Кастинг блондинок в эксклюзивный проект Агентство ELITE CLUB» Кастинг моделей. Ищем красивую Блондинку в эксклюзивный проект знакомства с миллионером в Москве!

Псевдобульбарная дизартрия: симптомы, причины развития, лечение и прогнозы

Дизартрия – патология речи, при которой наблюдается неправильное (искаженное или затрудненное) произношение звуков, слов, фраз, слогов. Данное расстройство речи вызвано поражением головного мозга или различными нарушениями работы артикуляционного аппарата (поэтому часто можно встретить такое выражение, как «артикуляционная дизартрия»).

Данное нарушение может наблюдаться при нормальном интеллекте, на фоне задержки психического развития и при умственной отсталости – олигофрении, тогда оно имеет специфические особенности. При дизартрии специалистами часто применяется логопедический массаж.

Можно выделить следующие симптомы дизартрии:

  • нарушения, связанные с моторикой речи;
  • нарушение звукопроизношения;
  • неправильное речевое дыхание;
  • голосовые нарушения;
  • нарушения просодической стороны речи.

Органическое поражение центральной нервной системы в данном случае происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (как правило, до 2-х лет). Именно поэтому, как правило, специалисты говорят о развитии дизартрии у детей дошкольного возраста.

Кроме того, в раннем детстве поражение центральной нервной системы и дизартрия речи у ребенка может развиться в результате перенесения следующих заболеваний:

  • нейроинфекции (минингит, энцефалит);
  • гнойный средний отит;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговые травмы;
  • тяжелые интоксикации.

Формы дизартрии классифицируются на основании выделения различных локализаций поражения мозга. При коррекции дизартрии в Первом детском медицинском центре применяются различные методы логопедического воздействия.

Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

1. Легкая степень дизартрии (стертая дизартрия) характеризуется дефектами звукопроизношения, а также отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата.

2. Дети со средней степенью дизартрии речи составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц.

3. Тяжелая степень дизартрии (анартрия) — глубокое поражение мышц и полная бездеятельность речевого аппарата.

Диагностика дизартрии должна включать в себя тщательное обследование речевой моторики, звукопроизношения и общего речевого развития.

Симптомы заболевания

Симптомы псевдобульбарной дизартрии зависят от степени тяжести, которых существует всего четрые:

  • 1-ая степень – отсутствую выраженные дефекты речи, выявить которые может логопед.
  • 2-ая степень – речь ребенка понятна, но заметны некоторые речевые расстройства.
  • 3-яя степень – речь непонятна окружающим людям, в том числе близким.
  • 4-ая степень – речь пациента не понятна абсолютно.

Общая симптоматика этой формы дизартрии имеет некоторые составляющие:

  • искаженные слоги, звуки;
  • гипертонус лицевых мышц;
  • ограниченность подвижности языка, губ;
  • повышенное слюнотечение;
  • слабый тихий голос;
  • аритмичность дыхания.

Поставить диагноз «псевдобульбарная дизартрия» может исключительно специалист логопед или невролог на основании определенных результатов исследований.

Дизартрия у взрослых: причины

У взрослых также может развиться дизартрия, причины возникновения различные:

  • Травма мозга.
  • Инсульт геморрагический или ишемический
  • Нейроинфекции.
  • Опухоли головного мозга.
  • Демиелизирующие заболевания.
  • Сосудистая недостаточность.

В отличие от детей взрослые не теряют способность понимать чужую речь. В результате развития различных заболеваний или травмы у больного нарушается слаженная и одновременная работа нейромышечных систем. Развивается дизартрия. В результате нарушения работы дыхательной системы происходит затихание голоса, нарушение артикуляции приводит к неразборчивости речи, поражение ЦНС нарушает двигательную активность различных групп мышц, в том числе артикуляционного аппарата. В Юсуповской больнице лечение больных с нарушением речи проводят с помощью медикаментозной терапии, занятий ЛФК, занятий с логопедом, различных физиотерапевтических процедур. На консультацию к врачу можно записаться по телефону.

Причины речевого нарушения

Речевые нарушения появляются при поражении путей между бульбарными нервами и корой головного мозга. Это может возникать по ряду причин:

  1. Цереброваскулярные расстройства. Такими являются инсульты, ишемия мозга, церебральный атеросклероз. Эти заболевания часто приводят к развивающимся псевдобульбарным расстройства, приводящим к расстройству речевого аппарата.
  2. Травма головы. Эта причина самая частая для детей старше одного года.
  3. Перинатальная патология. К этой группе относятся гипоксия плода, внутриутробные инфекции, родовая травма. В результате этих процессов происходит функциональные кортико-бульбарные нарушения.
  4. Нейроинфекции.

