Для каждого человека важно уметь общаться, так как такой навык является хорошим помощником во многих жизненных ситуациях. На коммуникативных способностях строятся почти все успехи на учебе, работе, в личной жизни. Если информация подается оратором лаконично и структурировано, то она дойдет до слушателей в лучшем виде. Наукой, которая изучает все детали ораторского искусства, называется риторика. Именно благодаря ей можно сделать свою речь ясной и убедительной. Риторика – это что? Наука или учебная дисциплина?
Что представляет собой учение?
Что означает слово «риторика»? Переводя с греческого языка слово риторика выглядит как «rhetorike» и значит «ораторское искусство». Изначально данное определение подразумевало под собой умение говорить красиво и выражать свои мысли перед другими людьми.
Со временем понятие риторики несколько раз менялось, на что влияла смена периодов культурного развития людей. Поэтому данная наука, начиная с античности и заканчивая настоящим временем, воспринималась по-разному.
Основали ее софисты, которые говорили, что риторика — это дисциплина, способная научить оратора доказывать свою позицию, манипулировать и доминировать в обсуждениях. В современное время основой такой науки является гармонизирующая речь, поиск правды, побуждение к мысли.
Сейчас слово риторика понимается, как дисциплина, которая позволяет изучать методы формирования речи, характеризирующейся целесообразностью, гармоничностью, умением воздействовать. В связи с этим предмет риторики выступает в качестве мыслеречевого действия. Риторика сочетает в себе учения философии, социологии, психологии, что помогает добиваться эффективного речевого взаимодействия с любой публикой.
Таким образом, современная риторика рассматривается с трех сторон:
- Это наука, рассматривающая искусство слова, которое обладает конкретными нормами публичного выступления перед людьми, позволяющими достигнуть хорошего результата при воздействии на слушателей.
- Это высочайший уровень мастерства произношения речи перед публикой, владение словом на профессиональном уровне и отличная ораторская речь.
- Учебная дисциплина, которая помогает студентам привить правила ораторского мастерства.
Таким образом, общая риторика изучает правила построения целесообразной и убедительной речи, которая помогает сделать выступление ярким и запоминающимся.
ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ РЕЧЬ
Ораторское искусство — искусство выступать. Всё это изучается в риторике.
Вербальная речь – это текст, который можно написать на бумаге.
Сейчас вы читаете вербальную речь.
Невербальная речь – это звуки, жесты, паузы, интонации…
То, чего нет в этих строках.
Вербальная речь не меняется от смены оратора.
Слова остаются словами.
Невербальная речь разная у ораторов.
Невербальная речь меняется от смены оратора.
Публике важны обе формы речи.
Невербальная даже более важна, как показывают исследования.
Вербальной речи учат в школе. И, по моему мнению, учат очень хорошо. Поэтому запроса на такую речь почти нет.
Два-три человека из ста – это не запрос.
Запрос на невербальную речь – очень велик.
Вот мы и обучаем этому в первую очередь.
Но это все – риторика. Она изучает и вербальную и невербальную РЕЧЬ.
В нее еще входит поэтика, теория прозы, аргументалистика и др…
А чем закончилась эта история?
Группа в полном составе закончила обучение на Базовом курсе и перешла на второй. Все остались довольны полученным навыкам. В том числе, и та женщина, которая говорила, что, мол, я не той риторике обучаю.
Что изучает наука?
Предмет риторики, как науки, включает в себя методы формирования целесообразной устной и письменной речи, а также процесс, в результате которого мысли преобразовываются в речь.
Для того чтобы определить задачи риторики, необходимо знать о ее основных направлениях. Их выделяют два:
- Логическое, в котором главными аспектами является умение убедить слушателя, эффективно подать информацию.
- Литературное, в котором важнейшими элементами считается богатство и привлекательность слов.
