Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»

Цель занятия: изучаем букву У, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Задачи:

  • познакомить дошкольника с буквой У, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву У по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:


Утро


Улитка


Утка


Утюг

Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок? Чтобы произнести [У], нужно сделать губы трубочкой, приоткрыть рот и «включить» голос. Повтори: УУУ

Мешают ли зубы, губы или язык, свободно выходить воздуху изо рта? (Нет, не мешают.)

Закрой глаза. Что ты слышишь? (Шум транспорта, музыку и т. д.) Мы слышим разные звуки. Еще раз закрой глаза и послушай: Ааа, Ууу… Это тоже звуки — звуки речи человека. Из звуков составляются слова, которыми мы говорим.

ААА — это звук, АИСТ — это слово. УУУ — это звук, УТКА — это слово. Запомни, пожалуйста: звуки мы слышим, произносим. Буквами можно записать звуки речи, слова. Буквы мы видим, пишем, читаем.

Различать понятия звук, буква, слово дошкольник сможет постепенно, в результате постоянного повторения в течение длительного времени.

Задание: печатная буква У для дошкольников

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.


Распечатать

Тема занятия: звук у (первое занятие).

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 25Следующая ⇒

Цель занятия: четкое произношение звука у

; сравнение звука
у
с гласными
а, ы, и
; выделение звука
у
из ряда гласных и из начала слова; знакомство с буквой
у
.

Примерный ход занятия

Организационный момент.

Логопед входит в комнату, дети встают. Затем логопед говорит: «Все встали хорошо, тихо, а теперь я скажу, кто может сесть (инструкция дается вполголоса – дети должны быть максимально внимательны, чтобы не допустить ошибок). Саша, сядь, Антон, сядь. Максим, сядь. Все мальчики из первого ряда, сядьте. Все девочки, сядьте». И т.п.

II. Постановка цели занятия.

Логопед говорит: «Сегодня вы будете учиться хорошо произносить звук у

и познакомитесь с буквой
у
».

III. Произнесение звука у

.

1. Детям предлагается очень четко произносить звук у

тихо и голосом нормальной громкости. Пользуясь своими зеркалами, дети рассматривают артикуляцию звука, узнают, что звук
у
– гласный – он произносится свободно, его можно тянуть, петь.

2. Затем дети упражняются в произношении обратных и прямых слогов, состоящих из доступных для произношения твердых согласных звуков и звука у

, т.е.
ут, ум, ук; ту, му, ну
и т.п.

IV. Выделение звука у

на слух из ряда гласных (проводится как игра «Кто самый внимательный»).

1. Логопед произносит гласные звуки, неправильно их чередуя (а, у, ы, у, и, а, у

и т.д.). Инструкция при этом дается такая: «Надо поднять руку (или хлопнуть в ладоши), если я скажу звук
у
». Упражнение проводится вначале без экрана, а затем, с целью развития слухового восприятия, с экраном (или детям предлагается закрыть глаза).

2. Аналогичное упражнение проводится во время ходьбы.

Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки. На звук у

все останавливаются. Упражнение повторяется 4 – 5 раз.

V. Произношение слов со звуком у

. Выделение звука
у
из начала слова.

1. Детям предлагается произнести слово утка

; их внимание привлекается к тому, что в этом слове первый звук
у
.

логопед говорит: «Послушайте, как я скажу, и посмотрите на мои губы». Затем он два-три раза произносит слово утка

, выделяя интонационно звук
у
. Затем логопед продолжает: «В этом слове первый звук
у
. Скажем это слово еще раз все вместе». Аналогично звук
у
выделяется еще из 2 – 3 слов (
ухо, Уля, улитка
). На этот раз детям предлагается самим выделить звук
у
из начала слова.

2. Произношение слов паук, муха, пух, туфли

, т.е. со звуком
у
в середине слова. Логопед четко произносит слова; говорит детям, что и в этих словах есть звук
у
, а затем предлагает им так же четко произносить слова (СНОСКА: Здесь и в дальнейшем в зависимости от возможностей детей в занятия могут включаться и другие слова. Так, например, в данном занятии это могут быть слова
дуб, буквы, суп, сумка
и т.п.).

