Почивалина Инна Юрьевна.
Искитим, МБДОУ № 10 «Ручеёк», учитель-логопед, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается термин «биоэнергопластика», ее преимущества и степень влияния на коррекцию звукопроизношения. Раскрыты основные этапы работы, представлены 4 комплекса биоэнергопластики, а также предложены авторские сказки, которые позволят избежать монотонности и однообразия в работе педагога. Данная статья будет полезна: учителям-логопедам, педагогам и родителям.
Ключевые слова: инновационный метод, звукопроизношение, коррекция, биоэнергопластика, сказка.
По данным мировой статистики число речевых нарушений у дошкольников с каждым годом увеличивается. Перед дошкольной образовательной организацией стоит задача всестороннего развития детей, коррекции отклонений в развитии ребёнка, а также его подготовки к поступлению в школу. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных её формах, используя различные методы и приёмы.
Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Поэтому мы всегда находимся в поиске наиболее эффективных путей воспитания и обучения. Известно, что использование в работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов поддерживает у ребенка познавательную активность, предотвращает утомление и, в целом, повышает эффективность логопедической работы.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно (игротерапия, сказкотерапия, пескотерапия, суд-жок, хромотерапия, аромотерапия и др.). Но мне хочется остановиться на том, который, на мой взгляд, является наиболее целесообразным и эффективным – это метод – биоэнергопластика.
Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук [2].
А.Л. Сиротюк считает, что в коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация [7]. Следовательно, для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластика.
По данным А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме [8]. Это говорит о том, что выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами приведет к возбуждению речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
По мнению О.И. Крупенчук и Т.А. Воробьёвой, артикуляционная гимнастика позволяет нам укрепить мышцы артикуляционного аппарата; развить силу подвижности и точности движений органов артикуляции; объединить простые движения в сложные артикуляционные уклады [4]. В свою очередь, биоэнергопластика способствует развитию координации движений, мелкой моторики пальцев рук; активизации интеллектуальной деятельности ребенка; развитию памяти, произвольности внимания, межполушарной взаимосвязи; формированию умения действовать по словесной инструкции.
Этого же мнения придерживается А.Л. Сиротюк, которая утверждает, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику [6].
В начале учебного года, когда происходит обследование у детей артикуляционного аппарата, его подвижности и речевого развития, подбирается комплекс артикуляционных упражнений на те звуки, которые нарушены. На первом этапе дети выполняют упражнения за логопедом перед зеркалом. На втором этапе мы также проводим артикуляционные упражнения традиционно, при этом используя сказки о «Веселом язычке». Ребенок выполняет сидя перед зеркалом, учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Пока рука ребенка в упражнениях не участвует. Третий этап упражнения проводятся без зеркала по инструкции, без образца, рука ребенка не участвует. Четвертый этап – артикуляционные упражнения проводятся синхронно с движениями рук – биоэнергопластика.
Рассматривая содержательную работу с ребенком с ТНР, придерживаемся мнения и опыта практиков о необходимости учета личностно-ориентированного подхода: уделять достаточное количество времени каждому ребенку вне зависимости от наличия особенностей; обеспечивать взаимосвязь учителя-логопеда и ребенка, готовность оказать необходимую помощь и поддержку; стремиться быть позитивным в общении с ребенком; использовать доступную речевую коммуникацию, организовывать комфортное учебное пространство для осуществления общения; выступать в роли хорошего слушателя и предоставлять возможность высказывать ребенку свои мысли до конца и в уместных случаях их аргументировать; опираться на сильные стороны ребенка в работе [3; 5].
В работе мы используем авторские технологии Елены Филипповны Архиповой [1]. Автор выделяет 20 упражнений: 1. «Забор»; 2. «Окно»; 3. «Мост»; 4. «Парус»; 5. «Трубочка»; 6. Чередование «забор-трубочка»; 7. «Лопата»; 8. «Лопата копает»; 9. «Вкусное варенье», 10. «Теплый ветер»; 11. «Цокает лошадь»; 12. «Молоток»; 13. «Дятел»; 14. «Пулемет»; 15-а. «Холодный ветер; 15-б. «Комар»; 16-а «Пароход» 1 вариант; 16-б. «Пароход» 2 вариант; 17. «Пароход гудит»; 18. «Маляр»; 19. «Качели»; 20. «Фокус».
