Возрастные нормы развития речи в 2—3 года
Каждому возрасту соответствует свой словарный запас, определенные умения в произношении, степень понимания речи других людей. Так, первые слова малыш лепечет в возрасте около года. Сначала они невнятные, но со временем все больше обретают четкость. К 2—3 годам уже формируется основная речевая база, поэтому с самого рождения и до 3 лет нужно уделять особое внимание развитию речи малыша.
Нормы речи у детей 2—3 лет:
- Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.
- Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему.
- Малыш называет размер предмета (большой — маленький), цвет, вкус (сладкий — соленый — кислый), форму (круг — квадрат), качество (плохой — хороший).
- В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь.
- Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
- Малыш понимает обращение к нему взрослого.
- Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
- Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, вазелин — мазелин и т.д.
- Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — л, р.
Общение с родителями и близкими — это основной источник информации для ребенка. Он неосознанно копирует тех, с кем находится рядом.
Совет В возрасте 2—3 лет у малыша усиливается внимательность, он начинает прислушиваться к речи окружающих. Дети очень чувствительны к нормам языка, поэтому важно говорить с ними правильно: четко выговаривать звуки, не «сюсюкать», употреблять понятные слова, не торопиться, говорить с выражением.
Как развивать речь: игры, упражнения и общение
Развитие речи 2—3-летних детей во многом зависит от того, сколько времени уделяют этому родители.
Несколько правил, которые нужно изучить прежде, чем приступить к занятиям:
- Нужно начинать общение с ребенком как можно раньше, даже когда он еще не родился.
- Во время игр и упражнений на малыша нужно смотреть. Зрительный контакт является обязательным условием эмоциональной стабильности малыша.
- Ребенок должен видеть, как двигаются мышцы лица мамы или папы, когда они с ним говорят. Так он быстрее сопоставит определенные движения со звуками. Во время занятий полезно находиться перед зеркалом, чтобы видеть все движения лица.
- Чем больше повторений, тем лучше. В младшем возрасте придется повторять по десять, а то и по двадцать раз, чтобы малыш лучше запомнил. Это нормально, поэтому родителям нужно набраться терпения.
- Чем четче, медленнее и громче будут говориться слова, тем быстрее и точнее малыш сможет их повторить.
- Любая попытка говорить должна поощряться, даже самая неумелая и неразборчивая.
- И, конечно, нельзя ругаться, если что-то не получается. Со временем обязательно получится, но от излишней эмоциональности родителей у малыша могут возникнуть дополнительные трудности.
- Занятия должны проводиться ежедневно, но не нужно переутомлять малыша. Достаточно 10—20 минут в день, разбитых на несколько коротких уроков.
- Чем больше вы читаете малышу, тем быстрее пополняется его словарный запас. Выразительное чтение поможет понимать сложные конструкции.
- Необходимо учитывать темперамент ребенка. При высоком интеллектуальном развитии малыш просто может быть молчуном.
Упражнения для развития речи:
- Чтобы расширить словарный запас, удобно изучать слова по обобщающим темам: фрукты, одежда, животные, игрушки и т.д. Родитель четко называет предмет и предлагает повторить его название. Полезно подключать определения, например, мяч зеленый, кубик желтый. Хорошо, если дополнительные слова будут подчеркивать принадлежность предметов к роду или числу. Так ребенок быстрее начнет улавливать разницу. Пример: кукла большая — мяч большой, груша желтая — кубик желтый.
- Сначала родитель называет предмет, а потом эта роль передается ребенку. Нужно лишь указать на предмет и спросить, что это. Любой ответ нужно поощрять, если малыш ошибся, то мягко поправить его.
- Загадывайте малышу загадки. Хорошо, если ответ будет рифмоваться. Примеры загадок: «Иго-го! — кричит ребенок, значит это … (жеребенок)». Или: «Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей)». Другие загадки: «Апельсины и бананы очень любит … (обезьяна)». «Он мурлычет и поет. Угадали? Это … (кот)».
- Читайте ребенку простые стихи и просите его закончить фразу. После нескольких прочтений он запомнит последние слова.
- Для самых маленьких: мама произносит первую часть слова, а сынок или дочка его заканчивает. Так учатся слова из 2—3 слогов: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га и т.д.
