Развитие речи детей от 1 до 2-х лет жизни статья по развитию речи на тему


Статья:

Речь ребёнка в 1 год зависит от того, как проводилась подготовительная работа по её развитию с рождения до года. Гуление, лепет и произнесение первых слов подготовило артикуляционный аппарат к более сложной работе, знакомство малыша с предметами ближайшего окружения обогатило его пассивный словарь.
В год малышу уже известны значения многих слов, активный словарь содержит 10–25 слов, он начинает пользоваться речью, как средством общения. Он может произносить слова правильно (мама, ляля, баба), лепетать (па, ма, бах), частично воспроизводить формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), и подражать голосам животных и окружающим его звукам (му-му, бу-бу, пи-пи, би-би).

На этом этапе уже можно определить, есть ли речевые проблемы. В отличие от специалистов, родителям бывает сложно увидеть их, но ниже мы расскажем по каким признакам можно самостоятельно выявить речевые проблемы у малыша.

Пассивный и активный словарь

В этот период обращает на себя внимание такая характерная особенность, как подражание словам взрослых. Малыш повторяет не только знакомые слова, но и неизвестные ранее. Это могут быть слова, адресованные ребёнку, или слова, которые он услышал от окружающих. Такое активное подражание можно заметить уже с 1 года 5 месяцев. Здесь важно не сюсюкать с детьми, подделывая свою речь под «детский» язык, а давать пример правильного произношения слов.

Начиная с года жизни растёт понимание слов, малышу знакомы названия предметов его ближайшего окружения, названия предметов, животных и прочих объектов, которые ему чаще всего показывают на картинках в детских книжках, на улице. Малыш очень любит рассматривать яркие цветные книжные иллюстрации. Взрослые должны поддерживать этот интерес, подбирая понятные картинки.

Комментируя иллюстрации малышу, нужно высказываться точно, простыми словами, стараться обозначать предмет одним, постоянным словом, чтобы смысл изображённой картинки не был потерян в потоке речи взрослого. Например, пока словом обезьяна называем мартышку и гориллу.

К полутора годам жизни активный словарь ребёнка равен 20–30 словам, по своему звуковому составу он пока прост. Благодаря стремлению подражать речи взрослых, малыш к концу второго года увеличивает количество произносимых слов в десять раз. В речи преобладают существительные, но встречаются глаголы (их в 2–3 раза меньше) и наречия (там, тут, здесь).

Изредка к двум годам в детской речи можно встретить употребление прилагательных, эта особенность сохранится и далее, в младшем дошкольном возрасте. Часто встречаются в речи ребёнка и легко используются личные местоимения (я, ты, он, она).

Грамматический строй речи и звукопроизношение

После полутора лет появляется способность изменять слова простейшими способами, связывая их в одну фразу (дай куклу – «дай ку»). Чаще всего используются односложные предложения. В таких примитивных предложениях одно слово может употребляться в разных значениях. Произнося слово «му», ребёнок в одном случае хочет, чтобы ему дали игрушку, а в другом тем же самым словом обращает внимание взрослого на глазки или рожки игрушечной коровы, которую он держит в руках.

К окончанию второго года жизни в предложениях может быть и три, и четыре слова. Предложения бывают и вопросительными, и восклицательными. Сами вопросительные слова пока ребёнку недоступны, он выражает вопрос интонацией, с которой произносит такое предложение. Предлогов в словах пока тоже нет («Сева би-би» – у Севы машинка).

Все гласные звуки на втором году жизни уже произносятся малышом. Доступны его артикуляции и некоторые согласные звуки: м, п, к, т, д, н, ф, х, б, г, в, й. Чёткость их произношения зависит от места звука в слове и количества слогов в нём. В простых словах из одного – двух слогов все звуки произносятся правильно (Катя, папа, Таня, Вова). Эти же звуки «глотаются» и искажаются в более сложных словах (писина – машина). Не даются малышу и сочетания двух согласных звуков рядом (хеб – хлеб), особенно если это сложные в произношении звуки, например: с, ш, р, л.

