Алалия речи у детей. Формы и причины речевой алалии. Моторная, сенсорная, сенсомоторная.

Взгляды специалистов на моторную алалию речи различны. Есть мнение, что такой диагноз можно поставить только уже говорящему ребенку, так как это языковой уровень расстройства.

Я буду излагать информацию так, как понимаю ее я с точки зрения нейропсихологии, опираясь на работы различных исследователей по данной теме.

Когда мы обратились к неврологу по поводу ЗРР у моего сына Егора, врач нам написала интересную формулировку в заключении: «ЗРР по типу моторной алалии». Ему было 2 г. 9 мес. и он разговаривал первым слогом, фразы не было. Через месяц он заговорил сразу предложениями. Формально алалию ему не ставили. Ну задержка и задержка. Но алалический механизм нарушения я вижу, вижу и диспраксию.

Итак, алалия – термин из клинико-педагогической классификации. По психолого-педагогической классификации логопеды при данном нарушении пишут «ОНР» — общее недоразвитие речи. То есть в одном заключении через запятую может стоять и то, и другое. При этом не каждое ОНР является алалией. Мне понравилась мысль логопеда Ангелины Карташовой, что алалия – это механизм нарушения, а ОНР – это степень выраженности.

Первые случаи недоразвития речи у детей были описаны еще в XIX веке. На Западе есть термин-аналог алалии — «дисфазия развития».

Моторная алалия (термин из книги Корнева А.Н.) – это мультисиндромное состояние тотального недоразвития преимущественно экспрессивной речи, проявляющееся в первичном нарушении формирования языковых операций фонологического, лексического и синтактико-морфологического программирования высказываний.

При этом моторная алалия может встречаться у детей с разным уровнем интеллекта (даже у деток с ) и моторного развития (бывает и у детей с ДЦП).

Происхождение моторной алалии носит комплексный характер. Как правило, сочетаются два ряда причин:

  • Генетические (наследственность)
  • Экзогенно-органические (очень часто в анамнезе – КС, гипоксия плода, нарушение кровоснабжения мозга, смещение позвонков в шейном отделе, сосудистые проблемы).

При этом чем больше вес резидуально-органических факторов, тем более тяжелым будет речевое недоразвитие. Также алалия может сопровождаться особенностями развития психики.

Распространенность алалии составляет в среднем 2.7 случаев на 1000 детей-дошкольников, при этом моторная алалия стоит на 2 месте по тесноте связи с мужским полом (на первом – аутизм). Интересный факт: при простой форме моторной алалии соотношение 1 девочка с МА к 14 мальчикам с МА. В то же время МА, осложненная психоорганической симптоматикой, нарушением интеллекта будет встречаться в соотношении 1 девочка на 2 мальчика. Иначе говоря, большинство девочек страдает осложненной формой моторной алалии.

Среди ученых есть мнение, что ткани мозга у мальчиков более уязвимы, поэтому даже легкие проблемы во время беременности и родов могут вызвать церебральные нарушения у плода. Мозг у девочек более устойчив к повреждениям, поэтому дисфункцию вызывают лишь серьезные и обширные церебральные повреждения. Поэтому речевые проблемы у девочек на практике часто сопровождаются также и нарушениями неречевых психических функций. Также есть теория о влиянии гормонального фона на созревание речевых центров в коре.

Формы моторной алалии у детей

В зависимости от локализации повреждения головного мозга выделяют следующие виды моторной алалии: афферентная и эфферентная.

Афферентная (кинестетическая)

Эта форма обусловлена поражением участка коры, которая отвечает за кинестетический контроль речевой программы. Он находится в нижне-теменном отделе левого полушария. При этом ребенку сложно воспроизводить слова и предложения, находить артикуляционные позы. То есть малыш не знает, как располагать язык, губы, зубы во время произнесения слова.

Состояние называется орально-артикуляторная апраксия. Внешне она проявляется заменой звуков, искажением структуры слогов.

