Логопедическое обследование детей 4-5 лет необходимо для определения уровня их речевого, коммуникативного и эмоционально-волевого развития. Изучение проводится комплексно и состоит из обследования речевых и неречевых возможностей ребенка, анализа анамнестических данных и беседы с родителями и педагогами (если происходит в детском саду).
Тему дополнит наш предыдущий материал о логопедическом массаже для детей.
Логопедическая диагностика дошкольников
Логопедическая диагностика состоит из следующего:
- Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
- Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
- Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
- Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.
Логопедическая диагностика младшего дошкольника
Методика обследования речи Акименко
В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.
Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.
Исследование состояния фонематического восприятия
Состояние фонематического восприятия проверяется игрой в «Попугая». Малышу дается задание — повторить два звука: ка — га; па — ба ; ба — на. Затем происходит усложнение — повторить нужно не звуки, а слова: миска — мишка, лак — рак.
Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова
Соблюдение рисунка — это порядок воспроизведения слогов в слове. Дошкольник может «обрезать» сложнопроизносимые звуки в своей речи (ка — мышка), или переставлять их местами (барелина — балерина). При обследовании дошкольников пяти лет можно использовать слова, состоящие из 3-4 слогов, а также материалы со стечением согласных.
Занятия ребенка с логопедом
Исследование произношения и воспроизведения речи
В исследование произношения и воспроизведения речи включают:
- изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
- состояние звукопроизношения;
- воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.
В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика. Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.
Постановка звука «Ч»
Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).
Дополнительная информация! Состояние произношения и воспроизведения речи проверяется по картинкам, методом заданий: «Покажи, где …». Картинного материала должно быть много, на каждый звук и слог.
Диагностика речевого развития ребенка 4 лет.тест по логопедии (средняя группа) на тему
РЕЧЕВАЯ КАРТА
/тестовая диагностика на ребенка 4 лет по методикеТ.В.Кабановой/
Фамилия имя ребенка_______________________________________группа__________________________
дата рождения______________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
СЕРИЯ I 1.Исследование понимания лексики. Покажи, где: | |||||||
1.Понимание обобщающих слов по темам | 2.Дифференциация единственного и мн.числа сущест-ных | ||||||
ДОМ-Е ЖИВОТНЫЕ | ДЕРЕВО-ДЕРЕВЬЯ | ||||||
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | МАШИНА-МАШИНЫ | ||||||
МЕБЕЛЬ | ЛИСТ-ЛИСТЬЯ | ||||||
ОБУВЬ | САПОГ-САПОГИ | ||||||
3.различение предложно-падеж.конструкций | 4.существительных с уменьш.-ласкательным суффиксом | ||||||
птичку над деревом | Яблоко-яблочко | ||||||
под деревом | Зайца-зайчика | ||||||
около дерева | Стул-стульчик | ||||||
на дереве | Машину-машинку | ||||||
5.исследование различения слов Покажи,где: | 6. Понимание двухступенчатой инструкции | ||||||
Несут-везут | Возьми игрушку со стола и поставь ее в шкаф | ||||||
Висит-стоит | Зайчика посади на стул,а куклу положи спать | ||||||
7.различениепротивоположных по значению Посмотри на картинки, покажи где: | |||||||
Большой медведь-маленький медведь | |||||||
Высокий дом- низкий дом | |||||||
Чистые руки- грязные руки | |||||||
ОЦЕНКА:1-балл правильно выполняет задания; 0,5- выполняет после нескольких повторений; 0,25 с трудом понимает обращенную к нему речь; 0 баллов- выполняет | |||||||
ВСЕГО ЗА СЕРИЮ I: 23 пробы -23 балла | |||||||
СерияII. Исследование сенсомоторного уровня речи | |||||||
1.Состояние фонематического восприятия. Повтори за мной : | |||||||
ТА-НА | КА-ГА | ||||||
ТА-ДА | ГА-ДА | ||||||
БА-МА | ТА-ВА | ||||||
МЯ-МА | ВСЕГО ЗА СЕРИЮ | ||||||
ОЦЕНКА:1-балл точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления; 0,5-первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому; 0,25неточно оба члена с перестановкой, их заменой и пропусками; 0баллов-не воспроизводит.Всего7 проб-7 баллов. | |||||||
2.Фонематического анализа и синтеза. Выдели звук «м»-мычание коровки(«р»моторчик)из слов (пробой считается только выделение слова, содержащего звук «м» или «р»): | |||||||
