Буква «Ш» считается одной из наиболее сложных в произношении. Чтобы добиться ясной речи у детей, проводят логопедические занятия – сначала по постановке, а затем по автоматизации шипящих звуков. Отработка – завершающий, но очень важный этап. Она нужна для формирования условно-рефлекторных связей в коре головного мозга. Когда процесс завершен, ребенок начинает говорить правильно бессознательно, без какого-либо контроля и энергозатрат.
Что нужно знать об автоматизации звуков?
Особенности развития речи таковы, что сначала ребенок начинает произносить изолированный звук. Правильное произношение в словах и предложениях детям дается сложнее и требует некоторых усилий. Например, часто можно встретить ситуацию, когда малыш ясно и четко шипит «Шшш», но вместо «шапки» продолжает говорить «сапка». Или в спокойном состоянии произносит слова правильно, а при эмоциональном возбуждении начинает «проглатывать» или заменять звуки. Это значит, что в коре головного мозга условно-рефлекторные связи сформированы не до конца. Для завершения процесса и доведения правильного произношения до автоматизма нужны тренировки.
Автоматизация шипящих звуков проводится поэтапно в определенной последовательности. Сначала делается постановка [ш], детали которой можно узнать здесь. После того как ребенок произносит отдельный звук верно, проводится его отработка:
- в слогах;
- в словах;
- в предложениях;
- в стихах;
- в рассказах;
- в самостоятельной речи.
Важно соблюдать именно такую последовательность. Нельзя переходить на следующий уровень сложности, если на предыдущем звук еще не отработан. Ребенок будет делать ошибки, и это может привести к формированию неправильных условно-рефлекторных связей.
Правила успешной автоматизации
При автоматизации звука важную роль играет правильная постановка речевого аппарата. Иногда дети забывают после занятий с логопедом, как работают язык, губы при произношении проблемного звука. Перед каждым занятием нужно проговаривать верную позицию. Работу следует проводить до упражнений со слогами.
С чего начать работу
Ребенок и взрослый должны понимать, где находится язык, как расположены зубы, губы. Это непросто понять, когда рядом нет помощника-профессионала. При произношении звука Ш губы выдвигаются вперед, зубы должны быть частично замкнуты. Язык вытягивается вперед, кончик поднимается к небу, не касаясь его. Боковые стороны органа должны соприкасаться с коренными зубами. Голосовые связки не участвуют в произношении, голоса нет.
При автоматизации в домашних условиях нужно проговорить с ребенком правильную артикуляцию перед выполнением заданий:
- вытяни губы вперед, представь, что это труба или трубочка;
- язык вытяни вперед к зубам, приподними кончик вверх, нащупай небо;
- опусти немного язык вниз, чтобы он не касался неба, образуй щель между ними;
- представь, что язык − это чашечка, из которой кошечка будет лакать молочко, нужно, чтобы оно не пролилось, сделай ее глубокой (нужно показать, что края органа должны касаться коренных зубов);
- попробуй произнести звук без участия голоса, как будто шипит змея.
Родители начинают работу над автоматизацией звука, убедившись, что ребенок владеет правильной артикуляцией, может повторить его несколько раз без грубых нарушений.
Артикуляционная разминка
Для успешной автоматизации каждое занятие должно начинаться с артикуляционной разминки. Она позволяет разогреть мышцы речевого аппарата. Проводить ее необходимо детям и взрослым. Для подготовки артикуляционного аппарата используют классические упражнения, направленные на оттачивание произношения звука Ш: лопата, маляр, пирожок.
Лопата
Упражнение помогает преодолевать тонус мышц посредством расслабления органов артикуляции. Нужно высунуть язык вперед, сначала он может быть напряженным. После детям предлагается улыбнуться, но без напряжения губ. Конец языка ложится на нижнюю губу, боковые стороны легко соприкасаются с уголками рта. Нужно добиться расслабления органа, продержаться в таком положении следует несколько секунд. В последующие разы можно увеличивать время расслабления для тренировки мышц. Упражнение «Лопата» − базовое при коррекции шипящих звуков.
Маляр
Детям предлагается представить себя маляром, которому нужно покрасить нёбо. Для этого следует приоткрыть рот в легкой улыбке, без напряжения губ. Челюсть должна быть вне движения. Упражнение сложное, подразумевает «покраску» верхней части рта языком от глотки к зубам и обратно. Важно: ребенок должен держать язык в постоянном напряжении, контролировать его, чтобы он не вышел наружу. Задание позволяет малышу понять, как и куда нужно направлять язык при постановке звука Ш.
Пирожок
Упражнение часто применяется в логопедии, является сложным, тренирует боковые мышцы языка. Не стоит расстраиваться, если ребенок не выполнил задание с первого раза. Не каждый взрослый сможет повторить за логопедом движения. У детей при регулярных занятиях успех приходит на 5-7-й день.
Нужно расслабить язык, как в упражнении «Лопата», чтобы он лежал спокойно на нижней губе. После попросить малыша, не напрягая орган, постараться загнуть боковые его части вовнутрь, образуя воронку. В результате в зеркале малыш должен увидеть смешной «пирожок» из языка. Продержаться в таком положении необходимо 5-10 секунд.
