Сообщение из опыта работы на тему «Преодоление межзубного сигматизма»

Обычно о межзубном сигматизме говорят в рамках такого нарушения речи, как дислалия, однако встречается он и в некоторых других случаях. Такое нарушение произношения проявляется как симптом и в более сложных заболеваниях (дизартрия, алалия, ДЦП, интеллектуальная недостаточность).

Чтобы помочь ребенку исправить межзубный сигматизм, следует как можно точнее установить причины его возникновения. В зависимости от природы нарушения и проводится коррекционная работа логопеда и, если понадобится, реабилитационная, адаптационная или компенсационная помощь медицинского персонала.

Как исправить межзубный сигматизм у ребенка, и что скрывается за таким непривычным названием?

Что представляет собой нарушение речи

Все недостатки артикуляции систематизированы в зависимости от нарушения произношения определенной группы речевых звуков. Всего их семь:

  • ротацизм — искажение звуков [р] и [р’];
  • ламбдацизм — [л] и [л’];
  • сигматизм — [ж], [ш], [ч], [щ], а также [с]-[с’] и [з]-[з’];
  • йотацизм — [й];
  • каппацизм — искажение задненебных звуков [к]-[к’], [г]-[г’], [х]-[х’];
  • гаммацизм -[г] и [г’];
  • хитизм — [х] и [х’].

Как видно из приведенного списка, сигматизм является наиболее обширной группой. Это обусловлено близостью расположения укладов перечисленных звуков во время произношения. Так, уклады звуков [с]-[з] и [ш]-[ж] – одинаковы (отличаются только наличием голоса в звонком согласном).

Виды сигматизма

Рассматриваемая группа нарушений делится на пять подгрупп:

  1. Межзубный сигматизм — язык занимает неправильную позицию между зубами.
  2. Губно-зубной — произношение производится при помощи губ и зубов.
  3. Боковой — струя воздуха выходит не через кончик языка, а по бокам.
  4. Призубный — язык прижимается к верхним зубам.
  5. Шипящий — язык перемещается из передней позиции назад, что и вызывает искажение звука.
  6. Носовой — язык напрягвется и отодвигается назад, прижимается около гортани, направляя струю воздуха вверх.

Названия видов говорят о месте расположения нарушенного произношения. Но несмотря на разнообразие нарушений, самым распространенным является межзубный сигматизм. При нем характеристики звука [с] искажаются (пропадает свист и слышится непонятный слабый шум) в силу положения языка между зубами. Если при правильном артикуляционном укладе воздух проходит через кончик языка по желобку, который образуется на спинке языка, то в искаженной позиции он отсутствует, способствуя появлению шумовых призвуков.

Наличие такого дефекта речи у ребенка или у взрослых обусловлено рядом органических и иногда поведенческих причин. Поэтому исправление межзубного сигматизма должно начинаться с выявления всех неблагоприятных факторов.

Дефекты в произнесении свистящих и шипящих звуков

Нарушение одного из вышеописанных артикуляционных укладов приводит к неправильному произношению данных звуков. В связи с этим выделяется 6 видов сигматизма: губно-зубной, межзубный, боковой, носовой, призубный, шипяще-свистящий.

Губно-зубной сигматизм проявляется в замене свистящих и шипящих звуков фонемой, близкой к Ф. Это объясняется тем, что при произнесении звука образуется смычка нижней губы с верхними резцами.

Призубный сигматизм проявляется в замене свистящих и шипящих звуками Т – Д.

Сущность данного дефекта состоит в том, что кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя преграду для прохода воздушной струи через зубную щель. Шипящий сигматизм проявляется в замене свистящих звуками Ш, Ж. При этом кончик языка несколько оттянут в глубь рта и приподнят, спинка резко выгнута — вместо свиста образуется несколько смягченное Ш или Ж.

При свистящем сигматизме шипящие звуки заменяются свистящими.

Замена свистящих и шипящих звуков другими, более простыми по артикуляции называется парасигматизмом.

Межзубный сигматизм проявляется в том, что кончик языка занимает положение между зубами. Этим объясняется появление шепелявого оттенка звука.

Боковой сигматизм характеризуется тем, что кончик языка упирается в верхние альвеолы, в результате не образуется смычка между боковыми краями языка и верхними коренными зубами — там появляется щель, через которую проходит воздушная струя. Результатом такой артикуляции может быть боковой сигматизм (правосторонний, левосторонний), двусторонний.

