Автоматизация звукопроизношения – когда уже можно перестать заниматься?

Главная — О логопедии — Автоматизация звукопроизношения – когда уже можно перестать заниматься?

Наша жизнь состоит из ежедневного общения. Но бывает, что беседа с окружающими вызывает неловкость, стеснение. Чаще всего это бывает, если в вашей речи есть какие-то дефекты (картавость, шепелявость и т.д.), которые не получилось исправить в детстве. Маленьких детей можно отвести на занятия к логопеду, а вот взрослые люди зачастую не обращаются за помощью, думая, что уже поздно. Однако это совсем не так. Давайте разберемся, чем может помочь логопед, какие этапы надо пройти детям и взрослым на пути к красивой речи.

Логопед

– это специалист по коррекции устной и письменной речи.

На первой встрече специалист проведет диагностику, выявит нарушения, их причины и расскажет о планах исправления дефекта.

С какого звука начнется работа по исправлению речи, каким планируется закончить. Во время процесса обучения, намемеченный маршрут может изменяться с учетом особенностей и возможностей вашего речевого аппарата. О точных сроках сказать сложно: у одних людей звук можно поставить за одно занятие, другим – требуется месяц и больше.

Традиционная работа по коррекции звукопроизношения состоит из четырех этапов:

1) Подготовительная работа (развитие подвижности органов артикуляции, речевого выдоха);

2) Непосредственно постановка звука;

3) Автоматизация поставленного звука (закрепление звука в речи от простого к сложному);

4) Дифференциация звуков (различение на слух похожих по артикуляции звуков, смешиваемых звуков. Этот этап поможет избежать в будущем ошибок на письме, дисграфии).

Поговорим о каждом этапе подробнее.

Подготовительная работа.

Работа над постановкой звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Язык – это мышца. И эту мышцу нужно развить и, самое главное, научится ей управлять. Определенные артикуляционные упражнения активизируют отдельные области языка, которые участвуют в произнесении звуков. Такая гимнастика полезна детям и взрослым даже без нарушений речи. Она помогает говорить четче, а элементы такой гимнастики используются на занятиях по ораторскому искусству. При сложных речевых нарушениях (например, при дизартии, которая в последнее время часто встречается) некоторые части языка не двигаются, напряжены, в других случаях — очень расслабленные. Данные особенности связаны с нарушением мышечной иннервации, в определенные участки языка нервные импульсы просто не доходят и языком становится очень сложно управлять. Безусловно, это мешает говорить звуки правильно.

На этом же этапе идет работа над дыханием. Оно нам тоже необходимо для постановки многих звуков. Так при произнесении звуков [С], [Ш] выдыхаемый воздух идет по середине языка, при звуке [Р] он «ударяет» в его кончик, при звуке [Л] словно «огибает» язык.

Автоматизация звука в словах

После проведения нескольких занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда на этом этапе работы — научить ребенка правильно произносить слова с поставленным звуком. В силу того что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. В случае нарушения кинестетического анализатора он не чувствует своей патологической речи.

На первых занятиях по автоматизации звуков следует соблюдать такой принцип: для звуков [с], [ш] подбираются слова, в которых эти звуки стоят в начале слова (с-с-с-сынок, с-с-с-сырок, с-с-с-сыроежка, с-с-с-ад, с-с-сани, ш-ш-апка, ш-ш-шуба

)
.
Звуки [ц], [ч] произносятся в конце слов подчеркнуто коротко (
скворец, дворец, ключ, мяч
)
.
Звонкие звуки [б], [д], [г], [л] сначала произносятся между гласными, затем — в начале слова. Предпочтительно произносить сочетания согласных звуков с близкими по артикуляции гласными звуками. Например, шипящие — перед [о] и [у] (
шум, шуба, шорох
— губы выпячены), мягкие свистящие — перед [и] (
Сима, зима, сито
— губы растянуты в стороны и сближены), [л] — в сочетании с [а] и [ы] (
Алла, алло, лама, лампа, лыжи, лыжник
)
,
звук [р] — после [т] и [д] (
трава, дрова, дракон, трап, тропинка, травка, друг
)
.
На последующих занятиях эти правила не соблюдаются, допустимо использование слов, в которых изучаемый звук встречается в разных позициях.