Применяя биоэнергопластику, следует отметить, что статические упражнения, такие как «Заборчик», «Мост» и другие даются детям легче. Динамические требуют большей концентрации внимания, например перед выполнением упражнений «Цокает лошадь», «Молоток», «Дятел», «Пулемет» необходимо с ребенком отстукивать ритм по столу, а только потом подключать артикуляционный аппарат.
Елена Филипповна предлагает 4 комплекса биоэнергопластики [1]:
- 1 комплекс упражнений для шипящих: «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» (номера упражнений № 1, № 2, № 3, № 7, № 8, № 9, № 20, №10).
- 2 комплекс упражнений для звука «Р»: «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус» – «Цокает лошадь» – «Молоток» – «Дятел» – «Пулемет» (номера упражнений № 1, № 2, № 3, № 4, № 11, № 12, № 13, № 20, № 1).
- 3 комплекс упражнений для звука «Л»: «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Пароход» – «Пароход гудит» (номера упражнений № 1, № 2, № 7, № 4, № 16, № 17).
- 4 комплекс упражнений для свистящих: «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Забор» – «Холодный ветер» (номера упражнений № 1, № 2, № 3, № 1, № 15).
Для того чтобы воспитанники лучше запоминали упражнения, мы придумали сказки, а к сказкам ребята изготовили иллюстрации. Таким образом, у нас появилась книга сказок «О любознательном Язычке».
Для комплекса № 1: За красивым, ярким забором (упражнение «Заборчик») жил-был маленький, трудолюбивый Язычок. Рано утром он выглянул в свое окно (упражнение «Окно»), на небе светило яркое солнце. Отправился Язычок в гости к своей бабушке, перешел через маленький мостик (упражнение «Мост») и оказался у ее дома. Бабушка очень обрадовалась, когда увидела своего внука, ведь ей так нужна была его помощь. Взял он свою лопату (упражнение «Лопата») и весело принялся за работу (упражнение «Лопата копает»), выкопал морковку, свеклу, картошку и много других овощей, очень устал Язычок и проголодался. Бабушка знала, что больше всего ее внучок любит малиновое варенье, поэтому налила ему чаю и целое блюдце варенья (упражнение «Вкусное варенье»). Наелся Язычок и пошел посидеть под зеленым и высоким деревом, там его встретил маленький Гном, который научил Язычок показывать фокусы (упражнение «Фокус»). А на улице было так хорошо и дул теплый ветерок (упражнение «Теплый ветер»).
Для комплекса № 2: За высоким и большим забором (упражнение «Заборчик») жил-был маленький Язычок, очень он любил слушать сказки о дальних странах. Мечтая о путешествиях, он часто выглядывал в свое окошечко (упражнение «Окно»), однажды Язычок прочитал о великом Волшебнике, который мог каждого научить рычать и решил его отыскать. Рано утром он отправился в путь, перешел через невысокий мост (упражнение «Мост») и оказался на берегу широкой глубокой реки. Стал Язычок думать, как же ему перебраться на другой берег, вдруг он увидел старую лодку, только она была без паруса, решил Язычок ее починить (упражнение «Парус»). Долго плыл Язычок, наконец он добрался до другого берега, но там не нашел домика великого Волшебника, зато он встретил Лошадку, которая согласилась ему помочь, и отправились они в путь вместе (упражнение «Лошадь цокает»). По дороге у друзей случилась беда, у Лошадки сломалась подкова, но наш Язычок знал, как ее починить (упражнение «Молоток»). А тем временем за ними наблюдал трудолюбивый Дятел, который был удивлен, увидев таких дружных ребят, он захотел с ними познакомиться и весело застучал по дереву (упражнение «Дятел»). Оказалось, что Дятел тоже знаком с великим Волшебником, друзья очень обрадовались и взяли его с собой. И они вместе отправились в путь, вдруг они увидели полянку, на которой сидел великий Волшебник и маленький Тигренок, он очень старался, но у него не получалось, тогда Волшебник дал ему совет, чтобы научится правильно рычать, нужно сильнее выдохнуть на язычок (упражнение «Пулемет»). Друзьям очень понравился совет Волшебника, и они принялись за работу.
