Этапы работы над звукомучебно-методический материал по коррекционной педагогике ( группа) на тему


Этапы работы над звукомучебно-методический материал по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Этапы работы над звуком

При формировании правильного звукопроизношения предлагается соблюдать ряд общих требований к последовательности этапов логопедической работы. I этап . Подготовительный этап: · Развитее слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука; · Формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков (артикуляционная гимнастика). II этап. Формирование первичных произносительных умений и навыков: — постановка звука; — автоматизация звука; — дифференциация формируемого и смешиваемого звуков. III этап. Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звуков речи во всех ситуациях общения). Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: 1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); 2. автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце); 3. автоматизация звука в предложениях; 4. автоматизация звука в чистоговорках и стихах; 5. автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах; 6. автоматизация звука в разговорной речи. В этой системе отправной точкой является слог и его место в слове. В зависимости от типа ставящегося звука в одном случае сначала берутся прямые слоги, а затем обратные (постановка звуков [Ш], [Ж], [С], [З]), а при постановке звука [P] вначале отрабатываются обратные слоги, а затем прямые. Например, вот как выглядит последовательность автоматизации и дифференциации свистящих звуков. Звуки [C],[C’] — [З], [З’]: 1. звук [C] в прямом ударном слоге в начале слова. 2. звук [C] в прямом ударном слоге в середине слова. 3. звук [C] в прямом безударном слоге в начале слова. 4. звук [C] в прямом безударном слоге в середине слова. 5. звук [C] в прямом слоге при стечении согласных. 6. звук [C] в обратном ударном слоге. 7. звук [C] в обратном безударном слоге. 8. звук [C] в различных позициях. 9. звук [C’] в ударных слогах. 10. звук [C’] в безударных слогах. 11. звук [C’] при стечении согласных. 12. Дифференциация произношения звуков [C] — [C’]. 13. Звук [З] в прямом ударном слоге. 14. Звук [З] в прямом безударном слоге и при стечении согласных. 15. Звук [З] в обратных слогах. 16. Звук [З’] в различных позициях. 17. Дифференциация произношения звуков [З] — [З’]. 18. Дифференциация произношения звуков [C] — [C’] — [З] — [З’]. Усложнение лексического материала в рамках «изолированный звук/ текст» происходит на каждом коррекционном занятии. На каждом же занятии даются задания, требующие от ребенка и различных по самостоятельности (а, следовательно, и по трудности) высказываний: сопряженное, отраженное повторение, самостоятельное называние, творческий поиск ответов с грамматическим оформлением высказываний.

Последовательность работы над звуками

Последовательность работы над звуками

(консультация для родителей)

Подготовила учитель-логопед Сафонова Т.А.

При формировании правильного звукопроизношения традиционно соблюдается ряд общих требований к этапам логопедической работы. Существует определённая последовательность введения звуков в речь. Сначала ставятся «простые звуки»: А, У, О, И, Э, Ы; Б (Бь), П (Пь), М (Мь), В (Вь), Ф (Фь). После того, как данные звуки появились в самостоятельной речи ребёнка, начинается

работа над: Т (Ть), Д (Дь), Н (Нь), К (Кь), Г (Гь), Х (Хь), Й, С (Сь), З (Зь), Ц. Следующим этапом вводятся звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Л (Ль). И только в самом конце ставится звук Р (Рь). Данная последовательность обусловлена готовностью

артикуляционного аппарата к определённому звуку.

Например, звук Ш требует подъёма кончика языка наверх. Если язычок Вашего ребёнка ещё не окреп для его подъёма, то стоит начать не с постановки звука, а с укрепления язычка, посредством специального логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.