Становится заметен разный темп освоения речи детьми одного и того же возраста. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша, наследственности, и от перенесённых в раннем детстве заболеваний. Большое значение имеет интенсивность общения взрослых с ребёнком, то, как стимулируется речевое развитие ребенка в 1 год.

Нормы речевого развития у детей раннего возраста

Оценивая речь ребенка в 1 год и на протяжении второго года жизни, следует опираться на существующие критерии правильно протекающего речевого развития.

  • 1 год. Возникновение первых слов.
  • 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев: Плавное наращивание количества употребляемых слов до нескольких десятков.
  • Соединение слов в одну несогласованную фразу.
  • Проговаривание небольших слов, общая смягченность речи.
  • Ребенок называет себя в 3 лице.
  • Появление вопроса при помощи интонационного подъема в окончании слова или фразы.
  • Лепет во время игровой деятельности.
  • Договаривание знакомой фразы.
  • Внимательное прослушивание любимой книги.
  • 1 год 9 месяцев − 2 года:
      «Лексический взрыв».
  • Появление первой фразы.
  • Активное увеличение словаря.
  • Попытки повторения за старшими новых слов.
  • Плавное вытеснение из речи лепетных слов.
  • Использование коротких словосочетаний с выраженным интонированием.
  • Замена стечения согласных одним звучанием.
  • Озвучивание предметов по просьбе.
  • Регулярное использование уменьшительных суффиксов.
  • Появление первых падежных окончаний и формы множественного числа.
  • Оповещение о своих действиях.
  • Правильное использование отдельных форм глаголов.
  • Определение известных предметов и выполняемых действий.
  • Таким образом, при ненарушенном развитии речи дети за второй год жизни преодолевают тяжелый путь − от появления первого слова до построения полноценного предложения.

    Нормы развития речи на втором году жизни малыша

    Оценивать речь ребёнка в год очень проблематично: ориентиры её развития весьма условны и допустима задержка речевой активности. Можно привести приблизительные нормы к концу второго года жизни:

    • малыш отвечает на простые вопросы;
    • он может выполнить простое поручение, например, отнести бабушке чашку, подать вещь или игрушку;
    • ребёнок легко повторяет за взрослыми несложные фразы и простые слова;
    • его произношению доступны все гласные и большинство согласных звуков;
    • к полутора годам малыш объединяет в предложение два слова, а к двум годам строит предложение из 3–4 слов;
    • он активно и по собственной инициативе вступает в общение с другими детьми и знакомыми взрослыми;
    • он может задавать вопрос, пользуясь интонацией;
    • ребёнок способен произнести не менее 50 слов, чаще 200–300;
    • начинает использовать единственное и множественное число существительных (кубик — кубики), уменьшительно-ласкательные суффиксы (дом —домик);
    • он может понять и выполнить инструкцию из двух этапов: «Возьми на столе ложку и отнеси её папе»;
    • малыш может показать две — три части тела или больше;
    • слушает потешки, сказки, стишки, пытается запоминать небольшие кусочки.

    Если в списке выше вы видите пункт, которому ваш малыш не соответствует, стоит пристально понаблюдать за ребёнком, оценить, стремится ли он к общению с окружающими, понимает ли обращённую к нему речь. Вполне возможно, что у малыша небольшая задержка речевого развития.

    Особенности развития речи у детей

    Развитие речи ребёнка в раннем возрасте тесно связано с его практической деятельностью. Он начинает самостоятельно ходить, постоянно взаимодействует с предметами, узнаёт от взрослого и запоминает их названия, учится использовать новые слова самостоятельно. Всё это стимулирует к общению.


    Во время занятия по аранжировке цветов ребёнок может выучить очень много слов: цветок, стебель, лепестки, роза, стакан, вода, горшок, земля и др. В следующий раз он сможет повторить те, что уже запомнил, и узнать новые

    С 1 до 2 лет

    К концу первого года жизни у ребёнка начинает формироваться активный и пассивный словарь. Активный словарь — это те слова, которые он уже может произнести, а пассивный — слова, которые он понимает. В активном словаре к 12–14 месяцам может быть от 4 до 15 слов. Пассивный словарь примерно в 3 раза шире: слов, которые понимает ребёнок, больше, чем тех, которые он может произносить.

