Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.
Ведь голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные.
В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте звучать великолепно.
Чтобы открыть голос
Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина — в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.
Звукорежиссёр
Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.
Кью-икс
Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.
Зевок
Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.
Выдох-стон
Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.
Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.
При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.
Когда взрослые обращаются к специалисту
Если ребенка приводят к логопеду родители, или его речевое развитие обследуют в детском саду или школе, то взрослые люди самостоятельно обращаются за консультацией. Исключение – это афазия, потому что причины появления данного нарушения серьезные, ее лечат в медицинских учреждениях, где оказывают комплексную помощь.
Взрослые могут обратиться к логопеду, если человек:
- стремится повысить качество своей речи;
- выступает часто на публике или взаимодействует с людьми;
- чувствует психологический дискомфорт из-за своего недостатка.
Основная задача специалиста – мотивация пациента к совершенствованию речи, создание ситуации успеха. Специалист уточняет причину, по которой взрослый человек обратился к нему за помощью, чтобы найти к нему подход, повысить эффективность коррекционной работы.
Чтобы сделать голос приятным
Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.
Три улыбки
Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.
Упражнение йогов
Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.
Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.
Протяжные слоги
Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.
Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.
Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.
Длинный язык
Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.
Особенности коррекционной работы при разных нарушениях
При исправлении речевого дефекта нужно учитывать этиологию их появления. Устранив причину нарушения – вы устраните сам дефект. Структуру занятий логопед составляет после результатов диагностики.
- При нарушении звукопроизношения основной упор делают на артикуляционную гимнастику, формирование речевого дыхания. Логопедическая работа в этом случае состоит из подготовительного этапа, постановки, автоматизации звука, дифференциации. Еще одно важное направление – работа над фонетико-фонематическими процессами.
- При расстройствах голоса, тембра и дикции в занятия включают артикуляционную и дыхательную гимнастику; выразительное чтение, произнесение фраз с разной высотой голоса; проговаривание скороговорок с четким произношением звуков.
- При заикании ведут работу по следующим направлениям: нормализация мышечного тонуса; формирование речевого дыхания; артикуляционная гимнастика; формирование коммуникативных навыков; создание речевых шаблонов для определенных ситуаций; коррекция темпо-ритмической стороны речи.
- Коррекционная работа при афазии зависит от ее формы. Основная задача логопедической работы – это возвращение умения пользоваться речевыми компонентами.
- При дисграфии и дислексии структура занятий зависит от формы нарушения. Упор делается на коррекции моторной сферы. Если необходимо, проводится работа над произносительной стороной речи, фонетико-фонематическими процессами или формированием оптико-пространственных представлений.
От правильно подобранных методик зависит результативность занятий. Также логопед дает задания на дом, чтобы взрослый человек мог закреплять полученные навыки.
Чтобы сделать голос сильнее
Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.
Звуки «и», «э», «а», «о», «у»
Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.
Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».
Упражнение Тарзана
Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.
Мычание
Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.
Рычание
Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».
Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.
Упражнения для дикции и развитие артикуляции у взрослых
19.04.202112.07.2021 Елена ЛитвиненкоPosted in Ораторское мастерство
Дикция — важный элемент культуры речи. И каждый понимает, что она должна быть чёткой, особенно если вы ведете обучение, снимаете видеовыступления или вживую выступаете перед аудиторией. Развитие артикуляции и упражнения для дикции — процесс, которым заняться никогда не поздно.
Что такое дикция, артикуляция и как понять хорошо ли они развиты?
Слово дикция происходит от латинского dictio — произношение, и подразумевает отчетливое произнесение звуков, слов и фраз речи. И тренировать её можно в любом возрасте, а не только в детстве, как некоторые ошибочно полагают.
Артикуляция, то есть движение органов, задействованных в формировании речи, непосредственно связана с дикцией. Тренировки мышц языка, губ, мягкого неба, гортани, нижней челюсти часто называют речевым фитнесом. А профессиональные актеры, дикторы и люди других речевых профессий чаще говорят о занятиях по технике речи.
Вместе с тем у многих людей существуют ложные убеждения о том, как нужно произносить речь. Проблема заключается в том, что русский язык отличается от многих других языков своей «ленивой» артикуляцией.
