Риторика и ораторское мастерство убеждать любого — советы

Для каждого человека важно уметь общаться, так как такой навык является хорошим помощником во многих жизненных ситуациях. На коммуникативных способностях строятся почти все успехи на учебе, работе, в личной жизни. Если информация подается оратором лаконично и структурировано, то она дойдет до слушателей в лучшем виде. Наукой, которая изучает все детали ораторского искусства, называется риторика. Именно благодаря ей можно сделать свою речь ясной и убедительной. Риторика – это что? Наука или учебная дисциплина?

Что представляет собой учение?

Что означает слово «риторика»? Переводя с греческого языка слово риторика выглядит как «rhetorike» и значит «ораторское искусство». Изначально данное определение подразумевало под собой умение говорить красиво и выражать свои мысли перед другими людьми.

Со временем понятие риторики несколько раз менялось, на что влияла смена периодов культурного развития людей. Поэтому данная наука, начиная с античности и заканчивая настоящим временем, воспринималась по-разному.

Основали ее софисты, которые говорили, что риторика — это дисциплина, способная научить оратора доказывать свою позицию, манипулировать и доминировать в обсуждениях. В современное время основой такой науки является гармонизирующая речь, поиск правды, побуждение к мысли.

Сейчас слово риторика понимается, как дисциплина, которая позволяет изучать методы формирования речи, характеризирующейся целесообразностью, гармоничностью, умением воздействовать. В связи с этим предмет риторики выступает в качестве мыслеречевого действия. Риторика сочетает в себе учения философии, социологии, психологии, что помогает добиваться эффективного речевого взаимодействия с любой публикой.

Таким образом, современная риторика рассматривается с трех сторон:

  • Это наука, рассматривающая искусство слова, которое обладает конкретными нормами публичного выступления перед людьми, позволяющими достигнуть хорошего результата при воздействии на слушателей.
  • Это высочайший уровень мастерства произношения речи перед публикой, владение словом на профессиональном уровне и отличная ораторская речь.
  • Учебная дисциплина, которая помогает студентам привить правила ораторского мастерства.

Таким образом, общая риторика изучает правила построения целесообразной и убедительной речи, которая помогает сделать выступление ярким и запоминающимся.

Средневековье

В Средние века риторика продолжает совершенствоваться во Франции, Италии и Германии, значительное влияние на нее оказывает религия. Так, к 5 веку необычайного развития достигает наука о христианском ораторском искусстве, выдающимся представителем которого был архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст. Вместе с тем средневековая риторика продолжает использовать правила, выработанные античными ораторами, – древние наработки лишь адаптируются для применения в религиозных посланиях и проповедях. Ораторскому мастерству обучают в христианских учебных заведениях.

Что изучает наука?

Предмет риторики, как науки, включает в себя методы формирования целесообразной устной и письменной речи, а также процесс, в результате которого мысли преобразовываются в речь.

Для того чтобы определить задачи риторики, необходимо знать о ее основных направлениях. Их выделяют два:

  1. Логическое, в котором главными аспектами является умение убедить слушателя, эффективно подать информацию.
  2. Литературное, в котором важнейшими элементами считается богатство и привлекательность слов.

С учетом того, что в данной науке указанные направления объединяются, настоящая риторика ставит перед собой задачу делать речь правильной, убедительной и целесообразной. Определив, что такое риторика и зачем она нужна, не остается сомнений относительно ее необходимости в жизни человека, особенно занимающегося публичной деятельностью.

Основы риторики

Все о публичной речи, ее этапах, целях, источниках материала, способах его подачи, средствах речевого воздействия, а также о требованиях, предъявляемых к личности оратора, расскажет риторика.

Сегодня умение грамотно выстраивать коммуникацию является необходимым условием успеха в социальной жизни каждого человека. Для тех же, кто непосредственно связан с выступлениями перед аудиторией, этот навык — залог профессионального мастерства.

Давайте узнаем, какой должна быть эффективная публичная речь.

