственно, так и прямо на структуру речи.1
Информативная функция лежит в основе официально делового стиля. Данный стиль речи обслуживает сферу отношений, которые являются официально деловыми.
Такие функции, как сообщение и доказательства информации лежат в основе научного стиля. Сфера научного знания.
В основе публицистического стиля лежат такие функции, как сообщение, а так же воздействие. Данный стиль речи обслуживает и сферу социально – политических, и сферу общественно – культурных, и многие другие социальные отношения. В публицистическом стиле могут использоваться абсолютно все средства, которые являются языковыми. Для данного стиля свойственна экономия языковых средств.
В основе художественного стиля лежат такие функции, как воздействия и эстетическая. В данном стиле наиболее плотное отображение находят отражения общенародный язык и литературный язык.
Практические советы
При самостоятельном обучении стоит воспользоваться следующими советами:
Необходимо следить за своей речью и обдуманно выбирать круг общения. Чтение книг позволит формировать богатый словарный запас и повышать объем знаний. Лучше говорить немного, но только по делу. Нужно стремиться, чтобы каждая произнесенная фраза была яркой и полноценной. Речь для публичного выступления рекомендуется предварительно готовить
К импровизации важно подготовиться морально. Говорить нужно отчетливо, спокойно и громко, но не крикливо. При чтении доклада нужно смотреть на людей, а не на бумаги. С помощью пауз необходимо выделять формулировки и важные слова.
Профессиональный подход предполагает поиск собственного стиля в ораторском искусстве. Поставленная речь помогает утвердить свои убеждения и повлиять на людей, но при этом нельзя навязывать свое мнение
Важно убеждать ту аудиторию, которая готова слушать
Необходимо приобретать опыт, ведь только практика поможет оттачивать мастерство.
Не менее важным считается вопрос: как улучшить красоту речи у своего ребенка. Подобное умение позволит не только хорошо отвечать у доски, но и стать успешным человеком в будущем. Для этого рекомендуется читать книги, слушать аудио сказки и устраивать домашние представления. Необходимо побуждать ребенка говорить и задавать ему при этом наводящие вопросы.
Регулярные занятия и упорный труд в развитии красноречия способны сделать из практически любого человека настоящего оратора.
Функционально-смысловые типы речи
Состав ораторской речи не есть однородный. Это связано с тем, что человек, мысля, отражает самые разные связи между объектами, между явлениями реальности, между событиями, а так же между отдельными суждениями. Существуют такие типы речи, как: 2
- описание;
- повествование;
- рассуждение.
И именно в этих стилях речи выражаются данные связи. В связи с этим, ораторская речь представляется нам:
- монологическим повествованием;
- монологическим рассуждением;
- монологическим повествованием
Повествование – это такой тип речи, который сообщает о состояниях, а так же действиях, которые имеют развитие во временной последовательности. Кроме этого они имеют свойственные им языковые средства. 3Для данного типа речи характерна такая особенность, как динамика.
Исходя из того, что в данный тип речи входят ситуации, которые имеют динамические отражения, этот механизм и определяет его положение в речи.
При помощи глаголов как раз так и создается динамика данного типа речи. Очень часто в использование берут глаголы определенного действия потому, что они имеют возможность выражать как последовательность развития событий, так и их быструю смену. Следует выделять:
- конкретное повествование;
- обобщенное повествование;
- информационное повествование.
Описание – это такой тип речи, который дает представление о характере, дает статистическую картину, представление о структуре, представление о качествах объекта, о свойствах маршрутом перечисления признаков и существенных, и не существенных в определенный момент.
Такой тип речи, как описание, так же подразделяется на:
- статистическое;
- динамическое.
Размышление или же рассуждение – это такой тип речи, в котором раскрываются внутренние признаки и явлений, и предметов, доказываются конкретные положения, и естественно, проводится само исследование явлений и предметов.4 Те суждения, которые входят в рассуждение, имеют особенные логические отношения меж собой, этим и характеризуется данный тип речи. Такие логические суждения образует либо один вывод, либо ряд выводов на какую – то определенную тему.
По собственной природе ораторская речь является спорной. Это связано с тем, что она отображает контрадикторность конфликты общения и нынешней жизни. Выделяют спор двух видов:
- имплицитная (или скрытая, внутренняя);
- эксплицитная (или открытая, внешняя).
Полемика – это общение, которое проходит на людях, мастеров говорить, спор в процессе обсуждения какого – то определенного вопроса.
Ораторы могут очень много спорить; во время споров они пользуются всеми средствами в свободном доступе из огромного арсенала полемики. Сюда входят и ирония, и намеки, и сарказм, и антитеза, а так же многочисленные умолчания, ремарки, сравнения, рельефность.
Типы письменной речи
Письменная речь имеет свои особенности. Умение видеть структуру текста помогает лучше понять авторский замысел и содержание. Значение термина «тип речи» просматривается в его названии. «Тип» — это общее, «речь» — предложения, то есть предложения с общим смыслом, значением, объединенные в один фрагмент.
Типы речи – это речевые единства, отличающиеся структурой, целостностью и законченностью. Значения фрагментов могут быть следующими:
- признаки предмета;
- действия лиц;
- состояние человека;
- состояние среды;
- объяснение и размышление.
