Развитие ребенка в 3 года: что должен уметь, рост, вес и навыки


Развитие ребенка в 3 года активно проявляется во всех сторонах его деятельности. Это и физические критерии, и психические, и умственные, и эмоциональные. В сравнении с предыдущими годами, трёхлетние дети уже многое умеют, достигают определенных высот, становятся более самостоятельными. На пути множество препятствий, одним из которых становится «кризис трёхлетнего возраста». Что же это такое, и в чём он проявляется? В этом и других вопросах развития поможет разобраться наша статья.

Возрастные особенности

Выделим следующие параметры, характеризующие детей данного возраста:

  • Совершенствуются моторные (двигательные) способности малышей. Ребенок более легко управляет координацией собственного тела. Равномерен шаг, практически нет лишних попутных движений, без проблем меняется темп ходьбы. Малыши трёх лет уже способны овладеть управлением трёхколёсного велосипеда.
  • Укрепляется статус нервной системы, повышается работоспособность, концентрация внимания, меняется режим дня. Дети бодрствуют более длительное время и способны усваивать больше новой информации. В дошкольных образовательных учреждениях для занятий трёхлетних детей отводится 10-15 минут.
  • Малышу гораздо легче держать столовые принадлежности в руках, так как развивается мелкая моторика. Ребенок осваивает застегивание пуговиц, манипуляции с прищепками, другими предметами, рисование цветными карандашами, а также различные бытовые навыки.
  • Речевая активность растет. С каждым днём увеличивается словарный запас, и к возрасту трёх лет составляет более 1000 слов. Произношение звуков еще невнятное, но на пути к правильному. В речевом потоке используются все части речи. Малыши проговаривают слова не всегда правильно, иногда неверно выбирая окончания, или путая слоги. Дети озвучивают свои действия, пытаются вступать в разговор со взрослыми, и иногда может создаться впечатление, что кроха постоянно говорит. Считается, что три года – возраст почемучек.
  • Игровая деятельность становится разнообразнее. В силу вступают ролевые игры. Ребенок может придумать интересные сюжеты для своих игр, так как развивается воображение и абстрактное мышление. Родителям очень полезно играть вместе с детьми и придумывать занимательные игры.

На детской площадке многим малышам всегда интересны чужие игрушки, и, при первой возможности, они не упустят случай поиграть в них.

Развитие ребенка очень важный и многогранный процесс. В три года поведение большинства малышей может претерпевать изменения, и вызывать у родителей множество вопросов, а также непонимания. Думая, что допустила неправильный шаг в воспитании малыша, мама начинает переживать. Это абсолютно закономерные перемены в жизни детей данной возрастной категории.

В этом возрасте малыш постепенно подходит к «психологическому кризису», который встретится еще не один раз на пути развития. Самые первые проявления проблем поведения являются кризисом трёхлетнего возраста.

С конца второго года жизни он постепенно нарастает и достигает пика в три года. Проявления зависят от черт характера маленького человека, и варьируются от бурных истерик до конфликтного поведения.

Признаки кризиса 3 лет

  1. Ребенок может не слушать взрослых, настаивать на своем мнении. Проявляется упрямство.
  2. Не имея своих выраженных желаний, на все просьбы взрослого отвечает отрицательно. Выраженный негативизм.
  3. Действия, которые раньше выполнялись без видимых проблем, в данный момент расцениваются как нежелательные. Малыш отказывается кушать, чистить зубки, надевать определенную одежду.
  4. Проявление постоянной самостоятельности, особенно в те моменты, когда она абсолютно неуместна. Отрицание любой помощи взрослого.
  5. Поведение, ведущее к конфликтам. Бунты, протесты против просьб родителей.
  6. Нежелание играть и убирать игрушки правильно. Ребенок бросает, ломает или портит окружающие предметы демонстративно.
  7. Одним из часто наблюдающихся изменений в поведении является ревность, которая может быть направлена не только на других детей в семье, но и на папу по отношению к маме.

По мнению психологов, такие поведенческие проблемы вызваны осознанием малыша как самостоятельной единицы. Крохе кажется, что он уже взрослый и способен к принятию решений. Таким поведением ребенок требует к себе уважения. Закатывает истерики, кричит, бунтует против командования родителей. Эмоциональное состояние ребенка тяжело переносится не только родителями, но и им самим, так как ему не осознать, что происходит, и от чего испортилось настроение.

Одно из распространённых проявлений кризиса – истерики, которые являются средством манипуляции. Это является существенным различием между истериками более раннего возраста, так как там задачей близких было успокоить кроху и устранить неприятное. А во время кризиса, при таком поведении, ребенку необходимы «зрители», поэтому истерики проявляются в людных местах: в магазине, на улице.

