Урок обучения грамоте по теме «Согласные звуки [ з, з ]. Буквы З, з»


Правильная артикуляция звука З

Звук «З» — звонкий свистящий, для его произношения важна сформированность органов речевого аппарата. Артикуляция свистящих зависит от положения языка в ротовой полости и формы, которую язык принимает во время говорения.


Логопед всегда поможет найти причину неправильного произношения.

Особенности артикуляции «З»:

  1. Губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, видны зубы.
  2. Челюсть не сомкнута, между зубами есть щель.
  3. Широкий кончик языка плотно упирается в нижние передние зубы.
  4. Боковые края языка прижаты к коренным зубам, образуя посередине ложбинку.
  5. Между верхним небом и центром языка образуется узкая щель, сквозь которую проходит воздушная струя.
  6. Мягкое небо приподнято и прижато к задней стенке глотки, тем самым закрывается проход в носовую полость. Воздух при говорении проходит через рот.
  7. Голосовые связки напрягаются и вибрируют, образуя голос. Выдыхаемый воздух при присоединении голоса превращается в звонкий звук «З».

Проблемы с артикуляцией «З» возникают, если у ребенка плоский язык, с трудом образуется ложбинка, присутствуют затруднения речевого дыхания. Дефекты шипящих портят речь ребенка и требуют профессиональной коррекции.

Статья:

Звуки [з], [з’- зь] самостоятельно, в норме у ребенка появляются в возрасте от 3 до 4 лет.
Если у ребёнка в 4 года отсутствуют звуки [з], [з’] обязательно обратитесь к логопеду.

Если в речи ребенка звуки [з], [з’] появились в искажённом варианте (может быть даже раньше 3 лет), обратитесь к логопеду сразу, как вы это заметили. Искажённые звуки сами по себе никогда не восстанавливаются.

Как правильно произносится звук [з].

  • между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель;
  • передняя часть спинки языка выгнута;
  • кончик языка упирается в нижние резцы;
  • вдоль языка по его средней линии образуется желобок;
  • боковые края языка прижаты к коренным зубам;
  • голосовые складки сомкнуты, вибрируют – производят голос;
  • сильная, холодная струя воздуха, проходя через щель, вызывает свистящий шум;
  • губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы;
  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм.
  • Артикуляционные признаки звука [з].

[з] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду;

[з] – ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки,воздух попадает в ротовую полость;

[з] – звонкий звук. При произнесении звука [з] голос образуется, так как голосовые связки сомкнуты, вибрируют;

[з] – щелевой (фрикативный) звук по способу образования. Передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами;

[з] – переднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется передней частью спинки языка.

  • Акустические признаки звука [з].

[з] – на слух длительный звук, звонкий, шумный. Относится к группе свистящих звуков;

[з] – твёрдый звук — средняя часть спинки языка не принимает активного участия.

  • Нарушения звука [з].
  • Звук [з] отсутствует в речи ребёнка — сигматизм.
  • Звук [з] заменяется — парасигматизм:

— на [д] – призубный парасигматизм;

— на [в] – губно-зубной парасигматизм;

— на [ж] – шипящий парасигматизм;

— на [с] – оглушение звука.

  • Звук [з] искажается:

— носовой сигматизм;

— боковой сигматизм;

— межзубный сигматизм.

Как правильно произносится звук [з’].

  • губы растянуты в улыбке, чуть шире, чем при звуке [з];
  • зубы сближены на расстоянии 1-2 мм;
  • кончик языка у нижних резцов;
  • передняя часть спинки языка выгнута больше, чем при звуке [з];
  • боковые края языка прижаты к коренным зубам;
  • по средней линии языка образуется желобок;
  • между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель;
  • голосовые складки сомкнуты, вибрируют – образуют голос;
  • воздушная струя узкая, холодная, сильная.

1). Артикуляционные признаки звука [з’].