В индивидуальных случаях последовательность постановки звуков может

меняться. Например, если период постановки свистящих звуков (С, З, Ц) затягивается, а язык уже готов к шипящим звукам, то можно попробовать поставить

сначала их, а затем вернуться к свистящим. Так же бывают случаи, когда ребёнку, в

силу возраста, не удаётся контролировать свои артикуляционные уклады, и он начинает слишком эмоционально реагировать на неудачи, можно перейти к постановке звуков, которые лучше всего ему удаются. Это позволит избежать возникновения негативизма к занятиям. Однако, нарушение последовательности постановки звуков – это

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ.

Существует ещё спорные ситуации, которые стоит отметить особо. Иногда доводится слышать от родителей: «Нам не нужны звук С и Ш, нас интересует звук Р». Но не стоит ставить свои интересы, выше интересов ребёнка. Может быть, Вас

он и не интересует, а вот ребёнку без их правильного произнесения придётся несладко… К тому же, не умея правильно произносить остальные звуки, вряд ли

ребёнку удастся овладеть звуком Р. Кроме того, в процессе логопедических занятий с детьми предусмотрена

определенная последовательность работы с каждым звуком:

1. Подготовка артикуляционного аппарата

2. Первичная постановка звука

3. Закрепление его в устной речи

Для каждого конкретного звука требуется комплекс специальных упражнений

– артикуляционная гимнастика. Выполняя упражнения. Ребёнок должен активно и

сознательно работать, при этом ему должно быть интересно.

Ежедневно занимаясь артикуляционной гимнастикой, вы продолжаете работу над звуком, пока не появится правильная артикуляция и произношение. Когда ребёнок освоил новый для него звук, не требуйте, чтобы он стразу стал пользоваться им в речи. Ребёнок должен многократно, иногда в течение многих дней, повторять изолированный звук, чтобы правильная артикуляция стала для него привычной.

Для ребёнка это не должно стать утомительной и скучной повинностью, поэтому выбираются разные игровые упражнения, которые чередуются и меняются.

Последовательность введения звуков в речь проходит по одной линии: от

слога к слову, к предложению. Однако, есть свои маленькие секретики при выборе

речевого материала во время автоматизации определённых звуков. Так отработка звуков «С», «Ш» (а также «З», «Ж», «Щ», «Х», то есть любой согласный длительно произносимый звук), начинается с длительного изолированного их произнесения, затем осуществляется переход к прямым слогам типа СА, СЫ, ША, ШИ. При правильном их проговаривании хорошо видна артикуляция звуков «С», «Ш», легко следить за положением кончика языка. Далее переходим к проговариванию слов с отработанными слогами в начале слова: САни, ШИна, САло, СЫн, Шапка…

После автоматизации звуков «С» и «Ш» в таких словах, можно переходить к другим слогам (СУ, СО, ШО, ШУ) и к словам с данными слогами. Затем работа продолжается на материале звукосочетаний типа АСА, АША, ЫША, ОСЫ, ИСА и др, то есть звук находится между гласными звуками. При этом необходимо обратить внимание на то, что данные звуки никогда не отрабатываются в одно время (просто система работы идентична).

Далее осуществляем переход к словам типа КАША, КИСА, ВЕСЫ, КОСЫ,

НОША… На этом этапе хорошо помогают чистоговорки. Их легко сочинить самим.

Принцип такой: выбираем любое слово, в котором изучаемый звук будет не последним и не первым, например: полоСа, «отрываем» последний слог СА и сочиняет чистоговорочку примерно так: «СА-СА-СА, на дороге полоСА» или совсем простую «СА-СА-СА – это полоса». Главное, чтобы при произнесении такой

чистоговорки ребёнок мог длительно повторять какой-то слог с изучаемым звуком и

затем вводить его в слово. Затем переходим к проговариванию слов в словосочетаниях и дальше – в предложениях (используем материалы логопедических тетрадей, сборников или просто детских книг). Вместе с данным

видом работы необходимо включать звук в короткие, а затем и длинные стихотворные тексты. Так планомерно осуществляется переход к автоматизации

звука в речи (вот тогда и надо просить ребенка следить за правильным произношением звука во всех словах).