Авторы ставят перед собой три цели: рассказать, изобразить, доказать. Исходя из целей, формируются три основных типа речи:
- повествование;
- описание;
- рассуждение.
Текст, относящийся к одному из типовых фрагментов, строится по определенной модели. Зная особенности моделей можно легко их различать. В больших произведениях используются композиционно-речевые формы, где каждый тип речи выполняет свою функцию. Стержневой частью текста часто выступает повествование. Описание одного предмета служит фоном для показа другого. Рассуждения говорят о сомнениях героя, о его поисках истины.
Внешне по реализации авторской задачи повествование можно сравнить с фильмом, где кадры сменяют друг друга, описание – с фотографией, рассуждение – с блок-схемой со стрелочками, вопросами.
Оратор и его аудитория
Для того чтобы успешно выступить перед большим скоплением народа, оратору нужно, в первую очередь, привлечь внимание абсолютно всей аудитории, необходимо заставить людей слушать себя. 5На первый взгляд может показаться, что управлять таким механизмом, как внимание слушателей, очень просто. Однако это не так. Выступление, которое принесет успех находится в зависимости и от способностей оратора, от его профессионализма, подготовленности, и от тех факторов, на которые он никак не может произвести воздействие.
Свойства публичного выступления
Различные ораторские навыки вырабатываются в процессе соответствующих занятий, тренингов, а их проявлением является публичное выступление, которое имеет следующие основные свойства:
1) особая структура речи, соотношение языковых и неязыковых (мимика, жесты) средств убеждения аудитории;
2) направленность выступления на получение ответной реакции от слушателей, поскольку его целью является не простое донесение информации, а убеждение;
3) эффективность, зависящая от психологического настроя и состояния выступающего, его авторитета в глазах публики.
4.2. Приемы установки контакта с аудиторией
Контакт с аудиторией – это наиболее высшее проявление мастерства выступления, которое является публичным. Данная общность может возникнуть на базе общей мыслительной деятельности, на чувственных переживаниях, которые являются схожими. Оратор получит ответную реакцию своей аудитории в том случае, если покажет собственное отношение к предмету речи, а так же заинтересованность и убежденность говорящего. Очень важным является и то, что нужно чувствовать своих слушателей, а так же необходимо применять на практике умение корректирования речи в зависимости от их реакции. Говорящий должен уметь не только спорить на какую – то из тем, но и иметь в запасе огромный круг знаний по многочисленным вопросам.
Позитивная реакция на то, что говорит выступающий, «рабочая» тишина в зале, а так же поза слушателей, взгляд аудитории, кивки головой, возгласы одобрения, смех, их улыбки и аплодисменты – все это главенствующие показатели меж коммуникантами. Контакт – это такая величина, которая является переменной, то есть он может быть полным (со всей аудиторией) или же неполным, устойчивым или же неустойчивым в различные этапы произнесения речи.
Зрительный контакт необходимо не только установить, но и постоянно поддерживать со слушателями. Это нужно для того, чтобы аудитория была завоевана. Человек, который выступает, как правило, медленно проводит взглядом по абсолютно всем слушателям.
Перед тем, как начать свое публичное выступление, необходимо выдержать не большую по времени психологическую паузу. Такая пауза длится от пяти до семи секунд. Речь говорящего не должна быть однообразной, монотонной. Фразы должны быть разделены паузами, а так же должны быть произнесены с различной интонацией.
Для нынешней ораторской речи свойственно сочетание таких языковых средств, как эмоционально – образных, а так же логико – аналитических.
Вниманию слушателей свойственно притупление, и это не в зависимости от того, насколько та или иная тема интересна аудитории. Существует некоторый ряд ораторских приемов для того, чтобы поддерживать внимание слушателей:
- Вопросно-ответный прием. Говорящий сам задает вопросы и сам же на них дает ответы, выясняет выдвинутые сомнения, а так же возражения, приходит к конкретным выводам;
- Такой прием, как переход к диалогу от монолога приобщает к процессу обсуждения какой – либо темы участников, а так же включает их интерес;
- Создание ситуации, которая является проблемной. «Почему?» — именно такой вопрос и должен возникать у аудитории созданная ситуация. Благодаря этому стимулируется их познавательная активность;
- Существует еще один прием, который в прямом смысле заставляет слушателей размышлять, предполагать. Такой прием называется «приемом новизны информации»;
- Следующий прием опирается на личный опыт, на личные мнения, на то, что всегда было и будет интересно слушателем;
- «Прием показа»: насколько значима практическая информация;
- Этот же прием дает аудитории «передохнуть», то есть необходимо немного отступиться от темы;
- Данный прием называется «тихий голос». При помощи него совершенно не трудно привлечь внимание к важным местам публичного выступления оратора. Необходимо одновременно и замедлить и понизить силу голоса;
- Данный прием называемся «приемом градации». То есть это нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Такой прием может помочь и усилить, и придать эмоциональную выразительность, как сформулированной мысли, так и просто обычной фразе;
- Прием инверсии. Данный прием является речевым оборотом. Такой оборот может развернуть общепринятый, обычный для всех ход выражений и мыслей на противоположный ход;
- Данный прием несет название «прием апелляции к своим мыслям».
Далее, что хотелось бы отметить, это лексические приемы в связи с тем, что именно они существенно повышают убедительность ораторской речи. Тропы – это то, что рекомендуют для использования в ораторской речи руководства по данному искусству.
