- Главная
- Что делать, если ребенок смягчает согласные?
/
Замечали ли вы за свои ребенком, что он в разговоре смягчает согласные? Создается впечатление, что он «сюсюкают», как полуторогодовалый малыш. Это дефект смягчения. Чем раньше вы обратитесь за помощью к логопеду, тем лучше. Если дефект смягчения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе. Высококвалифицированные специалисты в Зеленограде окажут вашему ребенку своевременную логопедическую помощь.
Познавательная страничка
В произношении согласных, имеющих твердую (мягкую) пару, наблюдаются дефекты смягчения
Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки. Исключением будут звуки Ш, Ж, Ц, не имеющие мягких пар, и звуки Ч, Щ, Й, не имеющие твердых пар. Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые (к’г’х’) также заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.
Спастичность артикуляторных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен.
Фонетические чередования согласных по твердости / мягкости
Обозначение твердости / мягкости согласных на письме
Твердость / мягкость согласных как самостоятельный, а не возникший из-за позиционных изменений признак фиксируется в следующих сильных позициях: 1) перед гласными, включая [э]: [лу]к лук — [л`у]к люк, [но]с нос — [н`о]с нёс, пас[т э´]ль пастель — пос[т` э´]ль постель; Парные мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, парные твердые — в заимствованных. Однако многие из таких заимствований перестали осознаваться как редкие: антенна, кафе, сарделька, стресс, пюре, протез и т. д. В результате в общеупотребительных словах стало возможно как твердое, так и мягкое произношение согласного перед [э]. 2) на конце слова: ко[н] кон — ко[н`] конь, жа[р] жар — жа[р`] жарь; 3) у звуков [л], [л`] независимо от их положения: во[л]нá волна — во[л`]нá вольна; 4) у согласных [c], [с`], [з], [з`], [т], [т`], [д], [д`], [н], [н`], [р], [р`] (у переднеязычных) — в позиции перед [к], [к`], [г], [г`], [х], [х`] (перед заднеязычными): гó[р]ка горка — гó[р`]ко горько, бá[н]ка банка — бá[н`]ка банька; — в позиции перед [б], [б`], [п], [п`], [м], [м`] (перед губными): и[з]бá изба — ре[з`]бá резьба.
В остальных случаях твердость или мягкость согласного будет не самостоятельной, а вызванной влиянием звуков друг на друга.
Уподобление по твердости наблюдается, например, в случае соединения мягкого [н`] с твердым [с], ср.: кó[н`] конь — кó[нс]кий конский, Испа[н`]ия Испания — испа[нс]кий (т.е. [н`] // [н] перед твердым). Пара ию[н`] июнь — ию´[н`с]кий июньский не подчиняется указанной закономерности. Но это исключение является единственным.
Уподобление по мягкости осуществляется непоследовательно в отношении разных групп согласных и соблюдается не всеми говорящими. Не знает отступлений лишь замена [н] на [н`] перед [ч`] и [ш:`], ср: барабá[н] барабан — барабá[н`ч`]ик барабанчик, гó[н]ок гóнок — гó[н` ш:`]ик гонщик (т.е. [н] // [н`] перед мягким).
В соответствии со старыми нормами следовало говорить: л я´[м`к`]и лямки, [в`б`]ить вбить; [д`в`]ерь дверь; [с`j]ем съем; [с`т`]енá стена. В современном произношении нет обязательного смягчения первого звука в указанных случаях. Так, слово ля´[мк`]и лямки (аналогично тря´[пк`]и тряпки, лá[фк`] и лавки) произносится только с твердым, остальные звуковые сочетания допускают вариативность произношения.
Обозначение на письме распространяется только на случаи самостоятельной, а не позиционно обусловленной твердости / мягкости парных согласных. На буквенном уровне мягкое качество звука [н`] в словах барабанчик и гонщик графически не фиксируется.
