Развитие речи детей раннего возраста от 1 года до 3 лет на занятиях в детском саду


Развитие речи детей раннего возраста от 1 года до 3 лет на занятиях в детском саду

СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Автор: Гребенькова Ирина Алексеевна, воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад №110», г. Сыктывкар, Республика Коми. Описание материала: Предлагаю материал по развитию речи детей раннего возраста (1-3 года). Данная учебно-методическая разработка будет полезна методистам, старшим педагогам для проведения семинара по данной теме, а так же воспитателям групп раннего возраста для использования информации в своей работе. Материал разделён на две части и содержит все основные аспекты развития речи детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Во второй части описано развитие речи малышей на занятиях. Тема: Занятия по развитию речи, как одна из основных форм работы над речью детей раннего возраста. План: 1. Занятия, как одна из основных форм развития речи детей. 2. Особенности организации занятий с детьми раннего возраста. 3. Виды занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим. 4. Особенности планирования занятий. 5. Методика проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим. 1. Занятия, как одна из основных форм развития речи детей. Занятия – одна из форм (эффективная и экономная) воспитательного воздействия взрослого на детей, которая в условиях общественного воспитания должна обеспечить характерный для детей раннего возраста темп развития. (Г.М.Лямина) Преимущество занятий: -достижение поставленной задачи облегчается чёткой целью, -отработанная методика, -возможность подобрать постепенно усложняющийся материал. На 2-ом году речь является одним из ведущих видов деятельности. Её своевременное развитие обеспечивает совершенствование других видов деятельности. Цель (задача) развития речи ставится в каждом занятии. Основная линия педагогики 2-го года жизни состоит в развитии у детей определённых функций и умений, в подготовке к будущему восприятию системы знаний и навыков. Не научит взрослый ребёнка на занятии, как использовать сюжетные и дидактические игрушки, — всё бодрствование будет проходить в разбрасывании игрушек, шатании из угла в угол, в капризах. Не разовьёт воспитатель в процессе занятий умение пользоваться словами, подражать речи, выполнять поручения и правила игры – трудно будет организовать его повседневное поведение, увеличить словарь, дать определённые знания, научить соблюдать правила поведения в коллективе. Основная цель занятий – развить у детей новые умения (и частично знания), которых они в процессе самостоятельной практики, в частности в игре, достигнуть не смогут. Это положение определяет то, что ежедневное количество занятий с детьми 2-го года значительно больше, чем в последующие годы: 3-4 игры и занятия ежедневно (2 в помещении и 1-2 на прогулке), из них одно занятие обязательно по развитию речи и ориентировки в окружающем (так отмечает Лямина Г.М.). 2. Особенности организации занятий по развитию речи с детьми раннего возраста. Особенности организации занятий с детьми второго года жизни: — Занятия носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. — С самого начала занятий нами (воспитателями) ставится цель – воспитать у детей определённые правила поведения: не мешать другим, сохранять правильную позу, внимательно слушать и воспринимать показываемое. Соблюдение детьми правил поведения скоро становится привычкой, а результат от выполняемого действия, движения, слова служит источником радости. — Обучение маленьких детей отличается неповторимым своеобразием: Во-первых, у них не только нет мотивов для учебной деятельности, но и отсутствуют осознанные, произвольные действия, необходимые для обучения, а усвоение первых знаний и умений происходит на основе непроизвольного запоминания. Во-вторых, несмотря ни на что, у детей раннего возраста высокий уровень обучаемости, то есть процесс обучения начинается задолго до того, как этот вид деятельности становится основным в психическом развитии ребёнка. — Речевые занятия наиболее сложны для детей, требуют напряжения и поэтому должны быть короткими. При появлении утомления либо привлекают детей к занятию, либо раньше его заканчивают. Важно, чтобы малыши получили от занятия полное удовлетворение. — Для того, чтобы дети меньше отвлекались на занятии и оно было более эффективным, желательно организовывать его в другом помещении, не там, где играют те, кто не занимается. Это может быть приёмная, хорошо освещённая спальня. — Важно предусмотреть наиболее удобную позу ребёнка во время занятий, что поможет ему длительно сохранять внимание. Сидя на полу, дети