По всем этим причинам при псевдобульбарной дизартрии страдает и нарушается структура речевого дефекта.

Причины возникновения и признаки

Болезнь провоцируется рядом вредных факторов:

  • вирусные заболевания будущей матери;
  • патологии плаценты на стадии внутриутробного развития;
  • резус-конфликт;
  • гипоксия плода;
  • очень быстрые или замедленные роды с мозговым кровоизлиянием у ребенка;
  • некоторые родовые травмы;
  • недоношенность;
  • инфекции мозга и его оболочек, например менингит;
  • ДЦП (до 85% случаев дизартрии);
  • ЧМТ;
  • гидроцефалия;
  • интоксикации в тяжелой форме;
  • энцефалит. Источник: Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова Диагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007

Формы псевдобульбарной дизартрии

Существует три формы этого типа дизартрии:

  • спастическая (спазматическая);
  • паретическая;
  • смешанная (то есть спастико-паратическая).

Каждая из этих форм имеет свою симптоматику, особенности лечения.

Спастическая форма псевдобульбарной дизартрии

Такая форма псевдобульбарной дизартрии характеризуется напряженностью дыхательных мышц или гиперкинезией гортани, спастическим парезом языковой мышцы, напряженностью губных мышц и нарушенным тонусом нёба.

Такие проявления делают речь более монотонной, с наличием назализованного оттенка. Ребенку сложно удерживать артикуляционную позу, есть сложности с их переключением, может наблюдаться длительное время в дыхательном процессе, что приводит к проблемам в голосообразовании (артикуляции). При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются следующие характерные явления:

  • беззвучная артикуляция;
  • нет продолжительного покоя речевой мускулатуры;
  • спазмы губных мышц;
  • напряжение при улыбке;
  • ограниченность в движениях языка;
  • наблюдаются нарушения сосущих и глотательных движений;

Часто у детей с таким нарушением отсутствует первый крик, а дыхание выраженно слабо и аритмичное, наблюдается слабый короткий выдох, речь происходит на вдохе. Также для этого вида характерно наличие речевых фонаций, слабый тихий голос, темп речи быстрый, но не выдерживается ее ритм. Другими словам, у которого обнаружена спастическая форма псевдобульбарной дизартрии, разговаривает от спазма до спазма, что приводит к употреблению коротких фраз с плохой разборчивостью, зависящей от силы голоса. При этом смысл произнесенного не страдает.

Паретическая форма псевдобульбарной дизартрии

Такая форма наблюдается при гипотонии речевой и скелетной мускулатур. У ребенка наблюдается паретичность языка, губ, нёба. Наблюдается трудность в переключении артикуляционных поз, асинхронность в дыхании и артикуляционных движений. Часто у такого ребенка может быть повышенное слюнотечение (саливация).

Вдох при разговоре короткий и неполноценный, выдох при этом также слабый. Сам голос громкий, звонкий, но быстрозатухающий. Речь при этом имеет носовое произношение, слабая и тихая. Некоторые изолированные звуки полностью сохранны, но в речевом потоке они смазаны. Прием пищи имеет нарушенный темп, имеются затруднения в координации жевательных движений.

Смешанная форма

Такая форма является самой распространенной. В научной литературе она называется спастико-паретическим синдромом. При ней наблюдается гипертонус одной группы мышц, например, мышц губ и щек, а язык при этом имеет пониженный тонус.

Дизартрия — симптомы и лечение

Выделяются следующие формы дизартрии в зависимости от поражения структур головного мозга [9].

Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.




Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.

Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, «рубленной» речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.

Корковая дизартрия, как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно, нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковую дизартрию диагностируют при поражении доминантного полушария (для правшей — левого, для левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с такой формой неплохо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют в потоке речи, иногда пропускают вовсе.

Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.

Выделяется несколько степеней дизартрии [6]:

Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок «перерастает» их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.

Вторая степень. Дефекты звукопроизношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевой симптоматикой наблюдается также психологическая. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, отмечается синдром дефицита внимания, гиперактивность и др.

Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.

Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.

На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.

Диагностика псевдобульбарной дизартрии

Пациента должны вести логопед, невролог и другие узкие медицинские специалисты. Для точной диагностики используются следующие методы исследований:

  • логопедическое исследование речи;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • МРТ головы.

В отдельных случаях может быть назначено исследование цереброспинальной жидкости путем люмбальной пункции. Такой анализ выявляет нейроинфекционные причины. В диагностике должен принимать участие невролог. Им должны быть проведены осмотр, специальные тести, изучение моторики и мимики ребенка. Эти методы дают возможность оценить степень, вид, причины расстройства, а также на основании полученных данных сформулировать эффективную программу лечения.

