1) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
2) автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
3) автоматизация звука в предложениях;
4) автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
5) автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
6) автоматизация звука в разговорной речи.
Лексический материал, подбираемый логопедом для автоматизации звуков (равно как и для дифференциации), должен отвечать специальным фонетическим требованиям. Прежде всего в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. В то же время не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков, т. е. тех, которыми он еще не овладел. Иначе у него будет закрепляться неправильное произношение.
Кроме того, необходимо учитывать и смысловую доступность лексического материала.
Логопед должен стремиться также к тому, чтобы в процессе работы над автоматизацией любого звука смысловой речевой материал преобладал над чисто слоговыми упражнениями.
Необходимым условием быстрейшей автоматизации звука является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. От неторопливого, утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, скороговорок. Только в таком случае осуществляется быстрое и прочное закрепление правильного произношения поставленного звука.
Требование соблюдения строгой последовательности в работе над автоматизацией звука предусматривает постепенное усложнение лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным — от элементарного повторения слов за логопедом к называнию предметов, действии, описанию простейших ситуаций, изображенных на картинке, воспроизведению по памяти стихов, чистоговорок, скороговорок и далее к пересказу коротких рассказов, составлению рассказов по серии картин и, наконец, к свободному речевому общению.
Особого внимания заслуживает вопрос о порядке исправления неправильно произносимых звуков. Понятно, что, когда ребенок не владеет правильным произношением одного — трех звуков, не может быть речи о специальной системе. Но, как известно, чаще встречается сложная дислалия, при которой оказывается нарушенным большое число фонем, принадлежащих к разным фонетическим группам.
Этот порядок должен прежде всего отвечать дидактическому принципу последовательного перехода от более легкого к более трудному. Установлено, что исправлять недостатки произношения свистящих согласных значительно легче, чем шипящих. Поэтому, если у ребенка имеются дефекты в произношении и тех и других согласных, начинать надо с работы над звуками с, с’, з, з’, ц.
Исходя из того же принципа сначала работают над постановкой звука
л, а
уж потом
р.
Статья по логопедии на тему «Автоматизация звуков: традиционные и инновационные технологии
Автоматизация звуков: традиционные и инновационные технологии
Согласно традиционной методике последовательное устранение нарушений звукопроизношения состоит из нескольких этапов: подготовительного, формирования первичных произносительных умений и навыков и этапа формирования коммуникативных умений и навыков.
Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу.
При автоматизации необходимо соблюдать принцип от простого к сложному, строгую ее последовательность — от автоматизации изолированного звука до закрепления его произношения в тексте, т.е. постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и, в конечном итоге, в самостоятельную речь.
Автоматизация звука может осуществляться традиционными и инновационными методами. Применительно к педагогическому процессу понятие инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. В педагогике и логопедии «инновации» смело заявляют о себе. Выходят новые книги, публикации [1; 11 и др.].
По мнению д-ра пед. наук А.В. Хуторского [12], в педагогической инноватике следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, то нововведением (или инновацией) в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Особенность инновационного процесса — его циклический характер, нововведение проходит следующую структуру этапов: возникновение, быстрый рост в борьбе с оппонентами, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизация, кризис, финиш [12]. Формулировка «инновационные технологии» может также отражать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения устной или письменной речи, а также программно-аппаратные технологии, помогающие логопеду в работе. Ниже рассмотрены традиционные и инновационные технологии, используемые в современной логопедии относительно автоматизации звуков.
Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации (звук [с] — шум воды; звук [ш] — «песенка» змеи; звук [з] — «песенка» комарика и пр.). На изолированном произношении звука не рекомендуется задерживаться длительное время, поскольку минимальной произносительной единицей является не звук, а слог, в составе которого на произнесение и звучание данного звука влияют соседние с ним звуки (явление коартикуляции). Вместе с тем недопустимо переходить к автоматизации звука в слогах преждевременно, т.е. до получения правильного и устойчивого изолированного его звучания.
Особенности автоматизации звука в слогах зависят от характеристики отрабатываемого звука по способу образования. Так, по традиционной методике щелевые звуки предлагается автоматизировать в нижеуказанной последовательности: в прямых слогах (са, со, су, сы, сэ), обратных слогах (ас, ос, ус, ыс, ис, эс), слогах с интервокальной позицией согласного (аса, оса, уса, иса, ыса), в слогах со стечением согласных (сма, ска, сва, ста). Автоматизацию смычных и смычно-щелевых (аффрикат) звуков начинают со слогов первых двух типов, т.е. с включения звука в обратные слоги (ац, оц, уц, ыц, иц), после чего переходят к прямым (ца, цо, цу, цы, це).
