Детей трехлетнего возраста нередко называют «почемучками». Им интересно все то, что происходит вокруг них. Они часто задают вопросы: как, почему, зачем, что будет, если? Речь малышей находится в фазе становления.
Но у некоторых детей случаются задержки в развитии. Чтобы вовремя их выявить, родителям необходимо понимать, что представляет собой речь ребенка в 3 года: норма слов, связность предложений, звукопроизношение.
Какой должна быть речь 3-летнего ребенка?
Речь трехлетнего ребенка продолжает активно развиваться. Ближе к четырем годам многие дети уже начинают делать умозаключения, рассуждать об окружающих их явлениях, предметах. Малышу интересно общаться с родными и незнакомыми людьми.
Многие родители хотят знать, какая норма речи ребенка в 3 года. Надо понимать, что все дети индивидуальны в своем становлении. Малыши одного возраста могут находиться на разных уровнях развития речевых способностей.
Как правило, к окончанию трех лет дети приходят со следующими достижениями:
- произношение слов значительно улучшается. Речь становится более отчетливой;
- малыш знает названия практических всех окружающих его предметов (обуви, мебели, одежды, деталей интерьера, игрушек);
- чадо может согласовывать слова по падежам, родам, числам. Правда, не всегда у него это выходит правильно;
- в речи наблюдается увеличение количества наречий, предлогов, прилагательных, местоимений;
- малыш может запоминать короткие сказки и стихи, пересказывать их.
Если в развитии ребенка нет отклонений, то он будет стремиться налаживать контакты со взрослыми и сверстниками при помощи общения.
Существуют нормы развития речи в три года. Их педиатр учитывает во время осмотра маленького пациента. Доктор оценивает звукопроизношение, связность предложений, словарный запас.
Звукопроизношение
По мере роста чада совершенствуется его артикуляционный аппарат. В трехлетнем возрасте движения языка, нижней челюсти и губ становятся более точными и скоординированными.
Благодаря окрепшему язычку у малыша получается правильно произносить согласные звуки, которые раньше смягчались. Речь становится более понятной незнакомым людям. Например, если раньше ребенок выговаривал «сядик», «маляко», то теперь он произносит эти слова правильно.
Легче начинают даваться слова со стечениями двух согласных (бутылка, класс, хлеб), а также состоящие из 3-5 слогов.
В трехлетнем возрасте нередко наблюдаются такие проблемы со звукопроизношением:
- замена шипящих звуков на свистящие. Например, вместо «шапка» малыш говорит «сапка», «ножик» – «нозик»;
- в речи отсутствуют звуки «р», «л». Нередко дети заменяют их на «в», «й», смягчая «л»: «рыба» произносят «либа», «ложка» – «вожка», «лодка» – «йодка»;
- звуки «ч» и «ц» произносятся нечетко. Например, малыш говорит не «цыплёнок», а «тсыпленок», не «принц», а «принтс», не «чай», а «тяй».
Словарный запас
У трехлетнего малыша практически в два раза увеличивается активный словарный запас. Если к трем годам он знал около тысячи слов, то ближе к четырехлетнему возрасту это количество возрастает до 2000.
Дети любят играть со словами, рифмовать и изменять их, придумывать комбинации из звуков (например, «плям, слям, глям, тлям», «молоко, далеко, колоко, толоко»). Слишком длинные слова произносятся неправильно. Например, «электричество» малыш может выговаривать «лепестричество», а вместо «велосипед» – «лисипед».
Нередки случаи, когда дети переставляют местами звуки, слоги, говоря не «магазин», а «гамазин», не «первый», а «певрый». Наблюдаются определенные сложности при произношении двух идущих подряд согласных звуков: дети вставляют между ними гласный либо не произносят один согласный. В три года дети могут различать сходные внешне предметы: тигр-лев, кружка-чашка. Они знают названия многих животных и могут показать их на картинке.
При осваивании новых слов ребята трехлетнего возраста устанавливают смысловые связи между действиями, предметами и их наименованиями. К лексике родного языка они тоже начинают относиться более осмысленно. При этом речь детей в три года еще несовершенна. Для пересказа запомнившихся событий или длинных сказок им часто не хватает слов.
Связность слов и предложений
Дети трехлетнего возраста еще не умеют связно и логично рассказать о том, что видели, что вызвало у них интерес. Возникают сложности с пересказом содержания художественного произведения.