Лечение псевдобульбарной дизартрии

Коррекционная работа строится на логопедических занятиях и упражнениях. Они проводятся обязательно под контролем специалиста и направлены на развитие мелкой и речевой моторики. В некоторых случаях может применяться медикаментозное лечение. Общая коррекция этой формы дизартрии состоит из:

  • физиотерапии;
  • лечебной физической культуры;
  • приема ванн;
  • рефлексотерапии и других.

Для медикаментозного лечения используются ноотропы. Важно понимать, что в этом вопросе крайне важна ранняя диагностика. Все лечебные мероприятия коррекционной программы должен назначать исключительно специалист, заниматься самолечением может быть опасно.

Для коррекции используется этиопатогенетическое лечение. Оно устраняет этиологические факторы речевого развития. Если дизартрия вызвана нейроинфекциями, необходимо назначать противовирусную и антибактериальную терапии. Методы лечения зависят от причин появления этого речевого нарушения.

Важную часть составляют специальные логопедические занятия. При гипертонусе может использоваться логопедический массаж, дыхательная гимнастика и другие упражнения. Эта часть коррекции направлена на получение плавности речи, ее эмоциональности и выразительности.

Стертая дизартрия у детей

Стертая дизартрия, как говорилось ранее, — первая степень тяжести дизартрии. При данном нарушении наблюдаются легкие расстройства фонетического и просодического (сила голоса, темп, ритм, интонация) компонентов речи. Данные расстройства обусловлены недостаточной обеспеченностью (иннервацией) артикуляторных органов нервными клетками.

Отмечаются следующие характеристики данного речевого дефекта:

  • нечеткая артикуляция;
  • искажение звуков нескольких фонетических групп;
  • сложность автоматизации;
  • маловыразительная речь.

Коррекция стертой дизартрии речи предполагает использование артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, а также логопедического массажа. Особый упор делается на автоматизацию вызванных звуков и нормализацию просодики. Занятия с логопедом проводятся параллельно с лечением у невролога. При лечении необходимо учитывать особенности дизартрии — форму тяжести патологии, ее вид, а также уровень речевого развития ребенка.

Отличие бульбарной дизартрии от псевдобульбарной таблица

Основные отличия бульбарной дизартрии от псевдобульбарной состоят в следующем:

  • Они отличаются особенностями паралича речевой мускулатуры. При бульбарном типе наблюдается периферической, а при псевдобульбарной парез имеет центральный характер.
  • При бульбарной нарушаются произвольные и непроизвольные движения речевой моторики. При псевдобульбарной страдают только произвольные звуки.
  • При бульбарной дизартрии происходит поражение диффузной артикуляционной моторики, а при втором типе наблюдается избирательный характер нарушения артикуляционных движений.

Также отличаются нарушения в звукопроизношении. Бульбарный тип делает произношение гласных букв нейтральным.

Возможные осложнения

Речевые нарушения затрудняют, а в некоторые случаях вовсе сводят на нет коммуникации с другими людьми. Понимание наличия проблемы с артикуляцией, неспособность донести информацию окружающим негативно влияют на общее психическое здоровье, а также способны привести к невротическим расстройствам, таким как неврастения, депрессия и другие. При дизартрии часто наблюдаются трудности с приемом пищи. Человек часто давится едой и водой, что опасно асфиксией или аспирационной пневмонией.

У детей страдающих псевдобульбарной дизартрией часто наблюдается общее недоразвитие речи (ОНР), что в свою очередь опасно дислексией и дисграфией. Дети с легкой формой могут сталкиваться с проблемами в школе (общение с учителями и одноклассниками). Дети со средней и тяжелой формой проходят обучение в специализированных школах. Если не проводит коррекционную работу с ребенком вовремя, вероятен риск развития интеллектуальной недостаточности и общей задержкой психического развития.

Что делать? Методы лечения расстройства

Ребенок должен проходить дополнительные занятия у логопеда (дома или в специальном учреждении) по:

  • развитию моторики;
  • формированию ри разговора;
  • оттачиванию дикции;
  • исправлению произношения искаженных звуков;
  • расширению словарного запаса;
  • развитию фонетического слуха;
  • запоминанию грамматического строя.

На фоне этого проводится медикаментозная терапия с применением ноотропов. Лекарственные средства этой группы специфически воздействуют на функции мозга: стимулируют умственную активность, когнитивные функции, увеличивают способности к обучению, улучшают память.

В комплекс мер также входит ЛФК – артикуляционная гимнастика для укрепления мышц лица, массаж, упражнения кистями рук и пальцами.

Источники:

  1. Е.Ф. Архипова. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319.
  2. Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова. Диагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007.
  3. 3. О.Ю. Федосова. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии // Логопед в детском саду, 2005, №2, с.36-41.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]