[з’] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду;

[з’] – ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки,воздух попадает в ротовую полость;

[з’] – звонкий звук. При произнесении звука [з’] голос образуется, так как голосовые связки сомкнуты и дрожат;

[з’] – переднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется передней частью спинки языка;

[з’] – щелевой (фрикативный) звук по способу образования. Передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами.

2). Акустические признаки звука [з’].

[з’] – на слух длительный звук, звонкий, шумный. Относится к группе свистящих звуков;

[з’] – мягкий звук — средняя часть спинки языка дополнительно приподнимается к твёрдому нёбу.

3). Нарушения звука [з’].

  • Звук [з’] отсутствует в речи ребёнка — сигматизм.
  • Звук [з’] заменяется — парасигматизм:

— на [в’] – губно-зубной парасигматизм;

— на [щ]– шипящий парасигматизм;

— на [д’] – призубный парасигматизм;

— на [с’] – оглушение звука.

  • Звук [с’] искажается:

— межзубный сигматизм;

— носовой сигматизм;

— боковой сигматизм.

Виды неправильной артикуляции

Нарушения в произношении «З» можно разделить на 2 группы:

  • выражающиеся в искаженном произношении свистящих (сигматизмы);
  • выражающиеся в замене на другие звуки (парасигматизмы).

Виды сигматизмов:

  1. Межзубный. Кончик языка располагается между зубами. Речь приобретает «шепелявость».
  2. Боковой. Боковой край языка прижимается справа или слева к коренным зубам. Язык заваливается набок.
  3. Носовой. Воздух при говорении выходит в носовую полость. Носовой сигматизм встречается у детей с расщеплением или параличом неба.

Виды парасигматизмов:


  1. Призубный. Язык при произношении звука «З» упирается в сомкнутые зубы. Из-за этого происходит замена «З» на «Д».
  2. Шипящий. Губы при произношении сильно округляются, на языке не образуется желобка. «З» меняется на мягкий «Ж».
  3. Смягчительный. Рот недостаточно открывается, зубы не отрываются друг от друга. В результате звук получается мягче, чем требуется.
  4. Замены по глухости. Губы вытягиваются в длинную трубочку, язык не упирается в зубы, отсутствует звонкость звука.

Если не исправить дефекты звукопроизношения, то в школьные годы у ребенка сформируется неграмотная устная и письменная речь, возникнут проблемы с чтением и пониманием прочитанного.

Кроме того, проблемы со звукопроизношением могут возникать в результате повреждения речевых отделов головного мозга.

Если у ребенка правильно сформирован артикуляционный аппарат, но звук так и не поставлен, стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу. Он проведет диагностику и составит план коррекции.

Коррекционная работа над звуком [з]консультация по логопедии на тему

Артикуляция звука [З]

Особенности артикуляции

Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика

Звук [3] — согласный, звонкий, твёрдый. Звук обозначается синим цветом.

Упражнения по автоматизации звука [З]. З__ — длительное произношение звука [З].

1) Произносить (читать) слоги З__А, З__О, З__У, З__Ы, З__Э

Звук [З] произносится длительно

2) Произносить (читать) слова со звуком [З] в начале

Образец: з__ал, з__о-лото, ве-з__у

  • зов
  • Зоя
  • зоб
  • зуд
  • зуб
  • зубы
  • зона
  • залп
  • зубы
  • зонт
  • запах
  • запад
  • закат
  • зайка
  • завод
  • забава
  • забота
  • золото
  • застава
  • загадка
  • запеть
  • залить
  • забить
  • завить
  • задать
  • закидать
  • закатать
  • закупить
  • заманить
  • запомнить

3) Произносить (читать) со звуком [З] в начале в середине

Образец: ба-з__а, ко-з__а

  • база
  • коза
  • вазы
  • доза
  • лоза
  • фазан
  • газон
  • бизон
  • мазут
  • казак
  • медуза
  • пазуха
  • мимоза
  • музыка
  • мозоль
  • мозаика
  • показать
  • называть
  • позолота
  • незабудки