мышь | рыба | ||||||
рама | окно | ||||||
комар | дрова | ||||||
дом | стол | ||||||
доска | шар | ||||||
ОЦЕНКА:1балл-правильно отвечает с первой попытки; 0,5-со второй попытки; 0,25-с третьей попытки; 0баллов-отвечает неправильно. Всего4пробы- 4балла |
Продолжение речевой карты_____________________
3.Артикуляционной моторики. Повтори движения. | |||||||
«Улыбка-дудочка» | «качели» | ||||||
«оближем губки» | «лопаточка» | ||||||
«иголочка» | Всего 5проб -5 баллов | ||||||
ОЦЕНКА:1балл-правильновыполняет движения; 0,5-замедленно и напряженно; 0,25- с ошибками: длительный поиск позы, отклонение, синкинезии, гиперкинезы; 0-не выполняет | |||||||
4.Звуко-слоговая структура слова. Повтори слова. | |||||||
свисток | подснежник | ||||||
милиционер | лекарство | ||||||
аквариум | Всего 5 проб-5 баллов | ||||||
ОЦЕНКА:1балл-правильно и точно в темпе предъявления;0,5-замедленное послоговое воспроизведение; 0,25искажает структуру слова(пропуски и перестановки звуков и слогов);0бал. -не воспроизводит | |||||||
5.Исследование звукопроизношения | |||||||
Вата, сова , вилка | Шуба, кошка, малыш | ||||||
Дом, удочка, еда | Чай, очки, ночь | ||||||
Банка, обед, батон | Жук, ножи, ежи | ||||||
Собака, миска, нос | Щука, вещи, лещ | ||||||
Зайка, зонт, коза | Лапа, молоко, стол | ||||||
Сено, письмо, гусь | Рыба, корова, забор | ||||||
Зима,козёл,магазин | Лев, пальто, соль | ||||||
Цапля, овца, палец | Репа, варенье, дверь | ||||||
Нога, кино, сон | Гуси, иголка, вагон | ||||||
Йод, сойка, май | Муха, лимон, дом | ||||||
ОЦЕНКА:1балл-правильно в любых речевых ситуациях; 0,5-изолированно и отраженно правильно, иногда подвергает замене или искажению; 0,25-изолированно правильно, но в речи не автоматизирован; 0-в любой позиции искажается или заменяется. 20проб-20баллов | |||||||
ИТОГ ПО СЕРИИ II :41 проба,41 балл | |||||||
СЕРИЯIII.Исследование грамматического строя речи и словоизменения. | |||||||
Употребление существительных в единственном и множественном числе Назови их | В форме единственного числа дательного падежа Скажи, кому дашь еду | ||||||
Стул-стулья | Кошке(молоко) | ||||||
Слон-слоны | Маме (цветы) | ||||||
Заяц-зайцы | Зайцу (морковь) | ||||||
Кошка-кошки | Медведю (мед) | ||||||
3.Употребление предложно-падежных конструкций. Ответь на вопросы. | |||||||
Откуда спрыгнула кошечка(с дивана) | |||||||
Куда положили карандаш(в коробку) | |||||||
Откуда взяли книгу(из шкафа) | |||||||
Куда укатился мяч (под стол) | |||||||
4.Употребление прилагательных и существительных в ед.и мн.числе женского, мужского,среднего рода | |||||||
Флажки красные | Кофта желтая | ||||||
Цветок синий | Яблоко зеленое | ||||||
Оценка:1балл-образует правильно практически все слова,0,5-половину слов,0,25балла 1-2 слова, словосочетания;0-не образует слов. По серии 18проб-18 баллов. | |||||||
ИТОГ ПО СЕРИИ III :16 проб,16 баллов |
_ПРИМЕЧАНИЕ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Продолжение речевой карты______________________
СЕРИЯIV.Исследование словаря и навыков словообразования. | ||||||||
1.1.Предметного словаря. Посмотри и назови ,что ты видишь на картинках(по каждой теме5картинок) | ||||||||
посуда | обувь | |||||||
семья | одежда | |||||||
животные | мебель | |||||||
1.2.Существительных,обозначающих части предметов. Из каких частей состоят эти предметы. | ||||||||
человек | ||||||||
Машина (кабина, колесо, руль, дверь, фара, мотор) | ||||||||
кукла | ||||||||
Одежда(рукав, воротник, карман, пуговица, пояс) | ||||||||
1.3.Название профессий. Люди каких профессий изображены на картинках. | ||||||||
врач | воспитатель | |||||||
парикмахер | повар | |||||||
продавец | ||||||||
1.4.Глагольный словарь. Назови слова-действия: | ||||||||
Пять действий ребенка, которые он выполняет в течение дня | ||||||||
Действия к профессиям | ||||||||
Кто как ест (курица, кошка, собака) | ||||||||
Слова-действия по предъявленным картинкам (танцует, поет, идет, летит, | ||||||||
1.5.Словарь прилагательных. Назови. | ||||||||
Цвет (шесть основных цветов, черный и белый) | ||||||||
Качественные прилагательные(мягкое, колючее, холодное) | ||||||||
Форму (круглый, квадратный, треугольный) | ||||||||
2.Исследование словообразования | ||||||||
2.1.Назови ласково. | 2.2.Назови детенышей | |||||||
Мяч-мячик | зайца | |||||||
собака | кошки | |||||||
кошка | утки | |||||||
заяц | лисы | |||||||
белка | гуся | |||||||
ОЦЕНКА:1балл-дает правильный ответ;0,5-после небольшой помощи;0,25-форму образует неверно; 0-задание не выполняет. | ||||||||
