Речевое развитие детей 3-4 лет: для чего нужны логопедические упражнения?


Любому взрослому, да и ребенку, известна польза от утренней гимнастики. Упражнения помогают проснуться, размять мышцы, повысить их тонус и настроиться на предстоящие дела. Мышцы, которым не дают нагрузки, становятся вялыми, слабыми и не могут уже работать в полную силу.

Вышесказанное верно не только для мышц тела, но и для мышц артикуляционного или речевого аппарата — это подтвердит любой логопед в детском саду. Губы и язык управляются многими мышцами, которые и обеспечивают нормальное произношение звуков. Несовершенная работа любой из них может привести к неправильному звукопроизношению. Подвижность речевого аппарата совершенствуется (развивается) постепенно. Ребенку 3 лет могут быть не доступны некоторые тонкие и точные движения, но со временем мышцы начинают работать все лучше и лучше, и позволяют органам артикуляции произносить самые сложные звуки.

Для того чтобы уточнить, развить и совершенствовать основные движения органов речи, рекомендуется проводить специальную речевую гимнастику. Она также называется «логопедическая зарядка». Начинать ее проводить детский логопед может уже с самыми маленькими детками.

Упражнения для речи ребенка 3 лет

До трех лет у большинства деток формируется большой словарный запас и фразовая речь. Но многие из них еще говорят невнятно и нечетко.

Упражнения для речевого развития ребенка 3 лет включают в себя разные занятия. Рассмотрим основные из них.

  • Артикуляционная гимнастика. Данные упражнения помогают выработать согласованные и четкие движения органов артикуляционного аппарата. Можно выполнять с ребенком упражнение «Лопата». Мама говорит: «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». В это время язычок малыша в спокойном состоянии лежит на нижней губе. Затем: «Копаем картошку». Ребенок должен опускать и поднимать кончик языка, закрывая то нижнюю, то верхнюю губу.
  • Скороговорки и поговорки. Их произнесение улучшает дикцию ребенка и обогащает его словарный запас.
  • Описание картинки. Такое упражнение великолепно развивает связную речь малыша. Для проведения описаний нужно использовать яркие, сюжетные картинки. Ребенка необходимо заинтересовать, втянуть в диалог, используя, например, такие фразы «А как бы ты поступил?», «Как ты думаешь?». Если малыш отвечает односложно или вообще затрудняется отвечать, нужно сказать ему правильный ответ.
  • «Что бы это значило?» Такие упражнения направлены на совершенствование навыков устной речи, развитие логического мышления, фантазии. Суть занятий заключается в том, чтобы ребенок объяснил значение той или иной фразы. Это могут быть несложные пословицы, поговорки, фразеологизмы.
  • «Большой-маленький». Такое упражнение способствует увеличению словарного запаса малыша, знакомству с синонимами. Лучше использовать для занятий книжку с яркими картинками. Можно, например, показывать ребенку котенка и спрашивать: «Котенок на картинке большой или маленький?» Ребенок должен учиться отвечать полным предложением: «Котенок на картинке маленький».

Логопедическая зарядка для языка:

  • ЛОПАТОЧКА

Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе. Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик. Если язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя». Или слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится.

Широкий, как лопатка, лежит наш язычок. Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчок.

  • ИГОЛОЧКА

Рот открыт, язычок узкий, напряженный, острый, как иголка, вытянут вперед. Как будто хочет кого-нибудь уколоть.

Язычок наш колкий, Будто бы иголка.

  • ЛОПАТОЧКА — ИГОЛОЧКА

Эта логопедическая зарядка представляет собой чередование упражнений. Язык меняет положение, не прячась в рот. Рот открыт.

Широкий и острый, как будто игла. Поспал и напрягся – ну просто стрела.

  • ЧАСИКИ

Рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно касается то одного, то другого угла рта. Упражнение проводится под слова «тик» – к одному уголку, «так» — к другому. Не допускайте, чтобы ребенок выполнял это упражнение быстро, без команды – в каждом уголке нужно задержать язык на несколько мгновений. Проводить языком по губам не нужно. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.

Ходят часики «тик-так», Язычок умеет так.

  • КАЧЕЛИ

Рот широко открыт. Напряженным языком тянемся к верхней губе (носу), затем к подбородку, высунув язык как можно сильнее. Если упражнение не получается, можно сначала тянуться к верхним зубам, затем нижним. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.

Мы уселись на качели, Вверх и вниз мы полетели.