4) Произносить (читать) слоги со звуком [З_]

Образец: из__ма, з__ма

  • узма-ызма-азма
  • озма-ёзма-юзма
  • изма-езма-язма
  • зба-збо-збу-зба
  • зва-зво-зву-звы
  • гза-гзо-гзу-гзы
  • азма-язма-озма
  • ёзма-ызма-изма
  • язма-ёзма-ёзма
  • зда-здо-зду-зды
  • зма-змо-зму-змы
  • зга-зго-згу-згы

5) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [З] в начале

Образец: з__нак, з__ной

  • знак
  • звон
  • звук
  • зной
  • знамя
  • здание
  • звание
  • звонок
  • звонить
  • звенеть
  • звучать
  • знания
  • звонкий
  • звучание
  • знакомый
  • знакомить

6) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [З] в середине

Образец: аз__бука, поз__дно

  • езда
  • изба
  • узда
  • казна
  • узнать
  • поздно
  • гнездо
  • лезвие
  • назвать
  • обозный
  • сквозной
  • название
  • сквозняк
  • изнывать
  • опоздание
  • позвонить

7) Произносить (читать) словосочетания

  • Зоины заботы.
  • Звенит звонок.
  • Западная зона.
  • Змеиный яд.
  • Злая болезнь.
  • Знакомый запах.
  • Белизна зубов.
  • Полезное занятие.
  • Запах мимозы.
  • Забавные загадки.
  • Западная застава.

8) Проспрягать предложения

  • Я забыл(а) зонт.
  • Я узнал(а) задание.
  • Я позвал(а) Зою и Лизу.
  • Я завязал(а) Зое бант.

Образец:

  • Я заказал(-а) замок.
  • Ты заказал(-а) замок.
  • Он (она) заказал(-а) замок.
  • Мы заказали замок.
  • Вы заказали замок.
  • Они заказали замок.

9) Произносить (читать) предложения

  • У Зои незабудки.
  • На газоне незабудки.
  • Зоя ставит мимозу в вазу.
  • Зайка зовет Зою.
  • Фазан ходит по газону.
  • Незнайка стоит возле здания.
  • Звенит звонок и зовёт Знайку и Незнайку на занятие.
  • В вазе незабудки.
  • У Лизы заболели зубы.
  • Зоя моет вазу в тазу.
  • Злая зима всю землю замела.
  • Злой паук запутал, замотал паутину.
  • Зоя позвала Лизу за земляникой.

10) Произносить (читать) чистоговорки.

  • Зоя — зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.
  • Вот знакомая затея — запускать на нитке змея.
  • Зайка-зазнайка в гостях у Незнайки.
  • За-за-за — у Зои коза,
  • Зо-зо-зо — у Зои зонт,
  • Зу-зу-зу — Зоя под зонтом пасет козу,
  • Зы-зы-зы — у Зои нет ни зонта, ни козы.
  • Загляните на минутку — не забудьте незабудки.
  • Незабудки, незабудки, не забудьте незабудки!
  • Звенит звонок, звенит звонок.
  • По камням катится возок.
  • Забавный катиться возок,
  • А над возком звенит звонок.
  • За-за-за — Зоин зайка — егоза,
  • Зо-зо-зо — зовут зайку егозой,
  • Зу-зу-зу — Зоя любит егозу,
  • Зы-зы-зы — нет забот у егозы.
  • Где мой зайка? Где мой зайка?
  • Возьми, Зоя, сайку, угости зазнайку,
  • Угости зазнайку, зайку и Незнайку.

11) Произносить (читать) и пересказывать текст

Вот так гнездо

У маленькой Лизы есть зелёный зонтик. Один раз Лиза гуляла под зонтиком вдоль забора. Вдруг подул сильный ветер и унёс зонтик за забор. Перелезла Лиза через забор и видит свой зонтик на берёзе.