Работа над правильным произношением поставленных звуков в словах, а затем и в самостоятельной речи — процесс трудный, требующий от ребенка усердия, а от логопеда терпения. Ускорить процесс введения звука в речь поможет параллельная работа над формированием фонематических процессов с одновременным включением заданий на развитие познавательных процессов и лексико-грамматических упражнений.

Работа по автоматизации звука в словах заключается в том, чтобы ребенок воспринимал произносимое слово осознанно во всех его лексических и грамматических связях, а не механически повторял его вслед за педагогом. Такая работа для ребенка малоинтересна и развивает лишь номинативную функцию речи. Поэтому необходимо дать детям как можно больше заданий, направленных на развитие и других нарушенных функций. Работу по автоматизации звуков в словах можно сочетать с обогащением словаря и усвоением грамматических категорий языка — словообразования и словоизменения. Ребенка следует знакомить со значением и происхождением произносимых слов. В процессе объяснения происхождения слов уместны будут такие вопросы: Почему этот предмет так называется? (чайник, чайница, незабудка, Незнайка

)
,
Что означает слово
радуга
?На первых порах на них отвечает сам логопед, предварительно выслушав ребенка.

Навык словоизменения легко усваивается детьми в чистоговорках — наиболее доступном и любимом ими виде упражнений. Дети повторяют слоги и дополняют последнее слово в чистоговорке. Например:

Ва-ва-ва,

на сосне сидит… (
сова
)
.
Ву-ву-ву,

мы увидели… (
сову
)
.
Вы-вы-вы,

острый клюв у … (
совы
)
.
Ра-ра-ра,

рада снегу…(
детвора
)
.
Кроме чистоговорок для усвоения детьми навыка словоизменения используются и предложения. Предложения произносятся логопедом, а ребенок дополняет их отдельными словами. Предлагаются такие задания: «Дополни предложение», «Какого слова не хватает?», «Подскажи нужное слово» и др. Отвечая на вопросы: Кого или что ты видишь? Рядом с кем стоит слоненок? Рядом с чем стоит стол? Кому дает траву Зоя? О ком заботится мама? и др., ребенок практически усваивает падежные окончания существительных. Вот пример задания по автоматизации звуков [р], [р’] в словах с одновременным упражнением в овладении навыком словоизменения.

— Кого ты видишь? (Жеребенка, верблюжонка, барашка, корову

и т. д.) Рядом с кем стоит верблюжонок? (С
верблюдицей.
)К кому подбежал теленок? (
К корове.
)У кого из домашних животных есть рога? (
У коровы, у барана.
)

Развитию навыка словообразования способствуют задания «Скажи ласково», «Придумаем новое слово». Например, при рассматривании картинки с изображением лужи, уместно задать вопрос: Как мы назовем большую лужу? (Лужища.

)А если это будет маленькая лужа, мы о ней скажем

(
лужица
)
.
Кроме существительных следует как можно чаще включать в занятия и другие части речи, в частности прилагательные, наречия и глаголы. Например, для автоматизации звука [л] наиболее подходят глаголы. Отвечая на вопрос: Что ты делал? (Пел, танцевал, ел

и т
.
д.), ребенок упражняется в проговаривании слов со звуком [л]. Для автоматизации звука [л’] используются глаголы прошедшего времени во множественном числе. Для этого перед ребенком ставится вопрос: Что мы (вы, они) (с)делали? (
Сидели, рисовали, танцевали.
)

Используя глаголы, можно отрабатывать навык образования новых слов с помощью приставок по-, с-, при-, пере-, у-

и др. Для закрепления звука [з] можно использовать глаголы с приставкой
за-
(
заехал, зашел, заштопал, задвинул
и др.).

Включение загадок и стихов внесет в занятие эмоциональный заряд. Ребенок называет слова-отгадки, дополняет слова в знакомых стихах.