Эфферентная (кинетическая)

Эфферентная моторная алалия развивается из-за повреждения центра Брока — заднелобных участков головного мозга. Это зона отвечает за контроль над переключением артикуляционных актов. Детям с такой патологией трудно соблюдать последовательность речевых движений. В результате искажается слоговый состав слова, наблюдается замедление речи. В науке этот синдром называют кинетической апраксией.

Существуют также уровни моторной алалии. Эта классификация учитывает степени недоразвития речи. При 1 уровне малыш крайне ограничен, пользуется несколькими обиходными словами, основу речи составляют звукоподражания и лепет. 2 уровень характеризуется более широким набором слов, способностью составлять короткие предложения. 3 уровень моторной алалии отличается присутствием фразовой речи.

Причины моторной алалии у ребенка

Развитие моторной алалии происходит вследствие повреждений моторных центров речи в головном мозге.

В зависимости от времени воздействия травмирующего фактора различают:

  1. Пренатальные факторы — те, которые влияют на плод. В эту группу относятся инфекционные болезни женщины во время беременности (особенно опасны краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), сахарный диабет, токсикоз, несовместимость плода и матери по резус-фактору, гипоксия. Причиной поражения головного мозга могут быть также сильный стресс, физическая травмы женщины, прием лекарственных препаратов, которые противопоказаны в этот период, прием алкоголя и наркотических веществ, курение;
  2. Интранатальные факторы — те, которые воздействуют в период родов. К таким относятся родовые травмы головного мозга и асфиксия. Эти факторы приводят к гибели нейронов. Негативно сказываются стимуляция родов, стремительные роды, применение акушерских щипцов, преждевременное излитие вод, преждевременная отслойка плаценты, обвитие пуповины;
  3. Ранние постнатальные факторы. В эту группу относят черепно-мозговые травмы, менингиты, энцефалиты, новообразования головного мозга, возникшие в первый год жизни ребенка. Повлиять могут также инфекционные заболевания, анемия, рахит, гипотрофия. Особую роль играют недостаток общения, внимания со стороны родителей, эмоциональные потрясения в раннем возрасте (разлука с мамой, например).

Характерна особенность: чем раньше и длительнее воздействовал негативный фактор, тем выраженнее моторная алалия, серьезнее последствия и сложнее прогноз

Признаки моторной алалии у детей

Симптомы разнообразны по выраженности: от небольших трудностей, которые практически не мешают обычной жизни, до полного отсутствия разговорной речи. Страдает как фонетико-фонематическая, так и лексико-грамматическая составляющая.

В раннем возрасте патология характеризуется бедными речевыми реакциями. У ребенка 2 лет может совсем отсутствовать лепет. Дети для общения активно используют жесты, звукоподражание, примитивный лепет.

У ребенка только в 3 года или чуть позже появляются первые слова. И при этом он путает звуки, заменяет их, пропускает. Может повторять слоги или отдельные звуки, соединять неподходящие друг другу слоги из разных слов.

У ребенка 4 лет запас слов бедный, фразы непонятные, неправильно составлены. И в дальнейшем он в основном пользуется именами существительными, игнорирует союзы, предлоги, очень редко применяет прилагательные, глаголы, наречия, служебные слова. Слова не согласуются по падежам, числам, родам и времени. Он делит слова при разговоре, говорит медленно.

Малыш не может повторять звуки за взрослым, не говоря о фразах. Не может соотнести слово и ситуацию, поэтому употребляет слова неправильно.

При этом ребенок понимает обращенную речь: он может выполнить просьбу или ответить жестом.

Наблюдаются также симптомы психологических и неврологических нарушений. Такие дети, как правило, не отличаются активностью. Спокойно относятся к своему состоянию. В целом они неуклюжи, у них плохая координация движений, мелкая моторика. Например, им сложно вдеть нитку в иголку, взять мелкий предмет и переложить его.

Страдает внимание, память, мышление. У деток неустойчивый эмоциональный фон, они плаксивы, что еще больше затрудняет общение с окружающими. Могут быть нарушения сна и аппетита.

Алалия речи у детей. Формы и причины речевой алалии. Моторная, сенсорная, сенсомоторная.

