Как выбрать логопеда / дефектолога для ребенка


Когда начинать тревожиться, а когда – просто ждать?

— Бывает, родители жалуются, что ребенок долго не начинает говорить. Что значит «долго»?

— У «безречья» могут быть разные причины. Не говорят дети не только с нарушением речи, но и при нарушении слуха, интеллекта, расстройствах аутистического спектра.

«Долго» — это когда ребенку год, а он не откликается на свое имя, не понимает простого обращения («идем спать», «мыть ручки» и т.п.). Либо когда после трех лет ребенок понимает обращенную речь, у него много жестов, но самостоятельной речи нет.

Если при этом ребенок излишне «самостоятелен», не смотрит в глаза, избегает телесного контакта или, наоборот, излишне любит объятия, если у него снижено чувство боли, то нужно быстрее обращаться к специалисту.

В этих случаях нужно в первую очередь проверить слух, лучше не один раз. Посетить невролога, в два года получить консультацию логопеда. Есть такое замечательное исследование – вызванные потенциалы (метод исследования нервной системы, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга в ответ на какое-либо воздействие – прим.Ред.), оно достаточно объективно.

— Какие особенности в развитии речи ребенка должны вызывать тревогу родителей? В каком случае нужно немедленно обратиться к специалисту, а когда лучше подождать?

— В том, что касается речи, я не люблю ждать. Допустимо до года не произносить слова, до двух лет может не быть короткой фразы, а до трех лет — развернутой. Если до двух лет ребёнок социален, коммуникативен, хорошо понимает обращённую речь, то ещё три-четыре месяца наблюдаем. Но три года – это «рубикон». В пять лет речь заканчивает своё развитие, оставляя возможность на протяжении всей жизни копить словарь. Если появление звукокомплексов (сочетания звуков, например «ау» — прим. Ред.), слов и предложений не укладывается в сроки, это повод показаться врачу и логопеду.

Тревожиться надо, если у ребенка бедный лексикон (словарь не по возрасту); неправильное употребление слов – речевые аграмматизмы; несвязная речь (плохо пересказывает сказки); не выговаривание звуков и, возможно, особенности формирования фонематического слуха.

Кроме этого, нужно обращать внимание на понимание обращённой речи, умение коммуницировать и эмоциональное развитие ребёнка.

— Наиболее часто встречающиеся причины нарушений речи – нейробиологические, анатомические (строение речевого аппарата), психологические или еще какие-нибудь?

— Чаще всего невозможно назвать одну конкретную причину. Скажем, мама курила по пачке в день (пример из практики) – это может быть причиной.

Если это проблемы со звукопроизношением, то причины могут быть и в нарушении строения артикуляционного аппарата или мышечного тонуса, и сочетанными.

Если ребёнок не говорит, например, при моторной алалии (отсутствии или недоразвитии речи у ребенка при нормальном слухе – прим. Ред.), чаще всего это патология беременности и родов: быстрые или затяжные роды, асфиксия.

Всё чаще первопричиной нарушений речи называют шейно-головные травмы во время родов.

Так считали, в частности, А. Ю. Ратнер и П. Г. Замаратский. «Достаточно 10-15 мин. кислородного голодания мозга, чтобы это отразилось на его функционировании. У 70-80% новорождённых детей страдает шейный отдел спинного мозга, у 35-40% — грудной и поясничный отдел», — писал профессор Ратнер. В будущем это выливается в головные боли, речевые проблемы, сложности с усвоением учебной программы, непослушание, неадекватное поведение.

Когда необходимо обратиться к логопеду

К логопеду обратиться стоит, если:
— двухлетний ребенок еще не говорит; — речь трехлетнего ребенка остается невнятной и непонятной для окружающих; — для своего возраста ребенок имеет маленький словарный запас (к примеру, к году еще не говорит вообще; а к пяти годам звукопроизношение так и не сформировалось); — ребенок часто запинается или заикается; — пятилетний ребенок не умеет согласовывать слова в предложении и говорит односложно; — вы начинаете подготовку к школе; — школьная программа по чтению и письму дается ребенку тяжело, он допускает нелепые ошибки, зная правила.

Итак, если обращение к логопеду для вас – необходимость, стоит подыскать квалифицированного специалиста, основываясь на ряде критериев.

Если ребенка дразнят за картавость-шепелявость

— Насколько усердно можно заниматься с ребенком развитием речи, чтобы не вызвать других проблем – психологических?

— Сейчас есть яркая тенденция к тому, чтобы поголовно со всеми детьми заниматься как можно раньше: «чтение с пеленок», «говорить раньше, чем ходить» и т. д.

Я категорически против, когда ребёнка развивают для профилактики: «пусть ребёнок позанимается, хуже не будет». Я считаю, что будет хуже.

