Какие они разные эти звуки согласные.
Много с буквами хлопот, вот такой они народ.
Звуки без спроса меняются, и другими притворяются.
Сколько хлопот доставляют эти буквы и звуки детям! Выучи буквы, а потом еще и запомни, когда и какой звук они обозначают! А звуков этих ой-ой-ой сколько. Как же запомнить все звонкие и глухие согласные?
Всё, оказывается, очень просто, если правильно настроить ребенка.
О согласных звуках твердых и мягких я уже писала. Но согласные бывают не только твердые и мягкие, но еще и звонкие – глухие. И они столько неприятностей в виде ошибок доставляют детям! Как же научить ребенка правильно определять согласные звонкие и глухие?
Просто заучивать звонкие и глухие согласные – дело проигрышное. Даже, если ребенок и запомнит, то применять эти знания ему будет очень трудно. А вот, если ребенок поймет, как получаются звонкие и глухие звуки, научится их слышать и определять по признакам, тогда и запомнить ему будет легко.
Давайте сначала разберемся сами со звонкими и глухими согласными звуками.
В русском языке согласные звуки делятся на звонкие и глухие в зависимости от участия голоса в произношении звука. Как это определить? Произнесите отдельный согласный звук и приложите руку к горлу. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверьте вместе с ребенком и произнесите звуки Б – П, М или Х. Получилось заметить?
Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закройте уши ладошками и произнесите согласный звук. Услышали голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.
И так можно легко и просто определить звонкость или глухость согласного. На первых порах этот способ очень хорош. Но если ребенок так будет определять звонкость или глухость согласного и дальше, то на это будет уходить много времени. Ребенок не будет успевать выполнять работу на уроке. Поэтому надо чтобы ребенок запомнил согласные звонкие и глухие.
И здесь нам надо вспомнить, что мозг информацию может воспринимать по-разному – через слух, зрение или ощущения. Значит, чтобы ребенок запомнил информацию, надо воздействовать на все системы ребенка.
Определяя звонкость и глухость согласных на слух, мы уже включили слух в работу. Прикладывая руку к горлу, мы подключили ощущения. Теперь надо подключить и зрение. Для этого надо сделать табличку или рисунок, где обозначить звонкие и глухие согласные какими-то символами.
Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными. Значит, составляя такую схему или табличку, надо парные согласные расположить рядом. Можно использовать любые символы, которые напоминают ребенку, что звук звонкий или глухой. Так в этой схеме звонкие согласные обозначены колокольчиком, а глухие – наушниками.
Нарисуйте похожую табличку вместе с ребенком. Пусть он самостоятельно расположит буквы возле нужного символа, а Вы только контролируйте и направляйте действия ребенка. Помните, что человек хорошо запомнит только то, что сделал самостоятельно.
Поиграйте в расселение букв по этажам или домикам с нужным символом несколько раз и ребенок прекрасно запомнит звонкие и глухие согласные. Повесьте эту табличку на видное место и периодически возвращайтесь к ней, просите ребенка рассказать, показать, назвать какие-то звуки.
Так, играя, повторяя уже знакомые свойства звуков и букв, Вы поможете ребенку усвоить основы русского языка без труда, запомнить звонкие и глухие согласные.
Есть вопросы? Пишите в комментариях, чтобы получить ответ.
А пока получите порцию позитива и посмотрите прекрасный мультик. Будем учиться у этой неунывающей обезьянки находить хорошее во всем.
Дифференциация парных звонких-глухих согласных
Трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, у младших школьников приводят к смешениям букв в письменной речи. Смешение указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал неверную букву. По акустико-артикуляционному сходству часто смешиваются парные звонкие-глухие согласные: б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к, ш-ж. Особенности произношения звуков этих пар – в одинаковых артикуляционных укладах.
При этом звонкие согласные произносятся с большим участием голоса, чем глухие. В речевом потоке, особенно при шёпотном проговаривании слов, когда учащиеся сами диктуют себе, различия между этими звуками «размываются». Ребёнок ориентируется на артикуляцию, а недостаточность фонематических представлений и дифференцировок, характерная для детей с речевыми недостатками, является определяющей в возникновении такого рода специфических ошибок. Смешения наблюдаются в чёткой позиции: «знежная», «картовель», «шуравль», «груглый», «попежал», «потружились». Ошибки носят стойкий характер.
