Из опыта работы по коррекции звукопроизношения


Коррекция звукопроизношения у детей 5–7 лет

Ирина Кузянова

Коррекция звукопроизношения у детей 5–7 лет

Красивая, правильная, грамотная речь — один из фундаментов успешности человека в обществе. Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Звуки — основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить средством общения.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Ещё более серьёзно встанет вопрос о чистоте детской речи с приходом ребёнка в школу. С первого дня пребывания в школе ребёнку широко приходится пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. Те неудобства, которые ребёнок испытывал в семье, в детском саду, ещё в большей мере сказываются и обостряются в школьном коллективе.

На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов.

У многих детей несформированность правильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии, что часто остается незамеченным. Следует отметить, что такие недостатки произношения, как замены, смешения, перестановки звуков, уже являются показателем недостаточного различения воспринимаемых ребенком звуков, часто сопровождающего общее речевое недоразвитие. Если ребенок путает звуки в произношении, он может путать их и на письме. Именно поэтому большое внимание при работе с дошкольниками надо уделять развитию фонематических процессов. Умение различать фонемы – это основа для успешного овладения грамотой. Если дошкольник в свое время не сумел овладеть навыками фонематического восприятия, анализа-синтеза и представлений, то в школе он столкнется с большими трудностями, так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала, рассчитано на детей, имеющих нормальное речевое развитие.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознать и воспитатели, и родители.

Логопеды и воспитатели логопедических групп очень большое внимание уделяют коррекции произношения звуков и развитию фонематических функций у дошкольников.

Первоначально учим детей прислушиваться к неречевым звукам, вызываем внимание и интерес к ним, показываем, что неречевые звуки могут о чем-то сообщить, предупредить. Одновременно у детей развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Далее развиваем умение прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голоса знакомых людей, развивать слуховое внимание. Вся эта работа идет в тесной взаимосвязи с коррекцией неправильного произношения звуков у ребенка.

Нередко недостатки звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок самостоятельно правильно артикулирует новый звук. Поэтому необходим не только грамотный, но и творческий подход к процессу автоматизации звуков. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справляется игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков.

В основе игры лежит системно-деятельностный подход, ведь естественной умственной потребностью, заложенной в ребенке самой природой, продолжает оставаться стремление к самостоятельному, лишенному давления извне, изучению и освоению окружающего мира.

Учитываются психологические и физиологические особенности обучающихся. Ребенок может в большей степени пользоваться одним из анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический)

и лучше воспринимать информацию. В игре ребёнок подключает несколько анализаторов, что обеспечивает максимальный эффект воздействия.

В игре ребенку проще раскрыться, он становится более эмоционален, общителен. Поэтому игры занимают большое место на занятии по автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. При их подборе необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их возраст, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели.

Например: игры на автоматизацию звука [р].

На уровне слова (словообразование и словоизменение)

Игра: “Какое, какой, какая?”

Цель игры: образование относительных прилагательных, образованных от существительных.

Примеры: огород – огородное (пугало, парад – парадный (мундир, город – городской (транспорт, журнал – журнальный (столик, столяр – столярная

(мастерская, груз – грузовой (транспорт, рука-ручной (попугай)

.

Игра “Назови ласково”

Цель игры: учить образовывать слова с уменьшительно — ласкательными суффиксами по образцу.

Образец: ветер-ветерок.

Примеры: ветер, вечер, катер, сахар, сыр, провод, шнур, червяк, чердак, пирог, творог, круг, друг, рог.

Образец: гора-горка.

Примеры: нора, гора, дыра, тетрадь, грудь, бровь, труба, тропа, трава, струна, простыня, пружина, пирамида.

Образец: корабль-кораблик

Примеры: шар, борщ, корабль, матрас, ерш, брат, пароход, карась, рассказ, карандаш, краб, квадрат, крот, прут, топор, двор, арбуз, торт, кирпич.

Образец: карман-карманчик

Слова для примеров: самовар, мотор, помидор, забор, мухомор, зефир, мундир, трамвай, портфель, барабан, сарафан, сарай.

