Текст книги «Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет»

Если скована мелкая моторика малыша, в большинстве случаев будут наблюдаться отклонения в речи. В этом случае вероятность возникновения задержек в речевом развитии значительно повышается.

Детские психологи совместно с логопедами выявили, что тонкие движения рук и пальцев влияют на развитие речи. Когда отсутствуют нарушения и какие-либо задержки в развитии движений пальчиками, речевой аппарат развивается согласно нормам, установленным специалистами.


Развитая мелкая моторика у детей способствует развитию речи.

Что объединяет моторику и развитие речи

На всем протяжении эволюции люди активно использовали для общения друг с другом жесты. Постепенно к этому подключались громкие выкрики. С эволюционным развитием человека усложнялись и совершенствовались движения пальцев. Схожим образом запускается речь малыша. Ученые доказали, что моторная и речевая функции взаимосвязаны. Они не могут протекать отдельно друг от друга. Вначале начинают развиваться движения пальцев, манипуляции кистями рук, а после этого запускается становление речи. Сейчас детская психология и логопедия рассматривают тонкую моторику как возможность выполнять точные манипуляции пальцами, кистями рук, а также скоординированность этих движений друг с другом. В отношении способности совершать тонкие мелкие движения пальчиками часто применяется такое слово как ловкость. Ребенок должен уметь делать различные по сложности движения – от способности взять в руку игрушку до умения писать буквы, рисовать несложные картинки. Поэтапное усложнение мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста влияет на общее развитие интеллекта малыша. Они присутствуют даже у новорожденного, по мере взросления только совершенствуются, усложняются. Появляются новые навыки, выполняемые пальцами.

Маленькие дети могут брать предметы всей ладонью. Через некоторое время они способны выполнять операции большим и указательным пальчиками (так называемый «пинцетный захват»). Постепенно учатся держать в руке ложку, вилку, карандаш, другие маленькие предметы, с которыми он сталкивается в быту. Развитие мелкой моторики имеет еще одну важную особенность. Она связана с центральной нервной системой малыша, оказывает большое влияние на его способность концентрировать внимание. Прослеживается прямая связь между способностью совершать мелкие движения пальчиками и способностью быстро запоминать предметы, их названия, особенности. Как известно, человеческий мозг состоит из отдельных центров, отвечающих за ту или иную деятельность. Речевой центр расположен близко к области, отвечающей за моторику рук, соответственно они взаимно влияют друг на друга. Развитие одного из этих отделов невозможно без параллельного развития другого. При стимулировании развития навыков движения пальцами, начинает работать речевой центр. Именно поэтому при запуске речи малыша необходимо уделять время развитию мелких точных движений пальчиками. Мелкая моторика это залог успеха в образовательных учреждениях. По развитию моторики ребенка судят о его готовности к обучению в школе. Если никаких проблем с моторикой нет, значит он способен научиться писать, обладает достаточным уровнем общего уровня интеллекта и его остротой. Способен достаточно быстро воспринимать и запоминать информацию, имеет развитое логическое мышление для своего возраста.

Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет»

Лисенкова Татьяна Ивановна

Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет»

Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 лет

Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая мотрика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.

1. Пальчиковые игры — это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой»

гимнастики стимулирует
развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
2. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

3. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.

4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами — их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.

Кроме того, для развития мелкой моторикирук можно использовать:

• игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции — раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.

• рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют»

мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.

• мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки»

— играют немаловажную роль для пальцев рук.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкиеи точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторикивключает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки)

до очень сложных движений
(например, писать и рисовать)
.

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным)

пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие»

есть статьи про
развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).
Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики.Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона»

.

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки»

. Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы.Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т. п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Как развивать моторику у дошкольников

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста сводится к специальным играм, особым занятиям: рисование, мозаика или лепка. По мере взросления, меняются игрушки, они становятся более сложными. На смену погремушкам приходят наборы для творчества, конструкторы, состоящие из мелких деталей. Чем старше становится ребенок, тем более сложными становятся его развлечения и занятия. Специалистами разработаны игры, которые развивают тонкие движения кистями рук. В видеоролике ниже предлагаются простые, но в то же время эффективные занятия.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Игры с мелкими предметами

Игрушка для развития мелкой моторики легко сделать своими руками. Для занятий подойдут бусинки, пуговицы или крупы. Такие игры на развитие мелкой моторики оказывают на ребенка тонизирующее и оздоравливающее воздействие. Для положительного эффекта дети выполняют с этими объектами определенные манипуляции. Можно сортировать мелкие предметы по форме или размеру или угадывать их название с закрытыми глазами.