С учетом того, что в данной науке указанные направления объединяются, настоящая риторика ставит перед собой задачу делать речь правильной, убедительной и целесообразной. Определив, что такое риторика и зачем она нужна, не остается сомнений относительно ее необходимости в жизни человека, особенно занимающегося публичной деятельностью.
Что такое риторика
Ораторское мастерство, или риторика, это искусство слова. Это понятие включает в себя как минимум шесть умений:
1. Навык на ходу формулировать ответы, не теряясь, если вопрос был неожиданным.
2. Мастерство красочно доносить до слушателей или собеседников что угодно.
3. С помощью мимики и жестов подкреплять интонацию голоса.
4. Умение придать эмоциональность рассказу, который не вызывает у рассказчика никаких чувств.
5. Навык запоминать все необходимые факты, чтобы оппонент не мог поставить в тупик неожиданным выпадом.
6. Мастерство сохранять спокойствие в спорах и умение их проигрывать.
Талантливый ритор может просить речь хоть час, ни разу не потеряв нить повествования и внимания слушателей. Паузы, слова-паразиты, неловкие заминки и чтение с листа
отсутствуют и в обычной речи таких людей. Не имеет значения, от природы у него этот талант или оратор долго учился. Для тех, у кого нет времени на посещение очных курсов, есть вариант с выбором курсов ораторского мастерства онлайн. Более подробно — здесь.
Риторика позволяет обыкновенные ситуации преподносить как невероятные, а скучные рассказы делает увлекательными. И это работает не только с устной речью, но и с письменной. Для освоившего ораторское мастерство деловая и личная переписка перестанут вызывать трудности.
Риторика в древнее время
Происхождение риторики началось еще в древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве формировалась демократия, умение убеждать приобрело немалую популярность в обществе.
Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из-за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, раньше же эту науку считали высшим мастерством, умением.
В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Кто является автором классического греческого трактата об этой науке? Это известный всем мыслитель Аристотель. Данный труд под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук. В нем были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.
В Древнем Риме в становление риторики внес свой вклад Марк Туллий Цицерон, который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Он создал произведение под названием «Брут или о знаменитых ораторах», описав развитие науки в именах популярных ораторов. Также он написал труд «Об ораторе», в котором рассказал о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора. Затем создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.
Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности. В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.
Риторика
Обучение риторике состоит из трех частей:
- Базовый курс риторики.
- Второй курс риторики.
- Мастерский курс риторики.
Основная задача Базового курса риторики:
Научиться красиво выступать перед аудиторией, как с подготовленной речью, так и экспромтом.
Задача Второго курса риторики:
Риторика. Тренируем выступление.
Не только хорошо выступать и делать хорошие жесты, но и уметь вести диалог с аудиторией. На втором курсе риторики уделяется внимание вопросам, ответам, уходу от ответа. Плюс технология написания собственной речи и презентации. / Более подробно о Втором курсе риторики /
Развитие риторики в России
Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, не всегда она была столь востребована. Со временем, когда менялись политико-общественные режимы, необходимость в ней воспринималась по-разному.
Развитие российской риторики по этапам:
- Древняя Русь (XII–XVII вв.). В этот период еще не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней. Но уже применялись некоторые ее правила. Люди в то время называли этику речи красноречием, благоречием либо риторикией. Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. К примеру, одним из таких сборников является «Пчела», написанный в XIII веке.
- Первая половина XVII века. В этот период характерным событием было то, что был издан первый русский учебник, раскрывающий основы риторики.
- Конец XVII – начало и середина XVIII века. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачевым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
- XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внес Михаил Васильевич Ломоносов. Он написал несколько произведений, посвященных ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки.
- Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского.
Однако, начиная со второй половины века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи, а риторику подвергали критике.
Законы искусства слова
Риторика в любое время имела своей конечной целью – воздействовать на слушателей. Особенную роль для ее достижения играет выразительная речь, а также изобразительно-выразительные средства.