Как справится с проявлениями во время кризиса

  • В разумных пределах дайте малышу проявлять самостоятельность, попробуйте поменять стратегию коммуникации. Если ребенок может сам справится с какими-либо делами, проявите терпение и дайте ему возможность сделать что-то самому.
  • Предлагая малышу определенное мероприятие, проявите фантазию и придумайте различные варианты разрешения ситуации. Другими словами, предложите ребенку выбор, чтобы он, осознавая свою значимость, не отрицал влияние взрослого.
  • Перефразируйте просьбу, не заставляя что-то сделать ребенка, скажите, что вам нужна помощь. Например, за руку нужно идти не потому, что так надо, а потому что мама заблудится, и только малыш поможет ей попасть куда-то.
  • Не торопите ребенка при выполнении действия, когда есть возможность. Чем больше практики будет у малыша в определенном деле, тем быстрее он справится с ним в следующий раз.
  • Старайтесь не идти на поводу у крохи, не поддаваться истерикам. Если малыш понял, что, покричав, он получил желаемый предмет, у него сложится стереотипное поведение. И в следующий раз он поймёт, что истерики – самый простой вариант получить то, что хочет.
  • Попытайтесь максимально спокойно реагировать на истерику на улице, не обращайте внимания, игнорируйте. В этот период такое проявление показательного выступления – испытание на крепость.
  • Не ругайте ребенка после истерики. Лучше объясните, как можно выразить словами недовольство и отрицательные эмоции.

Разговаривайте чаще со своим чадом, окружайте его заботой и любовью. Последствия кризиса исчезают с возрастными изменениями. Становление характера и отношений в семье происходит с помощью таких необходимых жизненных препятствий, но очень быстро забываются и вспоминаются потом с самыми положительными эмоциями.

Чем заняться с ребенком 3 лет дома (игры)

Вероятно вам интересно чем занять ребенка в 3 года дома и какие развивалки для детей 3 лет можно применять:

Воздушный шар


Что вам нужно

Маленькие бумажные тарелки Деревянные палочки Воздушные шары (любой размер) Скакалка

Что делать

Возьмите маленькие бумажные тарелки и прикрепите их к деревянным палочкам, чтобы создать «теннисные ракетки». Взорвать воздушный шар за «мяч». Используйте скакалку, чтобы разделить «корт» пополам и посмотрите, сколько раз вы можете перекинуть воздушный шар через линию, прежде чем он упадет на землю.

Интересный вариант этой игры — использовать тарелку «ракетка», чтобы увидеть, как долго вы оба сможете держать воздушный шар в воздухе. Или, если вокруг есть другие дети, вовлеките их всех и поиграйте в теннис с парой или тройкой.

Самодельный твистер


Что вам нужно

Лента Ножницы из цветной бумаги

Что делать

Создайте свою собственную игру-твистер для себя и своей семьи! Сначала вырежьте большие квадраты из красной, синей, желтой и зеленой бумаги и приклейте их к полу. Затем, используя те же цвета, вырежьте форму руки и ноги.

Затем вы можете вытащить фигуры наугад, чтобы указать направление. Например, когда ваш ребенок выбирает карточку с желтой рукой, он может легко истолковать, что ему следует положить руку на желтый квадрат. Для более продвинутых детей, вы можете добавить «вправо» или «влево» в инструкции.

Коллаж из листьев


Что вам нужно

Прозрачная пластиковая липкая спинка Листья или лепестки (или цветная бумага) Детские ножницы

Что делать


Развивайка для детей от 3 лет: создайте коллаж из листьев, чтобы повесить на окне. Разрежьте два листа прозрачного липкого пластика до желаемого размера (квадрат 30 см — это хорошо). Отогните бумагу, чтобы показать липкую сторону одного листа, и наклейте на листья и лепестки разных размеров и цветов. Тогда очистите и поместите другой лист пластика с липкой задней частью по этому. Теперь у вас есть коллаж, который можно повесить в окне. Это также работает с отрезанными кусочками бумаги, если листья не всегда доступны.

Крошечные корабли


Что вам нужно

Грецкие орехи Зубочистка Бумага Глина для лепки

Что делать

Используя скорлупу грецкого ореха, ваш ребенок может создавать лодки, которые на самом деле плавают. Возьмите чистую половину раковины и положите небольшое количество глины для лепки на дно. Воткните зубочистку в глину. Вырежьте из бумаги маленький квадратный парус и прикрепите его к зубочистке. Поместите это в воду и наблюдайте, как это плавает.

