Как научить ребенка характеризовать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие

Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.


shkolazhizni.ru

Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

  • Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

  • Начните с изучения гласных.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

  • Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

  • Используйте зеркало.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

  • Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

  • Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
  • Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

  • Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Гласные звуки и буквы

Что такое гласный звук? Сколько в русском языке гласных звуков и гласных букв? Какие гласные буквы могут обозначать два звука? Какие бывают гласные звуки? Как узнать, сколько в слове слогов?

1. Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает преград. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
[а][о][у][и][ы][э]

2. На письме гласные звуки обозначаются буквами. Всего гласных букв 10. Буквы А, О, У, Ы, Э обозначают твёрдость предыдущих согласных звуков, а буквы Я, Ё, Ю, И, Е обозначают мягкость согласных звуков.

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ
А О У Ы ЭЯ Ё Ю И Е
обозначают твёрдость согласных звуковобозначают мягкость согласных звуков
март [март]

сумка [су́мка]

мята [м❜áта]

люки [л❜у́к❜и]

3. Гласные буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают ДВА звука (согласный звук [й❜] + гласный звук) в следующих случаях:

  • в начале слова: ель [й❜эл❜], ёж [й❜ош], юла [й❜ула́]
  • после разделительных мягкого и твёрдого знаков Ь и Ъ: вьюга [в❜й❜у́га], съела [сй❜э́ла]
  • после гласной: маяк [май❜а́к], поют [пай❜у́т]
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА
Я [й❜а]Ё [й❜о]Ю [й❜у]Е [й❜э]

4. Гласные звуки бывают ударные и безударные.

Один из слогов в слове обычно произносится с большей силой и длительностью в голосе. Это означает, что на него падает ударение. Такой слог называется ударным. Гласный звук в этом слоге также называют ударным. Остальные слоги в слове называются безударными.

Под ударением различаются все 6 гласных звуков, т.е. произносится то, что пишется: во́ды [во́ды], мишка [м❜и́шка].

В безударном положении различаются не все гласные звуки. Например, в слове вода вместо [о] произносится [а]: вода [вада́].

5. Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха. Например: мо-ло-ко, ста-кан, на-у-ка.

В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков!

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Тренажёр «Гласные и согласные звуки». Гласные и согласные Начать. — презентация


Тренажёр «Гласные и согласные звуки»


Гласные и согласные Начать


1. Найди картинку в названии которой первый звук гласный.

2. Найди картинку в названии которой первый звук согласный.

3. Как можно назвать картинки одним словом? Выбери только тех птиц чьи названия начинаются с гласного звука.

4. Как можно назвать картинки одним словом? Выбери только тех животных чьи названия заканчиваются на гласный звук.


5. В каком ряду все слова начинаются с согласного звука? 1) 2)


5. В каком ряду все слова начинаются с согласного звука? 1) 2)


5. В каком ряду все слова начинаются с согласного звука? 1) 2)


6. Найди лишнюю картинку

7. Найди лишнюю картинку

Твёрдые и мягкие согласные Обучающие задания Обучающие задания Упражнение

1. Как можно одним словом назвать все предметы? Детям было дано задание выбрать те инструменты в названии которых первый согласный звук твёрдый. Кто выполнил задание верно?


2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук мягкий согласный? 1) 2)


2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук мягкий согласный? 1) 2)


2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук мягкий согласный? 1) 2)

3. Кто из садовников садит ягоды названия которых начинаются с мягкого согласного?

4. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук твёрдый согласный? 1) 2)

4. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук твёрдый согласный? 1) 2)

4. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук твёрдый согласный? 1) 2)


5. Найди лишнюю картинку

6. Найди лишнюю картинку

Звонкие и глухие согласные Обучающее задание Обучающее задание Упражнение


1. Как можно назвать предметы одним словом? В названии какого предмета первый звук звонкий согласный?

2. В какой вазе стоят цветы, названия которых начинаются со звонкого согласного?


3. В каком ряду все слова начинаются на глухой согласный? 1) 2)


3. В каком ряду все слова начинаются на глухой согласный? 1) 2)


3. В каком ряду все слова начинаются на глухой согласный? 1) 2)


4. Как можно назвать предметы одним словом? Выбери те предметы названия которых начинаются со звонкого согласного.

5. Найди лишнюю картинку

6. Найди лишнюю картинку

Итоговый тест (гласные и согласные звуки) Вариант 1 Вариант 1 Вариант 2 Вариант 2


1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук согласный? 1) 2)


1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук согласный? 1) 2)

1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук согласный? 1) 2)


2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук гласный? 1) 2)


2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук гласный? 1) 2)


2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук гласный? 1) 2)

3. В каком из зоопарков живут животные в названии которых первый звук мягкий согласный?


4. Найди лишнюю картинку (обрати внимание на звонкость и глухость первых звуков)

5. Найди картинку, которая начинается с твёрдого звонкого согласного

6. Найди картинку, которая начинается с мягкого глухого согласного

1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук гласный? 1) 2)


1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук гласный? 1) 2)


1. В каком ряду в названии каждой картинки первый звук гласный? 1) 2)


2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук согласный? 1) 2)

2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук согласный? 1) 2)

2. В каком ряду в названии каждой картинки последний звук согласный? 1) 2)


3. Найди лишнюю картинку (обрати внимание на твёрдость и мягкость первых звуков)

4. Выбери корзину в которую собраны овощи в названии которых первый звук глухой согласный.


5. Найди картинку, которая начинается с мягкого звонкого согласного

6. Найди картинку, которая начинается с твёрдого глухого согласного

Обучающие задания (твёрдые и мягкие согласные) Задание 1 Задание 1 Задание 2 Задание 2

Обучающее задание (звонкие и глухие согласные) НАЧАТЬ

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]