Также можно катать круглые предметы, например, горошины между большим и указательным пальцем разных рук поочередно. Полезно придавливать предметы к столу каждым пальчиком по очереди, стараясь при этом совершать вращательные и перекатывающие движения. Это могут быть крупные шарики пластилина, грецкие орехи, раковины. Хорошо развивает моторику нанизывание на веревочку или леску. Для этого можно использовать бусинки, макароны, пуговицы или любые другие подходящие предметы с отверстием. Вместе с мамой или папой ребенок может сделать бусы из вырезанных картонных кружочков, листьев или сухих ягод. Ребенок также может выкладывать буквы или силуэты животных из семян, веточек, других мелких элементов.

Занятия с мелкими предметами проходят под присмотром взрослых. Это необходимо для безопасности ребенка.

Картотека упражнений и игр с целями по ФГОС

В картотеку упражнений по нормам федеральных стандартов входят следующие виды занятий:

  • для расслабления рук (кистей);
  • для развития моторики с помощью не заточенного шестигранного карандаша;
  • для развития моторики с помощью материалов природного типа (шишек);
  • для развития моторики с помощью колючего массажного мячика.

К первому виду относятся следующие упражнения:

  • «Рыбка» в воде;
  • «Вертолет», включающий наматывание нитки на резинку, клубок;
  • «Ежик» с ладошками;
  • «Заяц и лиса» с быстро и медленно «шагающими» пальчиками;
  • «Разговор двоих», включающий взаимодействие нескольких участников группы;
  • «Полет птичек» с активной работой рук;
  • «Дорожка» с пуговицами, пришитыми к ткани;
  • «Камушки» с пластилином, выложенным по прямой;
  • «Часы», направленные на активные движения кистей рук;
  • «Замок», включающий движения пальцев и кистей;
  • «Паук» — передвижение пальцев по стене;
  • «Ножницы» с режущими движениями пальцев;
  • «Пожарный», включающий бег пальцев по «лесенке»;
  • «Пальчики клюют» — соединение большого пальца с остальными по очереди.

Ко второму виду относятся следующие упражнения:

  • «Катание карандаша» с помощью ладони;
  • «Добываем огонь» с катанием карандаша вверх и вниз между рук;
  • «Горка» с катанием карандаша вверх и вниз по одной руке с помощью другой руки;
  • «Вертушка» с раскручиванием карандаша на столе;
  • «Вертолет» с раскручиванием карандаша в воздухе;
  • «Подъемный кран» с подъемом предмета двумя пальцами;
  • «Экскаватор» с подъемом карандаша пальцем;
  • «Качели» с раскачиванием карандаша двумя соединенными пальцами.

К третьему виду относятся следующие упражнения:

  • «Покрути шишку» с помощью ладоней;
  • «Покатай шишку» с помощью ладоней на столе;
  • «Поймай шишку» путем перебрасывания из руки в руку.

К четвертому виду относятся следующие упражнения:

  • катание предмета по столу вперед-назад;
  • катание предмета по столу по кругу;
  • надавливание пальцами;
  • ловля подкинутого мяча;
  • надавливание на мяч двумя руками;
  • перекладывание мяча из руки в руку с ускорением.

Раскраски по ПДД для ребенка дошкольника 3-4 лет

Пальчиковые игры и упражнения

Упражнения и игры с пальчиками включают много вариантов, для которых нужны мелкие и крупные предметы разного типа и плотности. Для этого подойдут бумага, крупы, сыпучие и небольшие предметы.

Важно! Лучше всего сопровождать занятия присказками в стихотворной форме. Благодаря этому у детей будет развиваться речевой аппарат, память.

Многие из упражнений в дальнейшем пригодятся малышу в жизни (например, умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы).

Пальчиковые рисунки

Рисунки пальчиками как элемент занятий рекомендуется выполнять в дообеденное время. В это период у детей особенно повышенная активность. Сперва проводить занятие стоит пару минут, постепенно увеличивая время до 20 мин без перерывов.

Для занятий нужно приобрести специальные краски, продающиеся в любом магазине. У них особая консистенция, не требующая добавления воды. Крышка должна плотно прилегать к банке.