- Пусть малыш определит уменьшительную форму предмета. Например, взрослый задает вопрос: «Как зовут ребенка кошки?» Малыш отвечает: «Котенок». И так далее: щенок, цыпленок, утенок, слоненок.
- Для развития воображения полезно задавать такие вопросы: зачем нужна вода? ложка? стакан? Пусть малыш пофантазирует.
Наиболее эффективными являются те занятия, которые проводятся в игровой форме. Ребенок чувствует себя расслабленно, ему интересно выполнять веселые и активные задания. Игры для развития речи детей возраста 2—3 лет:
- Имитация звуков животных, птиц, предметов. Нужно предложить ребенку изобразить самые простые звуки: пчелы, коровы, кошки, собаки, петуха, паровоза и т.д.
- Пусть малыш угадает звук. Поиграйте с ним так: изобразите какое-нибудь животное, а он пусть догадается, кому или чему принадлежит такой голос.
- Если в доме есть игрушки в виде зверей, сделайте инсценировки с ними.
- Хорошее упражнение для голоса: устройте соревнование, кто дольше продержит звук «ааа», «ууу» и другие.
- Игра на внимательность: разложите предметы на столе и дайте малышу запомнить их. Потом попросите его зажмуриться и уберите один предмет. Пусть он догадается, чего не хватает. Начинайте с 2—3 предметов, постепенно увеличивая их число. Можно играть наоборот: добавлять новый предмет и просить малыша выяснить, что появилось на столе.
- Еще одна игра на внимательность: попросите чадо запомнить, что на вас надето, выйдите из комнаты, добавьте один предмет (шапку, платок, очки) и вернитесь. Малыш должен понять, что изменилось.
Совет Ребенку будет интересно и полезно поменяться с родителями. Пусть он возьмет на себя главную роль: загадает загадку, задаст вопрос, спрячет предмет или переоденется.
Не стоит обходить вниманием зарядку языка и губ. Полезной будет общая гимнастика для развития мышц лица:
- Вытянуть губы трубочкой.
- Растянуть рот в улыбке.
- Улыбнуться, показав зубы.
- Пусть ребенок просто покорчит смешные рожицы перед зеркалом.
Совет Если малыш не может дать ответ на загадку, дайте ему немного подумать, а затем четко назовите правильный ответ. Со временем он запомнит его.
Как ребенка научить разговаривать в 2 года?
Не всегда маленький дошкольник согласится ежедневно заниматься для улучшения своего развития со специалистом. Но зато с любимым взрослым поиграть он захочет с удовольствием. Это время можно провести не только в радость, но и с пользой.
Подобрав несколько упражнений, можно составить минимальный план на день. Важно иметь несколько заготовок, так как смена настроения крохи может требовать быстрой реакции для смены материала. Сидячие задания лучше чередовать с активными.
Любимыми и универсальными будут упражнения для язычка, ведь гримасничать любят все, а особенно весело делать их возле зеркала.
Установление эмоционального контакта
Чтобы установить эмоциональный контакт следуйте основным правилам. Обязательно старайтесь:
- проводить занятия в веселой игровой форме;
- проявлять эмоции: улыбки, смена интонаций в зависимости от сюжета;
- обсуждать бытовые дела, рассказывайте о тех предметах, которые вокруг;
- помогать найти синонимы к слову, дополнительные описания, чтобы расширить знания;
- рассказывать стихи, считалочки, песенки. Когда кроха выучит их, давайте ему заканчивать строчки самому.
Правила проведения занятий
Проводить занятия можно не только в помещении, но и во время прогулок. Они актуальны для любой возрастной категории:
- создайте контакт глаз, располагаясь на одном уровне с ребенком;
- важна система, поэтому каждый день нужно уделять 15 минут на занятие;
- у детей дошкольного возраста ведущий тип деятельности – игра. На нее нужно ставить акцент;
- в одно занятие не нужно включать сразу все. Ежедневно необходима артикуляционная гимнастика и массаж лица, а вот стишки и скороговорки лучше делать в разные дни, чтоб не перезагружать;
- в возрасте до 1,5 лет проговаривать стишки нужно активно артикулируя, а вот постарше уже воспринимают обычный разговор;
- употребляйте разные глаголы, описания и признаки предметов;
- прочитав сказку, обсудите героев, опишите их;
- на улице задавайте вопросы малышу о том, что где находится.
Смотрите также:
Истерика у ребенка в 2 года — что делать и возможные причины