Троп — (от греч. trоpos — поворот, оборот речи) образный смысл слова, то есть выражение слов, словосочетаний в переносном значении. Если брать в узком рассмотрение данный термин, то – это словопреобразование, при помощи которого можно достичь эстетического эффекта выразительности в речи. К тропам относят следующее:
- сравнения;
- метафоры;
- эпитеты;
- аллегории;
- гиперболы и другие.
Метафора: при помощи данного приема осуществляется перенос названия с одного предмета, на какой – то иной предмет. Это речевое сближение двух явлений по либо же сходству, либо же контрасту («Локомотив истории остановить невозможно…»).
Сравнение: данный прием пользуется популярностью в применении, его используют намного чаще, чем все остальные потому, что именно при помощи этого приема говорящий может достичь того результата, который был задуман. Сравнение наделено колоссальной убеждающей силой, оно способно приводить в действие как образное, так и ассоциативное мышление слушателей.
Эпитет: данный прием позволяет раскрыть сущность предмета либо же явления путем его образного определения («Студент — это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!..»).
Гипербола: при помощи данного приема осуществляется намеренное преувеличение свойств либо же качеств явлений или предметов («Редкая птица долетит до середины Днепра»).
Аллегория: данный прием способен иносказательно что – то изобразить («Однажды прохожий спросил у строителя: «Что ты делаешь?» Тот подумал и ответил: «Не видишь? Вожу камни.» Второй строитель на тот же вопрос ответил: «Зарабатываю деньги!»).
Необходимо отметить следующие, что в выступлении лучше всего уделять внимание коротким предложениям, та как они намного лучше запоминаются, а так же лучше воспринимаются. Помимо этого, такие предложения позволяют более вариантно подходить к изменению интонации.
Средства, которые были перечислены выше, служат не только для того, чтобы объединить аудиторию и оратора, но для того, чтобы преодолеть так называемый «барьера».
Что такое описание?
Тип речи, отвечающий на вопрос какой? и перечисляющий признаки предметов, называют описанием. Содержание описательного фрагмента можно нарисовать на одной картине. Используется в текстах разных стилей, отличаясь функциями, языковыми средствами. Описания бывают сложны для восприятия. Особенность состоит в том, что они изображают статичную картину.
Речь в тексте-описании может идти о прошлом: автор углубляется в воспоминания о том, каким был предмет, человек, местность. Те же объекты могут характеризоваться в настоящем, можно представить, как они будут выглядеть в будущем.
Разновидности текста с описанием
Задача автора – создать такой текст, чтобы читатель хорошо смог представить себе человека, обстановку, настроение. В зависимости от того, о чем говорится в тексте, различают несколько разновидностей описаний.
- Описание предмета. В языкознании «предмет» — понятие объемное, это вещи, животные, человек. Описание человека называется портрет, как разновидность можно рассматривать психологическую характеристику.
- Описание состояния человека, его динамический портрет. Настроение, чувства, эмоции, переживаемые людьми, составляют суть фрагмента.
- Описание состояния среды. Чаще всего под словом «среда» понимается природа, ее изображение называется «пейзаж». Чаще всего используется в художественных произведениях.
- Описание места и времени. Это может быть рассказ о доме, его внутреннем убранстве — интерьере, городе, другом географическом объекте, например, о степи. Автор изображает мир, в котором происходят события.
Композиция описания
Описание идет от главного к второстепенному, строится по одной модели:
- Общее представление о вещи, состоянии, месте.
- Характеристика отдельных элементов, составляющих интересующий объект.
- Вывод, авторская оценка, общее впечатление.
Композиция подчиняется общему замыслу автора. Описывая предмет, он определяет, какие детали предмета, важны для понимания его сути. Автор выступает в качестве художника, передающего устройства. Читатель, познакомившись с описанием, должен нарисовать в своем воображении созданную словами картину.
В качестве примера можно рассмотреть небольшой типовой фрагмент.
Удивительный дом.
- Дом, в который мы вошли, был удивительный! 2. Просторные комнаты наполнены светом и воздухом. Массивная деревянная мебель казалась воздушной. Она была сплошь украшена резными и выпиленными кружевами. Старинные лампы, изразцовая печь. На стенах – картины и фотографии. А на второй этаж, словно кудрявая прядь, закрутилась лесенка. 3. Было ощущение, что мы попали в старую добрую сказку.
В тексте цифрами обозначены композиционные части. Начинается с общего впечатления. В основной части описываются элементы интерьера: мебель, лампы, картины, лестница. Заканчивается передачей общего впечатления. Здесь соблюдены все структурные элементы. Если описание является частью большого текста, то какие-то элементы могут отсутствовать.
Особенности языкового оформления описания
Общим для всех текстов-описаний является использование большого количества имен существительных и прилагательных, причастий, наречий. Предложения строятся по схеме: что? кто? – какой? Например: (Кто?) Человек (какой?) был небольшого роста. (Что?) Его крупные руки (какие?) казались чужими на щуплом теле. Употребляются глаголы несов. вида в наст. и прош. времени, которые показывают расположение объектов в одной временной плоскости.
Языковые средства зависят от стиля и сферы употребления. В художественном и публицистическом стилях описания несут эмоциональную и оценочную нагрузку. В соответствии с этим подбираются средства языка. Характерно изобилие эпитетов, метафор, сравнений, гипербол и других тропов. В описание включается экспрессивная и оценочная лексика. Часто авторы пользуются безглагольными конструкциями, подчеркивая выразительность деталей.
