«У ребенка ОНР (общее недоразвитие речи) 1 уровня» − такое логопедическое заключение может услышать родитель трехлетнего неговорящего малыша. В этом возрасте некоторые дети по различным причинам наблюдаются у невролога, и не каждый родитель склонен консультироваться у логопеда по поводу отсутствия речи.
Многие думают, что дефекты речи возникают только у детей со сниженным интеллектом, глухих или слабослышащих. Увы, это мнение ошибочно. 1 уровень ОНР характерен также для детей с первично сохранным интеллектом и нормальным слухом. Если вовремя обратить внимание на эти трудности, начать коррекционную работу со специалистом, выполняя все рекомендации, то можно с ними справиться.
Определение понятия ОНР 1 уровня
Отечественные авторы определяют ОНР 1 уровня как почти полное отсутствие речи у ребенка. Речевая деятельность человека состоит из нескольких компонентов – это активный и пассивный словарь, звукопроизношение (правильное произношение отдельных звуков и звукокомплексов, а также способность услышать именно эти звуки), грамматический строй речи (взаимодействие слов между собой), связная речь (способность четко и ясно излагать свои мысли, не отвлекаясь на детали).
У ребенка с ОНР 1 уровня все эти компоненты, так или иначе, нарушены.
Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня
Помимо занятий на развитие понимания речи, активной речи, формирования и совершенствования грамматического строя речи, развития речевого общения и связной речи с детьми группы проводятся игры, упражнения, занятия на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия, зрительного внимания и восприятия, просодической стороны речи, воспитания общих речевых навыков.
На таких занятиях дети учатся узнавать и различать неречевые звуки и звуковые сигналя, состоящие из 3-4 слов звуков; развивается чувство ритма, слухоречевая память, зрительная память и внимание; у детей формируется правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный речевой выдох; развивается речевое подражание, интонационная выразительность, ритмичность речи.
В течение всего первого года обучения с детьми с
ОНР1 и 2 уровня педагог проводит целенаправленную работу по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики и психологической базы речи.
Для работы с детьми подобраны комплексы, сочетающие упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, развитие эмоциональной сферы ребенка. Комплексы связаны с доступным детям лексическим материалом. Игровая форма преподавания материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников.
Упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики проводятся ежедневно, чтобы выработанные у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Работа занимает не менее 5 минут. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом, сидя на стуле, по показу взрослого поэтапно. Так же поэтапно проверяется выполнение упражнения.
Важным этапом коррекционно-развивающей работы в группе является индивидуальная работа педагога с ребенком.
Индивидуальная работа проводится после подгрупповых занятий и отдыха детей. Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 10 минут. Планирование осуществляется на основе проведенного обследования ребенка, рекомендации ГПМПК и психолога. В течение года используются два вида планирования индивидуальной работы: перспективное (на весь год) и календарно-перспективное (на один месяц). Это способствует проведению более углубленной и качественной работы с каждым ребенком в течение всего учебного года. Такое планирование позволяет учитывать особенности речевого и психического развития ребенка, закреплять пройденный материал, определять динамику в развитии.
Об успешности коррекционно-развивающей работы в логопедической группе нельзя говорить без тесного контакта педагога с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. С родителями воспитанников проводятся ознакомительные беседы; предлагаются сообщения, консультации на стендах родительского уголка; родители приглашаются на индивидуальные беседы по вопросам состояния речевого развития их детей; активно привлекаются к учебно-развивающему процессу.
Подтипы
Общее недоразвитие речи 1 уровня характеризуется нарушением всех элементов речевой системы.
ОНР 2 уровня – использование в своей речи нескольких слов, при этом характерно не всегда правильное их произношение.
ОНР 3 уровня – ребенок уже способен говорить длинными фразами, словарный запас увеличивается.
