Уголок логопеда. Простые логопедические рекомендации и советы для родителей


Практика использования информационного блока для родителей по лексическим темам.

Проблема организации коррекционной работы по преодолению нарушения речи у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет) с таким видом речевой патологии, как недоразвитие лексико–грамматического строя, актуальна на наш взгляд, тем, что лексико–грамматические операции порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико–синтетической деятельности.

Для повышения эффективности коррекционного воздействия мы рассматриваем необходимость интегрированной работы во взаимодействии всех субъектов образовательной деятельности: учителей- логопедов, воспитателей, родителей, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, преподавателя по изобразительной деятельности.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые все речевые навыки и умения детей, полученные в детском саду, закрепляют в повседневной жизни.

Цель педагогического опыта: создание в детском саду необходимого информационного блока комплексной коррекционной работы по преодолению лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста (5-6 лет).

Данная система работы применяется в работе учителей-логопедов МАДОУ «Детский сад № 395» города Перми А. Ф. Бузмаковой, Е. Г. Бугровой в течение 15 лет, имеет положительное экспертное заключение ст. научного сотрудника лаборатории специального образования ПКИПКРО Е. Е. Аюповой.

Материал для оформления стенда «Логопед советует»

Всю систему знаний ребенку предстоит усвоить при помощи устной и письменной речи. Для успешного овладения чтением и письмом у детей к началу обучения в школе должны быть сформированы следующиеКОМПОНЕНТЫ РЕЧИ:

1. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ДРУГИХ.

Если такое умение не сформировалось, у ребёнка могут возникнуть трудности в усвоении материала, который предъявляется учителем устно. Такой ребёнок с трудом общается со сверстниками, не контролирует свое поведение.

2. ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ.

Правильное произношение и четкое различение звуков на слух – необходимые условия для освоения письма и чтения. Ребёнок должен не только уметь внятно произносить сложные слова (например: мотоциклист, регулировщик), но и уметь говорить громко или тихо, быстрее или медленнее. Письмо – отражение устной речи ребёнка. Нарушения в этой сфере приводят к ошибкам на письме из-за опоры на неправильное проговаривание.

3. ФУНКЦИИ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА.

Для правильного письма дети должны уметь: делить предложения на слова; делить слова на слоги; уметь выделять все звуки в словах и устанавливать их. Ошибки языкового анализа проявляются на письме в искажении слов и предложений (пропуски букв, перестановки и пр.)

4 .
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ (СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС).
Дети должны уметь точно подбирать слова, употреблять сложные слова (например: длинноногий), использовать фразы с переносным значением (например: сломя голову), подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недостаточность словарного запаса влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. В дальнейшем могут возникать ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ.

Для правильного письма дети должны уметь изменять слова и образовывать новые, понимать и правильно употреблять предлоги, иначе могут возникнуть ошибки в окончаниях, пропуски или замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»). Могут наблюдаться трудности в составлении предложений, пропуски членов предложений и пр.

6. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

Дети должны уметь свободно общаться с взрослыми и сверстниками, рассказывать о пережитых событиях, пересказывать сказки, описывать предметы. Нарушение самостоятельной связной речи могут вызвать трудности пересказа или составления рассказа, написания сочинений и изложений.

ДляОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ
учащимся, имеющим такие нарушения речи, необходима своевременная коррекция речи, профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма. Для этого в нашей школе работают учителя-логопеды, которые проводят специальные коррекционные занятия. На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться всеми взрослыми, окружающими ребенка, и закрепляться в различных видах деятельности. Благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей и родителей можно своевременно и качественно помочь детям преодолеть нарушения речи, успешно овладеть программой по русскому языку и чтению, сформировать положительное отношение к учёбе.

Роль логопедического уголка

В условиях образовательной концепции современных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) занятия для коррекции и развития речи могут проводиться в двух вариантах:

  • в специально оборудованном кабинете для занятий с логопедом;
  • в каждой группе детского сада.

В первом случае всё оснащение для работы находится в кабинете специалиста. Расположение базовых материалов для работы в группе обусловлено тем, что в детском саду у логопеда нет кабинета или же коррекционной работой занимается сам воспитатель. Логопедический уголок — это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности малышей. Роль логопедического центра заключается в:

  • обогащении эмоционального и практического опыта установления контакта ребёнком со сверстниками, взрослым (для игр, выполнения заданий в группе, детям необходимо общение, то есть работа в речевом уголке стимулирует развитие устной речи, навыков коммуникации);

    Работа в речевом уголке также помогает детям учиться взаимодействовать друг с другом

  • включении ребят в познавательную активность (благодаря разнообразному наполнению уголка, малыши имеют возможность работать с материалами, которые им кажутся занимательными на данном этапе развития);
  • стимуляции инициативности (ребята с большим удовольствием рассматривают пособия в уголке, играют с игрушками, придумывая новые способы взаимодействия с ними).

Цели и задачи создания центра

В основу содержательного наполнения логопедического уголка положены лексические темы, рассматриваемые в соответствии с календарно-тематическим планированием. Кроме того, материалы коррекционного центра должны соотноситься с:

  • программой, по которой работает ДОУ и конкретная группа (например, если в детском саду есть логопедические группы, то предметно-развивающая зона будет не только больше в смысле занимаемой площади, но и многообразнее по содержанию);
  • физиологическими и психолого-педагогическими особенностями развития речи в конкретном возрасте (так, например, в младшей и средней группах в работе учитывается очерёдность освоения звуков — а, о, э, п, м, б в 1,5–2 года, и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й в 2–4 года).