алалия у детей, симптомы алалии, алалия речи, алалия у детей симптомы, работы алалия, лечение алалии, речевая алалия, алалия занятие, признаки алалии, лечение алалии у детей, алалия логопедический, речь ребенка с алалией, признаки алалии у ребенка, алалия дизартрия, алалия прогноз, 2 алалия, алалия ребенку 3 года, алалия нарушение речи, алалия этапы работы, работа с детьми с алалией, алалия 2 года, диагноз алалия, логопед алалия, алалия в год, коррекция алалии, алалия афазия, формы алалии, алалия 4 года, уровни алалии, речевые нарушения алалия, алалия коррекционная работа, алалия логопедическая работа, развитие ребенка с алалией, алалия изучение, виды алалии, прогноз алалия у ребенка, ребенок 4 года алалия, механизм алалии, причины алалии, алалия скачать, алалия у детей 2 года, характеристика алалии, алалия особенности, занятия для детей с алалией, алалия у детей симптомы 3, алалия у детей симптомы 3 года, алалия дислалия, алалия у детей форум, диагностика алалии, зпр алалия, онр алалия, алалия развитие речи, алалия конспекты, алалия как лечить, классификация алалии, логоритмическое занятие с алалией, логоритмическое занятие для детей с алалией, алалия у детей симптомы 2 года, степени алалии, концепции алалии, алалия у детей симптомы прогнозы, алалия это в логопедии, алалия вопросы, вылечили алалию, особенности детей с алалией, алалия конспекты занятий, отличие алалии от аутизма, алалия работа на начальном этапе, выход из алалии, алалия задержка речевого развития, алалия при умственной отсталости, изучение детей с алалией, обследования ребенка с алалией, слуховая алалия, коррекционная работа при моторной алалии, логопедическая работа с детьми +с алалией, структура алалии, алалия симптомы лечение, алалия пособие, проявление алалии, алалия методики, алалия заикание, болезнь алалия, алалия логопедические занятия, работа с детьми с моторной алалией, алалия таблица, алалия дизартрия дислалия, нарушение сенсорной алалии, алалия авторы, алалия купить, определение алалии, алалия в 3 года, коррекционная работа +при алалии этапы, концепции механизмов алалии, алалия возникает при, алалия лечение прогноз, характеристика детей с алалией, лечение алалии отзывы, алалия программа, алалия этапы логопедической работы, алалия видео, алалия центр, алалия упражнения, апраксия алалия, преодоление алалии, можно вылечить алалию, детская алалия, заключение алалия, алалия работа логопеда, алалия анамнез, конспекты занятий детей алалией, алалия мелкая моторика, алалия у детей 5 лет, игры алалии, инвалидность +при алалии, заболевание алалия, алалия психологическая, органическая алалия, алалия вкусы, компоненты алалии, алалия симптомы форум, уровни речевого развития +при алалии, синдром алалии, речевая алалия у детей, алалия можно ли вылечить, лечение алалии у детей отзывы, алалия и ринолалия, занятие алалия 3 года, коррекционная работа с детьми с алалией, алалия 6 лет, алалия как системное нарушение речевой деятельности, алалия лечится или нет, алалия у детей симптомы форум, алалия эхолалия, фактор возникновения алалии, речь ребенка с моторной алалией, алалия типы алалии, алалия мкб, тест алалия, обследование при алалии, алалия возникает +при поражении, сенсорной алалия возникает +при, лечится ли алалия, алалия задания, алалия у детей лечится, алалия примеры, симптоматика алалии, алалия излечима, алалия разновидности, биологический фактор алалии, алалия прогноз на выздоровление, нарушение речи у детей алалия, дифференциальная диагностика алалии, алалия рас, алалия массаж, логопедическое занятие с ребенком с алалией, алалия у детей симптомы и лечение, алалия первые слова, биологический фактор возникновения алалии, системное недоразвитие речи алалия, алалия мкб 10, алалия сочетается с речевыми нарушениями, алалия как заниматься, алалия конспект индивидуального занятия, основной фактор возникновения алалии, основной биологический фактор возникновения алалии, конспект логопедических занятий детей +с алалией, алалия подходы, обследование речи детей +с алалией, алалия характеризуется нарушением, конспект индивидуального логопедического занятия алалия, алалия у детей причины, алалия это недоразвитие речи, алалия это нарушение, признаки алалии у детей 