ОНР 4 уровня – на данном этапе остаются незначительные сложности, иногда допускаются ошибки. Важно не прекращать заниматься, так как отдельные трудности могут мешать первокласснику или дошкольнику справляться с чтением и письмом.
Общее недоразвитие речи 2 уровня
Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.
На что обратить внимание:
- Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
- Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
- Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
- Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
- Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
- Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
- Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
- Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
- Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).
Сравнительные особенности нарушения развития речи
Характеристика выявленной у ребенка патологии зависит выраженности симптомов:
Лексический запас | Звукопроизношение | Фонематическое восприятие/ фонематический слух | Грамматический строй | Слоговая структура | Связная речь | Понимание | |
ОНР 1 ур. | Звукоподражания, лепетные слова | Множественные нарушения | В начальном состоянии/ грубо нарушен | Нарушен | Нарушена | Отсутствует | Зависит от ситуации |
ОНР 2 ур. | Маленький (значительно меньше нормы) | Различные и многообразные искажения, замены, отсутствие звуков | Недостаточность | Не сформирован | Грубо нарушена | Фраза из 2-3 слов | Значительно развивается |
ОНР 3 ур. | Значительно увеличивается | Имеют место все виды звуковых нарушений | Недостаточно развито/ навыки звукового анализа и синтеза самостоятельно не формируются | Правильное употребление простых предложений, специфические ошибки (неправильное согласование, пропуск и замена предлогов, ошибки в ударениях) | Слоговая структура нарушена меньше, но остаются ошибки (сокращение слогов, перестановка, замена) | Преобладание простых предложений | Уже ближе к норме |
ОНР 4 ур. | Практически норма | Могут оставаться искажения звуков, трудности постановки [Р] | Недостаточно сформировано | Могут оставаться ошибки в употреблении существительных, в падежных окончаниях (родительном и винительном), множественном числе, употреблении сложных предлогов | Остаются отдельные нарушения – сокращение, перестановки звуков, намного реже – пропуск и перестановка слогов, добавление слогов | Пропуск и замена союзов, инверсии (перестановка обычного порядка слов в предложении) | Практически норма |
Как видно из таблицы, каждый уровень имеет свои характерные особенности и первый – самый тяжелый.
Причины возникновения
Существует несколько групп причин, под воздействием которых могут возникать эти нарушения:
- Патологии во внутриутробном развитии – токсикоз у матери на ранних сроках (когда идет закладка и формирование нервной системы малыша), различные заболевания, перенесенные матерью во время первого триместра беременности (особенно опасны вирусы и инфекционные заболевания в I триместре беременности), резус-конфликт.
- Родовая патология – черепно-мозговая травма, удушение пуповиной (асфиксия), в результате чего новорожденный испытывает кислородное голодание, а это, в свою очередь, негативно отражается не только на речевых центрах коры головного мозга, но и на всех других органах и системах.
- Перенесенные ребенком заболевания в первый год жизни – вирусные, инфекционные, различные травмы.
- Наследственный фактор.
- Негативное влияние окружающей обстановки – отсутствие или недостаточность правильно говорящего окружения ребенка – нарушения речи у родителей, отец и мать со снижением слуха (у слышащих детей), различные психотравмирующие ситуации, частые и длительные госпитализации детей.
Механизмы
Недостаточное развитие речи у дошкольника – системное нарушение. Пациенты с данным уровнем развития сильно отстают от своих сверстников. Если пустить этот процесс на самотек, ребенок не сможет учиться в школе, он будет испытывать не только трудности при овладении школьной программой, но и психологический дискомфорт.
Механизм формирования данной патологии связан с тем или иным поражением центральной нервной системы (например, гипоксия плода во время беременности, асфиксия во время родов, травма головы).
ОНР: что это?
Заподозрить у малыша общее недоразвитие речи можно в том случае, если он поздно сказал первые слова — к 3-м годам или еще позже; не выполняет просьбы и проявляет низкую речевую активность, не пытается вербально выразить свои желания, имеет неврологические проблемы.
