Кто такой дефектолог, чем занимается с детьми и какие занятия проводит


Кто такой дефектолог

Дефектолог — коррекционный педагог, который занимается с детьми, имеющими откролнения в развитии. Несмотря на то что наука дефектология развилась на стыке медицины и педагогики, этот специалист не является врачом. Он коррекционный педагог, и его основная задача — это обучение и воспитание детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Работников этого профиля можно встретить не только в детских садах и школах. Их можно найти в реабилитационных и социальных центрах, поликлиниках. Он может работать как с определённым ребёнком, так и с группой.

Дефектология включает в себя несколько отраслей:

  • Олигофренопедагогика — работа с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, задержка психического развития);
  • Сурдопедагогика — работа с проблемами слуха;
  • Тифлопедагогика — работа с нарушениями зрения;
  • Логопедия — работа с речевыми нарушениями.

Работа дефектолога в детском саду очень разнообразна и зависит от конкретных нарушений. В обычной школе вы редко найдёте данного специалиста — он работает в специализированных школах для детей с отклонениями в развитии. В школе обычно есть только логопед, который занимается детьми с речевыми нарушениями.

Ещё одна важная сторона деятельности дефектолога — привитие социальных и бытовых навыков. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью плохо приспосабливается к жизни, а слепые не могут ориентироваться в пространстве. Помочь с этим справиться призван коррекционный педагог.

Структурная модель дефектологического занятияматериал на тему

Структурная модель дефектологического занятия:

1.Подготовительный этап

Снятие напряжения, подготовка к работе

Объявление цели и задач

2.Основной этап

«Мозговая гимнастика».

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения:

«качания головой» — упражнение стимулирует мыслительные процессы;

«ленивые восьмерки» — упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания;

«шапка для размышлений» — упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь;

Коррекционная гимнастика для глаз: моргания, «вижу палец», «палец двоится».

3.Разминка

Основной задачей этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.

С целью отдыха используются упражнения для снятия глазного напряжения (использую интерактивные методики Базарного, методику профилактики зрительного утомления и развития зрительных способностей Ковалева В.А.), массаж и самомассаж (А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза». – М.: Генезис, 2007.)

4. Логические поисковые задания

На этом этапе задания из области математики перемежаются с заданиями из русского языка и т.д. такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.

5.«Веселая переменка»

Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.

6.«Нестандартные задачи».

Умение ориентировать в тексте учебной задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать нестандартные задачи, то есть задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности.

7.Заключительный этап

Рефлексия

Какую работу он проводит с детьми

Обучает, воспитывает, знакомит с окружающим миром и другое — вот что делает дефектолог с детьми. Это далеко не самый полный перечь видов деятельности. Они зависят от вида нарушения. Общая цель — формирование мотивации к обучению.

На первом этапе учитель-дефектолог проводит обследование. Оно затрагивает все стороны развития. Проверяется, как дети вступают в контакт, как реагируют, какой у них темп работы. Обследуется мышление, понимание инструкций, зрительное и слуховое восприятие.

На основе полученных результатов учитель разбивает детей на группы. Воспитанники в них обладают примерно одинаковым уровнем развития. С некоторыми детьми проводить групповые занятие не получается: к этой категории относятся аутисты — эти детки чаще ставятся на индивидуальные занятия в силу специфики данного нарушен я развития.

Занятия проводятся в нескольких направлениях:

  1. На первом этапе проводится ознакомление с окружающим миром. Формируются представления о нём, его законах. Они развивают внимательность и ответственность за свои действия.
  2. Второй этап — развитие элементарных математических представлений. В ходе занятий дефектолог рассказывает о величине, форме предметов и других характеристиках.

Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию. Отдельно ведётся работа по развитию ощущений. Для этого делаются пальчиковые бассейны с разными крупами и мелкими игрушками. Полезно готовить ароматную еду, изучать овощи, фрукты, ягоды, трогать, обследовать пальчиками. Всё это помогает детям сформировать разные ощущения.

Малыши с задержкой психического развития отличаются проблемами с играми. Им тяжело контактировать с кем-то, следовать правилам. Поэтому им требуется помощь дефектолога. Он грамотно руководит действиями подопечных и помогает им найти общий язык друг с другом.

Незаменимы и консультации для родителей. Дефектолог может ответить на всех их вопросы, дать совет и помочь справиться с проблемами ребёнка.

Как проходят занятия с дефектологом?

В зависимости от возраста ребенка занятия имеют свою специфику. Расскажем о них подробнее.

От 1,5 до 3 лет

Занятия направлены на то, чтобы научить ребенка общаться со взрослыми, играть (игровая деятельность до поступления в школу является ведущей), а также на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, размер), развитие внимания, памяти, мышления. С помощью специальных упражнений и игр дефектолог развивает слуховое, тактильное и зрительное восприятие.

От 3 до 5 лет

Упражнения и игры подбираются таким образом, чтобы скорректировать проблемное поведение и сформировать у ребенка желание познавать окружающий мир. Кроме того, дефектолог учит малыша ориентироваться в пространстве, воспринимать и соотносить предметы по цвету, размеру и форме, логически мыслить, концентрироваться на выполняемой задаче. Особое внимание уделяется развитию вниманию, памяти, способности анализировать и синтезировать информацию.