В отличие от глухости / звонкости самостоятельная мягкость парных согласных передается не буквой, соответствующей согласному звуку, а следующей за ней буквой: буквами и, ё, ю, я: лик, лёд, люк, лязг;
В современном языке буква е перестала обозначать мягкость предшествующего согласного. Комбинацию букв …те… нельзя прочитать, если не видишь, какому слову она принадлежит — тесто или тест. 1) на конце слова буквой мягкий знак: конь, жарь, пыль; 2) в середине слова перед согласным буквой мягкий знак: тьма, весьма, банька.
Самостоятельная твердость парных согласных передается такими средствами: буквами ы, о, у, а, э: лыко, лодка, лук, ласка, каратэ; в конце слова отсутствием мягкого знака: кон_, жар_, пы_л; в середине слова перед согласным отсутствием мягкого знака: т_ мин, с_ мотрит, бан_ ка.
Твердость / мягкость непарных согласных отдельного обозначения не требует. Написание и/ы, ё/о, ю/у, я/а после букв ш, ж, ч, щ, ц, соответствующих непарным, диктуется традицией: жизнь, цифра, цыпленок, ожёг, ожог, шутка, брошюра, чашка. То же самое касается и употребления / неупотребления буквы мягкий знак в ряде грамматических форм: рожь, замуж _, тишь, малыш_, вещь, товарищ_ , мочь, кирпич_ .
Мама будет Логопедом
Чтобы знать, с какого звука следует начать работу, нужно учитывать:
- Произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый уклад, правильное звучание парного дефектного звука;
- Уклад каких звуков позволяет наиболее демонстративно показать разницу между артикуляцией парных твердого и мягкого звуков.
Согласные звуки Т, Д, Н просты по своим укладам, поэтому редко оказываются дефектными и, кроме того, произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет видеть изменения в положении средней части языка при переходе звука Т к ТЬ, Д к ДЬ, Н к НЬ. Таким образом, выбранные звуки удовлетворяют обоим поставленным условиям.
Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно.
В трудных случаях можно временно прибегнуть к механической помощи: предложив произносить многократно слоги АТ или ТА с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука Т, то есть слоги АТЬ, ТЯ.По аналогии можно получить слоги АНЬ, НЯ, ДЯ.
Во время работы со звуками Т, Д, Н должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее, но все же необходимо проверить правильность произношения твердой и мягкой пары всех согласных.
Упражнения для коррекции смягчения согласных звуков
Чтобы скорректировать дефект смягчения звуков необходимо
почаще выполнять упражнения
«Киска сердится», «Катушка», «Горка», «Толкаем язычком шарик».
Упражнение «Киска сердится»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в
основание нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем
выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов,
язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Повторить 5 раз.
Упражнение «Катушка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в
основание нижних резцов. Боковые края языка прижаты к
коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается
вглубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка
скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов,
губы и нижняя челюсть были неподвижны. Повторить 5 раз.
Упражнение «Горка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в
нижние резцы, а передне– средняя часть его спинки сначала
приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем
опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы,
нижняя челюсть не двигалась. Повторить 5 раз.
Упражнение «Толкаем язычком шарик».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в
основание нижних резцов. Шарик на палочке ставим за передними
нижними зубками, и язычок толкает его, стараясь вытолкнуть.
Том и Тим.
Жили – были два брата. Одного звали Том. Он был худым, высоким и таким же твердым, как звук Т, с которого начинается его имя. Он всегда выбирал себе то, что начиналось с твердых звуков. Он любил сок, сухари. Он носил пальто и никогда не надевал пиджак. Он не брал мяч, но охотно пускал мыльные пузыри и играл в морской бой. А второй брат, которого звали Тим, был мягкий, пухленький, круглый. Он любил все то, что начиналось с мягких звуков, как его имя: тефтели, пироги, пирожные, кисель, леденцы. Братья очень дружили. Когда Тим рисовал, Том – раскрашивал. Если Том брал в руки дудочку, то Тим — гитару. Они никогда не выбирали одинаковые предметы, поэтому не ссорились. Им не приходилось выхватывать друг у друга игрушки и сладости. Однажды решили братья отправиться путешествовать. Давайте поможем им собраться. (Классификация вещей по первому звуку, твердый или мягкий?) Уточняем, кто возьмет ранец, рюкзак; кому нужны котелок, миска, вилка, ложка, ножик: кто любит молоко, кефир, калач, пирог, колбасу, ветчину; кто обует кроссовки, кеды; кто из братьев наденет на голову шапку, берет; кто пойдет в лес, а кто луг; кто какие грибы будет собирать (сыроежки, лисички, маслята, рыжики, подберезовики, белые)? Пора устраивать привал. Кто принес ветки, а кто валежник? Братья решили наловить рыбы. Кто будет ловить в пруду, кто в реке? Кому на удочку попадется сом, пескарь, плотва, лещ, линь, карп.
