Модель логопедической работы при дизартрииметодическая разработка по логопедии на тему

Дизартрия – это нарушение произношения, которое обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. В Юсуповской больнице проводят комплексное лечение этого сложного и тяжёлого расстройства звуковой стороны речи. Оно включает:

  • Медикаментозную терапию заболевания, которое является причиной дизартрии;
  • Физиотерапевтические методы воздействия;
  • Артикуляционную гимнастику;
  • Психотерапевтическую поддержку;
  • Логопедическую работу.

Все сложные случаи дизартрий рассматриваются на заседании Экспертного Совета. В его работе принимают участие кандидаты и доктора медицинских наук, врачи высшей категории. Ведущие специалисты в области речевых дефектов вырабатывают и реализуют индивидуальную программу программа занятий при дизартрии. Афазиологи соблюдают основные принципы логопедической работы при дизартрии.

Артикуляционная моторика

Различают следующие виды дизартрий:

  • Бульбарная – обусловленная местным параличом мышц, которые участвуют в артикуляции, ей сопутствуют трудности глотания;
  • Мозжечковая – возникает при наличии патологического процесса в мозжечке, характеризующееся растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью;
  • Корковая – является следствием поражения отделов коры головного мозга, которые отвечают за мышцы, участвующие в артикуляции, сопровождается неправильным произношением слогов, но общая структура слова ребёнком сохраняется;
  • Экстрапирамидная (подкорковая, гиперкинетическая) – развивается при нарушениях в подкорковых узлах, отличается невнятной, связанной речью с носовым оттенком;
  • Псевдобульбарная – диагностируется при центральном параличе мышц, её основным симптомом является монотонность речи;
  • Стёртая форма – характеризуется нарушением произношения шипящих и свистящих звуков.

При дизартрии нарушается моторику артикуляционного аппарата. Появляются медленные, недостаточно точные движения языка, губ. Имеет место расстройство жевания и глотания. Произношение нарушено вследствие недостаточно чёткой артикуляционной моторики. Речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

Некоторые пациенты с дизартрией не могут надуть щёки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны, больной не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Мягкое нёбо часто бывает малоподвижным, голос приобретает назальный оттенок.

Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжёлый дефект произношения. Речь становится невнятной, смазанной, тихой. Из-за малоподвижности губ, языка становится нечётким произношение гласных, они произносят с сильным носовым выдохом.

При тяжёлой степени дизартрии наблюдается глубокое поражение артикулярных мышц и полная бездеятельность речевого аппарата. У пациента полностью отсутствует речь. Иногда он произносит нечленораздельные звуки.

Логопедическая программа

Дизартрия – патология, которая требует настойчивой, длительной работы логопеда, пациента, его родственников и лиц, осуществляющих уход. Составляется речевая карта логопедического обследования при дизартрии. Программу логопедического сопровождения утверждают после получения логопедического заключения при дизартрии, рекомендаций невролога, который занимается лечением заболевания, вызвавшего нарушение речевой функции. Логопедические занятия при дизартрии начинают как можно раньше.

Различают следующие основные направления логопедической работы при дизартрии:

  • Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
  • Развитие артикуляционных движений;
  • Формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе;
  • Преодоление монотонии и нарушений темпа речи;
  • Полноценное развитие фонематического восприятия.

Нельзя переоценить значение раннего начала логопедической работы при дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы начинают работать над восстановлением речи у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму в остром периоде, сразу же после восстановления у больного сознания. При демиелинизирующих заболеваниях нервной системы логопедическая работа входит в программу реабилитации.

При проведении коррекционно-логопедической работы используют следующие методы логопедического воздействия:

  • Голосовые и дыхательные упражнения;
  • Активную и пассивную артикуляционную гимнастику;
  • Дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий);
  • Точечный, зондовый, щёточный, мануальный массаж;
  • Искусственную локальную контрастотермию (сочетание воздействия низких и высоких температур).

Логопедическое воздействие при дизартрии базируется на соблюдении следующих принципов:

  • Системного подхода к анализу речевого дефекта;
  • Поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;
  • Регуляции психической деятельности детей посредством развития обобщающей и коммуникативной функций речи.

В процессе систематических длительных занятий осуществляются постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе. Преодолевается монотонность и нарушения темпа речи, развивается полноценное фонематическое восприятие. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи.

Статья:

Логопедическая работа с детьми страдающими дизартрией базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете личностных качеств.
Положительные результаты логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов: поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи; системного подхода к анализу речевого дефекта; регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и обобщающей функций речи.

