Статья:
1. «Успокой куклу»
Цель: развитие силы голоса.
Описание игры: дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.
2. «Вьюга»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Оборудование: сюжетная картинка «Вьюга».
Описание игры: педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу педагога «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у…; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга закончилась» замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.
- «Гудок»
Цель: та же, что и в предыдущей игре.
Описание игры: дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.
Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.
4. «Кто кого?»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.
Описание игры: педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э.
- «Дует ветер»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания.
Описание игры: дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в…» – педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом. Методическое указание: педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.
6. «Перебежки»
Цель: развитие силы голоса. Активизация мышц губ.
Оборудование: мел, стульчики.
Описание: дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору «Ay, ay, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ay, ay, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.
- «Волк и семеро козлят»
Цель: развитие силы, высоты голоса и выразительности. Совершенствование фразовой речи.
Оборудование: маски животных.
Описание: дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк – сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.
Этапы коррекционной работы по коррекции нарушения голоса у детей
Психотерапия.
Занимает существенное место в коррекционной работе. Основная задача психотерапии – оздоровление психики детей. Оздоравливающее воздействие на обучаемых детей оказывает и прямая психотерапия.
Под косвенной психотерапией понимается обстановка, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игры и т.д.
Прямая психотерапия – это лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения.
В современной психотерапии различают два основных вида воздействия словом: рациональную и суггестивную терапию.
Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании разнообразных игровых приёмов, красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики. Эти формы психотерапии тесно смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной.
Коррекция физиологического и фонационного дыхания.
Основой качественного голосообразования является правильная организация речевого выдоха или опоры дыхания.
Опоры дыхания – это термин, употребляемый в речевой и вокально-педагогической практике, определяющий сознательное замедление фразы выдоха, благодаря точной координированной работе мышц – вдыхателей и выдыхателей. Опора дыхания вызывает своеобразное ощущение столба воздуха, поддерживаемого внизу мышцами брюшного пресса и упирающегося в нёбный свод.
Опорный пояс голоса – мышцы живота и спины. Голос формируется в нижней части живота. Главная задача логопеда – скоординировать работу этих мышц с голосоведением. Голос – озвученное дыхание, и если дыхание свободно, то и голос свободный.
Так как дети неправильно используют выдох, пользуются только верхним дыханием, проводятся упражнения по развитию нижерёберного дыхания и нижних резонаторов. Такие упражнения позволяют поставить голос на опору, снять завышенное звучание и сформировать длительный экономный выдох, а также увеличивают ёмкость лёгких и улучшают подвижность грудной клетки.
Для этой цели можно использовать «отдышечные упражнения»:
- Ложимся на живот, руки за голову, на выдохе произносим «ф», животом отталкиваемся от пола.
- Руки на поясе, произносим «ф» на выдохе и стараемся животом разорвать руки.
- Обвязываем широким поясом чуть ниже талии и пробуем раздвинуть узел мышцами живота, на выдохе произносим «ф».
- Правое колено к левому локтю – выдох «ф», и наоборот.
- Наклоняемся – выдох «ф».
Для коррекции физиологического дыхания используют различные виды дыхательной гимнастики.
Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика Стрельниковой, которая тонизирует и тренирует группы мышц, нужные для голосоведения. Основной принцип этой гимнастики – неправильное, парадоксальное дыхание – вдох на скрученной грудной клетке и шумный короткий выдох.
На первом этапе губы и зубы разомкнуты, затем сомкнуты. Во всех позициях плечи, шея и голова напряжены. Количество знаков должно делиться на 8, так как это не сбивает ритм сердца.
Упражнения:
- Резкий вдох носом – голова в сторону – 8 раз по 4 – в одну и по 4 – в другую сторону.
- Обнять себя за плечи – резкий вдох носом – 8 раз.
- «Понюхать» коленку 4 раза по 4.
- Плечи поднять – вдох, опустить – резкий выдох – 8 раз.
- Руки перед грудью вверх – вдох, вниз – выдох – 8 раз.
- «Насос» — наклоны полностью, не распрямляясь, резкий вдох и выдох – 8 раз.
Речевое дыхание – это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование.
Тренировка кинестезий и координаций голосового аппарата фонопедическими упражнениями.
В логопедической практике при постановке голоса опираются на приёмы, используемые отечественными и зарубежными специалистами, педагогами по вокалу и сценической речи.
В работе над голосом большое значение имеет умение говорить и петь на открытом глотке.
