Цель занятия: изучаем букву У, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
Задачи:
- познакомить дошкольника с буквой У, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву У по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Утро
Улитка
Утка
Утюг
Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок? Чтобы произнести [У], нужно сделать губы трубочкой, приоткрыть рот и «включить» голос. Повтори: УУУ
Мешают ли зубы, губы или язык, свободно выходить воздуху изо рта? (Нет, не мешают.)
Закрой глаза. Что ты слышишь? (Шум транспорта, музыку и т. д.) Мы слышим разные звуки. Еще раз закрой глаза и послушай: Ааа, Ууу… Это тоже звуки — звуки речи человека. Из звуков составляются слова, которыми мы говорим.
ААА — это звук, АИСТ — это слово. УУУ — это звук, УТКА — это слово. Запомни, пожалуйста: звуки мы слышим, произносим. Буквами можно записать звуки речи, слова. Буквы мы видим, пишем, читаем.
Различать понятия звук, буква, слово дошкольник сможет постепенно, в результате постоянного повторения в течение длительного времени.
Задание: печатная буква У для дошкольников
Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Распечатать
Тема занятия: звук у (первое занятие).
Цель занятия: четкое произношение звука у
; сравнение звука
у
с гласными
а, ы, и
; выделение звука
у
из ряда гласных и из начала слова; знакомство с буквой
у
.
Примерный ход занятия
Организационный момент.
Логопед входит в комнату, дети встают. Затем логопед говорит: «Все встали хорошо, тихо, а теперь я скажу, кто может сесть (инструкция дается вполголоса – дети должны быть максимально внимательны, чтобы не допустить ошибок). Саша, сядь, Антон, сядь. Максим, сядь. Все мальчики из первого ряда, сядьте. Все девочки, сядьте». И т.п.
II. Постановка цели занятия.
Логопед говорит: «Сегодня вы будете учиться хорошо произносить звук у
и познакомитесь с буквой
у
».
III. Произнесение звука у
.
1. Детям предлагается очень четко произносить звук у
тихо и голосом нормальной громкости. Пользуясь своими зеркалами, дети рассматривают артикуляцию звука, узнают, что звук
у
– гласный – он произносится свободно, его можно тянуть, петь.
2. Затем дети упражняются в произношении обратных и прямых слогов, состоящих из доступных для произношения твердых согласных звуков и звука у
, т.е.
ут, ум, ук; ту, му, ну
и т.п.
IV. Выделение звука у
на слух из ряда гласных (проводится как игра «Кто самый внимательный»).
1. Логопед произносит гласные звуки, неправильно их чередуя (а, у, ы, у, и, а, у
и т.д.). Инструкция при этом дается такая: «Надо поднять руку (или хлопнуть в ладоши), если я скажу звук
у
». Упражнение проводится вначале без экрана, а затем, с целью развития слухового восприятия, с экраном (или детям предлагается закрыть глаза).
2. Аналогичное упражнение проводится во время ходьбы.
Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки. На звук у
все останавливаются. Упражнение повторяется 4 – 5 раз.
V. Произношение слов со звуком у
. Выделение звука
у
из начала слова.
1. Детям предлагается произнести слово утка
; их внимание привлекается к тому, что в этом слове первый звук
у
.
логопед говорит: «Послушайте, как я скажу, и посмотрите на мои губы». Затем он два-три раза произносит слово утка
, выделяя интонационно звук
у
. Затем логопед продолжает: «В этом слове первый звук
у
. Скажем это слово еще раз все вместе». Аналогично звук
у
выделяется еще из 2 – 3 слов (
ухо, Уля, улитка
). На этот раз детям предлагается самим выделить звук
у
из начала слова.
2. Произношение слов паук, муха, пух, туфли
, т.е. со звуком
у
в середине слова. Логопед четко произносит слова; говорит детям, что и в этих словах есть звук
у
, а затем предлагает им так же четко произносить слова (СНОСКА: Здесь и в дальнейшем в зависимости от возможностей детей в занятия могут включаться и другие слова. Так, например, в данном занятии это могут быть слова
дуб, буквы, суп, сумка
и т.п.).
VI. Знакомство с буквой у
.
Детям раздают кассы, в которые вложена буква у
. Затем им объясняют назначение касс (буквы в кассах располагаются в порядке алфавита, заполняются кассы буквами постепенно). Дети рассматривают буквы, пишут их в своих тетрадях. Буква
у
большого формата красного цвета выставляется в таблицу гласных букв.
Второе занятие на звук у.
Материал немного усложняется.