Для комплекса № 3: За красивым, ярким забором (упражнение «Заборчик») жил-был маленький, любопытный Язычок. Рано утром он выглянул в свое окошечко (упражнение «Окно») и увидел на реке что-то большое и белое. Очень удивился Язычок, вышел из домика и быстро побежал по мостику (упражнение «Мост»). Подбежав поближе к воде, Язычок понял, что это Пароход (упражнение «Пароход»), но только почему-то он был очень грустный. Язычок узнал, что Пароход простудился и совсем не может гудеть как раньше, Язычок решил ему помочь (упражнение «Пароход гудит»). С тех пор Язычок и Пароход стали лучшими друзьями.
Для комплекса № 4: На улице наступила белая, холодная зима. Домик нашего Язычка почти засыпало снегом, и только краешек забора было видно издалека (упражнение «Забор»). Язычок сидел дома и смотрел в свое маленькое окошечко (упражнение «Окно»). Вдруг он услышал на улице интересный и необычный звук, Язычок поспешил на улицу, скатился со скользкого мостика (упражнение «Мост») и упал в большой сугроб возле заборчика (упражнение «Забор»). Поднялся, отряхнулся и снова прислушался. Оказалось, это Снежинки пели свою веселую песенку (упражнение «Холодный ветер»). Так Язычок нашел новых друзей и перестал грустить в зимние вечера.
Таким образом, систематическая работа с применением биоэнергопластики с использованием сказки, оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, способствует развитию воображения, расширению активного и пассивного словаря, что в свою очередь позволяет нам достичь определённых положительных результатов в коррекционном процессе. Стоит отметить ещё один немаловажный «плюс». Данная методика позволяет логопеду избежать повторения многократных устных инструкций. Это снижает нагрузку на голосовые связки и артикуляционный аппарат, тем самым помогая сберечь здоровье самого педагога.
Библиографический список:
- Архипова Е.Ф. Практикум-максикум. Приемы нейростимуляции при постановке и автоматизации звуков [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://arkhipovaef.ru (дата обращения 20.12.17).
- Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 105 с.
- Инклюзивное образование в России и за рубежом: теория и практика / Ю.В. Мельник, Н.А. Одинокова, А.А. Смирнов: монография // Центр содействия развитию научных исследований. – Новосибирск: ООО агенство «Сибпринт», 2013. – 206 с.
- Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 104 с.
- Одинокова Н.А., Данекина Е.А. Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции; под ред. Г.С. Чесноковой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 148–150.
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 198 с.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: Сфера, 2001. – 204 с.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. – М.: Аркти, 2001. – 56 с.
Статья на тему» Нетрадиционные методы и приёмы работы по коррекции произносительной стороны речи
Авторы статьи:
Боброва Елена Аркадьевна,
Кушнаренко Ольга Владимировна,
учителя-логопеды, МДОУ «Д\с №40
компенсирующего вида» г. Ухта
Обогащение коррекционно-образовательного пространства детей с ОВЗ путём использования нетрадиционных методов и приёмов работы по коррекции произносительной стороны речи
Учителя-логопеды описывают методы и приёмы по коррекции произношения у детей с ОВЗ: постановка звуков механическим способом с помощью соски; применение пособия Звуковой домик; использование в работе логопеда нестандартного оборудования — реквизит «Сырная дырка».
Ключевые слова:
детский сад компенсирующего вида, дети дошкольного возраста с ОВЗ,тяжелые нарушения речи,формирование правильного звукопроизношения,нетрадиционные методы и приемы работы по коррекции произносительной стороны речи.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Коррекционная работа с дошкольниками с речевыми нарушениями представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений.