2, кроссворд алалия, этиология алалии, осложнения могут сопровождать алалию, признаки алалии у детей 2 лет, дети с экспрессивной алалией, выделил экспрессивную и импрессивную алалию, алалия онр 1 уровня, общее недоразвитие речи алалия, алалия с аутичными чертами, алалия работа на начальном этапе скачать, психологические особенности детей с алалией, причинами алалии являются, эхолалии характерны +для алалии, алалия нарушение звукопроизношения, алалия реабилитация, алалия ээг, логопедический массаж +при алалии, речевые симптомы алалии, эфферентная алалия, дцп алалия, причины возникновения алалии, алалия представляет собой, алалия учебник, лингвистическая классификация алалии, алалия работа на начальном этапе формирование, мария черняк пособие по алалии, логопедическое заключение алалия, дети с алалией в школе, поведение детей с алалией, особенности познавательной сферы детей +с алалией, алалия бывает, алалия 7 лет, неречевыми расстройствами сопровождается алалия, излечима ли алалия, задержка речи алалия, алалия код мкб, механизм возникновения алалии, алалия у детей симптомы прогнозы +и лечение, задержка речи алалия, алалия представляет собой, алалия бывает, алалия системное нарушение речи, излечима ли алалия, алалия запуск речи, алалия логоритмика, алалия у детей симптомы 2 года признаки, алалия лекция, онр 2 уровня алалия, алалия код мкб, алалия относится к нарушениям, алалия у детей примеры, алалия схема, воспитание детей с алалией, алалия как заниматься с ребенком, алалия план работы, семантическая алалия, центры лечения алалии, алалия вылечивается, какими неречевыми расстройствами сопровождается алалия, алалия когда заговорит, алалия карточки, логопедия алалия афазия, инвалидность при алалии у детей, алалия системное нарушение речи, алалия картотека, алалия план работы, дают ли инвалидность при алалии, дифференциация алалии, какими неречевыми расстройствами сопровождается алалия, синтаксическая алалия, эхолалия какая алалия, алалия характеризуется как, рекомендации алалия, алалия программа работы, критерии алалии, программа для детей с алалией, механизмы экспрессивной алалии, психологическая классификация алалии, основные этапы алалии, алалия 1 степени, алалия когда заговорит, алалия последствия, алалия у детей лечение отзывы родителей, алалия занятия дома, алалия диспраксия, признаки алалии у ребенка 4 лет, виды формы алалии, ученый разработавший лингвистическую классификацию алалии, какая речь страдает при алалии, алалия курсовая, виды алалии таблица, признаки алалии в 2 года, алалия группа инвалидности, коррекционное воздействие +при алалии, трауготт алалия, лечение алалии у детей в домашних, логотерапия алалии, алалия лечение в москве, алалия 9 лет, алалия система коррекционной работы, формы алалии таблица, алалия код мкб 10, память при алалии, логопедическое обследование алалии, алалия что это за болезнь симптомы, алалия ру форум родителей, аутизм алалия у детей, речевые нарушения алалия афазия, лечение алалии у детей в домашних условиях, алалия мальчиков, алалия лекарства, логоритмические игры для детей с алалией, основные формы алалии, алалия лекции видео, мрт +при алалии, акатинол при алалии, алалия перевод, признаки алалии у детей 3 лет, алалия симптомы в 3 года, стертая алалия, лечение алалии спб, смирнова алалия дизартрия онр, алалия википедия, речевая симптоматика алалии, методы коррекции алалии, врожденная алалия, алалия во взрослом возрасте, кортексин при алалии, признаки алалии у детей 3, методы работы с детьми с алалией наглядные, алалия и другие нарушения, постановка звуков при алалии, пантогам при алалии, неречевые нарушения при алалии, системные нарушения речи алалия афазия, задания для детей с алалией, звукопроизношение детей с алалией, отличие алалии от зрр, звукопроизношение детей с алалией, методика коррекции алалии, алалия ах как хочется, этапы коррекции алалии, пантогам при алалии, интеллект при алалии, алалия обучение чтению, логопедия алалия афазия ответы, методики обследования детей с алалией, глиатилин +при алалии, диагностика алалии и дизартрии, алалия по мкб 10 у детей, характеристика форм алалии, алалия лечение препараты, системные нарушения речи алалия афазия, бак при алалии отзывы