часто играют, поэтому у них плохо вырабатывается дифференцировка, что во время занятий нужно вести себя иначе, чем во время игры. Они вскакивают, расползаются, хватают игрушки, отвлекаются. Сидение на ковре с вытянутыми ногами – поза не удобная, дети быстро утомляются. естественно они пытаются её изменить, и в этот момент мешают другому ребёнку. Если детей начала 2-го года усаживают во время занятия на стульчики полукругом на некотором расстоянии от воспитателя, они срываются с места и бегут к ней, как только она начинает показывать картинку или игрушку. Поза ребёнка этого возраста, без опоры на стол, часто бывает неправильна. Лучше всего проводить занятия за сдвинутыми столами, тем самым ненавязчиво и с самого начала ограничив желание ребёнка встать и схватить показываемую игрушку. — Длительность занятий на 2-ом году жизни варьируется от нескольких до 10 минут, а показателем того, что нужно заканчивать занятия, является снижение активности, отвлекаемость детей. В этом возрасте наряду с лёгкой утомляемостью и отвлекаемостью у детей отмечается недостаточная подвижность нервных процессов. Она выражается в длительных латентных периодах речевых ответов, частых ответах-последействиях, постепенном нарастании активности ребёнка в ходе занятия. Исследование показало, что у ребёнка начала второго года латентный период, предшествующий речевым ответам, достигает иногда 20-30 и более секунд. — Число детей на занятии зависит от их возраста и материала, над которым они будут работать. Объединение детей на занятии в небольшие группы возможно лишь в том случае, если каждый ребёнок готов к обучению (умеет смотреть, слушать, действовать по показу взрослого). Число детей, участвующих в занятии зависит от возраста детей и от вида занятия, от степени освоенности умения (чем меньше сформировано то или иное умение, тем меньшее число детей участвует в занятии). — Требования, предъявляемые к детям, должны быть посильными, необременительными. Наряду с новым материалом желательно использовать то, что уже знакомо детям. — На занятиях закрепляются те знания, которые осваиваются во время действий с предметами, игр, наблюдений на прогулке и т.д. Чем содержательнее повседневная жизнь малыша, тем большие познавательные возможности имеются для занятий. — Если взрослый добивается, чтобы ребёнок повторил за ним слово, тон его должен быть ласковым, но спокойным, деловым, а не чрезмерно эмоционально приподнятым. Только настойчивым повторением поручения можно добиться от ребёнка, чтобы он сосредоточил внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Но, разумеется, что грубой тренировки, принуждения здесь ни в коем случае не должно быть. Следует воспитывать у детей потребность говорить, постоянно создавать ситуации, при которых ребёнок вынужден произносить слова и фразы: нужно что-то попросить у взрослого, на словах передать его поручение. Способность подражания у ребёнка должна быть развита настолько, чтобы он смог легко повторить новое слово за взрослым и, как говорят, «с ходу» внести это слово в свой активный словарь. Особенности организации занятий с детьми третьего года жизни: На занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи развивается познавательная активность. Содержание занятий определяется программным материалом, включающим те знания, которые ребёнок не может освоить самостоятельно. Занятия должны носить преимущественно проблемный характер, что: — во-первых, обеспечивает их развивающий характер, — во-вторых, имеет не только обучающее, но и воспитательное воздействие, — в-третьих, создаёт особый интерес к приобретению знаний. В результате чего на третьем году жизни интенсивно развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция. 3. Виды занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим. В каждой программе раздел «Развитие речи» представлен разными авторами, которые предлагают несколько различные виды занятий по развитию речи, методы и приёмы работы над развитием речи, но в общем содержание работы и показатели, к которым стремимся, методика занятий в принципе сильно не отличается, т.к. все учёные опираются на разработки классиков, основоположников и основателей педагогики раннего возраста Тихееву Е.И., Аксарину Н.М., Петрову В.А. Так, Павлова Л.