С удовольствием участвуют в обучающей игре даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о “Весёлом Язычке”. 5-ти и 7-ми летним детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке”, есть у меня помощники Слыш и Звуковка.

Однако, при использовании стандартных методов при автоматизации звуков результата приходится ждать гораздо дольше, нежели, если использовать на занятии элементы нетрадиционных методик. Ведь простое повторение за логопедом словесного материала ребенку не интересно, он быстро утомляется, начинает отвлекаться, и, конечно, снижается качество работы. Современный образовательный процесс требует новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения. Происходит смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребенка, который находится в центре воспитательного процесса. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности коррекции звукопроизношения.Основными методами работы являются: двигательно — кинестетический и слухо — зрительно- кинестетический.

Использование символов, цветного наглядного материала в виде замков согласных и гласных звуков, звуковичков – синий, зеленый, красный, колокольчик (звонкий звук)

при знакомстве с характеристикой
звука, куклы-звуки, на этапе автоматизации дает положительный результат. Дети рассматривают и запоминают положение губ, языка, зубов при произнесении звука, сравнивают свое выполнение с профилем звука (пособие «Язычок»
).

Схема дает достаточное представление о звуке и позволяет ребенку контролировать выполнение упражнений, помогает зрительно запомнить и кинестетически ощутить точность выполнения. Ребенок здесь-активный участник процесса познания.

Необходимым условием для постановки звуков является проведение артикуляционной гимнастики. Во избежание утомляемости ребенка, потери интереса при многократном повторении использую логопедические истории, где действующими лицами являются либо дети, либо любимые детские персонажи.

Научно доказано, что движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией. При ритмических движениях пальцев рук резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. В своей работе успешно применяю тренажер сделанный из иппликатора Кузнецова или аппликаторы Ляпко фирмы Арго. Так как движения пальцев руки стимулируют созревание центральной нервной системы, полезно при произнесении гласных звуков в слогах, словах осуществлять последовательные прижимы пальцев руки к иппликатору.

Для автоматизации звуков использую зрительные опоры — символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

Часто изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. Для каждого ребенка, с учетом нарушенных звуков, использую модули Архиповой Е. Ф. В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук. Применение на этапе автоматизации звуков тактильно-кинестетической стимуляции ускоряет процесс автоматизации и дифференциации звуков.

Так же, к инновационным технологиям относится песочная терапия, используемая в индивидуальной логопедической работе. Дети с удовольствием прикасаются к песку, находят в нем определенные предметы, используя кисточки, трубочки (для развития воздушной струи, раскапывают предметы пальчиками. Особенно важно это для детей гиперактивных и быстро утомляемых.

Игры с водой – разгружают эмоциональную сферу ребенка. Создают эмоционально – радостный настрой.

Использование тестопластики оказывает помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям. В данном случае продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного, а, следовательно, и речевого развития детей.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Его использование дает возможность ребенку перевоплотиться в сказочного персонажа данного сюжета. А использование ещё и сказочного сюжета — это заинтересованность ребёнка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей используем «Волшебный кубик»

(с разным количеством пятнышек на ребрах,
«Рояль»
,где ребенок имитирует игру на рояле и при этом повторяет слоги: ро-ро-ру-ры и др.

Огромное значение в коррекционной работе играет развивающая среда. В логопедическом кабинете имеется достаточное количество пособий, игр на автоматизацию, дифференциацию звуков, на формирование фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, развитие связной речи, развитие правильной воздушной струи, мелкой моторики. Авторские дидактические пособия и тренажеры «Весёлый Язычок»

,
«Аэробол»
,
«Снежинки»
,
«Разноцветные шторки»
,
«Качели»
,
«Коктейль»
,
«Футбольное поле»
,
«Волшебные хвостики»
и др., которые способствуют выработке правильной воздушной струи.
«Цветная сетка»
, «Прищепки (крупные, мелкие,
«Телефон»
,
«Крупяной бассейн»
,
«Пуговицы для клоуна»
,
«Песочный ящик»
,
«Бусы»
,
«Аквариум»
(с водой,
«Веселые человечки»
и др. способствуют развитию мелкой моторики. Так же имеются пособия для работы со
звуковым, звуко-буквенным анализом слов, слоговой структурой слова, грамматическим строем языка, для автоматизации и дифференциации звуков: «Веселые лягушата»
,
«Паровозики»
,
«Цветы на поляне»
,
«Волшебный желтый куб»
,
«Аквариум»
,
«Травка-сосулька»
,
«Ежи»
,
«Домики»
,
«Подружи слова»
,
«Замок звуков»
,
«Веселые звуки»
, различное логопедическое лото, и др. в кабинете много наглядного материала, нарисованного своими руками.

