Тяжелые нарушения речи. ТНР. Алалия моторная и сенсорная, дизартрия, ринолалия, заикание, детская афазия

Тяжелые нарушения речи характеризуются различными отклонениями ее развития стойкого характера. В последнее время процент детей с подобными патологиями растет, составляя 10% от общего числа дисфункций артикуляционного аппарата.

Расстройство требует комплексного подхода для его устранения. На фоне отсутствия проблем со слухом пациенты могут заикаться, с трудом читать и писать, их словарный запас скудный.

Общее недоразвитие речи (ОНР) проявляется специфическими отклонениями стойкого характера. Степень дефекта у детей с тяжелыми нарушениями речи определяется их окружением: чем больше с ними проводят времени и общаются, тем менее он выражен. Такой ребенок не понимает, как склонять слова во фразах, составлять предложения. Ему сложнее в сравнении с обычными детьми дается письмо и грамматика. На фоне снижения успеваемости у него возникают проблемы с адаптацией в социуме. Если нарушение речи тяжелое, это отражается на состоянии детской психики.

Причины появления

Ребенка с дефектами речи наблюдают врачи разных специальностей: психологи, логопеды, неврологи, дефектологи. На ее функции могут влиять как внутренние, так и внешние факторы. Еще во время развития эмбриона отрицательным образом могут сказаться дефицит кислорода, тяжелый токсикоз, травмы во время родовой деятельности. Также могут повлиять на артикуляционный аппарат ребенка вредные привычки матери, заболевания эндокринной системы и некоторые лекарственные препараты. Речевые дисфункции иногда возникают и под влиянием наследственного фактора.

Если родители проявляют излишнюю активность в отношении воспитания чада, он не испытывает потребности озвучивать просьбы и поддерживать диалог. Ему и так все дадут и принесут. При обратной ситуации малыш просто замыкается внутри себя, когда на его речь не обращают внимание.

Недостаточность развития мышц артикуляционного аппарата связана и с характером питания малыша. Нельзя все овощи и фрукты заменять на пюре из баночек и собственного приготовления, ребенок должен учиться жевать.

Относительным образом в зоне риска находятся дети, перенесшие энцефалит, инфекционные заболевания до года жизни. Родителям необходимо предотвращать сотрясения головного мозга и другие травмы черепа. Внешняя обстановка, плохой микроклимат в семье тоже влияют на речь малыша. Срыв функций речи чаще наблюдается в 1-2 года, при оформлении в ДОУ или перед школой в 6-7 лет.

Классификация по видам

ТНР в логопедии у дошкольников классифицируются по клиническим симптомам и психолого-педагогическим признакам. Нарушения речи по биологическим проявлениям подразделяются на такие группы:

  • голосовые (дисфония и афония);
  • патологии темпа (тахилалия и брадилалия);
  • проблемы с чтением и письмом;
  • звуковые (дизартрия и заикание).

Метод коррекции расстройства подбирается в соответствии с этими характеристиками. Педагогическая классификация подразделяет ТНР на две группы. К первой относятся общие, фонетические и фонематические отклонения в развитии. Ко второй – заикание. Эта формулировка также позволяет логопеду составить план терапии ребенка.

Малыш начинает усваивать основы лексики и грамматики в возрасте 1,5-3 года. После дошкольного этапа его речь формирует ближайшее окружение, что во многом зависит от культуры и воспитания взрослых. Ее нарушения могут касаться произношения звуков, фонематического восприятия, объема словарного запаса, умения составлять предложения правильно. Речевые нарушения выражаются в дефекте звуков, недостаточном словарном запасе, проблемах с фонематическим слухом, неумении составлять предложения. ОНР бывает четырех видов:

  1. I уровень – самый критичный, ребенок 4-5 лет не способен общаться в словесной форме. Его речевая функция состоит из набора звуков, при этом он может активно жестикулировать.
  2. II степень – несмотря на присутствие искаженных слов и подобия грамматической формы, речь трудно понять окружающим. Характеризуется значительным отклонением от возрастной нормы.
  3. III уровень – присутствует развернутая форма речи с помощью фраз, дети могут поддерживать диалог. Однако, в сравнении со сверстниками, они не говорят свободно.
  4. IV уровень – присутствуют грамматические ошибки в предложениях, нарушение произношения отдельных букв.

Если родители глухие, дефекты произношения неизбежны.

Технология и методы обучения учащихся

Вместе с требованиями общего типа перед школой становятся и более углубленные задачи для помощи детям с нарушениями речи. Среди них:

  • коррекция устной и письменной речи;
  • в процессе устранения дефектов учитывать психическое развитие каждого ребенка;
  • профессиональная подготовка.

