Правильная артикуляция звука З
Звук «З» — звонкий свистящий, для его произношения важна сформированность органов речевого аппарата. Артикуляция свистящих зависит от положения языка в ротовой полости и формы, которую язык принимает во время говорения.
Логопед всегда поможет найти причину неправильного произношения.
Особенности артикуляции «З»:
- Губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, видны зубы.
- Челюсть не сомкнута, между зубами есть щель.
- Широкий кончик языка плотно упирается в нижние передние зубы.
- Боковые края языка прижаты к коренным зубам, образуя посередине ложбинку.
- Между верхним небом и центром языка образуется узкая щель, сквозь которую проходит воздушная струя.
- Мягкое небо приподнято и прижато к задней стенке глотки, тем самым закрывается проход в носовую полость. Воздух при говорении проходит через рот.
- Голосовые связки напрягаются и вибрируют, образуя голос. Выдыхаемый воздух при присоединении голоса превращается в звонкий звук «З».
Проблемы с артикуляцией «З» возникают, если у ребенка плоский язык, с трудом образуется ложбинка, присутствуют затруднения речевого дыхания. Дефекты шипящих портят речь ребенка и требуют профессиональной коррекции.
Статья:
Звуки [з], [з’- зь] самостоятельно, в норме у ребенка появляются в возрасте от 3 до 4 лет.
Если у ребёнка в 4 года отсутствуют звуки [з], [з’] обязательно обратитесь к логопеду.
Если в речи ребенка звуки [з], [з’] появились в искажённом варианте (может быть даже раньше 3 лет), обратитесь к логопеду сразу, как вы это заметили. Искажённые звуки сами по себе никогда не восстанавливаются.
Как правильно произносится звук [з].
- между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель;
- передняя часть спинки языка выгнута;
- кончик языка упирается в нижние резцы;
- вдоль языка по его средней линии образуется желобок;
- боковые края языка прижаты к коренным зубам;
- голосовые складки сомкнуты, вибрируют – производят голос;
- сильная, холодная струя воздуха, проходя через щель, вызывает свистящий шум;
- губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы;
- зубы сближены до расстояния 1-2 мм.
- Артикуляционные признаки звука [з].
[з] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду;
[з] – ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки,воздух попадает в ротовую полость;
[з] – звонкий звук. При произнесении звука [з] голос образуется, так как голосовые связки сомкнуты, вибрируют;
[з] – щелевой (фрикативный) звук по способу образования. Передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами;
[з] – переднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется передней частью спинки языка.
- Акустические признаки звука [з].
[з] – на слух длительный звук, звонкий, шумный. Относится к группе свистящих звуков;
[з] – твёрдый звук — средняя часть спинки языка не принимает активного участия.
- Нарушения звука [з].
- Звук [з] отсутствует в речи ребёнка — сигматизм.
- Звук [з] заменяется — парасигматизм:
— на [д] – призубный парасигматизм;
— на [в] – губно-зубной парасигматизм;
— на [ж] – шипящий парасигматизм;
— на [с] – оглушение звука.
- Звук [з] искажается:
— носовой сигматизм;
— боковой сигматизм;
— межзубный сигматизм.
Как правильно произносится звук [з’].
- губы растянуты в улыбке, чуть шире, чем при звуке [з];
- зубы сближены на расстоянии 1-2 мм;
- кончик языка у нижних резцов;
- передняя часть спинки языка выгнута больше, чем при звуке [з];
- боковые края языка прижаты к коренным зубам;
- по средней линии языка образуется желобок;
- между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель;
- голосовые складки сомкнуты, вибрируют – образуют голос;
- воздушная струя узкая, холодная, сильная.
1). Артикуляционные признаки звука [з’].
[з’] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду;
[з’] – ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки,воздух попадает в ротовую полость;
[з’] – звонкий звук. При произнесении звука [з’] голос образуется, так как голосовые связки сомкнуты и дрожат;
[з’] – переднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется передней частью спинки языка;
[з’] – щелевой (фрикативный) звук по способу образования. Передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами.
2). Акустические признаки звука [з’].