Закрытый пикник


Что вам нужно

Скатерть, простыня или одеяло Корзина для пикника или холщовый мешок Тарелки и салфетки Закуски

Что делать

В те долгие зимние дни, когда вы не можете выйти на улицу, вашему малышу понравится устроить пикник в помещении. Ваш ребенок может помочь вам упаковать корзину или сумку, полную простых в употреблении продуктов , таких как бутерброды, нарезанные фрукты и овощи, а также овсяные батончики.

Чем занять ребенка 3 лет дома: вместе вы можете выложить на пол скатерть или простыню и разложить тарелки и салфетки. Тогда сядьте и насладитесь замечательным пикником вместе. Для дополнительного удовольствия представьте все, что вы бы увидели вокруг себя, если бы у вас был пикник на природе. Только будьте осторожны, чтобы воображаемая белка не украла ваши бутерброды!

Ребенку 3 года видео:

Физическое развитие детей в три года

В сравнении с физическими параметрами 2,5 лет, малыш может прибавить около килограмма веса и вырасти на 4-5 см. Физические показатели у мальчиков немного превышают девочек в этом возрасте.

Параметры приведены в примерном соотношении и могут не совпадать с показателями некоторых детей.

Нормы развития:

ПараметрыМальчикиДевочки
Вес, г.11350 – 1835010850 – 18150
Рост, см.88.9 -104,588.4 – 102,4
Окружность грудной клетки, см51 – 5649 – 55
Окружность головы, см.46.7 – 52.645.6 – 51.4

Учим ребенка убирать за собой

Воспитывая дисциплину, вы можете привить ребенку навык аккуратно складывать вещи по местам, собранности, чистоплотности. В 1,5 — 2 года ребенок должен знать, где хранятся его носки, футболки, машинки, куклы. Привлекайте его к уборке игрушек перед сном, просите достать синюю кофту для прогулки из нижнего ящика. Так в 3 года малыш сможет помогать вам складывать личные вещи по местам и без напоминаний, а сразу после раздевания. Многие родители отмечают, что привычка убирать за собой формирует нежелание раскидывать вещи по квартире.

Молодым родителям стоит понимать, что навыки и умения 3-х летнего малыша не формируются за один день. Прививать правила поведения, обучать действиям ребенка нужно с самого рождения, постепенно увеличивая их сложность.

Advertisement

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Навыки ребенка в 3 года: что должен уметь

Как отмечают педиатры, формирование личности малыша идет по сугубо индивидуальному плану развития. В трёхлетнем возрасте дети развиваются скачкообразно, стремительно, а умения малышей совершенствуется не по дням, а по часам. Родителям остаётся следить и отмечать за достижениями своего ребенка.

Выделяются нормы определенных сторон развития детей, хотя очень сложно встретить малышей со сходными навыками. Приведем примерную таблицу с навыками детей в 3 годика.

КритерииОбязательные навыки
Речевые способности
  • ребенок произносит свою фамилию и имя, имена родителей и близких;
  • использует в речи предлоги, может составить распространенные предложения;
  • запоминает короткие стихи, может пересказать детали недлинной прозы;
  • может составить небольшой (3-4 предложения) рассказ по картине;
  • способен вести диалог, отвечать связно на вопросы
Психическое развитие
  • малыш может сравнить картинки, выделить отличия, а также сгруппировать по определенному признаку;
  • способен собрать пазл или разрезную картинку из 5-6 элементов;
  • составляет логическую цепочку, например, если шёл дождь, то есть лужи;
  • понимает, что значит: один-много;
  • может, загибая пальчики, посчитать до пяти;
  • различает и называет около 10 цветов и оттенков, знает названия фруктов, понятия о временах года…
  • способен расставить предметы от меньшего к большему;
Психомоторное развитие
  • собирает мелкие предметы, может собрать по одной бусине или горошине;
  • нанизывает бусины на нитку, может прицепить прищепку к веревочке;
  • лепит «колбаску» и «шарик» из пластилина;
  • может расположить мозаику картинкой;
  • способен держать правильно ножницы и пытается ими манипулировать;
Бытовые навыки
  • сам ходит в туалет, самостоятельно одеваясь после посещения;
  • надевает нижнюю часть одежды без проблем, понимает, что правая и левая обувь должна находиться соответственно на ножках;
  • различает свои вещи, знает какая у него зубная щетка, умеет пользоваться своими вещами;
  • может складывать свою одежду и игрушки в шкаф, убрать, разложить по местам;
  • аккуратно кушает, пользуясь ложкой, иногда вилкой;
  • способен вытереть испачканное личико салфеткой;
  • перед едой моет руки, вытирая полотенцем;
  • раздевается после улицы, понимая, где верхняя одежда.
Двигательные способности
  • быстро, уверенно бегает и прыгает;
  • способен поймать крупный мячик, подкинуть его;
  • спускается и поднимается самостоятельно по лестнице, чередую ноги;
  • может без труда забраться на невысокую горку и скатиться с нее;
  • может удерживать равновесие, стоя на носочках, прыгая на одно ноге;
Познавательное развитие
  • достаточно развиты психические процессы, мышление, память, внимание;
  • ориентируется в пространстве;
  • может рассказать о событиях дня;
  • описать рисунок по памяти;
  • способен участвовать в обучающих играх, которые направлены на описание последовательных действий.
Социальное развитие
  • легко знакомится с детьми, но в игре предпочитает самостоятельность. В этом возрасте дети играют рядом;
  • способен понимать и подчиняться правилами игр;
  • пользуется словами коммуникации: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания;
  • укрепляется эмоциональный статус малыша, он учится спокойнее реагировать на происходящее не по его желанию.

