Если ребенок не произносит звуки К, Г, Х, Й и другие
В последнее время у многих детей даже в семь лет наблюдаются нарушения произношения звуков раннего возникновения: [к], [г], [х], [й]. Также многие первоклассники часто смягчают согласные или озвончают глухие и оглушают звонкие согласные звуки. В чем причина, и как это исправить, разберемся в этой статье.
Коррекция нарушений произношения заднеязычных звуков |
Постановка звука [й] |
Устранение дефектов озвончения и оглушения |
Причины нарушения заднеязычных и среднеязычных звуков
Звуки [к], [г], [х] являются заднеязычными в соответствии с местом образования. При их производстве главную роль играет задняя часть языка, которая напрягается и прижимается к нёбу. [Й] – среднеязычный звук по месту образования. При его производстве напрягается и вздымается к нёбу средняя треть языка. Таким образом, при произношении данных звуков очень важен язык.
Одной из причин столь массового нарушения простейших звуков [к], [г], [х], [й] является вялость мышц языка. Подрастает поколение детей, взращённых на искусственном вскармливании и короткое время сосавших грудь матери. Грудное вскармливание – это не только естественный процесс и здоровое питание, но еще и формирование многих психических функций. В их числе – сексуальные составляющие по Фрейду и развитие органов артикуляционного аппарата. При сосании груди ребенок напрягает свои едва появившиеся мышцы губ и языка. Малышу приходится «добывать» молоко своими силами. При искусственном вскармливании усилий прилагается меньше. Соска менее упруга, чем грудь. Жизнь упрощается, но это негативно сказывается на укреплении мышц языка.
К тому же, многих новорожденных сейчас кормят мягкой пищей, размягченной блендером. Это нехорошо, ведь при жевании даже мелкой вареной картошинки тренируются и мышцы языка. Мягкую пищу ребенок только сглатывает, язык остается без работы.
При нормальном развитии звуки [к], [г], [х], [й] должны появиться уже к году жизни. Представьте, насколько запущен речевой процесс, если к семи годам их нет. Значит в детском саду малыш не развивал мышцы языка. С ним не играли, поцокивая, как лошадка, балаболя, как индюк, не кукарекали с ним, как петух. Многие звуки ребенок учится произносить по подражанию за взрослым.
Еще одной причиной нарушения произношения заднеязычных является дизартрия, ринолалия, функциональная дислалия.
Причины дефектов озвончения и оглушения звуков
К ним также относятся и замены твердых согласных мягкими. Дефект озвончения – это когда ребенок вместо [п] произносит [б], вместо [т] – [д], [к] заменяет на [г], [с] на [з]. Дефекты оглушения – это, наоборот, замена звонких согласных на глухие. «Том» вместо дом, «калка» вместо галка и т.п.
Причиной оглушения и озвончения звуков является фонетико-фонематическое нарушение речи, дизартрия, открытая гнусавость, частичное нарушение голоса, легкая степень тугоухости. Особенно часто встречается при нарушении фонематического слуха. Причиной нарушения последнего являются родовые травмы, инфекции во время беременности, травмы головного мозга после рождения ребенка. За фонематический слух отвечают определенные участки головного мозга, повреждение которых и влечет данные неполадки.
Коррекция нарушений произношения заднеязычных звуков
Нарушение произношения звуков [к], [к’] называется каппацизмом, звуков [г], [г’] – гаммацизмом, звуков [х], [х’] – хитизмом. При нарушении вышеперечисленных звуков работать нужно над укреплением мышц языка. При гипотонусе языка с раннего детского возраста рекомендуется больше жевать. Для тренировки можно жевать латексную соску. Употреблять твердую пищу. Делать такие упражнения, как поцокивание – «лошадка», «горка» – выгибание языка, «маляр» – поднимать язык к «потолку», «дятел» – постукивание кончиком языка у верхних зубов. Роль артикуляционной гимнастики очень велика при постановке любых звуков.
При производстве звуков [к], [г], [х] губы раскрыты, кончик языка отодвинут от зубов, задняя его часть приподнимается и прижимается к нёбу. При произнесении [г] добавляется работа голосовых связок, при производстве [х] задняя треть языка не смыкается с нёбом, его боковые края прижимаются к верхним зубам.
При постановке звука [к] используют несколько способов:
|
Мягкий вариант звука [к] ставится по подражанию.