У детей нарушен не только процесс развития речи в целом, но и последовательность и сроки освоения речевыми навыками. Кроме того, они отстают от возрастной нормы и по другим критериям, например психическому развитию.
ОНР 1: характеристика нарушения
Для общего недоразвития речи 1 уровня у ребенка младшего возраста характерны такие признаки:
- несформированная фразовая речь;
- скудный словарный запас;
- сокращение предложений до одного слова;
- непонимание значений слов, понимание речи ситуативное;
- особенности артикуляции: она неправильная, нечеткая, кроха неправильно произносит звуки либо они вовсе недоступны ему;
- переставление слогов местами, сокращение слов до 1 – 2 слогов;
- недоступен фонематический анализ слов;
- использование в общении лепета, жестов, мимики, аморфных слов, звукоподражаний. Причем мимика всегда применяется к месту.
Таким образом, не нужно даже быть врачом, чтобы понять, что у малыша имеются проблемы.
Формы ОНР 1 уровня
Различают 4 клинические формы общего недоразвития речи 1 уровня. К ним относятся детская афазия, алалия, ринолалия и дизартрия.
Детская афазия — крайне редкое заболевание, встречается всего у 1% деток. Они не воспринимают и плохо распознают речь, не овладевают фразовой речью и с трудом налаживают контакт с другими людьми. Детскую афазию очень трудно распознать на ранних этапах, поэтому диагностируют ее, как правило, поздно.
Алалия — это недоразвитие речи или ее отсутствие при сохранном слухе и интеллекте. Различают сенсорную и моторную алалию. Детки с моторной алалией могут начать говорить к 4-м годам, у них плохая координация и мелкая моторика, они заменяют одни слова другими, не могут выразить свои мысли, у них нет желания говорить, они обидчивы. При сенсорной алалии детки неправильно воспринимают речь, повторяют слова за другими, объединяют два слова в одно, у них часто отсутствует связь между предметом и обозначающим его словом. Такие детки могут быть замкнутыми или, наоборот, импульсивными и очень активными.
Ринолалия проявляется некорректным звукопроизношением и изменением тембра голоса. Связана ринолалия с нарушением небно-глоточного смыкания.
Дизартрия — это затрудненное или искаженное звукопроизношение и слов. Связано с нарушением иннервации и ограниченной подвижностью речевого аппарата на фоне поражения центральной нервной системы.
Как говорят дети с ОНР 1 уровня
Малыши с этим диагнозом не могут пользоваться вербальными средствами общения — вообще или частично.
Вот примеры уровня 1 ОНР:
- лепечут, издают звуки: «дада» — «дай», «май» — «мяу»;
- говорят только корневую часть слова: «ку» — «кукла», «гу» — «игрушка»;
- обозначают одним словом несколько предметов: «ба» — «банан» и «яблоко»;
- обозначают одним словом и предметы и действия: «биби» — любой транспорт и «ехать», «око» — открыть и закрыть окно;
- одни и те же слова произносят каждый раз по-разному: «автобус» — «абас», «бас» «карандаши» — «адши», «удас»;
- сокращают сложные слова: «собака сидит» — «пака ди», «гуляли на горке» — «гока ги».
Часто такие детки не понимают указаний логопеда — им не хватает для этого словарного запаса.
Диагностика
Распознавание и выявление различных речевых расстройств – это не только функция логопеда. Первичная диагностика осуществляется родителями или ближайшим окружением ребенка. В эпоху развития современных технологий каждый заинтересованный взрослый способен самостоятельно отслеживать РР (речевое развитие) своего малыша, а также способствовать активизации этих процессов. Первые признаки задержки развития речи могут отмечать и взрослые.
Также за развитием речи и общим физическим состоянием наблюдают детские специалисты (в том числе невропатолог и педиатр). Их заключения помогают логопеду составить полную картину − изучить так называемый «речевой анамнез» − особенности протекания беременности, родов, первого года жизни ребенка.