Давайте посмотрим как говорят англосаксы: широкая улыбка и очень «живая» артикуляция. А как говорим мы? Наши губы зачастую лишь слегка приоткрыты, а нижняя челюсть зажата. Многим свойственно произносить слова «сквозь зубы». Однако, такая мало энергичная подача мешает зрителям полноценно принимать информацию.
Есть простые способы проверить хорошая дикция у вас или нет. Возможные причины нечеткой дикции:
- Недостаточно развитые лицевые мышцы, ответственные за артикуляцию;
- Ложные убеждения, которые не позволяют активно доносить информацию (полноценно открывать рот);
- Специфическое строение речевого аппарата.
Предлагаю вашему вниманию видео, из которого вы узнаете хорошо ли у вас развиты артикуляторы. А также познакомиться с несколькими простыми и полезными упражнениями для развития дикции.
Если видео посмотреть не удалось или было неудобно проверять артикуляторы во время просмотра, возьмите в руки зеркало и проверьте, читая текст:
- Губы. Проверить, хорошо ли двигаются ваши губы можно простым способом. Смотрите в зеркало и произносите по очереди гласные (И, Э, А, О, У, Ы). Различается ли конфигурация ваших губ, когда вы произносите разные гласные?
- Язык. Чтобы проверить подвижность языка, попробуйте его «свернуть в трубочку». Если вам не удалось выполнить это упражнение, не спешите сваливать все на врожденную особенность. При помощи тренировок вы легко можете развивать мышцы своего языка.
- Нижняя челюсть. Проверьте насколько хорошо вы открываете рот. Сложите ладонь как для рукопожатия, широко откройте рот и вставьте четыре пальца (исключая большой) между нижними и верхними передними зубами. Удалось выполнить это упражнение без усилий? Отлично! Значит вы обладатель хорошо развитой нижней челюсти, которая открывается без зажимов. А если нет, то над развитием этих мышц тоже нужно работать.
Первый шаг для развития дикции — артикуляционная гимнастика для взрослых
Развитием дикции люди были озабочены издавна. К примеру, древнеримский оратор Марк Тулий Цицерон брал в рот камешки и читал наизусть отрывки из произведений поэтов, чтобы добиться отменной дикции.
Чтобы сделать свою речь ясной, чёткой и разборчивой для слуха, конечно, можно и с камушками поупражняться. Однако, на сегодняшний день разработаны программы для любого из речевых недостатков. И начинать надо не со скороговорок!
Для развития челюстно-лицевых мышц, языка и губ используется гимнастика, которую называют артикуляционной или речевой. Поскольку изначально, как и всё лучшее, она предназначалась для детей, то многие названия упражнений смешные, но чётко ассоциирующиеся с действиями. Логопеды, которые работают с речевыми недостатками у детей, разработали и применяют десятки, если не сотни упражнений.
Но взрослым людям, которые в принципе хорошо проговаривают все буквы и при этом заинтересованы чёткость своей речи отточить, достаточно выучить и почаще повторять хотя бы десяток упражнений.
Артикуляционная гимнастика для взрослых — комплекс из 10 упражнений:
- положения «хоботок» и «улыбка» чередуем между собой;
- «почёсываем» зубками губы (легко, аккуратно и поочерёдно);
- массируем кончиком языка дёсны вправо-влево при сомкнутых губах;
- кончиком языка под губами делаем вращательное движение по часовой стрелке и обратно;
- «Маятник» изображает наш язык, который прыгает из одного угла губ в другой, при этом губы вытянуты в букву «О»;
- «Трубочка», в которую мы язычок то сворачиваем, то разворачиваем;
- «Змейка» — это выставление языка вперёд, делая его узким так, будто хотим поставить им точку;
- плавно двигаем нижней челюстью вправо-влево;
- «Обезьянки» — выдвигаем плавно нижнюю челюсть и возвращаем в исходное положение;
- «хоботком» вращаем по часовой стрелке и обратно.
Вот такие вот смешные, но весьма полезные упражнения артикуляционной гимнастики рекомендую вам освоить, а главное повторять ежедневно первые 3-4 недели занятий. И обязательно использовать перед выступлениями или другим ответственным говорением.