Н. Выделяет 4 вида занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим в раннем возрасте: 1. Наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов); 2. Инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций; 3. Рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, рассказывание изображённого сюжета); 4. Чтение художественной литературы и сказок. Занятия, представленные в вышеуказанной последовательности, отражают разную степень отвлечённости мышления (познания окружающего мира), которой ребёнок постепенно начинает овладевать на втором году жизни. Как же реализуется эта модель познания окружающего? ознакомление с реальной действительностью > отражение реального мира в игрушке > плоскостное изображение реальных предметов и игрушек > слово (литература и фольклор представляют наиболее высокую форму отвлечённого отражения и познания окружающего). Исходя из этого, наглядные средства обучения с детьми раннего возраста целесообразно использовать в следующей последовательности: — предметы домашнего обихода, живые и неживые объекты, — игрушки, — картинки, — книги. Для развития детей третьего года используют те же методы и приёмы, что и в работе с детьми второго года жизни, а именно: — наблюдение реальных объектов, растений, животных, явлений природы; — инсценирование с помощью игрушек; — рассматривание картинок; — знакомство с произведениями худ. литературы. В работе с детьми этого возраста их целесообразно сочетать (использовать вместе на одном занятии). Это возможно потому, что дети уже способны воспринимать новое с большей степенью отвлечённости, опирающейся на опыт и уже имеющиеся знания об окружающем. 4. Особенности планирования занятий. Умение не может быть сформировано в течение 1-2 занятий, проводимых с длительным, например в течение недели, перерывом. Поэтому особенность их планирования состоит в том, что большинство важных занятий повторяется на 2-ом году 2-3 раза в неделю, постепенно усложняясь в течение месяца. Программа «Истоки» рекомендует всего 10 занятий в неделю: по 2 занятия в день. Из них занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим – 3 раза в неделю в группах с 1 года до 2 лет и 2 раза в неделю с детьми в возрасте 2 – 3 года. Программное содержание, предлагаемое детям на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, закрепляется в процессе повседневного общения с ними. Важнейшим принципом построения системы занятий является постепенное усложнение их содержания. Необходимо иметь в виду, что первичные и последующие занятия с одним и тем же материалом проходят по-разному: — если занятие проводится со знакомым материалом, то уже на первом занятии все внимательно наблюдают за действиями воспитателя и внимательно его слушают. Такое занятие без изменений можно провести ещё только раз (оно вызывает интерес и дети становятся соучастниками происходящего: пытаются подражать словам и действиям воспитателя), т.к. при больших количествах повторов без изменений и дополнений интерес у детей пропадает. — если же содержание первого занятия ранее было незнакомо детям, то его можно повторить 3-4 раза без изменений через небольшие интервалы (2-3 дня). С каждым таким повтором ребёнок как бы вживается в происходящее и начинает проявлять к нему больший интерес. Усложнение занятий можно осуществлять путём объединения содержания двух проведённых занятий, уже хорошо знакомых детям, сосредоточивая внимание на произнесении детьми звукосочетаний и простых слов. Вводить в занятие элементы нового можно только, опираясь на содержание предыдущего. В освоении речи детьми наблюдаются большие индивидуальные различия: одни начинают говорить рано, чётко произносят слова, другие хорошо понимают речь, но говорят мало. Постепенно в процессе индивидуальной работы с детьми эти различия сглаживаются. Для этого в течение дня педагог должен уделить внимание каждому ребёнку (поговорить с ним, расспросить, предложить поделиться впечатлениями). На 3-ем году жизни занятия должны быть посильной для детей трудности, преодоление которой развивает интеллект и волю ребёнка. Помимо ознакомления с окружающим, на занятиях решаются специальные речевые задачи: — расширение словаря понимаемой и активной речи; — воспитание звуковой культуры речи; — совершенствование грамматического строя речи; — развитие связной речи (монолог, диалог) в процессе общения с детьми и взрослыми по разным поводам, в частности, с целью познания окружающего мира. При календарном планировании следует учитывать количество разных видов занятий в неделю, а также их распределение. Календарный план занятий на неделю составляют с усложнением цели или материала. Таким образом в течение месяца занятия усложняют дважды: первое по сложности занятие проводится в первые 2 недели, второе – на третьей и четвёртой неделях. В календарном плане предусматриваются тема и цель занятия, материал. В этом же плане должен быть отражён учёт занятий за месяц понедельно. Кроме этого воспитатель отмечает отношение детей к занятиям, активность каждого ребёнка, сосредоточенность при выполнении заданий, которые были предложены. Здесь же педагог указывает