Учитывая то, что система логопедического воздействия носит комплексный характер, одновременно с грамматическими упражнениями даются задания на развитие познавательных процессов (памяти, внимания и мышления): «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Посмотри, запомни и скажи, кто где стоял», «Послушай и повтори слова», «Сделай, как было», «Сколько слов ты запомнил?», «Сколько предметов запомнил?», «Какой предмет лишний?» и др.

Таким образом, на одном занятии даются задания, способствующие развитию не только речи, но и психических функций ребенка. И что немаловажно, реализация нескольких задач осуществляется при минимальном количестве наглядного материала.

На этом этапе работы могут быть использованы следующие приемы:

— произнесение слова логопедом; показ картинок и называние предметов логопедом;

— совместное произнесение слова с утрированным выделением звука (сссани, шшшуба

)
;
— отчетливое повторение вслед за педагогом слова с утрированным произнесением автоматизируемого звука;

— самостоятельное произнесение слова из ранее отработанных слогов;

— звуковой анализ слова; обозначение звуков принятыми цветовыми символами;

— составление слова из букв или чтение;

— деление слова на слоги;

— дополнение чистоговорок заданным словом;

— дополнение предложения заданным словом;

— чтение стихотворения, в котором встречаются слова с автоматизируемым звуком; воспроизведение отдельных слов стихотворения;

— загадывание загадки о предмете (ребенок произносит отгадку и отдельные слова);

— работа над развитием пространственного, слухового, зрительного восприятия, памяти и внимания;

— работа над лексико-грамматическими категориями языка.

Особое внимание на этом этапе работы уделяется развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза и фонематических представлений.

Задания и игры, способствующие формированию фонематических процессов

Найди картинки, в названиях которых есть звук [р]. Выбери картинки, в словах-названиях которых имеется звук [л], из ряда других.

Выделение автоматизируемого звука из названных педагогом слов. В начале, в середине или в конце слова услышал звук [р]?

Различение длинных и коротких слов (использование звуковой линейки, отстукивание звукового и слогового рисунка слов).

Определение позиции звука в словах после их произнесения. Где слышится звук [р] в слове радуга

— в начале, в середине или в конце слова? Где услышал звук [ш] в слове
шапка
— в начале, в середине или в конце слова?

Одно и то же задание преподносится в разной форме. Задания могут быть разные, а цель одна — усвоение детьми навыка звукового и слогового анализа слова.

Дед Звукоед похитил звуки в словах. (До…ожка, ка…тошка.

)

Найди потерявшийся звук. (Ка…а, ко…ка.

)

Какого звука не хватает в слове? Произносится слово …адуга.

Назови все слово.

Назови пропущенный звук. Произносится: ли…а.

Скажи слово полностью.

Назови пропущенный слог. Произносится слово ма…на.

Задания выполняются с опорой на картинку.

Назови первый звук. Назови последний звук. На каком месте стоит звук [р] в слове арка

?Который по счету звук [р] в слове
марка
?Между какими звуками стоит звук [р] в слове
арбуз
?

Расставь картинки на рейки. На верхнюю рейку поставь картинки, в названии которых звук [с] слышится в начале слова, на нижнюю — со звуком [с] в конце слова.

Для звукового анализа сначала используются слова, состоящие из трех звуков. Наряду со словами, в которых есть закрепляемый звук, также включаются слова с чисто произносимыми звуками. Например: шум, мышь, шаг, тишь, уха, ухо, лук, лак, сок, сын, сон, сыр, мох, мак, нос, сом, мой, кит, ток, так, май, эхо, Ким, эму, они, ком, ужи.

Назови все звуки по порядку. Сколько звуков в слове? Сколько согласных звуков? Назови гласный звук.

После того, как дети овладели звуковым анализом слов, состоящих из трех звуков, можно приступать к работе над звуковым анализом и синтезом слов, состоящих из четырех звуков, например: кино, кони, ноты, коты, киты, Нина, мама, папа, сито, сани, пума, лиса, пони, тина, Тима, утка, утки.