Второй шаг — тренировка речи и дикции со взрывными согласными
В интернете существуют немало роликов, в которых телеведущие демонстрируют, как мастерски удаются им сложные скороговорки. Зачем профессионалам «язык ломать», ведь у них и так отличная дикция?
Потому что артикуляционная гимнастика для взрослых — это важный шаг, но тонус челюстно-лицевых мышц необходимо поддерживать систематическими тренировками. Поэтому после того, как вы укрепите свои артикуляционные мышцы, переходите к упражнениям для дикции со взрывными согласными.
Взрывными их назвали потому, что они образуются при активном прорыве воздушной струей препятствий в виде:⠀
- затвора обеих губ (Б-П);⠀
- верхних зубов (звуки В-Ф и Д-Т);⠀
- корня языка, прижатого к верхнему нёбу (звуки Г-К).
Специалисты выявили тот факт, что тренировки сложных сочетаний букв эффективнее, если совмещать чёткое произнесение с какими-то естественными движениями. Упражнение «Абетка» очень полезно делать, используя рече-ручной рефлекс. А проще говоря, на каждое звено — загибать пальцы веером.
Упражнение для дикции «Абетка»⠀
Би-би-би-би-биб,⠀ бэ-бэ-бэ-бэ-бэб,⠀ ба-ба-ба-ба-баб,⠀ бо-бо-бо-бо-боб,⠀ бу-бу-бу-бу-буб,⠀ бы-бы-бы-бы-быб.⠀⠀ И остальные взрывные согласные, соединяя со звукорядом гласных: И – Э – А – О – У – Ы.
Попробуйте делать это упражнение также активно и энергично, как одна из студенток нашего Тренинг центра. И обязательно напишите в комментариях как у вас получилось?
Получите мини-курс «Актерская дикция» бесплатно!
Игровые упражнения для дикции со сложными звукосочетаниями
Если вы расширяете зону своей деятельности, то есть начинаете вести прямые трансляции в интернете, консультации, вебинары или записывать свои видеовыступления, то ваша дикция должна быть особенно хорошо развита, потому что любые технические средства нещадно искажают как голос, так и чёткость вашей речи.
Сделайте звукозапись хотя бы одного из предложенных упражнений и придирчиво послушайте. Самый суровый судья для себя — вы сами. Редко кому нравится собственная аудиозапись. Поищите недостатки, обязательно избавьтесь от них, а потом просто поддерживайте свою отличную речевую форму.
И следующим шагом в оттачивании вашей дикции могут стать упражнения со сложными звукосочетаниями. Используя тот же звукоряд гласных и, э, а, о, у, ы надо медленно, но внятно строить фразу из звукосочетаний согласных. Сначала звонких (Б, В, Г, Д) потом глухих (П, Ф, К, Т ) и сложных согласных аффрикатов (Ц, Ч), сопровождая произнесение определенными движениями рук и ног. Когда чёткое произнесение и движения синхронизируются — ускоряйте темп.
Упражнение «Молоточек»
Выполняя это речевое упражнение, представим себе, что у нас в руке маленький молоточек, которым мы забиваем воображаемые гвоздики, одновременно с произнесением звукосочетаний:
Бдги! Бдгэ! Бдга! Бдго! Бдгу! Бдгы! Гбди! Гбдэ! Гбда! Гбдо! Гбду! Гбды! Дбги! Дбгэ! Дбга! Дбго! Дбгу! Дбгы!
Упражнение «Лошадиный топот»
Погоняем воображаемую лошадь, размахивая хлыстом в руке со звукосочетаниями 3-х глухих согласных. Можно добавить постукивание ногой Кпти! Кптэ! Кпта! Кпто! Кпту! Кпты! Птки! Пткэ! Птка! Птко! Птку! Пткы! Тпки! Тпкэ! Тпка! Тпко! Тпку! Тпкы!
Когда всё это освоено и уже не вызывает затруднений — принимайтесь за упражнения для дикции с проблематичными согласными. Произношение русских звуков «ч» и «ц»— наиболее распространённый недостаток речи. Вместо ясного и четкого «ч» мы частенько слышим «щ» (щеловек, кащество), а вместо «ц» зачастую звучит «с» (поселуй, светок).