Зоя, зайка и коза

У Зои коза. Зоя пасет козу. Вот зайка. Зайка сидит под кустом. Зоя видит зайку. А зайка не видит Зою. За кустом стоит фазан. На закате, когда спадет дневной зной, Зоя гонит козу домой. Звенит звонок. Звонок зовет Зою на занятия.

12) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Зайка и Зоя

Зайка не спит — Зою зовёт, Зайке коза спать не даёт. Возьмите козу, замкните козу — И заинька мой заснёт в тазу. Зайка зевнёт, и Зоя зевнёт, Зайка заснёт, и Зоя заснёт

Подготовительные упражнения

Логопедическая коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя:

  • подготовку детей к занятию;
  • упражнения на тренировку артикуляционного аппарата;
  • изучение органов речи;
  • знакомство с приемами самомассажа;
  • упражнения на развитие мышц шеи и плеч;
  • развитие мелкой моторики.

Занятие начинают с приглашения ребенка к игре, можно рассказать ему сказочные истории про Язычок. Если заинтересовать ребенка, то он активнее будет выполнять упражнения, а значит, быстрее добьется положительного результата.

Подготовительный комплекс:


Дети охотнее выполняют упражнения со съедобной соломкой.

  1. Самомассаж. Кончики пальцев поглаживают мышцы лица в направлении:
      от середины лба к вискам;
  2. вокруг глаз;
  3. от переносицы к ушам;
  4. по спинке носа вверх и обратно.
  5. Вибрационный массаж. Поколачивание крыльев носа с одновременным произнесением звука «М».
  6. Изучение перед зеркалом частей речевого аппарата. Совместно с ребенком назвать органы речи, рассмотреть их расположение.
  7. Игры на растяжку и расслабление мышц плечевого пояса: «Потягушки», «Кошечка».
  8. Игры-шнуровки по системе Монтессори для тренировки пальцев рук и развития мелкой моторики.

Постановка звука З

Логопедическая работа по постановке звуков ведется по 5 направлениям:

  1. По подражанию. Для этого у ребенка должен быть развит фонематический слух.
  2. С использованием механического метода. Если ребенок не может самостоятельно придать форму языку или совершить вибрирующие движения, то логопед помогает специальными инструментами (лопаточкой, шпателем). Чтобы свести к минимуму применение инструментов, на занятиях большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.
  3. С опорой на сформированные звуки. «З» хорошо ставится на основе родственного «С». Если «С» также недостаточно отработан, то ставят «С» от «Т». Постепенно способом присоединения голоса ребенок воспроизводит «З».
  4. Постановка от артикуляционных упражнений. Для произнесения свистящих язык выполняет сложные движения, задействуется кончик языка, его спинка и боковые края. Губы и челюсть при говорении также должны быть активны. Для отработки точных движений органов речи проводят артикуляционную гимнастику.
  5. Смешанный способ. Составляется индивидуальный план коррекции, который включает в себя перечисленные способы.

По подражанию

Постановка фонем по подражанию требует от педагога грамотной речи, корректного звукопроизношения, т.к. дети копируют артикуляцию взрослых. Для постановки «З» можно предложить дошкольникам поиграть в игру «Комарики».

Воспитатель просит детей вспомнить, как жужжат и звенят комары летом. Дети делятся на 2 категории: «комары» и «туристы». На пол кладутся обручи. Задача «комаров»: поймать «туристов», задача «туристов»: забежать от «комаров» в обруч. Дети, которые изображают комаров, издают звонкий протяжный «ЗЗЗЗЗЗЗ». Через несколько минут участники меняются ролями.

После игры воспитатель обращает внимание на звучание «З», на звонкость и громкость. Необходимо контролировать выполнение задания у каждого ребенка, проверять правильность положения органов речи.