В процессе систематических и, в большинстве случаев, длительных занятий осуществляется поэтапная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодолению монотонности и нарушений темпа речи; полноценное развитие фонематического восприятия.

Вопросы методики логопедической работы с детьми страдающими дизартрией разработаны А. Г. Ипполитовой, О. В. Правдиной, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой, Г. В. Чиркиной, И. И. Панченко и др. рассмотрим наиболее употребляемую систему коррекционной работы Е. М. Мастюковой и современные методы, предложенные Л. В. Лопатиной.

Е. М. Мастюкова определяет тесную взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта; определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляется тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.

Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:

— зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка;

— развитие речевой коммуникации — формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникаций, школьной и социальной адаптации ребенка;

— развитие мотивации — стремление к преодолению имеющихся нарушении, развитие самосознания, уверенности в своих силах;

— развитие дифференцированного слухового внимания и звукового анализа;

— усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений;

— поэтапность — начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребенка более сохранна. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координации, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза;

— при тяжелых нарушениях, когда речь полностью непонятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и слогов. Если речь ребенка относительно понятна, и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа начинается с этих «ключевых» слов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех контекстах и в различных речевых ситуациях;

— у детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде.

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.

Первый этап — подготовительный,основные его задачи:

— подготовка артикуляционного аппарата и формирование артикуляционных укладов;

— воспитание потребности в речевом общении;

— развитие и уточнение пассивного словаря;

— развитие сенсорных функций, особенно фонематического восприятия и воспроизведения ритма.

Методы и прием работы на этом этапе дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают характер коммуникативной значимости.

Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

Второй этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель — развитие речевого общения и звукового анализа.

Коррекционная работана этом этапе проводится по следующим направлениям:

1. Нормализация иннервации артикуляционного аппарата.

2. Борьба с саливацией.

3. Выработка контроля за положением рта.

4. Развитие артикуляционных движений, голоса.

5. Коррекция речевого дыхания.

6. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Нормализация иннервации артикуляционного аппарата проводится с помощью массажа. Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц лица. Расслабляющий массаж проводится дозировано.

Выработка контроля за положением рта.

Отсутствие контроля за положением рта у детей с дизартрией значительно затрудняет развитие произвольных артикуляционных движений.

Первый этап работы — упражнения для губ, способствующие их расслаблению и усилению тактильных ощущений в сочетании с пассивным закрыванием рта ребенка.

На втором этапе закрывание рта производится пассивно-активным путем. Вначале ребенку легче закрыть рот в положении наклона головы и легче его открыть в положении слегка запрокинутой головы.

На третьем этапе тренируют активное открывание и закрывание рта по словесной инструкции.

Артикуляционная гимнастика.

На начальных этапах работу проводят с максимальным подключением других, более сохранных анализаторов. Артикуляционная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляционного аппарата. Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, длительно, с использованием общего комплекса и специфических упражнений.

Развитие голоса.

Для развития и коррекции голоса у детей- дизартриков используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции. Большое значение для коррекции голоса имеет активизация движений мягкого неба, челюстей.

Коррекция речевого дыхания.

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Цель — увеличение объема дыхания и нормализация его ритма. Дыхательная гимнастика проводится до еды, в хорошо проветриваемом помещении. Ребенка учат дышать при закрытом рте, проводятся упражнения по тренировке носового выдоха.

Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Для развития артикуляционного праксиса большое значение имеет рано начатая логопедическая работа, расширение и обогащение речевого опыта ребенка, а также преобладание специальных логовых упражнений над чисто артикуляционными.

Коррекция звукопроизношения.

Используется принцип индивидуального подхода. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. При нарушениях произношения нескольких звуков важна последовательность в работе. Перед вызыванием и постановкой звука важно добиваться их различения на слух. Моделируя ребенку тот или иной артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, затем его автоматизирует в слогах, словах и в контекстной речи.

Существует несколько приемов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространенным является метод так называемой фонематической локализации. Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический.

При формировании звукопроизносительных умений и навыков логопед проводит работу по автоматизации и дифференциации звуков, формированию произносительных навыков в различных ситуациях общения. Звуки закрепляются в словах и предложениях.

Для автоматизации используется прием одновременного проговаривании я звука и изображения его символа — писание и говорение.

Для детей, которые не могут писать, звук произносится одновременно с похлопыванием пальцами или постукиванием ногой. Затем новый звук закрепляется в различных слогах. Постепенно переходят от простых упражнений к более сложным, убыстряя темп упражнений.

При работе над звуком важно выявить сохранные компенсаторные возможности ребенка.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой над ее выразительностью.

