Биоэнергопластика на логопедических занятиях с дошкольниками

Биоэнергопластику применяю на логопедических занятиях уже больше пяти лет. С удовольствием поделюсь своими наработками по данной теме. На каждое традиционное артикуляционное упражнение я подобрала движения кисти руки (движения, имитирующие положение органов артикуляции). А чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, использую стихи, адаптированные мной сказки В. Сутеева, С. Прокофьевой, И. Пивоваровой и других авторов для занятий биоэнергопластикой (сюжетные линии в них сохранены, но герои подобраны в соответствии с названиями упражнений).

Упражнения по биоэнергопластике

«Птенчики» Ладонь в вертикальном положении. Большой палец выставлен вперед, перпендикулярно остальным.

«Лопаточка» Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

«Чашечка» Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

«Иголочка» Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.

«Киска сердится», «горка» Пальцы сомкнуты, ладонь согнута.

«Часики» Ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево-вправо.

«Змейка» Ладонь сжата в кулак. Под счёт ладонь с сомкнутыми пальцами выпрямляется, затем опять сжимается, производя движение вперёд-назад.

«Качели» Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

«Футбол» Ладонь сжата в кулак. Указательный палец впереди. Указательный палец вместе с кистью поворачивается влево-вправо.

«Почистить зубы» Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение по кругу.

«Лошадка» Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

«Вкусное варенье» Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

«Улыбка» Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.

«Заборчик» Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.

«Трубочка» Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

«Хоботок» Ладонь сжата в кулак.

«Наказать непослушный язычок» В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

«Почистим зубы» Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо.

«Кто дальше загонит мяч?» Рука ладонью вниз находятся в горизонтальном положении. Во время движения ватки по столу, ладонь движется вперёд.

«Фокус» Ладонь сжата в кулак. Когда вата взлетает вверх, пальцы разжаты и расставлены.

«Приклей конфетку» Кисть находится в горизонтальном положении ладонью вверх. Пальцы сомкнуты. Кисть поднимается вверх, затем опускается.

«Грибок» Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.

«Гармошка» Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

«Индюк», «Болтушка» Четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз.

«Пароход гудит» Ладонь с сомкнутыми пальцами располагается горизонтально.

«Самолёт гудит» Ладонь с расставленными пальцами располагается горизонтально.

«Маляр» Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

«Дятел» Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.



Подготовила: учитель — логопед Сафина Мария Владимировна

МБДОУ «Подпорожский детский сад №4 комбинированного вида»

Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих ТНР. И поэтому для нас, специалистов — логопедов, особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени – школе.

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения.

Известно, что использование логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика — это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.

И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения.

Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

Исследования отечественных физиологов (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев) подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.

Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода «Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться воспитателями в коррекционной работе.

Комплекс артикуляционной гимнастики,

направленный на постановку свистящих звуков с применением метода «Биоэнергопластика»

При выполнении упражнений дети сидят на стульчиках напротив логопеда. Руки детей разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 6 — 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.

Упражнение для языка «Бегемот» — упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;

Упражнение для языка «Улыбка» — пальцы сжаты в кулак;

Упражнение для языка «Трубочка» — пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;

Упражнения «Улыбка» и «Трубочка» чередовать 2-3 раза.

Упражнение для языка «Лопата» — кисти рук расслаблены и опущены;

Упражнение для языка «Желобок» — кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);

Упражнение для языка «Горка» — кисть руки принимает форму горки;

Упражнения «Желобок» и «Горка» чередовать 2-3 раза.

Речевой материал по биоэнергопластике

«Пчела и Оса»

Когда-то Оса и Пчела жили вместе в лесу. Дом у них был на дереве в дупле. (упражнение «Дятел» — дятел долбит дупло) Пчела целыми днями в поле летала и мёд собирала. Проснётся Пчела рано утром, улыбнётся новому дню, (упражнение «Улыбка») умоется, почистит зубки, сделает зарядку, (упражнение «Почистим зубы») посмотрит на часы и летит в поле. (упражнение «Часики») С помощью своего хоботка Пчела собирала мёд. (упражнение «Хоботок») А Оса, когда просыпалась, пила чай, (упражнение «Чашечка») с конфетами, (упражнение «Приклей конфетку») ела блинчики (упражнение «Лопаточка») с ароматным вкусным мёдом. (упражнение «Вкусное варенье») Целыми днями Оса качалась на качелях (упражнение «Качели») и болтала с другими осами. (упражнение «Индюк», «Болтушка») Вечером уставшая Пчела прилетала домой и опять трудилась. Она шила одежду, (упражнение «Иголочка») красила в доме стены, потолок. (упражнение «Маляр») А утром опять улетала в поле. Однажды вернулась Пчела с поля, а Оса ей и говорит: — Мало мёду принесла, лети обратно. Обиделась Пчела и ушла из дому. Летит она и плачет. Увидел её Человек: — Ты что, Пчела, плачешь? — А мне жить теперь негде, — говорит Пчела, — я из дому ушла. — Не плачь, Пчела, я тебе новый дом построю… Построил Человек у себя в саду для Пчелы деревянный дом, и живёт Пчела с тех пор в удобном улье. И добром за добро Человеку платит – мёдом угощает. (упражнение «Вкусное варенье»)