И последствия могут быть отсроченными. Потому что те люди, которые в детстве вместо игры просиживали на занятиях, чтобы выучить пару-тройку английских слов, во взрослой жизни пытаются «поиграть в жизнь» и «в дочки-матери».

Дошкольник не обязан обучаться, у него другая ведущая деятельность – игра. До школы ребенок должен уметь качественно и много играть, уметь взаимодействовать в игре, понимать правила, соответствовать предложенной роли. Как это ни парадоксально прозвучит в устах логопеда, но лучше пусть шепелявят, но только катаются с гор и играют в прятки. Пользы для дальнейшей социальной жизни будет больше.

Единственно, когда логопед должен быть непримирим, это если у ребенка нет совсем речи и нарушена коммуникация.

— Часто ли родители жалуются, что их детей дразнят сверстники из-за нарушений речи?

— Дети не очень хорошо слышат и различают нарушения звукопроизношения. У меня было два прекрасных мальчика. Миша не выговаривал [р], учился во втором классе, на учёбу [р] не влияло, оценки были хорошие. Ничего исправлять он не хотел — его всё устраивало. Мама в качестве мотивации к занятиям сказала, что нужно исправить, иначе будут ребята дразнить. На что Миша ответил: «Какие они тогда друзья?»

Второй мальчик, Виталий, учился в шестом классе, звуков для исправления было чуть больше, в остальном ситуация похожая. Мама к сыну обратилась с той же мотивацией, ответ был такой: «С чего это вдруг будут дразнить? Почему раньше не дразнили?»

Звуки я рекомендую всё-таки поставить, и лучше до школы, чтобы в дальнейшем не сужать спектр доступных профессий. Дикторы, лекторы, политики – все они должны иметь чёткую, внятную речь с правильным звучанием звуков.

Кроме того, неправильное звукопроизношение часто сопровождается нарушением фонематического слуха, а значит, если не корригировать, то будут ошибки на письме.

Как выбрать логопеда / дефектолога для ребенка


Довольно частый вопрос – ребенок не хочет заниматься с логопедом. Сначала частный случай. Красочное описание типичного занятий с дефектологом от внимательной и думающей мамы с текущего практикума. К сожалению, частое. Ребенок над специалистом издевается или специалист не попал в потребности ребенка?

“Сегодня были с сыном у дефектолога, и я посмотрела на все происходящее с точки зрения уровней развития, о которых вы говорили. Дефектолог пытается чему-то учить сына, понятиям “большой-маленький”, словам, цветам, сортировке… Сын ничего не выполняет из ее заданий. Почти ничего. И у него совсем нет мотивации. А я плачу за это деньги. Например, она разбирает перед ним матрешку, и сын должен показать, где большая, а где – маленькая. А сын просто берет одну из матрешек и много раз открывает ее (откручивает) и закрывает… Игнорируя все вопросы. И как дефектолог не пыталась вытащить из него анализ размера матрешек… Он только брал каждую и открывал-закрывал… Она ждет, что он положит фигурки животных на соответствующие картинки… А он вообще не слушает преподавателя, просто теребит в руках каждую фигурку, а когда надоест – кладет абы куда, без раздумий. И в определенный момент отшвыривает все со словами: “Все! Все! Все”. Мне пока непонятно, как компенсировать его отставание в развитии. Но явно, это надо делать через сенсомоторный уровень.”

Итак, по пунктам.

Как выбрать логопеда для ребенка? Рынок богат. Что, на мой взгляд, значит “хороший логопед, дефектолог“?

1) Если логопед приходит, раскладывает свои методички и выдергивает ребенка из его деятельности по созданию домика для собачки, игры с кастрюлями или с веревочкой, например, то смотрите, что она предлагает взамен. Если методичку, на которую ребенок не реагирует эмоционально – задумайтесь. Ребенок хорошо усваивает информацию при эмоциональном включении. И не только ребенок – мы тоже так лучше воспринимаем. Если его нет – ребенок устает и отключается.

При хорошем раскладе звуки ребенок говорить научится, но при эмоциональном включении могут опять возникнуть трудности. Т.е. в спокойной обстановке на занятиях с логопедом (если ребенок вообще согласится заниматься) ребенок научился говорить правильно. А вот когда ребенок будет заниматься чем-то своим и в игре, эмоционально включится, начнет вам на эмоциях говорить, то навык опять “слетит”.

Анастасия Платонова о занятиях логопеда с её ребенком пишет так: – “Занималась она с ним, пока Даня выделывал фортеля на шведской стенке – только так это работало.”

Любому навыку надо учится в максимально приближенных условиях к тем, в которых вы его собираетесь использовать. Речи нужно учиться в эмоционально насыщенной среде.