VI. Знакомство с буквой у

.

Детям раздают кассы, в которые вложена буква у

. Затем им объясняют назначение касс (буквы в кассах располагаются в порядке алфавита, заполняются кассы буквами постепенно). Дети рассматривают буквы, пишут их в своих тетрадях. Буква
у
большого формата красного цвета выставляется в таблицу гласных букв.

Второе занятие на звук у.

Материал немного усложняется.

В начале занятия детей спрашивают о том, какой звук и какую букву они узнали накануне. Затем логопед предлагает детям садиться после того, как каждый из них четко повторит произнесенный логопедом слог. Примерные слоги: ту, ук, ум, му

и с другими согласными.

В занятие могут быть включены примерно такие упражнения.

Повторение вслед за логопедом сочетаний из двух-трех слогов типа: му – ту; ут – ук

и т.п. Это упражнение проводится как игра на внимание. После того как два-три ребенка повторят предлагаемый слоговой ряд, дается новое сочетание. Постоянно требуется очень четкое произнесение каждого слога, каждого звука.

Повторяется произношение слов со звуком у

.

Повторно проводится упражнение на выделение звука у

из ряда гласных. На этот раз дети, услышав звук, поднимают букву
у
.

Логопед предлагает детям определять, есть ли в начале слов, которые он произнесет, звук у

; если есть, то надо поднимать букву
у
. Так как слова детьми не повторяются, то они могут быть любого звукового состава (
улица, утюг, утенок, уши
и т.п.). Для сравнения можно включить несколько слов, начинающихся на звук
и
, как наиболее отличный от звука
у
(
ива, Иван, игры).
Физкультминутка. Дети встают и проделывают несколько упражнений – движения руками вверх, в стороны, вниз. При этом они произносят слоги со звуком у

.

Запись (повторно) буквы у

.

Развитие внимания (проводится как игра).

Логопед говорит: «Посмотрим, умеете ли вы хорошо слушать. Я вам буду что-то говорить только один раз, а потом тот, кого я вызову, должен это сделать».

Инструкции для запоминания даются примерно такие: «Надо подойти к полке с игрушками, взять большого коричневого мишку и посадить его на маленький стульчик, который стоит около окна». «Надо взять три картинки, одну положить на стол, другую отдать Мише, а третью оставить себе». И т.п.

На звук и букву а

материал подбирается примерно так же, как на звук и букву
у
.

Вслед за занятиями на звук а проводится занятие, во время которого еще раз повторяются оба пройденных звука и обе буквы.

Опишем примерный ход занятия.

Тема занятия: звуки а и у.

Цель занятия: повторение звуков а

и
у
; выделение звуков
а
и
у
из начала слова; анализ сочетаний типа
ау
.

Примерный ход занятия

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а

и
у
.

Логопед задает вопрос: «Какие звуки и буквы мы учили на прошлых занятиях?» (А, у.)

Дети показывают соответствующие буквы и говорят: звуки и буквы
а
и
у
– гласные.

1. В ходе повторения закрепляется правильное произношение этих звуков. С этой целью логопед спрашивает отдельных детей или дает задание поочередно произносить звуки а

и
у
, четко их артикулируя (один ребенок произносит
а
, следующий –
у
, затем опять
а
и т.д.).

2. Соотнесение артикуляции со звучанием. Инструкция при этом дается примерно такая: «Посмотрите на меня и угадайте, какой звук я хочу сказать». Логопед (или кто-либо из детей) беззвучно артикулирует. Дети называют соответствующие звуки, очень четко при этом артикулируя. Кроме отдельных звуков для «угадывания», предлагаются сочетания из двух звуков – ау, уа

. Дети произносят звуки или сочетания, после чего их внимание привлекается к количеству и последовательности звуков. Так, например, проартикулировав сочетание
ау
, логопед предлагает произнести его кому-либо из детей, а затем задает следующие вопросы: «Сколько всего звуков ты сказал?» (Два.) «Какой первый звук?» (А.) «А второй?» (У.)