Далее для звукового анализа и синтеза берутся слова из пяти звуков, например: нитка, нитки, каток, питон, кукла, санки.

Вопросы и задания, развивающие фонематическое и языковое чутье, могут быть такими:

Назови гласные звуки слова лужа.

Назови согласные твердые звуки, которые есть в этом слове.

Назови согласный мягкий звук, который есть в слове лимон.

Узнавание слова по наличию согласных звуков: Какое слово задумано, если в нем есть такие согласные звуки: [р], [м], [ш]? (Ромашка

)

Узнавание слова по наличию гласных звуков. В названии какого овоща есть гласные звуки [а], [у]? (Арбуз.

)

«Разбрасывание», «рассыпание» звуков. «Разбросай» звуки слова рак.

В правую сторону брось звук [р], в левую — звук [а], прямо — звук [к].

Составление слова из «рассыпанных» звуков. Собери звуки в слово. Собери «рассыпанные» звуки в слово. Собери слово из звуков [с], [м], [к], [у], [а]. Составление слова из первых звуков названных слов. Например, возьми первый звук из слов сумка, осень, мох.

Составь новое слово из этих звуков.

Слова-рифмы. «Дополни слово» (в стихотворении).

Ребусы. Кроссворды.

Слово в слове. Нахождение короткого слова в длинном слове: уголек

(
угол, гол, кол
)
, чайка
(
чай, качай
)
, чистик
(
чист
)
, топорик
(
топор
)
, драка
(
рак
)
, котлета
(
кот
)
, холодильник
(
холод, кино
)
, тумбочка
(
бочка
)
, дымоход
(
дым, ход
)
.
Преобразование слов путем изменения или добавления звуков (букв). Например:

Звук и буква с. Воз


нос; сок

сор

сом; сто

стон

стог

сток

стол

стук

стул; оса

роса

коса

косы

росы.
Звук и буква з. Зуб


зубр; коза

лоза

ваза; вагон

вазон; зонт

зонтик; бизон

бидон

батон

бутон.
Звук и буква л. Кол


гол; вал

зал; булка

белка; холод

голод; лодка

ложка.
Звук и буква ш. Мышь


мышка

мишка; Маша

Даша; кошка

мошка

мушка

пушка.
Звук и буква ч. Бычок


бачок

сачок; дочка

ночка

кочка

мочка

точка.
Звук и буква р. Рот


ров; трап

трал; грот

гром; гром

грот; боб

бобр; кот

крот; рот

грот; тропа

тропка; ворота

ворона

корона

корова; рыба

рыбак

рыбка

рыбаки

рыбешка.
Слова-перевертыши.

Сосна


насос, ком

мок, ток

кот, сор

рос, нос

сон.

Постановка звука.

Когда подготовительная работа проведена, логопед приступает к постановке звука. То есть пробует вызвать правильный звук. Существуют разные варианты как это сделать: по подражанию, когда человек повторяет за логопедом, механически при помощи специальных логопедических зондов, от опорных звуков и т.д. Как быстро встанет звук зависит от готовности артикуляционного аппарата: от способности человека управлять своим языком, губами. Важен навык речевого выдоха. Иногда звук ставится за одно занятие, в других случаях требуется больше времени и использования разных методов постановки.

Сложности в постановке [в]

Проблемы во время постановки звука могут быть абсолютно разными, к основным можно отнести следующие:

  • Слабая иннервация мышц речевого аппарата. Выражается это в том, что из-за недостаточного мышечного тонуса органов артикуляции (в частности голосовых связок, так как именно они играют главную роль в произношении данного звука) ребенок просто не может произнести звук. Без участия голоса получается [ф] вместо [в]. Потребуется время для того, чтобы разработать связки, чтобы произношение было чистым и правильным.
  • Неправильный прикус. Этот факт также может повлиять и дать свои осложнения в постановке [в], однако это случается не всегда.
  • Дефект губ. При произнесении «В» участвуют не только зубы, но и губы. Короткая или обвисшая нижняя губа может затруднить процесс постановки звука.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]