Отчего это происходит? Попробуйте слегка протянуть эти звуки и вы поймёте, при растягивании теряется взрывной согласный «т». Но, как известно, у каждого яда есть противоядие. Этот недостаток можно устранить, тренируя звукосочетания, где «Ч» и «Ц» стоят рядом или между другими взрывными согласными. Например: «кчки, кчкэ, кчка, кчко, кчку, кчкы» или «тпци, тпцэ, тпца, тпцо, тпцу, тпцы».
Упражнение «Тарелочки»
Произнесите эти сложные звукосочетания, сопровождая движением, как будто вы кидаете бумеранг или пластиковые тарелочки.
КчкИ! КчкЭ! КчкА!КчкО! КчкУ! КчкЫ! Кчки! Кчкэ! Кчка! Кчко! Кчку! Кчкы!
Потом можно пофантазировать и сочетать эти согласные самым причудливым образом, хорошо бы подключить к этому процессу и сонорные звуки «р» и «л», типа:
лрИ, лрЭ, лрА, лрО, лрУ, лрЫ ! рлИ, рлЭ, рлА, рлО, рлУ, рлЫ !
Это без сомнения, сложные звукосочетания, и вряд ли оба этих варианта получатся у вас достаточно хорошо с первого раза. Опыт показывает, что для разных людей самыми сложными оказываются совершенно различные сочетания звуков. Я рекомендую выявить в своей речи такие сложные для произношения сочетания, и почаще повторять именно те, которые даются труднее.
Тренируя всевозможные сочетания согласных, не делайте упражнения для дикции формально, механически, добавляйте интонацию, не зря в упражнениях используется игровой момент. Когда почувствуете свою власть над сложными звукосочетаниями, тогда можно переходить и к скороговоркам.
Это вам тоже может быть полезно:
Как беречь и не потерять голос — практические советы профессионалов
Развитие речевого голоса: упражнения для изменения высоты звучания
Как правильно применять ораторские жесты. Развитие жестикуляции
Как готовиться к публичному выступлению и достойно отвечать на вопросы
Упражнение Шаляпина для настройки голоса
Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».
Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.
Виды нарушений и их этиология
В старшей возрастной категории встречаются не все виды дефектов речи. Чаще всего это неправильное произношение определенной группы звуков. Обычно к логопеду взрослые обращаются с просьбой исправить картавость или неправильное произношение звука Р. Реже – с нарушениями произношения свистящих, шипящих.
Этот дефект может быть проявлением стертой формой дизартрии, на которую не обратили внимание в детском возрасте, или это результат неправильной коррекционной работы.
Еще одна группа речевых нарушений, с которыми обращаются за логопедической помощью, – расстройства голоса и дикции. Они могут проявляться в:
- нарушениях силы голоса (слабый, слишком громкий);
- расстройствах тембра − у голоса назальный оттенок (гнусавое звучание);
- ускоренном или замедленном темпе речи;
- нечетком произношении звуков.
Причиной перечисленных расстройств является неправильная работа органов артикуляции или особенности их анатомического строения.
Более сложное речевое нарушение – заикание. Коррекция этого дефекта может занять длительное время, поэтому необходимо комплексное воздействие логопеда, невролога. Взрослым людям может понадобиться помощь психолога. Часто человек с заиканием стесняется своего дефекта и переживает, если после первых занятий нет заметного результата. Причины заикания:
- появление судорог в артикуляционном аппарате во время речи;
- несформированное речевое дыхание;
- особенности нервной системы;
- испуг.
При работе с заикающимися людьми важно создавать ситуацию успеха, объяснять важность и цель каждого занятия.
Еще одно сложное речевое нарушение – афазия, или распад речи. У человека сформированы речевые средства, но из-за органического поражения центров коры головного мозга возникает дефект произношения и понимания речи. Это может быть вызвано травмами головы или инсультом. В этом случае логопед заново учит человека общаться и составлять высказывания.
Реже к специалисту обращаются люди, имеющие дислексию и дисграфию – расстройства процессов чтения и письма. Обычно это клиенты, стремящиеся повысить свой уровень грамотности. Ведь ошибки при чтении и письме не всегда связаны с трудностями освоения грамматики. Логопед поможет скорректировать эти недостатки письменной речи.
Языковое разделение
Цель этого упражнения – научиться обобщать и разделять значения предметов.