При постановке голоса необходимо вызвать и запомнить ощущение открытой глотки. Этого можно добиться, активизируя движение мягкого нёба.
Для этого ребёнка учат открывать глотку указательным пальцем. Указательный палец вводят глубоко в рот, не прикасаясь ни у языку, ни к мягкому нёбу.
На начальных этапах это упражнение выполняет логопед, а затем ребёнок выполняет его самостоятельно. Затем логопед уточняет правильную артикуляцию гласных звуков и обучает ребёнка «вынимать указательным пальцем гласные звуки».
Ребёнок вводит глубоко в рот указательный палец, глотка рефлекторно открывается, на выдоже «вынимается» долгое «а», как озвученное дыхание, а затем подобным образом отрабатываются остальные гласные в следующем порядке: «о», «у», «ы», «и», «э».
После того, как таким образом отработаны все гласные звуки, можно переходить к следующему упражнению – «Цветок». Упражнение выполняется так: ребёнку предлагается понюхать вырезанный из бумаги маленький цветок – рука отведена в сторону, цветок плавно подносится к носу – вдох; рука медленно поднимается вверх на выдохе пропевается «а», рука медленно плавно опускается вниз – продолжаем пропевать «а». Таким образом отрабатываем все гласные звуки в то же порядке.
Далее «нюхаем цветок» и распеваем два звука на подъёме и два звука на спуске «ао-оа»; затем три звука на подъёме и три на спуске «аоу-уоа»; далее четыре звука «аоуы-ыуоа; пять звуков «аоуыи-иыуоа» и, наконец, шесть звуков «аоуыиэ-эиыуоа».
Все эти упражнения выполняются на одном выдохе. Если ребёнок прерывает пропевание и пытается вдохнуть, то упражнение выполняется снова.
Работая над голосом, необходимо помнить о тесной всаимосвязи речевой и певческой функции.
Используя пение в коррекционной работе, можно добиться лёгкости и непринуждённости звукоизвлечения, затем перенести эти навыки в речь. Во время пения следует следить за положением рта. Важно, чтобы губы при пении не напрягались и полностью раскрывался рот. Целесообразно использовать «жестовое пение», когда все пропеваемые гласные связываются с определёнными кодовыми знаками. Когда голос звучит на опоре и не «зажат», звуки сначала произносятся как бы механически и в них «нет жизни». Поэтому необходимо постоянно уточнять артикуляцию.
По Д.Е.Огородникову «артикуляция – это своего рода и жестикуляция, только более тонкая и более богатая. Техника артикуляции определяет технику дикции».
С точки зрения эвфонии, науки о благозвучии, каждый звук имеет только ему присущую красоту и свою душу и связывается с определённым кодовым знаком и мимикой: «у» — изображается в виде рупора, уводящего звук в бесконечность; «о» — солидный объёмный звук в виде широкого круга; «а» — солнечный, радостный, изображается движениями рук, как расходящиеся в обе стороны лучи.
Закрепляя правильное голосоведение, используем пропевание гласных звуков с жестами (жестовое пение). В ходе этой работы звуки пропеваем ниже или выше, тише или громче.
Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуляция. Для развития артикуляции можно использовать традиционную или кинезотерапевтическую артикуляционную гимнастику, активизирующую мышцы губ, языка, глотки и гортаноглотки. При её проведении большое значение имеет тактильнопроприоцептивная стимуляция, развитие статикодинамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий.
Голос становится тусклым, если не работают резонаторы. Для активизации резонаторных зон используется резонаторный массаж (постукивание пальцами рук по частям тела).
- Постукивание по груди – звучим «м».
- Лоб от центра к вискам – звучим «м, н, ми, ни».
- Крылья носа – зажимать и отпускать ноздри – «м-м-м».
- Постукивать над верхней губой «ви-ви-ви».
- Постукивать над нижней губой «зи-зи-зи».
- Постукивать по второму подбородку ребром ладони «м-м-м» (губы сомкнуты, челюсти разомкнуты).
- По спине в области лопаток – звучим – «м-м-м».
- Кончик языка между губами – звучим – «м-м-м».
- Развитии. Диапазона детского голоса способствуют такие упражнения, как:
- работа над скороговорками, следуя за чёткой артикуляцией, вначале в медленном темпе, а потом в обычном разговорной манере;
- использование слов и стихотворных текстов – голос при этом движется, как по лестнице – живот, грудь, ротовая полость;
- сомкнуть зубы и выговаривать словосочетания и скороговорки за счёт губ, а затем свободно;
- озвучка: один произносит без голоса знакомые скороговорки, а другой синхронно озвучивает;
- пение отдельных слогов – «ма, мо, му, на, но, ну» по хроматической гамме в наиболее удобной для ребёнка тональности на опоре дыхания и в «маске»;
- пение несложных мелодий, в которых сначала пропеваются только гласные, а затем всё полностью.