«Под грибом». Как-то раз летел Комар (упражнение «Хоботок») и начался сильный дождь. (упражнение «Дятел») Куда спрятаться? Увидел Комар на полянке маленький грибок, (упражнение «Грибок») долетел до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибком, дождь пережидает. А дождь идёт сильнее и сильнее. Мимо грибочка Воробей скачет и плачет. (упражнение «Птенчики») — Намокли пёрышки, устали крылышки. Пусти, меня, Комар, под грибок обсохнуть, дождик переждать! — Куда же я тебя пущу? Я один тут кое-как уместился. -Ничего, в тесноте, да не в обиде. Пустил Комар Воробья под грибок. Ползёт Змейка к грибочку. (упражнение «Змейка») Просит: — Пустите под грибок, дождик переждать. — Тут места нет. — Подвиньтесь, пожалуйста. Подвинулись, нашлось место змейке. Бежит Ёжик к грибочку, (упражнение «Иголочка») попросился дождик переждать и его пустили. А дождь всё льёт и не перестаёт. (упражнение «Дятел») Скачет Зайчик. (упражнение «Лошадка») — Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится! — Жалко Зайца, — говорит Комар, — давай ещё потеснимся. Только спрятали Зайца, Лиса прибежала. (упражнение «Киска сердится») — Зайца не видели? – спрашивает. — Не видели. Подошла Лиса поближе. — Не тут ли он спрятался? — Где ему тут спрятаться. Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошёл, солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба, радуются. Комар задумался и говорит: — Как же так? Раньше мне одному под грибом было тесно, а теперь всем пятерым место нашлось. — Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся кто-то. Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет: (упражнение «Улыбка») — Эх вы! Гриб-то… Не досказала и ускакала. Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось. А вы догадались?

«Часы с Кукушкой». Раннее утро. Спят жители сказочного городка. На городской площади башня с часами. Над часами в маленьком домике живёт Кукушка. Тик-так! – отстукивает время маятник. Ку-ку! – выглянула Кукушка. (упражнение «Часики») Вот проснулся Пёс, стал собираться на работу. Он маляр. (упражнение «Маляр») Сегодня ему надо покрасить красивый резной забор вокруг городка. (упражнение «Заборчик») В своём уютном домике поставила пирог в духовку Кошка. (упражнение «Киска сердится») Пирог с начинкой: с клубничным вареньем. (упражнение «Вкусное варенье») — Всё надо делать по часам, — говорит Кошка Котятам. — Ещё раз прокукует Кукушка – значит, пора вынимать пирог. Весёлый Лягушонок вовремя принялся за уборку. (упражнение «Улыбка») Каждое утро он моет свой плот щёткой. (упражнение «Почистим зубы») Время идёт, а Кукушка всё молчит. Собрались все жители городка на площади. Дверцы домика закрыты, висит записка: «Ушла в лес». — Ерунда, — сказал Лягушонок. – Кукушкой может быть каждый. Теперь я буду Кукушкой, — и прыгнул в домик над часами. Солнце поднялось высоко. Лягушонку стало жарко. — Нет, не могу я быть Кукушкой. -Тогда я буду Кукушкой, — сказала Кошка. – Мяу-мяу! Потом свернулась клубочком и уснула. А в домике у Кошки горел пирог, (упражнение «Лопаточка») потом загорелся дом. Хорошо Лягушонок из шланга залил горящий дом. — Нет, теперь я буду Кукушкой, — сказал Пёс. – Только проверю механизм: всё ли в порядке. Стукнул Пёс молотком по колёсику – и вовсе остановились часы. Звери в растерянности поглядели друг на друга. — Почему же никто из нас не смог стать Кукушкой? – спросила Кошка. — Да… Видно, каждое дело надо делать умеючи, — виновато опустил голову Пёс. Тут все увидели Кукушку и очень обрадовались. (упражнение «Улыбка») Кукушка быстро починила часы и прокуковала: — Ку-ку! Ку-ку! (упражнение Часики») И всё в сказочном городке пошло своим чередом.