методические приёмы, которыми он пользовался и которые способствовали эффективности занятия. Приёмы активизации речи детей раннего возраста (не только на занятиях): — разучивание слов по типу подражания с голоса, без показа предметов (у детей проявляется сильная слуховая ориентировка), — поручения, — показ способа действий с предметами и игрушками (происходит обучение названиям действий), — разыгрывание ситуации непонимания, — приём вопросов (активизирует мыслительную деятельность) – особенно действенный (после 1,5 лет), — побуждение к речевому подражанию (активизирует слуховую ориентировочную реакцию), — просьбы, — повторения, — создание моментов сильной заинтересованности, — раскрытие мотивации к действиям («Будем одеваться, чтобы идти гулять»), — приём собственного вопроса-ответа (и дать образец ответа: «Что Оля пьёт? – Молоко. Вкусное молоко? – Очень вкусное! Оля любит молоко») — вопросы, в т.ч. уточняющие, — поощрять инициативу вступить в речевое общение, — серьёзно относиться ко всем детским высказываниям, — эмоционально откликаться на рассказ ребёнка, — побуждать словом выразить просьбу (напр., обращённую к товарищу), — давать образец речевого общения (употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступить друг другу). При адаптации детей к детскому саду для развития речи и ознакомления с окружающим целесообразно проводить занятия, не требующие сохранения неподвижной позы, например, экскурсии по группе. Знакомя с обстановкой, воспитатель проверяет одновременно их ориентировку в предметах быта, обстановки. Дети узнают, что, где лежит, стоит, как называется, что упорядочивает их самостоятельную деятельность вне занятий. Постепенно детей приучают заниматься, сидя за сдвинутыми столами, что помогает им сохранить требуемую рабочую позу. 5. Методика проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Методика занятий имеет свою специфику и определяется: психологическими особенностями этого возраста и особенностями развития речи на данном возрастном этапе. Детей второго года жизни необходимо научить различать в процессе занятий задания, направленные на развитие понимания и активной речи и давать на каждое свой тип ответов Структура занятия с детьми в возрасте 1-2 года Занятия по развитию речи могут состоять из трёх частей. Так, занятие можно начать и закончить упражнениями на слуховое внимание и подражание. Воспитатель по-разному интонируя, произносит знакомые слова, которые могут потребоваться по ходу занятия, при чтении четверостиший, потешек, детей побуждает прислушаться, повторить образец, последние слова стихотворения. Основная же часть занятия состоит из показа предметов, картинок. Структура занятия с детьми в возрасте 2-3 лет Дети, посещающие детский сад второй год уже хорошо умеют заниматься. Однако психические процессы (память, внимание) у них несовершенны. Поэтому в этом возрасте важна эмоциональная установка на предстоящее занятие, что повышает его эффективность. Первое напоминание о предстоящем занятии служит сигналом для наведения порядка в игровом материале. Повторная установка уже на самом занятии («Начинаем заниматься…») мобилизует внимание, интерес детей, побуждает их принять рабочую позу и соблюдать другие правила поведения на занятии. Занятие нельзя превращать в урок. Прямые обучающие приёмы: показ образца, показ способа действия, объяснение – сочетаются с использованием игровых. Занятие иногда может начинаться с элементов сюрпризности, в нём могут участвовать любимые детьми сказочные персонажи. Часть занятий проходит в форме дидактических игр и игр-драматизаций (инсценировок с игрушками). Не все занятия проходят за столами. Воспитанию звуковой культуры речи может быть посвящено целое занятие, но чаще всего упражнения на воспитание звуковой культуры речи проводятся как часть занятия по развитию речи и ознакомления с окружающим, занимая 3-4 минуты. Особое внимание следует уделить развитию артикуляции: при достаточной педагогической работе дети этого возраста быстро овладевают правильной артикуляцией, способны произносить почти все звуки (как правило, трудность вызывают шипящие и сонорный звук «р»). Ошибки при формировании и расширении словаря детей:
— формальный подбор слов на занятии без учёта особенностей их усвоения; — чаще всего содержанием словарной работы являются существительные, прилагательные, в лучшем случае – глаголы. Недостаточно уделяется внимания работе над другими частями речи, что затрудняет в дальнейшем решение задачи развития связной речи; — не всегда конкретизируются задачи словарной работы (обогащение, закрепление, активизация словаря). Рекомендуется составлять примерные словарики (объединение слов в группы); — отсутствие взаимосвязи в работе на занятиях и в повседневной деятельности; — мало проводится индивидуальной работы с детьми с учётом уровня освоения ими словаря; — формальный подход в подборе методов и приёмов словарной работы. Это связано с тем, что не учитывается сущность самой работы. В исследованиях В.И.Логиновой выделяется