Речь оратора будет иметь успех, если в ней органично сочетаются логика и эмоциональность, информативность и выразительность. Хорошо, если при этом она не читается, а произносится в форме живого общения со слушателями.

Риторика в древнее время

Происхождение риторики началось еще в древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве формировалась демократия, умение убеждать приобрело немалую популярность в обществе.

Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из-за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, раньше же эту науку считали высшим мастерством, умением.

В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Кто является автором классического греческого трактата об этой науке? Это известный всем мыслитель Аристотель. Данный труд под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук. В нем были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме в становление риторики внес свой вклад Марк Туллий Цицерон, который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Он создал произведение под названием «Брут или о знаменитых ораторах», описав развитие науки в именах популярных ораторов. Также он написал труд «Об ораторе», в котором рассказал о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора. Затем создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.

Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности. В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.

Значение слова риторика

(ρητορική τέχνη) — в первоначальном значении слова — наука об ораторском искусстве, но впоследствии иногда понималась шире, как вообще теория прозы. Свое начало европейская Р. получает в Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их Р. заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике. По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение Р. пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из слов самого Аристотеля и из других источников мы знаем, что первый трактат по Р. принадлежал ученику Эмпедокла, Кораксу, любимцу сиракузского тирана Гиерона, политическому оратору и адвокату. У него мы находим любопытное определение: «красноречие есть работница убеждения (πειθοΰς δημιουργός)»; он первый делает попытку установить деление ораторской речи на части: вступление (προοιμιον), предложение (κατάστάσις), изложение (διήγησις), доказательство или борьба (άγών), падение (παρέκβασις) и заключение; он же выставил положение, что главная цель оратора — не раскрытие истины, но убедительность при помощи вероятного (είκός), для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы. Труд Коракса до нас не дошел, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит. Ученик Коракса, Тизий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания Р. считал заучивание образцовых речей судебных ораторов. Из его школы вышел славившийся в свое время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «о приличном случаю» (περί τοΰ καιροΰ), где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории, и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьезные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение (εύέπεια) Горгий противопоставлял утверждению истины (όρθοέπεια). Он много содействовал созданию правил о метафорах, фигурах, аллитерации, параллелизме частей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы: Пол Агригентский, Ликимний, Фразимах, Эвен, Федор Византийский; к тому же стилистическому направлению принадлежали софисты Протагор и Продик и знаменитый оратор Исократ, разработавший учение о периоде. Направление этой школы можно назвать практическим, хотя она и подготовила богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчила задачу Аристотелю, который дает в своей знаменитой «Риторике» (перевод H. H. Платоновой, СПб., 1894) научное обоснование прежним догматическим правилам, пользуясь чисто эмпирическими приемами. Аристотель значительно расширил область Р., сравнительно с обыденным в то время воззрением на нее. «Так как дар речи, — говорит он, — имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных случаях и так как действие при подаче совета, при всякого рода разъяснениях и убеждениях, приводимых для одного лица или для целых собраний (с которыми имеет дело оратор), по существу одинаково, то Р. так же мало, как и диалектика, имеет дело с какой-нибудь одной определенной областью: она обнимает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все на каждом шагу; она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности: раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает к помощи Р., сознательно или бессознательно». Понимая таким образом Р., Аристотель определяет ее как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Отсюда ясна и цель, которую преследовал Аристотель в своем трактате: он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чем-либо. Сообразно с этим, он разделил свой трактат на три части: первая из них посвящена анализу тех принципов, на основании которых оратор (т. е. всякий говорящий о чем-нибудь) может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, т. е. уговорить или отговорить их. Третья часть касается специальной, технической, так сказать, стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи, и о построении речи. Благодаря множеству тонких психологических замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и среды (например, о значении юмора, пафоса, о влиянии на молодых людей и на стариков), благодаря прекрасному анализу силы