III. Выделение начального гласного из слова.

Логопед называет слова, начинающиеся на звук а

или на звук
у
(
аист, улица, урок, аптека, апельсин, ученик, ужин, астра, автобус
и т.п.). В данном случае могут быть подобраны слова любого звукового состава, так как дети их не произносят. Дети в каждом случае должны назвать только первый звук, т.е.
а
или
у
, и поднять соответствующую букву.

IV. Произнесение слов, начинающихся на звуки а

и
у
.

На столе лежат картинки. Вызванный ребенок берет одну из картинок, четко произносит название изображенного на ней предмета, затем называет первый звук. Примерные слова: Алик, Аня, утка, альбом, улица, автомобиль, ухо, антенна

и т.п. Все дети получают задание внимательно следить за правильностью ответов своих товарищей.

⇐ Предыдущая3Следующая ⇒

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам…

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор…

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот…

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Продолжи фразу

Я не хвастая скажу: Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые — С морщинками, со складками, Уходят очень милые, Веселые и гладкие! Значит, я надежный друг — Электрический… (утюг).

Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг Электрический… (утюг).

Вот пришла и осень, И придут метели. И с прощальным криком Птицы… (улетели).

Долгожданный дан звонок — Это кончился… (урок).

Кто шагает с сумкой книг Утром в школу? … (Ученик.)

Все ребята со двора Малярам кричат: … (ура)

Сказка про букву У

Про маленького паучка На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух. Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья — большие пауки ругали и называли лодырем.

«Надо доказать всем, что я не лодырь»,— решил маленький паучок.

И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду.

«Вот обрадуются утром братья,— думал довольный паучок,— ведь это так красиво — красная паутина!»

Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины. Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.

А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…

(Г. Юдин)

Примеры слов на букву «У»

#СловаСлова начинающиеся на букву «У»Утка, утро, укол, урок, урнаСлова заканчивающиеся буквой «У»Баку, шоу, лечу, комуС буквой «У» в середине словаБук, ажур, бусы, акула, август, амулет, бабушкаСлова содержащие несколько букв «У»Тулуп, чугун, уступ, шурупСтраныУкраина, Узбекистан, Уругвай, Уганда. Смотреть все страны на букву «У»ГородаУфа, Ульяновск, Улан-Удэ, Усинск, Уссурийск, Ужгород. Смотреть все города на букву «У»ЖивотныеУдав, улитка, устрица, уж, утконос, утка. Смотреть всех животные на букву «У»Овощи, фрукты и ягодыУкроп.ПрофессииУчитель, уборщица, уролог, укротитель, укладчик. Смотреть все профессии на букву «У»Все имена на букву «У» со значениями и происхождениемМужские именаУльян, УстинЖенские именаУльяна, Ума, Устина, Устинья. Смотреть все женские имена на букву «У», а также их значение и происхождение

Загадки для детей на букву У

Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе её везет, Очень медленно ползет. (Улитка)

На дорожку вышли рожки. Вы не будете бодать? Я потрогал их немножко, Рожки спрятались опять. (Улитка)

Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, За собою всех ведет! (Утка с утятами)

Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, А ниточка в реке. (Удочка)

Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утенок)

По полотняной стране, По реке Простыне Плывет пароход то назад, то вперед, А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать. (Утюг)

Веселые стихотворения для детей про букву «У»

Буква У — Удав Платон Мерил новое пальто. Очень уж большой Удав — Не поместится в рУкав

Автор: Зеленая К.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Буква У в Углу стоит. У неё Унылый вид. Видно бУквУ наказали. А за что? Нам не сказали…

Автор: Манжос Н.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Буква У прохладным Утром УлыбнУлась пёстрым Уткам, И Утятам, дрУжно крякавшим, И Улитке в крУглой ракУшке.