    В этом же возрасте речь переходит на новую стадию: теперь ребёнок воспринимает её как средство общения. Если раньше малыш воспринимал слова как единые нечленораздельные звуковые комплексы, то теперь разделяет их в речи родителя. Как следствие, он начинает активно произносить известные ему слова, адресуя их взрослому.

    Чтобы познакомиться с предметом, ребёнок тянется к нему, сопровождая свои действия мимикой и звуками, и плачет или капризничает, если не получает желаемого. Потом смещает фокус на родителя: переводит свой взгляд с предмета на взрослого, чтобы тот достал его, или указывает на предмет жестами.

    Малыш произносит слова осмысленно и с привязкой к ситуации, но их значения очень неустойчивы. Так происходит потому, что он осваивает речь ассоциативно: например, видя птицу, указывает на неё и говорит «кар». Затем может увидеть изображение птицы на монетке — эту монетку он тоже назовёт «кар». Потом увидит птицу в часах с кукушкой, и часы станут «кар».

    С 1,2 до 1,3 лет начинается активное подражание взрослому. Ребёнок повторяет слова и фразы: смотрит на родителя, наблюдает за движениями его губ, челюстей и языка, пытается произнести слово и назвать предмет, который ранее показал или дал подержать в руках взрослый. Постепенно у малыша это получается.

    Затем он переходит к осмысленному употреблению слов. Однако за словом всё равно стоит конкретный предмет: например, слово «чашка» обозначает только ту чашку, из которой ребёнок ест. Все остальные чашки, которые он видел, не относятся к этому слову. Со временем ребёнок, контактируя с похожими друг на друга предметами, отмечает сходства и начинает называть эти вещи общим словом («чашек» становится много). А вскоре, примерно к полутора годам, в речи появляются глаголы.

    С 1,3 до 1,8 лет малыш начинает употреблять слова, вкладывая в них смысл целых предложений. Жесты и мимика помогают окружающим понимать его речь.


    Когда малыш тянется к игрушке и говорит «мама», он подразумевает «мама, дай игрушку». Так, слово «мама» может иметь совершенно разные значения в зависимости от контекста, ситуации

    После 1,5 лет движения, звуки и жесты всё больше заменяются словами, которые превращаются в полноценное средство общения. На этом этапе особенно важно, чтобы не было «сюсюканья» с ребёнком, ведь малыш усваивает те формы слов, которые он слышит от взрослого. Также важно, чтобы не было информационной перегрузки — это часто приводит к задержкам в развитии речи. Вводить новые слова и фразы следует постепенно.

    С 1,6 до 1,8 лет возникает период латентного развития речи. Окружающие не замечают каких-то ярких изменений, но у ребёнка происходит накопление, развитие речи, которое внешне никак не проявляется.

    С 1,8 до 1,10 лет в речи появляются предложения из двух слов. Ребёнок строит фразы, которые включают в себя существительное и требуемое действие. Например, «мама, ням-ням», — и мама догадывается, что ребёнок хочет кушать.

    После 1,10 лет предложения начинают состоять уже из трёх слов и более. Ребёнок начинает произносить своё имя. Пока он говорит о себе в третьем лице: «Маша хочет кушать».

    С 2 до 3 лет

    У ребёнка в 2 года происходит «речевой взрыв»: резко пополняется словарный запас — в активном словаре теперь до 200–300 слов. Малыш постоянно задаёт вопросы: «Что это?» Ему хочется слышать как можно больше новых слов, и эти слова моментально включаются в его речь, поэтому важно отвечать на каждый вопрос.

    В этом же возрасте происходит объединение двух психических функций — мышления и речи. Речь становится интеллектуальной, а мышление — речевым. Ребёнок начинает думать словами.