  • ВАРЕНЬЕ

Спросите ребенка, какое варенье (или что-нибудь другое вкусненькое) он «будет есть»? После этого ребенок имитирует жевательные движения. Взрослый говорит, что у малыша вареньем выпачканы губы и их нужно облизать. Рот открыт, движения по губам, начиная с одного уголка — облизываем нижнюю губу до другого уголка и возвращаемся к началу упражнений по верхней губе. Следим, чтобы губы не соединялись, а движения не были слишком быстрыми.

Кушали варенье – губки теперь сладкие, Мы оближем губки, и будет все в порядке.

  • ЧИСТИМ ЗУБЫ

Рот открыт, делаем движения из стороны в сторону по внутренней стороне нижних зубов между клыками, как будто чистим зубки. Затем повторяем те же упражнения с верхними зубами. Следим, чтобы челюсть не двигалась.

Чистить зубки нам нужно всегда, Чтоб не спряталась там еда.

  • КОНФЕТКА

Рот закрыт, проводим языком по кругу между губами и зубами, как будто «катаем» во рту конфетку.

Мы конфетку покатаем, И она совсем растает.

  • ФУТБОЛ

Рот закрыт, язычком упираемся в одну щеку (язычок выглядит, как круглый мячик), затем в другую. Можно попробовать взрослому «ловить» мячик, дотрагиваться до него пальчиком – ребенок быстро упирает язычок в другую щечку.

Язычок в футбол играет, В щечку сильно упирает.

  • СЧИТАЕМ ЗУБЫ

Рот открыт, считаем зубки, по очереди дотрагиваясь до зубов, начиная с самого дальнего зуба с одной стороны нижней челюсти до другой. Затем повторяем те же действия на верхней челюсти. Следим, чтобы рот не закрывался.

Зубки мы считаем, На каждый наступаем.

  • ЧАШЕЧКА

Широким языком «прячем» верхнюю губу. Затем, открыв рот и не опуская язык, убираем его в ротик. Кончик и боковые края подняты, не касаясь неба. Удерживаем, затем опускаем.

Язычок мы поднимаем, Компотик в чашку наливаем.

  • МАЛЯР

Объясните ребенку, кто такой маляр. Спросите малыша, каким цветом он будет «красить потолочек». После этого широко открываем рот, поднимаем язык за верхние резцы (он превращается в кисточку) и начинаем «красить» — проводить языком от резцов вглубь рта (челюсть не двигается). Затем делаем такие же движения от мягкого неба к резцам. Следим, чтобы потолочек «был покрашен» хорошенько.

Потолочек красим в цвет, Язычку преграды нет.

  • ЛОШАДКА

Широкий, распластанный язык присасываем к твердому небу (потолочку) и отрываем со звуком, похожим на стук копыт лошадки. Повторяем несколько раз без остановок.

Скачет резво язычок, Как лошадка — скок-поскок.

Рекомендованные упражнения

Для конкретного ребенка комплекс может быть назначен индивидуальный, но среди базовых заданий для детей указанного возраста можно отметить следующие:

«Дудочка». Попросите ребенка вытянуть губки трубочкой вперед и максимально долго подержать именно так. При усложнении упражнения можно попросить чадо производить что-то вроде «ду-дууууу».

«Щенок и змея». Попросите ребенка показать, как летним днем дышит щенок – язык вялый, широкий и распластанный по нижней губе. А потом попросите показать, как это делает змейка – язык становится подвижным и «острым».

При дефектах определенных звуков добавляйте упражнения на улучшение произношения именно этих «проблемных» звуков:

«Зоопарк». Покажите карточку с тигром и спросите у малыша, как рычит тигр – «Р-р-р». Показывайте картинки тех животных, в наименовании которых есть сложный для малыша звук и просите озвучивать название и показывать, как «разговаривает» зверь: на выговаривание звука «Р» – тигренок, барсук, рыбка, жираф, на отрабатывание звука «Л» – лев, лайка, лиса, дельфин, лань, олень, лемур, на «Ш» и «Ж» – жук, шмель, жираф, жеребенок, шакал, на «С» – собака, сова, слон, лиса, суслик.

«Чистоговорки». Можно использовать различные стишки-чистоговорки. Главное требование – повторение «проблемного» звука. При нечетком произношении «Р», например, можно придумать что-то вроде: «Ра-ра-ру, ра-ра-ру, погуляю по двору, ру-ру-ра, ру-ру-ра вот уже домой пора! ». Аналогичные чистоговорки можно сочинить самостоятельно на любой звук, который не слишком хорошо получается произносить у ребенка.

