Занимайтесь вокальными упражнениями
Для большей эффективности такие упражнения нужно делать перед зеркалом. Начать такие упражнения можно с зевания, это способствует расслаблению голосовых связок. Затем подвигайте челюстью влево и вправо. Не забывайте массажировать пальцами горло, параллельно напевая какой-нибудь звук. После упражнений нужно глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть, совмещая это с произношением букв алфавита, до момента, когда почувствуете напряжение мышц живота.
Далее, задержите дыхание на 10-15 секунд, и попробуйте протянуть любой звук до полного уменьшения громкости голоса.
Контролируйте дыхание
Понаблюдав за артистами на сцене, вы наверняка обратили внимание на то, какую важную роль играет дыхание человека. Зная маленькие простые хитрости можно научиться правильной технике дыхания, это сделает вашу речь более четкой и красивой.
- Первый способ – во время дыхания положите одну руку себе на живот, вторую на грудную клетку. Ваша задача заключается в том, чтобы рука на груди осталась неподвижной, а рука на животе была в движении. Диафрагмальное дыхание (когда вы «дышите животом») способствует полному вдоху, этому голос станет созвучнее;
- Второй способ – говорить нужно в то время, когда дыхание находится на самом пике. После правильного глубокого вдоха начинайте говорить, максимально вникая в смысл своих слов. В это же время размеренно и медленно дышите, это позволит дыханию не торопливо говорить и поддерживать речь.
Больше читайте вслух
На первый взгляд, такое упражнение может показаться банальным и не эффективным, но это не так. С помощью чтения вслух вы сможете контролировать свое произношение, уровень громкости и высоту голоса. Методика является одной из самых действенных для внятности и четкости речи.
Выберите хорошую книгу или текст. Следите за осанкой, не горбитесь, расправьте плечи и контролируйте свою позу во время чтения. Каждая из этих составляющих имеет важное значение. Контролируйте тембр голоса, скорость чтения и громкость. Если регулярно делать такое упражнение вы сможете уверенно, четко и медленно говорить.
Скорость
Все мы знаем, что тараторить – это некрасиво, и это точно плохая привычка. Слушателями быстрая речь тяжело воспринимается, в итоге люди просто перестают вас слушать из-за того, что не могут сфокусироваться на материале. Выходит, что разговор с вами автоматически становится непродуктивным для собеседника. Чтобы этого не произошло, нужно научиться снижать темп речи, и не забывать про паузы между фразами. Но и бросаться в крайности и говорить слишком медленно тоже не стоит. В таком случае вас опять станет тяжело слушать, речь станет монотонной, и слушатели просто начнут засыпать. Нужно научиться грамотно лавировать между быстрым и более медленным темпом. Убавляйте его, когда нужно выделить какое-то слово или фразу, а потом ускоряйтесь, когда рассказ приобретает высокую эмоциональную окраску, или когда необходимо передать энтузиазм.
Скороговорки
Скороговорки – один из простых и эффективных способов улучшения четкости речи. Начните с проговаривания простых скороговорок, таких как:
- Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!;
- Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались;
- Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.
Затем переходите к более сложным скороговоркам. Например:
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, Но, заскороговорившись, выскороговорил, Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони. Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони. Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе, Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони. И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни.
Ваша цель – научиться правильно и максимально четко проговаривать все звуки, а не просто строчить скороговорки в бешеном темпе. Сначала медленно проговорите скороговорку, оценивая звукопроизношение, затем, с каждым разом понемногу увеличивайте темп.Когда достигните совершенства в этой методике, можете усложнить задачу. Перед проговариванием очередной скороговорки положите в рот несколько грецких орехов.
Тренировка четкости речи подручными средствами
Многие актеры и артисты пользуются таким простым лайфхаком. Для более ясной, красивой и четкой речи они используют… простую пробку от шампанского! Пробку нужно положить под язык и начать говорить. Чтобы внятно полностью произносить каждый слог вашему рту придется очень потрудиться. Наличие пробки во рту даст языку возможность перестать спотыкаться на сложных для вас словах. Если при выполнении упражнения у вас наблюдается повышенное слюноотделение – воспользуйтесь салфеткой.
Тренировки по такой методике не должны занимать много времени, поскольку это чревато болью в челюсти.