Хотелось бы уделить внимание физминутке. Физминутка — это один из обязательных, продуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна т. к. это “минутка” активного и здорового отдыха. Цель проведения — профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка. Физминутки любимы детьми. В своей работе наблюдала, как во время проведения знакомой физминутки раскрепощается неуверенный ребёнок, сам не замечая этого, он преодолевает свою двигательную неловкость.

Для детей, посещающих логопедические группы, физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

Взаимодействие специалистов детского сада и семьи всегда было и остается в центре внимания. Современный педагог, обучающий и воспитывающий детей, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей во многом зависит эффективность формирования и обучения личности дошкольника.

По своему статусу учитель-логопед – основной субъект коррекционной работы с воспитанниками. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для совместной работы по коррекции речи ребенка, выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса в области коррекционной педагогики

Нами используются следующие способы взаимодействия:

• организация родительских конференций, собраний, нетрадиционных

собраний-практикумов с показом фрагментов занятий, с использованием элементов пескотерапии, тестопластики, пальчикового театра, иппликаторов Кузнецова, аппликаторы Ляпко фирмы Арго, где родители становятся непосредственными участниками учебного процесса;

• индивидуальные встречи родителей и учителя-логопеда;

• тематические консультации;

• организация работы телефонной линии, по которой родители могут

связаться с учителем-логопедом и получить консультацию по поводу домашнего

задания и способов его выполнения или других интересующих родителей вопросов;

• использование регулярной почты (почтовый ящик по принципу:

вопрос-ответ);

• проведение неформальных встреч родителей, детей, и педагогов

(праздники, круглые столы и т. д.)

;

Работа нацелена на повышение уровня педагогической культуры родителей, их активности в обучении и воспитании. В результате диагностической работы выявили, что психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания детского сада. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Т. о., согласованные действия ДОУ и семьи повысили эффективность процесса воспитания и обучения. В результате проведенной работы у детей исчезает чувство скованности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивается самоконтроль, формируется правильное, чистое, грамматически оформленная выразительная речь.

Несмотря на увеличение числа детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, организованная педагогическая деятельность способствует качественному усвоению материала и дает стабильные результаты.

Из опыта работы по коррекции звукопроизношения

Дорогие друзья, мы рады представить вам Жмудь Светлану Анатольевну, учителя-логопеда МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» с. Бакчара, Томской области. Сегодня Светлана Анатольевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по организации коррекционной работы в условиях детского сада и семьи. Методическая работа предназначена для учителей — логопедов, работающих в условиях логопункта и занимающихся коррекцией устной речи.

Краткий комментарий к статье от Светланы Анатольевны:

« В статье раскрыты приемы работы, способствующие достижению положительной динамики в коррекции звукопроизношения».

Полезного чтения…

Из опыта работы по коррекции звукопроизношения.