3 направления словарной работы во всех возрастных группах:
1 направление – расширение словаря ребёнка на основе ознакомления с окружающим опирается на рано возникающую у детей способность к восприятию, выделению и различению предметов, на основе которой и формируется представление об окружающем. Эти представления отражаются, закрепляются в слове. Виды занятий: наблюдение, рассматривание предметов и картинок. Общим в методике этих занятий является организация восприятия предметов и явлений в целом. Приёмы должны способствовать сосредоточению внимания детей на объекте (элемент неожиданности, сюрпризный момент и т.д.). требуется точное выделение предмета и его называние, неоднократное повторение: групповое и индивидуальное. 2 направление – введение слов, обозначающих качества и свойства предметов и явлений – опирается на формирующуюся способность к расчленённому восприятию, выделению отличительных признаков предметов и явлений. В процессе ознакомления с особенностями предметов у детей формируются сенсорные способности, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение. Главное в этих занятиях – организация активной деятельности детей и прежде всего обследовательских действий, направленных на вычленение качеств, свойств при ознакомлении с предметами. Руководство обследовательскими действиями требует точных указаний воспитателя о том, что нужно сделать ребёнку, чтобы вычленить качество или свойство и это закрепить в слове. Здесь важно помнить принцип взаимосвязи сенсорного и речевого развития. Чем активнее ребёнок будет действовать с предметом, тем больше его признаков он вычленит, а значит, больше узнает новых слов. 3 направление – введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам. На третьем году жизни на основе элементарного сравнения предметов и выделения их сходства по назначению вводятся в словарь детей простейшие понятия (игрушки, посуда, одежда, транспорт, фрукты и т. д. Совершенствуя грамматический строй речи, взрослый побуждает употреблять существительные во всех падежных формах, в единственном и во множественном числе, а глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени. Когда дети слышат незнакомое слово, взрослый объясняет его смысл, сочетая с другими, знакомыми словами и ставя в разные грамматические формы. Занятия с детьми с задержкой речевого развития Занятие состоит из 3-х частей. Для каждой части требуется новый вид деятельности, что, с одной стороны, не вызывает у ребёнка утомления, с другой – помогает ему длительное время сосредоточенно заниматься. Известно, что движения рук, а именно пальцев, стимулирует речевое развитие ребёнка, поэтому рекомендуется в первой части занятия предлагать задание, направленное на совершенствование движений рук. Вторая часть занятия посвящается работе с картинками, содержание которых должно соответствовать уровню развития понимаемой ребёнком речи. Следует использовать специальные задания для называния изображений предметов и сюжетные картинки для развития понимания речи. Проводя занятия, следует применять разнообразные методы для активизации деятельности ребёнка, предлагая ему разные задания: «посмотри», «возьми», «спрячь», «найди», «дай мне» и т. д. Третья часть занятия посвящена развитию какой-либо деятельности ребёнка. Для её проведения используют игры: лото, игры с парными картинками, простой конструктор. Игра проводится так, что взрослый и ребёнок в ходе её должны постоянно общаться.
Факторы, повышающие эффективность обучения:
1. Чередование различных приёмов обучения (пояснений, указаний, показов) с игровыми заданиями. 2. Сочетание хоровых ответов с индивидуальными. 3. Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т.п.) 4. Использование самых разнообразных заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться. 5. Заинтересованность, мотивация.
Литература: 1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977. 2. Лямина Г.М., Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-ПРЕСС, 2006. 3. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. 4. Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Г.Г.Григорьева, Г.В.Груба, Е.В.Зворыгина и др.; Под ред. Г.Г.Григорьевой, Н.П.Кочетовой, Д.В.Сергеевой. – М.: Издательский , 1998. 5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. 6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –– М.: Просвещение, 1981.