Виды речевых дефектов

У ребенка 3-4 лет могут быть следующие нарушения:

  • дислалия – неправильное произнесение звуков при нормальном физическом слухе и работе артикуляционного аппарата;
  • дизартрия – нарушение произносительной стороны речи из-за органического поражения центральной нервной системы;
  • заикание – сложности в применении речевых средств при их сформированности, обусловленные судорогами в артикуляционном аппарате;
  • алалия – несформированность речевых компонентов из-за недоразвития речевых центров коры головного мозга;
  • нарушения голосообразования и темпа речи, обусловленные анатомическими особенностями органов артикуляции и нарушениями в работе голосового аппарата.

Перечисленные нарушения относятся к медицинской классификации. Но логопеды используют и психолого-педагогический подход, чтобы точнее определить структуру дефекта.

В этом варианте выделяют три вида речевых нарушений:

  • Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – неправильное произношение звуков при нормальном физическом и фонематическом слухе и работе артикуляционного аппарата.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – искаженное произношение или смешение звуков, обусловленное трудностями в восприятии фонем на слух.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение всех компонентов речи. В ОНР выделяют три уровня: 1 уровень – ребенок в 3 года – не говорящий или общается только отдельными словами, звукоподражательными комплексами. Активно использует невербальные средства − мимику и жесты. Пассивный словарь больше экспрессивного типа; практически не владеет навыком словообразования, слоговая структура искажена.
  • 2 уровень – в детской речи преобладают простые предложения, нарушения звукопроизношения и слоговой структуры; словарный запас также отстает от нормы; наличие большого количества грубых аграмматизмов.
  • 3 уровень – словарный запас незначительно отстает от нормы, нарушено звукопроизношение; наличие аграмматизмов; предложение дополнено союзами, местоимениями; трудности в формировании самостоятельной связной речи.

В зависимости от структуры дефекта, специалист будет составлять план коррекционной работы и подберет подходящие методики.

Речевые особенности детей 4-5 лет

Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря ( к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.

Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.

Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.

Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.

Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:

  • фонетическое;
  • фонетико-фонематическое;
  • общее.

На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.

В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного звука Л и звука Р. Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.

Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей

Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).

Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

Р. Левыкин, психолог:

Для развития речи полезно:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
  2. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
  3. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.

Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей»:

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

  1. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
  2. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
  3. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
  4. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
  5. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
  6. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
  7. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.
  8. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
  9. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

Двойняшки — тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, почему ребенок не может говорить.

Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.

Упражнения для общего развития речи в домашних условиях

Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.

Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь

Все упражнения делаются по 8-10 повторов:

  1. «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
  2. Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
  3. Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
  4. Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.

Особенности речевого развития у дошкольников

Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки.

  1. Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
  2. Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
  3. Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
  4. Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь. При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
  5. Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
  6. Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.

Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.

Игры для развития фонематического звука

Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.

  • «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
  • «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук [ш], то топает ножкой, если звук [р], то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
  • «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.

Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры

Роль родителей

Не стоит полагать, что одни только занятия с педагогом-логопедом помогут ребенку полностью решить проблему, – родители должны принять в этом непосредственное участие. Ребенок большую часть времени проводит дома, поэтому и тренировки должны проводиться там же.

Логопеды советуют родителям придерживаться следующих правил.

  • Не ругать малыша за допущенные им ошибки в произнесении звуков, но исправлять их.
  • Поощрять ребенка за старания и успехи, внимательно слушать, что он рассказывает о занятиях с логопедом, проявлять искренний интерес.
  • Следить за тем, чтобы речь членов семьи была грамотной и правильной.
  • Перед тем как показывать то или иное упражнение дошкольнику, следует перед зеркалом потренироваться, проверить, все ли получается четко и правильно.
  • Следить за тем, чтобы дети выполняли домашнее задание логопеда.
  • Стремится к тому, чтобы каждое задание было выполнено до конца, правильно, старательно.
  • Проводить занятия ежедневно – они могут быть небольшими, но обязательными, должны войти в хорошую привычку.

Специалисты-дефектологи советуют создавать для малыша атмосферу правильной речи: чаще читать ему стихи, сказки, петь песни, обсуждать с ребенком какие-либо явления природы, но просмотр телевизора лучше свести к минимуму.

Игры на звукоподрожание, развитие слуха и логоритмика

Речевой или фонематический слух — это способность правильно слышать, распознавать и различать звуки.