Развитие речи

Речевые навыки трехлетнего ребенка также претерпевают существенные изменения. В речи используются сложные предложения, склонение слов по падежам.

Сколько слов может знать ребенок 3 лет?

Словарный запас трехлетнего ребенка состоит из 1500 слов.

В этот период ребенок уже легко выучивает несложные стихи, песни, может сам составить рассказ по картинке.

Кроме этого, малыш обладает следующими умениями:

  • может назвать свое имя и фамилию, место жительства;
  • может назвать имена своих родителей;
  • составляет предложения из 5 слов с использованием существительных, прилагательных, глаголов;
  • комментирует свои действия;
  • узнает и называет по картинке известные ему предметы;
  • использует в речи слова в единственном и множественном числах
  • задает вопросы обо всех интересующих его предметах и событиях;
  • активно ведет диалог с детьми и взрослыми.

Совет родителям!

Для развития словарного запаса очень важно много читать. Чтение книг, заучивание стихов и потешек не только улучшит речевое развитие малыша, но также станет отличным средством профилактики дислексии.

Режим дня трёхлетнего ребенка

При составлении режимных моментов особое внимание необходимо уделить сну. Наиболее оптимально для малыша будет соотношение десяти часов ночного сна и двух часов дневного. Желательно, чтобы ребенок ложился спать не позднее девяти часов вечера. Так как в таком раннем возрасте центральная нервная система еще недостаточно окрепшая, более позднее время не даст организму отдохнуть и набраться сил. На дневной сон можно укладывать после обеда. Такие рамки необходимы ребенку для того, чтобы без проблем адаптироваться в детском саду.

Бывают случаи, когда дети не могут уснуть в дневные часы. Можно разрешить такой режим, если малыш поспал ночью больше положенного времени и не утомился днём, и уложить его на ночной сон пораньше.

Приведем примерный распорядок дня трёхлетнего малыша:

Режимный моментОтведенные часы
Утренний подъём, гигиенические процедуры, зарядка7:00-9:00
Завтрак8:00 -9:00
Игры, занятия9:00-10:00
Прогулка10:00-12:00
Обед12:00-12:30
Дневной сон12:30-14:30
Подъём, умывание14:30-15:00
Полдник15:00-15:30
Игры, занятия15:30-17:00
Вечерняя прогулка17:00-19:00
Ужин19:00-19:30
Спокойные игры19:30-20:00
Купание, гигиенические процедуры20:00-20:30
Чтение детской литературы20:30-21:00
Ночной сон21:00-7:00

Конечно же, режим дня зависит от привычного уклада жизни семьи, определенных особенностей. Маме наилучшим образом известно, когда завлечь малыша интеллектуально-развивающими играми, а когда физическими. Если позволяет время года и погодные условия, необходимо гулять 2 раза в день, в другие моменты занимать ребенка спокойными играми, чтением сказок и другой познавательной литературы.

Режим питания

Питание детей в три года практически не отличается от взрослого стола. Но необходимо соблюдать рамки в добавлении приправ к основной пище. Рекомендовано правильное питание, насыщенное полезными веществами.

В потребности ребенка этого возраста входят:

  • разнообразные овощи, причем добавление картофеля в рацион не должно превышать ½ общего количества;
  • свежие фрукты;
  • фруктовые и овощные соки, в объёме до 200 мл. в день;
  • крупяные изделия и макароны до 50 гр. в сутки;
  • уже можно давать шоколад. Продуктов, насыщенных максимальным количеством сахара, в день можно 50-60 грамм;
  • 150-170 грамм хлеба разных сортов;
  • куриные яйца – по одному через день;
  • молочные продукты: кефир, молоко, йогурт, ряженка до 500 грамм;
  • творог, неострый сыр;
  • в разные блюда добавляется растительное масло;
  • ограничения мучных изделий до 100 гр. в день.