    В период от 2 до 3 лет увеличивается количество предложений, а слова в них начинают грамотно согласовываться между собой. Также в возрасте около 2 лет и на третьем году жизни ребёнок начинает по своей инициативе отражать в речи всё, что он воспринимает в окружающем мире. Таким образом возникает описательная речь, и малыш начинает различать предметы по признакам, понимать разницу «много—мало» и всё это переносить в речь.

    Ребёнок начинает воспроизводить услышанные стихи, песенки, сказки. У него работает механическая память, которая активно включается в работу речи. Продолжает развиваться понимание речи: уже к концу второго года оно основано на правильном восприятии всех звуков родного языка

    Примерно к 3 годам активный и пассивный словарь выравниваются. То есть ребёнок может произносить все слова, которые он понимает. Всё, что слышит, он тут же начинает воспроизводить.

    Через слова ребёнок управляет вниманием взрослого, и взрослый тоже может привлечь внимание ребёнка с помощью слов. Поведение начинает подчиняться словесной инструкции — малыш понимает, что требует от него взрослый. На третьем году жизни малыш по инструкции взрослого может не только начать, но и прекратить свою деятельность, что создаёт новые возможности для его коммуникации со взрослым, воспитания малыша и усвоения правил поведения.

    Важнейшее достижение в понимании речи ребёнком раннего возраста — это формирование речевого внимания: умения сосредоточиться на звуковой стороне слова, слушать другого человека, понимать, о чём он говорит. Это отправная точка для дальнейшего речевого развития. Ребёнок начинает понимать содержание небольших литературных произведений, текстов, стихотворений, а в 3 года уже воспринимает рассказ взрослого, который состоит из 3-4 предложений. Лучше, когда все тексты связаны с его личным опытом — описываются ситуации, которые ему хорошо знакомы и вызывают у него эмоциональный отклик.


    До трёх лет ребёнка сильнее увлечёт история о том, как дети играют в прятки, чем приключения говорящих зверей

    Симптомы задержки речевого развития малыша

    Как понять, что у годовалого ребёнка задержка речевого развития? Этот вопрос интересует многих родителей, и нередко мамы и папы бросаются из крайности в крайность. Одни, видя, как сверстники их ребёнка бегло и свободно высказываются, тревожно прислушиваются к речи своего малыша, который не освоил и половины подобного лексикона. Другие же, опираясь на истории тех кто рассказывает, как их молчавшие дети внезапно заговорили в 3, 5, 6 лет, ничего не предпринимают и ждут такого же чуда, а потом сталкиваются с проблемой серьёзной задержки развития своего малыша.

    Возраст от года до двух – это своеобразный рубеж, когда становится ясно, нормально ли развивается детская речь, или у ребёнка есть одна из следующих патологий:

    • моторная алалия
    • сенсорная алалия,
    • дизартрия,
    • афазия,
    • ринолалия,
    • тугоухость, или отсутствие слуха,
    • задержка речевого развития,
    • общее недоразвитие речи.

    В два года нужно обязательно обследовать малыша у специалиста, если у него имеются следующие симптомы:

    • ребёнок молчит или лепечет на одному ему понятном языке;
    • когда спрашивают, как его зовут — отворачивается;
    • малыш не обращается к взрослому, когда ему что-то нужно, а мычит или показывает пальцем;
    • ребёнок понимает то, что ему говорят, но сам не может оформить высказывание;
    • сначала речь появилась, в ней были слова или даже фразы, а потом она пропала, и ребёнок практически замолчал;
    • к 2 годам в речи почти нет слов.

    По результатам обследования в два года целесообразно начинать стимуляцию речевого развития, причём значительно продвинуться в этом направлении могут сами родители. Многие просто не знают что и как нужно делать, поэтому рекомендуется сходить на консультацию к логопеду, психологу или дефектологу — с ними можно заниматься уже с 2 лет.