Носовой сигматизм характеризуется появлением носового (назального) оттенка при произнесении свистящих и шипящих, которые заменяются звуком, похожим на Xс назальным призвуком. Такой дефект вызван тем, что корень языка поднимается и примыкает к мягкому нёбу, в результате чего мягкое нёбо опускается и струя выдыхаемого воздуха проходит через образовавшийся проход в носовую полость.

Важность своевременной и правильной диагностики

В современной логопедии проблема нарушения речи рассматривается комплексно логопсихологией, патопсихологией, дефектологией, логопедией, социологией. Обусловлен такой подход сложностью проявления нарушений речи как симптома или как синдрома. Важно его выявить и начать коррекцию как можно раньше.

При норме развития ребенок к трем годам произносит все гласные и согласные звуки (сонорные [р] и [л] могут появиться к четырем годам – это не критично), не теряет слоги в произносимых словах, строит сложноподчиненные предложения. Существуют дневники (часто в виде тетради для заполнения) развития, в которых поэтапно, по месяцам расписано появление всех навыков у ребенка. Родителям только нужно периодически сверяться с ним, и если какой-то навык своевременно не формируется, сразу же обратить на это пристальное внимание и выяснить причину. Часто ребенок воспитывается дома, поэтому подсказать маме нужные действия в сложившейся ситуации некому.

Если начали проявляться задержки в развитии или нарушения каких-либо функций, следует обратиться к специалистам (педиатру, логопеду, психологу, если нужно, детскому неврологу). В 90% случаев своевременная коррекция позволяет к семи годам, а иногда и раньше, забыть о существовании проблемы. Но если упустить этот период развития, то усилий придется затратить гораздо больше, а результат может оказаться неудовлетворительным.

Возможные сопутствующие нарушения развития

Межзубный сигматизм может быть симптомом таких нарушений развития, как открытый прикус и иные аномальные формы развития речевого аппарата, разросшиеся аденоиды, гипотония мышц речевой мускулатуры (так проявляется дизартрия). Во всех перечисленных случаях следует устранить причину возникновения речевого дефекта совместно с коррекционной работой у логопеда. При игнорировании заболеваний результата логопедической работы можно и не увидеть.

Если проблемы развития зубочелюстной системы помогает исправить ортодонт (при помощи пластин и специальных тренажеров), то лечением дизартрии занимается психиатр, что часто пугает родителей. На практике же выявленная дизартрия в трехлетнем возрасте к семи годам никак себя не проявляет при условии правильного лечения и оказания своевременной коррекционной помощи ребенку.

Межзубный сигматизм часто бывает сопутствующим нарушением развития при таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, интеллектуальная недостаточность, глухота, слепота. В названных случаях все зависит от степени сложности основного заболевания (чем сложнее форма, тем меньше возможностей для коррекции) и сохранности интеллекта. Коррекция речи у таких ребят затягивается на долгие годы и максимально достигает удовлетворительного уровня.

Коррекционная работа

Если у ребенка диагностировано речевое нарушение, при наличии всех результатов соответствующего обследования можно и нужно приступать к исправлению. Попутно устраняются все возможные патогенные факторы, выявленные на приеме у специалистов. Коррекция межзубного сигматизма проводится в три этапа:

  1. Подготовительный. Подразумевает формирование положительной мотивации, развитие навыка звукового анализа, подготовка мышц языка, челюстей и губ к постановке звуков.
  2. Формирование правильного артикуляторного уклада. Это постановка, автоматизация и дифференциация звука в слогах, словах разного слогового состава.
  3. Введение звуков в самостоятельную речь. Предполагает правильное произнесение звука во всех ситуациях общения.

Так выглядит исправление звукопроизношения при дислалии — нарушенном звукопроизношении на фоне сохранности слуха и иннервации речевого аппарата. При правильном подходе коррекция межзубного сигматизма свистящих исправляется в течении трех-пяти месяцев при коррекции 2-3-х звуков. Но она может длиться и от одного до двух лет, если требуется коррекция 6-10 звуков.

В случае, если межзубный сигматизм является сопутствующим недугом, то названная работа планируется в комплексе с коррекцией основного заболевания. Например, исправление звукопроизношения при дизартрии будет состоять из таких этапов:

  • Подготовительный. Он проходит на фоне назначенного врачами лечения, физиотерапии, массажа и включает в себя подготовку речевого аппарата, развитие слуха, умения управлять голосом и дыханием, формирование словаря.
  • Формирование произносительных навыков. Этап включает коррекцию нарушений речевого аппарата, звукопроизношения, голосового аппарата и дыхания, формирование навыков звукового анализа и синтеза, коммуникации.