Приёмы пищи в течение дня составляют 4-5 раз.

Примерное меню на день:

Приём пищиБлюда
Завтрак
  • овсяная, гречневая молочная, рисовая, манная каши;
  • молочная вермишель,
  • творожная запеканка,
  • хлеб с маслом, с сыром,
  • сырники со сметаной;
  • чай, молоко;
Обед
  • супы, борщ, супы-пюре; рыбные супы; свекольник;
  • бефстроганов из отварного мяса;
  • мясные котлеты, тефтели…
  • пюре картофельное, из цветной капусты;
  • крупяные изделия;
Полдник
  • йогурт;
  • ряженка;
  • запеченное яблоко;
  • кефир с ягодами;
  • пирожки с творогом, фруктами;
  • печенье
Ужин
  • омлет;
  • рисовая каша;
  • чай с молоком;
  • картофельные зразы;
  • тушеные овощи;
  • картофельная запеканка;
  • крупяные изделия;

Занятия для эмоционального и психологического развития

Для эмоционального развития, совершенствования сенсорики и слухового восприятия пригодятся музыкальные занятия и танцы. Показывайте в книжке веселые картинки, учите шуточные стихи и песни. Ведь смех – одна из самых положительных эмоций, а чувство юмора поможет ребенку в будущем позитивно относиться к жизни, справляться с самыми сложными ситуациями. Родителям стоит знать, что у веселых детей возрастные кризисы проходят намного быстрее и легче. Правильное эмоциональное развитие не менее важно для ребенка, чем познавательное. Кроме того, музыка, цветные картинки, книги, способствуют развитию у малышей сенсорных способностей, фантазии, инициативы. Только в творчестве, которое соединено с обучением, дети могут расти и совершенствовать свои навыки.

Очень хорошо развивает мелкую моторику конструктор. Детали его могут быть разных размеров, и больших, и маленьких. Попробуйте вместе с ребенком построить домик из лего, затем поселите в него зайчика, придумайте вместе сказку об этом. Если вы практикуете раннее развитие, вам пригодится азбука, карточки Домана или кубики Зайцева, тетради, альбомы и другой полезный материал, который совершенствует умственные навыки, логику. Алфавит можно изучать и с помощью обычных книжек, с буквами, рисунками и стишками. Развитию математических способностей способствует изучение цифр, последовательных рядов, в три года можно уже начинать обучать ребенка простым арифметическим действиям. Тематическое занятие должно быть интересным, чтобы малыш не заскучал, и не утратил к нему интерес.

При использовании любой методики важно правильное планирование занятия. Используйте все рекомендации, которые приведены в пособии. Только четкое передерживание инструкции поможет в полной мере достичь результата. И помните, занятия с ребенком должны приносить ему удовольствие. Поменьше спрашивайте его об усвоенном материале, не устраивайте бесконечные тесты, не будьте слишком строгими. Подойдите ответственно к выбору направления занятия, ведь в возрасте трех лет уже начинают проявляться индивидуальные способности малышей. Если ребенок спокойный, ему больше подойдут интеллектуальные и творческие занятия, если он гиперактивный, стоит больше внимания уделить физическому развитию и подвижным играм. Не забывайте читать ребенку книги, учить с ним стихи. Только таким способом можно совершенствовать память, вырабатывать правильную речь и произношение.

Запомните, сайт или женский форум не то место, где вы должны искать советы или оценивать развитие своего ребенка. Помочь выявить проблему может только консультация педиатра или психолога. Все дети особенные, и развиваются по-своему. Нормы являются довольно условными, а отклонения от них не всегда свидетельствуют о серьезной патологии. Регулярные занятия с ребенком, ежедневное обучение в процессе игры, любовь к нему и внимание, вот что помогает малышу расти и познавать мир правильно.

Развитие физических способностей ребенка

Этот вид направлен на развитие координации движений ребенка, на развитие ловкости рук, повышение такого качества, как выносливость.

Занятия для физического развития должны проводиться непременно каждый день и включать в себя следующие виды упражнений:

  • проведение зарядки под музыку;
  • перешагивание через разложенные бруски или другие препятствия;
  • учим ходить ребенка по наклонной доске;
  • прыжки на месте и под музыку на двух ножках и на одной;
  • спрыгивание с небольших препятствий;
  • проведение игр с несложными правилами;
  • если дома есть шведская стенка, это также способствует более активному проведению времени.

Помощь в развитии: действия родителей

Занимайтесь постоянно с малышом, при этом не делайте за него. Предоставьте ребенку материалы, объясните и помогите, когда малыш попросит сам.