Автоматизация восстановленной фонации.
Задача этого этапа – закрепление навыков в спонтанной речи, воспитание выносливости к голосовым нагрузкам, научить ребёнка пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука, совершенствование техники речи. На этом этапе преобладают самостоятельные тренировки под контролем логопеда. Дети умеют выбирать оптимальное для себя звучание, фиксировать внимание на интонации. Навыки, полученные на занятиях с логопедом, закрепляются самостоятельно и автоматизируются в спонтанной речи.
Все занятия с детьми необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они должны быть эмоциональными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными.
Диета для усиления голоса
Помимо того, что сегодня можно найти массу всяких диет, благотворно сказывающихся на физическом и даже душевном здоровье, есть и особая диета, которая оказывает целенаправленное влияние на силу голоса. Но если вы подумали, что теперь вам нужно будет кардинально изменить рацион своего питания, то спешим вас успокоить: особо ничего менять не придётся.
На сегодняшний день доподлинно известно, что яичный желток, если употреблять его в сыром виде, прекрасно воздействует на поверхность голосовых связок и горла, делая их более мягкими и упругими. По этой причине диетологи профессиональных артистов настаивают на том, что каждое утро нужно обязательно употреблять в пищу одно сырое яйцо.
Кроме яиц, есть и другие продукты, способные помочь в усилении голоса. В первую очередь, говоря о таких продуктах, нужно сказать о молоке – оно, как и яйца, делает голосовые связки эластичными и мягкими. Но молоко нужно употреблять никак не холодным, но и не горячим. Оно должно быть тёплым, т.е. его температура должна быть ниже, чем температура молока, которое многие из нас пьют при простудных заболеваниях, иначе вы просто напросто обожжёте свои связки.
Если же вы не любите молоко или у вас, не дай бог, аллергия на него, можно заменить этот продукт сладким тёплым чаем. Сахар здесь упоминается не случайно, ведь в нём содержится глюкоза, которая также влияет на эластичность связок.
Вот, собственно, и всё. Проделывайте представленные нами упражнения хотя бы раз в день, и уже через неделю ваш голос станет сильнее и бархатистее. А введя эти упражнения в систему, через некоторое время вы уже и не вспомните, что когда-то ваш голос был слабым, т.к. организм адаптируется и привыкнет к новым нагрузкам.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Руководство по развитию концентрации
- Как научиться расслабляться: эффективные техники релаксации
- Импровизационные упражнения для повышения навыков коммуникации
- Медитация с мантрами
- Изометрические упражнения
- Система Animal Flow
- Релаксация мышц: техники расслабления
- Способы психической саморегуляции
- Как научить ребёнка выговаривать звук «Р»
- Ораторское искусство: упражнения
Ключевые слова:1Сторителлинг
Улучшаем тембр голоса
Тембр голоса – индивидуальная особенность. На него влияет строение голосовых вязок, форма, объемность резонаторов. Изменить его невозможно, но улучшить, украсив обертонами, – вполне решаемая задача.
Комплекс упражнений, способствующий совершенствованию и улучшению выразительности голосового тембра, включает следующие занятия:
- Встаньте. Спина прямая. Зафиксировав подбородок, потянитесь шеей вперед. Зафиксируйтесь на две – три секунды. Потом запрокиньте голову и снова задержитесь. Выполните серию движений вперед-назад до приятного утомления. Движения нужно сопровождать произношением слов «вперед – назад».
- Рот открыт. Язык выдвинут вперед, вниз. Склоните голову по направлению к груди. Потяните язык к носу и синхронно с движением приподнимите голову, не запрокидывая. Напрягите мышцы шеи. Выполнить 6 – 8 раз.
- Сделайте глубокий вдох. Выдыхая воздух, вслух озвучиваем слово БОМ (с акцентом на последнем звуке) так, чтобы в верхней губе ощущалось четкое вибрирование.
- Глубокий вдох. На выходе воздуха проговариваем слоги МО-МОО, МУ-МУУ, МИ-МИИ, МЭ-МЭЭ. Первый слог звучит коротко и четко, второй – на распеве, протяжно.