Учебный процесс предусматривает выделение значительного времени посвященного трудовой деятельности школьников. Благодаря такому подходу решается несколько задач одновременно. В первую очередь адаптация детей с отклонениями в социуме, формирование личности и подготовка к жизни вне школьного учреждения. Этот аспект предусматривает и физическое развитие детей с ТНР.

Образование детей с особыми потребностями

Под эту категорию попадают дети с нарушением:

  • слуха;
  • зрения;
  • речи;
  • опорно-двигательной системы.

Методика обучения включает:

  • выявление различных патологий в развитии;
  • после постановление диагноза сразу оказать психологическую и педагогическую поддержку;
  • создать специальную программу по реабилитации;
  • выявить особенности развития и создать план самообразования;
  • задействовать родных и окружение ребенка в процесс восстановления;

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Обучение детей с особыми потребностями осуществляется в специальных школах и интернатах.

Технология компенсаторного образования

Статистические данные указывают, что более 20% детей имеют различные отставания. Если вовремя не начать устранение дефектов ребенок потеряет адаптацию в учебном процессе.

В качестве компенсаторных функций у детей с ТНР выступают сенсорные системы:

  • тактильные ощущения;
  • слух (при условии, что отсутствуют нарушения);
  • зрение (если не выявлены проблемы);
  • двигательная функция.

Успех по устранению дефектов речи напрямую зависит от состояния перечисленных систем и умения ими пользоваться.

Не менее важным для детей с ТНР выступает педагогическая работа, направленная на:

  • добровольное обучение;
  • адаптированное содержание учебного материала;
  • дополнительные занятия;
  • задействование в процессе обучения компенсаторные возможности ребенка;
  • темп подачи материала в зависимости от скорости усвоения.

Основными элементами успешной реабилитации считаются лояльное и понимающие отношение к учащимся.

Признаки и симптомы

Речевые отклонения могут выражаться одним или несколькими симптомами. По их сочетанию ставят окончательный диагноз. Ребенок с ТНР плохо воспринимает учебный материал, отстает в интеллекте от своих сверстников. Из-за нарушения моторики он выглядит неуклюжим, психическое состояние неустойчиво (импульсивность сменяется замкнутостью). Раздражение по мелочам приводит к трудностям в общении со сверстниками.

Коррекция дефекта необходима, потому что дисфункция речевого аппарата приводит к нарушениям фонетического, грамматического и лексического характера. Кроме проблем с мыслительными процессами, у ребенка возникают сложности в общении с окружающими. При использовании детьми аморфных слов-корней («тя бах» — чашка упала), простой фразовой речи, аграмматичных высказываний постороннему человеку непонятен их смысл.

Интеллект страдает вторично на фоне тяжелой недостаточности развития речи. Дети не могут сконцентрировать внимание на новом материале, тяжело переключаются с одной темы на другую. Изученная тема быстро забывается, особенно, связанная с сюжетом, последовательностью событий. Часто они не умеют обобщать и делать выводы. Им легче работать с наглядным материалом. Имеющееся двигательное расстройство приводит к быстрой общей утомляемости и пониженному тонусу. Все вышеуказанные признаки вызывают отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям с ТНР свойственны пассивность, обидчивость и отсутствие мотивации для достижения результата.

Отклонение от нормального темпа речи также является патологией. Ребенок, имеющий подобные дефекты, может разговаривать фразами из мультфильмов или теми, что услышал накануне от родителей. Из-за трудностей с пережевыванием пищи он может подавиться даже маленьким кусочком. Также следует обращать внимание на такой симптом, как постоянно открытый рот и повышенное слюноотделение.

Чем опасны телевизор и современные гаджеты? В мозг поступает неконтролируемый поток информации, при этом малыш не озадачивает себя мыслительной деятельностью.

Методы лечения

При обнаружении речевых нарушений необходимо корректировать состояние ребенка, со временем их проявления только усилятся. Дефекты речи подразделяются на ОНР, фонетические и фонетико-фонематические. Диагностикой отклонения занимаются медицинские специалисты и педагоги. Если первичной является умственная отсталость вследствие тяжелых заболеваний неврологического характера, ребенку могут оформить инвалидность.

Наиболее положительных результатов удается добиться при раннем выявлении проблемы у детей дошкольного возраста. В основе терапии всегда лежит комплексный подход: прием медикаментов, физиотерапевтические процедуры, занятия у логопеда и дефектолога. Наиболее эффективны лазеро- и магнитотерапия, кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, способствуя гармонизации процессов в головном мозге.