Упражнения

Утренняя гимнастика, танцы под музыку отлично помогут малышу. Разрешайте бегать и играть с детьми, отличным вариантом будет водить ребенка в спортивную секцию.

Игрушки

В наличии у вас должны быть:

  • пирамидки;
  • кубики;
  • сортеры;
  • шнуровки;
  • пазлы;
  • мозаики;
  • конструктор;
  • книги;
  • набор для творчества;
  • пупсы;
  • машинки.

Дальше ориентируйтесь на интересы и способности ребенка. Подарите малышу первую настольную игру, изучайте и запоминайте правила вместе.


Собирайте с ребенком конструктор, играйте в интересные игры.

Подвижные игры

Вспоминайте детство и игры из него. Научите малыша играть в салки, догонялки, в игры с мячом. Попробуйте заняться бадминтоном. Сходите на семейный сеанс в бассейн.

Развитие познавательной активности

Изучение окружающего мира происходит посредством увеличения познавательной активности ребенка. Такие занятия развивают логику, внимание, память, мышление. В форме игры малышу легко узнать о мире вокруг себя, познакомится с математическими понятиями и величинами.

Помогут крохе такие упражнения, как:

  • по образцу или названию ищем цвета и предметы;
  • собирание матрешек из фигурок разного размера;
  • собирание пирамидки из 7-9 колец разного цвета и размера;
  • обращаем внимание малыша на понятия большой, средний, маленький;
  • складываем пазлы из 6-8 деталей;
  • пользуемся лото, мозаикой, привлекаем внимание ребенка к интересным развивающим играм;
  • помогаем различать пространственные понятия: право-лево;
  • знакомимся с цифрами, буквами. Хотя три года еще и слишком юный возраст для обучения элементам грамоты, некоторые дети очень быстро понимают и запоминают буквы, а впоследствии гораздо быстрее обучаются навыкам чтения.

Моторика.

Для крохи очень важна правильно подобранная развивающая среда. Какие игрушки купить, чтобы они не оказались лишними и ненужными? Как подобрать в магазине именно то, что необходимо малютке по возрасту? Все это читайте в статье: » Какие игрушки нужны!»

Навыки:

  • Самостоятельно раздевается и одевается (рубашка, колготки, штанишки, шапка).
  • Свободно манипулирует в одежде кнопками.
  • Учится застегивать пуговицы. Крупные пуговки даются легко, мелкие – сложно.
  • Завязывать шнурки еще не умеет.
  • Приносит тарелку и ложку для еды.
  • Может самостоятельно есть ложкой густую и жидкую пищу. При этом ложку держит в правой руке, опуская ее в тарелку, слегка наклоняясь над столом.
  • Пьет из чашки, не проливая содержимое. Старается не пачкать одежду и стол.
  • Удерживает хлеб левой рукой, умеет откусывать небольшие кусочки.
  • Обращает внимание на испачканные руки, лицо, показывает взрослому, что испачкался, пытается вытереться самостоятельно салфеткой.
  • Улавливает непорядок за столом (отсутствие салфетки, наличие крошек) и демонстрирует свои замечания.
  • Гигиена – намыливает руки мылом, моет их круговыми движениями, подставляет ладошки под струю воды, стряхивает капельки с рук, вытирает их полотенцем. Уверенно водит зубной щеткой по зубам, расческой по волосам.
  • Продолжает играть в песочнице и делать куличики разных форм.

Лепка

  • От мягкого пластилина или теста отщипывает кусочки, крошит его.
  • Умеет катать колбаски, шарик, любит сдавливать шарик в лепешку в виде блюдечка. На лепешках пластилина выдавливает печати в виде рисунка.
  • При помощи стеки (пластмассового ножичка в наборе с пластилином) учится разрезать колбаски на маленькие кусочки.

Изобразительная деятельность

  • Продолжает любить рисовать красками, фломастерами.
  • Рисовать карандашами не очень любит, так как их приходится надавливать. (Для правильного захвата лучше использовать трехгранный карандаш).
  • Умеет не просто рисовать линии – вертикальные, горизонтальные, пересекающиеся, а связывает их уже с конкретными образами (Дождь капает, травка растет).
  • Рисует округлости (круги) наподобие мяча, солнце.

По теме: Развитие речи. Постановка звука «Ш».

Конструирование и игры с предметами:

  • Активно использует предметы заместители:

«Мама, на кашу!» — протягивает ребенок пластиковую кастрюльку, полную песка.

«Это лошадка!» говорит мальчик, оседлав палку и прыгая по комнате.

