Развитие речи – это очень важный процесс в формировании человеческого организма. Дети начинают произносить первые слова в 11-12 месяцев, а в 3 года они уже могут составить предложения и небольшой рассказ.
В этот период очень важно следить за тем, что речь ребёнка развивается правильно без каких-либо задержек или нарушений. Для этого медицинские специалисты разработали методики для диагностики речи у детей.
Методика для изучения словарного запаса у детей
Целью её проведения является проверка достаточного знания слов для возраста ребенка. Его способность быстро подобрать точное слово, а также составить простейшие грамматические конструкции.
Для диагностики нужно взять группу любых картинок по 10-15 штук с животными, растениями, фруктов и овощей, игрушками и транспортом.
Всего карточек должно быть не более 30 шт. Взрослый называет ребёнку одно обобщающее слово, обозначающее группу картинок, которую собирается показывать. Ребёнок должен сказать, что входит в данную группу и отобрать картинки по схеме.
После выполнения задания человек должен посчитать сколько картинок было выбрано ребёнком правильно. За одну карточку он получит 1 балл.
Высокий уровень – 25-30 шт.
Средний уровень – 10-25 шт.
Низкий уровень – до 10 шт.
Важно подбирать такие карточки, соответствующие возрасту. Лучше всего подойдут картинки обыденных вещей. Например, в разделе животные могут быть кошки, собаки, птички, зайцы и мышки. То есть то, что ребёнок уже точно видел в своей жизни.
В чем цели диагностики речевого развития?
Вопрос о том, зачем это нужно, родители нередко задают воспитателям в детских садиках. Как правило, смущает взрослых формулировка, в которой задействовано слово «диагностика». Привыкнув относить данный термин к медицинской сфере, многие считают, что диагностика речевого развития детей дошкольного возраста – это нечто, на подобии вердикта и опасаются, что кто-то поставит на их малыше своеобразное клеймо.
На самом же деле, методики преследуют совсем иные цели. В ходе речевой диагностики выявляются такие умения и навыки:
- точность и уместность применения слов;
- понимание значения, смысла произносимого;
- владение склонениями и прочими изменениями форм частей предложений;
- способность выбирать схожие и отличные по смыслу выражения;
- различие смысловых оттенков в многозначных словах;
- степень ориентированности произносимого на передачу значения, описание.
То есть, основными целями диагностических методик является формулирование индивидуальной задачи речевого развития детей дошкольного возраста. Иными словами, эти методики выявляют сильные и слабые стороны в речи малыша и помогают родителям и работникам детских садов обозначить направления, нужные для оптимального развития конкретного ребенка.
Методика проверки лексический, грамматических навыков у детей и словарного запаса
Цель диагностики выявить правильно ли ребёнок произносит звуки. Употребляет слова. Верные ли ассоциации возникают у него с представленным словом. Проверяет словарный запас ребёнка.
Для проверки взрослый должен задавать ребёнку вопросы на разные темы. Например, «Что значит слово мяч? (яблоко, машина, игрушка) У тебя дома есть этот предмет? Какой он? Откуда он у тебя? Что ты делаешь с ним?»
Высокий уровень – ребёнок четко отвечает на вопросы. Называет примеры и действия с предметом. У него получается небольшой рассказ о вещи.
Средний уровень – называет предмет и описывает его только поверхностно. Отдельными словами или фразами.
Низкий уровень – Называет 1-2 слова.
Далее взрослый называет предметы или его признаки, а ребёнок должен подобрать к ним правильное слово, противоположное по значению. Таким образом, человек поймет правильно ли ребёнок понимает сущность слова. Например, называется слово «длинный». Ответ должен быть «короткий». Светлый – темный. Быстрый – медленный и т. д.
Высокий – правильно называет противоположные слова.
Средний – подбирает слова с отрицательной частицей «не». Не светлый, не длинный.
Низкий – не всегда или неправильно называет слова.
Что делать, если речь малыша на низком уровне
Относительность критериев, которыми руководствуются работники дошкольных учреждений, очевидна даже далеким от педагогики людям. Поэтому расстраиваться и тем более спорить с воспитателем не стоит. Нужно выяснить во всех подробностях с чем именно не справился ребенок во время выполнения диагностических заданий.
К примеру, если диагностика речевого развития детей дошкольного возраста выявила, что малыш не может подобрать антонимы или синонимы к слову, то стоит заняться с ним именно этим. Намного сложнее обстоят дела в ситуациях, когда педагоги применяют так называемые «модные» методики, иными словами – тематические. Например, те, в основе которых лежит устное народное творчество, фольклор. Результаты тестирования детей по таким специфическим методикам не просто спорны, они практически всегда не соответствуют реальности. Если воспитатель в дошкольном учреждении собирается использовать подобные диагностические материалы, то он должен предварительно заниматься с малышами – знакомить детей с фольклором, разбирать пословицы и поговорки, разъяснять смысл загадок.
