Дифференциация звуков в речи детей на логопедических занятиях


Дифференциация звуков в речи детей на логопедических занятиях

Ольга Хусяинова

Дифференциация звуков в речи детей на логопедических занятиях

Правильная речь имеет важное значение для развития ребенка. Особое значение имеет правильное звукопроизношение и восприятие при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков произношения. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух, затрудняются в овладении грамотой.

Значит, важнейшей предпосылкой успешного обучения грамоте является умение слышать отдельные звуки в слове, отделять от рядом стоящих, отличать один звук от другого по акустическим признакам и анализировать весь звуковой состав слова.

Работать по дифференциации звуковследует в следующих направлениях: развивать слуховую дифференциацию, закреплять произносительную дифференциацию, формировать фонематический анализ и синтез.

Дифференциация смешиваемых звуковвключает в себя два этапа:

1) этап предварительной работы над смешиваемыми звуками

2)слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.

Первый этап. Необходимо уточнить произносительные и слуховые образы каждых смешавшихся звучаний.Проводить работу нужно по следующему плану:

1). Уточнять артикуляцию звука, обращая внимание на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Пр.: следует следить за тем как произносится звук и одновременно уточнять правильную артикуляцию звука. Благодаря тактильным ощущениям нужно уточнить, какая воздушная струю образуется при произнесении дифференцируемого звука, и уточнить состояние голосовых складок. Например, при произнесении звука [б] губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка немного отходит от нижних зубов; язык плоский (использовать речевой профиль)

. При помощи тактильных ощущений уточняется работа голосовых складок
(они колеблются, в результате образуется голос)
. Детям дается слуховой образ
звука [б]- он сравнивается с громким, звонким звуком, напоминающим удар палочки о барабан. Слуховой образ подкрепляется зрительным восприятием картинки- символа с рисунком барабана.
2). Выделять звук на фоне слога. Ребята пробуют узнавать звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Пр.: когда логопед будет произносить слоги с нужным звуком и без него, дети должны будут, услышав нужный звук — хлопнуть в ладоши («Кто внимательней?»

)

3). Формировать умения выделять наличие звука в слове. Пр.: Логопед называет слова, в которых есть нужный звук и в которых он отсутствует. Дети на слух должны определить есть ли в слове данный звук. Нельзя называть слова в которых есть звуки, сходные по акустическим свойствам.

4). Определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

5). Выделять слова с данным звуком из предложения, текста.

По данной инструкции нужно отрабатывать каждый смешиваемый звук.

На 2-ом этапе нужно проводить сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференцировать звуки нужно в той же последовательности, в какой проводится уточнение слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основной целью является их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

Используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами, которые насыщены изучаемыми звуками, занимательны и доступны, и, кроме того, многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным)

.

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувства созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы.

Очень важно дифференцировать фонетически близкие звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие, свистящие и шипящие, аффрикаты и звуки, входящие в их состав. Дифференцировать звукиследует в следующей последовательности: Б — П, Д — Т, Г — К, З — С, Ж — Ш, С — Ш, З — Ж, Ц — С, Ч — Т, Ч — Щ.

Во время дифференциации звуков важное место занимает развитие фонематического анализа и синтеза, это является важным аспектом на этапе дифференциации.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определённые этапы формирования,основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину)

.

I этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.

Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребёнок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

II этап – формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.

III этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений

Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведётся на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия– там, где это вызовет наибольший интерес у детей.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные»
звуки или, наоборот, их «рассыпают»
, сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы и кроссворды. При этом важно научить
детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах. Дети выполняют творческие задания – задают вопросы персонажам занятия, друг другу и логопеду. Намеренно допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.
Для профилактики дислексии и дисграфии каждый из звуков в процессе работы соотносится с определённой буквой.

С этой целью мной разработан, собран и применяется дидактический материал, который подразумевает использование большинства анализаторов. Детям предлагаются картинки- символы. Например, для сравнения звуков [б]- [п]я показываю картинки: на первой изображен барабан с палочками в виде письменных букв б. Дети, произнося звук [б], тыльной стороной ладони проверяют, участвуют ли в образовании звука голосовые складки. При этом, ученики убеждаются, что звук [б] звонкий и сравнивают его со звуком, издаваемым при ударе палочками о барабан.

На второй картинке изображен паук с лапками в форме письменных букв п. Произнося звук [п], дети проверяют работу голосовых складок и убеждаются, что звук – глухой. Звук [п] они ассоциируют с бесшумным передвижением паука.

Аналогично сравниваются другие звуки, где [г] ассоциируется с громким звуком, издаваемым гусем, [к]- с бесшумным передвижением кошки, [в]- с громким карканьем вороны, [ф]- с глухим уханьем филина, [з]- со звонким пищанием комара, [с]- с завыванием ветра, [д]- с ударами дятла по стволу дерева, [т]- с бесшумным передвижением таракана, [ж]- со звуком, издаваемым летящим жуком, [ш]- с глухим шипением змеи.