[з’] – на слух длительный звук, звонкий, шумный. Относится к группе свистящих звуков;
[з’] – мягкий звук — средняя часть спинки языка дополнительно приподнимается к твёрдому нёбу.
3). Нарушения звука [з’].
- Звук [з’] отсутствует в речи ребёнка — сигматизм.
- Звук [з’] заменяется — парасигматизм:
— на [в’] – губно-зубной парасигматизм;
— на [щ]– шипящий парасигматизм;
— на [д’] – призубный парасигматизм;
— на [с’] – оглушение звука.
- Звук [с’] искажается:
— межзубный сигматизм;
— носовой сигматизм;
— боковой сигматизм.
Виды неправильной артикуляции
Нарушения в произношении «З» можно разделить на 2 группы:
- выражающиеся в искаженном произношении свистящих (сигматизмы);
- выражающиеся в замене на другие звуки (парасигматизмы).
Виды сигматизмов:
- Межзубный. Кончик языка располагается между зубами. Речь приобретает «шепелявость».
- Боковой. Боковой край языка прижимается справа или слева к коренным зубам. Язык заваливается набок.
- Носовой. Воздух при говорении выходит в носовую полость. Носовой сигматизм встречается у детей с расщеплением или параличом неба.
Виды парасигматизмов:
- Призубный. Язык при произношении звука «З» упирается в сомкнутые зубы. Из-за этого происходит замена «З» на «Д».
- Шипящий. Губы при произношении сильно округляются, на языке не образуется желобка. «З» меняется на мягкий «Ж».
- Смягчительный. Рот недостаточно открывается, зубы не отрываются друг от друга. В результате звук получается мягче, чем требуется.
- Замены по глухости. Губы вытягиваются в длинную трубочку, язык не упирается в зубы, отсутствует звонкость звука.
Если не исправить дефекты звукопроизношения, то в школьные годы у ребенка сформируется неграмотная устная и письменная речь, возникнут проблемы с чтением и пониманием прочитанного.
Кроме того, проблемы со звукопроизношением могут возникать в результате повреждения речевых отделов головного мозга.
Если у ребенка правильно сформирован артикуляционный аппарат, но звук так и не поставлен, стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу. Он проведет диагностику и составит план коррекции.
Коррекционная работа над звуком [з]консультация по логопедии на тему
Артикуляция звука [З]
Особенности артикуляции
Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика
Звук [3] — согласный, звонкий, твёрдый. Звук обозначается синим цветом.
Упражнения по автоматизации звука [З]. З__ — длительное произношение звука [З].
1) Произносить (читать) слоги З__А, З__О, З__У, З__Ы, З__Э
Звук [З] произносится длительно
2) Произносить (читать) слова со звуком [З] в начале
Образец: з__ал, з__о-лото, ве-з__у
|
|
|
|
|
|
3) Произносить (читать) со звуком [З] в начале в середине
Образец: ба-з__а, ко-з__а
|
|
|
|
4) Произносить (читать) слоги со звуком [З_]
Образец: из__ма, з__ма
|
|
5) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [З] в начале
Образец: з__нак, з__ной
|
|
|
|
6) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [З] в середине
Образец: аз__бука, поз__дно
|
|
|
|
7) Произносить (читать) словосочетания
- Зоины заботы.
- Звенит звонок.
- Западная зона.
- Змеиный яд.
- Злая болезнь.
- Знакомый запах.
- Белизна зубов.
- Полезное занятие.
- Запах мимозы.
- Забавные загадки.
- Западная застава.
Проспрягать предложения
- Я забыл(а) зонт.
- Я узнал(а) задание.
- Я позвал(а) Зою и Лизу.
- Я завязал(а) Зое бант.
Образец:
- Я заказал(-а) замок.
- Ты заказал(-а) замок.
- Он (она) заказал(-а) замок.
- Мы заказали замок.
- Вы заказали замок.
- Они заказали замок.
9) Произносить (читать) предложения
- У Зои незабудки.
- На газоне незабудки.
- Зоя ставит мимозу в вазу.
- Зайка зовет Зою.
- Фазан ходит по газону.
- Незнайка стоит возле здания.
- Звенит звонок и зовёт Знайку и Незнайку на занятие.
- В вазе незабудки.
- У Лизы заболели зубы.
- Зоя моет вазу в тазу.