Нормы речевого развития
- Ребёнок 1 года до 1,5 лет. В этом возрасте дети используют в разговоре отдельные слова. К полутора годам малыш составляет простые предложения. Например, «дай каши» или «дай воды». Ребёнок запоминает названия предметов, которые окружают его дома, а также несколько основных глаголов и прилагательных.
- Ребёнок от 1,5 лет до 2 лет. Словарный запас малышей быстро увеличивается. Постепенно уходят сокращённые формы слов. Речь детей становится связной благодаря местоимениям и прилагательным. К двум годам ребёнок начинает использовать предложения из 3-4 слов. Чем больше мы развиваем речь детей дома, тем выразительней и эмоциональней она становится.
- Ребёнок от 2 лет до 2,5 лет. Занимаясь речью своих детей, можно перейти к простым стихам. В этом возрасте малыши хорошо запоминают четверостишья. Словарный запас увеличивается благодаря быстрому усвоению новых фраз и выражений. В связной речи появляются вопросы. Количество слов в предложениях возрастает за счёт союзов и предлогов. Ребёнок начинает общаться не только с родителями, но со сверстниками.
- Ребёнок от 2,5 лет до 3 лет. Малыши начинают хорошо понимать смысл речи. Они могут вникнуть в рассказы о будущем и прошлом времени. Чем чаще мы развиваем речь детей дома в этом возрасте, тем быстрее увеличивается словарный запас. Родители превращаются в источник информации. Детям можно поручать задания, которые включают несколько действий. Если речь развиваем правильно, то в ней возникают числительные и падежи.
- Ребёнок от 3 лет до 4 лет. Улучшается звукопроизношение. Ребёнок может рассказать о себе, правильно использует сравнительные прилагательные, времена глаголов и рода. Детям даются обобщения (мебель, люди и пр.). Словарный запас включает не только предметы, имеющиеся дома, но и абстрактные понятия, явления и оценки. В этом возрасте речь развиваем при помощи книг и стихов. Детям нравится перечитывать одно и то же по нескольку раз, поскольку знакомая информация усваивается лучше. У ребёнка получается запоминать прозу и стихи дословно. Однако пересказ вызывает затруднения.
- Ребёнок от 4 лет до 5 лет. У детей стремительно растёт запас слов за счёт наречий. Ребёнку становится интересно самостоятельно анализировать слова, перенося их формообразование на другие. Хотя получается не всегда правильно («милый – милее», «яркий – ярчее»). К пяти годам ребёнок свободно пользуется множественным числом. Однако при встрече с незнакомыми словами у детей могут возникать проблемы («огурец – огурецы – огурцы»). Связная речь ребёнка пока развита недостаточно. При пересказе событий допустима непоследовательность. В этом возрасте необходимо развивать речь ребёнка, работая над звукопроизношением сонорных и шипящих звуков.
- Ребёнок от 5 лет до 6 лет. В этом возрасте активно развивается правильная связная речь. У детей получается составлять рассказы по наглядному материалу, пересказывать истории с соблюдением времён и логических цепочек. Формируется внутренняя речь, поэтому у детей появляется способность планировать свои действия. Исчезают грубые грамматические ошибки. Вы уже не услышите от ребёнка: «Я вчера пойду в магазин». Нормализуется звукопроизношение и звуковой анализ. У ребёнка речь становится более выразительной, сопровождается перепадами интонаций и громкости.
- Ребёнок от 6 лет до 7 лет. Дети полностью осваивают связную речь. Звуки произносятся правильно, соблюдаются временные и логические последовательности. Ошибки возникают только в сложных предложениях.
- Ребёнок от 7 лет до 8 лет. В связную речь добавляются устойчивые и образные выражения. Малыш способен прочитать стихотворение с выражением, а также пояснить его смысл. Ребёнок в 8 лет начинает активно осваивать чтение и письмо. К этому возрасту у него формируются все навыки, необходимые для обучения в школе. Как правило, на данном этапе у взрослых не возникает вопроса, как развить речь ребенка.
Если у ребёнка не развита речь для его возрастной группы, то может потребоваться помощь специалиста. Лучше обратиться к логопеду или педагогу для дошкольников. Также необходимо развивать речь малыша дома.
Улыбка и публичное выступление
Если информация преподносится человеку в дружелюбном тоне – речь становится приятной, вызывает доверие и лучше воспринимается. Будьте искренними в эмоциях, это поможет изменить вашу речь в лучшую сторону. Залог успеха оратора в основном зависит от умения расположить к себе аудиторию.
