- Главная
- Логопедам
Обучение дошкольников идет намного эффективнее, если педагог или родитель использует наглядные материалы. Красивые картинки одежды для детей, например, позволяют провести:
- беседу;
- развивающее занятие;
- игру.
Правильно подобранные иллюстрации для детей обеспечивают половину успеха любого логопедического упражнения, удерживая внимание малыша и давая ему необходимые «подсказки».
Общие принципы работы с картинками
Какие правила следует соблюдать, используя для занятий с детьми картинки? Требований не так много, но все важные:
- Подбирайте картинки предметов по теме одежда хорошо знакомые детям. Для занятий по развитию речи не стоит использовать изображения устаревших вещей (варежки на резинках), народных костюмов или головных уборов (кокошник), форменной одежды (китель).
- На карточках для дошкольников одежда должна быть нарисованы максимально подробно, тут важны детали. Хорошо, если художник передает фактуру ткани (пушистый мех, шероховатый драп, блестящий атлас). Это поможет детям использовать в описаниях больше прилагательных.
- Для одного занятия рекомендуется брать не более 10 предметных картинок по теме или одной сюжетной. Это дает возможность внимательно рассмотреть изображения, отметить все их особенности, отразить это в речи.
- Картинки должны быть хорошего качества, плотные. Фон стоит подбирать только белый.
- Все изображения нужно использовать по темам. Например, одежда для детского сада или летний гардероб.
Отличный демонстрационный материал по теме одежда можно сделать самим, если распечатать иллюстрации к этой статье и приклеить их на плотную основу скотчем.
Как правильно использовать картинки на занятиях и в играх
Если вы хотите использовать карточки одежды для занятий, то важно предварительно дать ребятам их хорошо рассмотреть.
Полезно провести несколько игр (на внимание или логику) с подобранным для речевого практикума иллюстрациями, которые уже потом использовать на занятиях. Это дает детям возможность без спешки познакомиться с рисунками, задать взрослому вопросы об увиденном. Полезными будут следующие приемы:
- Если вы планируете провести беседу на тему «Зимняя одежда», то стоит уделить время играм «Надену зимой или летом?» или «Найди пару» (с носками, варежками, шапками, шарфиками, теплой обувью).
- Прочитать стихи или короткий рассказ про процесс одевания на улицу в холодное время года.
- Выполнить аппликацию по теме одежда или попросить детей сделать рисунок. Также можно брать для подготовительной работы разрезные картинки, пазлы элементами гардероба, раскраски «Одежда и обувь», конструкторы «Юный модельер».
- Предложите детям тематические загадки про одежду, которую он уже хорошо знает.
- Стоит подобрать соответствующую одежду для кукол и организовать игры с ней.
После такого предварительного «погружения в тему» участвовать в речевых играх детям будет намного легче.
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме: Одежда
«Чудо-дерево». Составление описательного рассказа по теме «Одежда» в группе КН для детей с ТНР от 5 до 6 лет.
Цель: Закреплять у детей умение составлять описательные рассказы по теме «Одежда» Задачи: Речевое развитие: обогащать и активизировать словарь по теме «Одежда», развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы об одежде по плану, совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать относительные прилагательные. Познавательное развитие: закреплять умение определять материал, из которого изготовлен предмет, развивать внимание, память, логическое мышление, воспитывать бережное отношение к одежде. Физическое развитие: развивать общую и мелкую моторику Художественно-эстетическое развитие: формировать умение внимательно слушать стихотворение, уметь делится впечатлениями о прочитанном ранее, комментировать поступки литературного персонажа. Социально-коммуникативное развитие: воспитывать у детей толерантное отношение друг к другу, навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Ход занятия:
Вступление: Логопед: -Каждый новый день нужно начинать с хорошего настроения. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. А теперь откроем глаза и улыбнемся друг другу. Я вижу, что у всех хорошее настроение.
Основная часть:
1.Дети вместе с логопедом подходят к экрану.
Логопед: -Послушайте стихотворение: Как у наших у ворот Чудо-дерево растёт. Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Не листочки на нём, Не цветочки на нём, А чулки да башмаки, Словно яблоки! На экране появляется изображение дерева.