- Злая зима всю землю замела.
- Злой паук запутал, замотал паутину.
- Зоя позвала Лизу за земляникой.
10) Произносить (читать) чистоговорки.
- Зоя — зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.
- Вот знакомая затея — запускать на нитке змея.
- Зайка-зазнайка в гостях у Незнайки.
- За-за-за — у Зои коза,
- Зо-зо-зо — у Зои зонт,
- Зу-зу-зу — Зоя под зонтом пасет козу,
- Зы-зы-зы — у Зои нет ни зонта, ни козы.
- Загляните на минутку — не забудьте незабудки.
- Незабудки, незабудки, не забудьте незабудки!
- Звенит звонок, звенит звонок.
- По камням катится возок.
- Забавный катиться возок,
- А над возком звенит звонок.
- За-за-за — Зоин зайка — егоза,
- Зо-зо-зо — зовут зайку егозой,
- Зу-зу-зу — Зоя любит егозу,
- Зы-зы-зы — нет забот у егозы.
- Где мой зайка? Где мой зайка?
- Возьми, Зоя, сайку, угости зазнайку,
- Угости зазнайку, зайку и Незнайку.
11) Произносить (читать) и пересказывать текст
Вот так гнездо
У маленькой Лизы есть зелёный зонтик. Один раз Лиза гуляла под зонтиком вдоль забора. Вдруг подул сильный ветер и унёс зонтик за забор. Перелезла Лиза через забор и видит свой зонтик на берёзе.
Зоя, зайка и коза
У Зои коза. Зоя пасет козу. Вот зайка. Зайка сидит под кустом. Зоя видит зайку. А зайка не видит Зою. За кустом стоит фазан. На закате, когда спадет дневной зной, Зоя гонит козу домой. Звенит звонок. Звонок зовет Зою на занятия.
12) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение
Зайка и Зоя
Зайка не спит — Зою зовёт, Зайке коза спать не даёт. Возьмите козу, замкните козу — И заинька мой заснёт в тазу. Зайка зевнёт, и Зоя зевнёт, Зайка заснёт, и Зоя заснёт
Подготовительные упражнения
Логопедическая коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя:
- подготовку детей к занятию;
- упражнения на тренировку артикуляционного аппарата;
- изучение органов речи;
- знакомство с приемами самомассажа;
- упражнения на развитие мышц шеи и плеч;
- развитие мелкой моторики.
Занятие начинают с приглашения ребенка к игре, можно рассказать ему сказочные истории про Язычок. Если заинтересовать ребенка, то он активнее будет выполнять упражнения, а значит, быстрее добьется положительного результата.
Подготовительный комплекс:
Дети охотнее выполняют упражнения со съедобной соломкой.
- Самомассаж. Кончики пальцев поглаживают мышцы лица в направлении:
- от середины лба к вискам;
- вокруг глаз;
- от переносицы к ушам;
- по спинке носа вверх и обратно.
- Вибрационный массаж. Поколачивание крыльев носа с одновременным произнесением звука «М».
- Изучение перед зеркалом частей речевого аппарата. Совместно с ребенком назвать органы речи, рассмотреть их расположение.
- Игры на растяжку и расслабление мышц плечевого пояса: «Потягушки», «Кошечка».
- Игры-шнуровки по системе Монтессори для тренировки пальцев рук и развития мелкой моторики.
Постановка звука З
Логопедическая работа по постановке звуков ведется по 5 направлениям:
- По подражанию. Для этого у ребенка должен быть развит фонематический слух.
- С использованием механического метода. Если ребенок не может самостоятельно придать форму языку или совершить вибрирующие движения, то логопед помогает специальными инструментами (лопаточкой, шпателем). Чтобы свести к минимуму применение инструментов, на занятиях большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.
- С опорой на сформированные звуки. «З» хорошо ставится на основе родственного «С». Если «С» также недостаточно отработан, то ставят «С» от «Т». Постепенно способом присоединения голоса ребенок воспроизводит «З».
- Постановка от артикуляционных упражнений. Для произнесения свистящих язык выполняет сложные движения, задействуется кончик языка, его спинка и боковые края. Губы и челюсть при говорении также должны быть активны. Для отработки точных движений органов речи проводят артикуляционную гимнастику.