    Самостоятельная диагностика задержки развития речи

    Не являясь специалистами, родители вряд ли самостоятельно смогут определить, в чём причина речевого дефекта. Им доступна только простая диагностика. Родители могут определить:

    • не нарушен ли у малыша слух,
    • в каком состоянии у ребёнка находится крупная и мелкая моторика,
    • сохранена ли подвижность его органов артикуляции,
    • в какой степени он понимает обращённую к нему речь.

    Проверка слуха

    Нарушение слуха – весомая причина задержки развития речи. Не слыша правильное произношение слов, малыш не сможет произнести их. Можно заподозрить такую патологию, если с года появляются следующие симптомы:

    • малыш не реагирует на тихие звуки, которые раздаются вне поля его зрения;
    • он не поворачивается к источнику звука;
    • ребёнок не проявляет интереса к музыке, звукам работающей бытовой техники, электроники;
    • малыш не понимает, когда к нему обращаются;
    • он не имитирует звукоподражания, в его речи нет лепета и простых слов;
    • ребёнок не использует голос для привлечения к себе внимания взрослых.

    При появлении сомнений можно самостоятельно проверить слух у малыша. Для этого нужен взрослый помощник и отдельное помещение, защищённое от постороннего шума. Малышу нужно предложить поиграть вместе с мамой в звучащие игрушки. Далее, взрослый ими производит звуки за спиной у малыша на расстоянии не меньше 6 метров, так чтобы он не видел источник шума. При отсутствии реакции расстояние уменьшают на один метр, приближаются с каждым этапом все ближе к ребёнку.

    Можно начать обследование с шёпота за спиной у малыша, изображающего непривычное для него сочетание звуков, которое должно привлечь внимание ребёнка. Затем эти звуки или имя малыша повторяют голосом обычной громкости. Такая же процедура проводится через несколько дней. При подозрении на отсутствие или снижение слуха нужно показать ребёнка отоларингологу.

    Диагностика мелкой и крупной моторики

    Обследованию моторики не напрасно придаётся такое большое значение. Зоны головного мозга, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики ребёнка, расположены рядом друг с другом. Нет проблем с мелкой моторикой – значит, сохранны механизмы возникновения речи, и, скорее всего, проблема лежит не в области невропатологии. Неуверенные и нескоординированные движения, невозможность совершать точные движения кистью руки и пальчиками – нужна консультация невролога и тщательная диагностика.

    Показатели развития общей моторики к окончанию второго года жизни ребёнка:

    • он умеет бегать;
    • неплохо поднимается по лестнице, наступая по очереди одной ножкой на каждую ступеньку;
    • невысоко подпрыгивает вверх или перепрыгивает через очень низкое препятствие;
    • ударяет ногой по мячику;
    • перешагивает через предметы;
    • марширует, хотя и не слишком ловко;
    • может пятиться назад.

    Достижения в развитии мелкой моторики у двухлетнего малыша:

    • пытается остановить катящийся к нему мячик;
    • он может поставить друг на друга от 4 до 6 кубиков («строим башню»);
    • ребёнок рисует вертикальные линии или просто «каракули», хотя карандаш или фломастер держит зачастую неправильно;
    • у него отлично развит «пинцетный захват», когда очень мелкие детали игрушек или кусочки пищи малыш берёт двумя пальчиками;
    • он нанизывает колечки пирамидки на штырь подставки;
    • отрывает от листа бумаги, куска пластилина мелкие кусочки.

    Для определения уровня развития моторики не нужно организовывать специальное обследование, достаточно внимательно понаблюдать за движениями ребёнка во время бодрствования.

    Диагностика органов артикуляции

    Аномалии строения речевых органов, нарушение их подвижности может влиять на умение произносить отдельные группы звуков. Чтобы обнаружить патологию, достаточно проверить строение языка, челюстей, губ, нёба.

    Возможные проблемы:

    • прогения – нижняя челюсть выдвинута далеко вперёд относительно верхней челюсти;
    • прогнатия – верхняя челюсть выдаётся вперёд;
    • открытый прикус – между сомкнутыми зубами виден промежуток;
    • высокое и узкое нёбо («готическое»);
    • укорочённая уздечка языка, малышу сложно поднимать язык наверх, он начинает раздваиваться у ребёнка как у змеи;
    • массивный или очень маленький язык.