Диагностика моторной алалии у детей

Обследование проводится с участием нескольких специалистов. Медицинской частью патологии занимаются невролог, оториноларинголог, педиатр. Обязательны консультация логопеда, психолога. На этом этапе перед специалистами стоит задача выставление точного диагноза, выявление степени нарушения, исключение остальных речевых нарушений.

Диагностика включает:

  1. Медицинское обследование — сбор анамнеза, осмотр маленького пациента. Важны любые подробности: как протекали беременность и роды у мамы, как протекал период новорожденности, особенности физического и нервно-психического развития. Невролог выявляет проблемы с моторикой, нарушение координации движение, неравномерность рефлексов, снижение или повышение тонуса мышц. Определиться с диагнозом и причиной нарушений помогают электроэнцефалография, допплеровское исследование сосудов головного мозга, МРТ;
  2. Логопедическое обследование заключается в оценке речи и уровней ее развития. Специалист использует тесты, определяет объем словарного запаса, уровень речевого развития, сформированность грамматики, слоговую структуры и другие показатели. Оценивается движения губ, языка, точность этих движений, артикуляционные переключения;
  3. Психологическое обследование — оценка эмоционально-волевой сферы и когнитивных способностей психологом. При моторной алалии у дошкольников тестирование проводится в форме игр, чтобы малыш мог полностью раскрыться и специалист мог проводить активное наблюдение за поведением пациента, моделируя различные ситуации.

Получив полную информацию о пациента, специалисты определяют тактику лечения и прогноз.

Методика выполнение массажа

При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.

Последовательность массажных движений:

  • поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
  • аналогично гладятся глазные впадины;
  • по кругу гладятся щёчки;
  • затем массажируется межбровное пространство;
  • растирается нос, массажируется губа, язык.

Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.

С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.

Лечение моторной алалии у детей

Терапия комплексная, направлена на устранение причины болезни, коррекцию нарушений, воздействие на сенсорную, интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу. С пациентом работают психолог/нейропсихолог, невролог, логопед/дефектолог.

Желательно, чтобы лечение моторной алалии, независимо от признаков, было начато как можно раньше. Оптимальный срок — 3 – 4 года. Дошкольники легко поддаются коррекции, к тому же, в этом возрасте нарушения не зафиксировались. Другим важным условием является регулярность выполнения упражнений.

Медицинская часть коррекции заключается в лекарственной терапии, физиолечении, массаже. Эти процедуры устраняют мозговые нарушения, восстанавливает кровоток в сосудах, улучшают моторную функцию.

Психологическое лечение при признаках моторной алалии у детей направлено на улучшение памяти, внимания, мышления, контроль эмоционально-волевой сферы.

Клиническая картина и особенности поведения детей

При моторной алалии ребёнок может иметь объёмный пассивный словарь, но затрудняется в назывании даже хорошо знакомых слов. Дети не могут повторить за взрослым даже простых слов, имея при этом развитый артикуляционный аппарат. В словах они переставляют и заменяют слоги, опускают звуки. Эти замены не стойки, в одних обстоятельствах дети осуществляют замену слогов, в других — замену звуков в одном и том же слове.

Особенно трудно им произносить слова, выражающие абстрактные понятия, и слова-обобщения. Дети с алалией осознают свой недостаток. Ребёнок с высоким интеллектом более критично относится к своей речи, общаясь с окружающими он заменяет слова мимикой и жестами. При завышенных требованиях родителей к произношению, при попытках логопеда «ставить» звуки, притом что окружающие не понимают его, он проявляет негативизм.