- Смешанный способ. Составляется индивидуальный план коррекции, который включает в себя перечисленные способы.
По подражанию
Постановка фонем по подражанию требует от педагога грамотной речи, корректного звукопроизношения, т.к. дети копируют артикуляцию взрослых. Для постановки «З» можно предложить дошкольникам поиграть в игру «Комарики».
Воспитатель просит детей вспомнить, как жужжат и звенят комары летом. Дети делятся на 2 категории: «комары» и «туристы». На пол кладутся обручи. Задача «комаров»: поймать «туристов», задача «туристов»: забежать от «комаров» в обруч. Дети, которые изображают комаров, издают звонкий протяжный «ЗЗЗЗЗЗЗ». Через несколько минут участники меняются ролями.
После игры воспитатель обращает внимание на звучание «З», на звонкость и громкость. Необходимо контролировать выполнение задания у каждого ребенка, проверять правильность положения органов речи.
Механический способ
Если ребенку не удается самостоятельно придать губам и челюсти нужное положение, специалист помогает ему в этом. Он:
- просит ребенка улыбнуться,
- а сам при этом придерживает его нижнюю и верхнюю губы чистым пальцем или ложечкой,
- в таком положении ребенок произносит длительный звук «З»,
- как только получится четкий звук, палец убирают.
Упражнение повторяют до тех пор, пока звук не будет поставлен. Важно научить ребенка непроизвольно опускать и поднимать губы.
Постановка от опорных звуков
Работу со свистящими специалисты начинают со звука «С», от которого в дальнейшем ставят «З» и «Ц».
Отличие «З» от «С» в том, что при произношении звонкого «З» голосовые связки смыкаются и колеблются, напор выдыхаемого воздуха становится слабее, щель между языком и альвеолами уже. Воздушная струя менее напряженная, чем при звукопроизношении «С».
Логопед просит ребенка произнести «ССС», а потом добавить голоса в звучание. Наличие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильных ощущений, поместив руку на шею.
Постановка от артикуляционных упражнений
Упражнения для артикуляции звука «З»:
- «Горочка». Педагог с ребенком вспоминают, как выглядит гора, изображают ее форму с помощью рук. После ребенку предлагается создать горочку своим языком, приподняв его середину.
- «Ветерок». Ребенок вытягивает губы трубочкой и дует, после чего педагог приподнимает его верхнюю губу и просит подуть еще раз.
- «Замок». Зубы сомкнуты, губы приоткрыты. Логопед объясняет, что язык находится за забором и его нельзя выпускать. Ребенок несколько раз упирается в зубы языком.
- «Альпинист». Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгибается. Ребенку объясняют, что нижняя челюсть — это часть скалы, на которой необходимо удержаться язычку. Движение языка контролируют с помощью зеркала и отмечают, сколько секунд удалось продержаться в таком положении.
- «Ручеек». Рот приоткрыт, зубы не до конца сомкнуты, так, чтобы получилась щелочка. Ребенку предлагается поиграть в ручеек: выпустить через получившуюся щелочку струю воздуха.
- «Катушка». Кончик языка изнутри прижат к нижним резцам. Средняя часть языка сильно выгибается, по центру образуется ложбинка. Язык выкатывается изо рта и прячется назад. Важное условие: не отрывать кончик языка от зубов.
- «Непослушный язычок». Рот открыт, язык расслаблен, лежит посередине нижней губы. Ребенок шлепает губами по языку, не касаясь его зубами.
Постановка и автоматизация звука [З]
Постановка звука [З]
Согласный, звонкий, Язычно — зубной, щелевой, ротовой, свистящий, парный, не входит в 17 основных фонем.
Артикуляция в норме при изолированном произнесении.
Губы растянуты в в улыбке,как при И. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает 2 мм. Кончик языка упирается в дёсны нижних резцов, спинка выгнута и сближается с альвеолами, боковые края прилегают к верхним коренным зубам, по середине языка образуется желобок, а между спинкой языка и альвеолами — узкая круглая щель (более узкая чем при С). Положение мягкого неба поднято и закрывает проход в носовую полость. Положение голосовых связок сомкнуты, напряжены вибрируют. Можно видеть положение губ и резцов, а если приоткрыть рот, то и положение передней части спинки языка. Можно осязать рукой холодную струю воздуха, направленную косо в низ.
