Использование звуковой гимнастики для оздоровления и обучения детей с ТНР


Звуковая гимнастика для дошкольников

Екатерина Фазлеева
Звуковая гимнастика для дошкольников

Звуковая гимнастика,представляет собой произношение определенных звукосочетаний вместе с определенными техниками дыхания и выполнение физических упражнений. Комплекс звукового дыхания повышает обменные процессы в клетках за счет звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области легочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает отхождение мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Таким образом хорошо функционирует вся легочная система, и организм лучше выполняет свои защитные функции. Упражнения этого комплекса можно выполнять ежедневно. Наиболее интенсивно их нужно использовать в осенне-весенний период.

До и после каждого упражнения производят «очистительный выдох»

пффф через губы, сложенные трубочкой. С него же и начинают занятие.

1 упражнение «Коршун»: И. п. :ноги вместе, руки опущены,1 руки поднимаем над головой,делаем вдох, 2 на выдохе опускаем руки и произносим пффф и скручиваемся в комочек (при этом максимально длинно проговаривать буквы, чтобы выдох был длиннее).

Когда произносим звук ффф, у нас расслабляются все дыхательные органы.

2 упражнение «Дерево».Исходное положение- ноги вместе, руки опущены. 1 Правую ногу ставим назад на носок, руки поднимаем вверх (все это при медленном вдохе, 2 опускаем руки, ногу ставим назад и говорим звук ммм, не открывая рот. Когда проговариваем звук ммм,это вызывает вибрацию грудной клетки, что повышает микроциркуляцию в крови. И сразу же после этого упражнения, используем очистительный выдох ффф.

В следующим упражнении, мы используем мяч, а упражнение так и называется «Игра в мяч». И. п. :ноги на ширине плеч,мяч берем двумя руками, прижимая к груди, делаем вдох, на выдохе отталкиваем от себя и проговариваем врух (проговариваем энергично)

. Когда мы произносим
звук в, у нас происходит вибрация на уровне лица, это повышает микроциркуляцию в гайморовых пазухах.
4 упражнение «Аист». И. п. :ноги вместе, руки опущены. 1 на вдохе поднимаем колено одной ноги и руки в стороны. На выдохе возвращаемся в и. п. и проговариваем Ж-Р-У-Х. Звук Ж нужно проговаривать длиннее, это повышает микроциркуляцию в грудном отделе (во время бронхита помогает освободиться от мокроты)

.

5 упражнение «Вертолет»И. п. : сидя на стуле, ноги вместе, руки на коленях. 1 отводим правую руку назад и произносим звук З-Р-У-Х. Когда мы произносим звук З, мы усиливаем вибрацию на уровне шеи. И заканчиваем обязательно очистительным выдохом Ф-ф-ф.

Звук П-ф-ф-ф и м-м-м использовать обязательно, а с остальными упражнениями можно импровизировать.

Дыхательная гимнастика На подготовительном этапе необходимо проводить упражнения для развития силы воздушной струи её направленности, дифференциации ротового и.

Годовой перспективный план по интеграции образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Музыка», «Художественный труд» Годовой перспективный план по интеграции образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Музыка», «Художественный труд» для детей.

Источник

Польза упражнений

Звуковая гимнастика представляет собой ряд упражнений, которые заключаются в произношении определенным образом конкретных звуков. Это вызывает в голосовых связках вибрирование, которое переходит постепенно в дыхательные органы и в грудную клетку.

Целью звуковой зарядки является:

  • Снятие спазмов бронхов.
  • Приобретение навыков правильного дыхания.
  • Улучшение отхождения мокроты.
  • Расслабление мускулатуры бронхов.
  • Нормализация микроциркуляции в области альвеол легких.
  • Стимуляция работы диафрагмы.
  • Улучшение настроения.
  • Нормализация вентиляции альвеол.
  • Восстановление дыхания, привычного для человека.

Часто совмещается дыхательная гимнастика и звуковая, в комплексе они будут более эффективны.

Картотека «Дыхательной и звуковой гимнастики» (старшая группа)

Подойдёт и взрослым и детям

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №3 ГОРОДА СЫЧЁВКИ

«Дыхательной и звуковой гимнастики»

«Корова мычит»

: на длительном выдохе произносить «му-у-у-у», вдох; повторить несколько раз.

«Поиграть с голубями»:

на длительном выдохе — «гули-гули-гули», затем резко — «кыш!». Повторить несколько раз.

«Паровоз

»: и.п.: руки согнуты в локтях. Ходить по спальне, делая попеременные движения руками и приговаривая: «Чух-чух-чух-чух» (20-30 сек).