В данном случае формирование коммуникативных навыков происходит параллельно двум первым этапам.

Коррекция щечного сигматизма.статья по логопедии

Коррекция щечного сигматизма

Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием частного проявления множественных мышечных зажимов ребенка. Поэтому, прежде всего надо снять эти зажимы. Ребенок, как правило, не способен произвольно расслабиться. Стараясь это сделать, он только еще больше напрягает мышцы: плечи не опускает, а с нажимом оттягивает вниз, глаза не прикрывает, а зажмуривает, и т.д. Поэтому рекомендации логопеда должны быть более образными, например: плечи «отвалились», «тяжелая» голова «упала» на руки и т. д.

Если какие-либо мышцы у ребенка остаются зажатыми, предложите ребенку сначала усилить это напряжение. Как только ребенок почувствует свой «зажим», ему легче будет его сбросить.

Например: — У тебя плечи приподняты. Попробуй поднять их еще, еще сильнее. Чувствуешь, как тебе неудобно в таком положении? Урони руки, пусть плечи отдохнут…

Устранить зажимы уголков губ поможет массаж, включающий в себя специальные ИЗОТОНИЧЕСКИЕ упражнения, т.е. упражнения с элементами сопротивления:

1. Губы ребенка не напряжены. Зафиксировав пальцами углы его губ, попросить ребенка с силой улыбнуться. В момент наивысшего напряжения убрать пальцы.

2. Зафиксировать углы губ, улыбающегося ребенка и предложить ему вытянуть губы в «трубочку». Оторвать пальцы от губ в момент наибольшего напряжения.

ПОСТАНОВКУ звука целесообразно проводить на фоне релаксации. Например, при коррекции звука [С], логопед говорит: — Ты сидишь, устало «уронив» плечи. Твое лицо «ленивое»… глаза сонно прикрыты. На губах вялая улыбка. Кончик языка прилип к нижним зубам. Спокойный вдох и усталый шумный выдох…

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ ОТ ЩЕЧНОГО СИГМАТИЗМА?

И в том, и в другом случае произнесение звука сопровождается раздуванием щёк.

При БОКОВОМ произношении струя воздуха расходится по спинке языка от средней линии вправо или влево, реже в обе стороны.

1.вариант: Двусторонний боковой сигматизм. Язык своей спинкой смыкается с нёбом, не образуя посредине желобка, при этом боковые края опущены и пропускают воздушную струю, которая обтекает с двух сторон языка и выходит изо рта с неряшливым шумом.

2. вариант: Односторонний боковой сигматизм. Кончик языка прислоняется к зубам, а передняя часть спинки языка плотно смыкается с альвеолами. Воздух обтекает возникшую преграду с одного из боков, в результате слышится хлюпающий шум. Губы могут принять асимметричное положение.

3. вариант: Односторонний боковой сигматизм. Кончик языка прислоняется к зубам не по центру, а несколько правее или левее. Воздух обтекает возникшую преграду с одного из боков. Слышится ровный, но грубый с шипящим оттенком шум. Губы могут быть в асимметричной улыбке.

Любой вариант бокового произношения можно обнаружить, подставив ко рту ребенка ладонь. На ней вы почувствуете, из какого уголка рта выходит воздух.

При ЩЕЧНОМ произношении язык не принимает участия в артикуляции. Выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и зубами, а между сближенными (иногда сжатыми между собой) зубами и прижатыми к ним с боков уголками рта.

1. вариант: Выдыхаемая воздушная струя бьет в щёки так, что они раздуваются при произнесении шипящих или свистящих, которые издают неряшливый хлюпающий шум.

2. вариант: Выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие между сближенными (иногда сжатыми между собой) зубами и прижатыми к ним с боков уголками рта. Образуется «тупой» шум Произнесение звука сопровождается раздуванием щёк.

3. вариант: Пытаясь самостоятельно улучшить произношение, ребенок прижимает щёки к коренным зубам, чтобы воздух не уходил в стороны. Получается акустический эффект близкий к норме. Это достигается, в том числе за счет излишне выдвинутых вперед губ.

При произнесении звонких звуков [З] и [Ж] к шуму прибавляется голос.

Логопедическая гимнастика

Упражнения для развития речевого аппарата предусматривают тренировку челюстей, губ и языка. Пример артикуляционной гимнастики при межзубном сигматизме может выглядеть следующим образом.