Постановка. Слухо-зрительный анализ слова до звука (слог и звук произносим протяжно). Тактильно-вибрационный контроль свой и учителя, при произнесении протяжного С включаем голос, попеременно повторяем З и С, ЗА и СА. ЗАМОК, картинка профиль артикуляция, жестовый показ, речедвигательная ритмика, артикуляционное упражнение «МОЛОТОЧЕК», механический приём.
Виды неправильного произношения звука [З]. Сонантность З-И (струя выдыхаемого воздуха очень слабая). Обратить на сильную вибрацию гортани и сильную струю выдыхаемого воздуха С-З. Перейти на межзубный З и исправляем. Призубный сигматизм З — Д. (Неправильное положение языка. Спинка высоко поднята, язык сильно продвинут вперёд и закрывает щель между языком и резцами). Ставим на слухо — зрительной и тактильно — вибрационной основе. Боковой сигматизм (воздух идёт через щёки). Исправляем путём правильной артикуляции, показывая её перед зеркалом. идя от Ш+гоолс. Межзубный сигматизм (С + голос).Оглушение. Слабое З с голсом (язык пассивен). Шипящий сигматизм З — Ж (нижнее). Губно-зубной.
Автоматизация звука [З]. Правильно проговариваем звук [З] в слогах. ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, , ЗА-ЗО, ЗА-ЗУ, ЗА-ЗЫ, ЗО-ЗА, ЗО-ЗУ, ЗО-ЗЫ, ЗО-ЗА, ЗУ-ЗА, ЗУ-ЗО, , ЗУ-ЗЫ. Выделяем ударные слоги ЗАША, ЗАЗАЗА, , ЗАЗА, ЗАЗАЗА, ЗАЗАЗА.Проговариваем в словах ЗАМОК, ЗАЯЦ, ЗОНТ, ЗУБ, ЗУБИЛО, ЗОЛА, ЗАНОЗА, ЗАЛ, ЗАНАВЕС, Автоматизируем звук [З] между гласными звуками АЗА, ОЗО, УЗУ, ЫЗЫ, АЗО, УЗА, ОЗА, ОЗУ, АЗУ, ВАЗА, КОЗА, ГЛАЗА, ТАЗЫ. Правильно проговариваем звук в сочетании с согласной ЗВО, ЗВА,ЗЛО, ЗМО, ЗНО, ЗРО, ЗВА, ЗЛА, ЗМА, ЗНА, ЗРА, ЗВУ, ЗЛУ, ЗМУ, ЗНУ. . Проговариваем звук З в словах. ЗНАМЯ, ЗНАЧОК, ЗНАНИЕ, ЗДАНИЕ, ЗВОН, ЗВУК, ЗВАНИЕ. Проговариваем звук [З] в предложениях. У ЗОИ КОЗА, У ЗАХАРА ЗАНОЗА, НА ДВЕРИ ВИСИТ ЗАМОК, ЗАМОК ПОСТРОЕН ИЗ КИРПИЧА.
Автоматизация звука З
Этап автоматизации звука — закрепление рефлекторных связей на речевом материале.
Автоматизировать звук — значит ввести его в слоги, слова, фразы, связную речь по принципу от простого к сложному.
К автоматизации поставленного звука переходят, когда ребенок корректно произносит его изолированно при многократном повторении.
Работу по автоматизации звука проводят в течение 10 минут. Работу проводят 2 раза в неделю на специализированных занятиях и каждый день в домашних условиях с родителями. Во время занятия в первую очередь отмечают успехи ребенка, мягко исправляя ошибки.
Звук «З» отрабатывается поэтапно:
- В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Дети повторяют за педагогом звукосочетания ЗА-ЗА, ЗУ-ЗУ, ЗЭ-ЗЭ, ЗО-ЗО, ЗИ-ЗИ.
- В словах (в начале слова, середине, конце). Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (зу — зуб), затем в словах со стечением согласных. Слова подбираются от односложных до многосложных постепенно.