Очень сильно заметна скудность фразовой речи – дети говорят простыми предложениями или предложениями, состоящими из одних подлежащих. Если с малышом не заниматься, он не сможет усвоить грамматический строй речи. Дети допускают ошибки в согласовании существительных с предлогами, неправильно употребляют падежные окончания.

С возрастом требуется всё большая автоматизация речи, и афферентная моторная алалия у детей только увеличивает проблемы малыша. У детей, страдающих от этой патологии, диагностируются нарушения внимания, памяти, мышления, анализа и синтеза слов и явлений, эмоций, воли, поведения.

Симптоматика алалии исключает уравновешенное поведение — оно нечасто встречается у детей с этим речевым нарушением, обычно они или заторможены или слишком возбуждены. У большинства детей страдает мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, движения расторможены или замедлены.

Ребёнок с алалией слабо стремится к познанию окружающей действительности, он невнимателен, часто отвлекается. Зрительная и слуховая память у таких детей снижена, к интеллектуальной деятельности такие дети не стремятся. В процессе выполнения заданий они неточно соблюдают инструкции и поэтому часто ошибаются.

Коррекционные работы

Логопедическая коррекция включает несколько направлений и этапов:

  1. Стимуляция речевой активности. На начальном этапе важно создать мотивацию, активировать речевые реакции, научить подражать чужой речи, обогатить запас слов. Также малыш учится вести диалог. Результата легче добиться, если использовать игровую форму занятий;
  2. Стимуляция фразовой речи. К этому этапу приступают после того, как у малыша сформируется определенный набор слов, появляется навык ведения диалога. Тогда становится возможным построение простых предложений, которые постепенно усложняются. Одновременно дети учатся правильному построению слов и предложений, у них из устной речи исчезают грамматические ошибки;
  3. Развитие связной речи заключается в обучении ребенка ведению монолога, рассказа. Он учится формулировать мысль, пересказывать прочитанное или услышанное, составлять рассказ по картинке, сочинять. Закрепляется грамматика;
  4. Устранение фонетико-фонематических нарушений посредством различных упражнений. Малыш учится правильно произносить звуки, фиксируя внимание на положении органов артикуляции во время занятий и в обычной жизни. Со временем такой контроль доходит до автоматизма.

Хотим отметить роль родителей в развитии речи у малыша. Важно всячески поощрять его успехи, его речевую активность. Но если пока что-то не получается, не стоит его ругать.

Возможные осложнения и последствия

Из-за того, что нарушена экспрессивная речь, у малыша с моторной алалией не складывается общение с окружающими и ровесниками. Страдает мышление, память, восприятие, воображение. Всё это, несомненно, накладывает свой отпечаток на развитие. Алалик боится контактировать с незнакомыми людьми, особенно это выражено в новой обстановке. Даже с детьми того же возраста он не может найти общий язык и выстроить коммуникацию.

Дошкольники в детском саду держатся обособленно. В школе у них возникают трудности с письмом, чтением, освоением грамматики. В некоторых случаях болезнь осложняется заиканием, что еще больше усложняет прогноз.

Родителям следует понимать, как лечить моторную алалию у ребенка и что эта болезнь — это не особенности развития и не временное явление. Это нарушение формирования речи, которое сопровождается патологическим процессом в центральной нервной системе. Часто мамы и папы совершают ошибку, считая, что их малыш развивается нормально, а нарушение речи — это вариант нормы в таком возрасте. Вследствие этого болезнь диагностируется на поздних стадиях и возможность полного излечения находится под вопросом.

Сенсорная алалия

Это дефект развития, при котором пациент не разговаривает сам. Также он не в состоянии понять слова, которые обращены к нему. Среди детей, которые страдают проблемами, связанными с речевым аппаратом, сенсорная алалия встречается только в 10% случаев.

При сенсорной алалии ребенок не понимает речь окружающих, при этом его речь не развивается. Нарушение речи в таком случае носит вторичный характер, так как это связано с проблемами, касающимися непонимания речи окружающих и нарушения фонематического слуха.