При гаммацизме постановка осуществляется через звук [д]. Ребенок произносит сочетания: да-да-да, шпателем отодвигается кончик языка к горлу (можно пальцем, ложечкой). Таким образом, язык отодвигаясь, производит слоги: да-гя-га. Звук [г’] можно поставить также по подражанию.
Звук [х] ставится от звука [с’] все тем же отодвигания языка назад. Ребенок произносит: ся-ся-ся, получается ся-хя-ха. Еще одним способом постановки является упражнение «греем ладошки». Выдыхая воздух непроизвольно получается звук [х]. Мягкий [х’] – по подражанию.
Согласные звуки [г],[г’], буквы Г, г
Хорошо за городом, в деревне. Свежий воздух, птицы поют. Вот сюда-то и привезли родители девочку Галю, в гости к дедушке. Гале уже 6,5 лет и она скоро пойдёт в школу. Дедушка любит свою внучку, сказки разные читает, истории придумывает. А сегодня решил дедушка рассказать Гале про большую букву Г
и маленькую
букву г
.
─ Галя, сейчас мы с тобой познакомимся с буквой г
. Смотри, твоё имя начинается с твёрдого согласного
звука [г]
, а моё имя – Гена начинается с мягкого согласного
звука [г’]
. Эти звуки на письме могут обозначаться большой
буквой Г
или маленькой
буквой г
. Например в словах газета и гитара.
Звуки [г]
и
[г’]
– это
согласные звуки
. Согласные звуки нельзя петь, как гласные, и когда мы их произносим, то наши губы или зубы, или язык мешают воздуху свободно проходить во рту и возникает преграда.
Давай попробуем произнести звуки [г]
и
[г’]
. Язык мешает свободно произносить эти звуки. Значит – они согласные.
─ Дедушка, а как лучше запомнить согласные твёрдые звуки и согласные мягкие звуки?
─ А чтобы лучше запомнить эти звуки, мы сейчас выполним интересное задание. Я буду тебе загадывать загадки, а ты отгадки будешь рисовать. Вот тебе два листочка.
На голубом листочке будешь рисовать картинки, в названии которых есть твёрдый звук [г]
, а на салатовом будешь рисовать картинки, в названии которых есть мягкий
звук [г’]
. А я потом проверю. Итак, начнём.
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой,
Нам показывая страны,
Реки, горы, океаны.
─ Знаю, это глобус. Буква г
обозначает твёрдый
звук [г]
, значит, нарисую на голубом листочке.
─ Правильно, молодец. Теперь другая загадка.
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл-
Красну шапочку нашёл.
─ Тоже знаю, это гриб. В слове гриб буква г
обозначает твёрдый
звук [г]
, значит опять нарисую на голубом листочке.
─ Вот ещё одна загадка.
Все мы очень любим слушать
Как поёт у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная…
─ Гитара. Это же загадка про мою маму. Да, она очень любит играть на гитаре. А в слове гитара буква г
обозначает мягкий
звук [г’]
.
─ А теперь последняя загадка осталась.
Из стекла они висят,
Огоньками все горят
Весело играют, ёлку наряжают.
─ Ой, это же гирлянда. В слове гирлянда буква г
обозначает мягкий
звук [г’]
.
─ Правильно. Вот она какая красивая и разными лампочками сверкает.
─ Все согласные звуки могут звучать звонко или глухо. Вот послушай, как звонко звучат звуки [г]
и
[г’]
. Поэтому мы говорим, что они звонкие.
Большая буква Г
и маленькая
буква г
– это буквы, которые должны подсказывать, что мы должны произнести
звонкие парные звуки [г]
или
[г’]
. Но в некоторых словах вместо
звуков [г]
и
[г’]
мы произносим и слышим
звуки [к]
или
[к’]
. Например, в слове снег. Мы пишем
букву г
, а слышим твёрдый согласный
звук [к]
.
─ Дедушка, а как узнать какую букву написать г
или
к
?
─ Очень просто, внученька. Надо изменить слово так, чтобы после буквы г
стояла гласная буква. Например: снега. Видишь, мы хорошо слышим твёрдый
звук [г]
, поэтому в слове снег мы будем писать
букву г
.
А сейчас мы посмотрим, как пишутся эти буквы.
Буква Г
может быть большой (её называют
заглавной
) и маленькой (её называют
строчной
). Большая буква всегда больше чем маленькая, а маленькая буква всегда меньше, чем большая.