- В загадках и скороговорках: а-за-за, за-за-за. За Зиной гонится коза. Зу-зу-зу, зу-зу-зу. Поместим в загон козу. Зы-зы-зы, зы-зы-зы. Колокольчик у козы. Зе-зе-зе, зе-зе-зе. Сено мы дадим козе.
- В рассказах. Дети составляют короткие и длинные рассказы со словами, которые содержат букву «З».
- В разговорной речи. Отработка звука в спонтанной бытовой речи, контроль над произношением со стороны взрослых. Одновременно с развитием фонематической стороны речи происходит обогащение словаря и формирование грамматического строя речи.
Автоматизировать звук «З» можно с помощью серии картинок:
- выбирать из предложенных нарисованных предметов те, в которых есть звук «З»;
- разделить картинки на группы с «З» в начале слова, в середине и в конце;
- отделить картинки со звуками «С» и «З».
Урок обучения грамоте по теме «Согласные звуки [ з, з ]. Буквы З, з»
Урок обучения грамоте.
Конспект урока по теме «Звуки [з], [з’]. Буква 3, з».
Цель: знакомство учащихся со звуками [з] и [з’] и буквой Зз, отработка навыка чтения, расширение словарного запаса.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Постановка цели и задачи.
Сейчас я назову вам несколько слов. Внимательно послушайте и скажите, какой звук первый в этих словах?
Слова: Мороз, майонез.
А какая буква нам дает звук [м]?
Буква Мм.
Назовите 5 слов с этой буквой.
А теперь еще раз послушайте эти два слова и скажите, на какой звук заканчиваются эти слова?
Правильно. Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
О звуке [з].
А кто-то сумеет догадаться, какая буква дает звук [з]?
Давайте же вместе сформулируем тему нашего сегодняшнего урока: «Звуки [з], [з’]. Буква 3, з».
Чему ж мы научимся на уроке?
Мы научимся писать букву Зз, а еще мы узнаем, какие животные живут в зоопарке.
- Первичное усвоение новых знаний.
Откроем учебники на странице 91. И прочитаем тему нашего урока еще раз. Давайте подумаем и скажем, звук [з] гласный или согласный? Можем ли мы протянуть этот звук? Нет, значит звук согласный. А звонкий он или глухой? Произнесите вслух звук [з]. Звонкий, конечно, как колокольчик звенит.
Звук [з] у нас согласный и звонкий. А теперь давайте подумаем, всегда ли он твердый, или он может быть и мягким, и твердым? Для этого, давайте прочитаем слова:
Знакомые, познакомила, произнесите, зазвенел, звонок, зима, зеленел.
Во всех этих словах, звук [з] твердый? Нет, конечно. Давайте еще раз произнесем слова: зима, зеленел. Значит есть звуки [з] и [з’].
И оба эти звука дает одна буква. Буква Зз.
Давайте откроем наши тетради и запишем букву Зз. Вначале пропишем букву в воздухе. «На рабочей строке делаем крючочек, похожий на цифру 2, доводим его до нижней линии рабочей строки, затем выписываем нижнюю петлю, доводя её до нижней дополнительной линии».
- Первичная проверка понимания.
А теперь вернемся к учебнику и посмотрим на схемы. Давайте разберем их.
Змей, корзина.
Произнесем каждый звук в первом слове: Змей. З-м’э-й. Смотрим на вторую схему. Произнесем слово по слогам: кор-зи-на. В слове 3 слога, так как 3 гласных. Обратим внимание на какой слог падает ударение? Корзи’на.
Давайте прочитаем слоги: за, зо,зу, зы. З твердый, так как стоят гласные буквы: а,о,у,ы. А теперь слоги зи, зе. В данном случае, буквы стоящие после буквы з смягчают ее.
А теперь поставьте видео на паузу. И прочитайте самостоятельно эти слоги.
- Первичное закрепление. Чтение.
А теперь я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, о ком идет речь?
В траве у речки
Лежит колечко –
Колечко с ядом,
С холодным взглядом.
Змея.
А где мы с вами можем увидеть змею? В лесу, у реки, в зоопарке.
А вы ходили в зоопарк? Каких животных там видели?
Давайте откроем наши учебнике на странице 95. И прочитаем текст и узнаем, какие животные живут в зоопарке?