В начале занятия детей спрашивают о том, какой звук и какую букву они узнали накануне. Затем логопед предлагает детям садиться после того, как каждый из них четко повторит произнесенный логопедом слог. Примерные слоги: ту, ук, ум, му
и с другими согласными.
В занятие могут быть включены примерно такие упражнения.
Повторение вслед за логопедом сочетаний из двух-трех слогов типа: му – ту; ут – ук
и т.п. Это упражнение проводится как игра на внимание. После того как два-три ребенка повторят предлагаемый слоговой ряд, дается новое сочетание. Постоянно требуется очень четкое произнесение каждого слога, каждого звука.
Повторяется произношение слов со звуком у
.
Повторно проводится упражнение на выделение звука у
из ряда гласных. На этот раз дети, услышав звук, поднимают букву
у
.
Логопед предлагает детям определять, есть ли в начале слов, которые он произнесет, звук у
; если есть, то надо поднимать букву
у
. Так как слова детьми не повторяются, то они могут быть любого звукового состава (
улица, утюг, утенок, уши
и т.п.). Для сравнения можно включить несколько слов, начинающихся на звук
и
, как наиболее отличный от звука
у
(
ива, Иван, игры).
Физкультминутка. Дети встают и проделывают несколько упражнений – движения руками вверх, в стороны, вниз. При этом они произносят слоги со звуком у
.
Запись (повторно) буквы у
.
Развитие внимания (проводится как игра).
Логопед говорит: «Посмотрим, умеете ли вы хорошо слушать. Я вам буду что-то говорить только один раз, а потом тот, кого я вызову, должен это сделать».
Инструкции для запоминания даются примерно такие: «Надо подойти к полке с игрушками, взять большого коричневого мишку и посадить его на маленький стульчик, который стоит около окна». «Надо взять три картинки, одну положить на стол, другую отдать Мише, а третью оставить себе». И т.п.
На звук и букву а
материал подбирается примерно так же, как на звук и букву
у
.
Вслед за занятиями на звук а проводится занятие, во время которого еще раз повторяются оба пройденных звука и обе буквы.
Опишем примерный ход занятия.
Тема занятия: звуки а и у.
Цель занятия: повторение звуков а
и
у
; выделение звуков
а
и
у
из начала слова; анализ сочетаний типа
ау
.
Примерный ход занятия
I. Организация детей.
II. Повторение звуков и букв а
и
у
.
Логопед задает вопрос: «Какие звуки и буквы мы учили на прошлых занятиях?» (А, у.)
Дети показывают соответствующие буквы и говорят: звуки и буквы
а
и
у
– гласные.
1. В ходе повторения закрепляется правильное произношение этих звуков. С этой целью логопед спрашивает отдельных детей или дает задание поочередно произносить звуки а
и
у
, четко их артикулируя (один ребенок произносит
а
, следующий –
у
, затем опять
а
и т.д.).
2. Соотнесение артикуляции со звучанием. Инструкция при этом дается примерно такая: «Посмотрите на меня и угадайте, какой звук я хочу сказать». Логопед (или кто-либо из детей) беззвучно артикулирует. Дети называют соответствующие звуки, очень четко при этом артикулируя. Кроме отдельных звуков для «угадывания», предлагаются сочетания из двух звуков – ау, уа
. Дети произносят звуки или сочетания, после чего их внимание привлекается к количеству и последовательности звуков. Так, например, проартикулировав сочетание
ау
, логопед предлагает произнести его кому-либо из детей, а затем задает следующие вопросы: «Сколько всего звуков ты сказал?» (Два.) «Какой первый звук?» (А.) «А второй?» (У.)
III. Выделение начального гласного из слова.
Логопед называет слова, начинающиеся на звук а
или на звук
у
(
аист, улица, урок, аптека, апельсин, ученик, ужин, астра, автобус
и т.п.). В данном случае могут быть подобраны слова любого звукового состава, так как дети их не произносят. Дети в каждом случае должны назвать только первый звук, т.е.
а
или
у
, и поднять соответствующую букву.
IV. Произнесение слов, начинающихся на звуки а
и
у
.
На столе лежат картинки. Вызванный ребенок берет одну из картинок, четко произносит название изображенного на ней предмета, затем называет первый звук. Примерные слова: Алик, Аня, утка, альбом, улица, автомобиль, ухо, антенна
и т.п. Все дети получают задание внимательно следить за правильностью ответов своих товарищей.
⇐ Предыдущая3Следующая ⇒
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам…
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор…
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот…
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования…
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Продолжи фразу
Я не хвастая скажу: Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые — С морщинками, со складками, Уходят очень милые, Веселые и гладкие! Значит, я надежный друг — Электрический… (утюг).
Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг Электрический… (утюг).
Вот пришла и осень, И придут метели. И с прощальным криком Птицы… (улетели).
Долгожданный дан звонок — Это кончился… (урок).
Кто шагает с сумкой книг Утром в школу? … (Ученик.)
Все ребята со двора Малярам кричат: … (ура)
Сказка про букву У
Про маленького паучка На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух. Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья — большие пауки ругали и называли лодырем.
«Надо доказать всем, что я не лодырь»,— решил маленький паучок.
И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду.
«Вот обрадуются утром братья,— думал довольный паучок,— ведь это так красиво — красная паутина!»
Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины. Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.
А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…
(Г. Юдин)
Примеры слов на букву «У»
Загадки для детей на букву У
Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе её везет, Очень медленно ползет. (Улитка)
На дорожку вышли рожки. Вы не будете бодать? Я потрогал их немножко, Рожки спрятались опять. (Улитка)
Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, За собою всех ведет! (Утка с утятами)
Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, А ниточка в реке. (Удочка)
Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утенок)
По полотняной стране, По реке Простыне Плывет пароход то назад, то вперед, А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать. (Утюг)
Веселые стихотворения для детей про букву «У»
Буква У — Удав Платон Мерил новое пальто. Очень уж большой Удав — Не поместится в рУкав
Автор: Зеленая К.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Буква У в Углу стоит. У неё Унылый вид. Видно бУквУ наказали. А за что? Нам не сказали…
Автор: Манжос Н.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Буква У прохладным Утром УлыбнУлась пёстрым Уткам, И Утятам, дрУжно крякавшим, И Улитке в крУглой ракУшке.
Автор: Магфиш А.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Букве У успеть бы в срок Утром выучить урок.
Автор: Красникова И.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
У меня есть Буква У. У тебя есть Буква У. У него есть Буква У. У неё есть Буква У. Где ещё есть Буква У? Сообщите нам, АУ!!!
Автор: Манжос Н.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Учит улитку усердно Ульяна. Умница Уля, улитка упряма.
Автор: Мельников С.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
У калитки, у калитки Утром встретились улитки. Улыбаются ужатам, Утке-маме и утятам.
Автор: Пунько Н.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Уж Улитке Улыбался, А Ужу — Улитка. Уж Учтиво Удалялся, Уползал Уж-нитка.
Автор: Маршалова Т.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
УСЫ У деда для красы. У кота растУт УСЫ… А зачем котУ УСЫ, Раз они не для красы?
Автор: Мишутин А.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Улитка с Утра Убирала избУшкУ. Угля запасла — и в сУндУк, и в кадУшкУ. ЗадвинУла в Угол Утюг и Ушат, НенУжнУю Утварь, чУгУнный Ухват. СУшёный Укроп Уложила повсюдУ.
Потом в Умывальнике мыла посУдУ… До Ужина в доме трУдилась Улитка. А после сказала с Усталой Улыбкой: «ПУсть дом мой Уютный Увидят в лесУ — Его на прогУлкУ с собой понесУ».
Автор: Радченко Н.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Утка Утром У калитки, Увидала, как Улитки, От Ушастых кенгУрУ Уползали в конУрУ
Автор: Смайлз Д.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Удод крокодила удою дразнил. Удода уду крокодил проглотил. Не первым удил крокодила удод, Удами набит крокодилий живот.
Автор: Николаевич И.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
На улице улитка увидела ужа. Узнала и с улыбкой сказала: урожай Наш удался на славу. На ужин я вас жду. Ответил уж улитке: Ура! Ура! Приду!
Автор: Горенбургова Р.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Ученик учил уроки — У него в чернилах щеки.
Автор: Самуил Маршак
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Уши мерзнуть не должны, Уши детские важны! Ими слышат детки сказки, Ими слышат и подсказки,
А еще заткнуть их можно, Только очень осторожно, Если мама нас ругает, То ее не слышно станет.
Автор: Горюнова И.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Улитка в дом зовет гостей, Но как же разместить друзей?
Автор: Дитковская И.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Уха
Утром рано у реки Удят рыбу рыбаки. Коль улов — не чепуха, Будет вкусная уха.
Автор: Слуцкая Л.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Буква У прохладным Утром УлыбнУлась пёстрым Уткам, И Утятам, дрУжно крякавшим, И Улитке в крУглой ракУшке.
Автор: Магфиш А.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Найдешь сучок в любом лесу И ты увидишь букву У. А у зайчишки на макушке,
Как У торчат забавно ушки. У — рогатка, все тут ясно, Из нее стрелять опасно!
Автор: Магфиш А.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Удивился Утконос, Что на Улице мороз.