. ИТОГ ПО СЕРИИ IV : 32пробы,32 балла | ||||||||
СЕРИЯ V.Исследование связной речи. Рассказывание знакомой сказки с использованием иллюстраций Посмотри на картинки. Расскажи сказку «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»- по выбору). | ||||||||
Оценка смысловой целостности: 1проба, 5бал 5баллов-соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;2,5-ребенок незначительно искажает ситуацию, неправильно воспроизводит причинно-следственные связи; 1-выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения; 0-отсутствие рассказа | ||||||||
Оценка лексико-грамматического оформления 1проба, 5бал 5б-рассказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5-не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания;1-отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные замены; 0 баллов-рассказ не оформлен | ||||||||
Оценка самостоятельности выполнения 1проба, 5бал 5баллов-самостоятельноподбирает и располагает картинки; 2,5-картинки располагает с помощью; 1-раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам; 0-задание недоступно даже при наличии помощи | ||||||||
ИТОГ ПО СЕРИИ V :1проба,15 баллов |
Продолжение речевой карты____________________
СЕРИЯ VI Исследование общей и мелкой моторики Выполни мои инструкции: | |||||
Общая моторика Всего:14 проб, 14 баллов | Движения рук и плечевого пояса. | Подними руки вверх (покажи, какой ты большой) | |||
Покажи, как летают птицы, машут крыльями | |||||
Движения туловища | Покачайся, как маятник часов(тик-так) | ||||
Наклонись и возьми предмет с пола(колени не сгибать) | |||||
Движения ног и сохранение равновесия. Выполни мои инструкции | Покажи, каким ты был маленьким(Приседание) | ||||
Покажи, как петушок стоит на одной ноге | |||||
Прыгай на одной ноге до указанного ориентира | |||||
Перешагивай через «лужи» или «камни» (ходьба с высоким подниманием колен) | |||||
Статика | Вытяни руки вперед и закрой глаза. Стой так в течение5секунд. | ||||
Динамика | Шагай, как солдат(маршировка) | ||||
Выполни подряд 3 приседания | |||||
Пространственная ориентировка по подражанию | Пройди по кругу сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки | ||||
Пройди по кругу и встать в центр | |||||
Обойди весь кабинет и встань в заданном месте | |||||
ОЦЕНКА:1балл-правильно,точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза; 0,5 правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе; 0,25-неполный объём движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются;0 баллов -не способен выполнить движения | |||||
Мелкая моторика Всего 9 проб,9 баллов | Кинестетическая основа движений Выполни мои инструкции: | Покажи «козу рогатую»(указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты)поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе | |||
Покажи «ушки зайчика»(указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак) поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе | |||||
Покажи «колечко»(каждый палец поочередно соприкасается с большим пальцем на одной руке, затем на другой) | |||||
Покажи «очки»одновременно двумя руками | |||||
Кинетическая основа движений Выполни мои инструкции. | Поочередно сгибай пальцы правой и левой руки (возможно чтение потешки «Сорока-сорока…») | ||||
Пальчики «здороваются» (поочередное касание подушечками пальцев руки, а затем одноименных пальцев обеих рук) | |||||
«Игра на пианино» | |||||
Изменение положения кистей рук (кулак- левая рука/ ладонь- правая рука и наоборот, двумя руками) | |||||
Кулак-ребро-ладонь | |||||
ОЦЕНКА:1балл-выполняет движения в полном объёме в нормальном темпе;0,5-заторможенность и нескоординированность движений при выполнении;0,25-наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движений;0-отказывается от выполнения задания | |||||
ИТОГ ПО СЕРИИ VI : 23 пробы,23 балла | |||||
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ИТОГ:136проб,150 баллов |
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата проведения:________________ / ___________логопед:___________________/_________________
Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи
На психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) проводится комплексное логопедическое обследование для детей с нарушениями речи с целью выставления правильного заключения и последующей коррекции в специализированном детском саду. Проведение обследования делится на этапы:
- Беседа с родителями и заполнение карты анамнеза (развитие ребенка до родов и первые 3 года жизни).