«У Солнышка в гостях». Однажды большая туча занавесила небо. Заскучали Цыплята без солнечного света. (упражнение «Птенчики») — Куда это Солнышко подевалось? – говорят. – Нужно его поскорее на небо вернуть. — Разве вы знаете, где оно живёт? – закудахтала Наседка. — Мы не знаем, а кого встретим, того спросим, — ответили Цыплята. Собрала их Наседка в дорогу. Положила вкусные зёрнышки. (упражнение «Вкусное варенье») Отправились Цыплята. Шли-шли и увидели Индюка. (упражнение «Индюк») Спрашивают: — Индюк, ты не знаешь, где Солнышко живёт? — Знать не знаю, давайте вместе искать. Идут они мимо леса, видят, Дятел на дереве сидит и дупло долбит. (упражнение «Дятел») Спросили они у Дятла про Солнышко, но Дятел тоже не знает, где Солнышко живёт. Пошли все вместе искать. Мимо скакала Лошадка и тоже отправилась с ними Солнышко искать. (упражнение «Лошадка») Долго шли они. Увидели Ёжика. (упражнение «Иголочка») Он сидел под деревом и играл на гармошке. (упражнение «Гармошка») — Ёжик, Ёжик, ты не знаешь, где Солнышко живёт? – спрашивают Цыплята. – Три дня его не было на небе, уж не заболело оно? — Как не знать. Знаю, вон там, за большой горой. – ответил Ёж. (упражнение «Горка») Взял Ёж палку, нанизал на иголки грибы и зашагал впереди всех дорогу показывать. (упражнение «Грибок») Забрались Цыплята, Индюк, Дятел, Лошадь и Ёж на гору и увидели солнцев дом. А в доме темно, света нет, заспалось, видно Солнышко и просыпаться не хочет. Тут Цыплята запищали, Индюк заболботал, Дятел застучал, Лошадь заржала, Ёж зафыркал. — Кто под моим окошком кричит? – спросило Солнышко. – Кто мне спать не мешает? — Это мы. Пришли тебя будить. Утро настало. — Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три дня собой заслоняла. Я теперь и заблестеть не смогу… Лошадь взяла ведро, стала воду таскать. (упражнение «Чашечка») Дятел – Солнце водой умывать. Индюк – полотенцем вытирать. (упражнение «Маляр») Ёж – давай колючей щетинкой начищать. (упражнение «Качели») А Цыплята – те стали с Солнышка соринки смахивать. (упражнение «Фокус») Выглянуло Солнышко на небо, чистое, ясное и золотое. И всюду стало весело, светло и тепло. (упражнение «Улыбка»)

«Петух и краски». Нарисовал Художник Петуха, (упражнение «Птенчики») а раскрасить-то его и забыл… Пошёл Петух гулять, и все на дворе вдруг стали смеяться. — Почему они смеются надо мной? – спросил Петух Индюка. (упражнение «Индюк») — Ты же ходишь совсем нераскрашенный, — сказал Индюк, — посмотри-ка на себя! Подбежал Петух к луже, посмотрел в воду. И верно – Индюк правду говорит. Совсем расстроился Петух. Тут подошёл Кот. (упражнение «Киска сердится») — Не печалься, — сказал Кот, — иди к Краскам, они тебе помогут. (упражнение «Маляр») — Ку-ку-да к Краскам? – закудахтал Петух. – Где я их найду? — Я научу тебя, — сказал Кот. – Иди всё время прямо, прямо, никуда не сворачивай. Пройдёшь леса, пройдёшь горы, через реки и озёра придёшь в Сказку и там найдёшь Краски! И пошёл Петушок Краски искать. Идёт Петух по лесу. А на поляне Лисята играли с мячом. (упражнение «Кто дальше загонит мяч?») Заметили его Лисята, закричали: — Мама, мама! Смотри – Петух! Лиса в это время наказывала одного из лисят. (упражнение «Наказать непослушный язычок») Увидела Лиса Петуха и отвернулась. — Нет, нет… Этот Петух не годится. Он – нераскрашенный. Это ненастоящий Петух! А Петушок всё шёл и увидел Ёжика. (упражнение «Иголочка») Ёжик показал Петушку, где Краски живут. Пришёл Петух к расписному теремку, вокруг которого стоит разноцветный забор. (упражнение «Заборчик») — Ку-ка-ре-ку! — Кто там? – спросили за дверью. — Это я, Петух. Вышли навстречу Петуху Краски и раскрасили его в разные цвета. Красная Краска раскрасила гребешок и бородку, Синяя — пёрышки на хвосте, Зелёная – крылышки, а Жёлтая – грудку. (упражнение «Маляр») Посмотрел Петушок в зеркало – себя не узнал! Такой стал красивый! Поблагодарил Петух добрые Краски, улыбнулся, (упражнение Улыбка») и весёлый зашагал домой. Поёт на весь лес: — Ку-ка-ре-ку! Лисята теперь качались на качелях, (упражнение «Качели») увидели его, запищали: — Мама, смотри – Петух назад идёт! — Я же сказала вам – он ненастоящий, нераскрашенный. — Мам, он настоящий! Настоящий, живой Петух! Хотела Лиса догнать Петуха, да поздно спохватилась: он уже далеко ушёл…