доказательств, употребляемых в речи, труд Аристотеля не утратил своего значения и для нашего времени и оказал сильнейшее влияние на все последующее развитие европейской Р.: в сущности некоторые из поставленных Аристотелем вопросов могли бы и теперь быть предметом научного исследования, причем, конечно, должен применяться тот же эмпирический метод, которым пользовался Аристотель. Приняв многие положения Аристотеля, как догматические истины, Р., однако — и в Греции, и, позднее, в Западной Европе, — сильно уклонилась как раз от его метода исследования, возвратясь на тот путь практических наставлений, по которому шли софисты. У греков мы видим после Аристотеля два направления: аттическое, заботившееся преимущественно о точности выражения, и азиатское, ставившее задачей занимательность изложения и выработавшее особый высокий стиль, основанный на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами. В Риме первым последователем этого азиатского направления был Гортензий, а впоследствии к нему примыкает Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма, наиболее изящным представителем которого в римской литературе можно считать Цезаря. Уже в это время можно видеть в трудах некоторых риторов зарождение теории трех стилей — высокого, среднего и низкого, — развитой в средние века и в эпоху Возрождения. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторском искусстве (например, » Brutus», «Orator»), а наиболее полное выражение римская Р. получила в трудах Квинтилиана; оригинальностью она никогда не отличалась. В эпоху борьбы христианства с античным язычеством создается наука о христианском ораторстве (см. Гомилетика), достигающем блистательного развития в IV и V вв. после Р. Х. В теоретическом смысле она почти ничего не прибавляет к тому, что выработано древностью. В Византии приемы Р. ближе всего подходят к азиатскому направлению, и в таком виде эта наука передается и древней Руси, где прекрасные образцы ее влияния мы можем видеть в произведениях митрополита Илариона и Кирилла Туровского. На Западе Р. держится наставлений Аристотеля, Цицерона и Квинтилиана, причем эти наставления обращаются в непререкаемые правила, и наука становится каким-то законодательным кодексом. Этот характер утверждается за европейской Р., особенно в Италии, где, благодаря встрече языков латинского научного и итальянского народного, лучше всего себе находит применение теория трех стилей. В истории итальянской Р. занимают видное место Бембо и Кастильоне, как стилисты, а законодательное направление особенно ярко выражается в деятельности академии della Crusca, задача которой состоит в охранении чистоты языка. В произведениях, например, Спероне Сперони заметно подражание приемам Горгия в антитезах, ритмическом строении речи, подборе созвучий, а у флорентийца Даванцати замечается возрождение аттицизма. Из Италии это направление передается Франции и другим европейским странам. Создается новый классицизм в Р., находящий самое лучшее выражение в «Рассуждении о красноречии» Фенелона. Всякая речь, по теории Фенелона, должна или доказывать (обыкновенный стиль), или живописать (средний), или увлекать (высокий). Согласно с Цицероном, ораторское слово должно приближаться к поэтическому; не нужно, однако, нагромождать искусственные украшения. Надо во всем стараться подражать древним; главное — ясность и соответствие речи чувству и мысли. Интересные данные для характеристики французской Р. можно найти и в истории французской академии и других учреждений, охранявших традиционные правила. Аналогично и развитие Р. в Англии и Германии в течение всего XVIII столетия. В нашем веке развитие политического и других видов красноречия должно было привести к упразднению условных, законодательных правил ораторского искусства — и Р. возвращается к пути наблюдения, намеченному Аристотелем. Расширяется и понятие о науке: так, у Ваккернагеля Р. заключает в себе всю теорию прозы и распадается на два отдела (повествовательная и поучительная проза), причем из Р. окончательно исключаются замечания о стиле, так как они одинаково относятся и к поэзии, и к прозе, и потому составляют особый отдел стилистики. В России, в допетровский период развития литературы, Р. могла иметь применение лишь в области духовного красноречия, и число ее памятников совершенно ничтожно: мы имеем некоторые стилистические замечания в Святославовом «Изборнике», любопытный трактат XVI в.: «Речь тонкословия греческого» (изд. Общества любителей древней письменности) и «Науку о сложении проповедей», Иоанникия Голятовского. Систематическое преподавание Р. начинается в юго-западных духовных школах с XVII в., причем учебники — всегда латинские, так что оригинальной обработки в них искать не приходится. Первым серьезным русским трудом является «Риторика» Ломоносова, составленная на основании классических авторов и западноевропейских руководств и дающая в подтверждение общих положений ряд примеров на русском языке — примеров, извлеченных частью из сочинений новых европейских писателей. Ломоносов же, в своем «Рассуждении о пользе книг церковных», применяет к русскому языку западную теорию трех стилей. Ввиду того, что область красноречия в России ограничивалась почти исключительно церковной проповедью, Р. совпадает у нас почти всегда с гомилетикой (см.); по светской риторике мы имеем чрезвычайно мало трудов, да и те не отличаются самостоятельностью, как, например, руководства Кошанского (см.). Научная разработка Р. в том смысле, как она понимается на Западе, у нас еще не начиналась.