Механический способ

Если ребенку не удается самостоятельно придать губам и челюсти нужное положение, специалист помогает ему в этом. Он:

  1. просит ребенка улыбнуться,
  2. а сам при этом придерживает его нижнюю и верхнюю губы чистым пальцем или ложечкой,
  3. в таком положении ребенок произносит длительный звук «З»,
  4. как только получится четкий звук, палец убирают.

Упражнение повторяют до тех пор, пока звук не будет поставлен. Важно научить ребенка непроизвольно опускать и поднимать губы.

Постановка от опорных звуков

Работу со свистящими специалисты начинают со звука «С», от которого в дальнейшем ставят «З» и «Ц».

Отличие «З» от «С» в том, что при произношении звонкого «З» голосовые связки смыкаются и колеблются, напор выдыхаемого воздуха становится слабее, щель между языком и альвеолами уже. Воздушная струя менее напряженная, чем при звукопроизношении «С».

Логопед просит ребенка произнести «ССС», а потом добавить голоса в звучание. Наличие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильных ощущений, поместив руку на шею.

Постановка от артикуляционных упражнений

Упражнения для артикуляции звука «З»:

  1. «Горочка». Педагог с ребенком вспоминают, как выглядит гора, изображают ее форму с помощью рук. После ребенку предлагается создать горочку своим языком, приподняв его середину.
  2. «Ветерок». Ребенок вытягивает губы трубочкой и дует, после чего педагог приподнимает его верхнюю губу и просит подуть еще раз.
  3. «Замок». Зубы сомкнуты, губы приоткрыты. Логопед объясняет, что язык находится за забором и его нельзя выпускать. Ребенок несколько раз упирается в зубы языком.
  4. «Альпинист». Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгибается. Ребенку объясняют, что нижняя челюсть — это часть скалы, на которой необходимо удержаться язычку. Движение языка контролируют с помощью зеркала и отмечают, сколько секунд удалось продержаться в таком положении.
  5. «Ручеек». Рот приоткрыт, зубы не до конца сомкнуты, так, чтобы получилась щелочка. Ребенку предлагается поиграть в ручеек: выпустить через получившуюся щелочку струю воздуха.
  6. «Катушка». Кончик языка изнутри прижат к нижним резцам. Средняя часть языка сильно выгибается, по центру образуется ложбинка. Язык выкатывается изо рта и прячется назад. Важное условие: не отрывать кончик языка от зубов.
  7. «Непослушный язычок». Рот открыт, язык расслаблен, лежит посередине нижней губы. Ребенок шлепает губами по языку, не касаясь его зубами.

Постановка и автоматизация звука [З]

Постановка звука [З]

Согласный, звонкий, Язычно — зубной, щелевой, ротовой, свистящий, парный, не входит в 17 основных фонем.

Артикуляция в норме при изолированном произнесении.

Губы растянуты в в улыбке,как при И. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает 2 мм. Кончик языка упирается в дёсны нижних резцов, спинка выгнута и сближается с альвеолами, боковые края прилегают к верхним коренным зубам, по середине языка образуется желобок, а между спинкой языка и альвеолами — узкая круглая щель (более узкая чем при С). Положение мягкого неба поднято и закрывает проход в носовую полость. Положение голосовых связок сомкнуты, напряжены вибрируют. Можно видеть положение губ и резцов, а если приоткрыть рот, то и положение передней части спинки языка. Можно осязать рукой холодную струю воздуха, направленную косо в низ.

Постановка. Слухо-зрительный анализ слова до звука (слог и звук произносим протяжно). Тактильно-вибрационный контроль свой и учителя, при произнесении протяжного С включаем голос, попеременно повторяем З и С, ЗА и СА. ЗАМОК, картинка профиль артикуляция, жестовый показ, речедвигательная ритмика, артикуляционное упражнение «МОЛОТОЧЕК», механический приём.