В деловых бумагах важна точность, сдержанность, лаконичность. Слова употребляются в прямом значении, отмечается большое количество шаблонов, терминов.
Основные виды аргументов
Путем доведения доводов, аргументов с которыми не поспоришь, до слушателя говорящий должен убедить их в справедливости утверждений, которые, в свою очередь, были им выдвинуты.
Аргумент – это логический, неопровержимый довод, служащий базой для доказательства. 6Правильность аргументов проверена и доказана практикой, поэтому аргументация убеждает слушателей в правильности высказанных говорящим положений.
Существуют различные аргументы. В такой науке, как риторика выделяют следующие:
- Аргументы к существу дела – в данном случае аргументами будут выступать те факторы, которые были получены в конечном итоге наблюдения, документы, материал как статистический, так и цифровой и так далее.
- Аргументы к человеку: имеют воздействия, которые являются эмоциональными на аудиторию.
В ораторской практике аргументы к человеку используются не реже аргументов к существу дела. На самом деле аргументы к человеку очень разнообразны, их достаточно большое количество, однако отметить хотелось бы следующие:
- аргумент к жалости, то есть это делается для того, чтобы вызвать жалость, чувство сострадания у оппонентов и этим склонить их в свою сторону;
- аргумент к личности: говорящий выставляет оппонентов в негативном свете, тем самым настраивает своих слушателей против них; все это осуществляется при помощи подмены предмета дискуссии;
- аргумент к тщеславию, то есть хвалят оппонентов для того, чтобы смягчить их противостояние;
- аргумент к публике, то есть оратор пытается настроить свою аудиторию только на себя и противостоять оппонентам;
- аргументы к авторитету, то есть говорящий ссылается на мнения выдающихся ученых, писателей, деятелей, если их позиция будет совпадать с позицией оратора.
Такие аргументы не всегда могут быть корректными, и именно, исходя из этого, не стоит их рекомендовать нынешним ораторам. Однако есть исключение – это аргумент к авторитету; данный аргумент очень часто находит свое применение в академических речах, а так же в научных докладах.
Но, не смотря на все вышесказанное, необходимо принимать во внимание и то, что существуют и такие высказывания, которые никак нельзя принять за истинное (этому не есть показатель, что автор такого высказывания выдающийся ученый, мыслитель или же деятель). При обращении к ним, автор должен быть предельно осторожен.
Многообразие форм
Многообразие характеров и форм использования языка обусловлено наличием многих форм человеческой деятельности. Виды высказываний бывают письменными и устными. Они отражают условия и задачи конкретной области деятельности, благодаря содержанию, стилю, средствам (лексике, фразеологии, грамматике), композиции. Сфера использования вырабатывает свои жанры и типы. К ним относят бытовой диалог, рассказ, письмо, приказ, деловые документы.
Разнородность создает трудность определения общей природы высказываний.
Жанры речи делят на вторичные и первичные (сложные и простые). Сложные – это письменные (большей частью художественные произведения, научные статьи и т.п.). Простые – общение с помощью речи. Если ориентироваться только на первичные, то возникнет ситуация «вульгаризации» проблемы. Только изучение двух типов в единстве имеет лингвистическое и филологическое значение.
Подготовка речи и выступление
Существуют три взаимосвязанных вопроса, которые стоят перед говорящим, это:
- Как сказать?
- Где сказать?
- Что сказать?
Процесс разработки речи начинается с того, чтобы уяснить тему своей речи, ее основную мысль. Актуальность, интересность, конкретность, доступность – всеми этими качествами и должна обладать выбранная тема. Немаловажное значение имеет и название лекции, так как оно должно не только заинтриговывать будущую аудиторию, привлекать их внимание, но и отображать все содержание выступления оратора.
Что хотелось бы рассказать о цели: необходимо четко наметить ее – оратор не только пытается сформировать у своей аудитории конкретные убеждения, представления, определяющие их дальнейшее поведение, но и доносит до аудитории информацию, рассказывает о каких – либо фактах или же событиях. Каким бы не было выступление, у него должна присутствовать воспитательная цель, то есть говорящий, по мере своих возможностей, должен приобщить свою аудиторию к собственным нравственным интересам. Этот процесс должен проходить незаметно для слушателей.
Представление того, как воспримет аудитория речь и то, что им будет непонятно — это неотъемлемая часть при подготовки публичного выступления. Говорящий обязан не только знать, но и учитывать состав своих будущих слушателей. В том случае, если речь будет предоставлена не для всех слушателей вообще, а для конкретной группы людей, имеющих собственные какие – то цели, интересы, тогда эффективность выступления заметно повысится.
Составление самой речи, работа над фактическим, теоритическим материалом – это и есть следующий этап, то есть необходимо оформить речь композиционно – стилистически.
Для того чтобы изучить материал, можно обратиться и к пособиям, и к словарям, и к справочникам и так далее.
После того, как материал изучен хорошо, как правило, пишут либо же конспект текста выступления, либо же его план, либо же полностью текст, либо же тезисы.
Способы выступления:
- чтение текста;
- воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов;
- свободная импровизация.