Звуки, которые произносятся коротко, как бы взрываясь («К», «Г», «Ц», «Ч»,

«Т», «Д») рекомендуется автоматизировать несколько в ином порядке. Сначала так

же – изолированно «Ч-Ч-Ч» – стучит поезд по рельсам, «К-К-К» – кряхтит дед. Затем эти звуки проговариваются в обратных слогах: на первом месте находится

гласный звук, а затем наш изучаемый согласный звук: гласный поём долго, а согласный произносим коротко, легко, вот так: А-А-АЧ, А-А-АК… Когда будет легко проговариваться данный тип слогов, то надо сразу вводить чистоговорки (придумываем по описанному выше принципу). Далее переходим к сочетаниям типа АЦА, АЧА и к словам с данным сочетанием звуков. Постепенно вводим в занятия слоги прямые: ЧА, КА, ЦЫ и слова с этими слогами. Затем проговаривает любые слова в словосочетаниях и в предложениях и далее переходим к отработке звука в самостоятельной речи.

Работать над звуком «Л» можно по любой из представленных моделей, исходя из возможностей ребёнка – пробовать надо всё. Звук «Р» — интересный звук. Кто-то очень легко с ходу начинает трещать язычком и сразу получаются слоги, типа РА, РО, РУ и вскоре слова. В таких случаях звук с лёгкостью вводится в словосочетания, предложения и даже в речь. Однако, как правило, этот звук вызывает серьёзные затруднения при автоматизации: то не хватает ребёнку сил произносить его звонко и тогда звук теряется где-то в ротовой полости, произносится как бы шёпотом, приглушённо. Такой звук нельзя вводить в слоги и в слова, надо как можно дольше заниматься изолированным произношением (длительно трещать язычком при широко открытом рте, как только возможно). Если постановка звука шла от толчковых звуков Т или Д, то далее надо обращать пристальное внимание к переходу от этих звуков к другим толчковым звукам. На практике данный вид работы будет выглядеть так:

· Проговаривание звука «Р» в слогах ТРА, ДРА, ДРУ далее в словах с этим слогом в начале (ТРАВА, ДРАКА…), в середине (ваТРУшка, маТРАс…), в словосочетаниях и в предложениях с отработанными словами.

· Переход к звукосочетанию ПРРР, БРРР (учить выполнять треск от нового толчкового звука – П или Б), затем отработка в слогах ПРА, БРА, ПРО, БРУ , далее в словах с этими слогами.

· Переход к звукосочетанию КРРР, ГРРР , ВРРР, НРРР (учить выполнять треск от новых толчковых звуков), затем отработка в слогах ПРА, БРА, ПРО, БРУ , ВРА, ГРА, КРУ…далее в словах с этими слогами.

· Переход к сочетаниям АРА, АРО, АРУ… Если не получается всё ещё «оторвать» звук «Р» от толчкового звука, то перейти к толчковому «Ш» — ШРРР (это произнести очень сложно и ребёнок постепенно уберёт «Ш»)… далее в словах с этими сочетаниями.

· Потом переходим к автоматизации звука в любых положениях в словах, в чистоговорках , скороговорках. То есть, вся дальнейшая работа строится обычно: идёт автоматизация звука «Р» в словах, в предложениях, вводится звук в речь.

Вопрос: сод и мет хар-ка под.этапа работы над звуком

Вопрос: сод и мет хар-ка под.этапа работы над звуком

Работа над звуком Включает в себя 5 этапов: 1. Подготовительный этап 2. Постановка звука 3. Автоматизация звука 4. Дифференциация звука 5. Введения звука в самостоятельную речь

3 Подготовительный этап Цель: подготовка слухового и рече- двигательного анализаторов к постановке звуков Проводится упражнения направленные на развитие: артикуляционной моторики; речевого дыхания; голосоведения; Фонематических процессов.