Монолог на заданную тему у ребят пока не получается без использования наводящих вопросов. Высказывания детей трех лет неразвернутые. Их фразы простые и зачастую несвязные.
Составить длинный осмысленный рассказ по картинке они не могут. Вместо этого перечисляют предметы и действия героев, увиденные на изображении, тогда как понятные и простые по содержанию потешки дети трехлетнего возраста хорошо запоминают и декламируют.
Малыши в 3 года способны практически дословно пересказать короткую сказку, прослушанную неоднократно. При этом некоторые слова им могут быть совершенно непонятны (например, смоляной бочок, лубяная избушка).
Как определить задержку речевого развития?
У некоторых детей наблюдается задержка речевого развития. Родителям важно вовремя заподозрить наличие отклонения. Для этого необходимо знать особенности становления речи у детей раннего возраста. Они приведены в таблице ниже.
Становление речи начинается с гуления
Возраст | Особенности речи |
1,5-2 месяца | гуление |
4 месяца | лепет |
7-8,5 месяцев | лепет, повторение хорошо получающихся слоговых цепочек |
9-11 месяцев | первые слова |
год | знание 10 слов |
1-2 года | формирование фразовой речи |
2-3 года | построение простых предложений из нескольких слов |
3-4 года | формирование связного языка |
Распространенные признаки задержки развития речи:
- малыш мало гулит, лепечет, беззвучный;
- в год кроха не реагирует на звук;
- в 2 года чадо не выполняет действий по просьбе родителей. Не может соединять слова в простые фразы;
- в 3 года отсутствует собственная речь;
- для общения используются преимущественно жесты и мимика;
- наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.
Чтобы устранить задержку речевого развития, необходимо выявить и исключить влияние фактора, спровоцировавшего появление такой проблемы.
Специалисты выделяют такие основные причины:
- проблемы внутриутробного типа, родовые травмы;
- задержка нервно-психического становления;
- получение черепно-мозговой травмы в раннем возрасте;
- проблемы со слухом (глухота, тугоухость);
- нарушения психологического характера;
- дефицит общения.
Диагностика нарушений
Вы можете проделать диагностику речевого развития с ребенком дома. Для этого есть несколько заданий, исходя из результатов которых вы сможете сделать определенные выводы.
- Попросите ребенка назвать слова по картинкам: игрушки, мебель, животные, времена года.
- Также по этим картинкам спросите о качествах этих предметов.
- Предложите детям выполнить какие-либо ваши поручения: принести игрушку, нарисовать дерево и т.д.
- Для грамматического исследования речи, попросите ребенка: изменить число существительного, посчитать предметы и произнести ласково слова, используя уменьшительно-ласкательный суффикс.
- В целях определения уровня развития фразовой речи, предложите малышу закончить ваше предложение. Для облегчения этой задачи, вы можете использовать картинки с подходящим сюжетом.
Что делать, если малыш плохо разговаривает?
Родители, чьи дети плохо разговаривают в три года, задаются вопросом, что им делать. Комаровский отмечает, что, если у ребенка этого возраста речь абсолютно несвязная, то это повод обратиться к специалисту.
По мнению известного педиатра, при оценке развития чада родители должны принимать во внимание не только словарный запас, но и динамику его пополнения.
Комаровский считает, что если количество слов, выговариваемых в 2 и 3 года не изменяется, то это опасная тенденция. Если малыш отстает от нормативов всего на 10-20 слов, тогда переживать не стоит: спустя 1-2 месяца лексикон увеличится.
Детей, у которых имеются признаки задержки развития речи, нужно обязательно обследовать, показать специалисту. Не рекомендуется давать им в качестве развлечения гаджеты. Для них более полезным будет живое общение. Вместо компьютерных игр лучше предложить сыну или дочери прогулку по улице, чтение книги.
Комаровский не рекомендует родителям сравнивать свое чадо с другими детьми. Надо помнить, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая развивается в своем темпе. Задача мамы с папой – помогать малышу в становлении.
Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее
Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов. Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:
- Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
- Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
- Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
- Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).
Видео по теме
Нормы развития речи от 0 до 3 лет:
Таким образом, речь трехлетних детей интенсивно развивается. Пополняется словарный запас, улучшается произношение слов и связность предложений. Существуют нормы становления речи. Но они являются условными, поскольку все дети индивидуальны в своем развитии.
Родителям нужно помогать ребенку совершенствовать речь при помощи специальных занятий, проводимых в игровой форме. В случае наличия признаков задержки развития необходимо обращаться за помощью к специалистам.