Во время публичного выступления большинство людей очень нервничают. Если вам удастся взять себя в руки, и понять что вы спешите и переживаете – успокойте себя и постарайтесь говорить медленнее. Дышите правильно, это поможет вам анализировать речь и быть спокойным.
Помните о том, что людям важно слышать и слушать то, что вы хотите им сказать.
Следите за интонацией и проговаривайте каждое слово с расстановкой пауз. Это позволит людям услышать и понять вас. Напишите на листе бумаги несколько предложений, и подчеркните последнюю букву в каждом слове. Читая текст, делайте акцент на этих буквах, после выдержав небольшую паузу.
Греческий мыслитель Демосфен, для борьбы с заиканием, говорил с полным ртом гальки. Вы можете потренироваться также, с чем-то более съедобным. Будьте осторожны, не подавитесь.
При публичных выступлениях очень помогает тщательно обдумывать все слова перед произношением и выбросить лишние мысли из головы.
Высота
Как ни странно, высота голоса производит впечатление на ваших слушателей. Если вы будете говорить прерывисто, высоким голосом, аудитория со стопроцентной вероятностью решит, что вы нервничайте. Самым убедительным считается умеренный тембр. Слишком низкий считается доминирующим и склоняет к убеждению и побуждению. Если менять высоту голоса специально, то это будет восприниматься неестественно, но контроль не повредит. Тренируйтесь, чтобы тембр был мягким и сбалансированным.
Еще несколько маленьких лайфхаков для речи
- Пейте больше воды. Голосовые связки человека подобны механизму, которому требуется смазка. Перед началом занятий по речи прополощите рот теплой кипяченой водой, добавив в нее маленькую щепотку соли. Это поможет связкам стать более гибкими, и снимет напряжение в горле.
- Вовремя сглатывайте скопившуюся во рту слюну. Из-за излишка скопившейся слюны искажается произношение букв «к» и «с», а также проглатываются слова или их части. При сглатывании слюны вы очищаете полость рта, также у все есть время сделать паузу и снова вдохнуть. Не делайте этого в середине слова или предложения, лучше проглотить слюну после того, как закончили излагать мысль.
- Не говорите со стиснутыми зубами. Во время плотного сжатия челюстей вы сильно напряжены, это может спровоцировать стресс. В это время у вас не будет возможности широко открыть рот, чтобы четко и внятно произносить слова. Если вы заметили, что зубы уже стиснуты – медленно сделайте глубокий вдох надув щеки, как если бы из воздушного шарика спускался воздух.
- Не избегайте трудных слов, наоборот, произносите их как можно чаще. Если в вашем словарном запасе есть труднопроизносимые слова – вы постоянно торопитесь, стараясь быстрее их проговорить, такие попытки обычно заканчиваются нечетким и невнятным произношением. Чаще практикуйтесь и произносите такие слова, пока у вас не выработается мышечная память на их правильное звучание.
Раскрепощение
Главный враг дикции – это не дефекты речи, как принято думать. Даже человек с идеальной речью может вмиг потерять все ее достоинства, начать «мямлить», растягивать слова, заикаться, запинаться, «жевать» окончания и делать все, чтобы собеседник его не понял. Это происходит, разумеется, не по доброй воле, а по сугубо психологическим причинам. Не факт, что это произойдет и с вами, просто не обольщайтесь, думая, что весь спектр проблем решается одной скороговоркой.
Просто уметь говорить быстро и четко может быть мало. Сложнее всего научиться не терять умение ни при каких обстоятельствах.
Виновника невнятной речи зовут «лишнее напряжение». Чтобы понять, что это такое, проведите эксперимент прямо сейчас: попробуйте до предела напрячь мышцы шеи. Получилось? А теперь перечислите все группы мышц, которые напряглись вместе с шейными. Лицо, плечи, руки, грудь? Но ведь задача была напрячь только шею.
То же самое может происходить, когда вы нервничаете: напряжение сковывает речевой аппарат, говорить становится сложно, голос звучит глухо, в горле пересыхает. Поможет от этого только практика расслабления, которую можно применять ситуационно и как ежедневное упражнение. Вариаций такой практики очень много, вы можете придумать собственную. Неизменным остается одно: нужно расслабить все тело, насколько это возможно, и сознательно проконтролировать процесс расслабления в мельчайших деталях.