  1. «Улыбка-слоник»: улыбнуться с закрытым ртом как можно дальше оттянув уголки губ, а затем «собрать губы в трубочку» и показать, как слоник хоботом пьет воду. Все повторить сначала. Все упражнения выполняются по 10 раз в одном темпе (это очень важно). Можно использовать метроном на занятиях.
  2. «Месим тесто»: широкий расслабленный язык по всей длине массировать губами, произнося «пя-пя-пя», затем можно то же самое делать зубами — «та-та-та».
  3. «Блинчик»: губы в улыбке, широкий язык лежит на нижней губе «остывает на окошке». Важно следить за статикой, не допускать произвольных движений во время выполнения упражнения.
  4. «Заборчик»: губы растянуть в улыбке, верхние зубы совместить с нижними, выстроив ровный «заборчик». Важно научиться удерживать челюсти в таком положении хотя бы 10 секунд.
  5. «Котик сердится»: губы в улыбке, кончик языка упереть в нижние зубы и попеременно поднимать («котик выгнул спину дугой») и опускать («котик успокоился») спинку языка. В этом упражнении очень важно соблюдать ритмичность и соотносить движения языка с движениями маятника метронома.
  6. «Качели»: исходное положение губ – улыбка, «язычок катается на качелях» под счет метронома. Сначала широкий язык кончиком закрывает нижнюю губу, а затем верхнюю губу. Движение повторяется, сначала в медленном темпе, до десяти раз.
  7. «Чистим нижние зубы»: кончиком языка пройтись по зубам с внешней стороны, поместив язык в «кармашек» между щекой и зубами. Язык должен «почистить» все зубы нижней челюсти. Для укрепления боковых мышц языка можно сделать упражнение «чистим верхние зубы» (движения такие же, как и с нижними зубами).
  8. «Трубочка»: поднять боковые части языка вверх, а спинку – опустить вниз. Получится желобок, через который длительно выдувается воздух.

Упражнения можно варьировать и в зависимости от особенностей строения речевого аппарата ребенка добавлять другие. Необходимо помнить, что устранение межзубного сигматизма всегда начинается с логопедической гимнастики – это аксиома.

Подготовительный этап продолжается столько, сколько требуется для приведения в рабочее состояние речевого аппарата. Подразумевается управляемость движениями языка, челюстей, губ, способность держать язык в заданной позе на протяжении хотя бы пяти секунд. Только после достижения такого минимума возможен переход на следующую ступень.

Способы устранения бокового сигматизма.

Кудряшова Л.Н.,МБДОУ «Детский сад №15 «Буратино»,Вологодская область, п. Кадуй.

Работаю логопедом в общеобразовательном детском саду. В последние годы все чаще среди дефектов звукопроизношения встречается боковой сигматизм. То есть выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Произносимые звуки приобретают характерный хлюпающий оттенок. В процессе коррекционно-развивающей работы выяснилось, что традиционные методы и приемы по формированию направленной выдыхаемой воздушной струи и стандартный набор артикуляционных упражнений малоэффективны. Чаще всего причиной бокового сигматизма является паретичность боковых мышц языка, значительно реже –боковой открытый прикус. Всем детям с данной патологией было рекомендовано обязательное посещение детского невролога для назначения медикаментозного лечения, а я, как логопед, подобрала специфические артикуляционные упражнения, направленные на развитие конкретно боковых мышц языка. Взяв за основу упражнения для языка, представленные в книге Т.В. Буденной «Логопедическая гимнастика» (2001) отобрала несколько. Опробовав упражнения лично и несколько изменив некоторые для большего соответствия поставленным задачам, ввела получившийся комплекс в ежедневную артикуляционную гимнастику для детей с боковым сигматизмом. Упражнения большей частью достаточно сложные, требующие больших силовых затрат, поэтому введение в ежедневную практику осуществлялось постепенно, не больше 1-2 упражнений одновременно с повторением не более 5 раз. Уже через полгода была отмечена положительная динамика и к концу учебного года данный дефект был устранен у 6 детей из 7. Ниже приводятся используемые упражнения.

Упражнения для боковых мышц языка.