Мне вспоминается история, которую нам рассказывали в институте. Наш профессор по теории и методике физической культуры была консультантом в сборной страны по большому теннису. Она рассказала, как одна из спортсменок совершала много двойных ошибок на подаче. Тренировала подачу на каждой тренировке, но на игре опять ошибки. Выяснилось, что на тренировке выполняла подачу с пульсом ниже, чем у нее был на игре. Изменили методику, научилась выполнять подачу с пульсом выше и получили результат.

2) «Я работаю по методике…». Т.е. есть шаг 1, шаг 2, шаг 3 и косность. А если ребенок находится на 5 шаге, то первые 4 занятия будет скучно. Ребенок заскучает. Получается, что специалист не может подогнать методику под ребенка, а подгоняет ребенка под методику. Утрирую, но именно это называется отсутствием индивидуального подхода.

3) Спросите, почему у ребенка нет качественной речи. В чем логопед видит причину проблемы речи ребенка. Т.е, например, ребенок глотает звуки. В чем причина: дыхание не поставлено, артикуляционный аппарат плохо работает или с удержанием внимания проблема и все время торопиться «на поезд»? Как будут действовать на проблему ребенка выбранные логопедом упражнения? Как могут включиться в работу сами родители? Куда будет полезно еще походить ребенку?

И опять я обращусь к вашим комментариям. Из комментариев: “Олег, меня зовут Наташа. Я – логопед. Часто обращаются родители с молчащими детками, отправляю к прикладному кинезиологу. Что думаете?” Что я думаю? Думаю, что вы молодец. Хочется уметь все самому, но это невозможно. Я, как кинезотерапевт, в свою очередь отправляю детей на занятия к логопеду. Очень часто нужен комплексный взгляд и работа команды.

4) Спросите, какая методика подходит именно вашему ребенку и почему логопед решил использовать ее? Как у психотерапевтов есть разные методы – телесная психотерапия, психоанализ и т.д. Есть визуалы, есть тактильные/моторные ребята, есть слухачи. Как специалист будет подбирать вашему ребенку схему работы и по каким критериям? Как будет ее адаптировать? Важный вопрос, на который хочется получить ответ. Хочется понимать, что происходит.

5) Ребенку должно быть интересно на занятиях с логопедом. Значит он будет стараться. Если ребенку скучно, то он ничего делать не захочет. Если ребенку скучно – это проблема логопеда, а не ребенка. Нормальное взаимодействие с ребенком выглядит так: “Фёдор потом вечером спрашивал, когда ещё придет дядя с ним поиграть”.

Мастер, грамотный, умный, но не нашли общего языка с ребенком. Это нормально, так бывает и не надо этого бояться. Для меня это основной фактор для нахождения своего специалиста. Чтобы говорить нужна потребность делиться своими мыслями и переживаниями, нужно доверие. Если было скучно, то и делиться нечем, не доверяю – закрываюсь. Зачем тогда вообще говорить. Я умею говорить, но не говорю о том, что мне совершенно не интересно. Дальше я буду отказываться от такого рода занятий.

P.S. Логопед или дефектолог нужен сейчас большинству детей. Я не очень понимаю разницы в этих специалистах. Та хорошая работа, что я видел – специалисты перетекали из дефектолога в логопеда и обратно. Отставание от норм советского периода тотально. Говорящие дети в 1,5 года сейчас редкость. Для меня речь это сложное соединение трех частей пазла: моторика, мышление, общение. Моторика обеспечивает желание поделиться своей мыслью. Понимание специалиста с чем работаем и определяет род занятий. Ищите своего специалиста!

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.

Как проверить профессионализм логопеда?

— Когда специалист может помочь ребенку справиться с нарушениями речи, а когда — нет? Как определить, что проблема нерешаема и перестать досаждать ребенку упражнениями?

— Нельзя сдаваться и опускать руки. Помогают тем семьям, где есть железная воля и упорство родителей. Сам ребенок не может организовать себе занятия.

В детстве я часто ездила к бабушке в деревню. У бабушки была сестра. Во время своей беременности она упала с воза и сильно ударилась животом, ребенок родился больным. Не знаю, это семейная легенда или именно так всё и было, но Володя, ныне уже покойный, был из тех, кого беззлобно называют деревенскими дурачками. Он не говорил, если не считать пяти — десяти слов. Как профессионал я теперь понимаю, что Володе можно было помочь, если бы с ним занимались развитием речи в детстве. Но тогда это было невозможно, и родители, наверное, приняли случившееся как судьбу.

В институте нас учили: «любого ребёнка вы должны тянуть в норму». Конечно, не все, в силу тяжести проблемы, смогут дотянуть, но мы должны создавать все условия.

— Бывает, что один специалист помогает, а другой – нет. Как родителям правильно выстроить «маршрут» при поиске подходящего логопеда?