В зависимости от степени тяжести проявлений нарушения речи и наличия сопутствующих патологий дети обучаются по обычной школьной программе или в специальных учреждениях. В общеобразовательных заведениях обучение проводится по двум направлениям: в первом обучаются дети с тяжелыми нарушениями развития речи, во втором с выраженным заиканием. Для коррекции патологий программа начальной школы составляется отдельно, в дальнейшем переходят на общее обучение. В процессе терапии необходимо регулярно посещать логопеда.

Тяжелое нарушение речи у детей лечится по определенной схеме:

  • развивают дыхание и голос;
  • учат различать между собой звуки;
  • тренируют мышцы;
  • закрепляют правильное звукопроизношение;
  • формируют коммуникативные навыки.

Этого добиваются с помощью проведения дыхательной гимнастики по Стрельниковой, развития мелкой моторики на уроках по рисованию, складыванию мозаики. Наглядный метод обучения помогает легче усвоить материал. Также связную речь развивают с помощью логопедических дидактических игр. Педагог разучивает с детьми информацию в виде стихотворения, сопровождая свое действие движениями рук. Кроме того, в процессе обучения у ребенка увеличивается словарный запас, уменьшается скованность при общении. Танцевальные движения и отработка мимики способствуют стимуляции координации.

На дому родители должны обеспечить ребенку полноценное питание, нормализовать его режим дня. Недостаточно просто занятий по логопедии, ему нужно общение с друзьями, полезной будет культурная программа.

Терапия конкретных видов расстройства

Способы терапии отличаются в зависимости от характеристики отклонения. Чтобы вылечить заикание, необходимо создать комфортную и спокойную обстановку. Нельзя делать на этом дефекте акцент, ребенку нужна психологическая поддержка. Старайтесь его не торопить, пусть говорит громко и четко.

При диагностированной сенсорной алалии ребенка, напротив, ограждают от чрезмерного общения с окружающими, исключают просмотр телевизора. Только после наступления «зрительного голода» логопед может приступать к коррекционной работе. Дизартрия лечится с помощью развития моторики, необходимо следить за режимом ребенка. Двигательная активность формируется посредством поощрения малыша к самообслуживанию (он должен самостоятельно одеваться, причесываться, есть).

Нарушение тембра голоса и звукопроизношения называют закрытой ринолалией. Она вызвана дефектами носовой перегородки, после устранения которых исчезает дефект речи. Открытая форма возникает из-за расщелин твердого и мягкого неба. Для ее лечения проводят операцию восстановления, также потребуются логопедические занятия.

Занимаясь с ребенком в домашних условиях, помните о том, что многое зависит от вашего положительного настроя. Вы должны заверить ребенка в успехе лечения и помочь ему избавиться от комплексов. В дошкольном возрасте шансы успешной коррекции выше, в сравнении со старшими детьми.

Тяжелые нарушения речи (ТНР)статья по логопедии на тему

ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ (ТНР)

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории аномальных детей — детях с речевыми нарушениями. Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии логопедия (от греч. logos — слово и paideia — воспитание). Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. Педагогические основы логопедической науки были разработаны в ИКП РАО в работах проф. Р.Е.Левиной и ее сотрудников и период с 1965 по 1980 гг. Становление логопедии в нашей стране связано также с именами М.Е. Хватцева, О.П.Правдиной, Р.Е.Левиной и другими. Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также созданием эффективных методик их преодоления. Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.

Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, не исчезают сами по себе и, без специально организованной логопедической работы, могут отрицательно сказаться на всем процессе психического развития ребенка. В связи с этим чрезвычайно важно различать:

— патологические речевые нарушения;

— возможные речевые отклонения, вызванные возрастом, некоторыми речевыми особенностями семьи, двуязычием в семье.

Формируясь у ребенка по мере овладения родным языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь постепенно в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

В качестве двух основных самостоятельных видов выделяют экспрессивную и импрессивную формы речи.

Экспрессивная речь – высказывание (устное или письменное), которое начинается с программы, проходит стадию внутренней речи и только потом переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (устного или письменного).

Импрессивная речь – это процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного). Начинается с восприятия речевого сообщения (через слух или зрение), проходит стадию выделения информационных моментов и, наконец, завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием).

Можно выделить четыре самостоятельные формы речевой деятельности:

1. экспрессивная устная речь – говорение;

2. экспрессивная письменная речь – письмо;

3. импрессивная устная речь – понимание обращенной устной речи;

4. импрессивная письменная речь – чтение.

Все эти формы речи представляют собой сложную, но единую функциональную систему, обладающую многими характеристиками. Сложность этой системы связана с тем, что каждая из четырех входящих в нее подсистем имеет не только определенную автономность, но и различные сроки формирования.