Ср. Chaignet, «La rhetorique et son histoire»; Egger, «Histoire de la critique chez les anciens Grecs»; Wackernagel, «Poetik, Rhetorik und Stilistik»; Philippi, «Die Kunst der Rede»; Сумцов, «Иоанникий Голятовский»; Пекарский, «История академии наук»; Сухомлинов, «История Российской академии».

А. Бороздин.

Развитие риторики в России

Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, не всегда она была столь востребована. Со временем, когда менялись политико-общественные режимы, необходимость в ней воспринималась по-разному.

Развитие российской риторики по этапам:

  • Древняя Русь (XII–XVII вв.). В этот период еще не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней. Но уже применялись некоторые ее правила. Люди в то время называли этику речи красноречием, благоречием либо риторикией. Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. К примеру, одним из таких сборников является «Пчела», написанный в XIII веке.
  • Первая половина XVII века. В этот период характерным событием было то, что был издан первый русский учебник, раскрывающий основы риторики.
  • Конец XVII – начало и середина XVIII века. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачевым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
  • XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внес Михаил Васильевич Ломоносов. Он написал несколько произведений, посвященных ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки.
  • Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского.

Однако, начиная со второй половины века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи, а риторику подвергали критике.

Законы искусства слова

Риторика в любое время имела своей конечной целью – воздействовать на слушателей. Особенную роль для ее достижения играет выразительная речь, а также изобразительно-выразительные средства.

Ученые разделяют данную науку на две разновидности — общую и частную. В предмет общей риторики входят общие способы поведения при произношении речи и практические возможности их применения с целью сделать речь эффективной.

Такая разновидность включает в себя следующие разделы:

  • риторический канон;
  • выступление перед публикой;
  • правила, как вести спор;
  • нормы проведения беседы;
  • учения о повседневном общении;
  • общение между разными нациями.

Изучая данные разделы, оратор получает знания об основных чертах речевого пользования, которые являются базой для каждого мастера слова.

Общая риторика изучает способы достижения взаимопонимания между оратором и слушателями. Для этого были разработаны следующие законы:

  • Закон гармонизирующего диалога. Оратор должен пробуждать чувства и мысли слушателей, превратив монолог в диалог. Выстроить гармонично общение можно только с помощью диалога всех людей, участвующих в обсуждении. Суть этого правила более точно раскрывают следующие законы.
  • Закон ориентации и продвижения слушателя. У человека, на которого направлено ораторское воздействие, должно возникнуть такое ощущение, как будто он совместно с говорящим продвигается к намеченной цели. Чтобы достичь такого эффекта, оратору необходимо применять в речи слова, которые определяют порядок событий, связывают предложения и резюмирующие выражения.
  • Закон эмоциональности речи. Человек, выступающий перед публикой, должен сам переживать те чувства, которые он старается вызвать у аудитории, а также уметь передавать их с помощью речи.
  • Закон удовольствия. Он подразумевает под собой умение преподносить речь так, чтобы она доставляла удовольствие слушателям. Такой эффект легко достичь, если речь будет выразительной и богатой.