Кроме этого, каждая буква принимает какой-то конкретный образ, чтобы у ребенка возникали не только слуховые, но и зрительные ассоциации.

Таким образом, на каждом этапе коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения параллельно проводится работа по дифференциации звуков. Именно работа по дифференциации звуков речи способствует формированию у ребёнка умений и навыков безошибочного употребления ранее дефектных звуков в любых ситуациях речевого общения.

Этап дифференциации смешиваемых звуков

Этот этап совершенно необходим в спучае звуковых замен и смешений звуков, что наиболее характерно для сенсорной функциональной дислалии. Дело в том, что в подобных случаях даже и после усвоения нормальной артикуляции звука ребенок, наряду с нею, продолжает употреблять в речи и прежний субститут, то есть смешивает оба звука.

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направпениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

В процессе развития дифференциации звуков предпагаются задания на имитацию слогов. Например, при диференциации с-з предлагаются такие серии слогов, как са-за-са, за-са-за и т. д Эффетлвным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова и асемантичные звукосочетания, отличающиеся фонетически сходными звуками: кольцо — колъсо, ласточка — ластощка

и т. д. Дается задание определить, правильно ли названо слово.

Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:

1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков;

2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиеаемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

Работа проводится по следующем ппану:

1) уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

2) выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатываемого звука.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза.

Последовательность дифференциации звуков на этом этапе та же, что и на этапе автоматизации — начиная от слогов и заканчивая связной речью.

Требования к подбору речевого материала здесь прямо противоположны его подбору на этапе автоматизации. Весь материал должен быть насыщен не только вновь воспитанным звуком, но и смешиваемым с ним звуком (бывшим субститутом), Например, при дифференциации звуков С и Ш используются фразы тила «У Саши шапка с ушами», «В сосновом лесу шумят и шумят смолистые сосны» и т.п.

Данный этап допжен быть проведен особенно тщательно, до полного исчезновения звуковых замен в устной речи ребенка. поскольку это одновременно является и профилактикой акустической и артикуляторно-акустической дисграфии (или необходимым звеном в ее преодолении, если речь идет о детях школьного возраста). В этом случае работа проводится до полного исчезновения соответствующих буквенных замен в письме).

Особенности логопедической работы по коррекции нарушений произношения различных групп звуков

Свистящие звуки

Нормальная артикуляция свистящих звуков

Нормальная артикуляция звуков с, сь, з, зъ

Губы растянуты в полу улыбке зубы находятся на расстоянии 1-1,5 мм, язык широкий. кончик языка опущен книзу и находится у основания нижних резцов, спинка языка выгнута, посередине ее образуется желобок. Прохождение струи воздуха через желобок вызывает специфический резкий шум, похожий на свист. Боковые края языка подняты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мягкое небо приподнято и закрывает про ход в носовую полость. Голосовые складки при произношении звука с раскрыты, при произношении звукв з сомкнуты и вибрируют. При произношении палатализованных сь, зь

передняя часть спинки языка становится более выгнутой, продольное углубление в виде желоба разрушается, средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, чем при произношении «с» и «з».

Нормальная артикуляция звука ц

Губы, зубы, небная занавеска, голосовые складки при произношении звука ц находятся в таком же положении, что и при произношении звука с.

В артикуляции звука
ц
выделяются два этапа:

Этап 1 — кончик языка опущен вниз, упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов.

Этап 2- передняя часть спинки языка после взрыва отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине языка образуется желобок.

Давайте вместе научим детей говорить чётко и правильно, легко и красиво!

Содержится в разделах:

  • Буквы. Знакомимся с буквами и звуками 2660
  • Логопедические занятия 9273
  • Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги 8838

Включает в себя разделы:

  • Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры 374
  • Звуки [Л] — [Р]. Дифференциация звуков 157
  • Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков 696
  • Звуки [С] — [Ш]. Дифференциация звуков 437

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа

Показаны публикации 1-10 из 3964. Все разделы | Дифференциация и автоматизация звуков

Новое

Фото

Лучшее

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [Р] и [Р’] Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звуков [р] и [р’]. Подготовила: учитель-логопед Сафонова К.Д. с. Шилокша, 2021г. Цели: автоматизация звуков [р] и [р’] в слогах, словах и предложениях, формирование знаний, умений и практических навыков безопасного…

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Тема: звуки [с] и [ш]. Цель: дифференциация звуков [с] и [ш] в начале, середине и конце слова. Задачи: 1. Развитие способности к различению звуков [с] и [ш] в начале, середине и конце слова; 2. Уточнение артикуляции и характеристики звуков [с] и [ш]; 3. Развитие фонематического…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]