Для автоматизации звука ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо выполняет специальные упражнения (например, договаривает за логопедом с опорой на картинки последний слог в слове: ли…са, воло…сы, колба…са, бу…сы).
При автоматизации звука в слоге целесообразно развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Для этого предлагаются задания на определение места звука в слоге, последовательности и количества звуков в нем, составление слога из данных звуков, преобразование слога с изменением местоположения звуков (са — ас, со — ос).
Для автоматизации звука в словах первоначально предлагаются слова с уже отработанными в слогах звукосочетаниями (сани, коСА, ОкСАна). Автоматизируемый звук в словах должен занимать различную фонетическую позицию — в начале слова, конце и середине (исключение составляет лишь положение звонкого согласного в конце и середине слова перед глухим согласным, поскольку в этих случаях имеет место оглушение звонкого звука). Предлагаемые в качестве речевого материала слова постепенно усложняются с точки зрения количества слогов и их структуры. В первую очередь отрабатываются слова, состоящие из двух прямых слогов (шина). Далее число слогов возрастает (маШина) и наконец вводятся слова со стечением согласных. В последующем ребенок произносит слова, в которых автоматизируемый звук встречается более одного раза (стамеСка, штаниШки).
Правильное произношение звука в словах закрепляется как в процессе повторения слов за логопедом, так и в ходе специальных игр и упражнений. Параллельно решаются задачи развития фонематического анализа (простых и сложных форм), синтеза, представлений с использованием картинок и звуковых схем слов. Например, ребенку предлагается назвать ряд предметных картинок и распределить их под соответствующими схемами, указывающими местоположение отрабатываемого звука в слове (в начале, середине, конце); назвать картинки и, выделив начальный звук в каждом из слов, составить из них новое слово; самостоятельно подобрать слова, содержащие заданный звук.
На этапе автоматизации звука в слове у детей развиваются навыки словоизменения и словообразования. Этому способствуют традиционные упражнения, направленные на совершенствование умений изменения числа имен существительных в именительном (коСа — коСы, шапка — шапки, шаР — шаРы), родительном (коСа — много коС, шапка — много шапок, шаР — много шаРов) падежах, образование относительных имен прилагательных (сок кЛубники — кЛубничный, ябЛока — ябЛочный).
Логопедическая работа по автоматизации звука во фразе проводится при закреплении произнесения ребенком предложений с уже отработанными на предыдущих этапах словами (Соня ест суп. Сумка стоит на скамейке). В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику. Работа осуществляется либо путем повторения ребенком предъявляемого логопедом речевого материала, либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы логопеда, опорные слова и схемы предложений. Это создает также условия для развития навыков языкового анализа и синтеза, т.е. определения ребенком количества и последовательности слов в предложении, места указанного слова, составления фраз из слов, предъявленных как в ненарушенной, так и в нарушенной последовательности, как в правильной, так и в начальной грамматической форме.
Работу по автоматизации звука в тексте рекомендуется начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. В дальнейшем правильное произношение закрепляется на материале прозаического текста посредством использования следующих видов заданий: составление пересказа с опорой (а затем без нее) на наглядность в виде сюжетных картинок; составление рассказа по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке; составление рассказа по данному началу, опорным словам, на заданную тему и пр. Подобного рода задания, помимо автоматизации звуков, способствуют реализации задач, связанных с развитием навыков смыслового программирования и языкового оформления текста, формированию речевой коммуникации в целом.
Успешность применения традиционных методик не исключает использования инноваций.
К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии. Для специалиста они представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности [10]. Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.
К сожалению, выпуск компьютерного видеофонатора «Видимая речь» (Speechviewer) для работы с заикающимися, детьми с ринолалией и дизартрией и первого блока компьютерных программ «Дэльфа» («Дэльфа-141» — серийно «Фонема», «Дэльфа-142») для работы над интонационно-ритмической стороной устной речи, слоговой структурой, коррекцией открытой ринолалии, закреплением правильного произнесения отдельных звуков в настоящее время прекращен. Второй блок программы посвящен работе над письменной речью. Сценарий написан логопедом, профессором О.Е. Грибовой [5].