  1. Губы в улыбке. Широкий языка покусывать по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая. Покусывания должны быть легкими.
  2. Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка, а коренные зубы по бокам языка.
  3. Рот широко открыт, губы растянуты –оскал. Высунуть широкий язык как можно дальше изо рта, а затем втянуть его как можно глубже в рот, чтобы образовался лишь мышечный комок; кончик языка становится незаметным. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
  4. Рот открыт. Губы в улыбке. Максимально высунуть язык изо рта и тянуть его по очереди в сторону левого, а затем правого уха. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.
  5. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком упирается с силой то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.
  6. Переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох и т.п.
  7. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения назад-вперед. Губы и челюсть должны быть неподвижны.
  8. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать узкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась.
  9. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка максимально подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз, в рот. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
  10. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения вперед-назад (к носу и обратно в рот) не отрывая язык от губы. Язык должен быть широким, обхватывать губу снизу.
  11. Губы в улыбке, рот приоткрыт. Положить широкий язык на нижнюю губу. Затем поднять широкий язык и приклеить его к небу. Вернуть обратно на нижнюю губу. Темп движений увеличивать постепенно, добиваясь точности выполнения и присасывания максимальной площади языка к небу.
  12. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «желобком» или «лодочкой»: боковые края лопатообразного языка поднимаются, и по средней продольной линии языка образуется впадина. Если это движение долго не удается, то можно помогать подниманию краев языка губами, осторожно надавливая ими на боковые края языка. Можно также надавливать зондом или боковым краем шпателя вдоль средней линии языка.

Список литературы:

  1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  2. Винарская Е.Н. Дизартрия. –М.: АСТ, 2005.
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед.вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002

Постановка звука

Способов вызвать у ребенка нужный артикуляционный уклад не так уж и много. Всего три:

  • подражание — выполняется по показу логопеда;
  • механический — уклад формируется при помощи логопедических зондов или предметов их замещающих (обычно ватные палочки);
  • смешанный — соединение первых двух способов.

Во время постановки звука [с] при межзубном сигматизме можно спрятать кончик языка за нижние зубы, на середину языка положить шпатель или ватную палочку (сделать желобок) и попросить ребенка сомкнуть зубы «заборчиком». В таком положении ребенок подает струю воздуха вперед и контролирует слухом, какой звук произносится, запоминает правильное звучание.

Таким приемом пользуются, если более простые не принесли успеха. Повторять выдох следует 5-6 раз во избежание переутомления ребенка. После непродолжительного перерыва (смены вида деятельности) можно вернуться к постановке и закрепить результат. В дальнейшем прием проводится и со шпателем и без него под неустанным контролем слуха.

Если нарушено произношение всех свистящих и шипящих звуков, то коррекция начинается с постановки [с] при межзубном сигматизме. Очень важно «наполнить образами» процесс постановки и проводить занятие, по возможности в игровой форме. Как показывает практика, чем больше наглядных сравнений у ребенка на занятии, тем быстрее проходит коррекция.

Действенным методом является запись процесса занятия в МР3 формате, если есть возможность, можно сделать видеозапись отрывка занятия, а затем обсудить с ребенком, что получилось и почему.

Постановка заканчивается только тогда, когда ребенок произносит правильно звук в любом состоянии и сколько угодно раз. После этого коррекция межзубного сигматизма свистящих переходит на новый этап – автоматизацию.

Фонетическая характеристика свистящих и шипящих

Свистящие [С], [З] и шипящие [Ш], [Ж], [Щ] ‒ согласные, ротовые, переднеязычные, щелевые. Из них [З] и [Ж] – звонкие (при фонации голосовые складки вибрируют, издавая голос), остальные глухие. Свистящий [Ц] и шипящий [Ч] отличаются только способом образования ‒ они смычно-щелевые. [Ч] и [Щ] – всегда мягкие, [Ц], [Ш], [Ж] – всегда твердые, [С], [З] – имеют мягкие пары [С′] и [З′]. Важным отличием группы свистящих от шипящих является базовый артикуляционный уклад, включающий:

  • положение губ: при произношении свистящих губы растянуты в улыбке, при произношении шипящих ‒ округлены и слегка вытянуты вперед;
  • положение и форму языка: при артикуляции свистящих язык располагается «горкой» за нижними резцами, при артикуляции шипящих ‒ у альвеол в форме «чашечки»;
  • характеристику воздушной струи: у свистящих она узкая, холодная; у шипящих – широкая и теплая.

Этапы введения звука в речь

Автоматизация любых звуков проходит примерно по одному плану, придерживаясь принципа «от простого к сложному». Введение звуков в речь при межзубном сигматизме свистящих происходит следующим образом.