    Помимо этих дефектов, родители могут заметить повышенное слюнотечение, дрожание языка, вялость губ, постоянно приоткрытый рот. При наличии таких симптомов нужно сразу же обратиться к специалисту. Отсутствие своевременного проведения коррекционных мероприятий может привести к развитию задержки психического развития и даже умственной отсталости.

    Проверка понимания речи

    Чтобы удостовериться, что ребёнок понимает обращённую к нему речь, ему предлагают выполнить несколько заданий в игровой форме:

    • предложить выбрать одну игрушку из нескольких, разложенных перед малышом;
    • понимает и отбирает предметы красного, жёлтого, синего и зелёного цвета;
    • собрать матрёшку или пирамидку
    • попросить показать вещи, которыми он пользуется в быту: ложка, чашка, стул, тапочки;
    • предложить показать у себя или у куклы части тела;
    • попросить найти предмет или действие на картинке (их можно вырезать из ненужных журналов и наклеить на картон);
    • предложить выполнить простую просьбу: принести книжку, подойти поближе, дать игрушку.

    Отсутствие дефектов органов артикуляции и понимание речи окружающих при недоразвитии речевых умений, может свидетельствовать о темповой задержке речи или общем недоразвитии речи. Стимулирующие занятия со специалистом, начатые как можно раньше, помогут преодолеть отставание от сверстников.

    Как стимулировать развитие речи

    Если малыш молчун и не очень охотно идёт на контакт, или если он с трудом овладевает речью, усилить его речевую активность помогут специальные методы.

    Развивающие игры

    Малыш от года до двух лет быстрее научиться говорить, если обучение будет происходить в ненавязчивой, игровой форме. Есть несколько разновидностей таких игр:

    1. Сюжетно-ролевые. Во время игры ребёнок играет какую-то роль, например, изображает сыщика, если это игра «Найди игрушку». Вы можете спрятать от него куклу, а он будет её искать. Или, наоборот, он прячет, а вы ищите. Во время таких игр между вами и малышом постоянно будет происходить обмен словами. Есть также масса других сюжетно-ролевых игр, в которых могут быть задействованы игрушки. Например, «Приём гостей»: к вашему малышу пришли в гости мишка и зайчик, и он должен угостить их чаем. Или игра «Лечим куклу»: у куклы заболело горло, её нужно тепло одеть и дать лекарство. Вы сами можете придумывать несложные сюжеты для таких игр.
    2. Игры с конструкторами. Детские конструкторы отлично развивают мелкую моторику ребёнка. Учёные доказали, что за речевые способности и за движения пальцами отвечает одна зона мозга.
    3. Рисование. Есть специальные разукрашки для деток от года до двух лет. Рисуя, малыш тренирует мелкую и крупную моторику рук. Он также может рассказывать вам о том, что изображено на картинке — таким образом будет развиваться не только его речь, но и образное мышление.

    Развивающие упражнения

    Тренировка артикуляционных органов предотвращает проблемы с речью, способствует более чёткому и ясному выговариванию слов. Рекомендуемые упражнения:

    1. Стишки. В детских магазинах можно приобрести специальные книжки со стихами для деток до двух лет. Текст читает родитель, а малыш с удовольствием его повторяет.
    2. Дутьё. Когда малыш дует в трубочку, пускает мыльные пузыри или просто надувает щёчки, тренируются его органы, отвечающие за воспроизведение звуков.
    3. Движения язычком. Ребёнок открывает ротик и двигает языком вправо-влево, изображая часики, высовывает язык как можно больше, а потом вновь его прячет. Такие нехитрые упражнения детки с удовольствием повторяют за родителями.

    Определить, насколько хорошо ребёнок разговаривает, может только логопед. Поэтому родители обязательно должны периодически показывать своих малышей этому специалисту. Это позволит вовремя заметить и исправить любые проблемы с речью.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]