Частный же вид риторики основывается на общем типе и предполагает конкретное использование общих положений в определенных сферах жизнедеятельности. Таким образом, наука изучает, какие правила произношения речи и поведения необходимо применять оратору в зависимости от ситуации.

Частных риторик очень много, но все они объединяются в две основные группы:

  1. Гомилетика.
  2. Ораторика.

Первая группа подразумевает под собой возможность оратора неоднократно воздействовать на публику. Сюда можно отнести церковный и академический тип красноречия. В современной риторике в эту группу включили пропаганду, которая осуществляется в средствах массовой информации.

Таким образом, при академическом красноречии оратор, проводя несколько лекционный занятий, не должен каждый раз заново говорить о целях их проведения, об их необходимости и так далее. Ему достаточно об этом рассказать на первой лекции, а на всех остальных общая задача будет расширяться посредством изучения новой темы.

Ораторика же не способна влиять многократно на людей. В связи с этим оратору необходимо уметь правильно завершать каждое выступление. В эту группу можно отнести судебный, бытовой, социально-политический и другие типы красноречия.

В настоящее время ораторика довольно широко разрослась, поэтому конкретный тип риторики уже стали делить на свои подвиды. К примеру, из социально-политического красноречия выделили административную, дипломатическую, парламентскую и прочие риторики.

Тест с ответами: “Риторика”

1. Что такое юридическая деонтология? а) учение о проблемах морали и нравственности в юридической деятельности;+ б) учение о подготовке судебной речи; в) учение о проблемах составления текстов для судебных разбирательств; г) учение о новых приемах красноречия в юридической деятельности.

2. В конце своей речи оратору непозволительно: а) Кланяться, выходить на поклон б) Извиняться, оправдываться+ в) Аплодировать, благодарить за слушание

3. Какое название носит употребление слов, словосочетаний и выражений с несколькими значениями? а) Тропы+ б) Путы в) Мессы

4. Автор первого трактата по основам риторики: а) Тисий б) Платон в) Коракс+

5. Данное государство провозгласило риторику царицей наук: а) Греция+ б) Италия в) Египет

6. Прочитайте предложения и определите тип ошибки: «Лично я ничего не имею против вашего понимания данного вопроса» Ответ: плеоназм

7. Что означает, когда оратор начинает речь (лекцию, доклад) с извинения перед аудиторией? Ответ: оратор не умеет использовать обратную связь с аудиторией

8. С чего начинается подготовка судебной речи? а) с логической организации материала; б) с определения темы речи и целевой установки; в) с подбора аргументов, доказательств; г) с изучения материалов (гражданского, уголовного) дела. +

9. Прочитайте предложения и определите тип ошибки: «Я поеду в Чечню, и дата уже известна. Это будет в январе месяце 1998 года» (Из интервью президента Б.Н. Ельцина по ТВ в декабре 1997 г.) Ответ: плеоназм

10. Прочитайте предложения и определите тип ошибки: «Этой притче они много придают внимания…» (Из передачи по ТВ 6 декабря 1987 г. о фильме А. Паркера «Сердце ангела» 1987 г.) Ответ: контаминация

11. Что такое метафора? а) троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака; + б) троп, заключающийся в употреблении наименования (или целого высказывания) в смысле, прямо противоположном буквальному; перенос — по контрасту, по полярности семантики; в) фигура речи, основанная на сопоставлении двух явлений, предметов, у которых предполагается наличие общего признака; г) стилистическое средство, состоящее из двух или более единиц, размещенных по возрастающей интенсивности действия или качества.