— Профессионализм – это моя больная тема. Я преподаю в университете и знаю, что вузы «трясёт» давно. Пересмотрены программы, сокращены часы преподавания. Но самая большая проблема, на мой взгляд, это заочная форма обучения логопедов, когда на практику отведено непозволительно мало времени. Клинические случаи, конкретные кейсы коррекции и обучения — это невозможно «пройти» самостоятельно.

Давайте попробуем дать конкретные советы по поиску логопеда:

Образование специалиста. Это диплом о высшем специальном (дефектологическом) образовании, лучше очной формы обучения.

Повышение квалификации и дополнительное образование. Например, если специалист позиционирует себя как профессионал в области коррекции речи детей с аутизмом, то он обязан знать АВА терапию. Если занимается коррекцией дизартрий (нарушением произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата – прим. Ред), то необходимы знания для проведения логопедического массажа, умение работать с просодикой (интонационно-выразительной окраской речи – прим.Ред.).

Преемственность: у кого логопед учился. Учитель должен быть уважаемым в профессии человеком. Конечно, хорошо иметь и обратную связь: знает ли учитель этого специалиста, ведь ученик — это «штучная» работа. Например, я ученица Марии Фёдоровны Фомичёвой.

В каких учреждениях работал специалист, и где работает сейчас. Есть так называемые «брендовые» места, которые позволяют судить о статусе. Правда, нужно еще спросить, как долго там человек проработал.

Следует задать конкретные вопросы по вашей проблеме. Например, умеет ли специалист работать с неговорящим ребёнком и какие системы работы знает. В логопедии, как ни странно это прозвучит, не существует методики работы с алалией. Есть методы, приемы, подходы, связанные с конкретными именами, но методики до сих пор нет. Важно, чтобы специалист не только назвал фамилии, но и рассказал, что именно он собирается делать.

Важно, сколько детей было в его практике. С малышом может заниматься и начинающий логопед, но родитель имеет право знать, что его ребёнок – профессиональный старт. Обычно такой специалист взамен предлагает старательность.

Логопед обязан дать прогноз и назвать количество необходимых занятий. Конечно, при сложных речевых нарушениях сделать это сразу не получится, но можно поставить промежуточные цели. Родителей не должен устраивать ответ «посмотрим, как пойдёт». Я обычно говорю: дайте мне несколько занятий, чтобы определить, как ребёнок со мной будет взаимодействовать. Ребёнок, как и взрослый, может быть не выспавшимся, взволнованным, «не в настроении» и т.д. А на следующем занятии всё будет по-другому: выспался, не капризничал, был сыт и работоспособен.

Важны профессиональные междисциплинарные связи – с кем сотрудничает логопед. Когда у ребёнка сложный диагноз, то важен комплексный подход в коррекции.

— Бесплатно консультацию логопеда можно получить только в детском саду или поликлинике. Как Вы оцениваете квалификацию логопедов, работающих в этих учреждениях?

— Бесплатные консультации есть только в государственных учреждениях, но там же могут быть и платные, сейчас это разрешено. Что касается квалификации, то она, как и совесть, или есть, или ее нет. Само учреждение ни при чём.

Мне кажется, проблема в формальном подходе к работе контролирующих органов, который сводится к проверке документации. Проблема еще и в том, что практически нет профессиональных ассоциаций. В профессиональном пространстве нет секций, круглых столов. А если есть, то они только платные. Вот здесь и ответ. Основной критерий – совесть специалиста. Только он сам, заплатив, может пойти и научиться — или купить сертификат, не обучаясь. Выбрать тему для самообразования и оттачивать мастерство — или остановиться на достигнутом.

Как найти хорошего логопеда и где искать?

Все больше и больше детей нуждаются в логопедической помощи. Но с ребенком должен работать профессионал. Как же найти такого профессионала и какими качествами он должен обладать? Правда в том, что профессионализм человека может определить только другой профессионал из этой же области. Т.е. лично Вы, если Вы сами не логопед, 100% не сможете определить, профессионал ли перед Вами. Это стоит помнить и при прослушивании «хороших отзывов от знакомых». Если и они не логопеды, то их отзывы, мягко говоря, ни о чем. А уж в интернете каждый покупает о себе столько отзывов, сколько пожелает.

И все же есть косвенные признаки, которые помогут Вам справиться с этой задачей.

Контакт с ребенком. Будь логопед хоть трижды доктором наук, если эмоциональный контакт не установлен – к результату Вы пойдете гораздо медленнее. Конечно же, не стоит забывать, что дети все разные и есть такие, которым тяжело даются знакомства с новыми людьми. В таком случае стоит понаблюдать несколько занятий, чтобы максимально правильно определить, подходит ли педагог для ребенка. Так же присмотритесь к логопеду сами: как он ведет себя. Грамотный специалист должен обладать правильной, красивой речью, умением верно строить предложения. Квалификация. К сожалению, даже диплом о высшем образовании не даст Вам 100% гарантии высокой квалификации специалиста. Но поинтересоваться наличием такого диплома будет не лишним. Можно так же попросить посмотреть портфолио логопеда.