Автоматизация звука:

  • в прямых слогах (например, –са, -со);
  • в обратных слогах (–ас, -ос);
  • в слогах интервокальной позиции (–аса, -осо);
  • в слогах со стечением согласных (–стра, -арст);
  • в начале слова (сын, сом);
  • в конце слова (укус, пандус);
  • в середине слова (оса, усы);
  • в словах со стечением согласных (стройка, устье);
  • в словах и предложениях (соус; синим сливовый стал сад);
  • в пословицах и скороговорках;
  • в словах сложной слоговой конструкции (налистники, соучастник).

Следует отметить, что роль родителей на данном этапе только возрастает. Для скорейшей автоматизации звука очень важно не ослаблять слуховой контроль ни на минуту, а это возможно осуществить только при поддержке значимых взрослых.

Коррекция звука проводится в темпе удобном для ребенка. На некоторые пункты может уйти до десяти занятий, а некоторые положения звука могут автоматизироваться за пару занятий.

При межзубном сигматизме шипящих звуков повторяются все этапы работы со свистящими, с той только разницей, что постановка звука будет осуществляться исходя из анатомического строения речевого аппарата ребенка и сложности проявления нарушения.

Сообщение из опыта работы на тему «Преодоление межзубного сигматизма»

Преодоление межзубного сигматизма.

При межзубном сигматизме — язык занимает неправильную позицию между зубами. При нем характеристики звука [с] искажаются (пропадает свист и слышится непонятный слабый шум) в силу положения языка между зубами. Если при правильном артикуляционном укладе воздух проходит через кончик языка по желобку, который образуется на спинке языка, то в искаженной позиции он отсутствует, способствуя появлению шумовых призвуков. Наличие такого дефекта речи у ребенка или у взрослых обусловлено рядом органических и иногда поведенческих причин. Поэтому исправление межзубного сигматизма должно начинаться с выявления всех неблагоприятных факторов.

Межзубный сигматизм может быть симптомом таких нарушений развития, как открытый прикус и иные аномальные формы развития речевого аппарата.

Малоподвижный язык. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация.

Разросшиеся аденоиды.

Во всех перечисленных случаях следует устранить причину возникновения речевого дефекта совместно с коррекционной работой у логопеда. При игнорировании заболеваний результата логопедической работы можно и не увидеть. Если проблемы развития зубочелюстной системы помогает исправить ортодонт (при помощи пластин и специальных тренажеров), лечением аденоидов –лор, то лечением дизартрии занимается психиатр. Межзубный сигматизм часто бывает сопутствующим нарушением развития при таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, интеллектуальная недостаточность, глухота.

Выделим этапы коррекции межзубного сигматизм:

1. установка на занятие и положительная мотивация

2.артикуляционная и дыхательная гимнастика , массаж языка

3.далее постановка звука

4.автоматизация и дифференциация звука

Основная цель первого этапа — включить ребенка в целенаправленной логопедический процесс. Одной из задач является формирование установки на занятия: логопед должен устанавливать с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желания в них включаться. Ребенок должен научиться выполнять инструкции логопеда, активно включаться в общение. Начиная работать, нужно обязательно сформировать положительную мотивацию у ребёнка. (Язычок должен сидеть дома, не выглядывать во двор, язычок прилёг на диванчик в квартире, и его не видно).

Затем начинаем выполнять подготовительные упражнения

Создаем фонематическую готовность к вызыванию звука.

Вырабатываем способность отличать вызываемый звук от всех несмешиваемых на слух и в произношении, от близких по звучанию и артикуляции, от искаженных вариантов данного звука.

Далее даем

упражнения: для развития силы и направленности воздушной струи.

1) Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторять упражнение.

2) Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторять упражнение.

3) Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

Затем упражнения активной артикуляционной гимнастики, направленные на повышение тонуса губ и языка. Предпочтительны именно статические, силовые упражнения.

«Трубочка», «Обезьянка», «Бульдог», «Хомяк», «Кружок», «Покусаем язык», «Горка», «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны), «Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны), «Катушка», «Жуём блинчик», «Чашечка», «Маляр», «Барабанщик», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Иголочка», «Качели».

Упражнения пассивной артикуляционной гимнастики – такая форма гимнастики, при которой ребёнок производит движение только при помощи механического воздействия: под нажатием пальцев и рук логопеда или соответствующего зонда, шпателя. При межзубном сигматизме мы наблюдаем вялость, пассивность продольных мышц языка. Язык совершает примитивные движения только вперёд, за пределы передних и нижних зубов. Пассивные движения органов артикуляции способствуют включению в процесс артикуляционных мышц, до этого бездействующих. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Вовлечение в работу разных групп мышц (продольных, поперечных, косых) способствует общей моторики языка, коррекции всех звуков.

