Методика раннего выявления дислексии по А.Н. Корневу
В 1982 году предложена методика раннего выявления дислексии по А.Н. Корневу (МРВД), разработанная в рамках диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата педагогических наук и рекомендованная в Письме Министерства Здравоохранения СССР. На основании нейропсихологического анализа детей с признаками дислексии разработана группа заданий, способная дифференцировать проявления дислексии от иных форм отставания, например, задержка умственного развития, педагогическая запущенность. Диагностика направлена на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет). Целью исследования является обнаружение признака неполноценности обсессивных операций в различных модальностях.
Методика раннего выявления дислексии
включает 4 типа заданий, описанных в книгах автора метода.
Рядоговорение
Ребенку предлагается произнести автоматизированный речевой ряд, называя по порядку времена года. Допустимо в начале выполнения задания предложить подсказку, если ребенок путает времена года с месяцами, частями суток или днями недели. Оценивается не собственно знание, а способность воспроизвести автоматизированное перечисление по порядку в правильной последовательности. При появлении ошибок ребенку предлагается выполнить задание повторно, чтобы исключить случайную ошибку. Затем ребенку предлагается перечислить дни недели.
Каждое нарушение автоматизированного произношения оценивается в «штрафных» баллах следующим образом:
- правильные ответы на оба вопроса — 0 баллов;
- правильный ответ на 1 вопрос —2 балла;
- ни одного правильного ответа — 3 балла.
Прямое и обратное повторение цифрового ряда
Ребенку предлагается повторить вслед за исследователем несколько цифр в том же порядке. Цифры называют в умеренном темпе, как при отсчете стартового времени. Ускорение темпа облегчает запоминание и, соответственно, искажает результат. При ошибке предоставляется право второй попытки. Оперативная память должна сохранить порядок цифр определенной длины.
Второе задание заключается в обратном воспроизведении заданного порядка цифр. При объяснении приводится пример, чтобы обеспечить уверенное понимание задания. Длина порядка цифр в данном случае меньше, чем в первом задании.
Необходимо постепенно увеличивать длину цифровых рядов, чтобы определить в обоих случаях длину запоминаемого ряда, воспроизводимого в прямом и обратном направлениях. Для оценки длина обоих рядв (то есть количество запоминаемых цифр) суммируется.
Оценка производится следующим образом:
- более 6 слов – 0 баллов;
- 6 слов – 2 балла;
- менее 6 слов – 3 балла.
Необходимо отметить, что обратный счет лучше характеризует объем оперативной памяти, так как ребенок должен фиксировать прямой цифровой ряд, последовательно производя его инверсию.
Воспроизведение ритмов
Ребенку предлагается воспроизвести последовательно четыре ритмических рисунка. Сначала предъявляются простые ритмы, при этом предоставляется право повторного выполнения при допущении единственной ошибки. Затем предъявляются два сложных ритма с сохранением критериев выполнения задания.
При этом оценивается способность слухового различения ритмов, аудиальный гнозис ритмических комплексов. Возможно искажение выполнения задания за счет дефекта динамического праксиса, когда ребенок делает «лишний» удар, что объясняется нарушением моторики.
Оценка производится следующим образом:
- воспроизведены 4 ритмических ряда – 0 баллов;
- воспроизведены 2 ритмических ряда, состоящие из не более чем четырех ударов каждый – 2 балла;
- не воспроизведен ни один ритмический ряд – 3 балла.
«Кулак-ребро-ладонь»
Ребенку предлагается внимательно следить за действиями исследователя и трижды повторить их в той же последовательности. Выполняется удар кулаком по столу, установление ладони на ребро и хлопок по столу ладонью, трижды, подряд, без пауз между сериями.
При единственной ошибке предоставляется право повторного выполнения задания. При допущении явных ошибок демонстрация выполнения задания повторяется. Допустимо не более пяти демонстраций.
Это задание подобно нейропсихологическому тесту «кулак-ребро-ладонь», но движения выполняются иначе. При нейропсихологическом тестировании оценивается динамический праксис, то есть способность к переключению с одного движения на другое. При диагностике риска дислексии исследуется возможность правильного воспроизведения определенной последовательности.
Оценка выполнения задания производится следующим образом:
- правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1 -й демонстрации — 0 баллов;
- правильное воспроизведение после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с 1-й попытки — 2 балла;
- правильное воспроизведение после 4 и 5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2-й и 1 более попыток, отсутствие правильного воспроизведения— 3 балла.
Окончательная оценка по методике раннего выявления дислексии
Окончательная оценка по методике раннего выявления дислексии производится путем суммирования результатов первого, второго и наихудшего результата при выполнении третьего или четвертого задания (результат с максимальным количеством штрафных баллов).