Мы работаем в детском саду № 40 компенсирующего вида. Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, неврологическими нарушениями, тяжелыми нарушениями речи. Чаще всего у детей снижена познавательная активность, нарушена ориентировка в пространстве и координация движений. С детьми необходимо проводить коррекционную работу, нацеленную на развитие всех сторон речевой деятельности ребенка.
Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:
- 1 этап — подготовительный. Основными его задачами являются:
а) развитие слухового внимания слуховой памяти и фонематического восприятия;
б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов речевого аппарата.
- 2 этап — формирование произносительных умений и навыков.
В своей работе мы используем нетрадиционные методы и приемы постановки звуков с механической помощью.
Известно, что учителя — логопеды используют для механической постановки звуков разные заменители зондов (ватные палочки, шпателя), тем самым, преследуя цель, более быстрой, удобной, легкой постановки звуков.
Многие дети психологически не допускают использование металлических зондов. Некоторые не допускают использование ватной палочки. При небольшом касании до языка или даже губ у ребенка возникает рвотный рефлекс и в дальнейшем он отказывается заниматься с логопедом.
В нашей практике при постановке звуков, мы используем обычные резиновые соски.
Почему соска – потому что она мягкая, округлая, не наносит каких — либо дискомфортных ощущений. Это что — то родное для ребенка, знакомое, поэтому ребенку она нравится.
Соски обрабатываются так же как зонды. В кабинете их можно хранить в индивидуальных контейнерах для каждого ребенка. Для того чтобы не носить контейнеры с сосками домой для закрепления постановки звука, родителям рекомендуется приобрести соски в аптеке. На консультациях родители обучаются как правильно ими пользоваться.
На начальном этапе необходимо отработать ряд артикуляционных упражнений с использованием соски. Сами артикуляционные упражнения стандартны и всем хорошо знакомы.
Когда ребенку бывает трудно выполнить артикуляционное упражнение по показу или подражанию нам помогает резиновая соска. Педагог надевает соску на указательный палец и показывает во рту ребенку куда нужно поставить или прижать язык, чтобы упражнение получилось правильно.
Всем нам знаком определенный комплекс упражнений для постановки свистящих звуков. (Горка, Катушка, Почистим зубки и др). У ребенка уже хорошо получаются артикуляционные упражнения, но при вызывании звука ССССС на выдохе артикуляционная поза теряется.
Упражнение «Свисток»:
1) надеть соску на указательный палец.
2) открыть широко рот.
3) язык поставить «горочкой».
4) положить соску по середине языка, немного прижимая его вниз, так чтобы кончик языка продолжал упираться в нижние зубы.
5) губы растянуть в широкую улыбку.
6) сомкнуть зубы на сколько позволяет соска.
7) с силой подуть удерживая губы в улыбке, как будто в «свисток». Слышится длительный звук ССС.
Повторить упражнение 5 раз.
Усложнение упражнения «Свисток»:
— Проделать это же упражнение с медленным выниманием соски изо рта к зубам и наружу.
Затем, учим ребенка самостоятельно выполнять упражнение надевая соску на собственный указательный палец ведущей руки.
Звуки «К, Г, Х» ставятся похожим, механическим способом, используя соску.
Нажимая на переднюю часть спинки язычка, продвинуть медленно немного дальше вглубь, пока не получится нужный звук. Использование механического метода прекращают тогда, когда ребенок запоминает расположение артикуляционных органов для произношения изучаемого звука.
Способы постановки звука [Ш]:
(подходит для исправление щечного произношения звука /Ш/). Упражнение «Подуем на горячий чай»
Надеть соски на указательные пальцы обеих рук. Ребенку предлагается выполнить «чашечку», одновременно поддерживая боковые края сосками предлагаем ребенку подуть на язычок, произнося звуки ТШШШШ длительно. Только когда боковые края языка перестанут провисать можно приступить к постановке изолированного звука /Ш/
Способы постановки звука [Р]:
1 способ
—Упражнение «Подуем на грибок».