Появились программы, которые могут приобрести и частные лица: компьютерное пособие «Развитие речи. Учимся говорить правильно», предназначенное для речевого развития и обучения чтению (авторы Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко [2]); компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», направленная на преодоление нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также вторичных речевых нарушений (автор Л.Р. Лизунова [9]); развивающая игра «Баба Яга учится читать», представляющая собой методику опережающего чтения «Баба Яга, пойди туда, не знаю куда…», направленная на развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения; для детей школьного возраста «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе» [4].
Логопедическая ритмика как система работы появилась, конечно, не сейчас. На данный момент имеется огромное количество инновационных разработок и публикаций. Кроме ставших классикой наиболее полных пособий Г.А. Волковой и Г.Р. Шашкиной, привлекают внимание множество книг, касающихся возможности использовать логоритмику при том или ином речевом нарушении, в тот или иной возрастной период (например, пособия Е.С. Анищенковой, Р.Л. Бабушкиной, М.Ю. Картушиной, О.А. Новиковской, Т.С. Овчинниковой и др.). Конечно же, это зрелая, получившая широкое распространение инновация, активно используемая в коррекции звукопроизношения.
Одним из инновационных, достаточно действенных приемов в дошкольной и школьной педагогике можно считать мнемотехнику, с помощью которой дети составляют описательные и творческие коллективные рассказы, пересказывают, разучивают стихотворения. Такая техника позволяет работать над развитием всех сторон речи, а также неречевых психических функций.
В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок со всем заложенным в них богатством языка («Сказка о веселом язычке», «Сказки о буквах»). Сейчас интенсивно развиваются такое явление, как логосказки (логопедические сказки О.И. Ивановской), методы, описанные в книгах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко.
Интересно также использование биоэнергопластики. Сам термин немногим, наверное, знаком, однако большинство логопедов, быть может, чисто интуитивно применяют эту методику в своей работе. Термин имеет два значения: с одной стороны — это уроки пластики тела, с другой — содружественные движения руки и языка (движения кистей рук имитируют при этом движения частей артикуляционного аппарата). В логопедии, естественно, большее распространение при автоматизации звуков получила вторая трактовка.
К инновационным технологиям относятся и техники арт- и песочной терапии, используемые на логопедических занятиях. Каждая из них может стать темой отдельного исследования.
Таким образом, процесс внедрения и освоения педагогических новшеств находится в одних случаях на этапе роста, в других — наибольшего распространения.
При подборе речевого материала на всех этапах логопедической работы по автоматизации правильного звукопроизношения следует руководствоваться требованиями, изложенными ниже.
· Соблюдение онтогенетического принципа, согласно которому из речевого материала исключаются слова, содержащие звуки более позднего онтогенеза, чем автоматизируемый. Это позволяет сосредоточить внимание ребенка только на отрабатываемом звуке и препятствует созданию дополнительных артикуляторных трудностей (они неизбежно возникают при дефективном произношении этих звуков).
· Исключение материала, содержащего звуки, акустически и артикуляторно близкие автоматизируемому (например, при закреплении произношения звука [с] неправомерно предлагать слова типа сушка, свеча, стужа, включающие в свой состав шипящие звуки).
· Доступность речевого и наглядного материала для понимания ребенком данного возраста.
Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука — овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. На этом этапе следует отметить значительную роль микросоциального окружения ребенка. Так, взрослым необходимо следить за его речью и требовать правильного произношения звуков, что позволит существенно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия.
Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации»), а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Ростов н/Д., 2008.
2. Аствацатуров Г.О., Шевченко Л.Е. Учимся говорить правильно. М., 2008.
3. Белякова Л.И. Использование новых технологий в логопедии // Школьный логопед. 2007. № 3. С. 55—58.
4. Варченко В.И. и др. Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе. Калининград, 2009.
5. Грибова О.Е. Методика работы с тренажером «Дэльфа-142». М., 2002.
6. Инновационные технологии // https://ru.wikipedia.org.
7. Кендрик Л. Коррекция речевых патологий с применением миофункциональных трейнеров // https://www.logopedplus.ru/parents/ ortodont/ correction.html.
8. Кукушкина О.И. и др. Информационные технологии в обучении произношению. М., 2004.
9. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе // https://sputnik.master telecom.ru/Seans/Pedsovet/forum/indexb1e2.html showtopic=405.
10. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов. Волгоград, 2008.
11. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. М., 2009.
12. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика — рычаг образования // Инновации в образовании: VII Всероссийская дистанционная научно-практическая конференция. https://www.eidos.ru/journal/2005/0910-19.html.