4 Постановка звука Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного нарушенного звука. Способы постановки: От сохранного звука Разложением артикуляции По подражанию Механический способ Смешанный

5 Направления работы: 1. Развитие слухового восприятия. Цель: уточнение слухового образа отрабатываемого звука. 2. Развитие фонематического анализа. Цель: выделение отрабатываемого звука на фоне слова, уточнение его слухопроизносительного образа. 3. Развитие речевой артикуляторной моторики. Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения; отработка каждого элемента необходимого артикуляторного уклада. 4. Работа по непосредственной постановке звука. Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.

6 Автоматизация звука Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

7 Направления работы: 1. Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное направление работы). 2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза). 3. Работа над просодической стороной речи: над ударением в процессе автоматизации звука в словах и слогах (используются серии слоговых цепочек с перемещающимся ударным слогом); над темпом, ритмом, логическим ударением и интонацией в словосочетании, предложении и связной речи). 4. Словарная работа (обогащение, уточнение, активизация и систематизация словаря). 5. Совершенствование грамматического строя речи.

8 Дифференциация звука Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. Выделяются подэтапы: 1. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых 2. Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Этапы Цель Содержание

Подготовительный

Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и произношению звуков 1. Формирование точных движений органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики. 2. Формирование направленной воздушной струи. 3. Развитие мелкой моторики рук. 4. Развитие фонематических процессов. 5. Отработка опорных звуков

Вопрос повторяется

7 вопрос: анализ и оценка рез обслед речи ( на примере 2 разделов)

Анамнез (его оценка по заключению специалистов).

Выясняется следующее: наличие наследственной отягощенности; которая по счету беременность; протекание данной беременности в первую и вторую половину; крик ребенка; вес и рост; дата выписки из родильного дома; особенности раннего постнатального развития; вскармливание.

Раннее психомоторное развитие (когда стал удерживать голову, самостоятельно сидеть, стоять, ходить, когда появились первые зубы).

Речевое развитие (время появления и характер гуления, лепета, первых слов, фраз, течение речевого развития, речевая среда).

Перенесенные заболевания в раннем возрасте (до года и после года): соматические, инфекционные, ушибы, травмы головного мозга, судороги при высокой температуре.

Приведем анамнестические данные, которые можно принять за норму:

Наследственность не отягощена, беременность первая или следует не ранее, чем через год после предыдущей. Нормальное протекание беременности при отсутствии заболеваний и стрессовых ситуаций. Родовая деятельность наступила своевременно и без осложнений. Закричал ребенок сразу. Рост и вес соответствовали норме. Постнатальное, раннее психомоторное и речевое развитие нормальное. Грудное вскармливание, отсутствие соматических, инфекционных заболеваний, заболеваний нервной системы, ушибов, травм головного мозга.

Анамнез, отягощенный незначительно:

Беременность наступила раньше, чем через год после предыдущей. Легкий токсикоз во время беременности. Первый крик ребенка после похлопывания. Протекание соматических и инфекционных заболеваний без осложнений в ранний период развития, смешанное вскармливание.

Анамнез, отягощенный значительно:

Отягощенная наследственность (наличие нервно-психических заболеваний у родителей, хронических заболеваний у матери). Осложненное течение беременности (токсикозы в первой и во второй половине беременности, угроза выкидыша, соматические и инфекционные заболевания, физические и психические травмы во время беременности, контакты с больными домашними животными). Преждевременные роды, патология в родах (слабая родовая деятельность, стремительные, затяжные, обезвоженные роды, родовспоможение). Резус-конфликт. Асфиксия (белая, синяя). Отклонения в показателях веса и роста у новорожденного. Отклонения в раннем постнатальном развитии (слабый сосательный рефлекс, обильные срыгивания во время кормления, поперхивания). Искусственное вскармливание. Задержка психомоторного и речевого развития. Тяжелые частые соматические и инфекционные заболевания, ушибы, травмы головного мозга, судорожная готовность, заболевания нервной системы.