  • Быстро складывает пирамидку из 6 колец.
  • Строит из кубиков различные постройки, которые участвуют уже в сюжете. (Дом с трубой для куколки из цилиндров, кирпичиков и призмы, машина из кубиков, гараж из кирпичиков).
  • По-прежнему привлекают шершавые кубики, которые между собой могут сцепляться. Активно проявляет интерес к конструированию из Lego.
  • Складывает крупную мозаику. Формирует из нее цветочки – серединка белая, лепестки красные и т.д.
  • Учится играть в лото-животные. Находит одинаковые картинки, кладет их рядом.
  • Формирование навыков работы с бумагой – отрывать, сминать ее в комочки.
  • Использует инструменты для сюжетных игр. Если нужно починить стол или отремонтировать машинку – находит пилу, отвертку, плоскогубцы и применяет по назначению.
  • Овладевает навыками создания общего рисунка из 2 разрезных картинок.
  • Добавляет к играм шнуровку с большими дырками. (Дерево с фруктами).
  • Играет вместе со взрослым в пальчиковый кукольный театр.

Речевое развитие

Все родители мечтают видеть в будущем своего ребенка успешным! Стараются дать ему необходимые знания, умения, записывают в различные кружки для приобретения навыков. Наряду с физическим и интеллектуальным совершенствованием необходимо уделять внимание речевому развитию. Ведь в любом контакте с окружающим миром человеку нужна речь, и чем лучше он владеет вербальным (посредством устной речи) способом общения, тем проще и качественнее будет процесс его коммуникации в обществе.

Речь развивается с самого рождения, а задача взрослых – обеспечить правильную речевую среду малыша. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, не искажая звуковое наполнение слов, не выбирать длинные предложений. Но, самое главное, разговаривать много, не громко, слегка в замедленном темпе, чтобы у ребеночка накапливался словарь слов, которые он впоследствии смог бы складывать во фразы и предложения.

В три года речь нормотипичного ребенка достаточно развита, у малыша встречаются нарушения произношения звуков, но это небольшая проблема для этого возраста.

Необходимо обратить внимание:

  • правильно ли понимает ребенок обращенную к нему речь взрослого, может ли выполнить сложную инструкцию;
  • как развиты навыки артикуляции, нет ли гиперсаливации (слюнотечения), умеет ли малыш выполнять простые артикуляционные движения;
  • как развивается у малыша связная речь (составление развернутых предложений, ответ на вопрос не одним словом);
  • правильно ли он согласует слова во фразах и словосочетаниях (например: «голубая небо», «вкусная повидла»…);
  • способен ли изменять и образовывать формы слов (ухо – ухи, груша – нет грушев, варенье из малины – малиновое, лист клёна –кленОвый).

Приведем примеры некоторых игр, способствующих развитию речи:

«Юный журналист»

Предлагаем ребенку поработать репортёром (предварительно объяснив, что это значит), и составить репортаж о какой-нибудь игрушке. Рассказать, что это за игрушка, из какого материала сделана, какого цвета и формы.

«В пещере гномика»

Объясняем, что у гномика всё маленькое в отличие от великана, и, если у великана «стул», то у гномика «стульчик» и подбираем любые другие слова.

«Сказка о веселом язычке»

Упражнения для развития артикуляционной моторики. В сказке используются слова, обозначающие артикуляционные упражнения: «иголочка», «чашечка», «лошадка», «моторчик», «вкусное варенье», «лодочка», «заборчик», «окошко», «грибок».

Можно самостоятельно придумать сказку, например: «Жил был язычок! Проснулся он утром, выглянул из «окошка» и пошел гулять. По дороге увидел «лошадку» и «грибок»…

Описания упражнений можно найти в широком доступе в любом Интернет-ресурсе, посвященном логопедическому развитию.

Развитие артикуляции подготавливает ребенка к выговариванию трудных звуков и слов, формирует различные произносительные способности, устраняет гиперсаливацию. Если выполнять артикуляционные упражнения с раннего возраста, больше вероятности, что все звуки встанут на свои места в нужное время.

«Скажи, что слышишь»

Развитие фонематического слуха (различение речевых и неречевых звуков).

Малышу предлагается сказать, что за звук он услышал. Можно использовать ширму, чтобы ребенок догадался лишь по звуку, без зрительного подтверждения. Например, звук колокольчика, шуршащей бумаги, либо звуки, которые произносят животные.

Фонематический слух играет большую роль в правильном звукопроизношении и обучению элементов грамоты в более старшем возрасте.