- Исходное положение – стоя прямо, руки скрещены на груди. Делаем небольшой наклон вперед и на выдохе громко, протяжно произносим звуки У, О. Потом на выдохе пропеваем слова МОЛОКО, ОКО, ОЛОВО, ОКНО.
- Произносим вслух слова ГАЛЯ и ГОЛУБЬ, имитируя украинское произношение звука «г». Горло напрягать не нужно. Звук должен идти из живота. ГАЛЯ произносим резко, а ГОЛУБЬ – произносим нараспев. Повторить упражнение 8 раз. Нужно обязательно записывать упражнение на диктофон. Это поможет понять, появилось ли какое-либо изменение в тембре голоса.
- Цокайте в течение одной минуты языком, имитируя топот лошадиных копыт. В ходе выполнения упражнения изменяйте положение губ: вначале они сложены в трубку, в конце – растянуты в широкую улыбку.
- Рот открыт, нос зажат пальцами. Нужно дышать только через рот. В это время необходимо читать вслух любой текст.
- Голова опущена, прижата подбородком к груди. На выдохе надо озвучивать звук О или У (о-о-о или у-у-у), пока хватит воздуха. Во время произношения звуков нужно слегка похлопывать по верхней части груди, усиливая имеющуюся вибрацию. Это упражнение для развития тембра способствует улучшению звучания грудных звуков.
Как развить красивый голос, вы теперь знаете. Необходимо выполнять все упражнения методично каждый день. Надеемся, что наши рекомендации помогут добиться успеха и ваша речь и тембр голоса будут звучать так как хотелось бы вам.
Гимнастика Стрельниковой
Педагог Школы Искусств МакSим по вокалу Лия Матиссэн рассказала Я – Родителю, что дыхательные упражнения, которые используются в пении, чаще всего основываются на практиках из йоги. Самая распространенная гимнастика носит имя Александры Стрельниковой. Она была разработана ею для певцов, потерявших голос. Это лечебная гимнастика, которая тренирует и массирует мышцы, отвечающие за звукообразование, в том числе и связки, расправляет легкие и увеличивает их объем
Главное внимание уделяется вдоху. Он тренируется – короткий, глубокий, легкий
Упражнения гимнастики Стрельниковой
Для начинающих есть три простых упражнения. Лучше всего выполнять их вместе с малышом. Так он научится правильно его выполнять. Кроме этого, вместе со взрослым ему будет намного веселее упражняться.
«Ладошки»
Попросите ребенка встать прямо и показать вам ладошки. Локти должны быть опущены. Затем скажите ребенку сделать короткий и шумный вдох и одновременно сжать кулаки. Следите за тем, чтобы ребенок сжимал все пальцы одновременно и очень активно.
После вдоха нужно разжать кулачки и сделать свободный выдох через нос или рот. Повторите так несколько раз.
После четырех шумных вдохов остановите ребенка, пусть он отдохнет в течение трех-пяти секунд. Для наилучшего эффекта необходимо дышать таким образом 24 цикла по четыре вдоха-выдоха.
На что обратить внимание:
- не стоит растопыривать пальцы при выдохе. Кисти рук после сжатия необходимо расслабить;
- не нужно контролировать выдох. Активным должен быть только вдох;
- не нужно делать задержек на вдохе или выдохе;
- если ребенок почувствовал головокружение при выполнении задания, остановите его. Упражнение можно продолжить сидя.
«Погончики»
Попросите ребенка встать прямо и сжать руки в кулачки, а потом поставить их на талию. Пусть ребенок сделает такой же короткий и шумный вдох носом, как в предыдущем упражнении, одновременно вытягивая и толкая кулаки в сторону пола. Это движение похоже на отжимание. И вместе с этим движением нужно разжать кулаки.
Необходимо сделать подряд восемь вдохов с движениями, не останавливаясь. Затем отдохнуть в течение трех-пяти секунд и повторить восемь вдохов.
На что обратить внимание:
- после разжимания кулаков попросите ребенка растопыривать пальцы рук;
- на вдохе напрягаются плечи, а руки тянутся к полу;
- вдох происходит легко и пассивно, руки возвращаются на место и сжимаются в кулаки;
- не стоит широко открывать рот при выдохе;
- не концентрируйтесь на выдохе;
- данное упражнение можно делать сидя или лежа.
«Насос»
Попросите ребенка встать «по стойке смирно». Пусть он наклонится вниз, но не сильно. Спину необходимо слегка скруглить, а голову опустить. Затем попросите его сделать короткий шумный вдох.
Теперь пусть он приподнимется, но не выпрямляется полностью, и выдыхает свободно.