Логопед тремя пальцами (как монету) захватывает язык ребенка в передней и средней части и делает медленные повороты как «ключиком» по часовой и против часовой стрелке.

Логопед большим пальцем снизу прижимает кончик и передне – среднюю часть языка к нёбу. Подержать1-2 минуты.

Логопед прижимает большим пальцем сверху кончик и передне – среднюю часть языка в точке, находящейся внутри нижней челюсти. Язык статично и послушно «сидит и ждёт» 1-2 минуты.

Изотонические упражнения (с элементами сопротивления) очень эффективны в работе над преодолением межзубного сигматизма, поскольку заставляют работать и напрягаться мышцы языка.

Язык ребёнка высунут. Логопед просит ребёнка убрать язык в рот. Стерильным бинтом старается удержать язык в исходном положении. Разжимает пальцы в момент наивысшего напряжения в корне языка.

Язык ребёнка находится в полости рта у нижних зубов. Логопед пальцем надавливает на кончик языка (фиксирует его). Далее просит ребёнка с силой вытолкнуть язык, вытолкнув палец. При наиболее сильном напряжении спинки языка палец следует приподнять.

«Прогоним Карлсона». Большой палец логопеда (в стерильном бинте) («Карлсон») «залетает» в рот ребёнка. Задача для малыша: прогнать Карлсона, т.е. вытолкнуть с силой палец («пока тот не съел всё варенье и конфеты»). Рекомендую палец прижимать как к средней точке, так и к боковым точкам языка, чтобы язык с силой « отвечал» не только прямо, но и влево, вправо.

При помощи вышеописанных упражнений ребёнок приобретает кинестетический самоконтроль, лучше начинает ощущать выполняемые движения , что способствует преодолению межзубного, сигматизма.

Широко используется массаж языка. Можно предложить следующие массажные движения- перетирание, растирание, разминание, вибрация поколачивание, плотное нажатие, точечный массаж. Эти активные виды логопедического массажа особенно эффективны.

Постановка звука

Если нарушено произношение всех свистящих и шипящих звуков, то коррекция начинается с постановки [с]

Существует три способа вызвать у ребенка нужный артикуляционный уклад. Это-подражание — выполняется по показу логопеда; механический — уклад формируется при помощи логопедических зондов или предметов их замещающих (обычно ватные палочки); смешанный — соединение первых двух способов.

т.е. длительно подуть. Или предложить ребенку сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести длительный звук С.

2)—Во время постановки звука [с] можно спрятать кончик языка за нижние зубы, на середину языка положить шпатель или ватную палочку (сделать желобок) и попросить ребенка сомкнуть зубы «заборчиком». В таком положении ребенок подает струю воздуха вперед и контролирует слухом, какой звук произносится, запоминает правильное звучание.

Повторять выдох следует 5-6 раз во избежание переутомления ребенка. После непродолжительного перерыва (смены вида деятельности) можно вернуться к постановке.

В дальнейшем прием проводится и со шпателем и без него под контролем слуха.

— Ребенку предлагается выполнить упражнение «Катушка»; затем, когда ребенок научится выполнять хорошо это упражнение , предлагается «Катушку» убрать в глубь рта, но кончик языка удерживать на месте — за нижними зубами. Посередине языка логопед кладет ватную палочку и просит тихо подуть, чтобы воздушная струя проходила посередине языка. Затем палочка убирается. Произносится звук /С/. Если все-таки дефект сохраняется, рекомендуется какое-то время проговаривать слоги, затем слова с ватной палочкой посередине языка или с закрытыми зубами. — Если долго не удается научить удерживать язык за нижними резцами, учим ребенка произносить звук /С/ с закрытыми зубами.

Проанализировав учебники Волковой, Филичевой и Хватцева предлагаю освежить в памяти способы постановки звука /С/, рекомендуемые ими.

Предлагает Филичева Т.Б.

Сначала по подражанию. При межзубном сигматизме логопед предлагает логопату сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести длительный звукС.Если звукспроизносится недостаточно четко, логопед может прибегнуть к механическому способу, т. е. специальным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка логопата, несколько опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, логопед предлагает логопату произносить звукСвначале изолированно, а затем в сочетании с гласнымиА, О, У, Ыв прямых и обратных слогах.