Чтобы коррекционная работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие общедидактические требования и принципы коррекционной логопедической деятельности: последовательность, поэтапность формирования умственных действий, системность, опора на разные анализаторы, комплексный подход. Рассмотрим систему коррекционной работы на примере парных согласных с-з:
1. Выделяем звуки из слов в начальной позиции по предметным картинкам.
2. Уточняем артикуляцию и звучание смешиваемых звуков. При этом опираемся на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы. Соотносим звук и букву, используя мнемотехнические приёмы. Это особенно важно первоклассникам, у которых наблюдается нестойкость соотнесения фонемы с графемой, не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы. Например, звук «З» – песенка комара. При произнесении звука прикладываем ладонь к горлу, ощущаем вибрацию голосовых связок.
Звук «С» – работает насос. Вибрация голосовых связок почти не ощущается. Звук можно произнести шёпотом.
Для закрепления зрительного образа буквы можно использовать «Азбуку весёлых человечков» А.Шибаева или пособие Е.В. Останиной «Буквы я запомню сам по картинкам и стихам»
3. Дифференцируем звуки и буквы в слогах. Виды заданий:
- Прочитать слоги по слоговым таблицам парами, выборочно (только с буквой с, з)
СА — ЗА СО – ЗО СУ — ЗУ СЫ – ЗЫ СИ — ЗИ СЕ — ЗЕ СЁ – ЗЁ СЯ – ЗЯ | СЛА – ЗЛА СЛО — ЗЛО СЛУ – ЗЛУ СЛЫ – ЗЛЫ СЛИ – ЗЛИ СЛЕ – ЗЛЕ СЛЁ – ЗЛЁ СЛЯ – ЗЛЯ | СВА – ЗВА СВО — ЗВО СВУ – ЗВУ СВЫ — ЗВЫ СВИ — ЗВИ СВЕ — ЗВЕ СВЁ — ЗВЁ СВЯ – ЗВЯ |
- Показать (записать) первый слог в словах: зубы, супы, север, зебра, заяц, санки, слышу, злые, свёкла, звёзды и др.
- Показать (записать) последний слог слов: неси, вези, морозы, весы, польза, роса и др.
- Показать (записать) второй слог слов: бросали, резали, косили, возили, позвали, послали, козлёнок, ослёнок и др.
- Придумать слово, которое начинается на заданный слог.
4. Дифференцируем звуки в словах. Виды заданий:
- Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы С, З.
- Прочитать и записать слова, добавляя подходящие слоги: СА-ЗА: ва__, гла__, Ли__, ли__, мимо__, о__, колба__, чуде__, сле__, гро__, поль__, поло__.
- Заменить подчеркнутую букву на С или З, получив новое слово:
домик ветка очень майка гладкий кора мойка парта губной Борька кофточка угнать - Выполнить слоговые схемы слов с указанием букв С, З: заносы, заблестел, вымазал, сквозить, зелёные, золото, сосны, наступила, земляника и др.
- Распределить картинки (слова) в два столбика по наличию звуков С, З.
- Загадки. Отгадки записать, сделать слоговую схему или зашифровать, указывая порядковые номера букв С,З
а) Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, А в один из теплых дней май серёжки дарит ей (Береза) — З5
б) Падают с ветки золотые монетки (Осенние листья) – С2 С3 За что же тогда его птицей считают? (Страус) – С1С6
в) Полосатые лошадки целый день играют в прятки. (Зебры) – З1
- Работа с парами слов, в которых звуки и буквы С,З являются смыслоразличителями:
а) прочитать, подобрать каждому слову соответствующую картинку (роза-роса, коза-коса)
б) вставить букву в контексте: колючая ро_а, холодная ро_а; _лить воду, _лить собаку.
в) Закончить предложение словом из пары: Косит травушку …, щиплет травушку … (коса, коза)
г) Составить предложение с каждым словом пары.
Вебинары по налоговому планированию с помощью оффшоров wugroup.ru.
5. Дифференцируем звуки и буквы в словосочетаниях и предложениях.
- Вставить буквы с, з в слова словосочетания, предложения (пословицы):
Не в_ё олото, что бле_тит. | За в_якое дело бери_ь _мело. |
- Составить словосочетания:
- Составить словосочетания, подбирая слова из скобок:
а) синий …, синяя …, синее … | (небо, зонт, сумка) |
б) зимний …, зимняя …, зимнее… | (лес, пальто, одежда) |
- Вставить буквы в словосочетания. В каких словах согласные требуют проверки?