В каких же случаях читают текст? Итак, рассмотрим их:
- если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать;
- если оратор «не в форме»;
- если материал большой и совершенно новый для говорящего.
Когда говорящий читает свою речь и при этом реакция аудитории выходит из – под контроля – это очень утомительно. Провал говорящих связан с тем, что при чтении текста «по бумажке» речь становится одинаковой (монотонной), быстрой и это начинает быстро утомлять аудиторию.
Перед тем, как начать свою публичное выступление, оратору необходимо тщательно, до мелочей подготовить речь. Нужно определить правильно тему, цель, название публичного выступления при этом необходимо учитывать и состав аудитории, и обстановку. После этого нужно составить план, подобрать и теоритический, и фактический материал. Репетиция – это часть, которая считается нужной при подготовки, без нее обойтись нельзя. Внимание необходимо сконцентрировать на технике произношения, но и другие аспекты при подготовке в тени оставлять не нужно.
На заключительном этапе подготовки к публичному выступлению необходимо не один раз дать анализ ему, учитывать такие стороны речи, как сильные и слабые и уже в аудитории, при обращении к своим слушателям, опираться на позитивное.7
7.1. Основы риторики
Самое важное, что большинство учащихся обретают благодаря упражнениям в публичных выступлениях, — это увеличившаяся уверенность в себе, укрепление веры в свою способность что-то сделать. А что может быть важнее этого для достижения успеха почти в любом деле?
Д. Карнеги
Риторика
– это теория и искусство красноречия, убеждающей речевой коммуникации.
Риторика возникла в античности, и тогда же обозначились два ее направления: логическое и литературное.
Для логической риторики
главное – убедительность речи, ее эффективность, т.е. достижение истины, блага, справедливости. Виднейшим представителем логического направления был Аристотель (384-322 до н.э.).
Основатель логики прекрасно понимал ее границы и отмечал, что логика подходит для людей образованных, но бессильна перед толпой. Поэтому он и разрабатывал основы логической риторики. «… если мы имеем даже самые точные знания, все-таки нелегко убеждать некоторых людей, говоря на основании этих знаний, потому что [оценить] речь, основанную на знании, есть дело образования, а здесь [перед толпою] это невозможно. Здесь мы непременно должны вести доказательства и рассуждения общедоступным путем… относительно обращения к толпе».
Главное для литературной риторики
– художественность, украшенность речи, соответствие канонам эстетики; убедительность остается важной чертой речи, но отходит на второй план. Виднейшим представителем литературной риторики является оппонент Аристотеля, ученик Горгия и других софистов – Исократ (436–338 до н.э.).
Во времена эллинизма и средневековья риторика в целом стала отождествляться с литературной риторикой. В XVIII столетии, в эпоху Просвещения, когда стали сильны позиции разума и логики, риторика стала ассоциироваться с пустословием и догматикой, и интерес к ней был утрачен. Лишь в последние 30-40 лет активно развивается логически ориентированная неориторика
.
2 стр., 688 слов
Риторика_20 век
… основе его идей, хотя затем ее стали развивать и обогащать представители многих наук. Его вклад в развитие практической риторики … практические советы по отработ- ке всех компонентов публичной речи — от конспектирования и составления плана до голоса. … — Поль Л.Сопер,выпустивший прекрасную книгу «Ос- новы искусства речи» (в английском оригинале —BasicPublicSpeaking,NewYork, 1956). Эта книга была …
О личности оратора
Риторическое мастерство тесно связано с общей культурой человека, его эрудицией, мировоззрением и психотипом. Эрудиция – основа для богатого материала для содержания речи. Эрудированные люди отличаются постоянным стремлением к новым знаниям, к расширению сферы своих интересов.
По отношению к мировоззрению можно выделить четыре типа оратора:
1) софистический;
2) диалектический (сократический);
3) догматический;
4) незрелый.
1) Софисты
[см п. 1.9] считали, что объективных истин нет, «человек есть мера всех вещей», и главная задача оратора – убедить аудиторию в том, что выгодно и интересно ему самому неважно какими способами. Поэтому речь у софистов: а)
манипулятивная
и
монологическая
, адресат для них – пассивный объект воздействия, а не активный субъект; б)
агональная
(от греч.
agon
– борьба, состязание), т.е. направленная не на истину, а на победу одного и поражение другого.
2) Слово «диалектический
» здесь означает нацеленность на диалог для совместного приближения к истине. Сократ – главный оппонент софистов – считал, что объективные истины существуют, и основная задача оратора – не победа и не борьба, а пробуждение мысли, совместное приближение к истине посредством диалогического общения с адресатом. Сократ часто начинал свои диалоги: «я знаю, что ничего не знаю… и все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать». Поэтому сократическая речь: а)
диалогичная,
она ищет в слушателе собеседника; б)
гармонизирующая
, т.е. она направлена на объединение усилий участников разговора ради достижения истины, общей цели, согласия.
3) Догматики
, в отличие от Сократа, твердо знают, что такое истина и как ее воплотить в реальность. Догматизм, как это показывает основатель критического рационализма К. Поппер, следует из классического рационализма Р. Декарта. Идеалом классического рационализма было построение незыблемой объективной научной картины мира. Догматическая идея незыблемости и объективности знаний всегда была основой для тоталитарной речи. Догматический тип оратора воплощают в себе Сталин, Гитлер. Догматики выражаются просто и ярко, поэтому довольно часто ведут за собой толпы людей, отказывающихся от собственного мышления и чувствования. Догматики опираются на свою харизму, недальновидность аудитории, внушение страха, агрессивных чувств, насилие. Догматическая речь: а) монологична; б) нетерпима к инакомыслию.
