Дифференциация звонких и глухих парных согласных в картинках


Какие они разные эти звуки согласные.


Много с буквами хлопот, вот такой они народ.

Звуки без спроса меняются, и другими притворяются.

Сколько хлопот доставляют эти буквы и звуки детям! Выучи буквы, а потом еще и запомни, когда и какой звук они обозначают! А звуков этих ой-ой-ой сколько. Как же запомнить все звонкие и глухие согласные?

Всё, оказывается, очень просто, если правильно настроить ребенка.

О согласных звуках твердых и мягких я уже писала. Но согласные бывают не только твердые и мягкие, но еще и звонкие – глухие. И они столько неприятностей в виде ошибок доставляют детям! Как же научить ребенка правильно определять согласные звонкие и глухие?

Просто заучивать звонкие и глухие согласные – дело проигрышное. Даже, если ребенок и запомнит, то применять эти знания ему будет очень трудно. А вот, если ребенок поймет, как получаются звонкие и глухие звуки, научится их слышать и определять по признакам, тогда и запомнить ему будет легко.

Давайте сначала разберемся сами со звонкими и глухими согласными звуками.

В русском языке согласные звуки делятся на звонкие и глухие в зависимости от участия голоса в произношении звука. Как это определить? Произнесите отдельный согласный звук и приложите руку к горлу. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверьте вместе с ребенком и произнесите звуки Б – П, М или Х. Получилось заметить?

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закройте уши ладошками и произнесите согласный звук. Услышали голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

И так можно легко и просто определить звонкость или глухость согласного. На первых порах этот способ очень хорош. Но если ребенок так будет определять звонкость или глухость согласного и дальше, то на это будет уходить много времени. Ребенок не будет успевать выполнять работу на уроке. Поэтому надо чтобы ребенок запомнил согласные звонкие и глухие.

И здесь нам надо вспомнить, что мозг информацию может воспринимать по-разному – через слух, зрение или ощущения. Значит, чтобы ребенок запомнил информацию, надо воздействовать на все системы ребенка.

Определяя звонкость и глухость согласных на слух, мы уже включили слух в работу. Прикладывая руку к горлу, мы подключили ощущения. Теперь надо подключить и зрение. Для этого надо сделать табличку или рисунок, где обозначить звонкие и глухие согласные какими-то символами.


Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными. Значит, составляя такую схему или табличку, надо парные согласные расположить рядом. Можно использовать любые символы, которые напоминают ребенку, что звук звонкий или глухой. Так в этой схеме звонкие согласные обозначены колокольчиком, а глухие – наушниками.

Нарисуйте похожую табличку вместе с ребенком. Пусть он самостоятельно расположит буквы возле нужного символа, а Вы только контролируйте и направляйте действия ребенка. Помните, что человек хорошо запомнит только то, что сделал самостоятельно.

Поиграйте в расселение букв по этажам или домикам с нужным символом несколько раз и ребенок прекрасно запомнит звонкие и глухие согласные. Повесьте эту табличку на видное место и периодически возвращайтесь к ней, просите ребенка рассказать, показать, назвать какие-то звуки.

Так, играя, повторяя уже знакомые свойства звуков и букв, Вы поможете ребенку усвоить основы русского языка без труда, запомнить звонкие и глухие согласные.

Есть вопросы? Пишите в комментариях, чтобы получить ответ.

А пока получите порцию позитива и посмотрите прекрасный мультик. Будем учиться у этой неунывающей обезьянки находить хорошее во всем.

Дифференциация парных звонких-глухих согласных

Трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, у младших школьников приводят к смешениям букв в письменной речи. Смешение указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал неверную букву. По акустико-артикуляционному сходству часто смешиваются парные звонкие-глухие согласные: б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к, ш-ж. Особенности произношения звуков этих пар – в одинаковых артикуляционных укладах.

При этом звонкие согласные произносятся с большим участием голоса, чем глухие. В речевом потоке, особенно при шёпотном проговаривании слов, когда учащиеся сами диктуют себе, различия между этими звуками «размываются». Ребёнок ориентируется на артикуляцию, а недостаточность фонематических представлений и дифференцировок, характерная для детей с речевыми недостатками, является определяющей в возникновении такого рода специфических ошибок. Смешения наблюдаются в чёткой позиции: «знежная», «картовель», «шуравль», «груглый», «попежал», «потружились». Ошибки носят стойкий характер.