12. Какими должны быть поза и жесты оратора во время выступления? а) оратор должен стоять перед аудиторией, не опираясь на стол или стул б) наиболее выразительные места речи можно подчеркивать движением одной ноги вперед в) оба ответа верны +

13. Прочитайте предложения и определите тип ошибки: «Сегодня мы поздравим дипломанта кафедры управления внешнеэкономическими связями и маркетинга с успешным завершением учебы» (из выступления оппонента после защиты диплома) Ответ: неразличение паронимов

14. Какой из авторов считал основным аргументом, что нужно говорить внятно и точно? а) Цицерон+ б) Сократ в) Лисий

15. Закончите определение: Риторика – это наука о поиске истины… а) обобщающей понятия реальности б) построения и структуры речи+ в) особого значения слова в жизни общества

Разновидности речи выступающего

Существует несколько разновидностей ораторской речи в зависимости от того, кого необходимо убедить, где проходит выступление, какую цель оно преследует. К таковым относят следующие красноречия:

  • Социальное и политическое. Это когда читают доклады, затрагивающие социальную, политическую и экономическую тематику, выступают на митингах, проводят агитацию.
  • Академическое. К нему относится прочтение лекций, научных докладов или сообщений.
  • Судебное. Такой тип красноречия используют прокурор и защитник, выступая в судебном заседании. Своей речью они должны убедить в виновности или невиновности обвиняемого лица.
  • Социально-бытовое. Его применяют все люди, произнося речи на юбилеях, застольях либо на поминках. Сюда же относят светскую болтовню, которая не требует споров, дискуссий, а характеризуется легкостью и простотой восприятия.
  • Богословское. Это красноречие используется в церквях, например, когда верующие читают проповедь или прочую речь в соборе.
  • Дипломатическое. Данный тип предполагает соблюдение этических норм в деловой речи. Это необходимо при деловых переговорах, переписок, при составлении официальных документов, а также при переводе.
  • Военное. Эта разновидность красноречия применяется, когда призывают к бою, издают приказы, уставы, передают информацию по радиосвязи.
  • Педагогическое. К нему относятся выступления преподавателей и студентов, причем как устные, так и письменные. Сюда же входит прочтение лекций, что считается сложным актом педагогического общения.
  • Внутреннее, или мнимое. Так называют диалог, который каждый человек проводит с самим собой. Данный вид подразумевает под собой мысленную подготовку к устному выступлению перед публикой, а также к письменной передачи информации, когда человек прочитывает написанное про себя, что-то вспоминает, о чем-то размышляет и так далее.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что такое риторика и зачем она нужна обществу. Риторика как наука об ораторском искусстве предполагает изучение правильности произношения речи перед публикой с целью каким-либо образом повлиять на слушающих ее людей. С ее помощью ораторы приобретают навыки, позволяющие сделать их речь правильной, целесообразной, а самое главное, убедительной.

Виды риторики

В настоящее время существует следующая классификация риторики по видам:

  • социально-политическая (парламентская и митинговая речь, агитационные выступления), которой присущи эмоциональность, а нередко и пафос, для убеждения и побуждения к действию;
  • академическая (научный обзор, учебная лекция), с аргументами и фактами, структурированная, порой монотонная и равнодушная, как только оратор теряет связь с аудиторией, читая заранее подготовленный текст;
  • социально-бытовая (приветственное, застольное, юбилейное обращение, тост), по большей части простая и задушевная, не отличающаяся совершенной логикой и четкой структурой, но зато искренняя и добросердечная;
  • судебная (обвинительная, защитительная), строго аргументированная и взвешенная, определяющая судьбу человека;
  • богословско-церковная (проповедь, официальная церковная речь) возвышающая духовно, приносящая радость, наставляющая к добру;
  • военная (обращение-приказ, инструктивная, воодушевляющая речь), конкретная, строгая, усиливающая патриотические чувства, воспитывающая любовь к Отечеству;
  • дипломатическая (речь на международных переговорах и конференциях), отличающаяся высокой мерой ответственности за каждое произнесенное слово;
  • деловая (деловые, а также телефонные переговоры), обязательными элементами которой являются доступность, экспрессивность, грамотность;
  • диалогическая (интервью, спор, дискуссия), требующая отработки навыков правильного ведения диалога.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]