Необходимо сделать так восемь поклонов-вдохов, после взять паузу на три-пять секунд и повторить еще раз по восемь.
Полезные дыхательные упражнения
Здесь мы собрали для вас наиболее эффективные упражнения для развития певческого дыхания:
• «Насос». Встаньте прямо перед зеркалом, расправив плечи. Руки сложите замком и положите их на низ живота. При вдохе живот под руками должен подниматься, а при выдохе опускаться. Руками нужно контролировать этот процесс. Следите за тем, что бы область ключиц не двигалась. Представьте себе, что у вас под руками насос, который наполняется воздухом и выдувает его. Нужно почувствовать руками, что вы вдыхаете глубоко!
• «Собачка». Встаньте ровно. Откройте рот и высуньте язык. Дышите так будто вы собака, быстрым вдохом и выдохом. Делать это нужно на протяжении минуты или меньше. Следите за тем, что бы дыхание производилось низом живота. Постепенно повышайте скорость. После упражнения выпейте немного воды, если пересохло горло.
• «Свечка». Сядьте ровно возле зажженной свечи так, что бы пламя располагалось напротив вашего рта на расстоянии 20 см. Сделайте вдох животом, следя за неподвижностью плеч и ключиц. Сложите губы трубочкой и выдыхайте мягко и медленно прямо на пламя, стараясь его не задуть. Выдох должен быть непрерывным, что бы огонь постоянно колебался. Чем дольше вы сможете заставлять пламя колебаться, тем лучше.
• «Домкрат». Лягте на пол. Подышите спокойно диафрагмой. Затем возьмите внушительную по размерам книгу и положите ее на живот. Нужно вдыхать и выдыхать, поднимая животом выбранный вами томик. Дыхание должно быть медленное и ровное.
• «Раздувание огня». Представьте себе, что перед вами угли. Ваша задача, сделав правильный вдох, раздувать их в течение минуты. И делать это нужно с силой, будто вам надо добыть из них огонь, во что бы то ни стало. При этом упражнении может начать кружиться голова, это происходит из-за гипервентиляции легких. Не забывайте делать перерывы на 2-3 минуты.
• «Разогрев аппарата». Выпрямитесь. Сделайте глубокий вдох животом через нос и резко выдохните через открытый рот. При этом небо должно быть приподнято, а корень языка опущен. Это упражнение полезно делать непосредственно перед каждым уроком. Столб теплого воздуха при выдохе прекрасно согревает связки, тем самым подготавливая их к работе.
• «Комплексное дыхание». Это упражнение достаточно сложное, требующее довольно хорошей координации дыхательных мышц. Встаньте ровно, расправив плечи. Считая в уме до пяти, вдыхайте животом. Не делая выдох, продолжайте вдыхать грудью, на следующие 5 счетов. При этом нужно следить что бы плечи не поднимались. Задержите дыхание, просчитайте до пяти и начните медленно выдыхать. Выдох происходит в обратном порядке. На 5 счетов – легкие, на 5 – живот. И в конце снова задержка дыхания.
• «Листопад». Для упражнения понадобятся высохшие листочки с дерева или сделанные из бумаги (как вариант, можно взять маленькие ватные шарики – тогда упражнение будет называться «Снегопад» :)) Положите их на ладошку и сдувайте активным и чуть продолжительным выдохом. Старайтесь сдуть с первого раза, за один выдох. Перед началом упражнения – вдохните незаметно, бесшумно и глубоко под ребра воздух, но не много, а достаточно для того, чтобы сделать один резкий короткий целенаправленный выдох. Губы при этом соберите в трубочку, но не зажимайте их.
• «Свечка на торте». Представьте, что на торт поставили одну свечку, празднуя какое-нибудь событие. Вдохните бесшумно и глубоко, чтобы объема воздуха было достаточно для более длительного выдоха. Далее один раз активно и коротко выдохните так, чтобы свечка сразу погасла. Вариант упражнения: длительным и активным выдохом погасите много свечек на торте.
После выполнения упражнений вдыхайте и выдыхайте медленно, ровным потоком воздуха.
Люди, занимавшиеся вокалом, заметны всегда: их дыхание не прерывается на половине фразы, они разговаривают мелодично и тембристо. Голос звучит свободно, не зажато, без надрыва. При пении они легко доводят каждую фразу, дыхание даже остается в запасе. Все это результат методичных и систематичных занятий, которые включают в себя не только уроки вокала, но и самостоятельные занятия над развитием певческого дыхания. Голос – очень тонкий и хрупкий инструмент, который требует внимания, времени и стараний для того что бы красиво и свободно зазвучать. Но насколько он будет разнообразен, индивидуален и неповторим, зависит от ваших усилий и от поставленного дыхания!