Для оказания эффективной помощи важна материально-техническая база. При первой встрече обратите внимание на количество методических пособий в кабинете.

Самый надежным способ подтверждения квалификации — сетевая структура компании, в которую Вы обращаетесь. Специалиста одиночку никто не проверяет ни при приеме на работу, ни проводимые им занятия (что частника, что логопеда в саду или в каком-нибудь «разивайка-разнопрофильники» и т.п. Но тут следует вспомнить, что и качество занятий на дому в разы хуже, чем в специализированном кабинете. Иначе что делают в офисах миллионы сотрудников, когда всю работу можно было бы делать на дому? Правильно: холодильник, телевизор, диван, интернет… А если взрослый не может себя мотивировать на дому, как с этим справиться ребенку?

И все же, какая цена является оптимальной? Вот тут Вы подумайте, чего хотите получить за свои деньги. Мягкие диваны для ожидающих, бесплатный WiFi, кофе, телевизор и большие помещения — цена будет высокой, т.к. все это не бесплатно и оплачиваете это именно Вы.

Групповые занятия, частники на дому, логопед в саду, занятия по Skype — цена будет низкой. Но еще более низким будет эффект от занятий.

Мы решили искать «золотую середину», но при этом полностью исключить низкоэффетивные варианты, а так же работать без ненужных излишеств для ожидающих. Да, это снижает нашу прибыль, но за счет большого потока людей, которые готовы платить за конкретное решение проблем в кратчайшие сроки и за счет большого количества наших центров мы предлагаем одну из самых низких цен за индивидуальные (максимально эффективные) занятия.

И все же даже с такой низкой ценой, как у нас, стоит заранее продумать и спланировать семейный бюджет, приняв во внимание то, что занятия с логопедом будут проходить скорее всего не реже, чем дважды в неделю (периодичность зависит в первую очередь от Ваших возможностей — временных и финансовых; чем чаще заниматься — тем быстрее будет результат). И если бросить занятия на «полпути» есть большая вероятность того, что речь Вашего ребенка вернется к прежнему состоянию, а все потраченные Вами деньги уйдут «на ветер». Частый вопрос, которым задаются родители – «Как долго нужно будет ходить к логопеду?». Ведь зная цену, хочется знать и срок, на протяжении которого семейный бюджет будет нести дополнительные расходы. Подробный ответ на этот вопрос смотрите по ссылке в одноименной статье. Здесь же скажем кратко: стоит насторожиться, если логопед дает очень четкий прогноз по срокам. Примите во внимание то, что педагог не так долго знаком с ребенком, а на диагностике зачастую дети нервничают, соответственно, педагог не сможет увидеть полной картины поведенческих реакций. А ведь то, как ребенок будет вести себя на занятиях – выполнять задания, или же отлынивать от них, капризничать – является одной из важных составляющих успеха. Так же педагог не знает, а будете ли лично Вы заниматься дома с ребенком и следить за его речью, без чего сроки постановки звуков вырастут в разы.

Где искать?

Существует много вариантов, как дешевых или даже бесплатных (бюджетный детский сад, поликлиника), так и не очень (логопед в рамках многофункционального развивающего центра, частные занятия на дому, логопедические центры). Мы не будем брать в расчет «человеческий фактор» или какие-то конкретные компании, надеемся, что Вам попадутся самые лучше в стране люди и компании. Рассмотрим только структурные недостатки и объективные плюсы каждого из них.

В государственных бюджетных организациях (детский сад, поликлиника, ГППЦ и т.п. вариантах):

Плюсы:

1.Бесплатно или недорого.

2. Если это логопед в детском саду — никуда не надо отдельно водить ребенка, все в одном здании.

Минусы (подробнее смотрите в статье «Логопед в детском саду поможет?»):

1. Полное отсутствие контроля профессионализма логопеда.

2. У логопеда нет мотивации заниматься Вашим ребенком, его никто не проверяет на этот счет.

3. Вы понятия не имеете, что делается на занятии.

4. Очень кратковременные занятия (в обычном детком саду — 10 минут, в коррекционном — 20мин.)

5. Очень большие очереди. Чтобы вообще попасть к логопеду — частенько потребуют справки, подождать годик другой, «раньше 5 лет не приходите» и т.п. Сталкиваются с этим очень многие родители.