Берем твой компьютер. Сам по себе он относится к классу техника, но также разделяется на классы – стационарный, ноутбук, моноблок. Эти категории разделяются на марки и модели.
То есть мы «собираем» комп до класса техники, либо «разбираем» до класса ноутбуков, например. Либо уходим из техники в другие предметы – телефоны, машины, микроволновки. В общем суть ясна.
Для упражнения нужно два человека. Один ведущий, второй игрок. Ведущий выбирает предметы в комнате и дает задание игроку – разобрать предмет по более низким классам, поднять на более высокие или придумать ему аналогию (уйти в другие предметы класса).
Работаем по 5 минут с одним предметом. Главное не просто скакать с компьютеров в ноутбуки, а затем в маки или асусы, но и уходить в сторону. Например: ноутбук → асус → телефон → кнопочный → лифт → грузовой → автомобиль → ауди → марка → вино → красное → знамя…
Гайд по видеомаркетингу: какие ролики снимать для бизнеса
Говорилка
Это упражнение предназначено для разработки голоса и улучшения дикции.
Берешь отрывок текста 2-3 предложения и читаешь один раз громким голосом, второй раз тихим. Затем выбираешь среднее значение – свою «удобную» громкость – и читаешь обычным голосом.
Теперь перечитываешь тот же отрывок как можно быстрее, а второй раз медленно, растягивая каждое слово. В третий раз читаешь на нормальной скорости.
Повторяешь ту же процедуру с высоким и низким голосом. Читаешь отрывок писклявыми высокими нотами, читаешь басом, читаешь средним значением.
Повторяй по три отрывка в день.
Как быстро усовершенствовать технику речи?
Хотите, чтобы ваша речь стала красивой, четкой и правильной, нужно регулярно посещать специальные уроки. Это и не удивительно, ведь преподаватели отлично знают свой предмет. Вам наверняка не единожды приходилось бывать на лекциях, и слушать очень скучную и невнятную речь от которой хочется спать. Профессиональный оратор использует все возможности своего речевого аппарата, чтобы постоянно удерживать внимание и привлекать интерес слушателей. Уроки сценической речи будут одинаково полезны как будущими артистам, так и бизнесменам, политикам и прочим специалистам, деятельность которых непосредственно связана с общением.
Чтобы максимально быстро научиться в полной мере владеть своим голосом и усовершенствовать дикцию, выполняйте несложные упражнения по сценической речи ежедневно. Это займет у вас не так много времени, но принесет желаемый эффект. Для красивой речи дыхание не менее важно, чем четкая дикция. Именно поэтому на уроках сценической речи вы будете не только проговаривать скороговорки и выразительно читать тексты, но также выполнять дыхательную гимнастику.
Упражнение «Язык без костей»
Хотите вспомнить свое детство и немного повеселиться? Тогда начинайте выполнять упражнение для развития артикуляционного аппарата, которое со стороны выглядит как обычное кривляние. Чтобы подготовиться к уроку сценической речи, нужно предварительно провести небольшую разминку.
Артикуляционная гимнастика имеет массу преимуществ, а именно:
- Ваш язык начинает работать очень четко;
- Исчезает ощущение, что вы разговариваете с набитым ртом.
- Произношение звуков становится более четким и правильным.
Для выполнения упражнения «Язык без костей» вам понадобится обычное зеркало. Станьте перед ним, и приступайте к разминке.
- Немного приоткройте рот. Кончиком языка выполняйте круговые движения в разных направлениях. Выполните 10 вращений по часовой и против часовой стрелки.
- Широко откройте рот, полностью высуньте язык и аккуратно приподнимите его боковые стороны вверх. У вас должна получиться своеобразная трубочка. Теперь попробуйте подвигать сложенным языком, подуть в него.
- Языком очистите поверхность верхних и нижних зубов. Попробуйте повторить упражнение как с закрытым, так и с открытым ртом.
Легкие покусывания зыка помогают слегка расслабить эту мышцу. Делайте такие манипуляции перед выступлением на публике, и тогда ваша речь будет четкой и внятной.