Виды неправильного произношения звука [З]. Сонантность З-И (струя выдыхаемого воздуха очень слабая). Обратить на сильную вибрацию гортани и сильную струю выдыхаемого воздуха С-З. Перейти на межзубный З и исправляем. Призубный сигматизм З — Д. (Неправильное положение языка. Спинка высоко поднята, язык сильно продвинут вперёд и закрывает щель между языком и резцами). Ставим на слухо — зрительной и тактильно — вибрационной основе. Боковой сигматизм (воздух идёт через щёки). Исправляем путём правильной артикуляции, показывая её перед зеркалом. идя от Ш+гоолс. Межзубный сигматизм (С + голос).Оглушение. Слабое З с голсом (язык пассивен). Шипящий сигматизм З — Ж (нижнее). Губно-зубной.

Автоматизация звука [З]. Правильно проговариваем звук [З] в слогах. ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, , ЗА-ЗО, ЗА-ЗУ, ЗА-ЗЫ, ЗО-ЗА, ЗО-ЗУ, ЗО-ЗЫ, ЗО-ЗА, ЗУ-ЗА, ЗУ-ЗО, , ЗУ-ЗЫ. Выделяем ударные слоги ЗАША, ЗАЗАЗА, , ЗАЗА, ЗАЗАЗА, ЗАЗАЗА.Проговариваем в словах ЗАМОК, ЗАЯЦ, ЗОНТ, ЗУБ, ЗУБИЛО, ЗОЛА, ЗАНОЗА, ЗАЛ, ЗАНАВЕС, Автоматизируем звук [З] между гласными звуками АЗА, ОЗО, УЗУ, ЫЗЫ, АЗО, УЗА, ОЗА, ОЗУ, АЗУ, ВАЗА, КОЗА, ГЛАЗА, ТАЗЫ. Правильно проговариваем звук в сочетании с согласной ЗВО, ЗВА,ЗЛО, ЗМО, ЗНО, ЗРО, ЗВА, ЗЛА, ЗМА, ЗНА, ЗРА, ЗВУ, ЗЛУ, ЗМУ, ЗНУ. . Проговариваем звук З в словах. ЗНАМЯ, ЗНАЧОК, ЗНАНИЕ, ЗДАНИЕ, ЗВОН, ЗВУК, ЗВАНИЕ. Проговариваем звук [З] в предложениях. У ЗОИ КОЗА, У ЗАХАРА ЗАНОЗА, НА ДВЕРИ ВИСИТ ЗАМОК, ЗАМОК ПОСТРОЕН ИЗ КИРПИЧА.

Автоматизация звука З

Этап автоматизации звука — закрепление рефлекторных связей на речевом материале.

Автоматизировать звук — значит ввести его в слоги, слова, фразы, связную речь по принципу от простого к сложному.

К автоматизации поставленного звука переходят, когда ребенок корректно произносит его изолированно при многократном повторении.

Работу по автоматизации звука проводят в течение 10 минут. Работу проводят 2 раза в неделю на специализированных занятиях и каждый день в домашних условиях с родителями. Во время занятия в первую очередь отмечают успехи ребенка, мягко исправляя ошибки.

Звук «З» отрабатывается поэтапно:

  1. В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Дети повторяют за педагогом звукосочетания ЗА-ЗА, ЗУ-ЗУ, ЗЭ-ЗЭ, ЗО-ЗО, ЗИ-ЗИ.
  2. В словах (в начале слова, середине, конце). Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (зу — зуб), затем в словах со стечением согласных. Слова подбираются от односложных до многосложных постепенно.
  3. В загадках и скороговорках: а-за-за, за-за-за. За Зиной гонится коза. Зу-зу-зу, зу-зу-зу. Поместим в загон козу. Зы-зы-зы, зы-зы-зы. Колокольчик у козы. Зе-зе-зе, зе-зе-зе. Сено мы дадим козе.
  4. В рассказах. Дети составляют короткие и длинные рассказы со словами, которые содержат букву «З».
  5. В разговорной речи. Отработка звука в спонтанной бытовой речи, контроль над произношением со стороны взрослых. Одновременно с развитием фонематической стороны речи происходит обогащение словаря и формирование грамматического строя речи.