Например, общеизвестная загадка о девице в темнице, выпустившей косу на улицу. Современный городской ребенок без предварительного объяснения, не способен догадаться, что речь может идти о моркови. Для малыша этот овощ появляется из магазина или с рыночного прилавка, а вовсе не из-под земли. И подобных нюансов очень много.
Методика проверки фонетического развития речи
Целью является выявление правильности произношения звуков. Взрослому нужно понять, понимает ли ребёнок различия звуков и может ли он их отличить друг от друга.
Во-первых, взрослый проверяет может ли ребёнок правильно произнести каждую букву в алфавите. Для этого он может воспользоваться заранее приготовленной таблицей. Если ребёнок ещё не знает написания букв, то можно называть ему слова и просить повторить.
Высокий – все звуки произносятся правильно.
Средний – звуки произносятся правильно, кроме шипящих или сонорных.
Низкий – есть ошибки в произношении многих звуков.
Во-вторых, человек показывает ребёнку картинки с изображением предметов. Это могут быть простейшие группы слов. Главное, чтобы ребёнок их хорошо знал. Взрослый должен попросить выбрать и произнести карточки на которых есть звук, например, «л». Аналогично нужно сделать с другими звуками. Предпочтительнее выбирать сонорные и шипящие, т.к. при произношении их дети наиболее часто испытывают трудности.
Высокий у – правильно отбирает картинки на все названые звуки.
Средний – отбирает только 2-3 карточки.
Низкий – указывает только на одну картинку или не указывает совсем.
Заключительным этапом нужно проверить, различает ли ребёнок интонацию произношения и может ли он говорить с ней.
Человек просит ребёнка произнести любую фразу с разной интонацией. Например, я иду в зоопарк. Нужно произнести удивлённо, радостно и вопросительно.
Высокий – правильное произношения предложения
Средний – правильно передают только 2 интонации.
Низкий – может прочитать только в повествовате
льной или 1-й из предложенных интонаций.
Что важно для диагностики ее развития у детей?
Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста осуществляется на основе оценки отдельных свойств, характеризующих вербальную активность.
Свойства речи, на которые нужно обращать внимание, это:
- содержательность;
- понятность;
- выразительность;
- действенность.
Содержательность – характеристика, позволяющая судить о том, насколько четко выражает ребенок мысли и их количестве. О значимости стремлений, желаний чувств и соответствии их действительности.
Под понятностью речи ребенка подразумевается не только ее внятность и правильное произношение звуков. В рамках данной характеристики рассматривается и то, как именно малыш выстраивает предложения, выделяет ли слова, применяет ли паузы. То есть, эта характеристика включает в себя умение расставлять логическое ударение, подчеркивать смысловое значение фразы.
Выразительность – это эмоциональная насыщенность детской речи. В эту же характеристику входят такие понятия, как разнообразие используемых языковых средств. Действенность – это доходчивость произносимого, воздействие речи на людей.
Методика проверки связной речи
Целью является выявление способности логически выстраивать предложения. Строить небольшое повествование.
Человек предлагает описать предмет на картинке или выбрать из окружающего. Например, любимую игрушку, медведя или стол.
Высокий – составляет правильное описание предметов. Рассказ разбит на 3 логические части с началом, серединой и заключением.
Средний – описывает только некоторые внешние черты предмета.
Низкий – называет отдельные слова и небольшие фразы.
Средний уровень речевого развития
Основные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, выявление которых позволяет педагогам говорить о среднем уровне, таковы:
- при предъявлении слова с заданием составить с ним фразу, малыш дополняет его одним только эпитетом;
- справляется с выбором антонимов или синонимов, однако произносит их в неверном падеже, склонении;
- неверно произносит отдельные звуки, что вызывает сложности в понимании сказанного;
- при ошибках в выполнении тестов исправляет их с помощью наводящих вопросов или иных подсказок.
Таким образом, средний уровень речевого развития может продемонстрировать практически любой малыш, без каких-либо специальных занятий с ним. Однако, сложности могут возникнуть у тех детей, которые не особо активны в общении и склонны к стеснению, волнению. Нередко именно это становится причиной того, что ребенок справляется с заданиями средне, а не на отлично.
Методика общей проверки развития речи
В этой диагностике человек проверяет может ли ребёнок самостоятельно менять формы слова, правильно ли он понимает их значение, может ли построить различные предложения. Правильно ли у него работает ассоциация предметов с другими вещами.
Для этого взрослый человек загадывает простое слово. Например, волк, лиса, кукла, машина и т.д. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы. Спрашивая про описание предмета. Как выглядит он. Какой у него размер. Есть ли он у него дома.
Высокий – правильно отгадывает все слова.
Средний – может отгадать только 1. Или все, но с большими подсказками.
Низкий – не может отгадать слово.
Многие родители не проводят диагностику развития речи у детей дома. Хотя разработанные методики позволяют это делать. Большое количество заболеваний и отклонений можно выявить с помощью диагностики на ранних стадиях и вовремя помочь ребёнку.