Общая сумма штрафных баллов состоит из результатов оценки рядоговорения, повторения цифровых рядов и воспроизведения ритмов или последовательности действий.
Окончательная оценка МРВД:
- до 5 баллов включительно – норма, риска развития дислексии нет;
- более 5 баллов – присутствует риск формирования дислексии. Чем больше штрафных баллов, тем выше риск развития дислексии.
Статья:
Чем позже обнаруживаются расстройства у детей, как стойкая неспособность овладеть чтением и письмом, тем большей степени тяжести они достигают и тем более длительный коррекционный курс в таких случаях требуется. Существенно зависит от этого и эффективность коррекционной работы.
Основываясь на основных принципах простоты и минимального количества времени Корнев А.Н. (1982 г.) разработал методику раннего выявления предрасположенности к дислексии (МРВД).
Данную методику (МРВД) мы используем в ходе первичного логопедического обследования детей 6-8 лет. Обследование МРВД не требует специального оборудования и занимает около 5-8 минут. Основная задача — выявлять при массовых обследованиях группы детей, подозрительных в отношении возможности возникновения того или иного расстройства (так называемую “группу риска”). У этих детей выявляются симптомокомплексы , включающие 3-4 дефицитарные функции, что выражается в неспособности выполнять соответствующие задания или низком качестве их выполнения. Эти симптомокомплексы отсутствуют не только у здоровых детей, но у детей с другими формами задержек психического развития, не затрудняющими овладение чтением. Таким образом, обнаружение симптомокомплексов до начала обучения в школе может расцениваться как достоверное свидетельство высокого риска возникновения дислексических расстройств у данного ребёнка. Задания, выявляющие неполноценость психических функций, входящих в эти симптомокомлексы, использованы как основа скринирующей методики включающая следующие задания:
“Рядоговорение” (перечисление дней недели и времен года в прямом порядке);
Инструкция: “Перечисли по порядку времена года и (после ответа) дни недели” (при недостаточном понимании допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).
“Ритмы” (воспроизведение звуковых ритмов);
Инструкция: “Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же”. После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (палочкой или ручкой) с длинными и короткими интервалами:
1) простые ритмы — 1! !, !!!,!!!!,!!!!,!!!!; если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
2) сложные ритмы — !!!!!,!!! II,!!!!!. II!!!!. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.
Тест “Кулак-ребро-ладонь”;
Инструкция: “Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же”. Экспериментатор демонстрирует ребенку последовательность из трех движений руки трижды: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из 3 движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.
Субтест “Повторение цифр”;
Инструкция: “Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке.” Внимание! После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: “Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но только начинай с конца и повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 3-4, то ты должен сказать 4-3”. При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагается ряд из 2 цифр, затем из 3 и т.д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половины задания.
ЦИФРОВЫЕ РЯДЫ
Прямой счет:
№ 3 7-3-1 8-6-5
№ 4 4-1-6-9 3-8-7-5
№ 5 7-8-4-2-3 2-5-9-1-8
Обратный счет:
№ 2 1-8 6-4
№ 3 9-3-1 8-6-4
№ 4 6-7-9-2 8-1-3-5
Ориентировка в понятиях “право-лево”;
1. Простая ориентировка. Инструкция: “Подними левую руку (начинать обязательно с левой), покажи левую ногу, правый глаз”. Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.
2. Речевая проба Хеда. Инструкция: “Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз”.
Составление рассказов по серии картинок.
Ребенку предъявляется рассказ в 2 картинках (удобен для использования рассказ о курице, цыплятах и самоварной трубе из книги Н. Радлова “Рассказы в картинках”). В рассказе на первой картинке изображены: курица, которая вывела 4 желтых цыплят на прогулку, и лежащая на земле самоварная труба, в которую один из цыплят заглядывает. На второй картинке удивленная курица, оглянувшись, видит, что трое цыплят вылезли из трубы черными, а четвертый, еще желтый, цыпленок заглядывает в нее.
Инструкция: “Посмотри! На этих картинках нарисован небольшой рассказик. Расскажи: про что здесь нарисовано? Составь рассказ по этим картинкам”.
Если ребенок не может самостоятельно составить рассказ или вместо него перечисляет изображенные предметы, то нужно задать наводящие вопросы. После того как ребенок закончил рассказ, задается вопрос: “Объясни: почему цыплята стали черными?”