Чтобы коррекционная работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие общедидактические требования и принципы коррекционной логопедической деятельности: последовательность, поэтапность формирования умственных действий, системность, опора на разные анализаторы, комплексный подход. Рассмотрим систему коррекционной работы на примере парных согласных с-з:

1. Выделяем звуки из слов в начальной позиции по предметным картинкам.

2. Уточняем артикуляцию и звучание смешиваемых звуков. При этом опираемся на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы. Соотносим звук и букву, используя мнемотехнические приёмы. Это особенно важно первоклассникам, у которых наблюдается нестойкость соотнесения фонемы с графемой, не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы. Например, звук «З» – песенка комара. При произнесении звука прикладываем ладонь к горлу, ощущаем вибрацию голосовых связок.

Звук «С» – работает насос. Вибрация голосовых связок почти не ощущается. Звук можно произнести шёпотом.

Для закрепления зрительного образа буквы можно использовать «Азбуку весёлых человечков» А.Шибаева или пособие Е.В. Останиной «Буквы я запомню сам по картинкам и стихам»

3. Дифференцируем звуки и буквы в слогах. Виды заданий:

  • Прочитать слоги по слоговым таблицам парами, выборочно (только с буквой с, з)
СА — ЗА СО – ЗО СУ — ЗУ СЫ – ЗЫ СИ — ЗИ СЕ — ЗЕ СЁ – ЗЁ СЯ – ЗЯСЛА – ЗЛА СЛО — ЗЛО СЛУ – ЗЛУ СЛЫ – ЗЛЫ СЛИ – ЗЛИ СЛЕ – ЗЛЕ СЛЁ – ЗЛЁ СЛЯ – ЗЛЯСВА – ЗВА СВО — ЗВО СВУ – ЗВУ СВЫ — ЗВЫ СВИ — ЗВИ СВЕ — ЗВЕ СВЁ — ЗВЁ СВЯ – ЗВЯ
  • Показать (записать) первый слог в словах: зубы, супы, север, зебра, заяц, санки, слышу, злые, свёкла, звёзды и др.
  • Показать (записать) последний слог слов: неси, вези, морозы, весы, польза, роса и др.
  • Показать (записать) второй слог слов: бросали, резали, косили, возили, позвали, послали, козлёнок, ослёнок и др.
  • Придумать слово, которое начинается на заданный слог.

4. Дифференцируем звуки в словах. Виды заданий:

  • Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы С, З.
  • Прочитать и записать слова, добавляя подходящие слоги: СА-ЗА: ва__, гла__, Ли__, ли__, мимо__, о__, колба__, чуде__, сле__, гро__, поль__, поло__.
  • Заменить подчеркнутую букву на С или З, получив новое слово:
    домик веткаочень майкагладкий корамойка партагубной Борькакофточка угнать
  • Выполнить слоговые схемы слов с указанием букв С, З: заносы, заблестел, вымазал, сквозить, зелёные, золото, сосны, наступила, земляника и др.
  • Распределить картинки (слова) в два столбика по наличию звуков С, З.
  • Загадки. Отгадки записать, сделать слоговую схему или зашифровать, указывая порядковые номера букв С,З

а) Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, А в один из теплых дней май серёжки дарит ей (Береза) — З5

б) Падают с ветки золотые монетки (Осенние листья) – С2 С3 За что же тогда его птицей считают? (Страус) – С1С6

в) Полосатые лошадки целый день играют в прятки. (Зебры) – З1

  • Работа с парами слов, в которых звуки и буквы С,З являются смыслоразличителями:

а) прочитать, подобрать каждому слову соответствующую картинку (роза-роса, коза-коса)

б) вставить букву в контексте: колючая ро_а, холодная ро_а; _лить воду, _лить собаку.

в) Закончить предложение словом из пары: Косит травушку …, щиплет травушку … (коса, коза)

г) Составить предложение с каждым словом пары.



Вебинары по налоговому планированию с помощью оффшоров wugroup.ru.

5. Дифференцируем звуки и буквы в словосочетаниях и предложениях.