Автоматизировать звук «З» можно с помощью серии картинок:

  • выбирать из предложенных нарисованных предметов те, в которых есть звук «З»;
  • разделить картинки на группы с «З» в начале слова, в середине и в конце;
  • отделить картинки со звуками «С» и «З».

Урок обучения грамоте по теме «Согласные звуки [ з, з ]. Буквы З, з»

Урок обучения грамоте.

Конспект урока по теме «Звуки [з], [з’]. Буква 3, з».

Цель: знакомство учащихся со звуками [з] и [з’] и буквой Зз, отработка навыка чтения, расширение словарного запаса.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Постановка цели и задачи.

Сейчас я назову вам несколько слов. Внимательно послушайте и скажите, какой звук первый в этих словах?

Слова: Мороз, майонез.

А какая буква нам дает звук [м]?

Буква Мм.

Назовите 5 слов с этой буквой.

А теперь еще раз послушайте эти два слова и скажите, на какой звук заканчиваются эти слова?

Правильно. Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

О звуке [з].

А кто-то сумеет догадаться, какая буква дает звук [з]?

Давайте же вместе сформулируем тему нашего сегодняшнего урока: «Звуки [з], [з’]. Буква 3, з».

Чему ж мы научимся на уроке?

Мы научимся писать букву Зз, а еще мы узнаем, какие животные живут в зоопарке.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Откроем учебники на странице 91. И прочитаем тему нашего урока еще раз. Давайте подумаем и скажем, звук [з] гласный или согласный? Можем ли мы протянуть этот звук? Нет, значит звук согласный. А звонкий он или глухой? Произнесите вслух звук [з]. Звонкий, конечно, как колокольчик звенит.

Звук [з] у нас согласный и звонкий. А теперь давайте подумаем, всегда ли он твердый, или он может быть и мягким, и твердым? Для этого, давайте прочитаем слова:

Знакомые, познакомила, произнесите, зазвенел, звонок, зима, зеленел.

Во всех этих словах, звук [з] твердый? Нет, конечно. Давайте еще раз произнесем слова: зима, зеленел. Значит есть звуки [з] и [з’].

И оба эти звука дает одна буква. Буква Зз.

Давайте откроем наши тетради и запишем букву Зз. Вначале пропишем букву в воздухе. «На рабочей строке делаем крючочек, похожий на цифру 2, доводим его до нижней линии рабочей строки, затем выписываем нижнюю петлю, доводя её до нижней дополнительной линии».

  1. Первичная проверка понимания.

А теперь вернемся к учебнику и посмотрим на схемы. Давайте разберем их.

Змей, корзина.

Произнесем каждый звук в первом слове: Змей. З-м’э-й. Смотрим на вторую схему. Произнесем слово по слогам: кор-зи-на. В слове 3 слога, так как 3 гласных. Обратим внимание на какой слог падает ударение? Корзи’на.

Давайте прочитаем слоги: за, зо,зу, зы. З твердый, так как стоят гласные буквы: а,о,у,ы. А теперь слоги зи, зе. В данном случае, буквы стоящие после буквы з смягчают ее.

А теперь поставьте видео на паузу. И прочитайте самостоятельно эти слоги.

  1. Первичное закрепление. Чтение.

А теперь я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, о ком идет речь?

В траве у речки

Лежит колечко –

Колечко с ядом,

С холодным взглядом.

Змея.

А где мы с вами можем увидеть змею? В лесу, у реки, в зоопарке.

А вы ходили в зоопарк? Каких животных там видели?

Давайте откроем наши учебнике на странице 95. И прочитаем текст и узнаем, какие животные живут в зоопарке?

Вначале я буду читать, а вы следите.

Теперь остановите видео, а самостоятельно прочитайте текст.

А теперь скажите, какие животные живут в зоопарке, о каких животных шла речь в текст?

Лев, слон, сом, змея.