Таким образом целями создания речевого уголка в ДОУ является:

  • тренировка мелкой моторики для полноценного и своевременного развития связной осознанной речи при помощи специальных тренажёров (шнуровок, волчков и пр.);
  • стимулирование речевого аппарата для произнесения согласных звуков, различающихся по месту преграды, которую встречает воздушный поток (особенно, переднеязычные нёбные звуки ш, ж, р, ч и переднеязычные зубные л, з, с);
  • овладение навыком правильного вдоха-выдоха в процессе речевого акта с помощью дыхательной гимнастики (важно для произнесения согласных, требующих определённой направленности воздушного потока к месту преграды);

    Выработка правильного дыхания — одно из основных направлений развития речи

  • развитие логического мышления, внимания, умения находить причинно-следственные связи;
  • отработка звукопроизношения (при разучивании чистоговорок и скороговорок);
  • развитие фонематического слуха (дети понимают значения слов из стихотворений, сказок, воспринимаемых на слух);
  • освоение принципов грамматического строя языка в играх (например, образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффиксов -чка-, -онк- и др., а также изучение синтаксических норм, в частности, правил построения предложений).

Это интересно. Акустическая реализация согласных звуков возможна благодаря тому, что при их произнесении сужается голосовой тракт, вызывая полную или частичную блокировку воздушного потока. Изменение направления последнего и даёт возможность продуцировать разные согласные звуки. Для произнесения гласных существенного сужения голосового тракта не происходит.

При этом для каждого возраста поставленные цели реализуются в рамках решения конкретных задач, которые носят накопительный характер, то есть из года в год дополняются, обогащаются.

Работа по развитию речи выстраивается последовательно из года в год

Таблица: задачи создания речевого уголка для разного возраста

ГруппаЗадачи
Первая младшаяПреодоление речевого негативизма (когда малыши стремятся показать, а не проговорить слово, явление) в парных, групповых играх. Упражнение в соотнесении предмета с изображением на картинке. Уточнение и обогащение словаря. Воспитание внимания к обращённой речи.
Вторая младшаяОбогащение и активизация словаря по программным лексическим темам (за счёт наполнения логопедической зоны подходящими картинками). Развитие диалогической речи (в игровых ситуациях при взаимодействии с куклами, игрушками). Развитие речевого дыхания и умения координировать речь с движением (благодаря подборке дыхательных упражнений). Развитие слухового и зрительного внимания в процессе игры. Развитие мелкой и общей моторики детей при работе с тренажёрами.
СредняяАктивизация и обогащение пассивного и активного словаря. Освоение норм словообразования форм существительных, прилагательных. Работа над умением контролировать силу и продолжительность выдоха. Тренировка мелкой и крупной моторики. Развитие пространственных представлений.
Старшая, подготовительнаяОтработка и закрепление лексического материала, лексико-грамматических категорий. Формирование фонематического восприятия и слуха (различение мягких и твёрдых звуков, например). Развитие артикуляционной моторики. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи (за счёт вовлечения малышей в сюжетно-ролевые игры). Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий. Развитие связной речи.

Оформление логопедического кабинета «Логопедические хитрости»

Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение

Шатлова Светлана Сергеевна

Учитель-логопед I квалификационной категории

Кабинет учителя-логопеда детского сада выполняет особую роль помещения, где дети с большим удовольствием играют. Игра позволяет естественно, тонко и ненавязчиво устранять речевые недостатки, дает возможность многократно повторять трудные логопедические упражнения, осваивать грамоту. В ней формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность. Логопеды, работающие в детских садах, уже давно стали создавать новые виды оборудования, разрабатывать речевые игры и пособия, изменять развивающую среду кабинетов. Предлагаю коллегам познакомиться с моими идеями по его оформлению и оборудованию. Я изготовила ряд наглядных настенных пособий, которые помогают мне в обучении грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Знакомиться и запоминать звуки и буквы мне помогают мои пособия, сделанные своими руками. Эти пособия изготовлены из изолоновых ковриков с пластиковыми кармашками для букв и картинок в виде разных фигур и животных: это гусеница, кот Леопольд, разноцветные машины, разноцветные замки.

Н

а I этапе обучения грамоте идет знакомство с гласными звуками и буквами. В этом нам помогает пособие «Гусеница». На каждый кружок туловища помещается та буква, с которой познакомились дети. И сюда же прикрепляется звуковичок с изображением артикуляции соответствующего звука. Дети легко запоминают, как произносится звук и выглядит буква.

II этап – знакомство с согласными звуками и буквами. При знакомстве с каждым звуком дается его характеристика: согласный бывает твердый и мягкий, тут же и объясняется, что зеленый звуковичек обозначает мягкость, синий – твердость. Тут же и обозначаем символ звука – букву. В этом нам помогает «Кот Леопольд».

Чтобы определить и закрепить твердость и мягкость согласных звуков, детям предлагается пособие «Машины» разного цвета синего и зеленого. Мы с детьми определяем твердость или мягкость начального (можно среднего или последнего) звука предметов по картинкам и катаем на соответствующей машине. Например: на картинке изображен поднос. Ребенок анализирует первый звук «П» это согласный, твердый звук, помещаем его в синюю машину. А в кабину помещает карточку с буквой П, а картинку с подносом «сажает» в кузов машины. Эти машинки помогают детям запомнить цветовую символику для звуко-буквенного анализа.

И, наконец, для закрепления знаний букв и звуков гусеница с гласными буквами и машины с согласными приезжают в «Город Букв», где всего 3 замка: красный, синий и зеленый. Гусеница, все свои гласные поселяет в красный замок, синяя машина согласные – в синий замок, зеленая машина – в зеленый замок. Этот город служит небольшой подсказкой для детей в дальнейшей работе с буквами и звуками.

Вот такие у меня в кабинете логопедические хитрости.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]