Общее недоразвитие речи – преодоление.
Шаг 1. Работа с логопедом
«У моего ребенка уже стоит диагноз ОНР, что же делать?», — спросит кто-то. Давайте вспомним, что причин у этой проблемы множество и последствий тоже, чтобы выйти из нее с минимальными потерями однозначно нужно сопровождение логопеда. Вам придется много заниматься и вместе со специалистами, и дома. Как минимум один (а чаще два) раза в неделю необходимо работать с логопедом. На занятиях будут специальные игры и упражнения, которые помогут малышу увеличить свой словарный запас, научиться понимать и правильно использовать слова, выстраивать согласованные и грамотные предложения.
Под каждого ребенка индивидуально подбирается и составляется программа. Основа – развитие грамматического строя речи и формирование умения правильно строить речевые высказывания – дополняется всевозможными играми, которые стимулируют мышление, память, внимание. Ведь речь не существует сама по себе, она является участником процесса общения и обучения. Кроме того, логопеды используют в своей работе всевозможные материалы, развивающие ловкость и умелость пальчиков. Зоны коры головного мозга, отвечающие за развитие речи и за развитие мелкой моторики, расположены рядом, стимулируя одну специалист благотворно влияет и на другую. Есть даже такое выражение «интеллект на кончиках пальцев».
Не останется без внимания звукопроизношение. При общем недоразвитии речи, как правило, есть трудности с выговариванием целого ряда звуков, что тоже является пластом работы логопеда. Такой комплексный подход способствует преодолению трудностей и положительно влияет на развитие ребенка в целом.
Шаг 2. Ваша поддержка.
Логопед сделает все, что в его силах, но только одной работы специалиста не достаточно. У ребенка должна появиться заинтересованность в том, чтобы говорить, в том, чтобы сообщать что-то о себе окружающему миру и, в первую очередь, самым близким людям.
Чуть позже мы расскажем, как может сказаться недоразвитие речи на эмоциональном состоянии ребенка. Сейчас же только отметим, что правильное построение фраз, подбор нужных слов, поиск ответов, на заданные взрослым вопросы, выговаривание искусственно поставленных звуков – все это сложная работа для малыша, и он должен быть уверен, что вы подождете, когда он с ней справится и поможете, если это необходимо. Вы должны быть чрезвычайно терпеливы и внимательны в момент общения с плохо говорящим ребенком.
Только если он будет видеть, что какой бы некрасивой и неправильной не была его речь, окружающим важно, что он говорит с ними, что он пытается выстроить с ними взаимодействие, — ребенок сможет поверить, что его принимают таким какой он есть. И, следовательно, у него будет меньше страхов и больше ресурсов, чтобы преодолеть все сложности.
Специалисты, к которым следует обратиться
Зачастую нарушения речи сопровождаются неврологической патологией, которая выражается замедленными темпами созревания нервной системы. Поэтому грамотный специалист назначит специальные препараты, которые будут способствовать и стимулировать ее дозревание. Соответственно, лечить маленького пациента будет врач-невропатолог.
Некоторые дети испытывают психологические трудности, когда их слова, словосочетания и предложения непонятны сверстникам и родным. Поэтому для того чтобы справиться с ними и не довести ребенка до логофобии (боязни говорить), подключается детский психолог. К тому же у дошкольников с ОНР страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление.
Логопед. Основная роль в преодолении вышеуказанных нарушений отводится именно этому специалисту, который проведет грамотную диагностику, определит степень речевого развития, наметит план занятий, цели и задачи. При ОНР 1 уровня необходим индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку, так как нарушения речи многообразны. Идеальным решением будет посещение ребенком логопедического детского сада.
Детальная характеристика ОНР 1 степени
Ребенок с данным диагнозом крайне ограничен в средствах общения. В активном словарном запасе можно выделить лишь небольшое количество слов, которые употребляются в обиходе, при этом произношение каждого происходит нечетко. К таким фразам также могут добавляться различные звукоподражания или обычные звуки.