Выбирать листы следует формата А3, чтобы ребенок мог смело рисовать, а цвета яркие. Наличие на коробке о, «СЕ» означает, что изделие соответствует стандартам мирового уровня.

Массаж ладоней и пальцев рук

Массаж является ключевым пунктом развития моторики детей. Массаж включает поглаживание рук с пальчиков до ладоней, включая кисти рук. Занятия сопровождаются скороговорками, стихотворениями.

Пальчиковый массаж

Обратите внимание! Перед массажем нужно разогреть ручки малыша. Продолжительность процедуры не должна быть больше 5 мин. Массаж нужно делать в течение 10 дней 1 раз в месяц.

Занятия с песком

Пластичность песка вызывает желание сотворить из этого материала миниатюры, которые он увидел в реальном мире. Такие картины – продукт творчества ребенка, они являются плодом его бурной детской фантазии. Основной акцент нужно делать на творческую самореализацию малыша. Благодаря полезным развлечениям происходит избавление от внутреннего напряжения, это происходит на бессознательном уровне. Для проведения занятий дома, нужно найти большую коробку или другую емкость. Заполнить ее на наполовину чистым сухим песком. Покажите малышу предмет (игрушку), который затем нужно спрятать в песке. Постепенно, день за днем, количество этих игрушек можно усложнять забаву. Также можно попросить ребенка изобразить в песке миниатюру зоопарка, леса или парка, в котором вы гуляете. Малыш должен самостоятельно выбрать те предметы, которыми он сделает такую модель в мини-песочнице.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно пред­ло­жить мас­саж с исполь­зо­ва­нием сос­но­вых, ело­вых, кед­ро­вых шишек, грец­ких оре­хов, фундука.

1. “Покрути шишку”

Возь­мите сос­но­вую шишку и поло­жите её между ладо­ней малыша. Попро­сите ребёнка покру­тить шишку (как колесо) в раз­ных направ­ле­ниях при­мерно 2—3 минуты.

2. “Пока­тай шишку”

Сна­чала упраж­не­ние выпол­ня­ется с одной ело­вой шиш­кой, затем — с двумя. Вра­щайте шишки между ладо­нями 1—3 минуты.

3. “Пой­май шишку”

Возь­мите любую шишку. Попро­сите ребёнка под­бро­сить её двумя руками вверх, а затем пой­мать также двумя руками. После того как малыш освоит это упраж­не­ние, можно его услож­нить: под­бра­сы­вать и ловить шишку одной рукой; под­бра­сы­вать шишку пра­вой рукой, а ловить левой — и наобо­рот. Дли­тель­ность выпол­не­ния упраж­не­ния 2 минуты.

4. “Грец­кий орех”

Пока­тайте орех по ладони пра­вой руки, затем по тыль­ной сто­роне кисти левой руки. Дли­тель­ность выпол­не­ния упраж­не­ния при­мерно 3 минуты.

5. “Пере­сыпь орешки”

Пере­сыпьте гор­сточку фун­дука из одной руки в дру­гую. Дли­тель­ность выпол­не­ния упраж­не­ния 1—2 минуты.

6. “Орехи на подносе”

Насыпьте горсть фун­дука на под­нос. Пока­тайте орехи ладо­нями и тыль­ной сто­ро­ной кистей рук. Дли­тель­ность выпол­не­ния упраж­не­ния 1—2 минуты.

7. “Зёр­нышки”

Здесь можно исполь­зо­вать самые раз­ные крупы: гре­чиху, рис, пшено и др. И упраж­не­ния могут быть тоже самые раз­ные: сжать зёрна в кулачке, пере­сы­пать их из одной руки в дру­гую, пере­ме­шать в глу­бо­кой миске и т. п. Дли­тель­ность выпол­не­ния каж­дого упраж­не­ния 3 минуты.

8. “Лас­ко­вое пёрышко”

Про­ве­дите пером по поверх­но­сти ладо­ней и тыль­ной сто­роне кистей ребёнка. Дли­тель­ность выпол­не­ния упраж­не­ния 3 минуты.

Различные пальчиковые игры

Такие игры – популярный, доступный, а главное эффективный метод, положительно влияющий на развитие, усложнение мелких движений кистями, пальчиками. Для них не нужно обладать особенной подготовкой, не требуется изучать большое количестве дидактического материала. Упражнения для развития мелкой моторики не требуют особых условий. Проводить их можно где угодно – дома, стоя в очереди в поликлинике или передвигаясь в общественном транспорте. Очень полезно подкреплять такие занятия чтением стихотворений, пением детских песенок. Дошкольникам младшей группы подойдут следующие игрушки для развития мелкой моторики:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • шарики;
  • небольшие мягкие игрушки;
  • элементы мозаики или фрагменты пазла.