Посмотреть фотографии к статье

Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы. У ребенка с дефектным произношением зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности. Коррекцией звукопроизношения я занимаюсь на протяжении всего периода логопедической работы. Она пронизывает всю коррекционную работу в школьных и дошкольных учреждениях. Владение методикой постановки звуков является одной из главных составляющих профессионализма логопеда. Этой проблемой занимались многие ученые: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Н. Ефименкова, М.Ф. Фомичева и другие. Много написано книг, где даны четкие рекомендации по преодолению нарушенного звукопроизношения у детей. Определена последовательность в работе над звуком. Богомолова А.И. рекомендует проводить постановку звука в такой последовательности: шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры, если у ребенка нарушено несколько групп звуков. Т.Б. Филичева рекомендует исправлять недостатки звукопроизношения с учетом появления звуков в антогенезе: свистящие, шипящие, соноры. Авторы не рекомендуют брать для одновременнойц постановки те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладом. Также не рекомендуют одновременно работать над трудными звуками «р», «ш», потому что это ведет к большой затрате энергии, к быстрому утомлению. Соблюдая в работе системность и комплексный подход, работая параллельно над развитием мелкой моторики рук и тренировкой слухового восприятия, используя массаж и медикаментозное лечение, почти каждый логопед испытывает трудности, так как с каждым годом все больше детей со сложными, стойкими нарушениями. Нередко один ребенок имеет три диагноза: псевдобульбарная дизартрия, гипердинамический синдром, задержка психического развития. Слаба замыкательная функция коры головного мозга, трудно формируются условно-рефлекторные связи, слаб контроль за своей речью. Постановка звука, автоматизация и дифференциация растягиваются на длительные сроки. Со стороны родителей, особенно в сельской местности, помощь минимальная, часто бытует мнение: «Подрастет – сам научиться». В детских садах на логопунктах численность детей высокая — 25 и больше. Хотя на логопункте предполагается коррекция легких речевых нарушений, наяву же, большая половина детей имеют по 2-3 диагноза, поставленных в Медико-педагогическом центре. Кроме коррекции звукопроизношения, логопеду необходимо работать и над другими сторонами речи. Поставленные в такие сложные условия, логопеды ищут наиболее эффективные пути обучения ребенка, нередко нарушая «логопедические постулаты» Приходиться при сложных речевых нарушениях, когда у ребенка страдают все группы звуков, «идти от ребенка»,учитывая, что путь к правильному звуку у каждого ребенка индивидуален. Поэтому я начинаю работать одновременно над всеми нарушенными звуками. В игровой форме, через артикуляционные упражнения, начинаю формировать уклады нарушенных звуков, пробую постановку. Сразу проясняется картина, видна возможность постановки того или иного звука. Вырисовывается план работы: какой звук ставить в первую очередь, а который потом. Чаще первым получается звук «Л». Ставя его и закрепляя в речи, одновременно работаю над формированием артикуляционного уклада остальных звуков. Не происходит взаимного торможения движений органов артикуляции. Так, при одновременной постановки нескольких звуков, нередко даже с противоположным укладом, слежу за состоянием ребенка, дозирую нагрузку, чередую с отдыхом. Над трудными звуками «Р», «Ш» тоже работаю одновременно, учитывая, что их артикуляционные уклады очень близки. Отрабатывая артикуляционные упражнения на два этих звука, пробую их постановку. Как только «пошел» один из звуков, начинаю его закреплять, а другой продолжаю вызывать. Если у ребенка свистящие межзубные, то их постановкой и автоматизацией занимаюсь в последнюю очередь, так как они очень долго автоматизируются и чаще остаются на стадии «кабинетной речи». Особое внимание заслуживает увулярный звук «Р». Хотя он не влияет на письменную речь, желательно над этим звуком тоже работать. Надо дать ребенку шанс, поставить ему этот звук, так как примерно 20% детей берут его в спонтанную речь. Чаще это бывает в тех случаях, когда мягкий звук произносится верно, а твердый искаженно. Учитывая, что продолжительность этих занятий не должна превышать 15-20 минут, потому что дети быстро утомляются, я использую это время только на коррекцию звукопроизношения, а работу над другими сторонами речи выношу на фронтальные занятия. При выполнении артикуляционных упражнений и постановки звуков, подключаю руку ребенка, она имитирует положение органов артикуляции. «Хоботок» — рука в щепотке, «Горка» — кисть руки принимает форму горки, «Чашечка» — две ладони соединяются вместе и принимают форму чашечки. При постановке звука «Л» имитируем движение языка к зубам при помощи его ладони и моих пальцев, которые выполняют роль его зубов. При постановке звука «Р» имитируем пальцами вибрацию переднего края чашечки и т.