-Ребята, вы знаете, как называется это стихотворение? (Чудо-дерево) -А кто его написал? (К.Чуковский) — Ребята, а если это чудо-дерево, как про него можно сказать, какое оно? (Сказочное, волшебное). — Да ребята, поэтому иногда предметы на нем исчезают, а вместо них появляются новые. Посмотрите — исчезли. Только новые предметы на нем почему-то не появились, да и само дерево уменьшилось. Наверное, у него вся волшебная сила закончилась. Хотите ему помочь? Для этого нужно выполнить задания. 2.-Хотите узнать, какие предметы должны были появиться на дереве? Для этого нужно загадки отгадать. Две штанины и резинка — Очень странная картинка. Где же зад, а где перед? Кто же сразу разберет? (брюки) Чтоб не мерзнуть, Пять ребят В печке вязаной Сидят. (Варежки) Может быть прямой она, Может – расклешенной. Может быть любого цвета, Красной и зеленой. Может складочки иметь, Кружево, оборки. Носят ее бабушки, Женщины, девчонки. (юбка) Греет он шею холодной зимой, Мягкий, пушистый И шерстяной. (шарф) Я как зонт – не промокаю, От дождя вас защищаю И от ветра вас укрою, Ну, так что же я такое? (плащ)
— А как все эти предметы можно назвать одним словом? Одежда Значит, на нашем дереве должна была появиться одежда. Но не появилась, потому что сила дерева иссякла. Придется нам самим одежду искать. А где люди приобретают одежду? (В магазине. ) -Отправляемся в магазин, а по дороге будем задания выполнять, чтобы дереву помочь. 3.Д/И «Цветик-разноцветик» -Посмотрите, какой необычный цветик — разноцветик. Давайте его внимательно рассмотрим. Усаживайтесь поудобнее на коврик. — А из чего сделаны его лепестки? (Из ткани) А какого цвета бывают ткани? — А зачем людям нужна ткань? Пусть каждый возьмет себе лепесток, который ему понравился. Расскажите, как называется эта ткань и что из нее можно сшить. — Это джинс, из него можно сшить джинсовую рубашку и т.д. — Молодцы ребята, давайте прикрепим наши лепестки к доске так, чтобы опять получился цветок. — Посмотрите, мне кажется, наше дерево чуть-чуть подросло, наверное у него немного волшебной силы прибавилось.
4.-А сейчас, мы поиграем с вами в игру «Собери одежду» Каждому ребенку раздаются детали одежды. Логопед спрашивает, как они называются. Дети ходят по кругу и читают стихотворение: У одежды есть карманы, рукава и воротник, Замок, полочки, манжеты — получился пуховик! Дети подбегают к доске и собирают куртку из деталей. Как хорошо, что вы смогли так быстро справиться с заданием и мы можем двигаться дальше. Да и наше дерево еще немного увеличилось.
5.Д/И «Волшебный мешочек» -Ой, что это тут стоит? Какой-то мешочек. Интересно, что там внутри? Наверное, это наше следующее задание. Подходите поближе, опускайте ручку в мешочек и попробуйте угадать, кому какая одежда досталась. А потом назовите, какая эта одежда мужская, женская или детская.(Дети прикрепляют предметы одежды к доске) — Все ребята правильно справились с заданием. Посмотрите, наше дерево стало почти таким — же, каким оно было раньше. 6.-А это кто тут сидит? На столе сидит кукла в мятой и грязной одежде — Вы не знаете? Кажется, я догадалась. Это мальчик из другого произведения Чуковского. -Как называется это стихотворение? (Мойдодыр) -А что с ним произошло? Дети:Он был грязнулей и не хотел мыться. -Посмотрите, на его одежду. Какая она? Грязная, мятая. Давайте ему расскажем, как нужно правильно за ней ухаживать. Те дети, которые выберут картинку с изображением ладони скажут, скажут что нужно делать с одеждой, а у кого ладонь будет зачеркнута — что нельзя. Дети прикрепляют изображение ладоней к доске. -А сейчас мы нашему грязнуле поможем.
7. Физминутка Воду в тазик мы налили И одежду намочили Мылом мылили, стирали, Хорошенько полоскали, А теперь все отожмем, Хорошенечко встряхнем, Развесим на веревку, Прищепкой щелкнем ловко! А подсохнет – что потом? Все погладим утюгом! (дети выполняют имитирующие движения)
-Ну вот, посмотрите на нашего грязнулю – какой он стал чистый и аккуратный! -А наше чудо-дерево опять стало большим и красивым! Идем дальше. 8.-Вот и магазин. Я буду продавец, а вы покупатели. А чтобы одежду купить, вам надо про свою одежду рассказ придумать, а помогут вам наши картинки, которые мы прикрепляли к доске.(Выполнив все задания дети составили схему описательного рассказа) Дети по очереди подходят, выбирают картинку с понравившейся одеждой и составляют описательные рассказы.
-Ребята, вы очень хорошо постарались, ваши рассказы были очень интересные. И одежду для дерева вы смогли купить. 9.-Наше дерево готово показать нам свое волшебство. Ты друг другу улыбнись, А одежда появись. Ведь наши улыбки – это настоящее чудо! Давайте все вместе! Дети взмахивают руками, одежда появляется на дереве.
Итог: -Ребята, какое интересное занятие у нас сегодня было! -А в какие игры тебе понравилось играть? -А что интересного ты узнала на занятии? -А что было трудно? -А кому ты расскажешь о нашем занятии? -Чудо-дерево благодарит вас за то, что вы ему помогли и ждет вас в следующий раз, с новыми чудесами. Оно дарит вам чудо-кустик. Вы отнесете его в группу, возьмете себе конфеты и угостите остальных ребят в вашей группе.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект психолого-логопедического занятия в старшей логопедической группе Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект НОД в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С — Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»