Мастер — класс «Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда ДОУ»

Мастер — класс
учителя-логопеда
МБДОУ
«Детский сад» № 2 «Золотой ключик»поселка Энергетик
Новоорского района Оренбургской области

Троневой Светланы Васильевны

«Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда»

Нарушения звукопроизношения – наиболее типичный речевой недостаток у большинства будущих первоклассников. Недостатки звукопроизношения в последующей жизни ребенка могут явиться причиной: отклонений в развитии псиxических процессов, могут привести к неуспеваемости, спровоцировать формирование комплекса неполноценности, выражающегося в трудности общения, которое будет иметь далеко идущие негативные последствия. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей – это очень сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов основным из которыx является АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. И, чтобы, не уменьшился интерес к этому виду деятельности, мы соединили ее с биоэнергопластикой. Это помогает поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, помогает длительно удерживать интерес ребенка. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и в системаx развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологическиx тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синxронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервныx процессов осуществляется на более высоком уровне. Для коррекционной работы учителей –логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционого упражнения рука показывает, где и в каком положении наxодится язык, нижняя челюсть или губа. Необxодимость применения пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетическиx ощущений положения языка, губ, нижней челюсти.

Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, тат как в жизни дети не видят свою артикуляцию. Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыxания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-псиxического равновесия и совершенства.

Внедрение системы игр и упражнений по биоэнергопластики
предусматривает несколько этапов:
1 этап – Диагностический.

Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции. 2 этап — Эмоциональный.

Главной его задачей являлось установление доверительныx отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Изучив методики по этому вопросу ряда авторов (А. В. Ястребовой, О. И. Лазаренко, и др. ,мы разработали специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение, придумали героев перчаточного театра, имена которыx зависят от звуков, которые мы учим с детьми, а также имена героев на разные звуки, придумываем для ниx сказки – путешествия этиx героев, в зависимости от задач. 3 этап – Основной

 На этом этапе дети выполняют упражнения за логопедом. Пока рука не включается. Эти упражнения начинаются с сентября.  Далее выполняются артикуляционные упражнения с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Логопед выполняет упражнение также вместе с ребенком, сопровождая упражнения показом кисти ведущей руки.  Далее к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение артикуляционныx упражнений движениям руки.  Период, когда ребёнок полностью освоит упражнения и может выполнять их самостоятельно. А учитель – логопед сопровождает выполнение упражнений ребенка рассказыванием сказки. Такую пальцево – речевую гимнастику выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. Дальше можно использовать теневой театр, настольный, пальчиковый. и т. д. Занятия можно проводить индивидуально или с подгруппой из двуx, треx детей Рассказываются разные истории – путешествия героев, используются декорации. Педагог выступает рассказчиком, дети выполняют движения руками и языком. Постепенно убирается зеркало.

П


римеры выполнения основныx упражнений.


В зависимости от выбранной сказки название упражнения (героя) может меняться. Дети быстро переключаются и втягиваются в новую игру. Далее все упражнения можно объединить единым сюжетом.

П


ример сказки.
«Путешествие в зоопарк»

Упражнения по биоэнергопластике

1. Огород
(авторское).

Мы лопатки свои взяли

(артикуляционное упражнение: «Лопаточка» — удерживаем + выставляем руки ладонями вверх)

Быстро грядки раскопали

(«Лопаточка» + движения руками, имитирующие копание).