д. Учитывая возрастные особенности детей, широко применяю игровые приемы, стараюсь обыграть каждое упражнение. Например, при постановке звука «Л» рассказываю ребенку про то, как любопытный язычок попал в капкан хвостиком, а потом с силой выдернул его. Кончик языка, зажатый зубами, с силой выдергивается – слышится отчетливый звук «Л». При выполнении упражнения «Заборчик», говорю ребенку, что на его заборчик сели разные птицы: сердитая ворона, драчливый воробей, красивая ласточка, осторожная трясогузка и т.д. При выполнении упражнения «Грибок», рассказываю ребенку, что под его красивый грибок бегут, ползут, летят прятаться от дождя насекомые: муравей, бабочка, гусеница и так до 10. Дождь идет, а грибок растет все выше и выше. При выполнении упражнения «Чашечка» рассказываю о том, какие смешные котята бегут пить молоко из его чашечки: серенький, рыженький, пестренький, беленький с голубыми глазами и т.д. Эти приемы помогают удерживать статическую позу, ребенку весело и интересно, он меньше устает. При постановке звука «Р» при помощи детской резиновой соски от фрикативного звука заводим моторчик у жука (от звука «ж») и у осы (от звука «з»). При шипящем или боковом сигматизме, когда к звуку надо «идти» от межзубного положения языка, играем с ребенком в игру «Шепелявый язычок». Показываю ребенку, как смешно получается, если сказать слоги, а затем слова, просунув язык между зубами. Затем предлагаю ребенку произнести также. Если у ребенка не получается межзубное произношение, то пробуем межгубное, автоматизируем его в словах, а затем снова возвращаемся к межзубному. Когда звук окрепнет, «соскальзываем» на нужную артикуляцию. В работе над коррекцией звукопроизношения использую зрительный контроль посредством зеркала, но главное предпочтение отдаю кинестетическим ощущениям ребенка. Использую его способность подражать глядя не в зеркало, а на органы артикуляции учителя-логопеда и при воспроизведении артикуляционного упражнения ориентироваться только свои мышечные ощущения. Логопедическая практика свидетельствует о том, что этот прием эффективен. Очень важен эмоциональный контакт ребенка и логопеда. Учитывая, что в благоприятном состоянии хорошо воспринимается материал, стараюсь каждому занятию придать эмоциональную окраску, воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Для этого при автоматизации звуков заучиваем много стихов со смешным, понятным ребенку сюжетом. Он слышит выразительную речь, заражаясь эмоциями, старается сказать также. Использую дразнилки, переговорки, хулиганки, песенки, элементы театрализации. Так в переговорках на подгрупповом занятии побеждает тот, кто больше вспомнит и расскажет стихов, потешек на автоматизируемый звук. При автоматизации звука «Л» шалим и хулиганим, грозим друг другу пальцем и ругаемся: «Ла-ла-ла!», «Лы-лы-лы!» На этот же звук поем легкий мотив песенки из слогов. На этапе введения звука в связную речь, применяю тексты цепной организации «Связанные одной цепью», по методике В.К. Воробьевой, а также различные бытовые ситуации, где ребенку предлагается рассказать о своем друге или о том, как он дома помогает маме. При коррекции дизартрии использую методику искусственной локальной гипотермии. Она хорошо описана в журнале «Дефектология» №2 за 1990 год. Ледяную крошку в марле надо прикладывать на мышцы речедвигательного аппарата на 5-30 секунд с целью снижения напряжения мышц, повышения их двигательной активности. Практика подтверждает эффективность этих приемов. Дети поступают в школу с нормальным звукопроизношением. Это достигается благодаря комплексному подходу с использованием различных приемов, в том числе и этих:

  1. одновременная работа над всеми нарушенными звуками;
  2. имитация руками артикуляционных упражнений;
  3. обыгрывание артикуляционных упражнений;
  4. опора на кинестетические ощущения ребенка;
  5. метод искусственной локальной гипотермии;
  6. воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

Литература: «Логопедия» Л.С.Волковой, «Основы логопедии» Т.Б.Филичевой, «Воспитание у детей правильного звукопроизношения» М.Ф Фомичевой, «Коррекция звуков речи у детей» Л.Н. Ефименковой, «Логопедическое пособие для детей» А.И. Богомоловой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]