4) Незрелый
тип оратора представляют собой люди, личностно незрелые, выступающие перед публикой, потому что им сказали выступить, или для того, чтобы как то выделиться, но они не вполне удовлетворительно знают то, о чем говорят. Естественно, что многие из студентов могут ощущать себя незрелыми ораторами. Таким студентам можно посоветовать поверить в себя, работать над собой, повышать свой интеллектуальный, личностный уровень. Как призывал Н. Заболоцкий:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
А если говорить более конкретно, то начинающим ораторам следует: во-первых, подбирать темы, которые были бы интересны и им самим и слушателям; во-вторых, хорошо подготовиться к выступлению.
4 стр., 1579 слов
Урок развития речи. описание внешности человека
… речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики. главное в описании внешности – попытаться передать внутренний мир героя сочинения … слайде записана тема урока., Описание внешности человека по личным наблюдениям. (Описание внешности – личные наблюдения.) ( … Карточка У нас в классе есть девочка. У нее … вопросы для уточнения информации 5. Творческая практическая деятельность по …
Цель всякой речи – убедить слушателей, а эта цель достигается, если слушатели доверяют говорящему. Поэтому из всех четырех типов ораторов наиболее разумен, гуманен и демократичен второй тип. Сократического понимания ораторского искусства придерживались Плутарх, Аристотель и Цицерон. Плутарх говорил: «одно единственное слово, один кивок человек, внушающего к себе доверие, весит больше иных пространных доводов». Аристотель считал, что основной целью риторики является достижение счастья, блага, истины, справедливости и т.д. Аристотель в «Риторике» писал: «Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, – это разум, добродетель и благорасположение. Если таким образом, слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие. Цицерон призывал ораторов к борьбе за счастье людей. Сократический тип оратора в длительной перспективе внушает людям больше доверия, чем софистический и догматический. Об этом свидетельствует хотя бы то, что Сократу философы доверяют больше, чем софистам.
Правомерно деление ораторов по психологическим типам личности.
В соответствии с психотипами по К.Г. Юнгу, ораторы делятся на экстравертов и интровертов.
Экстраверты
(направленные вовне) – направленные на внешний мир, общительные, импульсивные, оптимистичные, быстро реагирующие на внешние раздражения, быстро, но, к сожалению, часто поверхностно думающие.
Интроверты
(направленные внутрь) – углубленные в себя, спокойные, застенчивые, медленно, но глубоко думающие, редко демонстрирующие свои эмоции.
Ораторы-экстраверты могут сходу что-нибудь сочинить. Интровертам нужно время, чтобы собраться с мыслями. При равных навыках публичной речи экстраверты как ораторы держатся более уверенно, чем ораторы-интроверты.
С.Ф. Иванова делила ораторов на четыре типа.
- Рационально-интуитивный тип
. К нему относятся сангвиники – люди, психически и физически активные, быстро реагирующие на происходящие события, с аналитическим складом ума, с выраженной мимикой и движениями); они продумывают обстоятельный план выступления, но их заботит и яркость, эмоциональность, образность выступления. Они легко начинают новые дела, но не всегда их доводят до конца. - Эмоционально-интуитивный тип
. К нему относятся холерики. Эти люди говорят страстно и увлеченно, но им часто не хватает логической последовательности в речи. - Философский тип
. Чаще всего это психически стабильные, обладающие размеренным темпом речи и слабой эмоциональной выраженностью флегматики. Они исследователи, желающие и умеющие вовлечь аудиторию в размышления. - Лирический, художественно-образный тип
. Чаще всего, это меланхолики со свойственными им глубокой эмоциональностью, своеобразным лиризмом, внутренним волнением.
Каковы бы ни были психотип оратора, его мировоззрение и эрудиция, выступающий автоматически занимает статус более авторитетного лица, чем слушатели, и риторика выдвигает ряд общих требований к оратору. К ним относятся: обаяние, уверенность, артистизм, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность, открытость. Внимание слушателей зависит от таких факторов, как авторитет, внешность, харизма оратора. Прежде всего, в этом плане, следует быть или хотя бы выглядеть уверенным в себе, позитивным, демократичным, духовно сильным, галантным и внешне и внутренне привлекательным человеком. Очень важно уравнивать себя с другими и говорить с ними как с близкими. Позитивно и демократично настроенный говорящий имеет больше шансов на успех у собеседника, чем авторитарно настроенный говорящий, ведущий себя в соответствии с речевой моделью «Я здесь для того, чтобы говорить, вы – для того, чтобы слушать».
Типы речи
Типы речевых действий в зависимости от цели говорящего
Основная цель публичного выступления – убедить аудиторию принять позицию оратора. В риторике выделяют также следующие речевые цели и соответствующие типы речи.