В логопедии на равных правах существуют две классификации речевых нарушений: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая.

Психолого-педагогический подход выделяет: общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН).

Клинико-педагогический подход выделяет следующие речевые расстройства: дисфония, дислалия, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.

Дисфония – расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата. Голос человека, страдающего дисфонией, воспринимается как осипший, охрипший, сухой, истощающийся, с малым диапазоном голосовых модуляций. Полное отсутствие голоса называется афонией. Нарушения голоса встречаются как у взрослых, так и у детей. Могут быть обусловлены причинами как центрального, так и периферического характера. Возрастные изменения голоса бывают у подростков 13-15 лет, это связано с эндокринной перестройкой в период полового созревания. Этот период развития голоса называют мутационным. В это время подростку необходим охранительный речевой режим. Нельзя перенапрягать и форсировать голос. Лицам, профессия которых связана с длительной голосовой нагрузкой, рекомендуется специальная постановка речевого голоса, которая предохраняет его от перенапряжения.

Дислалия – нарушение произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Различают механическую и функциональную дислалию.

Механическая дислалия – связана с нарушением строения артикуляционного аппарата: неправильным прикусом, нарушенным ростом зубов, низким или слишком высоким куполом твердого неба, аномально большим или маленьким языком, короткой уздечкой языка. Эти дефекты затрудняют нормальное произношение звуков речи.

Функциональная дислалия – может быть связана: с незрелостью фонематического восприятия, обусловленной задержкой психоречевого развития, с неправильным речевым воспитанием ребенка в семье, неправильным звукопроизношением взрослых в ближайшем окружении ребенка, педагогической запущенностью. Иногда функциональная дислалия может наблюдаться у детей, которые в раннем возрасте овладевают сразу двумя языками, при этом может наблюдаться смешение звуков речи двух языковых систем.

У ребенка с дислалией может быть нарушено произношение одного или нескольких звуков, трудных по артикуляции: свистящих, шипящих, Р, Л. Нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии тех или иных звуков, искажениях звуков или их заменах.

В норме формирование правильного произношения происходит постепенно и завершается к четырем годам. Если у ребенка после четырех лет наблюдаются дефекты звукопроизношения, ему рекомендована помощь логопеда. Однако при некоторых видах речевой патологии такую работу необходимо начинать гораздо раньше.

Ринолалия – нарушение произношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата. Анатомический дефект проявляется в виде расщелины на верхней губе, десне, твердом и мягком небе. В результате этого между носовой и ротовой полостью имеется открытая расщелина (отверстие), либо расщелина, прикрытая истонченной слизистой оболочкой. Часто расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями. Речь ребенка при ринолалии характеризуется невнятностью из-за гнусавости голоса и нарушения произношения многих звуков. В тяжелых случаях речь ребенка совсем непонятна для окружающих. Дети, страдающие ринолалией, нуждаются в ранней диспансеризации, ортодонтическом и хирургическом лечении. Логопедическую помощь таким детям нужно начинать очень рано: еще в дооперационном периоде. После операции по восстановлению целостности артикуляционного аппарата логопедическую работу необходимо продолжить. При этом оказываемая ребенку помощь должна быть систематической и достаточно продолжительной.

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Такое нарушение может быть, как у ребёнка, так и у взрослого. Причиной дизартрии у детей является поражение нервной системы, как правило, на фоне детского церебрального паралича. При дизартрии наблюдаются расстройства звукопроизношения, голосообразования, темпо-ритма речи и интонации. Степень выраженности дизартрии может быть разной: от незаметной слушателю нечеткости произношения (стертая дизартрия) до полной невозможности произнесения речевых звуков (анартрия), что зависит от характера и тяжести поражения нервной системы.

Как правило, при дизартрии речь детей развивается с задержкой. Чаще всего страдает произношение сложных по артикуляции звуков – С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч, Р, Л. В целом произношение звуков нечеткое, смазанное, «каша во рту». Голос часто слабый, хрипловатый. Речь мало интонированная, невыразительная. Темп речи может быть, как ускоренным, так и замедленным. Фонематическое восприятие, недостаточно сформировано. Отмечается также бедность словаря, недостаточное владение грамматическими конструкциями. Процесс овладения письмом и чтением у таких детей затруднен. Почерк неровный, буквы несоразмерные, часто наблюдается также дисграфия. Чтение вслух интонационно не окрашено, скорость чтения снижена, понимание текста ограничено. Допускается большое количество ошибок прочтения – дислексия. Дети, страдающие дизартрией, нуждаются в раннем (до четырех лет) начале логопедической работы и длительной коррекции речевого дефекта.

