ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ У БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Инсульт – заболевание, которое может поразить человека любого возраста. Последствия нарушения кровообращения могут быть разными – от снижения координации движения до полного паралича. Но почти во всех случаях больному требуется восстановление речи после инсульта. Именно на речевую дисфункцию врачи рекомендуют обращать внимание в первую очередь – это нарушение является первым признаком, сигнализирующим об изменениях в головном мозге.

Факторы, свидетельствующие о том, что случился инсульт:

  • неправильная расстановка слов в предложении;
  • нечеткая артикуляция;
  • непонимание речи собеседников;
  • неспособность вспомнить названия предметов;
  • спутанное выражение своих мыслей.

Такие нарушения не пропадают быстро, но все же поддаются лечению. Иногда речь восстанавливается без каких-либо специальных занятий и медикаментозного лечения. Но в большинстве случаев пациентам нужна помощь специалистов-логопедов, разработка специальной реабилитационной программы.

Почему нарушается речь после инсульта

Нарушения речи, возникшие в результате инсульта, называются афазией. Потеря способности четко говорить – следствие:

  • разрыва связей между нейронами;
  • нарушение питания нейронов, отвечающих за речь;
  • сдавливания тканей головного мозга гематомой.

Степень речевых нарушений зависит от того, в какой зоне мозга произошел разрыв сосудов, количества пораженных сосудов. Многое при лечении зависит от своевременности принятых мер, от реабилитационной программы. Обязательные занятия с логопедом после инсульта дополняются медикаментами, физиотерапией, работой с психологом.

Универсальной терапии афазии не существует – каждый случай требует персонального подхода, слаженной работы нескольких специалистов: невропатолога, врача отделения реабилитации, логопеда. Также в работу включаются массажисты, физиотерапевты, инструкторы лечебной физкультуры. Все эти специалисты есть в штате нашего реабилитационного центра. Они прошли специальные программы обучения по работе с гостями, пережившими инсульт.

Реабилитационная программа зависит от вида афазии:

  • полная (тотальная). Это наиболее сложная форма речевой дисфункции. Пациент вообще не говорит, не узнает близких, не понимает обращенной к нему речи;
  • сенсорная. Больной не понимает слов родного языка – они звучат для него, как абсолютно незнакомые. Причина – поражение центра Вернике, отвечающего за распознавание речи;
  • моторная. Человек понимает обращенную к нему речь, но не может четко выговаривать звуки из-за нарушения работы лицевых мышц. Мышцы теряют подвижность, поэтому больной, пытающийся ответить, может воспроизводить только нечеткие звуки;
  • амнестическая. Повреждения в мозге вызвали нарушения памяти. Человек не помнит многих слов, не может назвать окружающие его предметы. Ему приходится восстанавливать словарный запас, которым он владел до инсульта;
  • семантическая. Нарушения выявляются в снижении сложности высказываний: больной не воспринимает длинных предложений. К нему надо обращаться короткими, просто построенными фразами. Он сам также выражает свои мысли короткими фразами. Длинные предложения становятся для него непонятными, а если он сам пытается сказать длинное предложение, оно получается спутанным, основная мысль к концу высказывания теряется.

Тип афазии – важный фактор при построении реабилитационной программы. Длительность восстановления – персональный параметр, заранее предсказать, когда речь восстановится, нельзя. Видимые улучшения наступают через 3-6 месяцев. Длительность реабилитации может достигать 3-5 лет.

Как восстановить речь после инсульта

Первые несколько дней после инсульта – время для проведения срочных мероприятий, направленных на сохранение функций организма, предотвращения появления непоправимых поражений. После того как наступила стабилизация, врачи приступают к восстановлению речи. Обычно лечение речевой дисфункции начинают через неделю после инсульта. Важный момент: больной должен быть готов к работе физически. Если такой готовности не наблюдается, реабилитацию можно отодвинуть по времени. Но не далее, чем на два месяца. Через два месяца после инсульта нервная система почти теряет способность к восстановлению утраченных функций.

Для каждого больного составляется персональная программа реабилитации. Занятия с логопедом после инсульта лучше начинать индивидуально, один на один с логопедом. При первой встрече логопед определяет состояние пациента, его реакцию на речь разной громкости, его способности выражать свои мысли. Первые занятия занимают максимум 10-15 минут.

Если первые сеансы дают положительный результат, пациенту предлагают групповые занятия. Занимаясь вместе с людьми, перенесшими инсульт и имеющими схожие проблемы с речью, пациент становится более раскованным. Он видит, как справляются с ситуацией другие люди, пытается добиться успеха, иногда даже возникает даже некий соревновательный момент.

Большое значение для восстановления речи имеет помощь близких, поэтому родственникам будет совсем не лишним пройти обучение. Например, хороший эффект показывает чтение вслух. Начинать надо с небольших предложений, постепенно переходя к текстам.

Есть несколько методик, которые использует логопед после инсульта.

  • Фонетическая. Ее цель – восстановить подвижность мышц, «поставить» язык, губы на место при произношении каждого отдельного звука. Работа начинается с фонетической гимнастики, включающей упражнения на разработку губ (вытягивание губ трубочкой, оттягивание губ пальцами вниз, вверх, в стороны, улыбку, захват одной губы другой), языка (вытягивание языка вперед, касание неба, верхних, нижних альвеол, облизывание губ, закругление языка назад). После гимнастики можно переходить к произношению отдельных звуков, потом – к скороговоркам. Максимальное время первых занятий – 3-5 минут. Постепенно время увеличивается до 10-15 минут.
  • Семантическая. Цель – развитие мышления через активацию речи. Основные упражнения: продолжение начатой логопедом фразы, нахождение новых слов для предложенного словарного ряда по ассоциации, организация диалога с логопедом.
  • Наглядная. Методика позаимствована из арсенала преподавателей иностранных языков. Цель – вернуть пациенту восприятие языка. Во время занятий логопед показывает перенесшему инсульт картинки, называя изображенные на них предметы, иллюстрации к тексту.