Автор: Магфиш А.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Букве У успеть бы в срок Утром выучить урок.

Автор: Красникова И.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

У меня есть Буква У. У тебя есть Буква У. У него есть Буква У. У неё есть Буква У. Где ещё есть Буква У? Сообщите нам, АУ!!!

Автор: Манжос Н.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Учит улитку усердно Ульяна. Умница Уля, улитка упряма.

Автор: Мельников С.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

У калитки, у калитки Утром встретились улитки. Улыбаются ужатам, Утке-маме и утятам.

Автор: Пунько Н.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Уж Улитке Улыбался, А Ужу — Улитка. Уж Учтиво Удалялся, Уползал Уж-нитка.

Автор: Маршалова Т.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

УСЫ У деда для красы. У кота растУт УСЫ… А зачем котУ УСЫ, Раз они не для красы?

Автор: Мишутин А.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Улитка с Утра Убирала избУшкУ. Угля запасла — и в сУндУк, и в кадУшкУ. ЗадвинУла в Угол Утюг и Ушат, НенУжнУю Утварь, чУгУнный Ухват. СУшёный Укроп Уложила повсюдУ.

Потом в Умывальнике мыла посУдУ… До Ужина в доме трУдилась Улитка. А после сказала с Усталой Улыбкой: «ПУсть дом мой Уютный Увидят в лесУ — Его на прогУлкУ с собой понесУ».

Автор: Радченко Н.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Утка Утром У калитки, Увидала, как Улитки, От Ушастых кенгУрУ Уползали в конУрУ

Автор: Смайлз Д.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Удод крокодила удою дразнил. Удода уду крокодил проглотил. Не первым удил крокодила удод, Удами набит крокодилий живот.

Автор: Николаевич И.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

На улице улитка увидела ужа. Узнала и с улыбкой сказала: урожай Наш удался на славу. На ужин я вас жду. Ответил уж улитке: Ура! Ура! Приду!

Автор: Горенбургова Р.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Ученик учил уроки — У него в чернилах щеки.

Автор: Самуил Маршак

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Уши мерзнуть не должны, Уши детские важны! Ими слышат детки сказки, Ими слышат и подсказки,

А еще заткнуть их можно, Только очень осторожно, Если мама нас ругает, То ее не слышно станет.

Автор: Горюнова И.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Улитка в дом зовет гостей, Но как же разместить друзей?

Автор: Дитковская И.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Уха

Утром рано у реки Удят рыбу рыбаки. Коль улов — не чепуха, Будет вкусная уха.

Автор: Слуцкая Л.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Буква У прохладным Утром УлыбнУлась пёстрым Уткам, И Утятам, дрУжно крякавшим, И Улитке в крУглой ракУшке.

Автор: Магфиш А.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Найдешь сучок в любом лесу И ты увидишь букву У. А у зайчишки на макушке,

Как У торчат забавно ушки. У — рогатка, все тут ясно, Из нее стрелять опасно!

Автор: Магфиш А.

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Удивился Утконос, Что на Улице мороз.

Автор: Д. Смайлз

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

УКСУС не едят, не пьют, этот брать нельзя продукт! Уксус – это кислота, осторожным будь всегда!

Автор: В. Антошина

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Утки беспокойные Над озером кружатся, Почему они на воду Долго не садятся?

Что же их встревожило, Что их напугало, Что заставило вспорхнуть, В небо что подняло?

Может быть лиса-плутовка Уток обижает? Может серый волк голодный По лесу гуляет?

Нет, мы зря их обвинили, И лису, и волка, Просто в лес пришел охотник Со своей двустволкой.

Автор: М. Михалев

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Урюк не фрукт, урюк – продукт – Сушёный абрикос. Сам абрикос на юге рос. Вкуснее что – вопрос?