Игры на развитие слуха

1. «Ушки — слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание. Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки

Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта. Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами. Дети стоят с закрытыми глазами

Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук). Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).Гремит гром (барабанить кулаками по столу).Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш). Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

Речевое подражание или звукоподражание

— это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Игры на подражание голосам животных и птиц

Для игры используйте фигурки или картинки животных. Мам и их детенышей. Ведь мама-лягушка кричит КВА, а лягушонок ква. Вспомните сказку про трех медведей, папа-медведь рычит громко, мама-медведица потише, а медвежонок пищит.

Игры на подражание бытовым шумам:

  • Часы тикают – ТИК—ТАК
  • Вода капает – КАП—КАП
  • Малыш топает – ТОП—ТОП
  • Молоток стучит ТУК—ТУК
  • Ножницы режут ЧИК—ЧИК
  • На качели качаемся КАЧ—КАЧ
  • Кушаем морковку ХРУМ–ХРУМ
  • Машина едет БИ—БИ

Логопедическая ритмика или логоритмика — соединение движения, речи и музыки. Взрослый читает стих и показывает движения, ребенок повторяет. Ничего сложного. Детям весело и интересно. Конечно, взрослому нужно заранее прочитать и выучить нужные стишки и разучить движения к ним. Также заранее нужно подобрать музыкальное сопровождение под стихи. Желательно заниматься во второй половине дня 2-3 раза в неделю.

Результаты и рекомендации

Основой правильного звукопроизношения является слаженная работа органов артикуляции

Чтобы дошкольник мог произносить простые и сложные звуки, важно тренировать гибкость и силу языка, губ. Этому способствует артикуляционная гимнастика

Своевременные занятия с малышом облегчат произношение, и он самостоятельно начнет говорить чисто и внятно. Если у него проблемы со звукопроизношением, такие упражнения значительно сократят время тренировки мышц и коррекции дефектов.

Вялое звукопроизношение также отлично корректируется гимнастикой, результатом занятий будет правильная, четкая и красивая речь. Упражнения, подобранные в порядке возрастания сложности, помогут сформировать важные навыки подвижности артикуляционного аппарата, отработки положения языка, губ. Во время занятий улучшается кровообращение в этих органах, что способствует их большей подвижности и правильному положению. Работу над артикуляцией можно начинать и раньше, но это нужно делать правильно!

Какие занятия можно проводить с ребенком дома для речевого развития

Ни для кого не секрет, что наибольшее количество времени ребенок проводит дома.

Обратите внимание! Поэтому так важно правильно организовать деятельность малыша, направленную на развитие детской речи

Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

В основном все логопедические занятия для детей 3-4 лет начинаются с небольшой гимнастики для органов артикуляции. Наиболее популярные:

  • Улыбка — растянуть губы в улыбке, показав при этом зубы (то же самое без зубов).
  • Дудочка — сложить губы в трубочку и сильно вытянуть вперед.
  • Шарик — надуть щеки и подержать так воздух 3-5 секунд.
  • Лопатка — на нижнюю губу положить распластанный язык, зафиксировать.
  • Иголочка — язык сильно напрячь, сделать максимально тонким и вытянуть вперед, зафиксировать.
  • Варенье — облизать языком верхнюю и нижнюю губу.
  • Почистим зубы — языком провести по верхним зубам, затем по нижним.
  • Горка — язык упирается в нижние зубы, середина его при этом стремится к небу, образуя горочку. При такой тренировке ребенок запоминает положение языка, используемое для произношения многих звуков.

Игры на развитие слуха

Детям младшего дошкольного возраста предлагаются игры на различение громкости звука или узнавание предмета, который издает звук. Для многих логопедических заданий, предлагаемых детям 3-4 лет, используются такие музыкальные инструменты, как дудочка, барабан, фортепиано.

Также в данном возрасте уже можно учить ребенка различать звук на слух. Это можно сделать, предложив игру: «Хлопни в ладоши, когда услышишь песенку водички (звук «С»): сон, рама, коса, мама, Саша и т. д.».

Важно! Звуки лучше всего называть особыми «именами»: звук «С» — песенка водички, звук «Ш» — шипение змеи и т. д

Ребенку будет проще запомнить и сориентироваться. При произнесении слова, в котором малыш должен выделить звук, его следует утрировать.

Пальчиковая гимнастика

Данная гимнастика используется в качестве занятия для развития речи 4 года дома и в ДОУ. К этому возрасту малыш понимает простые указания и способен их выполнить, а детская мелкая моторика уже достаточно развита для того, чтобы составлять из пальцев небольшие «композиции». Вот некоторые из них:

  • Замок — руки крепко сцеплены в замок, при этом пальцы обеих рук переплетены друг с другом.
  • Царапки — поочередно правой и левой рукой изображать «лапки».
  • Согреем ручки — сильно потереть правой ладошкой левую.
  • Очки — из большого и указательного пальцев каждой руки сделать круг и поднести к глазам — надеть очки.