6. Огромный поток детей. Норма логопеда на ставку при школе, например, к которой присоединили несколько детских садов — 1000 детей. Как Вы думаете, сможет ли он с таким количеством заниматься по два — три раза в неделю хотя бы по 10 минут? Если он по 9 часов без перерывов, перемен, обедов и отдыхов будет принимать всех этих детей, то на каждого уйдет 11,8 минут. По отчетности то он занимается, мы про реальность.

Частный логопед (репетитор) на дом.

Плюсы:

1. Репетиторы, которые приходят к Вам домой очень удобны. Не надо водить ребенка к специалисту, логопед сам придет и принесет с собой что-нибудь из методических пособий.

2. Даже второго плюса придумать не смогли. Придумайте сами.

Минусы:

1. Полное отсутствие контроля профессионализма логопеда.

2. У логопеда нет мотивации быстро исправлять речь Вашего ребенка. Чем дольше это будет происходить, тем больше он заработает. И никто его не контролирует ни по этому поводу, ни по любому другому.

3. Вы понятие не имеете, ПРАВИЛЬНО с Вашим ребенком занимаются или нет. Никто не проверяет такого логопеда.

4. С собой логопед сможет принести всего пару пособий. Если что-то у Вашего ребенка не пойдет, то замены пособий у логопеда не будет, а это зря потраченное время и Ваши деньги на ветер. Но и 2-3 шкафа с пособиями никакой логопед к Вам на дом таскать не будет.

5. Мой дом — моя крепость. А еще игрушки, любимые места, холодильник с «вкусностями», мультики и т.п. Очень часто дети не хотят нормально заниматься дома, капризничают, выдумывают, что им плохо, хотят спать, устали и т.п. И педагог будет вынужден заниматься не учебным процессом, а выполнять роль «аниматора», который должен развлекать ребенка. Ребенок привыкнет к такому «развлекательному обучению», придет в школу, а там в классе таких 30 детей на одного учителя. «Развлечется» по полной.

Логопед в частной клинике.

Плюсы:

1. Медицинская лицензия внушает доверие.

2. Должный уровень пафоса: зал ожидания, «рецешн», конфетки и т.п.

Минусы:

1. Цены в два-пять раз выше рыночных.

2. «Мультипрофессионализм»: один специалист получает кучу дипломов о прохождении ускореных курсов и может лечить от всего, лишь бы хорошо платили. Например, лично встречали услуги логопеда в центре офтальмологии. Не видите связи? Несите деньги, связь Вам придумают.

3. Наверняка попросят сдать у них же еще десяток анализов, чтоб уж точно определиться с диагнозом.

4. Вы лично уютно чувствуете себя в больнице (если Вы не врач, конечно)? Вот. И ребенок начинает думать, что он болен, раз он ходит в клинику. Мы считаем, что правильней было бы, если бы он думал, что здоров и просто ходит на занятия.

Логопед в развивающем центре где-то рядом.

Плюсы:

1. Часто рядом с домом.

2. Низкие цены, особенно при групповых занятиях.

3. Тут же можно записаться на несколько занятий подряд: ментальная арифметика, рисование, шахматы и т.п.

Минусы:

1. Полное отсутствие контроля профессионализма логопеда. Над логопедом нет старшего логопеда, который бы проверял его при приеме на работу и при самой работе.

2. У логопеда чаще всего 2-3 небольших смены в неделю, когда он проводит занятия. Этого явно не достаточно, чтобы человеку даже нормально питаться, не говоря уже об иных потребностях. Поэтому он или бегает по нескольким таким центрам и проводит занятия, или в этом же центре занимается ментальной арифметикой, рисованием, лепкой и т.п. Такой «человек-оркестр» сможет быть специалистом в каждой из областей?

3. Неудобный график, чаще всего 2-3 раза в неделю в ограниченное время.

4. На групповых занятиях зарабатывает центр, а теряете лично Вы. Пример: 5 детей в группе по 500 руб. за занятие. Центр заработал 2500руб. за 40 минут, а Ваш ребенок получил: 40/5= 8 минут внимания педагога за 500руб. Т.е. эффективность будет во столько раз хуже, сколько детей ходит на такие занятия. Это как если бы захотели сэкномить и записали себя на групповую операцию, например, к хирургу, который подрабатывает еще фельдешром, медсестрой и сторожем. Эффект будет приблизительно тот же.

Специализированный логопедический центр.

Плюсы: 1. Тут скорее всего работают только профессионалы, прошедшие все этапы собеседований; 2. В кабинетах создана специальная образовательная среда, способствующая освоению Вашим ребенком речевых навыков; 3. Специалисты занимаются ТОЛЬКО логопедией, т.е. Вы получаете самый высокий уровень профессионализма.

4. Наверняка идет контроль проведения занятий. Обратите внимание, установлены ли камеры в кабинете. Если да — контроль точно есть.