Рекомендуем посмотреть:

Речевое развитие дошкольников Стихи для развития речи дошкольников Игры с песком для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: Весна

Похожие статьи:

Игры для развития речи детей 6 лет

Игры на развитие речи детей 5 лет

Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет

Теоретические основы изучения развития речи у детей раннего возраста

Этапы развития речи в раннем возрасте

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

Развитие речи у ребенка можно разделить на несколько этапов:

Период младенческих криков (0 мес. — 2-3 мес.)

Первый крик ребенка возникает как компонент оборонительной реакции, обусловленной прекращением плацентарного кровообращения и охлаждением его тела во внешней атмосфере. Новая сложная синергия голосообразования образуется на наших глазах как побочное следствие врожденных синергий терморегуляции и дыхания. Существенно, что голосовая реакция во время первых дыхательного фактора недостаточно для голосообразования.

Период гуления (2-3 мес. — 5-6 мес.)

Наблюдения показали, что младенец уже на первой неделе жизни реагирует на речь человека и к концу второй прекращает его. Как только младенец прекращает крик, он внимательно следит за матерью — её поведением и разговором, запечатляя в памяти неторопливые и плавные движения рук, головы и глаз, медленный темп и громкость ее речи.

К 2,5-3 месяцам жизни общение взрослого с ним становится потребностью ребёнка, поэтому он снова и снова использует комплекс поведенческих реакций, который стимулирует взрослого к эмоциональному общению с ним.

На третьем месяце жизни у ребенка появляется новое умение — он способен сам искать взрослого взглядом и намекать ему на общение. Ребенок останавливает на нем длительный, сосредоточенный взгляд и улыбается.

На четвертом месяце жизни ребенка самым значимым приобретением является развитие общения между ним и взрослым с помощью речевых звуков.

За пятый — шестой месяцы происходят изменения и в нервно-психическом развитии ребенка. К инициативным обращениям ребенка к взрослому добавляются различные речевые звуки и движения, имеющие целенаправленный характер.

Во время второго полугодия жизни малыша появляется деловой стиль общения, в котором главную роль занимает его игра с предметами. Это общение остается главным примерно до 3-4 лет.

В период от 6-7 до 9-10 месяцев ребенок начинает понимать речь взрослого, что кардинально изменяет его обычное поведение, влияет на развитие движений и речи.

На 8-9 месяцах малыш начинает подражать многим незнакомым ему звукам. Ребенок реагирует, если слышит свое имя и может показать кого — либо из членов семьи. Его реакция на свое имя рефлекторно связана со звучанием слов, только так ребенок сможет научиться понимать смысл слова.

Период лепетных псевдослов (9-10 мес. — 12-14 мес.)

К концу первого года жизни малыш понимает смысл более 10 слов и как минимум 5 может произнести самостоятельно. У него намного лучше получается повторять за родителями слоги и даже слова.

На десятом месяце ребенок может связать услышанное слово со знакомым ему предметом. Такие ассоциации способствуют говорению, а малыш уже воспринимает простые команды.

Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет жизни.

Для развития понимания речи на этом возрастном этапе характерным является то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Однако, связь между ними не сразу становится устойчивой. Возможно, что на правильно понятое ребенком задание, он может отвечать не совсем правильно.

С возрастом у ребенка возникает потребность в общении — ему хочется что-то показать, рассказать или спросить. Если развитие происходит нормально, то после первого года у него развивается активная речь, появляются первые слова. Правда, они могут быть понятны только ребенку, в зависимости от того, какие звуки у него получается произносить, а какие нет.

Период, когда ребенок начинает говорить

В каком возрасте ребенок начинает говорить? В большинстве случаев это происходит к двум годам, даже если свои первые слова ему удаётся произнести намного раньше.

В 3 года совершенствуется восприятие чужой речи ребенком. Но в некоторых случаях ребенок слышит неправильно произнесенные новые слова от его сверстников. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком, ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок стремится к тому, чтобы правильно его произносить. Дети начинают использовать более сложные слова, состоящие из трех и более слогов, хотя у них не всегда удается правильно произнести все звуки.