Способы развития словарного запаса у ребёнка
Больше читайте
Когда мы читаем ребёнку книгу, он сталкивается с ситуациями и объектами, с которыми до этого не взаимодействовал, а может, и не встретится никогда. Приведём пример: жирафа, тушканчика или птицу ткачика ребёнок из средней полосы России может увидеть разве что в зоопарке, а благодаря чтению книги «Мартышкин дом» Бориса Заходера с хорошими иллюстрациями узнает о существовании таких животных, их названиях, месте обитания и некоторых повадках. Расширится кругозор ребёнка, появится пища для его фантазии, новая тема для творчества и, конечно, увеличится словарный запас.
Для формирования лексикона детей младшего возраста хорошо подходят виммельбухи – книги с крупными детализированными иллюстрациями без текста или с его минимальным количеством. Они знакомят ребят с новыми для них ситуациями. Например, с жизнью в деревне или в большом городе. Рассматривая книжки-картинки вместе с малышом, вы можете объяснить незнакомые понятия и проговорить новые слова. А чтобы их лучше запомнить, давайте ребёнку простые задания, например: «Найди и покажи курочку», «Кто сидит в тракторе?», «Кто первый найдёт гусеницу – ты или я?».
Говорите с ребёнком
Для ребёнка нормально и естественно изучать окружающий мир через взаимодействие со взрослыми, через интерпретации, которые даёт родитель происходящим вокруг событиям. Важно разговаривать с сыном или дочкой с рождения. Делаете малышу массаж или гимнастику – называйте части его тела. Гуляете в парке – перечисляйте растения и птиц, которых видите. Идёте по городу – расскажите про машины, дома, строительную технику. Следите, чтобы ваша речь была разнообразна: используйте синонимы, говорите распространёнными предложениями. Эмоциональный настрой тоже важен: покажите чувства, которые вы испытываете. Здорово, если у малыша будет возможность потрогать, понюхать или даже облизать новый предмет, хотя это не всегда уместно.
Играйте в игры
Дети познают мир через игру, поэтому научить их чему-либо проще всего в игровой форме. Есть несколько способов расширить словарный запас ребёнка в увлекательной манере.
1. Съедобное-несъедобное
. Знакомая всем игра: ведущий бросает мяч и называет предмет. Если это что-то съедобное, мяч нужно поймать. Если наоборот – отбить. Тот, кто ошибётся, становится водой. Кстати, в эту игру можно играть по-разному: например, называть живое и неживое, или тёплое и холодное.
2. Кто больше вспомнит?
В эту игру удобно играть по дороге в детский сад. Определите категорию, к которой будете подбирать слова, например, «Животные». Поочередно придумывайте с ребёнком подходящие слова. Кто не сможет подобрать – проигрывает. Кстати, если вы немного поможете ребёнку и позволите ему выиграть, он будет воодушевлён.
3. Опиши вещь
. Вариант игры «Крокодил» для самых маленьких: пусть ребёнок опишет любую вещь из окружающей обстановки, а вы её отгадаете. Потом можно поменяться ролями.
4. Аналогии
. Предложите ребёнку продолжить фразу вроде этой: «Футболка – одежда, ботинок — …»
5. Весёлая семейка
. Ведущий бросает мяч всем поочередно. Сначала при каждом броске он называет варианты имён. Если имя игроку подходит, мяч нужно поймать. В какой-то момент вода бросает мяч и произносит «Семейка» или «Весёлая семейка». Если участник поймает такой мяч, сможет придумать себе имя сам. А вот если упустит, право выбора перейдёт к воде. После имени выбирают отчество, фамилию, место жительства, профессию, домашнего питомца, мужа или жену.
6. Скажи наоборот
. Один из участников называет слово, а другой должен подобрать к нему антоним: день — ночь, мокрый — сухой и др.
7. Что это значит?
Хороший способ запомнить новые слова. Взрослый называет незнакомое ребёнку слово (например, «рептилия») и предлагает варианты его значений. Задача малыша – выбрать правильный вариант.
8. Правда или нет?
«Акулы ходят по земле», «Солнце кубической формы», «Цыплята больше собаки»: предлагайте ребёнку варианты верных и ложных утверждений, а он будет радоваться, находя ошибки.
Ребёнку с богатым словарным запасом легче учиться, легче общаться со взрослыми и другими детьми. Задача родителей – помочь ему реализовать природный потенциал, в том числе – развить грамотную речь и восприятие информации в устном и письменном виде.