При обследовании детей 6.5-7.5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие три оценки: за “Рядоговорение”, “Повторение цифр”, “Ритмы”. Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
Для примера приведены данные обследования первоклассников одной из школ города
№ | Название теста | Число детей не выполнивших тест, % 2013-2014 год | Число детей не выполнивших тест, % 2014-2015год |
1 | Рядоговорение | 25% | 28% |
2 | Ритмы | 27% | 22% |
3 | “Кулак-ребро-ладонь” | 20% | 24% |
4 | Повторение цифр | 37% | 25% |
5 | Ориентировка “право-лево” | 31% | 31% |
6 | Составление рассказа по серии картинкам | 68% | 54% |
В целом, по результатам обследования в 2013-2014 уч. году было выявлено 20 детей “группы риска”, что составляет 37 % от общего количества первоклассников.
В 2014-2015 уч. году было выявлено 16 человек “группы риска” что составило 24% от общего количества первоклассников.
Таким образом, обследование с помощью МРВД – это лишь первый этап в выявлении патологии. Отобранная группа детей с повышенным риском проходит ряд психолого-педагогических и логопедических мероприятий, направленных на предупреждение дислексических расстройств.
Литература.
- Корнев А.Н. О возрастной динамике дислексии у детей и прогнозе его компенсации. Л. 1986 г.
- Корнев А.Н. Нейропсихологические методы исследования СПб., 1991 г.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 2003г.
Другие методики оценки риска формирования дислексии у дошкольников
Рассмотрим батарею тестов риска, реализованных в других языковых условиях как предикторы дислексии. Частично эти тесты можно использовать, начиная с 5 лет, что выгодно отличает их от отечественной методики, рассматриваемой выше.
Тест быстрого серийного называния
Тест разработан международной группой экспертов, апробирован для разных возрастных групп. Предварительно производится тренировочное выполнение заданий, в ходе которого исследователь должен убедиться, что необходимые названия ребенку известны. Нормальное время выполнения каждого задания составляет 1 минуту.
Серийное называние изображений
Ребенку предлагается стимульный материал с набором повторяющихся картинок (36 изображений). Задание заключается в быстром назывании вслух изображенных предметов. Учитываются допущенные ошибки и скорость выполнения.
Серийное называние цветов
Ребенку предлагается стимульный материал с набором повторяющихся цветов, которые он должен назвать как можно быстрее.
Серийное называние букв
Ребенку предлагается стимульный материал с набором повторяющихся букв, которые он должен назвать как можно быстрее.
Психология становления письменной речи
Отечественная письменность изначально основывается на ряде существенных принципов. Главные из них следующие:
- фонетический (буквенный символ соответствует строго определенной фонеме, которая используется в устной речи);
- морфологический (устойчивость морфем, с помощью которых образуется слово, достаточно стабильный элемент);
- традиционный (наблюдается историческая сохранность модели слова).
Навык письма
Навык письма имеет тесную связь с устной речью, но в тоже время обладает и самостоятельными психофизиологическими основами, дающими возможность реализовать непосредственно способность к письму. Собственно процесс письма состоит из 3-х последовательных операций:
- символьное обозначение звуковых единиц;
- моделирование фонетической структуры слова с использованием графических знаков;
- графо-моторные операции, представленные на схеме ниже.
Функциональная структура механизмов письма
Процесс чтения
Чтение как способ деятельности является:
1) сложным процессом декодирования графической (знаковой) модели слова в устный языковой тип;
2) не менее сложным процессом восприятия и понимания смысла написанных сообщений.
А.Н. Корневым предложена инновационная модель формирования операции декодирования, т. е. создания фонетического облика слова с помощью графического моделирования. Основное значение при этом играет навык слогослияния. Таким образом, процесс чтения представляет собой:
- узнавание буквенного символа в его связи со звуком;
- соединение букв в слог (слогослияние);
- объединение слогов в слово;
- интеграция слов в законченную смысловую фразу.
Изучение патологии чтения дает специалистам возможность сделать вывод, что ведущими симптомами на первоначальном этапе обучения чтению (1-2 класс) являются:
- устойчивая проблематичность образования звуко-буквенных взаимосвязей;
- полное отсутствие способности к слогослиянию или ее значительное нарушение.
Преодоление дефекта
Коррекционные мероприятия разрабатываются индивидуально и зависят от того, на каком уровне владения письменной речью находится ученик.
Проводится работа по закреплению звуко-буквенных связей, по формированию и закреплению навыка слогослияния, развитие словесно-логического восприятия тестового сообщения. Особое внимание уделяется правильному звукопроизношения, развитию фонематического анализа и синтеза, пространственно-аналитической деятельности и развитию интеллекта.
Отбор конкретных методик коррекции зависит от формы дисграфии и дислексии.
(По книге А. Н. Корнев Нарушения чтения и письма у детей)