Работа проводится путем подражания. Содержание и методы работы видоизменяются в зависимости от характера и тяжести дизартрии, от общего уровня речевого развития.

Во всех случаях основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой коммуникации, а не только формирование правильного произношения звуков.

Лопатина Л. В. в процессе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартриейопределяет следующие задачи:

-формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих овладение фонетической стороной речи (сенсорных и моторных звеньев речевого процесса);

-формирование речевых навыков фонетически правильной речи, интонационной выразительности.

В процессе логопедической работы реализация указанных задач осуществляется в их единстве и взаимосвязи.

Система преодоления фонетико-фонематических нарушений включает в себя следующие разделы:

1. развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата;

2. формирование правильной артикуляции звуков и автоматизма их произношения в различных фонетических условиях;

3. формирование интонационной выразительности речи;

4. формирование восприятия устной речи.

I. Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата.

Работав рамках этого направления строится на основе следующих положений:

-уровневая организация движений, которая позволяет разложить сложный двигательный акт на составные компоненты и выявить состояние церебральных уровней, их роль в регулировании движений и действии;

-взаимосвязь между тонкой дифференцированной моторикой рук и артикуляционной моторикой. При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга;

-сложное взаимодействие кинестетической и кинетической основы движений.Для осуществления двигательного акт необходимо наличие двух компонентов: кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений и кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков (А. Р. Лурия). Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма создания кинестетической схемы произвольного движения;

-положения о роли кинестезии в управлении движениями. Произвольные движения и действия требуют постоянного сравнения спланированного акта с реально воспроизведенным. От выполняемого движения должны поступать непрерывные обратные сигналы, составляющие содержание обратной дифференциации и постоянно сопоставляющаяся с запланированным действием.

Работа по развитию ручной и артикуляционной моторики осуществляется по двум направлением.

1. Формирование кинестетической основы движения.

Основными задачами этого направления логопедической работы являются:

-организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц и уточнение состава двигательного акта;

-развитие кинестетического анализа и синтеза кинестетических афферентаций ручных и артикуляционных движений.

В процессе формирования кинестетической основы движений руки кистям и пальцам рук придаются различные позиции, которые ребенок воспроизводит с закрытыми глазами (или за экраном). При формировании кинестетической основы артикуляторных движений для развития двигательно-кинестетической обратной связи проводятся специальные упражнения, направленные на уточнение положения артикуляторных органов во время произнесения правильно-произносимых звуков. При их выполнении постоянно привлекается внимание детей к возникшим кинестетическим ощущениям. Первоначально эти упражнения основываются на зрительных образах движении, которые затем исключаются.

2. Формирование кинетической основы движения.

Основными задачами второго направления логопедической работы являются:

-объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип превращения отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные;

-развитие статической и динамической координации движений.

В процессе формирования кинетической основы движений руки проводятся упражнения, направленные на развитие системы движений, состоящей из «основных» и «фоновых» компонентов (по А. Н. Берштейну) или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык.

Развитие динамической координации движений руки осуществляется в процессе выполнения как последовательно, так и одновременно организованных движений.

В процессе формирования кинетической основы артикуляторных движений основное внимание уделяется упражнениям, направленным на выработку необходимого объема движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении.

Работа по формированию кинестетической и кинетической основ ручных и артикуляторных движений провидится одновременно.

II. Формирование правильной артикуляции звуков и автоматизма их произношения в различных фонетических условиях.

После формирования правильного артикуляторного уклада звука в процессе выполнения артикуляторных упражнений вырабатывается автоматизм его произношения в различных фонетических условиях. Реализацию автоматизма произношения вновь сформированного звука во всех вариантах дефектного произношения рекомендуется начинать со структуры слогов ГС (гласный — согласный, а затем СГ (согласный -гласный). Такая последовательность работы обусловлена тем, что в структуре слога типа СГ составляющие его звуки по своим артикуляторно-акустическим признакам слиты между собой таким образом, что могутнее содержать всех фаз артикуляции.

Автоматизация звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, а затем к предложению с тем, чтобы быстрее и естественнее ввести звук в данной структуре слога в различный по своей сложности контекст. После достижения автоматизма произношения звука поочередно с различными гласными в структуре слога типа ГС звук также автоматизируется в речевом материале, включающем структуру слога СГ.

III. Формирование интонационной выразительности речи.

Поскольку фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных его компонентов (звукопроизношение и просодики) и поскольку у детей со стертой дизартрией имеют место нарушения целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия производится работа по формированию интонационной выразительности речи.

Проведению этой работы предшествуют упражнения. Они подготавливают детей к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.

Работанад ритмом производится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.