«Петух»:

и.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку-ка-ре-ку» (4-5 раз).

«Гуси шипят».

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны назад ( в спине прогнуться, смотреть вперед) — медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш». Выпрямиться — вдох (5-6 раз).

«Старт космического корабля»

: до старта космического корабля осталось несколько секунд, начинаем вслух вести отсчет времени по секундам — 10,9,8… Отсчет вести громко, отрывисто, на одном дыхании без забора воздуха. Надо постараться распределить выдыхаемый воздух так, чтобы при произнесении слова «пуск!», выдох был свободный, нескованный.

«Шар лопнул».

И.п.: ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны — вдох, хлопок перед собой — медленный выдох на звуке «ш-ш-ш-ш» (4-5 раз).

«Варим кашу».

И.п.: о.с., одна рука на груди; другая на животе. Выполнить вдох через нос (втягивая живот), а выдох через рот, произнося «ш-ш-ш» или «ф-ф-ф» («каша кипит») и выпячивая живот.

«Ежик».

И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги («ф-ф-ф»).

«Надеваем шлем от скафандра».

И.п. – сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – и.п.; выдох – развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить 4-6 раз.

Дыхательные упражнения:

1. Надуваем 3-4 раза воздушный шарик. Конкурс между детьми «У кого шарик больше?» 2. Попеременное дыхание через левую и правую ноздрю с выдохом через рот. Повторить 10-12 раз. 3. Глубокий вдох с задержкой дыхания и медленный выдохом. 4. Вдох через нос и интенсивный выдох через рот. При выдохе можно предложить детям сдуть с ладони перышко или кусочек бумаги, устроить соревнования. Каждое упражнение повторить 10-12 раз.

Оздоровительные упражнения для горла.

«Лошадка».

Вспомните, как по мостовой цокают копыта лошадки. Цокаем языком то громче, то тише. Скорость движения лошадки то убыстряем, то замедляем.

«Ворона».

Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимает голову, то в сторону поворачивает. И всюду слышно её веселое карканье. Дети протяжно произносят «ка-а-а-аар». Повтор 5-6 раз.

« Змеиный язычок».

Представляем, как длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка. Повтор 6 раз.

«Смешинка».

Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались звуки «ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы».

Дыхательная игра
«Король ветров».
На столе между карандашами расположить 5-10 шариков. Вытянув губы трубочкой, глубоким, сильным выдохом ребенку необходимо сдуть шары со стола по одному. Вдох через нос.

«Дровосек».

И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — длинный выдох с произношением «Ух-х-х» (5-6 раз).

«Обними плечи».

И.п.: о.с., руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи.

«Тигр на охоте».

Ходьба по площадке, выставляй правую (левую) ногу вперед, две руки ладошками сложить на колено, прогибая спину. Выполнить два-четыре резких вдоха, голова приподнята («тигр ищет добычу»).

«Воздушные шары».

Выполнять в ходьбе по площадке. 1 — руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 — руки в стороны, вниз, произнося «с-с-о или «ш-ш-ш» («шарик спустился»).

«Грибок».

И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени («грибок маленький»). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отвести голову назад (вдох) («грибок вырос»).

«Журавль».

И.п.: о.с. Сделать вдох, поднять правую ногу, согнутую слегка в колене, руки в стороны, вниз, произнести «ур-р-р». Выполнить то же левой ногой.

«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

И.п.: о.с. 1— вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо; 3 — вдох — вернуться в и.п.; 4 — то же влево.

«Луговые цветы».

В ходьбе по площадке (руки на пояс) выполнять повороты головы в правую (левую) сторону, одновременно выполняя два вдоха через нос. Выдох происходит между циклами поворота головы в ту или другую сторону.

Звуковые упражнения

Лучше всего проводить гимнастику сидя, положив руки на колени и наклонившись чуть вперед. Не спешите, придерживайтесь своего ритма, помните о правильном дыхании во время проведения упражнений:

  • Звук «а». Его произношение способствует улучшению вентиляционной функции легких, эффективной работе дыхательных мышц.
  • Звук «у». Имеет успокоительный эффект, приводит к расслаблению.
  • Медленное произношение шепотом звуков «а», «о», «у», «е» и коротких слов «сух» и «глух» действует успокаивающе на верхние дыхательные пути, способствует очищению голосовых связок.
  • При сочетании «кч», «дг», «бп», «кг» улучшается выведение мокроты, мышцы горла расслабляются.
  • Жужжащие звуки «ж» и «з» и рычащие «р», в случае громкого произношения дают эффект вибрационного массажа, расслабляя при этом, бронхиальные мышцы.
  • Для малыша можно предложить сымитировать звуками жука «ж-ж-ж», паровозик «чух-чух», комарика «пи-и» и самолет «у-у-у».
  • Употребление в гимнастике шипящих и свистящих «с», «ф», «ц», «ч», «ш» ускоряет удаление воздуха из легких, а это предупреждает эмфизему. Лучше при этом вдох делать носом, а выдох ртом, втягивая живот.
  • Для детей постарше и взрослых нужно проводить обязательное упражнение «пф-ф-ф» 1 раз. Его особенность заключается в том, что сочетание этих звуков произносится с плотно сжатыми губами. Это считается очистительным упражнением. После проведения выдержите паузу, сделайте вдох и опять паузу. Если упражнение выполняет ребенок, взрослому можно во время упражнения стать сзади, и передвигать ладони с поясницы вверх по бокам, остановиться на середине боков малыша, когда закончится выдох. Это делается для облегчения дыхания.
  • Дальше произносят звук «м-м-м» на выдохе, он должен быть протяжным, волнообразным и расслабленным. Это упражнение делают 5–7 раз.
  • Полезными для снятия бронхоспазма будут сочетание звуков «жжрух», «зрухх», «брухх» и «пррух».

Каждая тренировка может увеличиваться на два новых упражнения. Оптимально проводить занятие 5 минут с последующим увеличением к 7–10 минутам. Максимум 2 повторения в день. Если ребенок после звуковой гимнастики жалуется на одышку, необходимо сделать легкий массаж нижней части груди, поверх одежды.

При правильном и регулярном выполнении упражнений, снятие бронхоспазма наступит быстрее и появится долгожданное улучшение.

Специальные методики дыхательной гимнастики

Звуковая гимнастика

Звуковая гимнастика заключается в произнесении определенных звуков и их сочетаний строго определенным способом, при этом вибрация голосовых связок передается на гладкую мускулатуру бронхов, легкие, грудную клетку, расслабляя спазмированные бронхи и бронхиолы. Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесении тех или иных звуков, этот факт используют для тренировки дыхательных мышц, более всего -диафрагмы.

В зависимости от силы воздушной струи и вибрации все согласные звуки подразделяют на три группы:

  • максимальное напряжение возникает при произнесении глухих согласных (п, т, к, ф, с), соответственно требуется наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы;
  • среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных (б, д, г, в, з);
  • наименьшая сила воздушной струи возникает при произнесении так называемых сонант (м, н, л, р).

Специальные согласные звуки:

  • жужжащие (ж, з);
  • свистящие и шипящие (с, ф, ц, ч, ш );
  • рычащий (р).

Задача звуковой гимнастики заключается в выработке соотношения вдоха и выдоха 1:2.

Показания к звуковой гимнастике:

  • заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся бронхо-спазмом;
  • бронхиальная астма;
  • обструктивный бронхит.

Выполняя упражнения звуковой гимнастики, важно правильно дышать:

  • вдох через нос, продолжительность 1-2 сек, пауза 1 сек, активный выдох через рот 2-4 сек, пауза 4-6 сек. Выдох должен быть в два раза дольше вдоха. При таком соотношении дыхательных движений происходит наиболее полный газообмен в альвеолах и полное смешение вдыхаемого воздуха с альвеолярным;
  • все звуки следует произносить строго определенным образом, в зависимости от цели гимнастики;
  • при бронхиальной астме жужжащие, рычащие, шипящие звуки произносят громко, энергично, «возбуждающе»;
  • при хроническом обструктивном бронхите с выраженной дыхательной недостаточностью те же звуки произносят мягко, тихо, можно шепотом, «успокаивающе»;
  • занятие начинают с «очистительного выдоха»: «пфф» произносят через губы, сложенные трубочкой;
  • «очистительный выдох» производят до и после каждого звукового упражнения;
  • второе обязательное упражнение — «закрытый стон»: «ммм» произносят сидя, наклонившись вперед, положив кисти на колени ладонями вниз;
  • при выполнении комплексов звуковыхупражнений через 2-3 занятия следует вводить постепенно гимнастические упражнения;
  • продолжительностьзанятий: вначале 5-6 мин, вдальнейшем постепенно увеличивается, но не более 25-30 мин 2-3 раза в день;
  • желательно проводить занятия до приема пищи или через 1,5-2 ч после еды.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]