Минусы:

1. Таких центров даже в Москве не так много, они не всегда будут рядом с Вашим домом.

2. Хотя мы и говорили, что не будем учитывать «человеческий фактор», но за малым числом минусов решили озвучить и этот — позиция руководства таких центров. Если оно направлено только на «зарабатывание» на клиентах — Вас на первой же диагностике засыпят профессиональными терминами, попросят абонемент на месяц вперед, дадут непонятный прайс с разной стоимостью занятий, в зависимости от того, чем на этом занятии занимались (а Вы без понятия, по алалии было занятие, или по дислалии, но цена будет разной!) и т.п.

Если же руководство центра думает не только о прибыли, но и о детях: все будет проще, понятней, удобней, лояльней.

Удачного Вам выбора!

Об очень конкретном

— Какие существуют современные эффективные способы коррекции дизартрии, дислалии, заикания, алалии, афазии и т.п., помимо занятий с логопедом?

— Способов три: медицинский, психолого-педагогический и аппаратный (немедикаментозный). Важен подбор методов работы по разным направлениям.

Для коррекции дислалии (нарушении звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, проявляющееся в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или их смешении – прим. Ред.) достаточно знаний и умений логопеда. Логопед, который занимается дизартриями (нарушением произносительной стороны речи, обусловленным недостаточностью иннервации речевого аппарата — прим. Ред.), ринолалиями (нарушением тембра голоса и звукопроизношения, обусловленным анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (врожденными расщелинами нёба) – прим. Ред.), заиканием, обязан знать приёмы логопедического массажа. При дизартрии необходимо, кроме классических приёмов по постановке звуков, работать с нормализацией мышечного тонуса, просодическим компонентом, дыханием. Для заикающегося ребёнка нужен общий и логопедический массаж по расслабляющемуся типу.

При дизартрии и заикании важно работать над постановкой длительного ротового выдоха и постановкой диафрагмального типа дыхания. Эта функция хорошо тренируется и стабилизируется на аппарате БОС-логотренажёр, ребёнок сам контролирует процесс.

На коррекцию нарушений речи направлен также очень большой блок физиотерапевтических процедур: амплипульстерапия, лазеротерапия, транскраниальная микрополяризация.

Речь требует качественного слухового восприятия и «фонематического слуха». С 1940 года существует слуховая терапия по методу Альфреда Томатиса. Более современный способ — компьютерная коррекционная речевая программа Fast ForWord, она развивает фонематический слух, концентрацию внимания и когнитивные функции.

Речь – координированный двигательный акт. Поэтому важно проводить не только логопедический, но и лечебный массаж, ЛФК, мозжечковую стимуляцию (упражнения в балансе), использовать БОС-миотренажёр.

Что касается занятий дома с родителями, то тут мы больше должны говорить о сотрудничестве логопеда и семьи. В трио: специалист-родитель-ребенок должны хотеть заниматься двое. Специалист априори хочет помочь. Если не хочет ребёнок, то профессионализм специалиста и любовь мамы помогут включить его в занятия. Если мама не участвует, то время на коррекцию растягивается.

Очень важно, чтобы родители с ребёнком много читали, играли и выполняли задания разных специалистов. Если мама берет на себя функции профессионала, то это чаще всего происходит тогда, когда она получает дополнительное образование (логопеда или психолога), либо в случае, когда по месту жительства нет конкретного специалиста.

Как связаны психика и речь?

— С какими психологическими особенностями ребенка могут сочетаться нарушения речи? Как это влияет на работу логопеда?

— Психологические проблемы возникают у совершенно разных людей, и запускают их отнюдь не речевые проблемы. Но вторичные факторы, связанные с речевыми нарушениями, могут иногда коррелировать с особенностями психологии.

Например, ребёнок при ринолалии много времени проводит в стационарах: операции, реабилитация. При этом нарушается процесс его социализации. Но я знаю огромное количество детей и взрослых, которые не испытывают никаких коммуникативных проблем из-за особенностей звучания голоса или следов перенесённых операций. В детстве у меня был такой друг, который вырос и стал успешным в бизнесе. Это касается и людей с заиканием, дизартриями. Если человек — душа компании, то заикание этому не помешает.

В случае речевого негативизма (отказа говорить – прим.Ред.) очень важно, как принимает ребёнка семья. Какие бы конфликтные ситуации не возникали «в песочнице», мама должна всегда быть на стороне своего ребёнка.

Что касается работы логопеда, то его компетенции позволяют учитывать любые особенности ребёнка, и психологические в том числе. Логопед обязан уметь увлечь, организовать игру, переключить. Сейчас малыша уже трудно заинтересовать картинками, вырезанными в прошлом веке и наклеенными на серый картон. Для занятий с детьми требуется знание и умение использовать компьютерные обучающие программы, сенсорные игры, современные девайсы, всякие хитрости, специально организованное особое рабочее пространство.