А потом мы грабли взяли

(упражнение: «Маляр» + показали руки – «грабли» (согнув и растопырив пальцы)

Свои грядки разровняли

(«Маляр» + загребаем «граблями» – руками).

Мы сажаем семена

(Упражнение «Качели» + делаем щепотку из трёх пальцев – имитируем посадку семян),

Получим урожай сполна

(«Пузырик» — надуваем щеки + разводим руки в стороны).

2. Осень

.

Ходим – бродим мы одни – осень – рядом. где – то («Качели» + указательным и средним пальчиками имитируем ходьбу по столу).

Жёлтый листик на воде – где ты, наше лето? («Лопатка» + руки ладонями вниз – делаем плавные движения),

В руки листик мы берём – вдруг – самый он последний? (Закусив кончик языка зубами – удерживаем его + тремя пальчиками, как – бы, берём листочек и делаем движения кистями рук – из стороны в сторону),

Принимаем осень в круг, здравствуй день осенний (высунув язык изо рта – делаем круговые движения + круговые движения кистями рук).

3. Урожай.

Радостно как, в огороде («Лягушка» — широкая улыбка + указательными пальчиками рук – показываем «улыбку» — (͜),

Поработать тёплым днём («Ленивый язычок» + сжимаем – разжимаем кулаки).

Яркий луч по грядкам ходит, чудно пахнет чернозём («Змейка» язычком + указательным и средним пальцами – имитируем ходьбу по столу).

Выросло всё и созрело («Катушечка» + поочерёдным движением пальцев рук (сверху – вниз) – имитируем рост растений),

Богатый будет урожай («Орешек» + разводим руки в стороны).

Для всех для нас – найдётся дело – собираем урожай («Качели» + имитируем руками срывание плодов с дерева).

4. Птицы.

Наши птички голодали (кусаем кончик языка и, одновременно, открываем – закрываем щепоть руки).

И повсюду корм искали («Часики + прямые ладони (от себя) – качаем ими из стороны в сторону – как маятником).

Вот так, вот так – и повсюду корм искали.

Зимовали, кочевали, всё летали, проверяли («Маляр + машем руками, как крыльями).

Вот так, вот так – с деревьев ягоды срывали (Улыбка – слоник + имитируем срывание ягод).

В чаще дерево долбили – насекомых находили («Дятел: д-д-д..+ кулачок о кулачок).

Вот так, вот так: насекомых находили.

Рядом с нами проживали («Орешек» + одна ладонь у груди, другая рука вперёд).

Дружно крошки доедали («Вкусное варенье» + щепоть, как клюв птиц – стучит по кормушке).

Вот так, вот так – дружно крошки доедали.

5. Ветры.

Высокие вершины, ветры еще спят («Грибочек» + поднимаем руки верх),

Только у деревьев листья шелестят («шипим» — шшш + раскрытыми ладонями делаем плавные движения),

Шепчутся тихонько, говоря друг с другом («Лягушка» — «Слоник» + щепотки рук соприкасаются друг с другом кончиками пальцев).

Льётся дождик звонкий, по веткам упругим («Орешек» + перебирая пальчиками рук – имитируем падение капель дождя).

6. Зима.

Весёлый хоровод ведут, белые снежинки («Лошадка» + на руках пальчики – вместе – врозь),

Вьюга по полям летит, широкою тропинкой («Часики» + ладонями делаем плавные движения из стороны в сторону),

Вышла из – за туч луна, круглая горбушка («Гармошка» + показываем указательным и средним пальцами рук — круг).

Высоко висит она, яркою игрушкой («Чашечка» + поднять руки вверх).

7. Шмель.

Славный я мохнатый шмель, пробудился я в апрель («Иголочка» + машем руками, имитируя движения крыльями),

Звонкими ручьями, яркими лучами (говорим «Динь – динь» + сжимаем – разжимаем кулачки – растопыривая пальцы рук, имитируя лучи солнца).

И летаю и жужжу, над лесочком я кружу («Часики» + машем ладонями – вверх – вниз),

Красный подберу цветок, выпью я душистый сок («Улыбка – слоник» + тремя пальчиками (щепоткой) обеих рук – «берём» цветок и подносим поочерёдно к губам).

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию пальчиковой моторики, развитию всеx псиxических процессов, артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь,а также улучшает эмоциональный настрой детей и уверенность в себе. Проведённая работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластики в для детей с нарушениями речи, особенно в кружковой работе ДОУ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]