Развитие речи у младших дошкольников (4-5 лет)

В возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и разговаривает со взрослым на определённые темы, становится возможно начать познавательное общение. Ребенок приобретает достаточный словарный запас и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки.

На четвертом году жизни у детей наблюдаются улучшения в произношении, речь становится более понятной и отчетливой. В речи детей преобладают простые распространенные предложения.

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш способен выделять и называть признаки и качества предметов (например, размер и цвет), устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и содержательнее. Возрастает устойчивость к вниманию и способность спокойно дослушать окружающих до конца.

Становление речи у старших дошкольников (6-7 лет)

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может передать смысл сказки, стихотворения или конкретной ситуации. При составлении рассказа он концентрирует свое внимание на основных деталях, а второстепенные в большинстве случаев упускает. На шестом году речь ребенка всё ещё совершенствуется, фразы становятся более развернутыми и точными, произношение чище.

На седьмом году речь ребенка становится все более точной, развернутой, последовательной. Во время пересказа ребенок говорит не только об основных событиях, но и затрагивает всё, о чём он читал сам. У него получается в точности описать игрушку или картинку, ответить на поставленные родителем вопросы после чтения сказок.

Консультация для родителей. Развитие речи детей 2-3 лет

Уроки должны быть короткими, театрализованными и насыщенными играми. Поначалу, чтобы четко следовать плану и не идти у ребенка на поводу, лучше подготовить подробный конспект.

Логопедические стишки и потешки на занятии в старшей группе

На занятиях огромную помощь оказывают разнообразные логопедические книжки, раскраски и другие дидактические материалы. На просторах всемирной сети есть пособия, которые можно распечатать и применять в домашних играх.

Дополнительная информация. Конспекты занятий можно подсмотреть в книге О.Э. Литвиновой «Речевое развитие детей раннего возраста». Составленные четко по программе ФГОС на основе многолетнего опыта автора, все упражнения в книге направлены на становление произношения и грамматического строя речи малыша.

Учим правильно подражать речи взрослых

Для правильного подражания устной речи важно, чтобы произносимые взрослым слова звучали правильно и четко. Малыш может не сразу сказать фразу целиком и правильно. Главное – даже в нечетко звучащем произношении сохранность количество слогов. Если из нескольких слогов слова ребенок выбирает и произносит один, наиболее ему удобный, – это нарушение речи, которое в данном возрасте уже необходимо лечить.

Как тренировать голосовой аппарат и развивать речь ребенка

Голосовой аппарат в раннем возрасте формируется на основе фольклорных песен и сказок. Частушки, прибаутки и другие формы песенного творчества содержат большое количество удобно произносимых гласных. Народные песни помогают увеличить количество проговариваемых на одном выдохе слов, улучшить плавность выдоха, а также познакомить малыша с русским фольклором.

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Чтобы разговорить ребенка нужно:

  • Не давать все вещи по первому его указательному жесту, а спрашивать: «Ты хочешь яблоко? Или апельсин?». И только после перебора нескольких вариантов, давать желаемое, стимулируя таким театральным образом развитие речи.
  • Ежедневно читать с малышом короткие стихотворения и стараться их повторить.
  • Устраивать некие «собрания» животных в игре и спрашивать: «Как говорит корова? А собака? А кошка?»

Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Артикуляционная гимнастика проводится по предварительной презентации упражнения взрослым. Основные движения:

  • Надуть щеки;
  • Улыбка;
  • Трубочка (вытянуть губы вперед);
  • Лопатка (широкий язык на нижней губе);
  • Наказать непослушный язычок (верхними зубами потихоньку покусывать распластанный язык).

Упражнения и игры, которые помогут развивать речь у 2-3-летних малышей

В качестве упражнений и игр для развития речи у детей 2-3 лет используются:

  • звукоподражание (животным, транспорту и т.д.);
  • речевое сопровождение всех действий ребенка;
  • знакомство с изображениями на картинках и в жизни. Например, на картинке изображена кошка. «Как говорит кошка? Мяу» На прогулке встретили кошку. «Вспомни, как говорит кошка?» и т.д.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]