В задачи этого этапа входят:

-показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которая достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи окраску, помогает выразить чувства;

-познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи

В соответствии с выделенными задачами работаосуществляется в пяти направлениях:

1) формирование общих представлений об интонационной выразительности речи. Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз без интонационного оформления текста, второй — выразительно. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменить, что голосом можно передавать вопрос, радость, угроз и т. п.

2) знакомство с повествовательной интонацией средствами ее выражения и способами обозначения. Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение.

3) дифференциации интонационных структур предложений в экспрессивной речи. Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, сказок. Дети должны учиться подражать голосам.

IV. Формирование восприятия устной речи.

Логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартриейосуществляется с учетом следующих положений:

-современные представления о многоуровневой структуре процесса восприятия речи (Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, Е. И. Винарская);

-положение о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка;

-научные данные об этапах развития фонематических функций в онтогенезе.

При разработке данной методики использованы в адаптированном варианте некоторые приемы и методы, описанные в работах В. К. Орфинской, Д. Б. Эльконина, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой.

Работа по преодолению фонематических нарушений проводится поэтапно.

1 этап. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.

Задачами этого этапа являются:

-развитие распознавания звуков речи;

-развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора;

-формирования слухового контроля за качеством собственного произношения;

-создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций.

Работа на данном этапе проводится в двух направлениях.

1) Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов.

2) Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.

-распознавание искаженного произношения, отличающегося от собственного, в чужой речи;

-распознавание искаженного произношения, аналогичного собственному в чужой речи.

Развитие слухового контроля осуществляется одновременно с формированием правильного артикуляторного уклада звука, с использованием зрительного восприятия тактильных и кинестетических ощущений.

2 этап. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.

В связи с тем, что четкие фонематические представления о звуковом составе языка способствуют совершенствованию правильного звукопроизношения, в задачу этого этапа входи развитие функций фонематической системы.

Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях: развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем) и развитие фонематического анализа и синтеза.

Работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведется в трех направлениях.

1) Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

При уточнении правильной артикуляции звука обращается внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении. Для закрепления зрительного образа звука детям предлагаются изображения-символы.

2) Выделение звука на фоне слога.

Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук. Слоги не должны содержать оппозиционных звуков.

3) Выделение звука на фоне слова.

Эта работа проводится на материале слов, содержащих данный звук и не имеющего его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками.

Таким образом, при дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех ее в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача невропатолога или психоневролога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях — логопеда и массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Этапы логопедической работы

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно. Основной целю первого, подготовительного этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения, массажа и лечебной физкультуры.

На втором этапе формируются первичные коммуникативные произносительные навыки. Его основная цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Логопед проводит работу по коррекции артикуляционных нарушений. При спастичности работают над расслаблением мышц артикуляционного аппарата. Вырабатывается контроль над положением рта, развиваются артикуляционные движения, проводится коррекция речевого дыхания, развивается голос, ощущения артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Формирование звукопроизношения при дизартрии включает в себя постановку и закреплении в речи звуков. Первая группа звуков включает в себя фонемы, наиболее лёгкие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически. Это звуки а, у, п, м, н, к, ы, х, в, о, л, т, с. Данные звуки как наиболее простые отрабатывают до нормы. Попутно на этих фонемах ведут работу по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа (выделяют звука из ряда других, из слогов, в простых словах).

Скороговорки при дизартрии являются фонетическим средством развития подвижности артикуляционного аппарата. При использовании скороговорок придерживаются следующих рекомендаций:

  • Работу начинают с простых, коротких, рифмованных фраз («Белые бараны били в барабаны»);
  • Соблюдают принцип отбора дидактического материала (в скороговорке не должно быть слов с дефектно произносимыми пациентом звуками;
  • Скороговорки лучше использовать в играх.

Индивидуальный подход к выбору средств и методов логопедической работы на каждом этапе лечения дизартрии позволяет специалистам Юсуповской больницы добиться восстановления речи у пациентов, от которых отказались в других реабилитационных центрах.

Формы логопедической работы при дизартрии

К формам логопедической работы с детьми при дизартрии относятся:

  • медикаментозное лечение нарушения, которое стали источником данного заболевания;
  • физиотерапевтические приемы воздействия;
  • артикуляционная гимнастика;
  • психотерапевтическое подспорье;
  • работа логопеда.

Логопедическая работа с детьми с дизартрией осуществляется постепенно. Ключевая задача начального этапа — приготовление артикуляционного аппарата, выправление голоса, исправление дыхания. Первоочередным заданием является формирование чувственных функций, в особенности анализа звука, а вдобавок восприятие и воспроизводство темпа. Работа логопеда выполняется вкупе с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, лекарственной терапией и применением массажа.