Похожие записи:
- Навыки словоизменения у детей с ОНР — методы диагностики Диагностика навыков словоизменения у детей с ОНР — методы и…
- Из опыта работы по диагностике и формированию творческого воображения Исследования творческого воображения — диагностика и его формирование у детей…
- Экспериментальное исследование развития связной речи у дошкольников с ОНР Диагностика связной речи у детей осуществляется с помощью доступных для…
- Сопровождение процесса развития связной устной речи у детей с ОНР Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития речи у детей с нарушением речи….
Теории и методики речевого развития у дошкольников
Изучение речи — важная часть учебного процесса, умственного воспитания малыша. Владение языком считается важным критерием готовности к школьной программе.
В соответствии с ФГОС дошкольная методика развития речи должна быть направлена на достижение следующих целей:
- формирование свободного общения детей друг с другом;
- развитие словарного запаса;
- развитие слуха;
- изучению литературы.
Методики развития в ДОУ
Методики обучению развития речи должны быть направлены на достижения у малыша умения выражать свободно свои мысли и желания, поддерживать разговор как со сверстниками, так и со взрослыми, развивать творческие навыки и способности.
Виды современных методик
Существует большое количество современных методик развития речи. Чаще всего работа в детском саду строится на методических учебниках Яшиной В. И, Алексеевой М. М. и Федоренко Л. П.
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста авторов Яшиной и Алексеевой популярна за счет четкой поэтапности заданий. Программа включает в себя следующее:
- пополнение словарного запаса;
- формирование грамотного восприятия звуков;
- развитие умений строить предложения;
- обучение связанному повествованию.
Современные методики предполагают активное использование наглядных приемов, показ картин, фотографий, проведение бесед. Большую роль в развитии речи дошкольников играют театральные сценки, уроки рисования. В старших группах направленность идет на выявление нарушений и их коррекцию.
Формы обучения
Этапы развития речи
Познание окружающего мира начинается с самого рождения. Именно в этот период закладываются речевые основы. Первые осознанные слова у ребенка можно услышать в возрасте одного года. Начинается накопление словарного запаса, усовершенствуется произношение. Каждый день малыш будет раскрывать что-то новое.
В возрасте трех лет малыш произносит простые предложения, он способен рассказать об увиденном, выразить свои желания. К пяти годам словарный запас активно расширяется, дети поют песни, рассказывают стихи.
Этапы развития
Методы развития речи
Под методом развития речи в педагогике понимается способ деятельности педагога, направленный на формирование речевых навыков.
Методы и приемы классифицируются в зависимости от используемых в работе материалов, характера познавательной деятельности.
Нужны ли консультации по логопедии для родителей в детском саду
Выделяется три основные методики:
- наглядная;
- словесная;
- практическая.
Многие педагоги считают это деление условным, так как четкой границы между ними нет. Все три метода должны работать взаимосвязано.
В детском саду чаще всего применяются наглядные методы. Они подразделяются на опосредованные и непосредственные. Ко второй группе относятся проведения экскурсий, осмотры помещений. Мероприятия направлены на накопление словарного запаса.
Словесные методы включают в себя чтение художественной литературы, заучивание стихов, пересказ. Это должно сопровождаться наглядными приемами, так как дошкольный возраст обязательно требует наглядности.
Практические методы состоят из использования дидактических материалов, игр, постановок сценок.
Основные методы
Какие методики используются при диагностике
Методики диагностики речевого развития детей дошкольного возраста разрабатываются постоянно и количество их достаточно велико. Каждое дошкольное учреждение в праве выбирать для себя комплект методических материалов и пособий. По этой причине, тем родителям, которые желают быть в курсе того, как будет обучаться их ребенок и чем станут пользоваться при диагностике степени развития его речи, нужно обратиться непосредственно к воспитателям или заведующей детского сада.
Как правило, в диагностике применяются методики следующих авторов:
- Ф. Г. Даскалова;
- О.С. Ушакова;
- Е.М. Струнина;
- О.А Безрукова;
- О.Н. Каленкова;
- Е.С. Зайцева;
- В.К. Шептунова.
Разумеется, работами этих педагогов перечень методических пособий не ограничивается, в конкретном детском саду могут руководствоваться и тестами других авторов.
Что включают в себя методики развития речи детей, соответствующие государственным стандартам
Технологии речевого развития детей дошкольного возраста – это занятия с ними, как в обучающей, так и в игровой формах. Чем ближе наступление школьного возраста, тем больший приоритет у занятий, проводящихся также, как обычный урок.
Федеральным стандартам соответствуют методики, включающие в себя такие направления:
- формирование навыков устной речи;
- пополнение активного словарного запаса;
- развитие монологической речи и умения вести диалог;
- понятие о речевом творчестве и его азы.
Кроме этого, в методических материалах, используемых педагогами, могут быть разделы, посвященные развитию навыков интонации, логического ударения, звуковой и фонетической культуры.