Далее на примере 2 разделов:

Строение артикуляторного аппарата.

Обследование проводилось в соответствии с имеющейся в логопедии методикой. Проверялись все отделы артикуляторного аппарата. Отмечались особенности в строении губ, зубов, языка, прикуса, твердого и мягкого нёба. Оценка состояния артикуляторного аппарата: «хороший», если изменений не наблюдалось, «удовлетворительный» если отмечены негрубые отклонения в строении, «неудовлетворительный», если установлены значительные или грубые отклонена в строении.

Состояние речевой моторики.

Исследовались моторные навыки, координация и движения мимической и речевой мускулатуры. Проверка осуществлялась по инструкции (улыбнуться с оскалом зубов; поднять, нахмурить брови, зажмурить оба глаза, правый, левый; вытянуть губы вперед, растянуть в улыбку, сделать язык узкий (жалом), широки (лопаткой); поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, облизать кончиком языка верхнюю, нижнюю губу, переводить язык из правого в левый угол рта («маятник»), пощелкать языком. При выполнении отмечались точность и объем движений, равномерность работы мышц, способность к переключению и удержанию позы. Моторные навыки артикуляторного аппарата оценивались следующим образом: «навыки сформированы полностью», если все задания выполнялись, «навыки сформированы не полностью», если выполнение было неправильным или не выполнялись отдельные задания. Оценка координации движений, «координация хорошая», если движения были точными, плавными, соразмерными; «координация нарушенная», если отмечались нарушения в одном из названных показателей; «координация грубо нарушена», если отмечались нарушения по всем показателям. Оценка движений мимической и лицевой мускулатуры: «выразительные», «амимичные», «гиперкинезы»,

Звукопроизношение

Изучалось произнесение гласных и согласных звуков в различных условиях по общепринятой в логопедии методике. Оценка звукопроизношения: «единичные искажения», «множественные искажения», «единичные замены», «множественные замены», «отсутствие звука». При исследовании регистрировалась качественная сторона каждого нарушения.

8 вопрос: перспект план-Не Сделала

вопрос: сод и мет хар-ка под.этапа работы над звуком

Работа над звуком Включает в себя 5 этапов: 1. Подготовительный этап 2. Постановка звука 3. Автоматизация звука 4. Дифференциация звука 5. Введения звука в самостоятельную речь

3 Подготовительный этап Цель: подготовка слухового и рече- двигательного анализаторов к постановке звуков Проводится упражнения направленные на развитие: артикуляционной моторики; речевого дыхания; голосоведения; Фонематических процессов.

4 Постановка звука Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного нарушенного звука. Способы постановки: От сохранного звука Разложением артикуляции По подражанию Механический способ Смешанный

5 Направления работы: 1. Развитие слухового восприятия. Цель: уточнение слухового образа отрабатываемого звука. 2. Развитие фонематического анализа. Цель: выделение отрабатываемого звука на фоне слова, уточнение его слухопроизносительного образа. 3. Развитие речевой артикуляторной моторики. Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения; отработка каждого элемента необходимого артикуляторного уклада. 4. Работа по непосредственной постановке звука. Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.

6 Автоматизация звука Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

7 Направления работы: 1. Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное направление работы). 2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза). 3. Работа над просодической стороной речи: над ударением в процессе автоматизации звука в словах и слогах (используются серии слоговых цепочек с перемещающимся ударным слогом); над темпом, ритмом, логическим ударением и интонацией в словосочетании, предложении и связной речи). 4. Словарная работа (обогащение, уточнение, активизация и систематизация словаря). 5. Совершенствование грамматического строя речи.

8 Дифференциация звука Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. Выделяются подэтапы: 1. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых 2. Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Этапы Цель Содержание

Подготовительный

Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и произношению звуков 1. Формирование точных движений органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики. 2. Формирование направленной воздушной струи. 3. Развитие мелкой моторики рук. 4. Развитие фонематических процессов. 5. Отработка опорных звуков

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]