Если логопат правильно произносит звукС,ему уже нетрудно овладеть и правильным произношением звуковЗиЦ.

Для произнесения звукаЗлогопед предлагает логопату во время произнесения звукаСвключить голос. Для произнесения звукаЦ
он предлагает произносить подряд звуки Т и С сначала медленно, а затем постепенно ускоряя темп, добиваясь тем самым слитного перехода от звукаТ к С (тс).
Волкова

Ребенка просят улыбнуться, оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для С. Можно воспользоваться механической помощью. Ребенок произносит многократно слогТА,логопед вводит зонд между альвеолами и кончиком (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.

Чтобы избежать ассоциаций с нарушенным свистящим звуком, нужно произносить слогСАсо сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном А опустить челюсть. Особое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль.

Хватцев

В случае упорного надавливания языка на зубы или же просовывания его между зубами при С и З, полезно прибегнуть к следующим средствам: 1) При межзубном С этот звук произносится со стиснутыми зубами. 2) Спичка закусывается резцами так, что внутрь ротовой полости выступает конец спички длиною около 5мми препятствует языку высовываться или подниматься к верхушке резцов. 3) Вместо спички употребляется зонд или обычная вязальная спица. 4) На первых порах лучше установить кончик языка при помощи зубочистки или тонкого шпателя кзади от нижних зубов при оскаленных зубах. В случае межзубного С при переднем открытом прикусе для образования узкой щели надо или поднять кончик языка вверх, или круто выпятить вверх переднюю часть спинки Межзубные сигматизмы упорно держатся, требуют длительной логопедической работы и часто дают рецидивы (от 4 месяцев до 2 лет). Нужна после окончания занятий ещё долгая проверка.

Очень важно «наполнить образами» процесс постановки и проводить занятие, по возможности в игровой форме. Как показывает практика, чем больше наглядных сравнений у ребенка на занятии, тем быстрее проходит коррекция. Действенным методом является запись процесса занятия в аудио формате, если есть возможность, можно сделать видеозапись отрывка занятия, а затем обсудить с ребенком, что получилось и почему. Постановка заканчивается только тогда, когда ребенок произносит правильно звук в любом состоянии и сколько угодно раз. После этого коррекция межзубного сигматизма свистящих переходит на новый этап – автоматизацию.

Этапы введения звука в речь

Автоматизация любых звуков проходит примерно по одному плану, придерживаясь принципа «от простого к сложному». Введение звуков в речь при межзубном сигматизме свистящих происходит следующим образом. Автоматизация звука: в прямых слогах (например, –са, -со); в обратных слогах (–ас, -ос); в слогах интервокальной позиции (–аса, -осо); в слогах со стечением согласных (–стра, -арст); в начале слова (сын, сом); в конце слова (укус, пандус); в середине слова (оса, усы); в словах со стечением согласных (стройка, устье); в словах и предложениях (соус; синим сливовый стал сад); в пословицах и скороговорках; в словах сложной слоговой конструкции (налистники, соучастник). В такой же последовательности происходит дифференциация звуков.

При межзубном сигматизме шипящих звуков повторяются все этапы работы со свистящими, с той только разницей, что постановка звука будет осуществляться исходя из анатомического строения речевого аппарата ребенка и сложности проявления нарушения.

Логопедическая работа по преодолению межзубного сигматизма предусматривает обязательное участие родителей в коррекционном процессе. Поскольку дефект межзубного сигматизма носит стойкий характер и при улучшении часто возвращается в виде рецидивов, совместная работа родителей и учителя – логопеда бесспорно необходима.

Сроки коррекции зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Большое значение имеют такие факторы как регулярность занятий.

Литература:

1. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М., Просвещение, 1971.

2. Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой. М., 1999.

3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.

4. Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А.. Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М., 1989. 5. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.

Речевой материал

Современная логопедия располагает обширным речевым материалом на любой возраст и вкус. Кроме сборников скороговорок, чистоговорок, пословиц, существуют различные «речевые тетради», призванные помогать ребенку в освоении родной речи. Подобрать материал под конкретного ребенка не составит большого труда.

Родителям следует взять на заметку, что если логопед советует заниматься по определенному пособию, не стоит наперекор специалисту покупать тетради в магазинах «шаговой доступности». Настроенность мамы и папы на достижение ребенком определенных результатов – это половина успеха, а совместная деятельность с логопедом, как правило, – успех.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]