─ Можно я тоже напишу эти буквы.
─ А давай ты лучше нарисуешь. Вот тебе листочек в клеточку.
Раскрась, пожалуйста, клеточки в том порядке, чтобы получилась буква г
.
─ Ну вот, Галя, мы научились писать большую букву Г
и маленькую
букву г
.
А теперь я расскажу, в каких случаях пишется большая буква Г
, а в каких маленькая.
Смотри, вот это фотография моего папы или твоего прадедушки.
Его звали Глеб. Он был хорошим врачом.
А это моя мама и твоя прабабушка.
Её зовут Глаша. А вот фотография первого космонавта.
Это Юрий Гагарин. Все эти имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы
.
А это был наш кот Герасим.
Клички животных тоже пишутся с большой буквы
.
А вот мы все вместе отдыхали в курортном городе Геленджике.
─ Дедушка, ты так хорошо рассказываешь. Давай ещё одно интересное задание выполним.
─ Хорошо. Я тебе сейчас почитаю маленький стишок, а ты потом найдёшь и обведёшь большую букву Г
и маленькую
букву г
.
─ Я вижу вот большая буква Г
, а это маленькая
буква г
.
─ Правильно. И ты должна запомнить, что большая буква пишется в начале предложения.
Ну вот мы и познакомились с твёрдым звуком [г]
и мягким
звуком [г’]
, которые на письме обозначаются
большой буквой Г
и маленькой
буквой г
.
Букву Г можно сравнить с кочергой:
Перед нами буква Г стоит подобно кочерге
И подобно кочерге, горбит спину буква г.
А ещё буква г похожа на косу.
Где коса гуляла, голым поле стало.
Этапы и последовательность постановки звуков
Последовательность постановки звуков в логопедии, в основном, определяется в течение продолжительного времени. Во время работы участвуют родители, логопеды и кончено же сам ребенок. Существует определенная система, согласно которой процесс постановки звуков проходит более результативно.
Последовательность постановки звуков в логопедии разделяется на такие этапы:
- Подготовка.
- Собственно работа над постановкой звуков.
- Закрепление правильного звукопроизношения в слоге, слове, фразе, предложении (принцип – от простого к более сложному).
- Различие звуков, выделение конкретного звука, обозначение его места в слове.
Переходить к очередному этапу можно в том случае, если у дошкольника отсутствуют трудности на данном этапе. Если пренебречь даже мелкими ошибками, то в будущем их будет гораздо тяжелее откорректировать.
Поставить звук можно по-разному:
- благодаря артикуляционной гимнастике и массажу;
- подражая;
- механически (при помощи логопедических инструментов – зондов);
- от других звуков (многие звуки сходны между собой по артикуляции).
Когда нужна коррекция звука ребенку?
Мамы часто лучше понимают то, что говорит ее ребенок. Однако речевые дефекты, которые многие родители долгое время не замечают, могут принести в будущем малышу проблемы в развитии и общении. Прежде, чем начать паниковать, что ребенок не говорит как-то звук и принимать меры, необходимо выяснить какие звуки должны быть сформированы в определенном возрасте:
- До 3-х лет малыш верно произносит звуки – Б-БЬ, М-МЬ, В-ВЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ, Н-НЬ, Й. Возможное смягчение звуков – это считается нормой.
- От 3-х до 4-х лет ребенок учится произносить С-СЬ, З-ЗЬ;
- В возрасте 4-5 лет дошкольник осваивает Ш, Ж, Ч, Щ, Ц.
- Примерно в 5-6 лет ребенок уже умеет правильно говорить Р-РЬ, Л-ЛЬ.
Теперь, когда известны возрастные нормы, можно произвести оценку: как дитя произносит звук, искажает ли его, заменяет его более простым. Если неправильно произносится звук, то необходимо проводить коррекцию звукопроизношения. С ребенком необходимо заниматься (родителям, логопеду), без занятий произношение будет еще хуже.
Работа логопеда делится на 3 этапа:
- Постановка звука.
- Автоматизация звука.
- Различие звуков.
Самостоятельно родителем не рекомендуется ставить звуки, это должен делать профессионал – логопед. А вот со 2-го этапа родители могут в домашних условиях продолжать процесс обучения.
Если имеются другие нарушения речевого аппарата, то ребенка обязательно показывают невропатологу. Будет назначено индивидуальное комплексное лечение.