Эта форма алалии сопровождается недоразвитием или повреждением речеслухового анализатора. Как следствие — отсутствие у ребенка возможности связать в слова слышимые от взрослых звуки.

Прогноз и профилактика

Результат зависит от вида моторной алалии, от степени тяжести, возраста, когда диагностировано заболевание и начата терапия. При соблюдении всех этих условий и адекватном лечении прогноз благоприятный. Детки в речевом и общем развитии догоняют ровесников, обретают навыки коммуникации и даже обучаются в обычной школе.

Тяжелая моторная алалия трудно поддается коррекции, особенно если она диагностируется поздно. Но при должном упорстве, следовании рекомендациям врача относительно лечения возможно добиться значительного прогресса.

Профилактика моторной алалии начинается еще в период планирования беременности. Будущей маме нужно исключить вредные привычки, наладить рацион питания и режим дня. Следует адекватно подойти к родам и предупредить травмы. Важно также создавать благоприятные условия для развития ребенка в послеродовом периоде и в последующем, уделять время развивающим занятиям.

И конечно же, необходимо при первых признаках отклонений в речевом развитии обратиться к врачам, чтобы своевременно пройти диагностику и выявить причину.

Симптомы алалии

Симптоматика моторной алалии

При экспрессивной алалии у ребенка диагностируют психологические и неврологические аномалии. Симптоматика нервных отклонений может проявляться в расстройстве двигательных навыков: плохая моторика, неловкость, отсутствие координации движений. Такие дети сложно справляются с шнурованием обуви, застегиванием пуговиц, самообслуживанием, складыванием пазлов.

Характерные черты психологического развития пациентов с моторной алалией:

  • речевой негативизм;
  • отсутствие внимания;
  • малый лексический запас;
  • низкая работоспособность;
  • плохое усвоение материала;
  • нарушение звукопроизношения;
  • отклонения эмоционально-волевой сферы;
  • гиперактивность или, наоборот, малоподвижность.

Следует отметить сильно выраженную диссоциацию между экспрессивной и импрессивной речью при диагнозе «моторная алалия». Первые речевые навыки (лепет, гугление, звуки, фразы) появляются с опозданием и характерным редуцированием. Отсутствие динамического развития речевого стереотипа может стать следствием заиканий.

У таких детей отмечается преобладание в словарном запасе существительных в именительном падеже и трудности в образовании грамматических словоформ. Речь при моторном виде заболевания состоит из простых коротких предложений, иногда бессвязных. Ребенок не в состоянии последовательно рассказать о вещах, передать события и объяснить суть явлений. Интеллектуальное развитие при моторной алалии может быть полностью восстановлено после коррекции нарушений речи.

Симптоматика сенсорной алалии

Характерными симптомами сенсорной алалии являются:

  • нарушения восприятия;
  • отсутствие способности понимать смысл чужой речи.

У пациентов с сенсорной алалией наблюдается гиперакузия: повышенная чувствительность к скрипам, шорохам, хрусту снега, шуму дождя, шуршанию бумаги. Дети обостренно воспринимают такие побочные звуки и могут испытывать при этом дискомфорт в ушах, голове.

Нарушение фонематического слуха при сенсорной форме заболевания мешает пациентам соотносить слышимые слова с предметами или явлениями. На логопедических занятиях у детей с сенсорной алалией появляется логоррея — бессвязное воспроизведение всех знакомых словосочетаний и звуков, речь при этом сопровождается жестами и живой мимикой.

При грубой форме сенсорной алалии у пациента диагностируют полное отсутствие речи и понимания окружающих. Специалисты практикуют обучение «чтения с губ», что значительно упрощает осмысление речи для ребенка. Детям с сенсорной алалией часто ставят ошибочные диагнозы: аутизм, тугоухость, олигофрения, дизартрия.

Отдельно сенсорное недоразвитие речевой функции встречается достаточно редко. В большинстве случаев диагностируют сенсомоторную алалию. Такая двойная патология свидетельствует о неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу

. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]