Автор: Е. Мартишин

Стихи про букву У для детей

Улитка просит Уточку: Закинь-ка в речку удочку. Уточка закинула — Уклейку-рыбку вынула. (Г. Сатир)

Как улитке перед сном Скучно в домике своем! Сказку выдумать пытается, Грустной сказка получается. (Г. Виеру)

Улитка-улитка, Шагаешь ты прытко: От калитки до меня Проползешь четыре дня. (Я. Аким)

У пруда утенок-крошка В страхе кличет утку-мать: «Ой, боюсь! Укусит мошка, Помоги мне убежать». (Ф. Бобылев)

Я по совести скажу: Плохо, плохо мне, УЖУ, Очень гадок я на вид… А ведь я — не ядовит! (Б. Заходер)

Удивительный народ — Птица с именем удод. Не подстрижен, не причесан. Рыжий клок торчит над носом — Вся прическа на весу, Перья даже на носу. Парикмахерская, видно, Не работает в лесу. (А. Пудваль)

Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску поглядели, И открыли поскорей Двадцать девять букварей. Мы учили букву А, Мы учили букву У. Малыши кричат УА. Мы в лесу кричим АУ. С буквы А — арбуз и аист (Мы запомнить постарались). С буквы У у нас, ребята. Ухо, удочка, утята… Вот чему на первый раз Научился первый класс. (Л. Демьянов)

Укротительница львов Удивит учеников: Укрощает льва и львицу, Ужас как мышей боится! (В. Берестов)

Учитель у меня в портфеле! Кто? Быть не может! Неужели? Взгляни, пожалуйста! Он тут. Его учебником зовут. (В. Берестов)

Ученик учил уроки — У него в чернилах щеки. (С. Маршак)

У опушки Две старушки Брали грузди И волнушки. Филин: — У-ух! Филин: — У-ух! У старушек замер дух. Жутко! (Е. Благинина)

Словосочетания (80)

  • у каждого свое мнение
  • у каждого свой вкус
  • у меня
  • у нас
  • у черта на куличках
  • убивать время
  • убитый горем
  • убить время
  • убить двух зайцев
  • убиться веником
  • уважительная причина
  • увенчавшийся успехом
  • уверенность в себе
  • уверенный в себе
  • угол зрения
  • уголовная ответственность
  • уголовное дело
  • угрызения совести
  • удаленная работа
  • удар судьбы
  • удельный вес
  • удобный случай
  • удовлетворение потребностей
  • удовлетворяющий требованиям
  • ужасная ситуация
  • уже давно
  • узкое место
  • уклад жизни
  • украинский язык
  • укрепление здоровья
  • укромное место
  • ума не приложу
  • ума палата
  • умереть и не встать
  • умом не блещет
  • умственно отсталый
  • умственные способности
  • умственный багаж
  • уму непостижимо
  • умудренный опытом
  • умываю руки
  • упадок духа
  • упадок сил
  • упаси боже
  • упасть духом
  • упорствующий индивид
  • управление персоналом
  • уровень жизни
  • уровень знаний
  • уровень культуры
  • уровень образования
  • уровень развития
  • усилить контроль
  • условия жизни
  • условия проживания
  • условия труда
  • условно говоря
  • успешный человек
  • установленный порядок
  • устойчивое выражение
  • утереть нос
  • утки зябли
  • утративший силу
  • ух ты
  • уходит корнями
  • участие в мероприятии
  • участник игры
  • учебная деятельность
  • учебная дисциплина
  • учебное заведение
  • учебное занятие
  • учебное пособие
  • учебный год
  • учебный материал
  • учебный процесс
  • учетная запись
  • учитывая вышеизложенное
  • учитывая изложенное
  • учитывая это
  • уязвимое место

На этой странице вы можете найти самые популярные слова, начинающиеся на «у» (в начале слова — У). Список отсортирован по алфавиту. Вы можете добавить свои варианты в комментариях. Если нажать на слово, откроются его синонимы.

Открыть 2 страницу слов на у →

  • Поиск занял 0.009 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы, ассоциации и предложения (нажмите Ctrl+D).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]