Как дефектолог поможет, если ребенку поставили серьезный диагноз?

Благодаря своевременной диагностике и внимательному отношению родителей, многие серьезные нарушения – ЗПР, аутизм и РАС, умственная отсталость удается выявить рано, в возрасте 2,5-3 лет. Для таких детей и родителей дефектолог является главным педагогом, именно он выстраивает индивидуальную программу развития, обучения и воспитания, социализации.

У ребенка ЗПР

Задержка психического развития – это нарушение, при котором ряд высших психических функций (внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера, память) созревают позже, чем положено по возрасту. Дефектологу приходится решать сразу несколько задач:

  • развитие внимания, восприятия, речи, мышления, памяти;
  • обучение игровой деятельности;
  • накопление сенсорных впечатлений;
  • формирование знаний об окружающем мире.

Во время занятий педагог поощряет творческую деятельность малыша, предлагая разные варианты заданий. По мере прогресса учебный материал постепенно усложняется.

У ребенка аутизм или РАС

Цель занятий – восполнение дефицитов в развитии малыша, которые удалось выявить при обследовании. Во время диагностики дефектолог оценивает следующие моменты:

  • умеет ли ребенок подражать взрослому, действовать по словесной инструкции;
  • в состоянии ли он составлять план действий и следовать ему;
  • различает ли предметы по цвету, форме, размеру;
  • насколько развиты моторная и сенсорная сферы;
  • уверенно ли ребенок ориентируется в пространстве, может ли назвать и показать части тела;
  • как быстро малыш усваивает информацию, умеет ли переключаться с одного задания на другое, не уклоняется ли от участия;
  • как ребенок ведет себя при общении, как реагирует на необходимость участия в разговоре.

Как мы уже говорили, упражнения и игры подбираются так, чтобы преодолеть выявленные недостатки в развитии. Занятия с дефектологом являются важной частью программы коррекции.

У ребенка умственная отсталость

Коррекционное обучение ведется сразу в нескольких направлениях:

  • развитие эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, воображения;
  • развитие всех видов мышления;
  • накопление знаний об окружающем мире, пополнение словаря, развитие речи;
  • сенсомоторное развитие.

Занятия с дефектологом носит прикладной характер, то есть ребенок учится самостоятельности, осваивает навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Примеры методов работы

Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.

Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.

Адаптация к реальной жизни — вот чем занимается дефектолог в детском саду и школе. Сурдопедагог делает упор на развитие устной речи. Тифлопедагогу приходится вести обучение немного в другом ключе. Его основная задача — это развитие социальных и бытовых навыков. Важно преподавать представления об окружающем мире, приучать учеников воспринимать мир «через пальцы».

Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.

Немаловажно прививать навыки самообслуживания, так как порой родители не дают ребёнку это делать, лишая его шанса на самостоятельную жизнь. Ближе к школе начинается подготовка к овладению шрифтом Брайля. Это рельефный точечный рисунок, который является аналогом обычного письма. Слепые через пальцы воспринимают его и читают написанное.

Олигофренопедагоги занимаются детьми с интеллектуальными нарушениями. Это задержка психического развития и умственная отсталость. Работа с такими учениками строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.

Структура дефектологического занятия

Структурная модель дефектологического занятия:

1.Подготовительный этап

Снятие напряжения, подготовка к работе

Объявление цели и задач

2.Основной этап

«Мозговая гимнастика».

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения:

«качания головой» — упражнение стимулирует мыслительные процессы;

«ленивые восьмерки» — упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания;

«шапка для размышлений» — упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь;

Коррекционная гимнастика для глаз: моргания, «вижу палец», «палец двоится».

3.Разминка

Основной задачей этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.

С целью отдыха используются упражнения для снятия глазного напряжения (использую интерактивные методики Базарного, методику профилактики зрительного утомления и развития зрительных способностей Ковалева В.А.), массаж и самомассаж (А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза». – М.: Генезис, 2007.)

4. Логические поисковые задания

На этом этапе задания из области математики перемежаются с заданиями из русского языка и т.д. такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.

5.«Веселая переменка»

Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.

6.«Нестандартные задачи».

Умение ориентировать в тексте учебной задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать нестандартные задачи, то есть задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности.

7.Заключительный этап

Рефлексия

Проблемы дефектологии

В современных условиях не все лица с ОВЗ получают помощью. Есть малыши со сложной структурой дефекта, например, слепоглухие. До прошлого века все они считались необучаемыми, пока известный американский педагог Энн Салливан не показала пример обучения такого ребёнка. Именно её фотография является заглавной к этой статье.

Её ученица, Хелен Келлер, потеряла возможность слышать и видеть после тяжёлой болезни. Участь девочки была незавидной — приют. Но Салливан доказала, что её можно адаптировать к обществу. Келлер стала активисткой, писательницей, лектором. Её деятельность широко освещалась в обществе. Однако в современном мире обучение таких детей сопряжено с рядом трудностей.

Возросшее количество малышей с расстройством аутистического спектра (РАС) требует от дефектологов разработки новых программ обучения. В прошлом веке их было принято считать умственно отсталыми, но современные исследования опровергли это. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие коммуникативных навыков.

Подводя итог можно сказать, что дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную как для малыша, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей в обществе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]