Дети в большинстве случаев в общении используют свою мимику и жесты, не разделяя комплексы для описания качеств, действий или предметов. Чаще всего детский лепет расценивается однословным предложением, которые повторяется многократно.
Ребенок не дифференцирует обозначения предмета и действия. То есть любое действие, он может охарактеризовать предметом, например, глагол открывать заменяется словом дверь, которое чаще всего произносится нечетко. Такой же эффект наблюдается и в обратном, то есть предмет заменяется действием. Самым распространенным примером считается замена слова «кровать» на глагол «пат» (спать). Из-за скудного словарного запаса одно слово может быть многозначным.
Речь таких детей полностью лишена флексий, в результате чего все слова употребляются лишь в корневой форме. Каждый лепетной элемент сопровождается активной жестикуляцией в качестве дополнительной поддержки в пояснении.
При отсутствии ориентирующих признаков ребенок не сможет отличить множественную и единственную формы существительного, а также прошедшее время глагола или мужской и женский род. У большинства детей наблюдается полное отсутствие понимания предлогов.
Характеристика слухоречевой стороны при ОНР 1 уровня заключается в фонетической неопределенности. При воспроизведении звуков наблюдается диффузный характер, что объясняется недостаточно развитой артикуляцией, а также низкой способностью к звуковому распознанию. Чаще всего дефектные звуки доминирует над верным произношением. При ОНР 1 уровня дети не могут различать и воспринимать слоговую структуру.
Принципы терапии
Коррекция и лечение данной патологии проводится несколькими специалистами, которые используют различные методы и методики:
- Начинать работать логопеду следует с развития понимания речи окружающих.
- Постепенно накапливать средства общения (увеличение словарного запаса, расширение значений слов, формирование правильного звукопроизношения).
- Усвоение различных форм общения.
Коррекционная логопедическая работа должна сочетаться с сопутствующим лечением – приемом лекарственных препаратов, физиотерапией, которые будут способствовать и стимулировать созревание центральной нервной системы.
Особое внимание следует уделять мелкой моторике, так как тренировка мышечного тонуса пальцев рук способствует активизации центров головного мозга, ответственных за речь. Доказали свою эффективность пальчиковая гимнастика, игры со льдом, с тестом, наждачной бумагой, контрастные ванны для рук, аппликатор Кузнецова и др.
Благоприятный прогноз в том случае, когда патология выявлена вовремя и начато своевременное лечение и логокоррекционное воздействие. Если же родители не заинтересованы, то последствия будут печальными.
Профилактика
Профилактические мероприятия плавно вытекают из причин появления нарушений:
- Для женщины, планирующей стать мамой, важно подготовить себя и свой организм к вынашиванию малыша, тщательно следить за собой, наблюдаться у врача, следовать всем его рекомендациям.
- К сожалению, момент родов не всегда зависит от будущей матери – основную роль здесь играет медицинский персонал, а точнее профессионализм и ответственность каждого конкретного работника. Женщина, в свою очередь, может позитивно настроиться на процесс родов.
- Первый год жизни малыша – самый важный. Чем раньше удается обнаружить нарушение, тем скорее можно начать лечение и коррекционную работу.
Рекомендации
Одна из самых главных и важных рекомендаций – совместная работа ребенка, родителей и специалистов (врачей, логопеда, психолога, воспитателя).
Ведь если дошкольник посещает логопеда, занимается с ним, а дома не прикладывает никаких усилий к закреплению отработанных навыков, должного и нужного эффекта не будет или придется его ждать значительное количество времени. Многие родители считают, что если с ребенком занимается логопед или психолог, то этого вполне достаточно и им ничего не нужно делать. Это не так, все новые умения и достижения детей должны повторяться и совершенствоваться в привычных ситуациях, у них должна вырабатываться привычка произносить звуки или слова правильно.