Из этих предметов можно стоить башенки или любые другие сложные фигуры. Эти «постройки» должны быть устойчивыми. Главное, чтобы они не разваливались от малейшего прикосновения. В игре взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не уставал, а его пальцы успевали расслабиться. Иначе игры станут малышу неинтересными. Чтобы ребенок не заскучал во время занятий, чередуйте эти занятия между собой, тратя на каждую 7-10 минут.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. “Рыбак”

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мел­ких пред­ме­тов: кусочки пробки, веточки, круп­ные бусины и т. п. Пред­ло­жите малышу с помо­щью малень­кого сита, при­вя­зан­ного к палке, выло­вить по оче­реди все эти пред­меты и поло­жить их на тарелку, сто­я­щую на под­носе справа от миски. “Удочку” малыш дол­жен дер­жать одной рукой.

2. “Дорожка”

Сде­лайте на столе дорожку шири­ной 3—5 см, огра­ни­чен­ную с двух сто­рон полос­ками бумаги. Пред­ло­жите малышу посы­пать её ман­кой или пше­ном. Крупу нужно брать тремя паль­чи­ками и ста­раться не про­сы­пать за края дорожки.

3. “Вол­шеб­ная ложечка”

Поставьте на под­нос две чашки: слева — чашку с кру­пой, а справа — пустую. Дви­гая рукой ребёнка, пока­жите ему, как надо брать крупу лож­кой. Осто­рожно под­не­сите ложку к пустой чашке и опро­киньте над ней. Задача: пере­сы­пать всю крупу из левой чашки в правую.

4. “Слад­кий чай”

Ваш малыш уже может само­сто­я­тельно поло­жить себе в чай сахар. Теперь научите его раз­ме­ши­вать сахар в кружке.

5. “Салют”

Ребё­нок берёт неболь­шие листочки цвет­ной бумаги и ста­ра­ется разо­рвать их как можно мельче. Ото­рван­ные кусочки он скла­ды­вает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и под­бро­сить их вверх.

6. “Сде­лай комочек”

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: ском­кать листок так, чтобы полу­чился плот­ный комочек.

7. “Под­зор­ная труба”

Ребё­нок берёт лист бумаги фор­мата А4 и сво­ра­чи­вает его двумя руками в тру­бочку, после чего под­но­сит тру­бочку к глазу и рас­смат­ри­вает в неё окру­жа­ю­щие предметы.

8. “Собери палочки”

Рас­сыпьте перед ребён­ком счёт­ные палочки. Малыш дол­жен собрать их все по одной обратно в коробочку.

С чего начать развитие мелкой моторики у маленьких детей

Ранний возраст малыша – период с года до трех лет. Это самое отличное время чтобы начать развитие моторики и речи малыша. Этот отрезок времени имеет особенность в том, что ручки малыша являются главным инструментом изучения окружающего пространства.Малышу крайне важно потрогать предмет, начать с ним взаимодействовать прикосновениями. Взрослый должен назвать предмет, подробно рассказать о его форме, цвете. Если малыш развивается правильно, он должен совершать очень много движений руками. Постепенно эти «нащупывания» становятся более точными и скоординированными. Чтобы начать развивать своего малыша, родители должны делать простейшие упражнения на развитие мелкой моторики:

  • учить детей играть с небольшими игрушками;
  • манипулировать предметами (кидать, ставить друг на друга, заворачивать, переворачивать, сминать, расправлять);
  • совершать попытки застегнуть пуговицы;
  • завязать шнурки;
  • переливать воду из одной бутылочки в другую;
  • самостоятельно есть ложкой;
  • самостоятельно мыть руки;
  • чистить зубы.

Специалисты по развитию детей разработали множество специальных игр, эффективно влияющих на моторику, а косвенным способом на запуск речевых навыков. Родители, выбирающие подобные игры, должны обращать внимание на соответствие возраста ребенка сложности этих игр. Есть несколько главных игр, способствующих развитию моторики.

Массаж ладоней

Это очень простой, а главное универсальный метод, который подходит дошкольникам любого возраста. Своим пальцем нужно медленно водить по ладоням, гладить их или массировать. Лучше все действия сопровождать забавными потешками.