Занятия для физического и умственного развития

В трехлетнем возрасте важно уделять внимание и физическому, и умственному развитию малышей. Гимнастика должна быть ежедневной, минут по 20-30. Сделайте ее интересной и веселой, занимайтесь с ребенком под музыку. Пускай ребенок вытянет ручки вверх, поднимется на цыпочках и скажет: «Я большой». Затем присядет и проговорит «Я маленький». Попросите малыша подольше постоять на одной ножке, как цапля, а затем попеременно попрыгать, то на одной, то на другой ноге. Лежа на спине ребенок поднимает ноги, качая таким образом мышцы пресса. Затем ложится на животик и пытается дотянуться носочками до затылка. Полезными будут занятия с большим гимнастическим мячом. Попробуйте найти обучающие видео ролики или специальные картинки в интернете, где более подробно описаны упражнения для трехлетних малышей.

В развитии речи к трем годам у детей наблюдается большой прогресс. Сейчас их нужно учить правильно формировать свои мысли, объяснять процессы и события, выражать эмоции словами. Очень помогут в этом игры с множеством вопросов. Попробуйте с ребенком группировать предметы по признакам.

Например, выясняйте, что может быть сладким, холодным, высоким. Приготовьте карточки с рисунками, пускай раскладывает и сортирует предметы по их основным признакам. Учите ребенка ориентироваться во времени. Можно начинать осваивать с ним календарь, пускай запоминает название времен года, месяцев. Рассказывайте ему о последовательности действий. Подчеркивайте, что сперва моются руки, а потом можно садится есть. Сначала из одежды нужно надеть колготки, потом штанишки, затем ботинки, и только после этого вы идете гулять.

Очень полезными будут занятия с ребенком на последовательность рядов. Для этого понадобятся карточки с рисунками, цветные картинки. На них могут быть нарисованы детки на разных этапах одевания, времена года, утро, день и ночь. Можно начинать игры, в которых нужно по признаку выделить одинаковые предметы или найти лишние, создать смысловые пары. Важное место должны занимать творческие занятия, лепка, рисование, аппликация. Пускай ребенок сам фантазирует, вы ему только подсказывайте, какие краски лучше взять, какая формочка поможет создать желаемую фигурку. Детали для аппликаций могут быть готовыми, но неплохо если малыш сам будет их вырезать по нарисованным линиям. Обязательным материалом для занятий с ребенком должны быть раскраски, цветные карточки, кубики с буквами и цифрами и другие развивашки. Любой род деятельности сопровождайте комментариями. Разговаривая с ребенком, вы совершенствуете его речь.

Развитие мелкой моторики

Для стимуляции речевой деятельности необходимо развивать и тонкую моторику малыша. Если во время занятия ребенок задействует пальчики рук, тем самым он стимулирует речевые зоны коры головного мозга.

Упражнения для развития:

  • гимнастика пальчиков (используя небольшие стихотворения, можно поиграть пальчиками рук);
  • пескотерапия – это игры с песком или мелкодисперсными крупами. Развивается не только моторика, но и воображение малыша;
  • застёгивание пуговичек, застежек, липучек;
  • выкладывание мозаики или различных узоров, используя ракушки либо макароны…
  • нанизывание различных бусинок.

Сенсорное развитие ребенка

К данному развитию относятся органы чувств малыша: слух, зрение, тактильные ощущения, вкус, обоняние. Ребенок улучшает чувствительность, а значит и качество восприятия окружающего мира.

Примерные упражнения:

  • игры в пальчиковом бассейне (бассейн представляет собой конструкцию с ячейками, в которые насыпаются различные крупы или другие сыпучие материалы, в том числе камешки, пуговицы и другое)
  • распознавание неречевых звуков (запись голосов животных, звуков насекомых, звуков музыкальных инструментов…)
  • на ощупь определяем предметы, или игрушки;
  • угадываем продукты на вкус или по запаху.

Три года самый благоприятный период для развития детей. Ребенок воспринимает положительное влияние как губка, быстро запоминает и усваивает информацию. Занимайтесь с крохой, проявляйте любовь, и результат вашего труда не заставит ждать!

Выражение чувств и эмоций.

  • Продолжает получать удовольствие от возможностей своего тела – ходить вперед-назад, бегать, прыгать, переступать через предметы.
  • Пересказывая сюжет сказок, сопереживает главным героям, сопровождая свои чувства жестами и мимикой. Использует цитаты из сказок: «Беда, беда, бегите скорее сюда!»
  • Активно выражает недовольство. Может сердиться, возмущаться, жаловаться, бормоча и жестикулируя.
  • Выражает свою любовь через объятия и поцелуи.
  • По-прежнему ожидает от родителей проявления их любви и внимания.
  • Расплывается в улыбке, когда получает одобрение и похвалу за свои достижения. Ждет словесного поощрения своих успехов.

По теме: Осел и кукушка. Логоритмика.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]