Приходите к нам на онлайн уроки вокала и вместе будем учиться правильно дышать!
Поделиться
Упражнения для правильного дыхания
Для развития певческого дыхания по постановки дикции и голоса разработано множество упражнений. Они позволяют сформировать равномерность вдоха и выдоха, снять лишнее напряжение в области гортани, удлинить выдох и укрепить мышцы диафрагмы.
К самым распространенным и эффективным упражнениям для развития певческого дыхания относят:
- отработка дыхания животом;
- отработка основных фаз;
- чередование;
- удлинение времени задержки воздуха;
- разработка диафрагмы;
- контроль продолжительности фазы выдоха.
Существует еще множество упражнений для развития вокального дыхания, все они чем-то похожи друг на друга и имеют одну цель. Самое главное не лениться и выполнять их регулярно, в противном случае добиться хороших результатов в пении не получиться.
Отработка дыхания животом
Если в жизни для дыхания не используете живот, то перед началом обучения вокалу придется приобрести этот навык. Для упражнения следует:
- принять горизонтальное положение, на полу или диване;
- положить руки на бока, таким образом, чтобы большие пальцы находились по центру живота;
- начинайте дышать исключительно животом.
После того как будет получаться дышать при помощи живота, можно переходить к брюшному дыханию в другой позе: стоя или сидя на стуле. В этих положения грудная клетка и плечи должны быть ровными, не скакать.
Отработка основных фаз
Упражнение можно выполнять в вертикальном положении, сидя. Вдох и выдох делается за 1 секунду только ноздрями, обязательно активно и плавно. Работа дыхательного аппарата должна походить на движения насоса. Беспрерывно повторять 3-4 раза.
Другая вариация упражнения на дыхание – все так же, как в первом случае, но с использованием 1 ноздри, с одновременным зажатием другой, при помощи пальца. Затем зажимается другая ноздря и упражнение повторяют без перерыва 3-4 раза.
Чередование
Упражнение поможет укрепить и развить всю дыхательную систему. Для выполнения потребуется зажимать поочередно одну, потом другую ноздрю. Сначала зажимается правая, вдох через левую, далее наоборот, зажимается левая и выдох производится через правую. Повторять 3-4 раза, затем вдыхать через правую, а выдыхать через левую.
Необходимо следить, чтобы обе фазы были одинаковые по времени – 1 секунда. Лучше проконтролировать правильность выполнения упражнения поможет хороший преподаватель вокала.
Удлинение времени задержки воздуха
Для пения очень важно научиться задерживать воздух максимально долго. Для тренировки необходимо вдохнуть при помощи живота и задержать воздух
После этого начать отчет, вначале это будет не более 15 раз. Упражнение необходимо повторять регулярно, чтобы увеличить время. Главное не выдыхать на счете.
Разработка диафрагмы
Дыхание в пении предполагает использование не только живота, но и диафрагмы, поэтому очень важно научиться ее контролировать. Для этого через нос делается укороченный, резкий вдох
Выдох длинный. Делают его через губы, которые складывают трубочкой, должно получиться что-то наподобие подготовки к свисту. Во время вдоха, обязательно должно быть ощущение толчка в области диафрагмы. Для контроля, ладони рук необходимо положить на ребра внизу.
Во время выполнения выдоха должно ощущаться легкое напряжение в области мышечного пояса. Упражнение улучшает работу всего дыхательного аппарата и должно выполняться минимум 3-4 раза за репетицию.
Контроль продолжительности фазы выдоха
Вначале делается через нос короткий вдох. Выдох удлиненный, обязательно производится через узкое отверстие рта, при котором должен получиться свистящий звук. Воздух должен проходить через щель, которую формируют при помощи языка и твердого неба.
В дальнейшем это упражнение станет настоящей находкой для правильного произношения фонемы «ссс….». Фаза выдоха удлиняется на фоне сужения щели, через которую будет выходить воздух. Чем уже исполнитель делает щель, тем более ощущается напряжение в поясничной части. Занятие рекомендуется сочетать с движениями головы, повторять 4 раза.
Основы вокала начинаются именно с отработки вдоха и выдоха. Хотя познание азов не является признаком красивого вокала, но без базовых знаний в этой области вряд ли получиться выполнить красиво даже простейшее произведение.