Выполняется в 3 приема:
1) Надеть соски на указательные пальца обеих рук.
2) Присосать язык к твердому небу («Грибок»)
3) Подставить соски под боковые края языка («под шляпку гриба»)
4) Сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 5) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Это способствует вызыванию вибрации кончика.
Усложнение упражнения:
— проделать это же упражнение с медленным выниманием одной соски изо рта.
— учим ребенка самостоятельно выполнять упражнение надевая соски на собственные указательные пальцы.
2 способ
—Упражнение «Моторчик».
Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Соской осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево.
В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда (в нашем случае заменитель зонда – резиновая соска).
3 способ
постановки звука [Р]:
(Постановка звука [Р] при слабой воздушной струе).
Особенность способа в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой.
Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями.
Время на постановку звука уменьшается вдвое.
Очень важно научить детей правильно произносить и различать звуки родного языка, и также, необходимо формировать у детей четкие представления о звуковом строении слова. Для решения этих задач мы используем различные игры и пособия.
На этапе автоматизации звука в словах и фразе мы используем пособие «Звуковой домик». Домик достаточно большого размера, что позволяет использовать его на фронтальных занятиях. Звуковой домик состоит из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» — по 3 «этажа», сверху (под крышей), находятся схемы, показывающие место звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова) и набор слов-картинок с автоматизируемым звуком (в начале слова; в середине слова и в конце слова).
Игра «Засели домик».
Цели: автоматизировать поставленный звук, определять место автоматизируемого звука в словах-картинках и соотносить их с соответствующими схемами. Ход игры. Можно проводить игру индивидуально или с группой детей. Взрослый просит ребёнка разложить все слова-картинки по своим «квартирам». Затем назвать все слова-картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. После того как все картинки разложены по своим местам можно предложить ребёнку выполнить ещё ряд заданий:
• «Угадай, чего не стало».
Ребёнок закрывает глаза, взрослый накрывает любую картинку пустой карточкой. Ребёнок должен вспомнить и назвать накрытую картинку.
• «Подружи слова».
Ребёнок должен составить как можно больше пар из данных картинок, обосновывая свой выбор. Например: ландыш и лук — это растения.
• «Выбери картинку и составь предложение».
Составить предложение и проанализировать: сколько слов; какое слово первое, какое второе и т.д.
Данное пособие помогает в игровой форме не только автоматизировать звуки, но и формировать фонематические представления.
Ещё один вариант звуковых домиков. Игра состоит из трёх крыш с графическими схемами места звука в слове и набора картинок-кирпичиков со звуками: С, Ш, Р, ЛЬ, Л в разных позициях (начале, середине и конце слова). Играем в неё на индивидуальных занятиях с детьми на этапе автоматизации того или иного звука. Цели: автоматизация звука С, формирование фонематических представлений. Игра состоит из трёх крыш с графическими схемами места звука в слове и набора картинок-кирпичиков со звуком С в разных позициях (начале, середине и конце слова). Ход игры. Играть можно как индивидуально, так и с группой детей. Перед ребёнком выкладываются крыши домиков с графической схемой места звука в слове. Отдельно располагаются картинки – кирпичики. Ребёнок берёт картинку – кирпичик, называет её и определяет, где в слове находится заданный звук. Затем кладет картинку-кирпичик под подходящую крышу, тем самым выстраивая дом.
Следующая идея подсмотрена у детских аниматоров. При проведении праздников они используют ткань бифлекс с отверстиями разной величины. Эта ткань очень хорошо тянется. Этот нестандартный материал мы используем для проведения подвижных игр с детьми решая при этом свои коррекционные задачи.
Игра «Запомни. Повтори».
Цель игры: развивать фонематическое восприятие. Ход игры. В игре принимают участие все дети группы. Ткань за уголки натягивается вертикально. Педагог четко и медленно проговаривает дорожку из трёх слогов. Например: ма-мы-мо. Кто из детей четко и правильно повторяет дорожку слогов, то пролезает в отверстие-окошко.
Игра «Раз, два, три слово назови».