Чтобы знать, с какого звука следует начать работу, нужно учитывать: 1) Произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый уклад, правильное звучание парного дефектного звука; 2) Уклад каких звуков позволяет наиболее демонстративно показать разницу между артикуляцией парных твердого и мягкого звуков. Согласные звуки Т, Д, Н просты по своим укладам, поэтому редко оказываются дефектными и, кроме того, произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет видеть изменения в положении средней части языка при переходе звука Т к ТЬ, Д к ДЬ, Н к НЬ. Таким образом, выбранные звуки удовлетворяют обоим поставленным условиям. В трудных случаях можно временно прибегнуть к механической помощи: предложив произносить многократно слоги АТ или ТА с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука Т, то есть слоги АТЬ, ТЯ. По аналогии можно получить слоги АНЬ-НЯ, ДЯ.
Во время работы со звуками Т, Д, Н должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее (губно-зубные вь, фь, затем губные пь, бь, мь). Что касается звуков к’, г’ и х’, то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком и) без труда. Так устранять этот дефект рекомендовала Ольга Владимировна Правдина.
Татьяна Борисовна Филичева рекомендует коррекцию данного дефекта проводить следующим образом: 1 этап: Закрепление правильного произношения звука Ы и различение его с И. 2 этап: Закрепление слогов на базе сохранных согласных звуков КЫ-ВЫ-ПЫ-БЫ, различение этих слогов на слух. 3 этап: Четкое произношение слов с твердыми согласными звуками (утрировано): БА – БЫ, ЛА – ТЫ, … 4 этап: Включение слов в предложения. 5 этап: Учим ребенка четко произносить звук И, вводим символ мягкости. 6 этап: Даем различение на слух звуков Ы, И. 7 этап: Закрепляем четкое произношение слогов, включающих звук И и сохранный согласный звук (ПИ-ВИ-МИ). 8 этап: Даем различение слогов на слух ПИ-ВИ-БИ и ПЫ-ВЫ-БЫ. 9 этап: Даем слова с мягкими звуками предложения с этими словами. 10 этап: Дифференцировки мягких и твердых звуков. Даются слоговые упражнения с усложнением: ПЫ-ПИ-ПЫ, ПИ-ПЫ-ПИ, ПЫП-ПИП, ПА-ПЯ, ПА-ПА-ПЯ с разным ударением и интонацией. Упражнения с мячом.
Копилка знаний
Подготовительными упражнениями при коррекции дефекта смягчения являются выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Для развития этих навыков используются упражнения артикуляционной гимнастики «Киска сердится», «Катушка», «Горка».
Упражнение «Киска сердится»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Упражнение «Катушка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Упражнение «Горка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а переднее – средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
Логопедические занятия в Центре Речи — система занятий, направленных на коррекцию нарушений всех сторон речи: звукопроизношения, фонематики, грамматики, лексики, слоговой структуры.
Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, т.к. логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями.
Начальная школа «Здоровое детство» как полноценное и дополнительное образование
Успейте записаться! Запись открыта!
Дорогие мамочки! Мы рады сообщить вам, что вы можете посещать Начальную школу «Здоровое детство» не только как полноценное образование, но и в качестве дополнительного образования!!!
Если вы понимаете, что ваш ребенок не справляется с обучением в школе, то Центр Речи готов придти вам на помощь! Вы можете посещать Начальную школу «Здоровое детство» в своем режиме в качестве дополнительного образования (помощь с трудностями в обучении, репетиторы, оздоровление).