Ученые разделяют данную науку на две разновидности — общую и частную. В предмет общей риторики входят общие способы поведения при произношении речи и практические возможности их применения с целью сделать речь эффективной.
Такая разновидность включает в себя следующие разделы:
- риторический канон;
- выступление перед публикой;
- правила, как вести спор;
- нормы проведения беседы;
- учения о повседневном общении;
- общение между разными нациями.
Изучая данные разделы, оратор получает знания об основных чертах речевого пользования, которые являются базой для каждого мастера слова.
Общая риторика изучает способы достижения взаимопонимания между оратором и слушателями. Для этого были разработаны следующие законы:
- Закон гармонизирующего диалога. Оратор должен пробуждать чувства и мысли слушателей, превратив монолог в диалог. Выстроить гармонично общение можно только с помощью диалога всех людей, участвующих в обсуждении. Суть этого правила более точно раскрывают следующие законы.
- Закон ориентации и продвижения слушателя. У человека, на которого направлено ораторское воздействие, должно возникнуть такое ощущение, как будто он совместно с говорящим продвигается к намеченной цели. Чтобы достичь такого эффекта, оратору необходимо применять в речи слова, которые определяют порядок событий, связывают предложения и резюмирующие выражения.
- Закон эмоциональности речи. Человек, выступающий перед публикой, должен сам переживать те чувства, которые он старается вызвать у аудитории, а также уметь передавать их с помощью речи.
- Закон удовольствия. Он подразумевает под собой умение преподносить речь так, чтобы она доставляла удовольствие слушателям. Такой эффект легко достичь, если речь будет выразительной и богатой.
Частный же вид риторики основывается на общем типе и предполагает конкретное использование общих положений в определенных сферах жизнедеятельности. Таким образом, наука изучает, какие правила произношения речи и поведения необходимо применять оратору в зависимости от ситуации.
Частных риторик очень много, но все они объединяются в две основные группы:
- Гомилетика.
- Ораторика.
Первая группа подразумевает под собой возможность оратора неоднократно воздействовать на публику. Сюда можно отнести церковный и академический тип красноречия. В современной риторике в эту группу включили пропаганду, которая осуществляется в средствах массовой информации.
Таким образом, при академическом красноречии оратор, проводя несколько лекционный занятий, не должен каждый раз заново говорить о целях их проведения, об их необходимости и так далее. Ему достаточно об этом рассказать на первой лекции, а на всех остальных общая задача будет расширяться посредством изучения новой темы.
Ораторика же не способна влиять многократно на людей. В связи с этим оратору необходимо уметь правильно завершать каждое выступление. В эту группу можно отнести судебный, бытовой, социально-политический и другие типы красноречия.
В настоящее время ораторика довольно широко разрослась, поэтому конкретный тип риторики уже стали делить на свои подвиды. К примеру, из социально-политического красноречия выделили административную, дипломатическую, парламентскую и прочие риторики.
РИТОРИКА И ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО. В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ?
Одна женщина на первом же занятии заявила, что я неправильно обучаю риторике.
И я, и другие участники тренинга удивленно уставились на нее.
Она сообщила, что Риторика – это совсем другое. А эти занятия похожи на курсы актерского мастерства.
Впрочем, здесь ей понравилось, и она собиралась остаться.
Оказывается, у них в институте был курс риторики. На котором они разбирали речи великих ораторов и сочиняли свои речи. Они много писали и выступали по уже готовым речам. Никто не заставлял тянуть паузы и жонглировать звуками. А здесь, как она поняла, мы будем играть словами, паузами и жестами, говорить ни о чем, без подготовки. Это не риторика.
— Я взрослый человек, у меня будут серьезные презентации перед солидными людьми. Зачем мне паузы и жесты? Меня и так будут слушать.
Риторика. Вербальная и невербальная речь. Что важнее?
Я не стал спорить.
Не успел. С ней стала спорить группа. Даже пришлось её защищать