А теперь прочитаем слова. Поставили пальчики. Я читаю, а вы повторяете за мной.

Ветер, зонтик, Зина, козлик, корзинка, капуста.

В каких из этих слов есть буква Зз. Произнесите эти слова: зонтик, Зина, козлик, корзина. А теперь скажите, в каких словах букв Зз дает мягкий звук: Зина, корзина. А твердый? Зонтик, козлик.

  1. Рефлексия.

Где мы сегодня с вами побывали? С какими буквами и звуками вы познакомились? Расскажите всё, что узнали о букве з? Смогли ли мы достичь целей, которые поставили в начале урока?

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание: В прописи вы прописываете букву Зз, и слоги. И еще раз самостоятельно читаете текст «Звери в зоопарке» на стр 95 учебника.

Дифференциация от созвучных звуков

У дошкольников возникает проблема с различением парных звуков. «З» они нередко меняют на «С». Для решения такой проблемы педагог предлагает игры на дифференциацию.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях:

  • развитие слуховой дифференциации;
  • закрепление произносительной дифференциации;
  • формирование фонематического анализа и синтеза.

Сначала логопед просит прочувствовать разницу в произношении с помощью руки, которая располагается на шее.

Детям важно запомнить, что при «З» горло вибрирует.

Потом дети ставят открытую ладонь перед ртом и ощущают разницу в воздушной струе, которая выходит при произношении похожих звуков.

На следующем этапе проводится работа с речевым материалом со смешиваемыми звуками. Проводятся упражнения на деление слов на группы с разными буквами, гимнастические игры с хлопками и иными движениями.

Автоматизация в спонтанной речи

Закрепление звука «З» в спонтанной речи включает в себя контроль взрослых над произношением ребенка.

Важно отслеживать правильность, незамедлительно исправлять дефекты, чтобы у ребенка не закрепились стереотипы.

К каждому из этапов постановки звука можно возвращаться при необходимости, проводить игры на закрепление и автоматизацию.

Речь взрослых — основной инструмент закрепления звука в фонематическом строе ребенка. Окружив детей грамотной речью, взрослые создают атмосферу для корректного развития у них звукопроизношения.

Игры и упражнения на автоматизацию звука [З] в слогах:

  1. Упражнение «Повтори слоговые цепочки»:

Просите ребенка произносить ЗА-ЗА-ЗА и при этом шагайте пальчиками по


, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.

ЗА — ЗО — ЗУ ; ЗА — ЗУ — ЗО ЗА — ЗО — ЗА — ЗУ; ЗА — ЗУ — ЗЫ

2. Автоматизация звука [З] в прямых слогах:

ЗА – ЗА – ЗА – ЗА – ЗА ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ ЗО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ

3. Автоматизация звука [З] в обратных слогах:

АЗЗ – ОЗЗ – УЗЗ – ИЗЗ ЕЗЗ – ЁЗЗ – ЮЗЗ – ЯЗЗ

4. Звук [З] в интервокальных слогах:

АЗА – АЗО – АЗУ – АЗЫ УЗА – УЗО – УЗУ – УЗЫ ОЗА – ОЗО – ОЗУ – ОЗЫ ЫЗА – ЫЗО – ЫЗУ – ЫЗЫ

5. Автоматизация звука [З] в слогах со стечением согласных:

ЗНА – ЗНО – ЗНУ – ЗНЫ ЗМА – ЗМО – ЗМУ – ЗМЫ ЗВА – ЗВО – ЗВУ – ЗВЫ ЗДА – ЗДО – ЗДУ – ЗДЫ

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука [З] проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука [З] (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Слова произносим медленно, четко выделяя звук [З]. Слова повторять 2-3 раза.
  4. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  5. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
  6. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

Для большей эффективности звук [З] в словах автоматизируется последовательно: сначала проводим занятия на автоматизацию звука в начале слов, затем в середине , в стечении согласных.

На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]