Как выбрать ориентир
Дети учатся проще, легче и быстрее, но при желании и взрослые смогут освоить правила дикции и выработать у себя красивую речь. Если начать упражнения на дыхание и по постановке речи с детства, то результаты не заставят себя ждать. Особо стоит подумать о выборе «кумира» в дикции. Любимый диктор или телеведущий своим примером поможет освоить сложности ремесла, потому стоит обращать особое внимание на речь профессионалов. Для определения собственных промахов, свою речь можно записать на диктофон, прослушать, чтобы понять, какие именно ошибки Вы делаете.
Так, на основе речи профессионала и собственной речи можно найти золотую середину, понять как натренировать дикцию и стремиться к достижению идеала.
А помогут в этом, например, скороговорки, которые являются поистине универсальным средством для развития речи: «От топота копыт пыль по полю летит», «Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил», «Клара — краля кралась к Ларе» и множество других. Эффект усилится, если перед этим положить в рот грецкие орехи. Когда научитесь произносить чётко и ясно скороговорки с орехами во рту, Ваша дикция многократно улучшится.
Поделиться статьёй:
Мне понравилась статья
Почему в клипах еле открывают рот?
Ученики часто спрашивают, почему мы учимся петь с маской, хотя в клипах многие исполнители поют с едва открытым ртом. Ответ простой: в клипах певцы не поют, а просто шевелят губами под музыку. Чтобы увидеть настоящую работу артикуляционного аппарата, следует посмотреть исполнение песни в живом варианте.
Исполнение группы «ВИА Гра»
Для примера возьмем песню группы «ВИА Гра» «Не оставляй меня, любимый». В клипе девушки поют, едва открывая рот, а иногда даже останавливаются на полуслове. Другое дело – концерт, где они поют вживую. Видно, что все исполнительницы поют с улыбкой, широко открывают рот и показывают верхние зубы.
Улыбка (или вокальная маска) позволяет доставать высокие ноты и направлять звук в резонатор, так что владение ею для певца просто неоценимо.
Исполнение Sia
Всегда ли нужно широко открывать рот при пении? Нет! Например, давайте посмотрим видео, где Sia поет вживую. Во время исполнения куплета рот почти не открывается. Только на припеве она использует широкую маску. Отметим, правда, что это исключительный случай.
Дело в том, что некоторые певцы, в частности, Sia, используют манеру закрытого пения: гласные звуки звучат закрыто и направлены в твердое нёбо – с характерным носовым оттенком. При таком исполнении нужно мастерски владеть резонатором и уметь правильно направлять звук. Скажем сразу: если вы свободно владеете резонаторами и умеете направлять звук куда надо – слишком широкая маска не нужна!
Подробнее про исполнение Sia читайте в статье «Текст песни Sia — Chandelier и полный разбор» >>>
Исполнение Billie Ellish
С клипом Billie Ellish вообще отдельная история: подача звука на абсолютном выдохе. Песня звучит расслабленно и вяло, рот неподвижен, будто онемел. Такое исполнение вместе с русалочьим образом Billie гипнотизирует слушателя. Но не стоит забывать: в нужных местах она артикулирует все четко, все слова разборчивы. Кроме того, в клипе видно мастерское владение направлением звука и резонаторами. Звук все-таки идет куда надо, а сочетание пения и частых придыханий создает абсолютно полноценную и красочную картину. Видно, что певец потратил немало времени на упражнения для дикции речи и голоса.
Вяжу как хочу (для профи)
Это упражнение похоже на предыдущее, но с одним нюансом.
Снова берем трех участников. Первый называет предмет из памяти, второй находит предмет в помещении, третий говорит, что у них общего. Так это же было уже? Да. Но теперь смотри.
Как только ты назовешь связывающую деталь, участники спрашивают, чем функция или отдельная часть одного предмета похожа на функцию другого и как они связаны.
Пример:
– Чем ежик похож на мопед?
– У мопеда есть шипы на колесах, у ежика тоже есть шипы-иголки.
– Хорошо. А шипы у мопеда для чего?
– Да это легко. Колеса защищаются шипами от заноса, чтобы водитель остался цел. Иголки защищают ежика от собаки, чтобы он тоже остался цел.
Выполняй по 1-2 раза в неделю по 20 минут. Скоро ты объяснишь кому угодно, что общего у маркетолога с белым медведем и почему они вместе постигают дзен.
Мы занимаемся разработкой сайтов. Подробнее