Цель игры: подбирать слова на заданный звук. Ход игры. В игре принимают участие все дети группы. Ткань за уголки натягивается вертикально. Педагог называет звук и просит детей подобрать как можно больше слов с этим звуком. Ребёнок, правильно подобравший слово, пролезает в окошко.
Можно использовать это пособие как сюрпризный момент в занятии. Например, как необычный проход в «Страну гласных звуков». Кто назвал слово, которое начинается на гласный звук, тот проходит в окошко и оказывается в волшебной стране.
В заключении хочется отметить, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов, форм работы предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, мотивацию. Следовательно, повышает эффективность логопедической работы в целом.
1.Волкова Л.С. и др. Логопедия. — М.: Просвещение, Владос, 1995.
2.Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1987.
3.Ильякова Н.Е. Звуки «Ш» «Ж», я вас различаю! Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. — М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
4.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: Просвещение, 1988.
Автоматизация звуков в речи ребенка
николаева елена
Автоматизация звуков в речи ребенка
Многих детей, обучающихся у логопеда,объединяет одна проблема: поставленные звуки очень долго автоматизируются в речи. Т. е. изолированно звук ребенок уже может произносить, а в свободной речи звук не употребляет, или употребляет только по напоминанию родителей или логопеда; не все могут научиться слышать свою речь, правильно ее воспринимать. Период автоматизации звука является важным в коррекции звукопроизношения и случается так, что растягивается на месяцы, а то и годы.
Этапу автоматизации в логопедической работе отводится достаточно продолжительное время.
Очень важно, чтобы родители не только обратили внимание на особенности развития своего ребенка, но и сумели принять их. Что значит принять? Принять –это сказать себе и близкому окружению: «Да, у моего ребенка есть особенности, и я хочу ему помочь». Принять – значит протянуть своему ребенку руку помощи, вселить в него уверенность в собственные силы, нацелить на успех. Нам, взрослым, необходимо научиться с уважением относится к индивидуальным особенностям и потребностям ребенка, и тогда помощь, оказываемая взрослым, будет эффективной и своевременной.
Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно при продолжительном и многократном повторении. Постепенно повышать темп речевых упражнений. От неторопливого утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, а затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, чистоговорок.
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Можно использовать компьютерные технологии и разнообразные печатные и словесные дидактические игры. Конечно, у родителей нет специально приобретенных карточек, игр на закрепление звукопроизношения, но самое главное ребенок должен чувствовать, что занятия – не скучная, неизбежная повинность, а интересное увлекательное дело. Учитывая это, необходимо превратить сложнейший процесс автоматизации звука в игру, используя наглядность и специально подобранный речевой материал. Например, можно нарисовать вертолет и сказать ребенку: «Набери полную грудь воздуха, заведи мотор и посади вертолет точно на аэродром». Ребенок приложит максимум усилий, для того чтобы его вертолет долетел до аэродрома.
Автоматизируя звук, необходимо развивать все стороны речи ребенка. Это дает дополнительный материал для игр и их разнообразия.
В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико-грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим педагог (взрослый)
должен:
— нацелить ребенкаперед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»
;
— постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т. д.,артикуляционной или жестовой подсказкой:
• губы «в улыбке»
или кисть руки внизу;
• губы «рупором»
или кисть руки поднята вверх;
— отметить качество произношения во время общей оценки ответа;
— следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре и т. д.)
— стараться отсрочить контроль за звуками, чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности общения («Какую интересную историю ты мне рассказал! Петя тоже хочет ее послушать. Повтори для него, но помни, что ты должен вместе с ним последить за звуком»);
Скорость введения звуков в речизависит прежде всего:
1. От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков. Дизартрия-это логопедический термин и говорит о нарушении или недостаточной чувствительности мышц, которые отвечают за работы органов артикуляции. Т. Е. нервная клетка, которая обеспечивает движения данной мышцы еще не достаточно созрела, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. Преодоление дизартрии требует длительного периода, но результат будет.
2. От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.
3. От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности, т. е. самоконтроля и сознательном управлении своими действиями.