Цель говорящего | Тип речи |
Сообщить, информировать без высказывания спорных мнений | Информационный |
Высказать, доказать свое мнение | Аргументирующий, убеждающий |
Побудить к действию | Агитирующий, воодушевляющий |
Обсудить проблему и найти истину | Эвристический |
Выразить оценку события, явления | Оценивающий |
Доставить удовольствие себе и собеседникам самим процессом общения, выразить и возбудить эмоции | Гедонистический, развлекательный, поэтический |
Каждый тип речи имеет свою специфику, должен опираться на свою тактику. Не следует путаться в стилях.
Законы современной риторики
- Закон гармонизирующего диалога
– эффективное речевое воздействие возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. - Закон продвижения и ориентации адресата.
Оратор во введении должен показать слушателям цель, основные промежуточные этапы в достижении цели, а в процессе изложения основной части выступления показывать продвижение по пути к цели. - Закон эмоциональности, выразительности.
Только в том случае, если оратор сам переживает эмоционально то, о чем сообщает, ему удастся не оставить аудиторию равнодушной. Речь становится выразительной благодаря использованию метафор и приемов невербальной (мимика, жесты, поза) и паравербальной коммуникации (интонация, тембр, темп, ритм высота голоса).Выразительная речь – основа для поддержания внимания слушателей.
- Закон удовольствия.
Создание игровой установки, загадки, парадоксы, каламбуры, игра слов, провокации.
Для установления диалога необходимо придерживаться следующих принципов гармонизирующего диалога
:
1) внимание к адресату (тема и речь должна подходить аудитории).
Для этого вы должны знать или хотя бы предполагать об интересах аудитории и уровне ее теоретической подготовки (некритически или критически мыслящая аудитория, высокий или низкий уровень образования).
Для аудитории с низким уровнем образования следует подбирать простые выражения. Для аудитории с высоким уровнем образования следует находить средства, подтверждающие вашу компетентность в вопросе);
2) принцип интимизации (близости содержания) речи жизни и интересам аудитории;
3) конкретность, образность и разговорный стиль речи.
Считается, что аудитория может внимательно слушать лишь 15 мин, после этого она устает и отвлекается. Необходимо использовать приемы привлечения внимания.
Приемы привлечения внимания
— апелляция к авторитетам и известным источникам;
— апелляция к интересам аудитории;
— апелляция к личности оратора;
— апелляция к погодным, климатическим, географическим условиям;
— апелляция к речи предыдущего выступающего;
— апелляция к событиям;
— визуальная информация,
— вопросы к аудитории, в том числе, риторические, вопросы-просьбы;
— жесты;
— изложение и напоминание цели выступления;
— изложение парадоксальной ситуации;
— необычность выступления (если все выступающие стоят за кафедрой, то стоять рядом с кафедрой или немного перемещаться по сцене).
— обращение;
— паузы,
— прием сопереживания, соучастия;
— смена интонаций, тембра и скорости речи,
— юмористическое замечание.
Поза
. Осанка много говорит о человеке, его уверенности в себе, статусе. Для оратора очень важно вырабатывать у себя привычку держаться прямо и ненапряженно. Призывы следует осуществлять, подав корпус вперед.
Жесты
у выступающего перед публикой должны быть выше пояса, в основном, выше пояса, а ладони направлены вниз. Не следует локти прижимать к корпусу.
Мимика
должна выражать позитивные эмоции. Выступающий делится с аудиторией не только своими познаниями, но и эмоциями.
В античной риторике установилась классическая схема, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса – пути от мысли к звучащему публичному слову.
Структура ораторской речи
Для того чтобы лучше понимать ниженаписанный материал, повторюсь еще раз, что ораторская речь состоит из следующих частей:
- вступление – обратить внимание публики, а так же необходимо дать понять слушателям, насколько важна выбранная тема, насколько она серьёзна и сенсационна;
- доказательство – аргументировать ту мысль, которая была высказана в сжатом виде во время публичного выступления, а так же подогнать под эти идеи статистические данные, факторы, логические построения и эмоционально – насыщенные фразы;
- заключение – закрепление в памяти слушателя как нужное впечатление, так и главную мысль говорящего, которая была уже высказана, подытожить все выступление.
Ну а теперь можно поговорить о частях публичной речи. Существуют виды выступлений, рассмотрим их:
- Позитивное выступление. Данное является наиболее популярным из всех имеющихся. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.
- Выступление негативного характера. Данное дает опровержение мысли, концепции либо же идеи безальтернативно.
- Аналитическое. Данное выступление никак не навязывает аудитории какие – то определенные позиции. Оно предлагает совместно исследовать факторы. Однако информация подобрана таким образом, что у аудитории с самого начала выступления уже присутствует конкретное, необходимое оратору мнение.
- Парадоксальное. Данное выступление озадачивает слушателей, сбивает со стереотипного пути, тем самым подготавливает ее к восприятию чего-то необычного. По строению точно такое же как и негативное, то есть аудиторию держат в неведенье о позитивном предложении оратора до самого конца публичного выступления.
- Эмоциональное. Данное выступления является самым расплывчатым. Очень часто бывает и такое, что эмоциональное выступление может обойтись вообще без каких – либо частей публичного выступления или же может включать в себя остальные части публичного выступления. По форме можно сопоставить с позитивным выступлением. Однако содержание немного отличается: нет намека на призыв, отсутствие оформленного призыва.