а) интере _ ная | _ ка _ ка | б) _ акрыть | гла _ ки |
_ елёная | кра _ ка | _ нять | ма _ ку |
ру _ _ кая | бере _ ка | ве _ ти | коля _ ку |
- Вставить в предложения пропущенные слова – названия картинок:
Дети слепили … . Старшая сестра пошла в … . На … Зоя забыла косынку.
- Найди ошибки в предложениях:
На ветвях берёсы мы заметили зтайку снегирей. На ромашке стрекоса – золотизтые глаза.
- Составь предложения из слов:
а) сказок, знает, интересных, Соня, много; б) кормушки, дети, развесить, деревья, на;
6. Дифференцируем звуки и буквы в текстах.
- Записать текст, вставляя в предложения пропущенные слова с буквами С, З.
Наступила холодная … . Снег укрыл землю белой … (чем?). Осинки и (что?) … надели … (какие?) шубки. У крыльца выросли высокие … (что?). Снег … (что делает?) на солнце яркими блестками. Мороз (что сделал?) стекла… (какими?) узорами. Ребятишки бегут … (с чем?) на горку.
Слова для справок: скатерть, березки, сугробы, санки, снежные, высокие, сияет, сверкает, искрится, расписал, разукрасил, сказочные, замысловатые.
- Изложение по вопросам и плану.
1 КЛАСС
Тузик. У Васи собака Тузик. Тузик сидит у забора. Вася даёт ему кости. Тузик грызёт кости.
1) Как зовут Васину собаку? 2) Где сидит Тузик? | 3) Что даёт ему Вася? 4) Что делает Тузик? |
Берёза. В саду высокая берёза. На берёзе гнездо зяблика. Он таскал в гнездо листики. Звонко поёт зяблик.
1) Какая берёза в саду? 2) Чьё гнездо на березе? | 3) Что таскал зяблик в гнездо? 4) Как поёт зяблик? |
2 КЛАСС
Храбрый Дрозд. Отбился от дома кот Васька. Он стал сам искать себе пищу. Раз заметил кот гнездо дрозда. Глазки у Васьки заблестели. Влез он к самому дуплу и запустил лапу. Дрозд бросился на Ваську. Он стал клевать его в нос и глаза. Кот струсил и пустился бежать.
1) Кто отбился от дома? 2) Как кот кормился? 3) Что заметил Васька? 4) Как он вел себя? | 5) Что сделал дрозд? 6) Как дрозд защищал гнездо? 7) Что сделал кот? |
Лакомка. Кошка Маркиза была очень странной. Любила она сладкий мёд. Раз Маркиза грелась на солнце. Тут она почуяла знакомый запах. Кошка открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем Маркиза встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей. И вдруг раздался громкий кошачий визг. Маркиза бросилась в кусты.
План. 1. Странная кошка. 2. Знакомый запах. 3. Осталась без мёда.
Автор материала: Царевская Елена Геннадьевна
Также по теме:
Презентация «Дифференциация парных согласных в словах»
Согласные звуки
Согласные звуки образуют голос и шум, возникающий в результате преодоления воздушной струёй препятствий в полости рта (зубы, смыкание и размыкание губ и т.д.).
Глухие согласные
С помощью шума образуются глухие согласные, мягкие и твердые:
[п] — [п’], [ к] -[к’], [ф]-[ф’], [т]-[т’], [с]-[с’], [х]-[х’], [ч’], [ш], [щ’,] [ц].
Звонкие согласные
В образовании звонких согласных одновременно участвует как голос, так и шум.
Звонкие согласные имеют пары по признаку твёрдости/мягкости:
[б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’], [л]-[л’], [м]-[м’], [н]-[н’], [р]-[р’], а также [й’], [ж], [ж’].
Длинный мягкий звук [ж’] встречается в небольшом количестве слов:
дрожжи, вожжи, езжу, визжать, брюзжать и пр.
Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные
Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.
Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.
Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.
Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.
Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.
Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.
Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.
Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.
Видеоурок «Согласные звуки и их буквы»
Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы
Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.
- По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
- Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
- * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
- Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
- Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.
Важное условие! Систематичность и спокойствие.
Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.