Вначале я буду читать, а вы следите.
Теперь остановите видео, а самостоятельно прочитайте текст.
А теперь скажите, какие животные живут в зоопарке, о каких животных шла речь в текст?
Лев, слон, сом, змея.
А теперь прочитаем слова. Поставили пальчики. Я читаю, а вы повторяете за мной.
Ветер, зонтик, Зина, козлик, корзинка, капуста.
В каких из этих слов есть буква Зз. Произнесите эти слова: зонтик, Зина, козлик, корзина. А теперь скажите, в каких словах букв Зз дает мягкий звук: Зина, корзина. А твердый? Зонтик, козлик.
- Рефлексия.
Где мы сегодня с вами побывали? С какими буквами и звуками вы познакомились? Расскажите всё, что узнали о букве з? Смогли ли мы достичь целей, которые поставили в начале урока?
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание: В прописи вы прописываете букву Зз, и слоги. И еще раз самостоятельно читаете текст «Звери в зоопарке» на стр 95 учебника.
Дифференциация от созвучных звуков
У дошкольников возникает проблема с различением парных звуков. «З» они нередко меняют на «С». Для решения такой проблемы педагог предлагает игры на дифференциацию.
Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях:
- развитие слуховой дифференциации;
- закрепление произносительной дифференциации;
- формирование фонематического анализа и синтеза.
Сначала логопед просит прочувствовать разницу в произношении с помощью руки, которая располагается на шее.
Детям важно запомнить, что при «З» горло вибрирует.
Потом дети ставят открытую ладонь перед ртом и ощущают разницу в воздушной струе, которая выходит при произношении похожих звуков.
На следующем этапе проводится работа с речевым материалом со смешиваемыми звуками. Проводятся упражнения на деление слов на группы с разными буквами, гимнастические игры с хлопками и иными движениями.
Автоматизация в спонтанной речи
Закрепление звука «З» в спонтанной речи включает в себя контроль взрослых над произношением ребенка.
Важно отслеживать правильность, незамедлительно исправлять дефекты, чтобы у ребенка не закрепились стереотипы.
К каждому из этапов постановки звука можно возвращаться при необходимости, проводить игры на закрепление и автоматизацию.
Речь взрослых — основной инструмент закрепления звука в фонематическом строе ребенка. Окружив детей грамотной речью, взрослые создают атмосферу для корректного развития у них звукопроизношения.
Игры и упражнения на автоматизацию звука [З] в слогах:
- Упражнение «Повтори слоговые цепочки»:
Просите ребенка произносить ЗА-ЗА-ЗА и при этом шагайте пальчиками по
, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.
ЗА — ЗО — ЗУ ; ЗА — ЗУ — ЗО ЗА — ЗО — ЗА — ЗУ; ЗА — ЗУ — ЗЫ
2. Автоматизация звука [З] в прямых слогах:
ЗА – ЗА – ЗА – ЗА – ЗА ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ ЗО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ
3. Автоматизация звука [З] в обратных слогах:
АЗЗ – ОЗЗ – УЗЗ – ИЗЗ ЕЗЗ – ЁЗЗ – ЮЗЗ – ЯЗЗ
4. Звук [З] в интервокальных слогах:
АЗА – АЗО – АЗУ – АЗЫ УЗА – УЗО – УЗУ – УЗЫ ОЗА – ОЗО – ОЗУ – ОЗЫ ЫЗА – ЫЗО – ЫЗУ – ЫЗЫ
5. Автоматизация звука [З] в слогах со стечением согласных:
ЗНА – ЗНО – ЗНУ – ЗНЫ ЗМА – ЗМО – ЗМУ – ЗМЫ ЗВА – ЗВО – ЗВУ – ЗВЫ ЗДА – ЗДО – ЗДУ – ЗДЫ
Полезные советы:
- В начале каждого занятия по автоматизации звука [З] проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
- Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука [З] (см. артикуляционную гимнастику).
- Слова произносим медленно, четко выделяя звук [З]. Слова повторять 2-3 раза.
- Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
- При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
- Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.
Для большей эффективности звук [З] в словах автоматизируется последовательно: сначала проводим занятия на автоматизацию звука в начале слов, затем в середине , в стечении согласных.
На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.