- Изучение моторики ребенка, его органов артикуляции. На данном этапе также отмечаются психические особенности ребенка (контактность, поведение) и вид дыхания, используемый малышом.
- Выявляется уровень нарушений звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи.
- Диагностирование нарушений в связной речи, а также определение объема пассивного (понимаемого) и активного (произносимого) словаря.
Психолого-медико-педагогическая комиссия
Основные критерии обследования (тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха).
В логопедии у детей различают 3 типа дыхания: грудное (на вдохе грудь расширяется), диафрагмальное (нормальное) и ключичное (поднимаются плечи). Определяется в состоянии покоя, малыш должен сидеть, лежать или стоять.
Объем и сила воздушной струи выявляются при помощи упражнений на выдох — подуть на одуванчик (в весеннее и летнее время) или специальный логопедический материал (можно распечатать цветок, и «посадить» на него божью коровку, которую необходимо сдуть).
Плавность неречевого и речевого дыхания определяется логичностью остановок в речи ребенка. А длительность речевого выдоха — количеством слов, которые может произнести ребенок на выдохе (в четыре года это 5-7 слов в норме).
Дополнительная информация! Дыхание ребенка важно активно развивать в младшем дошкольном возрасте. Сделать это можно при помощи специальных упражнений из дидактических пособий по ФГОС.
Физиологические особенности и несовершенства в звукопроизношении у дошкольников
В возрасте 4-5 лет у малышей, как правило, стоят все молочные зубы. Несовершенства в звукопроизношении могут быть обусловлены малой подвижностью артикуляторных органов и особым строением артикуляционного аппарата.
Считается нормой, если у дошкольника к 5-и годам еще не стоят сложные звуки, такие как «р», «ш» и «л». Через год-второй они могут встать у него самостоятельно, без логопедической помощи.
Комплекс артикуляционной гимнастики детям 2-3 лет
Исследование состояния импрессивной (понимаемой) речи
Состояние импрессивной речи проводится на дидактическом материале и специальных пособиях. Педагог называет предмет: «Покажи мне самолет», ребенок должен указать на него.
Проверка неречевых психических функций
К проверке неречевых психических функций относят следующие исследования:
- состояние звукового восприятия (откуда идет звук, дифференциация музыкальных инструментов);
- состояние зрительного восприятия (показать определенный цвет, форму);
- полноты моторики (ручной, общей, мелкой, артикуляционной).
Анкета сбора данных анамнеза
В анкете сбора анамнестических данных основными вопросами являются следующие:
- характер протекания беременности;
- наличие хронических заболеваний у родителей и ближайших родственников;
- травмы во время родов;
- травмы в течение 3-х лет жизни;
- основные умения (во сколько ребенок поднял голову, начал сидеть, стоять и ходить, произнес первые звуки и слова).
Логопедическое обследование неречевого ребенка
Обследование должно нести ненавязчивый характер, т. к. неречевые дети зачастую подвержены агрессии. Нельзя говорить малышу: «Повтори, скажи». Вместо этого: «Покажи».
Например: Состояние фонематического восприятия неречевого ребенка проверяется по наборам картинок.
Задание: «Покажи, где миска? А где мишка?»
Материал для задания: миска, мишка, почка, бочка, рак, лак, глаза, гроза, коза, коса.
Для повышения интереса современных детей к занятиям, вместо обычных дидактических материалов в картинках можно сделать презентацию на электронных носителях.
Исследование состояния дыхательной и голосовой функций
В состоянии дыхательной и голосовой функции отмечается тип дыхания (грудной, ключичный, диафрагмальный), сила и плавность воздушной струи и количество слов, произносимое на выдохе (норма к 5 годам — 5-7 слов).
Изучение невербальных компонентов коммуникации
В качестве невербальных компонентов коммуникации неречевые дети чаще всего пользуются жестами (показывают пальцами, рукой), мимикой и звукоподражаниями или звуко комплексами (на один звук, например «та» может приходиться несколько определений — кукла, собака, машина и т. д.). Для развития речи не стоит углубляться в их изучение, а необходимо обратить внимание на упражнения, «запускающие» речь ребенка.
Дополнительная информация! Хорошим пособием для домашних занятий станет книга Ткаченко Т. А. «Логопедические упражнения», предназначенная для дошкольников 4-7 лет.
Невербальные компоненты коммуникации
Логопедическое обследование — важная часть развития и становления речи детей. В процессе определяются возможные речевые нарушения и сразу же назначаются методы их коррекции (занятия с педагогом, или направление в специализированный детский сад).