Вторым этапом является достижение первоначальных навыков коммуникации. Его ключевая цель — формирование анализа звука и возможности общения. Логопедическая работа производится по исправлению произношения. В случаях спазмированности трудятся над мышцами речевого аппарата, расслабляют их. Формируются навыки правильной респирации (дыхания), тренируются голосовые связки.

Не менее важно логопедическое обследование ребенка с дизартрией. Ключевым элементом является работа логопеда при детском церебральном параличе. Дети с таким диагнозом имеют проблемы с двигательными функциями. Они вызваны неестественным состоянием мышечной активности и дефектом управления движениями. Моторные поражения зачастую совмещаются с патологией речи, поражением восприимчивости, пробелами с познавательной, волевой и эмоциональной сферами.

Логоритмическое воздействие

Логоритмическая работа с пациентами, страдающими дизартрией, включает в занятия лечебную гимнастику. Она строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Её разделяют на 3 периода.

Задачи первого периода следующие:

  • Воспитание статики движений;
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • Развитие общих движений верхних и нижних конечностей, туловища с постепенным введением упражнений с предметами;
  • Развитие мышц, обеспечивающих миммику лица;
  • Развитие различных видов памяти, слухового и зрительного внимания;
  • Постепенное формирование нормального диафрагментального навыка;
  • Преодоление просодических нарушений при дизартрии.

Для активизации просодических компонентов речи используют, прежде всего, пение. Развитие просодической стороны речи при дизартрии проводится с помощью инсценировок песен, при исполнении которых надо менять силу, тембр, высоту голоса. Для нормализации голосовой функции проводят артикуляторные, дыхательные упражнения, движения для мышц шеи и головы.

В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмические занятия способствуют:

  • Развитию артикуляционного аппарата;
  • Воспитанию голоса (высоты, тембра, силы, диапазона, силы);
  • Развитию дыхания (глубины вдоха, продолжительности речевого вдоха и выдоха).

Своевременно начатая систематическая работа способствует быстрому восстановлению речевой функции.

Как проявляется стертая дизартрия у детей

Особенностью стертой дизартрии является невыраженность симптомов, поэтому болезнь так и называется. Характерна нечеткая артикуляции вследствие нарушения моторики, искажение некоторых звуков. Обращают на себя внимание отсутствие интонации и невыразительная речь, сложность автоматизации. Клиническая картина в зависимости от зоны поражения может различаться: у одного ребенка преобладает фонетический дефект, у другого — просодический, у третьего — оба компонента присутствуют в равном объеме.

Нарушение звукопроизношения затрагивает две группы звуков или больше. Например, шипящие, свистящие и сонорные. Речь со стертой дизартрией изобилует искажениями, заменой звуков. Малыш путает глухие, звонкие, мягкие звуки и не может их правильно употребить. Даже если удается справиться с этими проблемами, добиться автоматизма трудно.

В раннем возрасте такие дети обычно наблюдаются у невролога. Им ставят диагноз «перинатальное поражение ЦНС» и проводят медикаментозное лечение, курсы физиотерапии и массажа. С течением времени ребенка снимают с учета. Только когда речевые нарушения не проходят, родители и врачи начинают искать причину. Как правило, стертая дизартрия диагностируется у дошкольников — в 5 – 6 лет.

Характеристикой стертой формы дизартрии, которую могут заметить сами родители, являются бедность мимики, отсутствие тонуса губ, языка, асимметрия носогубных складок, уголков рта. При выполнении артикуляционных проб возникают непроизвольные движения языка, его дрожание и цианотичность. Повышено слюноотделение. Органы речи трудно удерживать в одной позиции.

Малышу может быть трудно пережевывать пищу, он отказывается от еды, если она кусочками. У младенцев затруднено сосание молока, нарушено глотание.

Общее развитие

Изменен неврологический статус. Обращают на себя внимание стойкий дермографизм, потливость рук и ног. Дети легковозбудимые, непоседливые, совершают много лишних движений. Или наоборот, заторможены, медлительны. У них нарушены память, внимание.

В физическом плане дети отстают от своих ровесников и отличаются невысоким ростом, худощавостью, астеническим телосложением. Они быстро устают при физических нагрузках, неуклюжи. Страдает синхронность выполнения движений, мелкая моторика. Малышу тяжело застегнуть пуговицу, завязать шнурки, заниматься творчеством. На уроках физкультуры при выполнении заданий он испытывает затруднения. Почерк нарушен, да и в целом ребенок пишет медленно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]