— Если у ребенка была дислалия или другие отклонения в развитии речи, это значит, что в дальнейшем ему будет трудно учить иностранные языки?

— Никаких ограничений и особых трудностей в изучении любого другого языка нет. Даже общее недоразвитие речи (ОНР) не является препятствием для этого. Мой опыт работы показал, что детям с ОНР в школе иностранный язык (английский, немецкий, французский) даётся проще, чем письменный русский.

У нас много общего в организации фонетической системы, звуки различаются по бинарным оппозициям (глухости — звонкости, твёрдости – мягкости и т.д.), а значит, и в устной речи, и на письме могут быть их замены.

Про нарушения письменной речи

— Каковы самые распространенные причины нарушений письменной речи, таких как дислексия и дисграфия?

— Самая популярная дисграфия – это нарушение языкового анализа и синтеза и акустические проблемы. Не последнюю отрицательную роль здесь выполняет фонематический метод обучения, который выбран за основу изучения грамоты в последние 20-30 лет.

Дети пропускают буквы и слоги, заменяют близкие по звучанию звуки. Многие авторы считают, что у детей нарушен фонематический слух. Но не может быть нарушение поголовным. При такой логике слабослышащие дети никогда не научились бы читать и писать.

При дислексии кроме основных симптомов нарушения (анализ и синтез, фонематический слух) чаще всего проблемой является скорость и способ чтения. Даже если дети не допускают ошибок, но читают медленно и по слогам, «угадывая» окончания слов и фраз – это дислексическое нарушение.

Области риска

— Как родители могут обнаружить проблему до того, как на нее укажет учитель?

— Есть так называемые группы риска: дети с перинатальными и натальными патологиями, дети с отставанием в речевом развитии, с задержкой психического развития, с выраженным отставанием формирования графических навыков, дети-билингвы, переученные левши.

Что делать родителям? Если у ребёнка есть речевое отставание до школы, то его нужно исправить, или, если это невозможно, то минимизировать. Не обучать детей слишком рано читать, потому что у них не сформировано селективное внимание, без которого невозможно чтение и письмо, а также не сформирована произвольность, память и речь.

Проблемы памяти – это результат сверхраннего обучения, потому что создаётся система неадекватных требований.

Вовлечение новых мозговых структур в организацию внимания начинается только в 6-8 лет, когда активно начинают созревать лобные доли и формироваться эффективные зрительные дифференцировки. Если же ребёнок начинает читать рано, то у него формируется неадекватный механизм чтения, при котором воспринимается несколько букв и взгляд убегает, а потом много раз возвращается. Формируется так называемое «угадывающее чтение».

Когда проблема обнаружена, то нужно идти к специалистам: неврологу, психологу и логопеду. Они предложат медикаментозную поддержку, методы и способы коррекции, посоветуют современные методы реабилитации.

— Дислексия и дисграфия корректируются, или ребенку придется просто приспосабливаться и как-то обходить возникающие при чтении и письме трудности?

— Если дислексия или дисграфия — это самостоятельное нарушение, без сочетанных проблем и вторичных нарушений в виде сохраняющихся проблем с речью, когнитивных трудностей, то они прекрасно поддаются коррекции. Важно вовремя начать.

В моей практике был ребёнок, у которого до школы отмечались речевые проблемы, они были скорректированы, в начальной школе он справлялся с программой, особенно хорошо успевал по математике. Но к средней школе, за счёт усложнения словаря и увеличения объёма заданий, начались серьёзные проблемы, сформировалась стойкая нелюбовь к предмету «русский язык».

Трудности проявлялись в следующих случаях: при подборе проверочных слов; при овладении морфемным анализом слов; при дифференциации приставок и предлогов; при выделении и дифференциации по значению словообразующих и формообразующих морфем. Когда мы в процессе коррекционных занятий достигли успеха, ребенок пришел к выводу, что русский язык не такой уж и сложный, у него улучшились оценки.

Но есть и те, кто просто приспосабливается, всячески избегая письменной речи.

Какое впечатление может оставить учитель

Существуют факторы, которые станут решающими в процессе поиска специалиста. Важно назначить личную встречу, она оставит определенное впечатление о человеке. Обратите внимание на следующее:

  • Как педагог будет устанавливать контакт с вашим сыном или дочкой и реакция последних. Понравятся ли детям занятия? Ребенок хорошо чувствует людей. Он будет отказываться от учебы, если дефектолог плохой.
  • Опытный профессор не станет критиковать и ругать ребенка. Однако равнодушие тоже плохо. Человек умеет делать выводы, осторожен в высказываниях и умеет находить выход из любых ситуаций.
  • Речь самого логопеда. Он должен говорить четко и правильно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]