Как существуют виды публичных выступлений, так и существуют виды доказательств. Существует четыре вида доказательств. Итак, рассмотрим их:
- Логическое доказательство. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к истинности мысли;
- Информационное доказательство. В ходе данного доказательства приводится или же справочный материал, или же статистические данные, или же факты;
- Эмоциональное доказательство. Данное требует от говорящего и актерского мастерства, и огромной самоотдачи. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно.
- Отсылочное доказательство. Говорящий, который имеет за спиной многолетний ораторский опыт, делает опору на заранее подготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций.
Проблема жанров по Бахтину
Соотношение общепринятого (народного) и индивидуального стилей – вот проблемный вопрос высказывания. Для того чтобы хорошо изучить стиль, необходимо ответственно подойти к вопросу изучения жанра (речевого). О том, что речь может существовать в действительности только в форме конкретных высказываний отдельных говорящих людей (субъектов), сказал Бахтин. Речевые жанры стоят в основе его концепции взглядов на речь как реальную единицу общения. По мнению Бахтина, речь отлита в форму высказывания и без нее не может существовать. Смена речевых субъектов – первая особенность высказывания. Вторая – это завершенность (целостность), которая имеет связь с:
- предметно-смысловой исчерпанностью;
- речевым замыслом (волей оратора);
- формами завершения, типичными для композиции и жанра завершения.
Жанр запланированного высказывания влияет на выбор лексики. М.М. Бахтин придает важное значение жанровым формам. Благодаря распознаванию жанра мы с самого начала общения имеем ощущение речевого целого. Без этого общение было бы затруднительным и практически невозможным.
Виды приемов ораторского выступления
Условно ораторские приемы можно разделить на несколько классов или, так называемых, «видов». Классификация позволяет составить более структурированный план изучения и последующей практики, чтобы вы могли шаг за шагом стремиться к совершенству владения речевыми оборотами и уловками. Так, существуют следующие приемы ораторского искусства:
Тропы – это различные виды сравнений, позволяющие избавить вашу речь от ненужных повторов и, в случае необходимости, выразить подходящий эмоциональный накал во время выступления. Если вы хотите в совершенстве изучить секреты ораторского искусства, то начать стоит с эпитетов, метафор и аллегорий, которые позволят вам хорошо овладеть как публицистикой, так и академической речью
К тому же, зачастую, когда необходимо объяснить сложную терминологию или технологию, на помощь всегда придут аллегории. Повторы – противоположность выше обозначенного вида ораторских уловок, позволяющие сконцентрировать внимание публики на конкретном факте или моменте выступления. Как и с тропами, их необходимо уметь использовать, не перенасыщая свою речь, чтобы сохранять баланс
Применяемые разновидности повторов и троп напрямую зависят от того вида речи, который вы решили использовать в конкретном случае. Так, при академическом выступлении, лучше применять дословное повторение основных пунктов зачитываемого плана, чтобы сказанное лучше закрепилось в голове слушателей. Фокусировка является одним из методов подстройки материала под аудиторию. Необходимо понимать, перед кем вы выступаете, и что для этой аудитории будет являться основным в ваших словах. Один из элементов данного вида – фрейминг, что в переводе с английского – «Разбиение на части», остается важным элементом нейролингвистических техник программирования людей. Это умение преподнести идею людям так, чтобы они подумали, что это их собственная задумка. Фрейм – это своего рода контекст, в котором вы преподносите то или иное высказывание. Подобно выставлению запятых в предложениях, он может в значительной степени изменить основной смысл вашей речи. На эту тему лучше всего прочитать книгу «Фокусы языка» от Роберта Дилтса, в которой он описывает, как можно преподносить одну и ту же мысль, а также, каким образом изменить угол восприятия людей на подходящий оратору. Выделяют 14 основных приемов фрейминга, упрощающих преподнесение материала. Софизм является ложным высказыванием, преподносящимся под видом аксиомы. Его часто используют в философских дебатах и церковных речах, дабы запутать оппонента. Суть заключается в том, что вы сознательно хотите ввести слушателя в заблуждение, чтобы затем показать оттуда выход, сконцентрировав его внимание на той или иной проблеме. Софизмы можно разделить на логические и терминологические, одним из известных является слово «Буквально», которое часто используют в неправильной трактовке. Софизмы делятся на открытые и скрытные, к последним прибегают в крайнем случае. Цель их также диаметрально противоположна, ведь в первом случае вы стараетесь завоевать доверие аудитории, показав свою открытость и хорошую логику. Во втором же оратор старается сознательно ввести слушателей в заблуждение, дабы преподнести ту или иную мысль под нужным углом. Будучи уличенным в скрытом софизме, вы рискуете потерять внимание и доверие публики, что приведет к плачевному исходу, поэтому стоит быть крайне осторожным с этим инструментом. Другие приемы, к которым относятся различные методики приукрашивания речи и выражения своих мыслей. К ним относится аллегория, которая также применяется в тропах, но зачастую не причисляется к данному виду ораторских приемов. Этот вид изучается после того, как вы освоите все остальные, и является ювелирным инструментом, позволяющим доточить вашу технику, избавив речь от возможных недугов или, наоборот, приукрасив уже сформированное ораторское искусство.
В каждом виде от 4 до 15 различных приемов, и рассказ о каждом займет много времени. Давайте выделим основные приемы ораторского выступления и их содержание, с которых стоит начинать знакомство с ораторским искусством, и которые необходимы каждому человеку, выступающему перед публикой или желающему улучшить свою речь.