Тренировать нужно не только органы артикуляционного аппарата перед автоматизацией, но и правильное дыхание.
Логопеды советуют для развития дыхания у малышей использовать мыльные пузыри, трубочки, свистульки, снежинки из бумаги или ватные шарики, которые нужно сдуть. С дошкольником можно поиграть в день рождения, задуть свечи на торте или пироге, который мама приготовила для куклы. Взрослому можно надувать воздушные шары.
Рекомендации
Закрепление правильного произношения звука в речи называется автоматизацией. К процессу нельзя подходить легкомысленно. Важно переходить на данный этап только после регулярных артикуляционных гимнастик, когда у малыша появляются успехи в правильной артикуляции, постановке. Автоматизация звука Ш происходит в словах, предложениях, тексте. Начинать всегда нужно с легкого, и постепенно переходить к сложному: от слога к слову, от предложения к тексту.
Автоматизация звука Ш в словах подразумевает соблюдение правил:
- нельзя, если есть проблемы с несколькими согласными буквами, автоматизировать сразу в совокупности те, что человек путает в речи: Ш, С, Щ, Ж, З и т. д.;
- переходить к закреплению звука нужно после того, как человек научится произносить его автономно несколько раз подряд;
- в процессе автоматизации у ребенка нужно использовать наглядный материал, чтобы было интересно учиться (карточки, раскраски, кубики и т. д.);
- перед выполнением упражнений и чтением всегда разогревают артикуляционные мышцы с помощью гимнастики;
- при автоматизации придерживаться правила − действовать от простого к сложному;
- заниматься нужно ежедневно, не нагружая ребенка, взрослого (дошкольник − 15 минут, школьник − 20-25 минут, взрослый − 30-40).
Автоматизация звука Ш сложный, но интересный процесс. Результат, длительность исправления будет зависеть от причины неверного произношения. Нужно подходить индивидуально к каждому отдельному случаю. Если родителям не удается на протяжении длительного времени скорректировать произношение, нужна помощь логопеда. Возможно, причиной проблемы является особенность строения речевого аппарата, тогда одновременно с логопедическими занятиями понадобится помощь медиков.
Основные методы постановки звука «Ш»
Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.
Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».
Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.
Почему не шипит буква «Ш»
Причины неправильного произношения могут быть следующими:
- Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Кроме того, качество произносимого звука зависит от развитости речевого аппарата.
- Длительное использовании соски. Этот предмет портит прикус, что приводит к искаженному выговариванию свистящих и шипящих.
- «Сюсюканье» с ребенком. Повторяя за старшими, дети коверкают речь.
- Повторение некорректного произношения за взрослыми, у которых есть дефекты речи.
- Плохо развиты память, мышление и внимание.
- Нарушение речевого слуха (в некоторых случаях может развиваться дислексия).
Если после домашних занятий ребенок так и не выговаривает букву «Ш», стоит обратиться к логопеду.
Видео о постановке звука «Ш» ребенку
Как поставить звук Ш ребёнку за 1 минуту:
Логопедические игры
Логопедические игры на звук «ш», как и любые развлекательные занятия при отработке трудных звуков, нравятся малышу. Они помогают не только весело провести время, но и сформировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение верно употреблять данный звук в речи. Также логопедические игры заинтересовывают детей в дальнейшей работе, что помогает существенно ускорить прогресс обучения.
Автоматизация звука
Автоматизация «ш» происходит при работе со слогами, словами и предложениями. Для более приятного времяпрепровождения можно купить специальные раскраски, картинки, карточки или альбом для рисования, где вместе с ребенком можно будет изображать иллюстрации. Малыш будет рисовать и одновременно проговаривать, тем самым закрепляя навыки.
В игровой форме проводятся следующие мероприятия:
- Сначала произносятся отдельные слоги: шо-ша-шу-шэ-ши,
- Затем добавляются слова: шашка, шоссе, шишки,
- И после можно переходить к предложениям, скороговоркам: шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Как научить ребенка говорить шипящие звуки “ш” и “ж” правильно
Игры на закрепление звука
У логопедов есть особая тактика в подходе к занятиям: ребёнку предлагают те задания, которые ему нравятся. Играющих детей в разы проще обучить, чем тех, которым скучно.
Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:
- «Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.
- «Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.
- «Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.
Скороговорки на страже дикции
Предлагаем запомнить и проговаривать следующие чистоговорки для дошкольников. Их существует очень много, вы можете выбрать для запоминания любые.
Вот несколько скороговорок на звук Ж.
А так можно тренировать звук Ш.
Скороговорки со звуком |tʃ|
- Cherry teaches children at church. Cherry also checks the rooms and does chores.
- The teacher changed the question in the challenge. The challengers changed the answers for the question.
- Charles is a cheerful chicken farmer. A poacher is watching Charles’ chickens choosing which to snatch, and chuckles at the chance of a choice chicken to chew for his lunch. But the chuckle reaches Charles who chases the poacher and catches him.
В качестве песенного примера классическая “We Are The Champions” группы Queen.
С 0:38 – по 1:17