Игра в ладушки

Сложно найти человека, который не знает эту потешку. «Ладушки» научит маленького совершать простые движения – сгибать и разгибать пальчики, хлопать в ладоши.


Простая игра поможет развить моторику рук ребенка.

Разрывание листов бумаги

Заниматься таким упражнением лучше с детьми старше 7 месяцев. Нужно дать малышу один или пару листов бумаги, лучше если цветной. Малыш начнет ощупывать ее, вертеть в руках, сминать или отрывать кусочки.

Листает страницы книжек

Годовалым малышам желательно заменить разрывание страниц на их листание. детских книжек, красочных интересных журналов. Главное, чтобы сами книги были интересны ребенку.

Играем с бусами

Многим детям нравится сортировать или перебирать маленькие предметы. Мама может надеть на себя какие-либо яркие цветные бусы, с бусинами различных размеров и форм. Они разбудят в малыше интерес, и он будет с удовольствием играть с ними.

Делаем поделки вместе

Для родителей дошкольников и младших школьников домашнее задание в виде поделки — как страшный сон. Но такие занятия с ребенком прекрасно развивают моторику и тренируют пальчики. Не ленитесь, клейте красивую поделку с ребенком хотя бы раз в неделю. Для малыша это прекрасная тренировка мелкой моторики и развитие воображения.

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы. Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

  • Ножки

Пальцы делают шагательные движения по столу

  • Очки

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

  • Идем за грибами

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

  • Стул и стол

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

  • Лодочка

Используется стих: Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки), Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

  • Ножницы

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно. С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.

Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.

Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ

Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете, стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла только о 17 процентах. Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.

С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.

Перебирание крупы — увлекательнейшее занятие для малыша

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Автор:

В. А. Сухомлинский

Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.

Задачи занятий

  • Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие тактильной чувствительности рук.
  • Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развитие речи, улучшение произношения звуков.
  • Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
  • Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
  • Подготовка руки к письму.
  • Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
  • Снятие психоэмоционального напряжения.

Рисование пальчиковыми красками развивает тактильную чувствительность

Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.

Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

ГруппаПриёмы
Первая младшая
  • Массаж кистей рук,
  • пальчиковая гимнастика,
  • собирание мелких предметов,
  • лепка колбасок, лепёшек,
  • вылавливание предметов ложкой или совком,
  • выжимание губки,
  • проталкивание мелких игрушек через отверстие,
  • шнуровка,
  • постройка башни из кубиков.
Вторая младшая
  • Пальчиковые игры,
  • нанизывание бусинок или пуговиц на нитку,
  • использование пинцета, пипеток, прищепок,
  • работа с иглой,
  • собирание матрёшки, пирамидки,
  • поиск предмета в тарелке с рисом,
  • завязывание бантиков, узелков,
  • сматывание нитки в клубок,
  • закрепление канцелярских скрепок, резинок для волос,
  • выдавливание фигурок из пластилина с помощью трафарета.
Средняя
  • Пальчиковые игры,
  • образы из пальчиков,
  • конструирование из счётных палочек и строительных игрушек,
  • собирание мозаик и пазлов,
  • изготовление аппликаций и фигур из салфеток,
  • инсценировка стихов с помощью рук,
  • рисование.
Старшая
  • Упражнения с использованием массажных резиновых мячиков с шипами,
  • ванны с шариками,
  • упражнение «гладильная доска»,
  • создание картин из ниток,
  • изображение на картонке с отверстиями чисел методом шнуровки,
  • плетение из цветных шнурков,
  • аппликация семенами, крупами, макаронными изделиями,
  • конструирование из камушков, природного материала,
  • решение логических задач со счётными палочками,
  • изготовление украшений из пуговиц, бусинок.
Подготовительная
  • Пальчиковая гимнастика,
  • самомассаж с помощью горошин, карандашей,
  • игры с мелкими предметами,
  • собирание мелкой мозаики,
  • изобразительная деятельность,
  • раскрашивание картинок,
  • изготовление оригами,
  • художественный труд с использованием плетения, аппликации, папье-маше,
  • рисунки по клеточкам,
  • графический диктант,
  • прописи,
  • рисунки по точкам,
  • работа с ножницами,
  • определение на ощупь что спрятано под салфеткой,
  • проведение по лабиринту шарика с помощью указки.

Виды развития мелкой моторики ребёнка

Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:

  • Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
  • Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
  • Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.

Для овладения навыком письма важно, чтобы ребёнок правильно держал ручку

Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи. Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]