  • Вставить буквы с, з в слова словосочетания, предложения (пословицы):
Не в_ё олото, что бле_тит.За в_якое дело бери_ь _мело.
  • Составить словосочетания:
  • Составить словосочетания, подбирая слова из скобок:
а) синий …, синяя …, синее …(небо, зонт, сумка)
б) зимний …, зимняя …, зимнее…(лес, пальто, одежда)
  • Вставить буквы в словосочетания. В каких словах согласные требуют проверки?
а) интере _ ная_ ка _ каб) _ акрытьгла _ ки
_ елёнаякра _ ка_ нятьма _ ку
ру _ _ каябере _ каве _ тиколя _ ку
  • Вставить в предложения пропущенные слова – названия картинок:

Дети слепили … . Старшая сестра пошла в … . На … Зоя забыла косынку.

  • Найди ошибки в предложениях:

На ветвях берёсы мы заметили зтайку снегирей. На ромашке стрекоса – золотизтые глаза.

  • Составь предложения из слов:

а) сказок, знает, интересных, Соня, много; б) кормушки, дети, развесить, деревья, на;

6. Дифференцируем звуки и буквы в текстах.

  • Записать текст, вставляя в предложения пропущенные слова с буквами С, З.

Наступила холодная … . Снег укрыл землю белой … (чем?). Осинки и (что?) … надели … (какие?) шубки. У крыльца выросли высокие … (что?). Снег … (что делает?) на солнце яркими блестками. Мороз (что сделал?) стекла… (какими?) узорами. Ребятишки бегут … (с чем?) на горку.

Слова для справок: скатерть, березки, сугробы, санки, снежные, высокие, сияет, сверкает, искрится, расписал, разукрасил, сказочные, замысловатые.

  • Изложение по вопросам и плану.

1 КЛАСС

Тузик. У Васи собака Тузик. Тузик сидит у забора. Вася даёт ему кости. Тузик грызёт кости.

1) Как зовут Васину собаку? 2) Где сидит Тузик?3) Что даёт ему Вася? 4) Что делает Тузик?

Берёза. В саду высокая берёза. На берёзе гнездо зяблика. Он таскал в гнездо листики. Звонко поёт зяблик.

1) Какая берёза в саду? 2) Чьё гнездо на березе?3) Что таскал зяблик в гнездо? 4) Как поёт зяблик?

2 КЛАСС

Храбрый Дрозд. Отбился от дома кот Васька. Он стал сам искать себе пищу. Раз заметил кот гнездо дрозда. Глазки у Васьки заблестели. Влез он к самому дуплу и запустил лапу. Дрозд бросился на Ваську. Он стал клевать его в нос и глаза. Кот струсил и пустился бежать.

1) Кто отбился от дома? 2) Как кот кормился? 3) Что заметил Васька? 4) Как он вел себя?5) Что сделал дрозд? 6) Как дрозд защищал гнездо? 7) Что сделал кот?

Лакомка. Кошка Маркиза была очень странной. Любила она сладкий мёд. Раз Маркиза грелась на солнце. Тут она почуяла знакомый запах. Кошка открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем Маркиза встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей. И вдруг раздался громкий кошачий визг. Маркиза бросилась в кусты.

План. 1. Странная кошка. 2. Знакомый запах. 3. Осталась без мёда.

Автор материала: Царевская Елена Геннадьевна

Также по теме:

Презентация «Дифференциация парных согласных в словах»

Согласные звуки

Согласные зву­ки обра­зу­ют голос и шум, воз­ни­ка­ю­щий в резуль­та­те пре­одо­ле­ния воз­душ­ной стру­ёй пре­пят­ствий в поло­сти рта (зубы, смы­ка­ние и раз­мы­ка­ние губ и т.д.).

Глухие согласные

С помо­щью шума обра­зу­ют­ся глу­хие соглас­ные, мяг­кие и твердые:

[п] — [п’], [ к] -[к’], [ф]-[ф’], [т]-[т’], [с]-[с’], [х]-[х’], [ч’], [ш], [щ’,] [ц].

Звонкие согласные

В обра­зо­ва­нии звон­ких соглас­ных одно­вре­мен­но участ­ву­ет как голос, так и шум.

Звонкие соглас­ные име­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости:

[б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’], [л]-[л’], [м]-[м’], [н]-[н’], [р]-[р’], а так­же [й’], [ж], [ж’].

Длинный мяг­кий звук [ж’] встре­ча­ет­ся в неболь­шом коли­че­стве слов:

дрож­жи, вож­жи, езжу, виз­жать, брюз­жать и пр.

Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные

Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.

Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.

Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.

Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.

Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.

Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.

Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.

Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.

Видеоурок «Согласные звуки и их буквы»

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]