Заикание – нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Начинается, как правило, в возрасте от двух до шести лет. Часто появляется у детей с задержанным речевым развитием в результате поражения определенных структур центральной нервной системы. Однако, может возникнуть и у детей с опережающим речевым развитием в результате излишней речевой нагрузки, психической травмы,

Основным проявлением заикания являются судороги мышц речевого аппарата, которые возникают только в момент речи или при попытке начать речь. Судорожная речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями: зажмуриванием глаз, раздуванием крыльев носа, кивательными движениями головой, притопыванием т.д. В возрасте 10-12 лет начинает формироваться стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач – логофобия. Несмотря на речевые и психологические трудности, ни воспитателю в детском саду, ни учителю в школе не стоит избегать ситуаций, побуждающих ребенка к устной речи или заменять устные ответы заикающихся детей письменными. Это может отрицательно сказаться на формировании всех сторон устной речи, а главное на речевом общении. Для преодоления дефекта заикающемуся ребенку требуется систематическая помощь логопеда, а в тех случаях, когда заикание носит затяжной характер, – также помощь психолога, а возможно и психотерапевта.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Для этой речевой патологии характерны: позднее появление речи, ее замедленное развитие, значительное ограничение как пассивного, так и активного словаря. Речевое развитие при данном нарушении идет по патологическому пути. В зависимости от преимущественной симптоматики различают две формы алалии: экспрессивную алалию и импрессивную.

При экспрессивной (моторной) алалии не формируется звуковой образ слова. Для устной речи таких детей характерны: упрощения слоговой структуры слова, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, а также слов во фразе. Существенно страдает усвоение грамматических структур языка. Речевое развитие таких детей может быть разным: от полного отсутствия устной речи до возможности связных высказываний, в которых наблюдаются разнообразные ошибки. Эти дети хорошо понимают обиходную речь, адекватно реагируют на обращение к ним взрослых, однако только в рамках конкретной ситуации.

Импрессивная (сенсорная) алалия характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Ведущий симптом – расстройство фонематического восприятия. Оно может быть выражено в различной степени: от полного не различения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух. Из-за того, что дети с такой речевой патологией не понимают обращенную к ним речь окружающих, их часто воспринимают как умственно неполноценных. У детей с алалией без специального коррекционного воздействия речь не формируется. Им необходима ранняя, длительная и достаточно квалифицированная логопедическая помощь.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями головного мозга. Выделяют несколько форм афазии. В тяжелых случаях при афазии у человека нарушается способность, как понимать речь окружающих, так и говорить. Чаще всего возникает у лиц пожилого возраста в результате травм, инсультов, опухолей головного мозга. Афазия приводит к тяжелой инвалидности. Взрослые, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Невозможность выразить свои желания и непонимание речи окружающих вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.

Возможности компенсации речевых и психических нарушений при афазии резко ограничены. Логопедическая помощь должна обязательно сочетаться с целым комплексом мер реабилитационного воздействия. Помощь лицам с афазией осуществляется через систему здравоохранения.

Нарушения письменной речи обозначают терминами дислексия и дисграфия. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма. Эти ошибки обычно проявляются в смешении и замене букв, искажении звуко-слоговой структуры, нарушении слитности написания отдельных слов в предложении – разрыв слова на части, слитное написание слов; аграмматизмах, смешении букв по оптическому сходству. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга: заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов. Каждая из этих зон коры обеспечивает определенное условие, необходимое для протекания акта письма. Лобные доли мозга обеспечивают общую организацию письма как сложной речевой деятельности. Крайняя степень нарушения письменной речи — аграфия – полная неспособность к овладению навыком письма.

Дислексия – нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Проявляется в многочисленных повторяющихся ошибках в виде замен, перестановок, пропусков букв при чтении. Это приводит к замедленному, часто угадывающему характеру чтения, к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, непониманию даже простейшего текста. Ошибки при дислексии носят стойкий характер. Дети с дисграфией и дислексией нуждаются в логопедических занятиях, на которых используются специальные методы формирования навыков письма и чтения.

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии нервной системы. Эти дети, как правило, плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко жалуются на головные боли, тошноту, головокружения. Часто наблюдаются нарушения равновесия, координации движений, не дифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью. Многие из них эмоционально неустойчивы, с быстрой и не всегда обоснованной сменой настроения в виде проявления агрессии, навязчивости, беспокойства. Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой. Также достаточно часто встречается низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля над собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны педагога, детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский , 1998.

2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991.

3. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский , 2002.

4. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский , 2004.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]