Также в программу реабилитации после инсульта включают творческие занятия. Чаще всего это занятия музыкой, пением, рисованием.

Не стоит ожидать успеха сразу. Только регулярные упорные занятия дают положительный результат.

Восстановление после инсульта – одно из направлений работы нашего реабилитационного центра. Опытные логопеды помогают нашим гостям справиться с нарушениями речи на индивидуальных и групповых занятиях.

6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии

Выше было показано, что моторная афазия не представляет собой однородную группу речевых расстройств, что в ее основе лежат совершенно различные нейрофизиологические, психофизиологические и психологические механизмы, и локализация поражений мозга, при которых возникают моторные афазии, расположена в различных речевых зонах (см. рис. 3, 4).

Современная физиология рассматривает двигательные процессы не только как эффекторные акты, по предположению П. Брока и его современников. Фундаментальные исследования Л. А. Орбели, А. К. Анохина, Н. А. Бернштейна показали, что организация двигательного акта содержит афферентное (настраивающее) и эфферентное (реализующее) звено, причем каждое из них имеет свою особую функцию в организации движений. Экспрессивная речь, представляющая собой сложный двигательный акт, включает в свой состав (на уровне ее моторной организации) систему афферентных синтезов, создающих нужные материальные схемы артикуляций, и систему эфферентных аппаратов, реализующих речь и позволяющих превратить ее в плавно протекающий кинетический процесс. Этот процесс и нарушается при поражении передних отделов моторно-речевой зоны — зоны Брока (44-е поле). Главный дефект проявляется в утрате возможности быстро и плавно переключаться с одного звена артикулируемой речи к последующему; патологическая инертность, возникающая в этих случаях в речевых зонах двигательной коры, может привести здесь к тому, что больной, хорошо произносящий отдельный звук, не может перейти к последующему и вместо этого либо продолжает артикулировать прежний звук, либо дает контаминацию (сплав) пред-шествующего звука с нужным. В результате таких дефектов нарушаются динамические схемы произносимого слова и возникает эфферентная (или кинетическая) моторная афазия.

Артикуляция отдельных звуков остается здесь потенциально сохранной, все трудности у больных с этой формой моторной афазии начинаются, как только больные переходят к произнесению серии звуков-слогов, слов и тем более фразы, где необходимо своевременное и точное переключение с одного элемента на другой. Нарушение механизмов переключения с одной двигательной программы на другую приводит к распаду «кинетической мелодии» речи, проявляющемуся в персеверациях, эхолалиях, препятствующих нормальному, плавному речедвигательному акту.

Непроизвольная, автоматизированная речь при этой форме афазии остается более сохранной.

Только при эфферентной моторной афазии имеет место симптом трудности включения в активную речь. Больные при попытке спонтанного высказывания, при поиске ответной реплики в диалоге и т. д. не могут начать фразу. Как только больному произносят первое слово искомой им фразы, эта трудность исчезает и он может произнести фразу целиком. Описанный дефект проявляется и заметен лишь в случаях средней и легкой степени тяжести афазии, в грубых случаях этот симптом маскируется общей грубой картиной нарушения речи.

Центральная задача обучения при эфферентной моторной афазии состоит в преодолении инертности в речевом процессе. Целью является восстановление устной речи, письма и чтения, т. е. восстановление вербальных форм коммуникации. Эта задача может быть реализована решением ряда конкретных задач: а) общего растормаживания речи; б) преодоления персевераций, эхолалий; в) восстановления общей психической активности больного и его вербальной активности.

Первая стадия обучения. Задача на этой стадии обучения заключается в восстановлении у больного способности активного выделения и произнесения слов или ряда слов из Упроченных и автоматизированных речевых рядов. Целью является снятие грубых персевераций, эхолалий, растормаживание речи. В этих случаях применяются такие методы обучения, которые способствуют переводу речи больного на произвольный уровень, т. е. на первой стадии больного обучают осознанию своей речи и произвольному говорению, произвольный, осознанный способ говорения может создать необходимые условия для преодоления персевераций. Это же задаче служит и второй метод — переключение сознание больного с произносительной стороны речи на ее смысловую сторону.

Методы растормаживания речи

Восстановительное обучение больных с эфферентной моторной афазией начинается с методов общего растормаживающего влияния на речевые механизмы. Однако уже на этой стадии обучения при эфферентной моторной афазий центральной задачей является активное выделение отдельных слов из привычных, упроченных в прошлом опыте речевых рядов. Это умение отрабатывается в процессе постепенного выполнения следующей системы методов, или «системы приемов?”

1. Прием повторения. Способы повторения: а) сопряженный (совместный с педагогом, логопедом); б) сопряженно-отраженный; в) отраженный. Эти способы повторения? речи (слов, фраз) в начале обучения применяются не одновременно, а строго последовательно. Повторение должно быть достаточно медленным, напевным, протяжным. Психологический смысл этой процедуры заключается в том, что она увеличивает время повторения (т. е. произнесения), в произносительный акт включается дополнительная характеристика речи — напевность, выступающая в качестве дополнительной опоры для преодоления персевераций.

глава 6. Восстановление устной экспрессивной речи– предыдущая | следующая – 6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]