Пальчиковая гимнастика развивает речь

Заучивание стихов, чтение и рассказывание

Дети 3-4 лет зачастую в процессе логопедических занятий дома разучивают стихи, пересказывают сказки, учатся читать. Этому способствуют многочисленные пособия и рабочие тетради для младших дошкольников, которые можно приобрести в любом детском магазине или распечатать, найдя в Интернете.

Лучшие авторы детских художественных произведений: Корней Чуковский, Александр Пушкин, Агния Барто, Самуил Маршак. Основной задачей заучивания небольших стихотворений и пересказов произведений является обогащение словарного запаса малыша, расширение его фантазии и воображения.

Обратите внимание! В 2021 году Бардышевой Т. Ю

и Моносовой Е. Н. было издано специальное пособие, направленное на всестороннее речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Тетрадь Моносовой и Бардышевой представляет собой 120 страниц качественных упражнений и игр, которые помогают увеличить активный и пассивный словарь ребенка, развить фонематическое восприятие и связную речь, улучшить процессы мышления, внимания и памяти. Данное пособие создавалось как для профессиональных логопедов и дефектологов, так и для родителей — написано оно простым и понятным языком.

Упражнения

Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи — язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.

Пальчиковая гимнастика

Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз

Загорелись огоньки

Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.

Вкусные блинчики

Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая — тыльной стороной. Затем положение рук меняется.

На речке

Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз — это речка. Затем на воде появляется лодка – ладони прижаты друг к другу, пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли — ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.

Как растут деревья

Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно — выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны — это корни. Встряхнули ладошки — листочки полетели.

Артикуляционная гимнастика

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

  • Веселые квакушки

Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.

  • Шаловливый слоненок

Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.

  • Хитрый питон

Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.

  • Быстрая лошадка

Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком. Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!

  • Гребешок

Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.

  • Бабушкины ходики

Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.

  • Воздушные шарики

«Надуваем» и «сдуваем» то одну щеку, то другую, затем – обе сразу.

Коррекция ошибок речи

Когда ребенку 3-4 года, коррекция ошибок речи проходит быстро – это гибкий возраст для коррекции и формирования новых навыков

Важно «не загонять» упражнения – сначала должна быть правильная постановка органов артикуляции, затем увеличение темпа упражнения

Постановка звуков происходит на основе гимнастики. Статические и динамические задания для языка являются базой многих звуков, особенно таких проблемных, как «р», «л» и других. Перед постановкой звуков разминаются язычок, губы, затем ребенку объясняют, как их держать/направлять, чтобы получить тот или иной звук.

Если в домашних условиях не получается развивать артикуляцию, перемещать правильно язык и ставить звуки, лучше сразу обратиться к логопеду. Затягивание проблемы приведет к более длительной работе над речью. Кроме того, причина проблемы может скрываться совсем не в артикуляции, а в мозговых структурах, что определит только детский специалист.


Тесты на определение патологий

Чтобы оперативно среагировать на изменения в развитии малыша, можно провести простые тесты.

  • К четвертому году дети уже различают простейшие геометрические фигуры. Нужно попросить ребенка нарисовать круг. Даже подобие данной фигуры — хороший результат. Однако если малыш не понимает, чего от него хотят, или его рисунок даже отдаленно не похож на требуемое, — тест не пройден.
  • Если ребенок не проявляет интереса к новым играм, не собирает маленькую башенку из кубиков — развитие замедленное.
  • К трем годам карапуз общается короткими фразами (не учитываются те, кто в этом возрасте уже говорит длинными предложениями). Минимальный рубеж речевого развития к 3-4 годам — это простейшие фразы. Если ребенок их не произносит — следует идти к специалисту.

Методика развития речи у неговорящих детей

В каких случаях еще необходимо обратиться к логопеду:

  • Малыш не отзывается на свое имя, не понимает простых просьб.
  • Не проявляет интереса к новым игрушкам, все сценарии его игр идут «по шаблону».
  • Не может собрать простейшую башенку или надеть на веревку крупную бусину.
  • Если к трем годам ребенок не говорит, при этом во время беременности или раннего развития были травмы, либо имеются наследственные заболевания.

Следует регулярно проводить занятия с детьми

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]