Автор: Д. Смайлз
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
УКСУС не едят, не пьют, этот брать нельзя продукт! Уксус – это кислота, осторожным будь всегда!
Автор: В. Антошина
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Утки беспокойные Над озером кружатся, Почему они на воду Долго не садятся?
Что же их встревожило, Что их напугало, Что заставило вспорхнуть, В небо что подняло?
Может быть лиса-плутовка Уток обижает? Может серый волк голодный По лесу гуляет?
Нет, мы зря их обвинили, И лису, и волка, Просто в лес пришел охотник Со своей двустволкой.
Автор: М. Михалев
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Урюк не фрукт, урюк – продукт – Сушёный абрикос. Сам абрикос на юге рос. Вкуснее что – вопрос?
Автор: Е. Мартишин
Стихи про букву У для детей
Улитка просит Уточку: Закинь-ка в речку удочку. Уточка закинула — Уклейку-рыбку вынула. (Г. Сатир)
Как улитке перед сном Скучно в домике своем! Сказку выдумать пытается, Грустной сказка получается. (Г. Виеру)
Улитка-улитка, Шагаешь ты прытко: От калитки до меня Проползешь четыре дня. (Я. Аким)
У пруда утенок-крошка В страхе кличет утку-мать: «Ой, боюсь! Укусит мошка, Помоги мне убежать». (Ф. Бобылев)
Я по совести скажу: Плохо, плохо мне, УЖУ, Очень гадок я на вид… А ведь я — не ядовит! (Б. Заходер)
Удивительный народ — Птица с именем удод. Не подстрижен, не причесан. Рыжий клок торчит над носом — Вся прическа на весу, Перья даже на носу. Парикмахерская, видно, Не работает в лесу. (А. Пудваль)
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску поглядели, И открыли поскорей Двадцать девять букварей. Мы учили букву А, Мы учили букву У. Малыши кричат УА. Мы в лесу кричим АУ. С буквы А — арбуз и аист (Мы запомнить постарались). С буквы У у нас, ребята. Ухо, удочка, утята… Вот чему на первый раз Научился первый класс. (Л. Демьянов)
Укротительница львов Удивит учеников: Укрощает льва и львицу, Ужас как мышей боится! (В. Берестов)
Учитель у меня в портфеле! Кто? Быть не может! Неужели? Взгляни, пожалуйста! Он тут. Его учебником зовут. (В. Берестов)
Ученик учил уроки — У него в чернилах щеки. (С. Маршак)
У опушки Две старушки Брали грузди И волнушки. Филин: — У-ух! Филин: — У-ух! У старушек замер дух. Жутко! (Е. Благинина)
Словосочетания (80)
- у каждого свое мнение
- у каждого свой вкус
- у меня
- у нас
- у черта на куличках
- убивать время
- убитый горем
- убить время
- убить двух зайцев
- убиться веником
- уважительная причина
- увенчавшийся успехом
- уверенность в себе
- уверенный в себе
- угол зрения
- уголовная ответственность
- уголовное дело
- угрызения совести
- удаленная работа
- удар судьбы
- удельный вес
- удобный случай
- удовлетворение потребностей
- удовлетворяющий требованиям
- ужасная ситуация
- уже давно
- узкое место
- уклад жизни
- украинский язык
- укрепление здоровья
- укромное место
- ума не приложу
- ума палата
- умереть и не встать
- умом не блещет
- умственно отсталый
- умственные способности
- умственный багаж
- уму непостижимо
- умудренный опытом
- умываю руки
- упадок духа
- упадок сил
- упаси боже
- упасть духом
- упорствующий индивид
- управление персоналом
- уровень жизни
- уровень знаний
- уровень культуры
- уровень образования
- уровень развития
- усилить контроль
- условия жизни
- условия проживания
- условия труда
- условно говоря
- успешный человек
- установленный порядок
- устойчивое выражение
- утереть нос
- утки зябли
- утративший силу
- ух ты
- уходит корнями
- участие в мероприятии
- участник игры
- учебная деятельность
- учебная дисциплина
- учебное заведение
- учебное занятие
- учебное пособие
- учебный год
- учебный материал
- учебный процесс
- учетная запись
- учитывая вышеизложенное
- учитывая изложенное
- учитывая это
- уязвимое место
На этой странице вы можете найти самые популярные слова, начинающиеся на «у» (в начале слова — У). Список отсортирован по алфавиту. Вы можете добавить свои варианты в комментариях. Если нажать на слово, откроются его синонимы.
Открыть 2 страницу слов на у →
- Поиск занял 0.009 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы, ассоциации и предложения (нажмите Ctrl+D).